Женевское соглашение 1988 кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Женевские соглашения, формально известные как соглашения об урегулировании ситуации, связанной с Афганистан, были подписаны 14 апреля 1988 г. Женева штаб-квартира Объединенные Нации, [1] между Афганистаном и Пакистан, с Соединенные Штаты и Советский союз выступая в качестве поручители.

Соглашения состояли из нескольких инструментов: двустороннее соглашение между Исламская Республика Пакистан и Демократическая Республика Афганистан о принципах взаимоотношений, в частности о невмешательстве и невмешательстве; декларация о международных гарантиях, подписанная Советским Союзом и США; двустороннее соглашение между Пакистаном и Афганистаном о добровольное возвращение из Афганские беженцы; и соглашение о взаимоотношениях для урегулирования ситуации в Афганистане, подписанное Пакистаном и Афганистаном и засвидетельствованное Советским Союзом и США.

В соглашениях также содержались положения о графике вывода советских войск из Афганистана. Официально он начался 15 мая 1988 г. и закончился 15 февраля 1989 г., положив конец девятилетней советской оккупации и Советско-афганская война.

Афганское сопротивление, или моджахеды, не участвовали ни в переговорах, ни в Женевских договоренностях, поэтому отказались принять условия соглашения. В результате гражданская война продолжилась после завершения вывода советских войск. Поддерживаемый Советским Союзом режим Мохаммад Наджибулла не сумел завоевать народную поддержку, территорию или международное признание, но смог оставаться у власти до 1992 года, когда он рухнул и был захвачен моджахедами.

14 апреля 1988 года, в Женеве были подписан пакет соглашений между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан, предусматривавших, в частности, вывод советских войск из Афганистана в течение 9 месяцев после 15 мая 1988 года — даты вступления соглашений в силу. В качестве государств-гарантов выступили СССР и США.

Двухсторонним соглашением о принципах взаимоотношений было определено, что Афганистан и Пакистан берут на себя обязательства:

— обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другой стороны;

— воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности, либо от любого другого действия, направленного на подрыв единства или ниспровержение политического порядка другой стороны;

— не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий или засылки таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в содействии, включая финансирование обучения, снаряжения и транзит таких наемников;

— не допускать какой-либо помощи, использования или терпимости в отношении террористических групп, саботажников или диверсантов;

— не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, снаряжения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений, использования средств массовой информации и перевозки оружия, боеприпасов и снаряжения такими лицами и группами.

Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев обязало обе стороны принять необходимые меры для решения этой сложной проблемы.

В соответствии с этими договоренностями Советский Союз взял обязательства вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. При этом в течение первых трех месяцев должна была быть выведена половина всех войск. Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Пакистан также обязывался не создавать на своей территории военных баз и лагерей враждебных Афганистану сил, не обучать, не вооружать и не финансировать их, не перебрасывать через пакистанскую территорию оружие, снаряжение и боевые отряды в Афганистан, а также не предпринимать всякие другие меры по дестабилизации там внутренней обстановки. Для контроля за выполнением обязательств сторон был создан механизм наблюдения под эгидой ООН.

СССР решительно поддерживал политику национального примирения в РА.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН Женевские соглашения были подписаны министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и в качестве гарантов их выполнения — СССР и США. Самым существенным в этих соглашениях было то, что они в принципиальном плане давали возможность решить главный вопрос афганской ситуации — прекращение вооруженного или другого вмешательства в дела Афганистана извне.

Двухсторонним соглашением о принципах взаимоотношений было определено, что Афганистан и Пакистан берут на себя обязательства:

— обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другой стороны;

— воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности, либо от любого другого действия, направленного на подрыв единства или ниспровержение политического порядка другой стороны;

— не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий или засылки таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в содействии, включая финансирование обучения, снаряжения и транзит таких наемников;

— не допускать какой-либо помощи, использования или терпимости в отношении террористических групп, саботажников или диверсантов;

— не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, снаряжения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений, использования средств массовой информации и перевозки оружия, боеприпасов и снаряжения такими лицами и группами.

Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев обязало обе стороны принять необходимые меры для решения этой сложной проблемы.

В соответствии с этими договоренностями Советский Союз взял обязательства вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. При этом в течение первых трех месяцев должна была быть выведена половина всех войск. Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Пакистан также обязывался не создавать на своей территории военных баз и лагерей враждебных Афганистану сил, не обучать, не вооружать и не финансировать их, не перебрасывать через пакистанскую территорию оружие, снаряжение и боевые отряды в Афганистан, а также не предпринимать всякие другие меры по дестабилизации там внутренней обстановки. Для контроля за выполнением обязательств сторон был создан механизм наблюдения под эгидой ООН.

СССР решительно поддерживал политику национального примирения в РА.

Некоторые моменты из выступления т. В. П. Поляничко (партийный советник тов. Наджибуллы).

«10 политике национального примирения.

Сегодня ПНП — это мощный комплекс, включающий 15–16 направлений деятельности государственной власти. Основными из них являются:

— возвращение советских войск;

— проблема беженцев (за 8 лет вернулось около 12 тыс. человек, в прошлом году — 120 тыс.);

— укрепление госвласти; (за год создана система управления, государство потратило 560 млн. афгани);

— подготовка к выборам в национальный совет (образовано 229 округов, в сенат предполагается избрать 186 человек от трех представительств: 1/3 от исполкомов, 1/3 от населения и 1/3–62 человека — будут назначены лично президентом. Для зоны, контролируемой оппозицией, выделяется 80–85 мест, при этом на 15–20 мест президент сам может назначить лидеров от оппозиции по своему усмотрению).

2. О выборах в местные органы власти.

Работа идет плохо, особенно в кишлачной зоне. В этом году к 10-й годовщине Саурской революции планировалось осуществить выборы в 4000 кишлаках. Однако имеет место даже утрачивание позиций народной властью. Так, в Бадахшане вышло из-под контроля 240 кишлаков.

О формах власти:

— народная власть поддерживает существующий режим;

— смешанный вариант власти (оппозиция и парторганизация);

— 3. О военном обучении.

С обучением партийцев отстали. Пока создается партийная милиция.

4. 10 лет Саурской революции (27 апреля 1988 г.)

— будет праздноваться строго, по-воейному.

5. По выводу войск.

Сделать все, чтобы афганский и советский народы остались друзьями; форсировать дружбу. Уходим — войсками, заходим — широкой взаимовыгодной экономической помощью.

Стратегическая задача — формирование Афганистана как неприсоединившегося, суверенного, неделимого государства.

Организация вывода будет торжественной. Необходимо сделать все, чтобы советский воин выходил не как солдат с мечом, а как воин-интернационалист.

Тов. Наджибулла для организации проводов создал Штаб.

Мероприятия будут проводиться в уездах, провинциях, крупных городах. В мае — июне с. г. будет широко освещаться „Письмо-благодарность“ о советской интернациональной помощи.

— 100-процентное награждение всех советских воинов и служащих Советской Армии памятной медалью или знаком. Есть предложение о награждении всех воинов, прошедших службу в Афганистане;

— торжественная передача военных городков (у некоторых министерств есть негативное отношение к тому, что военные городки первдаются на баланс армии, МВД, МГБ);

— вручение памятных знамен полкам, дивизиям, а также вымпелов;

— вручение каждому советскому солдату приветствия от ЦК НДПА;

— тов. Наджибулла пошлет личное послание каждому Герою Советского Союза, получившему это звание в Афганистане;

— предусматривается обмен адресами между воинами афганской и советской армий и сувенирами.

6. Прежние недочеты по выводу:

— в ряде мест не присутствовало местное население;

— нет никакой необходимости с нашей стороны подготовки для афганцев речей для выступлений;

— работа с прессой (необходимо изменить стиль ее работы, каждому корреспонденту поставить своего представителя);

— необходимо шире привлечь силы 40-й армии для решения социальных проблем (ремонт дорог, школ, мечетей, закладка садов „Дружбы“);

— выдача безвозмездной помощи должна быть организована по труду. Ее необходимо вручать духовенству, авторитетам кишлаков, а не распределять по принципу „кто беднее — тот нуждается“;

ДЕСЯТЫЙ ПЕРИОД Октябрь-декабрь 1944 года: от визита Черчилля в Москву до Ялтинской конференции; политические соглашения военного времени и координация стратегических программ

ДЕСЯТЫЙ ПЕРИОД Октябрь-декабрь 1944 года: от визита Черчилля в Москву до Ялтинской конференции; политические соглашения военного времени и координация стратегических программ Черчилль в Москве, октябрь 1944 года; европейские дела, военные и гражданскиеЧерчилль пришел к

ОДИННАДЦАТЫЙ ПЕРИОД Начало 1945 года: конференции на Мальте и в Ялте; военные соглашения и дипломатические компромиссы

ОДИННАДЦАТЫЙ ПЕРИОД Начало 1945 года: конференции на Мальте и в Ялте; военные соглашения и дипломатические компромиссы На Мальту и в Ялту; февраль 1945 годаАссамблея трех глав государств и их военных советников, как мы уже видели, все время переносилась. Рузвельт с

2. Фрагменты соглашения между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом (3 января 1919 г., Версаль)

2. Фрагменты соглашения между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом (3 января 1919 г., Версаль) Его королевское величество эмир Фейсал, представляющий Арабское королевство Хиджаз, и д-р Хаим Вейцман, действующий от лица и по поручению Сионистской организации, памятуя о

Глава 8 СОГЛАШЕНИЯ С ГЕСТАПО

2. ФРАГМЕНТЫ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУЭМИРОМ ФЕЙСАЛОМ И ДОКТОРОМ ВЕЙЦМАНОМ (3 ЯНВАРЯ 1919 г., Версаль)

2. ФРАГМЕНТЫ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУЭМИРОМ ФЕЙСАЛОМ И ДОКТОРОМ ВЕЙЦМАНОМ (3 ЯНВАРЯ 1919 г., Версаль) Его королевское величество эмир Фейсал, представляющий Арабское королевство Хиджаз, и д-р Хаим Вейцман, действующий от лица и по поручению Сионистской организации, памятуя о

Глава 16 Англо-американские соглашения

Глава 16 Англо-американские соглашения По моем возвращении в Белый дом все уже было готово для подписания пакта Объединенных Наций. Вашингтон, Лондон и Москва обменялись множеством телеграмм, но теперь все уже было урегулировано. Президент приложил самые энергичные

Пакистан нарушает соглашения

Пакистан нарушает соглашения Итак, первые итоги реализации подписанных в Женеве соглашений свидетельствовали о том, что Советский Союз и Афганистан строго выполняли и продолжали выполнять их положения. К 15 августа с. г. из Афганистана было выведено 50 процентов советских

Мы полностью выполнили Женевские соглашения

Мы полностью выполнили Женевские соглашения …Советские войска уходили. Афганистан для многих стал близким, и офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты, служащие Советской Армии переживали за дальнейшую судьбу его народа. Надо ведь всем понять: эти девять долгих лет наши

Мюнхенские соглашения

Мюнхенские соглашения В настоящее время считается, что именно мюнхенские соглашения 1938 года, сдавшие Гитлеру Чехословакию, развязали руки фашистской Германии. Большинство историков объясняют уступчивость западных стран Германии слабостью антигитлеровской коалиции.

Прошло 20 лет со дня подписания Женевских соглашений

Для возобновления переговоров 7 апреля 1988 года в Ташкенте генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев встретился с Президентом Афганистана доктором Наджибуллой. Лидеры двух стран призвали другие государства содействовать установлению мира и уважать Женевские соглашения, подтвердив, что в случае их подписания в кратчайший срок советские войска будут выведены в течение девяти месяцев, начиная с 15 мая 1988 года.

Вскоре стало ясно, что в Пакистане также не стремились к соблюдению Женевских соглашений. Вмешательство в афганские дела к 15 мая 1988 года — дате начала вывода советских войск — не только не прекратилось, но даже возросло. Пакистанские правительственные организации позволяли беспрепятственно перебрасывать через границу с Афганистаном отряды вооруженной афганской оппозиции и переправлять караваны с оружием через многочисленные горные перевалы и проходы.

На судьбу режима Наджибуллы существенным образом повлиял августовский путч 1991 года в Москве и последовавшие затем события. В сентябре 1991 года госсекретарь США Джон Бейкер и министр иностранных дел СССР Борис Панков подписали соглашение о прекращении поставок оружия конфликтующим сторонам в Афганистане с 1 января 1992 года. Это привело к кризису режима Наджибуллы, развалу военно-государственного и партийного аппарата.

Читайте также: