Синкретическое искусство это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одним из элементов первобытного художественного творчества является создание орудий труда.
Почти всё, что выходит из рук первобытного творца, даже самые заурядные бытовые предметы, имеет большую художественную ценность, но особое место принадлежит орудиям труда, на создании которых с древнейших времен воспитывалось эстетическое чувство первобытного мастера. Ведь эстетическое отношение к действительности формировалось в самом творческом освоении и преобразовании человеком материального мира. Оно выковывалось исторически, в труде, и значение орудий труда в развитии эстетического чувства было теснейшим образом связано с их основной, производственной функцией. Орудия труда были, вероятно, первыми произведениями прикладного пластического искусства. Усовершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры

В орудиях труда, как и во многих других произведениях первобытного человека, воплощены не только его техническая мысль, но и эстетический идеал. Совершенство этих изделий – результат не только технических, но и эстетических требований. Создателем верхнепалеолитических и неолитических орудий, как и орудий современных отсталых народов, руководило и руководит его художественное чутье, его понимание красоты, воспитанное многими тысячелетиями творческого освоения природы, изменения ее форм в процессе труда.

Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации.

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из большихблоков

. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Понятие древний мир, географические и хронологические рамки

Понятие "Древний мир": хронологические и географические рамки. Место древних цивилизаций в человеческой культуре. Синхронизация древних культур. Недифференцированность культуры как характерная особенность древних цивилизаций. Мифологическое мышление и пространственно-временные представления. Ритуал, миф и искусство.
Ранние формы искусства. Искусство палеолита: хронология, основные памятники (Ляско, Альтамира). Особенности монументального искусства: назначение, техника, масштаб, организация комплексов. Гипотезы о происхождении искусства. "Мобильное искусство". Мезолит: хронология, изменения в образе жизни человека. Микролиты. Петроглифы. Неолит: периодизация, различия в темпах развития северных и южных районов. Неолитические петроглифы. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Понятие "неолитической революции". Сиро-палестинчкий, анатолийский, месопотамский центры.




Дре́вний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации

Средиземноморье и Восток

Аккад, Ассирия, Айраратское царство, Атропатена, Британия, Вавилония, Великая Армения, Древняя Греция, Древний Египет, Древняя Македония, Древний Рим

Этрурия, Иберия, Иудейское царство, Ишкуза, Кавказская Албания, Карфаген, Колхида, Куш, Манна, Мидия, Палестина, Персия, Скифия, Урарту, Финикия,, Хеттское царство, Хорезм, Шумер, Азия Древняя Индия, Древний Китай

Арх-ра древнего Египта

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков. а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Синкретизм является основным качеством культуры, которое характеризует процесс перехода от биологического животного бытия к социокультурным формам существования разумного человека.

Синкретизм так же представлялся совокупностью культурных практик, религиозного взгляда и систем общественно-социальных символов.

Данный термин появился в античной культуре, но изучать это явление начали лишь в $19$ веке. Это объясняет тот факт, что ученые до сих пор не пришли к компромиссу по поводу его значения и его характеристики. Но когда дело доходит до анализа исторической базы культуры, искусства, религиозных процессов и всей духовной жизни общества, то обращаются к синкретизму.

Синкретизм выступает стержнем, на котором держится понимание, что вся деятельность первобытных людей, их общественная и культурная жизнь является чем-то единым для всех современных людей, объединяя их в нечто общее.

Синкретизм данного исторического состояния культуры считается естественным и закономерным, поскольку на первичном уровне системная целостность проявляет себя в нерасчленённом и аморфном виде.

Синкретизм следует отличать от синтеза, так как синтез по своей сути является слиянием объектов, которые существуют сами по себе и имеют самостоятельность. Синкретизм же является состоянием, которое предшествует разделению целого на элементы.

Характерные черты синкретизма

Характерными чертами синкретизма являются:

  • Проявления слитности человека с природой, где первобытный человек сопоставляет себя с животными, растениями, явлениями природы. С этими отождествлениями взаимосвязан особый для древней культуры феномен тотемизма, который в переводе с индейского языка племени оджибве, означает – его род, является верой в предков, который являет себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и т.д.
  • С синкретизмом связан и первобытный феномен анимизма, что в переводе с лат. означает – душа, является одушевлением природного мира и природных явлений, которые окружают первобытного человека. Вся деятельность человека полагается им в качестве порождения природы. Это устойчивое мировоззрения называют традиционалистским.
  • С развитием ремесел смогло вывести человека на новый уровень миропонимания, дало ему существенное осознание себя и природы, своеобразие своего бытия и бытия природы.

Готовые работы на аналогичную тему

Синкретизм проявляет себя в неразделенности подсистем культуры:

  1. материальной,
  2. духовной,
  3. художественной.

Духовная (идеальная) подсистема первобытной культуры представлялась на 2х уровнях работы человеческого сознания: мифологический и реалистический уровень.

Мифологическая подсистема была бессознательно-художественной способностью работы сознания.

Реалистическая подсистема была стихийно-материальным сознанием. С помощью этого сознания первобытные люди могли различать свойства природных предметов и явлений. Это обыденный, практический тип мышления. Это состояние преднауки.

К проявлению первобытного синкретизма относится художественная деятельность. Она правомерно включалась в материальные и производственные процессы.

Художественная деятельность превращала охоту в поэтически возвышенное действие, а игру в охоту реализовывала в качестве кровожадного ритуала. Из этого вытекает практика жертвоприношения. От степени сложности и опасности охоты повышалась ценность жертвы.

Еда становилась коллективной трапезой и была образом победы, силы, неся в себе праздничный характер. Морфологическая неразделенность так же относится к проявлению синкретизма. В это понятие входит нерасчленённость рода, вида, жанров искусства.

Первобытное художественное творчество представляло из себя песню-сказ-действо-пляску, как говорил А.Н. Веселовский. Зарождалась основная единица художественного мышления – метафора, которая представляла слитность всего сущего.

Если вас интересуют философские и культурологические проблемы, а также, если вы просто любознательный человек - заходите сюда!

Понятие "синкретизм" не самое популярное в народе, оно не относится к повсеместно употребляемым. Однако люди, читающие умные книжки, время от времени встречают его, да и во время лекций студенты могут из уст лектора слышать этот термин. Так что же он означает?

Надо сказать, что в разных контекстах он имеет несколько различные значения - одно в философии, другое в искусстве или психологии и т.д. Тем не менее, все они могут быть сведены к одному слову - нерасчлененность . Оно происходит от греческого synkretismos, то есть "соединение".

Чаще всего понятие используется при характеристике человеческого сознания, которое в раннем детстве обладает этим самым синкретичным характером. То есть ребенок связывает в одно общее самые разнородные явления, еще не в силах вычленить их как отдельные уникальные вещи. Например, он не видит разницы между выдуманным и реальным, воспринимая все как реальное. Л.С. Выготский говорил, что это проявляется в том, что связь впечатлений принимается за связь вещей.

Подобная характеристика сознания была и у первобытных людей, обладавших мифологическим мышлением. Они также не видели особой разницы между своей выдумкой и реальностью, поэтому объясняли реальные явления фантастически, выдумывая истории. Так родился миф. Синкретизм первобытного сознания проявился и в том, что люди тогда не особо отличали живое и неживое друг от друга, они во всем видели живое. Мир в целом и каждый предмет в нем были для них одушевлены. Так возникли первые верования человека - анимизм и фетишизм.

Понятие синкретизма используется также в искусстве. Речь о том, что первые поэтические опыты человечества содержали в себе не только ритмизированный рассказ о чем-то, но одновременно были обрядом с элементами танца, музыки и примитивного актерства. При этом такое действие имело познавательный смысл. То есть в одном факте творчества в нерасчлененном виде содержалось несколько видов искусства, которые потом развились отдельно.

Что касается философии, то здесь термин "синкретизм" некоторые исследователи используют, например, для характеристики взглядов гностиков, которые пытались соединить в единое учение разнородные философские и религиозные теории (греческую, восточные, Ветхий Завет). Но при этом не учитывалось их внутреннее сходство и различие, то есть объединение было не обоснованным, а чисто формальным. К тому же они густо приправляли свои идеи мистическим, эзотерическим антуражем.

Я думаю, что философия не может быть синкретичной по определению. Эклектичной - да, может. Но не синкретичной. И если учение гностиков называют синкретичным, то либо это не философия, либо оно не синкретично. Сейчас термин "синкретизм" чаще всего используется при характеристике первобытного и раннего детского мышления, и это правильно.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

В культурный синкретизм Это явление, возникающее в результате смешения двух или более культур, в результате чего в результате этого события создается новая. Обычно в нем участвуют различные школы мысли. Это явление может проявляться несколькими способами.

Например, когда завоеватели прибыли в Америку, между культурами был вынужденный синкретизм. Туземцы, не приспособившиеся к европейским обычаям, были исключены из общества и пострадали от Завоевания. Фактически, Латинская Америка является главным представителем культурного синкретизма в мире.

Происхождение

Термин синкретизм был придуман в семнадцатом веке и использовался для определения культурного движения, имевшего место в Древней Греции.

К началу I века жителям Крита пришлось отказаться от своих культурных различий, чтобы противостоять внешней опасности вторжений соседей.

От этого движения произошел термин, который с тех пор используется для обозначения культурных столкновений, таких как смешанные браки.

Культурный синкретизм может проявляться по-разному, но все они связаны с развитием общества и определяющими его культурными традициями.

В этом случае термин также относится к культурному сочетанию религиозных аспектов, поскольку они напрямую влияют на культуру народов.

Короче говоря, это позитивистский способ объяснить смешение культур и порождаемые им проявления.

Типы

Социально-политический синкретизм

Социальный синкретизм относится к комбинации двух разных типов населения. Это явление, которое сегодня обычно происходит с эмиграцией, и сегодня является причиной культурного синкретизма в целом.

В свою очередь, синкретизм может способствовать сосуществованию различных культурных верований в обществе. В обществах, где есть люди разных национальностей, правители обычно принимают приемлемый подход. Так было на протяжении всей истории в разнообразных и объединенных обществах.

С другой стороны, отказ от синкретизма имеет тенденцию создавать сильное присутствие культурного единства среди тех, кто отвергает эту практику.

В обществах, где отрицание этого явления является обычным явлением, различия культур часто презираются и порождается сильная привязанность к традиционализму.

Художественный синкретизм

Художественный синкретизм - одна из самых распространенных форм синкретизма. Он все еще присутствует сегодня и фактически почти так же распространен, как мигрирующая транскультурация.

Творческие методы, используемые разными художниками из разных уголков мира, можно легко найти как продукт глобализации.

Это приводит к созданию новых методов, сочетающих один или несколько элементов других существующих методов. В свою очередь, это порождает новые художественные движения и новые способы мышления в творческой сфере искусства.

Религиозный синкретизм

Религиозный синкретизм состоит в объединении двух или более религий, чтобы дать начало новой. Когда две разные культуры с разными верованиями сталкиваются впервые, вполне вероятно, что доминирующая культура начинает перенимать аспекты другой, чтобы породить новые верования. В религии это очень распространено.

Однако культурный синкретизм религии - это концепция, которая обычно отличается от остальных из-за глобализации религиозных систем.

Создавать новые религиозные аспекты уже не так просто, как раньше, потому что верования каждой религии уникальны и четко отличаются от остальных.

Поскольку люди уже знакомы с религиозными системами каждой страны, смешение двух или более религий - это аспект, который не происходил на Земле в больших масштабах на протяжении веков. Например, создание православного католицизма - это представление религиозного культурного синкретизма.

Архитектурный синкретизм

Архитектурный синкретизм отражает союз культур через здания, спроектированные в странах, подверженных культурному смешению.

Это явление было замечено в основном во время испанской колонизации Латинской Америки, когда культурные столкновения привели к заметным изменениям в европейских архитектурных проектах, построенных в Новой Испании.

Примеры

В Европе

Одним из главных выразителей синкретизма в Европе была Древняя Римская империя. Религия, которую исповедовали его жители, представляла собой смесь верований нескольких древних европейских народов. Это можно заметить не только по поведению их богов, но и по их собственным характеристикам.

Согласно описаниям в священных текстах, римский бог Юпитер был физически похож на греческого бога Зевса.

Кроме того, язык Империи (латынь) представлял собой сочетание нескольких языков того времени. Этот культурный синкретизм породил язык, который изучается сегодня и является корнем романских языков, таких как испанский, французский и итальянский.

В Азии

Япония представляет собой один из лучших примеров культурного синкретизма в истории азиатского континента. Когда Япония впервые вошла в контакт с Китаем, культурное влияние было настолько велико, что они адаптировали различные религиозные аспекты этой цивилизации.

Кроме того, японская письменность имеет влияние Китая. То же самое и с корейским языком, и с персонажами, из которых он состоит.

В Америке

Колонизация Америки - возможно, самый обширный процесс синкретизма, произошедший на континенте. Вторжение испанцев, англичан, французов и голландцев изменило взгляд на мир и религию, существовавшую на континенте, когда там жили только коренные племена.

Хотя этот процесс был частично форсированным, сами колонисты адаптировались к верованиям и обычаям местных жителей, хотя и в меньшей степени.

Культурный шок и смешанные браки породили нынешние латиноамериканские народы и даже послужили предлогом для оправдания их независимости.

Читайте также: