Синонимия составных сказуемых кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи
Цель: познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей.

Материал для наблюдения
1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

Сравните два отрывка.
2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась всё нестерпима, и неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

Ответим на вопросы:
Чем отличаются эти отрывки?
(первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные)
Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А.С.Пушкину? Обоснуйте своё мнение.
(А.С.Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремиться передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

Слово учителя (теоретический материал).
Богатство языка зависит от имеющихся в нём синонимичных средств, передающих по-разному одну и ту же ситуацию. В синонимичные отношения вступают разные языковые единицы: слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции: распродажа – аукцион, слегка вздрагивать – дрожать, вдрызг – на мелкие части, был прекрасный январский день – был прекрасный день января, написал рассказ – когда рассказ был написан.

Ответим на вопросы:
Что выступает в этих текстах в качестве синонимов?
(простые и сложные предложения)
Чем второй текст отличается от первого по смыслу?
(В первом тексте в центре внимания находится Олег Павлович, его волнение, связанное с воспоминаниями, внутренняя напряжённость. Во втором – автор-повествователь, осмысливающий услышанную от собеседника информацию о военном детстве.)

Синонимия возможна между придаточной частью и причастным и деепричастным оборотом; придаточной частью и однородными сказуемыми.
Упражнение 2. Замените сложноподчинённые предложения синонимическими синтаксическими конструкциями.
Когда Матрёна умерла, все отзывы золовки о ней были неодобрительны.
(Матрёна умерла, и золовка отозвалась о ней неодобрительно. После Матрёниной смерти золовка отозвалась о ней неодобрительно).
Когда он сел на уступленное ему место, соседи заметно отодвинулись от него.
(Он сел на уступленное ему место, а соседи отодвинулись от него. Сев на уступленное ему место, он заставил соседей отодвинуться.)
Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше.
(Зощенко, который был оптимистом по натуре, надеялся, что его рассказы сделают людей лучше. Зощенко – оптимист по натуре – надеялся на благотворное влияние своих рассказов на людей.)

Таким образом, после замены сложных предложений на простые и наоборот, мы можем сделать вывод о том, что придаточная часть чётко устанавливает временные отношения между первым и последующими действиями. А однородные сказуемые сообщают о последовательных действиях.

Ещё одним типом синтаксической синонимии является синонимия простых предложений (двусоставных и односоставных): Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима; Не сделать это задание вовремя (безличное). – Не сделаем это задание вовремя (обобщённо-личное)

(Вокруг разлит душный воздух, виднеется дым лучины. Под ногами разбросан сор. Сор лежит и на лавках. По углам повисла паутина, напоминающая снежные узоры . Полати закоптели, а из еды есть только чёрствый хлеб и вода. Об огромной нужде говорят кашель пряхи и детский плач. Этим людям судьба уготовила мыкать горе, тяжело и много трудиться и жить в постоянной нищете.)

- Что произошло с текстом стихотворения после подобной переделки?
(У И.С.Никитина почти всё стихотворение – это одно сложное бессоюзное предложение, состоящее из нескольких простых номинативных предложений. Именно номинативные (назывные) предложения помогают активизировать чувственные представления. Читатель как бы оказывается внутри изображаемой ситуации и острее воспринимает нужду героини стихотворения. Двусоставные же предложения передают информацию о бедности героини как бы со стороны.)

Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала
К данным словосочетаниям подберите синонимы. Запишите их.
Золотая клетка, железные нервы, горы Кавказа, прочная дружба.
2) Замените простые предложения сложными.
а) Между деревьями я разглядел пугливого зайца, суетившегося на протоптанном за ночь пяточке. б) Дорога, испещрённая солнечными пятнами, вывела меня из леса к перепаханному полю.

3) Замените предложения с обособленными обстоятельствами предложениями с однородными сказуемыми:
а) В прибрежных камышах порхают, качая онемевшие стебли, ушлые синицы. б) Проходя мимо тихих деревенек, мы с гордостью замечали многочисленные огоньки в окнах домов. в) Присев около него на табуретку, я почувствовал нестерпимую грусть и боль.

4) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в тексте изменения.
Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, сто в печах будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

Использование синтаксической синонимии, приёма исключения дополнительной информации как способа сжатия текста
Задание1: перестройте фрагмент текста, используя придаточные предложения и частичное исключение информации.
(1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки. (2)Вспышки лучше всего видны в свете линии Н, хотя иногда они хорошо заметны и в белом свете. (3)В годы максимума активности может быть около десяти вспышек в сутки, а в минимуме на протяжении многих месяцев их может не быть ни одной.
(4)Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (5)Размеры области, охваченной вспышкой, меньше 1000км.(74 слова)
(1)Одним из наиболее мощных и быстрых во времени проявлений солнечной активности являются солнечные вспышки, которые лучше всего видны в свете линии Н, иногда хорошо заметны в белом свете.(2)В годы максимума активности их может быть около десяти в сутки, а в минимуме многие месяцы может не быть совсем.
(3) Чаще всего вспышки возникают в нейтральных областях между пятнами, имеющими противоположную полярность. (4)Размеры таких областей меньше 1000км.(66слов)

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Упражнение, направленное на совершенствование умений сокращать текст.
Задание: прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив: а)только значение крылатого выражения; б)только информацию об истории происхождения этого выражения.

Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.

Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.

В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.

Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными

Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.

Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:

Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов

Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:

  1. Бессоюзных и сложносочиненных:

    • Последовательность действий в БСП заменяется союзными конструкциями с И, ДА, А. Ветер колышет листву, шепчут столетние кроны. — Ветер колышет листву, и шепчут столетние кроны.
    • Антонимия передается использование союзов А, НО. Можно было двигаться дальше —машина сломалась. — Можно было двигаться дальше, но машина сломалась.

  2. БСП и СПП. Все конструкции с отношениями причины, следствия, времени, места, условия, цели тождественны БСП с соответствующими подчинительными союзами. Солнце встанет — разбужу детей. — Когда встанет солнце, разбужу детей.
  3. ССП и СПП. Не все типы сочинительных отношений способны к синонимии. Отношения чередования или выбора (или, либо, то..то..) не тождественны подчинению. При этом уступительные придаточные возможно заменить ССП с А, НО: Хотя надвигался ураган, капитан решил выйти в море. — Надвигался ураган, но капитан решил выйти в море.

Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).


Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.




-75%

На уроке изучается явление синтаксической синонимии, рассматриваются наиболее распространенные синонимические конструкции и примеры и средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений

Цель урока — рассмотреть явление синтаксической синонимии в его многообразии.

На ходе уроке вы научитесь:

  • выявлять синтаксические синонимы;
  • различать способы синонимической трансформации;
  • использовать средства синонимической трансформации словосочетаний и предложений.

Глоссарий по теме

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении.

Синтаксические синонимы – синтаксические единицы, разные по строению, но близкие по смыслу.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10 — 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Согласно Словарю лингвистических терминов Д. Э. Розенталя, синтаксические синонимы, или синонимические конструкции, — это конструкции, совпадающие по своему значению при различии формального построения, выраженные единицами одинакового синтаксического уровня. Синтаксические синонимы основываются на тождестве содержания и лексического состава, близости основного грамматического значения. В качестве синонимических конструкций можно использовать словосочетания с разными видами связи; односоставные и двусоставные предложения; разные виды сложных предложений; простые и сложные предложения; причастные и деепричастные обороты, заменяющие придаточные предложения; прямую и косвенную речь.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Установите соответствия между примерами предложений и характеристикой возможных синтаксических синонимов.

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Петя, за тобой пришли родители!

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Характеристика синтаксического синонима

Я не хочу играть в теннис.

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным безличным.

Петя, за тобой пришли родители!

Простое двусоставное предложение можно заменить односоставным неопределенно-личным.

Я расстроился, когда допустил ошибку в диктанте.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени можно заменить простым предложением с деепричастным оборотом.

Я перешел в новую школу и поразился: здесь никто не задавал домашних заданий.

Сложное бессоюзное предложение можно заменить сложноподчиненным.

Заполните пропуски в комментарии к предложениям с синтаксическими синонимами.

  1. Ребята обсудили сценарий концерта на Новый год и решили сделать ставку на чтение стихов с выражением.
  2. Обсудив сценарий новогоднего концерта, ребята решили сделать ставку на выразительное чтение стихов.

Во втором предложении однородные ___________ заменены на сказуемое и ___________, а словосочетания с ___________ заменены на словосочетания с __________.

Элементы для подстановки: подлежащие, деепричастный оборот, управлением, сказуемые, примыканием, глаголы, согласованием, причастный оборот.

сказуемые, деепричастный оборот, управлением, согласованием.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Соотнесите предложения с прямой речью со средствами, которые бы вы использовали для перевода прямой речи в косвенную.

Читайте также: