И а ильин русская идея кратко

Обновлено: 30.06.2024

Название работы: И.А. Ильин о сущности русской идеи

Предметная область: История и СИД

Описание: В этих фразах и заключается мысль о том что идея должна быть основана на народных особенностях и только это сможет обеспечить достойную жизнь народа на земле сделает возможным исполнение его исторического призвания. Если же говорить о самой сущности то Ильин утверждает: Русская идея есть идея сердца. Эта идея конечно же корнями уходит в православное христианство которое русский человек принял не от меча не по расчету не страхом и не умственностью а чувством добротою совестью и сердечным созерцанием. Таким образом русская.

Дата добавления: 2015-01-26

Размер файла: 16.89 KB

Работу скачали: 2 чел.

И.А. Ильин о сущности русской идеи

Данный текст является отрывком из работы "Воспитание как часть русской культуры".

О доброте и свободолюбии русских славян говорят византийские и арабские источники, своеобразие русских народных сказок (и других письменных памятников), песен, танцев. Есть и примеры личностей, в которых ярко выразилась эта идея: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, первый русский святой Феодосий.

Таким образом, Ильин утверждает предстоящую и необходимую эволюцию русской идеи, проницательно отмечает требования современной исторической ситуации.

21 декабря — день памяти Ивана Александровича Ильина, известного философа, теоретика религии и культуры, публициста. Он скончался 53 года назад, в 1954-м.

21 декабря — день памяти Ивана Александровича Ильина, известного философа, теоретика религии и культуры, публициста. Он скончался 53 года назад, в 1954-м.

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Александрович ИЛЬИН родился 28 марта (по старому стилю) 1883 года в дворянской семье присяжного поверенного Округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и жены его Екатерины Юльевны Швейкерт. Жили Ильины на углу Ружейного переулка и Плющихи. Родители будущего философа были образованными, религиозными людьми и стремились дать сыну хорошее воспитание.

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Ильин: Поющее сердце

По окончании университета Ильин был удостоен диплома первой степени, а в сентябре 1906 г. на заседании юридического факультета по предложению кн. Е.Н.Трубецкого он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию5.

В этом же году Ильин женился на Наталии Николаевне Вокач, которая была духовно близка ему (она занималась философией, искусствоведением, историей) и разделяла с ним все невзгоды его жизни.

В конце года вместе с женой Ильин уезжает в научную командировку и проводит в Германии, Италии и Франции два года. Он работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, выступает с докладами на семинарах Г.Риккерта, Г.Зиммеля, Д.Нельсона, Э,Гуссерля (в общении с которым Ильин постигал феноменологический метод); в Берлинском университете готовит диссертацию о философии Гегеля. Работая над Диссертацией, Ильин далеко выходил за рамки обычных требований к такого рода текстам. «Не хочется подходить к ней,— писал он,— как к академическому испытанию и отодвигать на второй план ее научно-творческий характер. Хочется, чтобы она была Leistung, а не смазанная магистерская компиляция. Мечтаю издать ее потом по-немецки; ибо знаю хорошо, что она так же, как и моя последняя работа о Фихте,— никому не будет нужна в России. А в Германии, может быть, кому-нибудь и сгодится.

В них сформулированы его взгляды на основы правового государства, на пути преодоления революции как временного общественного беспорядка в стремлении к новому, справедливому социальному строю. «Всякий порядок жизни,— пишет он,— имеет известные недостатки, и, по общему правилу, устранение этих недостатков достигается посредством отмены неудовлетворительных правовых норм и установления других, лучших. Каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность: совершенствовать законы по закону, т.е. улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка. Правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию8.

Иван Ильин: Поющее сердце

Иван Ильин: Поющее сердце

26 сентября Ильин и его жена вместе с большой группой высылаемых за границу ученых, философов и литераторов отплыли из Петрограда в Штеттин, в Германию.

Ильин очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма. В 1934 г. (через полгода после прихода Гитлера к власти) за отказ вести преподавание в соответствии с партийной программой национал-социалистов Ильин был удален, из Института. В 1938 г. гестапо наложило арест на все его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Лишившись источника существования, Иван Александрович решил покинуть Германию и переехать в Швейцарию. И хотя на его выезд был наложен запрет, несколько счастливых случайностей (в чем он усматривал промысел Божий) помогли ему получить визы для себя и своей жены, и в июле 1938 г, Ильины уехали в Цюрих. В Швейцарии они обосновались в пригороде Цюриха Цолликоне, где с помощью друзей и знакомых, в частности, С.В.Рахманинова, Ильин в третий раз попытался наладить свою жизнь.

Похоронен Иван Александрович в Цолликоне под Цюрихом. На плите, стоящей на могиле Ильина и его жены (она умерла 30 марта 1963 г.), высечена эпитафия:

So viel gelitten

In Liebe geschauet

Und wenig verstanden

Danke Dir, ewige Gute!

1. По материнской линии И.А.Ильин — немецкой крови; его дед, Юлиус Швейкерт (фон Штадион, г. Виттенберг), был коллежским советником. Имя деда Ильин выбрал в качестве псевдонима для некоторых своих работ на немецком языке.

2. Вишняк М. Дань Прошлому. Нью-Йорк. 1954. С.40.

5. См. ЦГИА г. Москвы, ф. 418, оп. 463, д, 36, л. 119.

7. Письмо к Л.Я.Гуревич от 13 авг. 1911 г.— ЦГАЛИ, ф. 131, оп. 1, ед.хр. 131, л. 2-4. Leistung — строго, основательно выполненная работа (нем).

12. См.: Центральный архив КГБ СССР, дело № 1315. архив Р-22082, л. 7; дело № 193. архив Н-191, л. 314-320.

13. Центральный архив КГБ СССР, дело № 15778, архив Н-1554, л. 15


Фото: ссылка

Придет ужасный час… твои небесны очи

Покроются, мой друг, туманом вечной ночи,

Молчанье вечное твои сомкнет уста,

Ты навсегда сойдешь в те мрачные места,

Где прадедов твоих почиют мощи хладны

1. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 109.

2. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 110.

3. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 111-121.

4. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 112.

5. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 110-113.

6. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 17.

8. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Самопознание: Сочинения. – М.: Эксмо, 2008. С. 14.

10. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 16.

11. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 113.

12. Ильин И.А. О русской идее / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 112 – 115.

13. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию / И.А. Ильин // О русском национализме. Сборник статей. – М.: Российский Фонд Культуры, 2007. С. 14.

15. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев // Самопознание: Сочинения. – М.: Эксмо, 2008. С. 13.

К середине XX в. русская философская классика, включая и культурологическую мысль, сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса В.С. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом отрезке классической русской мысли занимает И.А. Ильин.

И.А. Ильин полагал, что ни один народ не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. "Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и предающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова". Общий смысл этой идеи заключается в том, что именно Россия исторически восприняла от христианства: в вере в то, что "Бог есть любовь. Вместе с тем русская духовная культура - порождение и первичных сил народа (сердце, созерцание, свобода, совесть), и выращенных на их основе вторичных сил, выражающих волю, мысль, форму и организацию в культуре и в общественной жизни". Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности представляет в его описаниях в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается послепетровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в.

Роль русских мыслителей в культурологии

Значительный вклад русских мыслителей открывавших для нас проблемы отечественной и мировой культуры во всей её сложности и глубине, навсегда останется в истории науки. При этом теоретический обобщающий взгляд на историю русской культуры показывает, что отсутствие границ между культурными и социальными явлениями в России, наложение друг на друга различных исторических этапов и тенденций, приводят к тому, что придает ей не только особый колорит, но и делает её изучение чрезвычайно неоднозначным, а значит – интересным, творческим, требующим неординарных, нестандартных подходов и решений.

К середине XX в. русская философская классика, включая и культурологическую мысль, сложившаяся в контексте споров между западниками и славянофилами и под влиянием творческого импульса В.С. Соловьева, подошла к своему завершению. Особое место на этом отрезке классической русской мысли занимает И.А. Ильин.

И.А. Ильин полагал, что ни один народ не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. "Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно и предающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова". Общий смысл этой идеи заключается в том, что именно Россия исторически восприняла от христианства: в вере в то, что "Бог есть любовь. Вместе с тем русская духовная культура - порождение и первичных сил народа (сердце, созерцание, свобода, совесть), и выращенных на их основе вторичных сил, выражающих волю, мысль, форму и организацию в культуре и в общественной жизни". Общий взгляд на русский культурно-исторический процесс развития определялся у Ильина его пониманием русской идеи как идеи православного христианства. Русский народ как субъект исторической жизнедеятельности представляет в его описаниях в характеристике, достаточно близкой к славянофильской. На всех этапах культурно-исторического развития Ильина интересует вызревание и утверждение монархического начала власти. Высоко оценивается послепетровская эпоха, давшая новый синтез православия и светской цивилизации, сильную сверхсословную власть и великие реформы 60-х гг. XIX в.

Роль русских мыслителей в культурологии

Значительный вклад русских мыслителей открывавших для нас проблемы отечественной и мировой культуры во всей её сложности и глубине, навсегда останется в истории науки. При этом теоретический обобщающий взгляд на историю русской культуры показывает, что отсутствие границ между культурными и социальными явлениями в России, наложение друг на друга различных исторических этапов и тенденций, приводят к тому, что придает ей не только особый колорит, но и делает её изучение чрезвычайно неоднозначным, а значит – интересным, творческим, требующим неординарных, нестандартных подходов и решений.

Читайте также: