Женевское соглашение 1988 кратко
Обновлено: 02.07.2024
В Женевские соглашения, формально известные как соглашения об урегулировании ситуации, связанной с Афганистан, были подписаны 14 апреля 1988 г. Женева штаб-квартира Объединенные Нации, [1] между Афганистаном и Пакистан, с Соединенные Штаты и Советский союз выступая в качестве поручители.
Соглашения состояли из нескольких инструментов: двустороннее соглашение между Исламская Республика Пакистан и Демократическая Республика Афганистан о принципах взаимоотношений, в частности о невмешательстве и невмешательстве; декларация о международных гарантиях, подписанная Советским Союзом и США; двустороннее соглашение между Пакистаном и Афганистаном о добровольное возвращение из Афганские беженцы; и соглашение о взаимоотношениях для урегулирования ситуации в Афганистане, подписанное Пакистаном и Афганистаном и засвидетельствованное Советским Союзом и США.
В соглашениях также содержались положения о графике вывода советских войск из Афганистана. Официально он начался 15 мая 1988 г. и закончился 15 февраля 1989 г., положив конец девятилетней советской оккупации и Советско-афганская война.
Афганское сопротивление, или моджахеды, не участвовали ни в переговорах, ни в Женевских договоренностях, поэтому отказались принять условия соглашения. В результате гражданская война продолжилась после завершения вывода советских войск. Поддерживаемый Советским Союзом режим Мохаммад Наджибулла не сумел завоевать народную поддержку, территорию или международное признание, но смог оставаться у власти до 1992 года, когда он рухнул и был захвачен моджахедами.
14 апреля 1988 года, в Женеве были подписан пакет соглашений между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан, предусматривавших, в частности, вывод советских войск из Афганистана в течение 9 месяцев после 15 мая 1988 года — даты вступления соглашений в силу. В качестве государств-гарантов выступили СССР и США.
Двухсторонним соглашением о принципах взаимоотношений было определено, что Афганистан и Пакистан берут на себя обязательства:
— обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другой стороны;
— воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности, либо от любого другого действия, направленного на подрыв единства или ниспровержение политического порядка другой стороны;
— не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий или засылки таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в содействии, включая финансирование обучения, снаряжения и транзит таких наемников;
— не допускать какой-либо помощи, использования или терпимости в отношении террористических групп, саботажников или диверсантов;
— не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, снаряжения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений, использования средств массовой информации и перевозки оружия, боеприпасов и снаряжения такими лицами и группами.
Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев обязало обе стороны принять необходимые меры для решения этой сложной проблемы.
В соответствии с этими договоренностями Советский Союз взял обязательства вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. При этом в течение первых трех месяцев должна была быть выведена половина всех войск. Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Пакистан также обязывался не создавать на своей территории военных баз и лагерей враждебных Афганистану сил, не обучать, не вооружать и не финансировать их, не перебрасывать через пакистанскую территорию оружие, снаряжение и боевые отряды в Афганистан, а также не предпринимать всякие другие меры по дестабилизации там внутренней обстановки. Для контроля за выполнением обязательств сторон был создан механизм наблюдения под эгидой ООН.
СССР решительно поддерживал политику национального примирения в РА.
14 апреля 1988 года при посредничестве ООН Женевские соглашения были подписаны министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и в качестве гарантов их выполнения — СССР и США. Самым существенным в этих соглашениях было то, что они в принципиальном плане давали возможность решить главный вопрос афганской ситуации — прекращение вооруженного или другого вмешательства в дела Афганистана извне.
Двухсторонним соглашением о принципах взаимоотношений было определено, что Афганистан и Пакистан берут на себя обязательства:
— обеспечивать, чтобы своя территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другой стороны;
— воздерживаться от содействия, поощрения или поддержки прямым или косвенным образом повстанческой или сепаратистской деятельности, либо от любого другого действия, направленного на подрыв единства или ниспровержение политического порядка другой стороны;
— не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения в целях ведения враждебных действий или засылки таких наемников на территорию другой стороны и соответственно отказывать в содействии, включая финансирование обучения, снаряжения и транзит таких наемников;
— не допускать какой-либо помощи, использования или терпимости в отношении террористических групп, саботажников или диверсантов;
— не допускать на своей территории присутствия, укрытия в лагерях и базах, организации обучения, финансирования, снаряжения и вооружения лиц и политических, этнических и любых других групп в целях ведения подрывной деятельности, создания беспорядков или волнений, использования средств массовой информации и перевозки оружия, боеприпасов и снаряжения такими лицами и группами.
Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о добровольном возвращении беженцев обязало обе стороны принять необходимые меры для решения этой сложной проблемы.
В соответствии с этими договоренностями Советский Союз взял обязательства вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. При этом в течение первых трех месяцев должна была быть выведена половина всех войск. Пакистан и США должны были прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана. Пакистан также обязывался не создавать на своей территории военных баз и лагерей враждебных Афганистану сил, не обучать, не вооружать и не финансировать их, не перебрасывать через пакистанскую территорию оружие, снаряжение и боевые отряды в Афганистан, а также не предпринимать всякие другие меры по дестабилизации там внутренней обстановки. Для контроля за выполнением обязательств сторон был создан механизм наблюдения под эгидой ООН.
СССР решительно поддерживал политику национального примирения в РА.
Некоторые моменты из выступления т. В. П. Поляничко (партийный советник тов. Наджибуллы).
«10 политике национального примирения.
Сегодня ПНП — это мощный комплекс, включающий 15–16 направлений деятельности государственной власти. Основными из них являются:
— возвращение советских войск;
— проблема беженцев (за 8 лет вернулось около 12 тыс. человек, в прошлом году — 120 тыс.);
— укрепление госвласти; (за год создана система управления, государство потратило 560 млн. афгани);
— подготовка к выборам в национальный совет (образовано 229 округов, в сенат предполагается избрать 186 человек от трех представительств: 1/3 от исполкомов, 1/3 от населения и 1/3–62 человека — будут назначены лично президентом. Для зоны, контролируемой оппозицией, выделяется 80–85 мест, при этом на 15–20 мест президент сам может назначить лидеров от оппозиции по своему усмотрению).
2. О выборах в местные органы власти.
Работа идет плохо, особенно в кишлачной зоне. В этом году к 10-й годовщине Саурской революции планировалось осуществить выборы в 4000 кишлаках. Однако имеет место даже утрачивание позиций народной властью. Так, в Бадахшане вышло из-под контроля 240 кишлаков.
О формах власти:
— народная власть поддерживает существующий режим;
— смешанный вариант власти (оппозиция и парторганизация);
— 3. О военном обучении.
С обучением партийцев отстали. Пока создается партийная милиция.
4. 10 лет Саурской революции (27 апреля 1988 г.)
— будет праздноваться строго, по-воейному.
5. По выводу войск.
Сделать все, чтобы афганский и советский народы остались друзьями; форсировать дружбу. Уходим — войсками, заходим — широкой взаимовыгодной экономической помощью.
Стратегическая задача — формирование Афганистана как неприсоединившегося, суверенного, неделимого государства.
Организация вывода будет торжественной. Необходимо сделать все, чтобы советский воин выходил не как солдат с мечом, а как воин-интернационалист.
Тов. Наджибулла для организации проводов создал Штаб.
Мероприятия будут проводиться в уездах, провинциях, крупных городах. В мае — июне с. г. будет широко освещаться „Письмо-благодарность“ о советской интернациональной помощи.
— 100-процентное награждение всех советских воинов и служащих Советской Армии памятной медалью или знаком. Есть предложение о награждении всех воинов, прошедших службу в Афганистане;
— торжественная передача военных городков (у некоторых министерств есть негативное отношение к тому, что военные городки первдаются на баланс армии, МВД, МГБ);
— вручение памятных знамен полкам, дивизиям, а также вымпелов;
— вручение каждому советскому солдату приветствия от ЦК НДПА;
— тов. Наджибулла пошлет личное послание каждому Герою Советского Союза, получившему это звание в Афганистане;
— предусматривается обмен адресами между воинами афганской и советской армий и сувенирами.
6. Прежние недочеты по выводу:
— в ряде мест не присутствовало местное население;
— нет никакой необходимости с нашей стороны подготовки для афганцев речей для выступлений;
— работа с прессой (необходимо изменить стиль ее работы, каждому корреспонденту поставить своего представителя);
— необходимо шире привлечь силы 40-й армии для решения социальных проблем (ремонт дорог, школ, мечетей, закладка садов „Дружбы“);
— выдача безвозмездной помощи должна быть организована по труду. Ее необходимо вручать духовенству, авторитетам кишлаков, а не распределять по принципу „кто беднее — тот нуждается“;
ДЕСЯТЫЙ ПЕРИОД Октябрь-декабрь 1944 года: от визита Черчилля в Москву до Ялтинской конференции; политические соглашения военного времени и координация стратегических программ
ДЕСЯТЫЙ ПЕРИОД Октябрь-декабрь 1944 года: от визита Черчилля в Москву до Ялтинской конференции; политические соглашения военного времени и координация стратегических программ Черчилль в Москве, октябрь 1944 года; европейские дела, военные и гражданскиеЧерчилль пришел к
ОДИННАДЦАТЫЙ ПЕРИОД Начало 1945 года: конференции на Мальте и в Ялте; военные соглашения и дипломатические компромиссы
ОДИННАДЦАТЫЙ ПЕРИОД Начало 1945 года: конференции на Мальте и в Ялте; военные соглашения и дипломатические компромиссы На Мальту и в Ялту; февраль 1945 годаАссамблея трех глав государств и их военных советников, как мы уже видели, все время переносилась. Рузвельт с
2. Фрагменты соглашения между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом (3 января 1919 г., Версаль)
2. Фрагменты соглашения между эмиром Фейсалом и доктором Вейцманом (3 января 1919 г., Версаль) Его королевское величество эмир Фейсал, представляющий Арабское королевство Хиджаз, и д-р Хаим Вейцман, действующий от лица и по поручению Сионистской организации, памятуя о
Глава 8 СОГЛАШЕНИЯ С ГЕСТАПО
2. ФРАГМЕНТЫ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУЭМИРОМ ФЕЙСАЛОМ И ДОКТОРОМ ВЕЙЦМАНОМ (3 ЯНВАРЯ 1919 г., Версаль)
2. ФРАГМЕНТЫ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУЭМИРОМ ФЕЙСАЛОМ И ДОКТОРОМ ВЕЙЦМАНОМ (3 ЯНВАРЯ 1919 г., Версаль) Его королевское величество эмир Фейсал, представляющий Арабское королевство Хиджаз, и д-р Хаим Вейцман, действующий от лица и по поручению Сионистской организации, памятуя о
Глава 16 Англо-американские соглашения
Глава 16 Англо-американские соглашения По моем возвращении в Белый дом все уже было готово для подписания пакта Объединенных Наций. Вашингтон, Лондон и Москва обменялись множеством телеграмм, но теперь все уже было урегулировано. Президент приложил самые энергичные
Пакистан нарушает соглашения
Пакистан нарушает соглашения Итак, первые итоги реализации подписанных в Женеве соглашений свидетельствовали о том, что Советский Союз и Афганистан строго выполняли и продолжали выполнять их положения. К 15 августа с. г. из Афганистана было выведено 50 процентов советских
Мы полностью выполнили Женевские соглашения
Мы полностью выполнили Женевские соглашения …Советские войска уходили. Афганистан для многих стал близким, и офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты, служащие Советской Армии переживали за дальнейшую судьбу его народа. Надо ведь всем понять: эти девять долгих лет наши
Мюнхенские соглашения
Мюнхенские соглашения В настоящее время считается, что именно мюнхенские соглашения 1938 года, сдавшие Гитлеру Чехословакию, развязали руки фашистской Германии. Большинство историков объясняют уступчивость западных стран Германии слабостью антигитлеровской коалиции.
Для возобновления переговоров 7 апреля 1988 года в Ташкенте генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев встретился с Президентом Афганистана доктором Наджибуллой. Лидеры двух стран призвали другие государства содействовать установлению мира и уважать Женевские соглашения, подтвердив, что в случае их подписания в кратчайший срок советские войска будут выведены в течение девяти месяцев, начиная с 15 мая 1988 года.
Вскоре стало ясно, что в Пакистане также не стремились к соблюдению Женевских соглашений. Вмешательство в афганские дела к 15 мая 1988 года — дате начала вывода советских войск — не только не прекратилось, но даже возросло. Пакистанские правительственные организации позволяли беспрепятственно перебрасывать через границу с Афганистаном отряды вооруженной афганской оппозиции и переправлять караваны с оружием через многочисленные горные перевалы и проходы.
На судьбу режима Наджибуллы существенным образом повлиял августовский путч 1991 года в Москве и последовавшие затем события. В сентябре 1991 года госсекретарь США Джон Бейкер и министр иностранных дел СССР Борис Панков подписали соглашение о прекращении поставок оружия конфликтующим сторонам в Афганистане с 1 января 1992 года. Это привело к кризису режима Наджибуллы, развалу военно-государственного и партийного аппарата.
Читайте также: