Политическая мысль казахстана 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Следует отметить, что вторая половина ХIХ века в истории развития социально-политической, правовой и духовной культуры казахского народа была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура Просвещения. Ее главными, классическими представителями стали Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, а также самородок казахской культуры Абай Кунанбаев.

И, наконец, казахских просветителей отличала от западных острая критика ими самого угнетения. В этом отношении просветители Казахстана, несомненно, внесли неоценимый вклад в развитие мировой просветительской мысли.

Чокан Валиханов (1835- 1865 гг.)

Чокан Валиханов – основоположник казахской просветительской демократической идеологии, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, этнограф, фольклорист, путешественник. Он оставил массу блестящих работ по географии, философии, истории, социологии и другим направлениям. Ч. Валиханов приобрел известность не только благодаря своим научным изысканиям. В различных слоях русского и казахского общества он заслуженно пользовался славой мудрого бойца против формализма, рутины, средневекового застоя за скорейшее достижение прогресса всеми народами и утверждение новых, справедливых начал общественной жизни. Он знаменит и как выдающийся мыслитель, внесший неоценимый вклад в передовую социально-политическую и философскую мысль своего времени.

Ч. Валиханов рассматривал человека и общество как продукт развития природы. Являясь частью природы, общество, как и природа в целом, развивается закономерно, т.е. на основе законов, которые носят объективный характер. Он представлял себе, что законы общества отличаются от законов природы прежде всего тем, что являются более сложными. В обществе они являются результатом взаимодействия различных сословий, умственные, нравственные и политические качества которых никогда не бывают одинаковыми и, как правило, вызывают противоречия и острую борьбу между ними. Именно в противоречии и борьбе сословий, полагал Ч. Валиханов, кроются многие причины и законы общественных явлений и событий.

Вражда к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области, защита просвещения, самоуправления, свободы и отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян – все эти черты просветительства мы также находим в трудах первого казахского ученого-демократа Ч.Валиханова. Осуществляя свою просветительскую деятельность, он боролся за распространение просвещения, развитие науки и социальный прогресс своего народа.

Как и другие просветители-демократы, Ч. Валиханов защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа и изыскивал пути для выхода из этого состояния. При этом он считал, что только приобщение отсталой феодальной экономики Казахстана к более передовой российской экономике может способствовать не только развитию производительных сил казахского общества, но и духовному возрождению народа. Отстаивая интересы своего народа, он требовал от колониальных властей при составлении экономических и социальных реформ для кочевников обращать внимание на нужды и запросы казахского народа.

Ч. Валиханов по образу своих мыслей был глубоко убежденным атеистом, решительно отвергающим религию, все и всякие религиозные догматы, культы и учреждения. Причем это был атеизм просветительского толка, поскольку корни религии, по его мнению, лежат не в материальных условиях жизни общества, а, главным образом, в невежестве людей. Поэтому проблему религии Ч. Валиханов связывал с задачей преодоления невежества масс, с распространением знаний во всем обществе.

Исключительно ценными являются высказывания казахского мыслителя о том, что конечной целью каждого человека и человечества в целом является улучшение их материального благосостояния. Только постоянное стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей членов общества является, по Валиханову, побудительным мотивом для движения вперед по пути прогресса.

Где бы он ни находился: в родном ли ауле, в сибирском ли городе Омске, среди населения иссыкских киргизов или в далекой китайской провинции Кашгар – везде он видел неравное положение простого народа и всегда оставался на его стороне, морально разделяя его тяжелую учесть.

Горячая любовь Ч. Валиханова к своему народу и отечеству сочеталась с уважением к другим народам, их национальным особенностям и культуре.

С особым уважением он относился к русскому народу, к его лучшим представителям. В то же время он ненавидел царских чиновников, учиняющих грубый произвол и насилие над казахским народом и, тем самым, сеющих вражду между народами.

Главным злом, препятствующим женскому равноправию, он считал мусульманскую религию, которая поддерживала самые отсталые стороны родового быта. Ч. Валиханов полагал, что причиной морального падения женщин в феодальном обществе также являются суровые законы шариата, низводившие женщин до уровня простого орудия деторождения.

Все эти высказывания и открытые требования Ч. Валиханова о равноправии женщин не только в семейных отношениях, но и в общественно- политической жизни страны, еще раз характеризуют его как выдающегося гуманиста.

Таким образом, Ч. Валиханов явился мыслителем, который последовательно расространил философские принципы Просвещения на область социальных отношений. И это позволило ему дать свое, весьма оригинальное объяснение ряда проблем социального развития, выработать свою социологическую концепцию. Социология казахского просветителя пронизана духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия.

Историческая заслуга Ч. Валиханова состоит в том, что он, пропагандируя

передовые, демократические идеи среди своего народа и помогая передовым слоям общества бороться против темноты и невежества масс, положил начало развитию научной и общественной мысли казахов.

48.Просветительские идеи в казахской философии 19 в. (Валиханов, Алтынсарин, Кунанбаев)

Особенности системы взглядов евразийской философии можно обозначить методом разделения ее на три структурных части: содержание, цели и метод. Содержание евразийской философии определяется центральным положением проблем человека в системе ее взглядов. Эта тенденция четко просматривается в "Книге слов" Абая и в "Записках забытого" Шакарима, в софиологии В. Соловьева, во взглядах Н. А. Бердяева на природу мудрости и ее место в системе философского знания. Данную тенденцию в какой-то мере можно рассматривать как продолжение идей знаменитого "Трактата о взглядах жителей добродетельного города" аль Фараби, в котором проблема мудрости для жителей и правителей добродетельного города является первой. В этом же русле находятся идеи софиогонии, стремящейся возвратить философию к ее первородному, изначальному смыслу, как учению о природе мудрости, путях ее постижения человеком и способах укоренения мудрости в его повседневной жизни. Основное содержание софиогонии как философской школы евразийской ветви определяется парадигмой - "Познай и измени себя". Бытие человека в мире и мира в человеке как процессы непосредственной человеческой жизни являются не только главной проблемой онтологии евразийской философии, но одновременно и ее гносеологии, аксиологии, этики, а также - философской креатологии - учения о самосотворении человека.

Термин "креатология" происходит от латинских слов "креатор" - творец, создатель, виновник, а также "креацио" - созидание, порождение, избрание. Необходимость креатологии в евразийской философии очевидна: познать и изменить, то есть сотворить себя - "другого" без творческого подхода и знания путей самосотворения, невозможно. Думаю, что со временем креатология, как учение о самосотворении человека, может стать одной из важнейших составных частей евразийской философии. Творение - это вечный процесс самосозидания, саморазвития и вселенной, и человека. Творчество - органическое, всеобщее, родовое качество человека. Хочу подчеркнуть, что процесс творчества человека должен происходить по законам Космической мудрости. Если этого соответствия нет, то человек допускает массу глупостей и ошибок, что приводит к серьезным дисгармониям в отношениях с природой, с самим собой и другими людьми. К основному содержанию евразийской философии, стремящейся помочь человеку избавиться от пороков, относятся также представления о целостной триединой человеческой природе (См. соответствующие статьи словаря).

Очень важным структурным элементом философской концепции являются ее цели. Они должны быть близки, понятны и дороги любому человеку и выполняют функции надежного паруса нашей житейской лодки. Для этого надо научиться познавать себя, но, главное научиться изменять себя, уметь вытаскивать себя за волосы из трясины эгоизма и пороков. Задача, замечу, не из легких. Для ее решения надо иметь желание, а, главное, стать мудрым: ни много, ни мало. Главная цель евразийской философии как софиогонии определяется так: помочь человеку достигнуть жизненного успеха на основе четырех высших совершенств: мудрости в душе; крепкого здоровья на всех уровнях: телесном, социальном, духовном; гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья.

Третьим структурным элементом - или методом евразийской философии является все та же мудрость, но уже как способ, или Путь более глубокого, системного познания себя в мире и мира в себе, как духовный инструмент преобразования жизни отдельного человека и человечества в целом. Следовательно мудрость как важнейшая человеческая ценность и духовная сердцевина культуры есть в то же время и высшая, системная форма познания себя и мира, система методов их постижения, а также способов решения практических вопросов по становлению софийного сознания и софийного бытия людей. Мудрость - это, прежде всего, способность использовать любовь, как главный Путь ценностного познания, а также (что необычайно важно) практический способ становления софийных отношений между людьми, между человеком и природой.то есть умение постоянно размышлять и действовать на основе любви к людям, к себе, к природе. В мудром человеке знания, разум и воля направлены не во зло, а на добрые дела и сострадание к людям. Эти выводы подтверждаются позицией Абая о главенстве сердца (любви) в союзе с разумом и волей человека, и парадигмой Шакарима: живи по совести. В качестве дополнительного аргумента приведу из одной книги парадоксальное высказывание североамериканского индейца: "Странные люди - американцы, они думают головой. Мы же, индейцы, думаем сердцем". Эту мысль можно трансформировать в установку-афоризм: "Хочешь стать мудрым, научись думать сердцем".

Из всего сказанного, следует интересный вывод: в такой жизненно ценной системе взглядов как евразийская философия ее содержание, главные цели и метод в основном и главном совпадают друг с другом. Познание и изменение себя мы осуществляем на основе мудрости. В свою очередь, мудрость позволяет достичь успеха и крепкого здоровья, отыскать пути гармонии между стремлением к материальному богатству с одновременным обретением высокой духовности, и, тем самым, обрести полноту жизненного счастья. Мудрость и позитивные духовные качества человека, опирающегося на евразийскую философию, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия. В результате, софийная парадигма подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям, то есть на основе мудрости. Следовательно, мудрость уникальный феномен человеческой культуры, она универсальна. Именно поэтому Мудрость еще может спасти человечество и природу (если люди захотят этого), поскольку, мудрость, как "философский камень" человечества - это эликсир молодости, энергии, благополучия, сердцевина духовности, надежный мировоззренческий фундамент гармоничного целостного человека.

Можно предположить, что именно в Казахстане может быть начато формирование гуманистической духовной культуры и мировой философии нового типа с огромным многообразием подходов и взглядов внутри целостного знания, с высокой степенью понимания инакомыслящих. Основная задача евразийской философии - быть действенным руководством в помощи людям в их страстных и неизбывных поисках мудрости и в искоренении всех видов эгоизма - главного врага человека.: индивидуального, экономического, социально-политического, национального, кланового, корпоративного, религиозного, мужского, женского и многих других. Желание помочь сформировать евразийское целостное мировоззрение обусловило комлексный подход к отбору терминов из различных сфер философско-социального, экономического, религиозного, эзотерического, ценностного, эстетического, правового и других видов знаний, необходимых рядовому человеку в его повседневной круговерти жизни.

Всем этим тенденциям также может способствовать успешная, софийная реализация стратегий поступательной эволюции Казахстана до 2030 года. Тогда, в таких условиях - удивительно прекрасная и практически действенная евразийская философия, ее особая мудрость могут стать духовным фундаментом согласия и стабильности в нашем обществе, его процветания на тысячи лет вперед.

Политические партии и течения в Казахстане в начале XX века

Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция . Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции. Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, ст а чки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.

После революции 1905-1907 годов в Казахстане значительно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась ст а чка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора, Эмбы.

Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание.

Основная задача революционного союза была борьба с Временным правительством, засилием кулачества на местах, борьба против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и в усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.

21-28 июля 1917 г . в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов:

· форма государственного управления;

· автономия в казахских областях;

· подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей .

Провозглашались демократические ценности : равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям.

А втономия А лаш

Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.

1905 – 1907 гг. – Первая Русская революция в Казахстане.

октябрь 1905 года – казахская интеллигенция выступила с разоблачением Манифеста царя 17 октября 1905 года;

ноябрь 1905 года – солдаты Жаркента поддержали народные выступления;

весна 1906 года – подъём крестьянского движения;

1912 год – период нового революционного подъёма.

Первая мировая война и революционное движение в Казахстане

I мировая война – 1 августа 1914 года – 11 ноября 1918 года;

25 июня 1916 года – царь издаёт указ о реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана, набору подлежало 500 тысяч джигитов в возрасте от 19 до 43 лет, который стал поводом к началу национально-освободительного движения 1916 года;

23 августа 1916 года - секретный приказ генерал-губернатора Куропаткина освобождал от набора в армию: должностных лиц, мусульманское духовенство, полицейские чины из туземцев, счетоводов и бухгалтеров;

1-3 декабря 1916 года – на заседании IV Государственной Думы Керенский А.Ф. выступил с осуждением карательных действий царизма;

27 февраля 1917 года – в России свершилась февральская буржуазно-демократическая революция; сложилось двоевластие;

март-апрель 1917 года – в Казахстане создаются Советы рабочих депутатов и органы Временного правительства;

7 марта 1917 года – на совместном заседании Петроградского Совета депутатов и членов Государственной Думы выступил А.Джангильдин о действиях карателей в Тургайской области;

1917 г. Февральская и Октябрьская революции в России;

1917 г., 21-28 июля Всеказахский курултай, положивший начало созданию национально-демократической партии “Алаш”;

1917 г., 21 ноября В киргизской газете “Казах” опубликована программа партии “Алаш”;

1917 г., 5-13 декабря Всеказахский курултай: образование Центрального комитета партии “Алаш” и формирование правительства “Алаш-Орды”;

1918 г., 30 апреля Образование Туркестанской Советской Федеративной Республики;

1919 г., 10 июля Образование Революционного комитета по управлению Киргизским краем (Кирревком);

октябрь 1917 года – в России победила социалистическая революция;

октябрь 1917 – март 1918 гг. – установление советской власти в Казахстане;

1 ноября 1917 года - Советская власть установлена в ходе вооружённой борьбы в Ташкенте;

2 декабря 1917 года - Советская власть установлена в Букеевской Орде;

18 января 1918 года - Советская власть установлена в Оренбурге;

в марте 1918 года - Советская власть установлена в Семиреченской области;

весной 1918 года - Лениным изданы декреты о национализации крупной промышленности.

22 ноября 1917 года – в Коканде на IV Чрезвычайном Всетуркестанском съезде была создана Туркестанская Автономия, её первым президентом был избран М.Шокай;

В ходе восстания 1916 года в казахской степи были восстановлены должности:

Елбегi – глава администрации;

Жасакшы – судейская коллегия;

Сардарбек – командующий повстанческой армией;

Кенес – Военный совет;

Национализация – огосударствление собственности.

Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны

май 1918 года – мятеж чехословацкого корпуса;

январь 1919 года – освобождение Оренбурга и Уральска от белоказаков;

январь 1919 года – введена продразвёрстка;

осень 1919 года – освобождены Петропавловск, Акмолинск;

5 января 1920 года – взят Гурьев, ликвидирован Туркестанский фронт;

март 1920 года – ликвидирован Семиреческий фронт;

июнь 1920 года – антисоветский мятеж в Верном;

10 июля 1919 года – создан Революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем (Казревком), во главе с С.Пестковским .

Образование Казахской АССР

в декабре 1936 года - Казахская АССР преобразована в Казахскую ССР

в марте 1937 года - принята Конституция Казахской ССР.

Города - столицы Казахстана

19 сентября 1919 года – принято решение о присоединении Оренбурга к Казахстану;

1. Тема: Развитие казахской общественно-политической мысли в начале ХХ века

2. Политическая мысль в Казахстане начала ХХ века

8. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1916 г.

Причины восстания. Начавшееся стихийно в различных регионах Казахстана в июле 1916 г. восстание вскоре
охватило всю страну.
Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовековой национально-освободительной борьбы
казахского народа. Оно является закономерным продолжением освободительной борьбы казахского народа
против колониального ига на всем протяжении XIX в.
Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война резко ухудшила социально-экономическое положение и жизненный
уровень народов всех воюющих стран, в том числе и Российской империи. 1916 г. был периодом обострения
военных действий, требовавших все больше материальных и человеческих ресурсов.

Лидер:
Коллективная должность
Дата основания:
1905 г. (факт.)
Июль 1917 г. (офиц.)
Дата роспуска:
1920 г.
Идеология:
Либерализм, антикоммунизм,
Антисоветизм, Казахский национализм
Союзники и блоки:
Кадетская партия
Партийная печать:
Газета “Қазақ”
Председатель
Партии:
Алихан Букейханов
Штаб-квартира:
Г. Семипалатинск

12. Руководители партии “Алаш”: А.Байтурсынов, А.Букейханов, М.Дулатов

13. Массовые репрессии

Материалы к лекции.

Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни.

Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека.

. Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда "Кутадгу билиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных.

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави.

Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков.

Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

Методические указания к выполнению семинарских занятий.

1. Воззрения Аль-Фараби, Юсуфа Баласугуни, Ходжа Ахмеда Яссауи.
2. Фольклор- источник политической мысли казахского народа.
3. Политические взгляды казахских просветителей Х1Х века.
4. Политическая мысль Казахстана ХХ века.

1. Абай . Слова назидания. Алма-Ата, 1970.
2. Аль-Фараби. Избранные произведения. Алматы, 1994.
3. Касымжанов А.Х. Портреты и штрихи к истории степи. Алматы, 1999.
4. Сегизбаев О.А. Казахская философия ХУ- начала ХХ века. Алматы, 1996.
5. Философия. Сост. Т.Х.Габитов. Алматы, 2003.

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на главную тему политико-правовой мысли мусульманского Востока - проблему добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю.Баласугуни. Необходимо обратить внимание, что идеи духовно-нравственного совершенства получили развитие и в философских взглядах Яссауи, который является крупнейшим представителем суфизма.

Во втором вопросе необходимо рассмотреть разнообразную и богатую духовную культуру казахского народа, составной частью которой являются многообразные формы народного поэтического творчества- фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки и т.д. Покажите, как в фольклоре отображены вопросы борьбы с иноземцами за свою свободу, отношения к власти, к правителям и т.д.

В третьем вопросе, рассматривая развитие политической мысли в духовном наследии казахского народа, необходимо отметить, что вторая половина ХIХ в. в Казахстане отмечена глубокими изменениями, которые произошли в экономической, политической и духовной жизни, связанные с завершением добровольного присоединения к России.
Огромную роль в этом деле сыграла появившаяся в степи малочисленная на первых порах группа национальной интеллигенции и прежде всего- выдающиеся просветители-демократы Ч.Валиханов ( 1835-1865гг. ), И.Алтынсарин ( 1841-1889гг. ), А.Кунанбаев ( 1845-1904гг. ).
Покажите какие русские ученые, ссыльные революционеры, творчество каких великих людей оказали серьезное влияние на формирование мировоззрения казахских просветителей?
Именно с просветительской деятельностью казахских интеллигентов связано новое направление в истории общественно-политической мысли Казахстана, поворот в сознании людей к реалистическому освоению мира.
Казахские просветители критиковали "лицемерные" действия царских чиновников в отношении национальных меньшинств и их "деморализующее" влияние на общество. Какие еще политически ошибочные мероприятия осуществлялись царской администрацией на территории Казахстана ? Какую оценку давали казахские просветители колониальному административному аппарату чиновников?
Что же предлагали сами просветители для улучшения системы власти и управления в Казахстане? Как понимал Абай роль просвещенного правителя?

При рассмотрении четвертого вопроса покажите дальнейшее творческое развитие идеологии просвещения в деятельности М.Дулатова, М.Жумабаева, А.Байтурсынова, А.Бокейханова, Ш.Кудайбердиева, М.Шокаева, Ж.Аймауытова и др.

Читайте также: