Синтаксические теории 20 21 вв кратко

Обновлено: 05.07.2024

(от греч. σύνταξις — построение, порядок) — 1) характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц; 2) раздел грамматики, изучающий процессы порождения речи: сочетаемость и порядок следования слов внутри предло­же­ния, а также общие свойства предложения как автономной единицы языка и высказывания как части текста.

Перелом в принципах синтаксического анализа зафиксирован в сочинениях Аполлония Дискола (3 в.). Синтаксис Аполлония Дискола имел морфологическую основу. Его исходным пунктом было слово. Синтаксис заключался в описании связей слов и форм слов (падежей) в предложении. Этим было положено начало синтаксису частей речи. Специально системы синтаксических понятий Аполлоний Дискол не предложил. Если античные философы 5—1 вв. до н. э. формулировали свои положения в терминах, обнаруживающих логико-синтаксический (речемыслительный) синкретизм, то синтаксическая терминология Аполлония Дискола сблизи­лась с морфологической. Различия в ориентации между этими подходами к синтаксису (на универсальные формы мышления или на специфические для конкретных языков морфологические категории), а соответственно также в исходной единице анализа (предложение или слово) и его направлении (от формы к содержанию или наоборот) в существенной мере предопределили особенности синтаксических концепций в лингвистике после приобретения ею автономности (см. Филология). Поскольку предложение, наряду с формально-грамматической организацией, обладает логическим, психологическим и коммуникативным аспектами, синтаксические концепции различаются также и по тому, какому из этих аспектов придаётся ведущая роль. Общее движение синтаксической мысли следовало в направлении от логической к психологической, затем к формально-грамматической концепциям, от которых повернуло к теориям коммуникативным, семантическим и прагматическим.

В конце 19 в. в связи с пробуждением интереса к национальной специфике языков и исследованием прежде всего морфологии, синтаксис стал определяться как учение о функциях в предложении классов слов. Синтаксис частей речи был продолжением морфологии. В нём основное внимание было сосредоточено на способности слов к распро­стра­не­нию и на структуре словосочетания, разно­вид­но­стью которого считалось и предложение (Ф. Ф. Фортунатов). За пределами синтаксиса частей речи оставались все явления, характеризующие предложение как целостную единицу. Они описывались в своего рода приложении к синтаксису частей речи, органически с ним не связанном. Стремясь преодолеть непосле­до­ва­тель­ность в членении грамматики, Й. Рис определил синтаксис как учение о сочетаниях слов, описываемых со стороны формы и содержания. Он противопоставлял синтаксису учению о слове. Это общее направление было продолжено В. Матезиусом, определившим синтаксис как учение о средствах и способах комбинации номинативных единиц. Интерес к сочетательным потенциям слова послужил толчком к возникновению учения о синтаксических валентностях (Л. Теньер). В этом же духе представ­ля­ли себе предмет и задачи синтаксиса и другие лингвистические школы 1‑й половины 20 в.

Сторонники формальной и структурной грамматики понимают синтаксис прежде всего как учение о комбинаторных (валентностных, реляционных, дистрибутивных) потенциях слова — синтагма­ти­че­ский синтаксис. Дескриптивисты (см. Дескриптивная лингвистика) видели цель синтаксиса в изучении аранжировки слов (или морфем) в высказывании (или тексте) — дистрибутивный синтаксис. Вариантом дистрибутивного синтаксиса является тагмемика К. Л. Пайка, в которой акцент перенесён на понятие синтаксической позиции ( slot ). Синтаксис предложения оставался наименее разработанной областью структурной лингвистики вплоть до конца 50‑х гг. 20 в., когда он занял центральное положение в теории порождающих грамматик (см. Генеративная лингвистика, Матема­ти­че­ская лингвистика), в которых была сделана попытка объединить все уровни и компонен­ты языковой структуры без чёткой их дифференциации в единый процесс создания предложения. Порождение предложения начина­лось с его так называемой глубинной структуры, представляемой в виде дерева зависимостей. В ходе развития теории и практики порожда­ю­щих грамматик понятие глубинной структуры постепенно семантизовалось и превратилось в понятие семантической репрезентации предложения. Порождение предложения приняло вид поэтап­но­го преобразо­ва­ния семантической репрезентации в реальную поверх­ност­ную структуру и этой последней в конкретное высказы­ва­ние.

С конца 60‑х гг. 20 в. центр тяжести в синтаксисе начал перемещаться с предложения (модели предложения) как закреплённой в языке структуры к изучению прагматических и семантических свойств высказывания как единицы речи. В этой связи особое значение стало придаваться отрица­тель­но­му материалу — ограничениям на сочетаемость слов внутри высказывания и высказываний внутри текста.

В 60—80‑х гг. 20 в. наметились следующие тенденции развития синтаксиса:

от изучения формы к исследованию содержания синтаксических единиц, в частности отношения предложения к обозначаемой им ситуации (так называемый семантический синтаксис);

выход за пределы предложения в область дискурса, текста (анализ сверхфразовых единств, абзаца, целостных текстов);

от языка к речи (исследование коммуникативных установок и условий употребления речевых произведений);

от объективных характеристик предложения к субъективной интерпретации выска­зы­ва­ний (изучение косвенных речевых смыслов);

от статического синтаксиса к динамическому (изучение процессов функционирования и преобра­зо­ва­ния единиц синтаксиса);

от правил сочетания (формации) к правилам порождения (трансформации). Эти тенден­ции укрепили связи синтаксиса с семантикой, словообразованием, логикой, прагматикой, стилистикой и теорией коммуникации.

В советских синтаксических исследованиях 60—80‑х гг. 20 в. особенно активно изучаются систем­ные связи в синтаксисе (Т. П. Ломтев, Шведова, О. И. Москальская и другие), функцио­наль­ные характе­ри­сти­ки явлений и единиц синтаксиса (Г. А. Золотова, А. В. Бондарко, Н. А. Слюсарева и другие), разгра­ни­чи­ва­ют­ся структурный (конструктивный, потенциальный) и коммуникативный (актуаль­ный, логико-грамматический) аспекты (уровни) предложения (К. Г. Крушельницкая, В. З. Панфилов, И. П. Распопов, И. И. Ковтунова, И. Ф. Вардуль и другие), автономные синтакси­че­ские структуры пред­став­ля­ют­ся в виде формул (схем) предложения и их реализаций (Шведова, Ломтев, В. А. Белошапкова и другие), формулируются правила синтакси­чес­кой деривации (В. С. Храковский, Л. Н. Мурзин и другие), выявляются законо­мер­но­сти синтаксиса разговорной речи (Шведова, О. А. Лаптева, Е. А. Земская, Е. Н. Ширяев, О. Б. Сиротинина и другие), разрабатываются логико-семанти­че­ские аспекты синтаксиса (В. Г. Адмони, Н. Д. Арутюнова, В. Г. Гак, Ю. С. Степанов, О. Н. Селиверстова, Е. В. Падучева, И. П. Сусов, Г. Г. Сильницкий, И. М. Богуславский и другие), изуча­ет­ся синтаксическая типо­ло­гия языков (А. С. Чикобава, Г. А. Климов, А. Е. Кибрик, Храковский, В. П. Недялков и другие), в синтаксис вводят­ся акцентные и интонационные параметры (Е. А. Брызгунова, С. В. Кодзасов, Т. М. Николаева).

Синтаксис связан со структурой мышления, нормами коммуникации и обозначаемой действитель­ностью. Логический и коммуникативный аспекты синтаксиса делают его наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений и отражения (интерпретации) в структуре предложения внеязыковой данности национально специфичны. Вслед­ствие этого структура предложения часто принимается за основу типологической классификации языков (ср. языки эргативного, номинативного, активного, инкорпорирующего и др. строя).

Итак, синтаксис – часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово. Традиционно единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. Однако не любое сочетание слов является словосочетанием, а только тех слов, которые связаны друг с другом синтаксической связью. Предложение же может состоять даже из одного слова, если оно выполняет коммуникативную функцию и является предикативной единицей, то есть актуализировано посредством указания на время и наклонение. Именно этим отличается слово весна как номинативная единица от коммуникативной единицы – предложения Весна!. В предложении в настоящем времени опущен глагол-связка есть, который, указывая на настоящее время и изъявительное наклонение, вписывает высказывание в контекст речевой ситуации, актуализирует его. Некоторые лингвисты говорили о том, что слово – единица языковой системы, а предложение выходит за пределы языковой системы в речь, в область языкового творчества.

Л. Теньер

2. Синтаксис и лексика.

Н. Хомский

Позднее лингвисты обратили внимание на то, что лексическое наполнение синтаксических структур (то есть выбор слов для предложения) очень важно. Ноам Хомский, например, говорил, что искренность может испугать мальчика, но обратное неверно: мальчик не может испугать искренность. Это позволяет сделать вывод, что значение оказывает серьезное, можно сказать, решающее влияние на синтаксические структуры.

Синтаксическая структура предложения определяется грамматическими свойствами входящих в него слов. Интерес к категориальной семантике позволил построить новую синтаксическую теорию в свете тесного взаимодействия синтаксиса и лексики.

Описание некоторых синтаксических теорий

1. Формальный синтаксис.

Самая простая и очевидная теория синтаксиса представляет собой список всех правильных предложений какого-либо языка. Еще античная грамматическая традиция предлагала перечисление схем и образцов предложений как способ описания синтаксических структур. Каждое предложение может быть представлено в виде схемы – перечня членов предложения и их связей. Сами предложения классифицируются в зависимости от их формы: предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные и т.д. Сложноподчиненные предложения, например, группировались по характеру союзов и союзных слов без последовательного и строгого учета содержания. Формальный синтаксис в русской лингвистической традиции был представлен в трудах ученых фортунатовской школы: М.Н. Петерсона, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова. В школьных учебниках вплоть до нашего времени представлена логико-грамматическая классификация предложений, которую обыкновенно связывают с именем Ф.И. Буслаева.

2. Структурный синтаксис.

Э. Бенвенист

В первой половине XIX в. в лингвистике восторжествовал структурный подход к изучению языка. Стремление приблизить лингвистику к точным наукам способствовало появлению теорий, которые могли бы объективно описать сложное, многоуровневое устройство языка, объяснить взаимосвязь языковых единиц. Торжеством структурного подхода явилось создание особой науки – фонологии, которая объясняла устройство и функционирование фонетической системы языка. Морфология и лексика в большей или меньшей степени также использовали структурный метод. С синтаксисом дело обстояло сложнее. Во-первых, синтаксические единицы представляли собой открытый список, то есть все возможные предложения невозможно пересчитать и описать. Во-вторых, многие лингвисты не рассматривали синтаксис в рамках структурного описания языковой системы, так как синтаксис представлял уже языковое творчество, использование готовых единиц языка в речи. Эмиль Бенвенист, например, исключая синтаксический уровень из языковой системы, обращал внимание на главное свойство предложения – способность выполнять коммуникативную функцию, на актуализацию синтаксической структуры в контексте речевой ситуации.

Однако следует обратить внимание на одну интересную попытку описания синтаксиса в рамках структурного направления, представленную в работе французского ученого Люсьена Теньера. В отличие от других структуралистов, он говорил о важности, первичности синтаксиса в языке. Основа структурного синтаксиса – синтаксическая связь элементов. Построить предложение – значит вдохнуть жизнь в аморфную массу слов, установив совокупность, иерархию синтаксических связей. Теньер был преподавателем иностранных языков и писал методические пособия для своих слушателей. Он говорил о том, что наряду с линейным синтаксисом, то есть порядком следования единиц в предложении, есть структурный синтаксис, то есть иерархия единиц. Структурный порядок многомерный, т.к. каждый управляющий элемент может иметь несколько подчиненных. Центр любого предложения – глагол. Глагол описывает действие, то есть выражает маленькую драму. При глаголе могут быть действующие лица (актанты) и обстоятельства – места, времени, способа и пр., в которых развертывается процесс (сирконстанты). Глаголы обладают разным числом актантов. При глаголе может не быть действующих лиц, это безактантный (безличный глагол – вечереет) глагол. При глаголе может быть только одно действующее лицо, это одноактантный глагол (непереходный – Альфред падает). При глаголе может быть два действующих лица, это двухактантный глагол (переходный – Альфред бьет Шарля). При глаголе может быть три действующих лица, это трехактантный глагол (Альфред дает Шарлю книгу). Способность присоединять актанты называется валентностью глагола.

3. Коммуникативный синтаксис.

В. Матезиус

Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Коммуникативный синтаксис предлагает описывать синтаксические структуры исходя из их значения, а не формального строения.

Синтаксис связан с мышлением, процессом коммуникации и обозначаемой окружающей действительностью. Коммуникативные функции синтаксических структур одинаковы в языках мира, что делает синтаксис наиболее универсальной частью структуры языка. Вместе с тем способы выражения синтаксических отношений в каждом языке представляют языковую специфику. Функциональный синтаксис позволяет описать структуры, которые используются в языке для выражения просьбы, приказа, восхищения и др.

В рамках коммуникативного подхода к синтаксическим единицам была сформулирована теория актуального членения предложения. В зависимости от актуальности, важности того или иного содержания, значения для коммуникации, предложение можно разделить на две части. Одна часть – самая главная, обязательная для существования предложения, – называется рема. Без нее предложение утрачивает смысл. Рема – компонент коммуникативной структуры, который конструирует речевой акт. Другая часть предложения – необязательная, представляющая как бы фон ремы, – это тема.

Очевидно, что в разговорной речи, в диалоге часто используются синтаксические структуры, состоящие только из ремы – главной части предложения. В связи с этим стала разрабатываться проблема эллипсиса, то есть стала обсуждаться возможность убрать из предложения части, неактуальные для данной коммуникативной ситуации. Таким образом, теория актуального членения позволила разрабатывать вопросы синтаксиса разговорной речи, особенности синтаксических структур диалога, проблемы эллипсиса и др.

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 2001.

2. Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Бенвенист Э. Общая лингвистика. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ. 1998. С.129–140.

3. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.

4. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения. // Пражский лингвистический кружок. М.: Прогресс, 1967.

О.А. ВОЛОШИНА,
канд. фил. наук,
МГУ,
г. Москва

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху.

Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц и прежде всего предложения. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие — с их структурой (строением). Трудно установить систему аспектов (их иерархию), но несомненно, что основными аспектами являются структурный и семантический, отражающие строение и значение синтаксических единиц. Причем наиболее доступными для наблюдений оказываются структурные свойства синтаксических единиц, в то время как семантические (смысловые) свойства, находящие выражение в средствах построения синтаксических единиц, являются глубинными.

В современных синтаксических теориях эти аспекты послужили основой для формирования направлений, в которых рассматривается избирательно какая-либо одна сторона (иногда две и более) синтаксических единиц. Большое количество аспектов привело к тому, что современный период развития синтаксической теории характеризуется невиданным ранее обилием систем и концепций.

В работах представителей различных направлений нет еще установившейся системы терминов: один и тот же термин может обозначать разные понятия и, наоборот, одно и то же понятие нередко обозначается разными терминами. Поэтому в некоторых случаях будем указывать разные термины как синонимичные, хотя нередко за разными обозначениями явлений скрываются и различия в трактовке их.

Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц. Возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-то свойств единиц синтаксиса.

Вопросы сравнительно-исторического языкознания, проблемы синтаксиса словосочетания, предложения, периода. Ломоносов отмечает разную степень грамматической обобщенности и абстрагирования словосочетаний, подчеркивает зависимость синтаксических связей от семантики компонентов. Впервые в русском языкознании разрабатывается проблема связи и взаимодействия языка и мышления, вопрос о языке как средстве общения.

Логико-грамматическое направление

Отождествление основных логических и грамматических категорий, исходящее из общих законов формальной логики. Определение предложения сводилось к логическому суждению.

Выделение и описание (хотя и не всегда последовательное) основных синтаксических единиц, определение системы сложных предложений, описание строения простого предложения, система членов предложения и т. д.

Грамматические труды оказали большое влияние на изучение синтаксического строя русского языка, во многом определили систему изложения синтаксиса в школьных учебниках.

Сравнительно-историческое и психолого-лингвистическое направления (50—70-е гг.

Критический анализ основных положений логико-грамматической концепции. Вместо логического суждения в основу предложения Потебня кладет психологическое суждение и выясняет соотношение психологических и грамматических категорий. Намечает некоторые тенденции развития синтаксического строя русской речи (главной считает увеличение противоположности между именем и глаголом).

Формально-грамматическое направление (вторая половина ХIХ – нач. ХХв.)

Обостренное внимание к формальной стороне языка. Глубокий анализ явлений языка. Последовательное проведение мысли о переходном характере многих синтаксических явлений.

Внимание к словосочетанию как к основной единице синтаксиса. (Предложение рассматривалось как разновидность словосочетания, Учение о членах предложения было заменено на учение о формах связи слов в предложении.)

ОБОБЩЕНИЕ (середина ХХ в.)

В фундаментальном труде академика А.А. Шахматова обобщается то, что было сделано до него, и намечаются дальнейшие перспективы исследования синтаксического строя русского языка. Богатый фактический материал объясняется в историческом и логико-психологическом аспектах. Много внимания уделяется формальным признакам синтаксических явлений (хотя ученый и отказался от чисто формального подхода).

Издание академической грамматики - важное событие в развитии русского синтаксиса. В двух томах, посвященных синтаксису, обобщен обширный языковой материал, дающий представление о различных конструкциях современного русского языка.

современные синтаксические теории

Представители, труды

Основные положения

Логический аспект изучения синтаксиса

Язык и общество. - М., 1970; Панфилов В.З. Грамматика и логика. - М., 1963;

В современной грамматической литературе широко используются термины логики (субъект, предикат и др.). Логический аспект тесно связан с конструктивным синтаксисом, т. к. мысли выражаются через те или иные структурные схемы предложения и степень членимости мысли определяет степень синтаксической членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения.

Структурный (конструктивный) аспект изучения синтаксиса

Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970

Специфика – внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их структурных схем. Одна из важнейших задач - составление полного списка структурных схем.

Коммуникативный аспект изучения синтаксиса

Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970; Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976;

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

Золотова Г.А., Онищенко Н.К., М.Н. Сидорова Коммуникативная грамматика русского языка – 2-е изд. – М., 2004.

Структурно-семантическое направление

В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов Современный русский язык, ч. ІІІ. Синтаксис. Пунктуация. М., 1981;

Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. / П. П. Шуба, И. К. Германович, Е. Е. Долбик и др.; Под ред. П. П. Шубы. – Мн., 1998;

В. В. Бабайцева, Г. Г. Инфантова, Н. А. Николина, И. П. Чиркина Современный русский язык, ч. ІІІ Синтаксис. Ростов на Дону, 1997.

Н. С. Валгина, Синтаксис современного русского языка. – М., 2003.

Е.С. Скобликова Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): учебное пособие. – М., 2006.

П.А. Лекант Синтаксис простого предложения в современном русском языке – 3-е изд. – М., 2004.

Это очередной этап эволюции традиционного языкознания. Синтаксические явления рассматриваются в единстве формы и содержания. Основные теоретические посылки:

- взаимообусловленность языка, мышления и действительности, языка и речи;

- развивающаяся и совершенствующаяся природа языка;

- диалектическое единство структуры и семантики языка;

- системность языкового строя;

- многоаспектность языковых единиц;

- проявление свойств синтаксических единиц в синтаксических связях и отношениях;

В лингвистика, синтаксис ( / ˈ s ɪ п т æ k s / ) [1] [2] это набор правил, принципов и процессов, которые регулируют структуру фразы (структура предложения) в данном язык, обычно включая порядок слов. Период, термин синтаксис также используется для обозначения изучения таких принципов и процессов. [3] Цель многих синтаксиков - открыть синтаксические правила общий для всех языков.

Содержание

Этимология

Последовательность подлежащего, глагола и объекта

Одно из основных описаний синтаксиса языка - это последовательность, в которой предмет (S), глагол (V), и объект (O) обычно появляется в предложениях. Более 85% языков обычно ставят предмет на первое место в последовательности SVO или последовательность SOV. Другие возможные последовательности: VSO, VOS, OVS, и OSV, последние три из которых встречаются редко. В большинстве генеративных теорий синтаксиса эти поверхностные различия возникают из-за более сложной структуры словосочетаний, и каждый порядок может быть совместим с множественными производными.

История ранних веков

На протяжении веков структура, известная как grammaire générale (впервые изложено в 1660 г. Антуан Арно в книге с тем же названием) преобладала работа в синтаксисе: в качестве основной предпосылки предполагалось, что язык является прямым отражением мыслительных процессов и, следовательно, существует единственный, наиболее естественный способ выражения мысли. [ нужна цитата ]

Однако в 19 веке с развитием историко-сравнительное языкознание, лингвисты начали осознавать явное разнообразие человеческого языка и подвергать сомнению фундаментальные предположения о взаимосвязи между языком и логикой. Стало очевидно, что не существует наиболее естественного способа выразить мысль, и поэтому логика больше нельзя было полагаться на основу для изучения структуры языка. [ нужна цитата ]

Теории

Существует ряд теоретических подходов к дисциплине синтаксиса. Одна школа мысли, основанная на трудах Дерек Бикертон, [7] рассматривает синтаксис как раздел биологии, поскольку он рассматривает синтаксис как изучение лингвистических знаний, воплощенных в человеческом разум. Другие лингвисты (например, Джеральд Газдар) взять еще Платонизм вид, поскольку они считают синтаксис изучением абстрактного формальная система. [8] Третьи (например, Джозеф Гринберг) считают синтаксис таксономическим устройством для достижения широких обобщений между языками.

Грамматика зависимостей

Грамматика зависимостей - это подход к структуре предложения, при котором синтаксические единицы располагаются в соответствии с отношением зависимости, в отличие от отношения избирательного округа грамматики фразовой структуры. Зависимости - это направленные связи между словами. (Конечный) глагол рассматривается как корень всей структуры предложения, а все остальные слова в предложении прямо или косвенно зависят от этого корня. Вот некоторые известные теории синтаксиса, основанные на зависимостях:

Люсьен Тесньер (1893–1954) широко известен как отец современных основанных на зависимостях теорий синтаксиса и грамматики. Он категорически возражал против бинарного деления предложения на предмет и предикат это связано с грамматиками его времени (S → NP VP) и остается в основе большинства грамматик структуры фраз. Вместо этого разделения он поставил глагол как корень всей структуры предложения. [9]

Категориальная грамматика

Грамматика, примыкающая к дереву категориальная грамматика, которая частично добавляет древовидные структуры в категории.

Стохастические / вероятностные грамматики / теории сетей

Теоретические подходы к синтаксису, основанные на теория вероятности известны как стохастические грамматики. Одна из распространенных реализаций такого подхода использует нейронная сеть или коннекционизм.

Функциональные грамматики

Функционалистские модели грамматики изучают взаимодействие формы и функции, выполняя структурный и функциональный анализ.

Генеративная грамматика

Гипотеза генеративной грамматики состоит в том, что язык - это биологическая структура. Разница между структурно-функциональной и порождающей моделями состоит в том, что в порождающей грамматике объект помещается в глагольную фразу. Генеративная грамматика предназначена для описания всего человеческого языка и предсказания того, будет ли какое-либо высказывание на гипотетическом языке звук правильный говорящему на этом языке (в отличие от конструкций, которые не использует человеческий язык). Такой подход к языку был впервые предложен Ноам Хомский. Большинство генеративных теорий (хотя и не все) предполагают, что синтаксис основан на конститутивной структуре предложений. Генеративные грамматики относятся к числу теорий, которые фокусируются в первую очередь на форме предложения, а не на его коммуникативной функции.

Среди многих генеративных теорий лингвистики теории Хомского:

    (TG) (Оригинальная теория порождающего синтаксиса, изложенная Хомским в Синтаксические структуры в 1957 г.) [10] (GB) (пересмотренная теория в традиции ТГ, разработанная в основном Хомским в 1970-х и 1980-х годах) [11] (МП) (переработка теории вне рамок ГБ, опубликованная Хомским в 1995 г.) [12]

Другие теории, берущие свое начало в генеративной парадигме:

Когнитивные и основанные на использовании грамматики

Основа когнитивной лингвистики проистекает из порождающая грамматика, но придерживается эволюционный скорее, чем Хомский лингвистика. Когнитивные модели часто распознают порождающее предположение, что объект принадлежит глагольной фразе. Когнитивные рамки включают:

Читайте также: