Символика православного храма кратко

Обновлено: 28.06.2024

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды.
Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.

Основные части православного храма (схематичное изображение).

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас. На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;
  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё).
Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые(были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною.
Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой. Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый.
Пространство между катапетасмой и престолом не должен пересекать никто, кроме священнослужителей.
Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.
Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса.
У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя, у северной — для духовного лица.

Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон) — область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм — символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) — символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым — символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы — сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.

Религиозно-философская идея православного храма - Вселенский собор, то есть единение всей Божьей твари, человека, ангелов в Боге. Церковь - мистическое тело Христа, символ духовного единства всех христиан, а также символ литургии.

Каждый из православных храмов, как правило, посвящается или священному событию, например, Благовещению Пресвятой Богородицы, или одному из святых Божиих, например, Николаю Чудотворцу.

Если смотреть на храм по вертикали, то сам он - символ земного начала, купол - небо. Крест - символ святости. Сам храм выражает крест поднебесный, землю, а легкий и воздушный крест на куполе - мир дольний (Небесный).

Белый цвет стен означает возрождение к иной жизни.

Бурый цвет стен символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы — три Лица Пресвятой Троицы;

пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов,

семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов,

девять глав — девять чинов ангельских,

тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов,

а иногда строят и большее количество глав.

Восток - образ царства Иисуса Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон созывает верующих на молитву, к Богослужению и возвещает о частях совершаемой в храме службы.

Колокольный звон напоминаето вышнем, небесном мире.

ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА

Храм, или церковь, разделяется на 3 части:

1) святой алтарь,

2) собственно храм, или средний храм и

3) притвор, иначе трапезная.

Разделение храма на 3 части означает три разряда верующих, кои составляют церковь:

1) на небе, святых и на земле,

2) верных, т. е. крещеных, и

3) так называемых оглашенных, т. е. готовящих принять христианскую веру.

Алтарь отделен от прочих частей храма иконостасом. По правилам церковным вход в него возбраняется мирянам. Алтарь изображает небо.

В алтаре мы видим:

1) святой престол,

Престол, это — стол прямо за Царскими дверями в алтаре, самая святая часть: на нем невидимо, как Царь, восседает Господь, принимает молитвы и раздает Свою благодать.

Престол означает гору Голгофу, на которой на кресте Иисус Христос принес собою кровавую жертву, Он же означает небесный престол Божий, с которого Бог, как Царь, управляет миром.

На престоле за литургией приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой, и с него преподается верующим святое причастие — святая пища.

Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

Престол всегда бывает четырехугольным, так как на престоле предлагается в пищу тело и кровь Христовы для христиан всех четырех стран света: востока, запада, севера и юга.

Четыре стороны престола знаменуют собой также свойства личности Иисуса Христа: он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный человек.

Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в Храме небесном.

телец - символ жертвенного животного,

лев - символ царской власти и силы,

человек - символ человеческой природы, в которой запечатлен образ и подобие Божие,

орел - символ вышней, горней, ангельской природы.

Эти символы усвоены в Церкви и даны четырем евангелистам: Матфею - человек, Марку - лев, Луке - телец, Иоанну - орел.

Святой престол знаменует собой Гроб Иисуса Христа, в котором покоилось тело Его до момента воскресения, а также и самого Господа, лежащего во гробе.

Таким образом, престол соединяет в себе два основных представления - о смерти Христа ради спасения христиан и о царственной славе Вседержителя, восседающего на небесном престоле.

Чаще всего престол устраивается следующим образом.

На четырех деревянных столпах высотой в приблизительно 98 сантиметров (вместе с верхней доской высота престола должна составлять 1 метр) кладется столешница так, чтобы ее углы точно ложились на столпы.

Размеры престола зависят от величины храма.

Если храм освящается архиереем, то между четырех столпов в середине под столешницей ставится пятый столбец в 35 сантиметров высотой для установки на нем под престолом ковчега с мощами святого.

Углы столешницы, называемые трапезой, в местах их соприкосновения со столпами заливаются расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана, называемой воскомастихом. Все эти вещества, по толкованию блаженного Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов.

Престол скрепляется четырьмя гвоздями - символами гвоздей, которыми был распят Иисус Христос, омывается теплой освященной водой, красным вином с розовой водой, помазуется миром, что знаменует и возлияние мира на Христа пред Его страданиями, и те ароматы, которыми было полито Тело Его при погребении, и теплоту Божественной любви, и благодатные дары Божии, излившиеся на нас благодаря подвигу Сына Божия.

Потом престол опоясывается вервием длиной около 40 метров. Вервие символизирует путы, которыми был связан Спаситель, когда вели Его на суд, и одновременно Божественную силу, которая держит собой всю Вселенную, объемлет собой Творение Божие. Если освящение храма совершается архиереем, то престол опоясывается вервием так, что оно образует кресты со всех четырех сторон престола. Если же освящение храма совершается священником, то престол опоясывают вервием вокруг в верхней части престола в виде пояса.

Во время освящения престола из алтаря удаляются все мирские люди и выносятся все предметы, которые могут переноситься с места на место - иконы, сосуды, кадила, стулья. Этим изображается незыблемость и неподвижность утверждаемого престолом знамения Нерушимого Бога. После освящения все предметы возвращаются на место.

Пространство от престола до царских врат алтаря знаменует собой входы и выходы Самого Господа Бога и пересекается священнослужителями лишь по мере богослужебной надобности.

Над некоторыми престолами в больших храмах устраивалась сень, или киворий, обозначающая небо, простертое над землей, на которой совершил Свой подвиг Иисус Христос. При этом престол символизирует освященную страданиями Господа земную область бытия, а киворий - область бытия небесного. Внутри кивория из его середины спускается часто к престолу фигурка голубя - символ Духа Святого.

Кивории довольно редки, поэтому для покрытия престола существует покров.

Престол может иметь одну, две или три ступени, символизирующие ступени духовного совершенства, необходимого для восхождения к святыне Божественных Тайн.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, знаменующий собой семь духов Божиих, которые были явлены Иону Богослову, семь таинств Церкви, свет Даров Святого Духа, а за ним запрестольный крест.

Горнее место, возвышенное место, - это место за святым престолом у восточной стены алтаря. Оно символизирует небесный престол, на котором восседает Господь Иисус Христос, по вознесении Своем на небо, и управляет Церквью.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются Святые Дары для таинства причащения.

По внешнему виду жертвенник почти во всем подобен престолу. Он главным образом означает собою ту пещеру (вертеп), где родился Господь.

Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и упокоении.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды.

Средняя часть храма знаменует собой горний, ангельский мир, область небесного бытия. А алтарь - область бытия Божия, область тайны Божией. При таком соотношений значений части храма должны непременно отделяться друг от друга. Эту функцию взял на себя иконостас. Об иконостасе мы поговорим отдельно в другой статье.

Перед иконостасом мы видим большое возвышенное место, наравне с алтарем, которое называется солеею; на солее по сторонам устроены два клироса, т. е. места для чтецов и певцов, а в середине между клиросами, против царских врат на солее, в некоторых храмах круглое или полукруглое возвышение, называемое амвоном. Около клиросов стоят так называемые хоругви.

Среди же храма вверху вешается паникадило, т. е. большой подсвечник (лампа) со множеством свечей.

Солея перед иконостасом, равно как и самый алтарь, на возвышении, устраиваются на возвышении для того, чтобы были более видны и слышны отправляемые здесь богослужения.

Клиросы с поющими на них означают хоры Ангелов, славящих Бога на небе.

Амвон означает камень, который приставлен был иудеями ко гробу Спасителя по погребении и затем отвален был при Его воскресении.

Паникадило обыкновенно зажигается в праздники, и это выражает торжество и радость празднующих. Оно же изображает звезды на небе, так как алтарь в храме изображает собою небо.

В кафедральных архиерейских соборах постоянно, а в приходских церквях - по мере надобности, при приездах епископа, в центре срединной части храма, против амвона, находится возвышенная квадратная площадка - помост для епископа. Для восседания архиерея на этом амвоне в предусмотренных Уставом моментах богослужения ставится седалище - кафедра.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двустворчатые двери или врата, ведущие из срединной части храма в притвор. Это главный вход в церковь. В древности они украшались особенно, откуда и произошло - по причине их благолепия - название красных врат.

В древних православных храмах эти врата часто украшались полукруглыми аркам с несколькими полуколоннами, уступами идущими от поверхности стены внутрь, к самым дверям, как бы сужая вход. Эта архитектурная деталь врат знаменует собой вход в Царствие Небесное. Уступы портала призваны напомнить верующим те степени духовного совершенства, которые необходимы для исполнения слов Спасителя.

В древности эти врата также назывались царскими потому, что цари земные, входя в храм через эти врата, слагали с себя корону и другие знаки царского величия и молились в храме, как простые верующие. Через правые двери в храм входили мужчины, с левой стороны входили женщины.

Помимо западных, главных, врат, есть еще входы в северной и южной стенах, которые обозначают Божественное и человеческое естества в Иисусе Христе. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три – символ Святой Троицы, вводящей христиан в жизнь вечную, в Небесное Царство, образом которого является храм.

В храме имеется еще канунник, или канун, - низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей в память усопших.

В центре средней части храма постоянно должен стоять аналой, или налой, с иконой святого или праздника, празднуемого в данный день.

Аналой - вытянутый вверх четырехгранный столик (подставка) с пологой доской для удобства читать возложенные на него евангелие, Доска всегда устремляется к восточной части храма.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Притвор значит место, близкое к затвору, т. е. к дверям.

Он соответствует двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Притвор устраивается по всей ширине западной стены храма (и уже нее) или под колокольней.

Паперть - первое возвышение в храме, второе - солея, где стоят чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, а третье - престол, на котором совершается таинство Евхаристии. Эти три возвышения соответствуют трем ступеням духовного пути человека к Богу: первое - начало духовной жизни, второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина, третье - жизнь вечгая в Царствии Небесном в постоянном Богообщении.

православный храм

Православный храм

Православный храм: история формирования

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.

Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.

Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.

Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.

Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.

Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.

Устройство православного храма

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Православный храм: алтарная часть

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Горнее место и жертвенник

Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.

Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.

Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.

Храм для верующего - это модель мира, гармоничный микрокосм. Все архитектурные детали имеют своё символическое значение - как каждая в отдельности, так и во взаимосвязях между собой.

В этой заметке я кратко разберу самые основы символики русского православного храма. Думаю, желающие получить более подробную информацию не встретят затруднений: о храмовой символике написано много (что неудивительно: тема ведь очень интересна - и для верующих, и для неверующих). Сразу предупреждаю: символьная трактовка в разных источниках касаемо отдельных архитектурных деталей может не совпадать. Но это не удивительно: как правило, каждая деталь имеет не одно, а сразу несколько символических значений. В любом случае, в целом храм всегда понимается как модель мироздания.

Итак, начнем с плана (имеется в виду план как графическое изображение горизонтальной проекции здания)
Традиционно русские храмы в плане имеют:
- Крест - символ креста Христова как основы вечного спасения,
- Квадрат (четверик) - символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света,
- Восьмиугольник (восьмерик на четверике) - символ путеводной Вифлеемской звезды,
- Круг (тип храма ротонда) - символ вечности.



Свирская (Архангельская) церковь в Смоленске. Построена предположительно в 1190—1194 гг. В плане – крест.



Спасская церковь в селе Андреевка. Была построена в 1676-1678 гг. В плане – восьмерик на четверике.

Древнерусский храм делится на три части - как по вертикали, так и по горизонтали. И это деление тоже глубоко символично.
Деление по вертикали:
- Верхняя часть – "небо" – купола верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид. Здесь находятся изображения Христа, Богоматери и ангелов.
- Средняя часть – паруса (или тромпы) и верхние части стен. Тут изображены ангелы и апостолы.
- Нижняя часть – более низкие своды и нижние части стен. Тут изображены фигуры святых мучеников и воинов. Также в нижней части пишутся евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.



Фрески в соборе Спасо-Евфимиева монастыря (г.Суздаль)

Деление по горизонтали:
Западная часть храма (где располагается притвор, преддверие) символизирует грешный мир.
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже освященный, пронизанный светом божьим.
Восточная часть храма символизирует Божье Царство.

Иконостас - алтарная преграда, символическое разделение мира видимого (сам храм) и мира невидимого (алтарь).
Иконостас - это, можно сказать, Библия для неграмотных.
Он состоит из пяти рядов икон:
- Верхний ряд — праотеческий чин. Представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Авраам и т.д.).
- Второй ряд — пророческий чин. Представляет ветхозаветную Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил).
- Третий ряд — праздничный. В этом ряду изображена земная жизнь Христа (“Рождество Богородицы”, “Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение” и т.п.).
- Четвертый ряд — деисис (“молитва”, “моление”). Символизирует исполнение новозаветной Церкви, представляет Христа в образе Спасителя на троне или “во Славе”.
Этот ряд обязательно присутствует в иконостасе любого храма, в то время как другие ряды могут отсутствовать.
- Нижний (местный) ряд - уникален для каждого храма. Иконы, размещенные в нем, могут выбираться в зависимости от характера данного храма. Именно у этих икон прихожане зажигают свечи. Только две иконы неизменны в нижнем ряду: Христа и Богоматери по обеим сторонам от царских врат, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма).



Иконостас в церкви преподобного Сергия (г.Сергиев Посад)

Алтарь — самая важная по смыслу часть храма, символ присутствия бога. Возвышение алтаря символизирует одновременно и восхождение Христа, и его страдание на кресте.

Располагается в восточной части храма. Именно туда - к месту символического рая - обращают свои взоры молящиеся.
В центре алтаря находится престол (жертвенный стол). Символизирует и жертву Христову, и гроб Господень.
Восточная стена алтаря с внешней стороны храма делается в форме полукружия ("абсида"). Символизирует Горнее место, престол Божий.



Алтарь Владимирского храма Валаамского монастыря



Купол Храма Христа Спасителя

Но снаружи над куполом есть настоящее небо. Поэтому тут купол выполняет роль "проводника" между храмом и настоящим домом Господним.
Таким образом, купол связывает наружный и внутренний мир храма.

Храм Василия Блаженного (храм Покрова Богородицы что на Рву). Построен в 1555—61 гг. архитекторами Бармой и Постником.

Количество куполов может быть разным:
- Один купол символизирует единство Бога.
- Два купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – божественному и человеческому.
- Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух).
- Пять глав символизируют Иисуса и четырех евангелистов.
- Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
- Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богородице.
- Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.



Пятикупольный Софийский собор в Новгороде



Тринадцатикупольный Софийский собор в Киеве

Ну а в завершении этого небольшого обзора - стихи Андрея Блоха (это современный поэт, нашла его стихи в интернете)
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.


Читайте также: