Символический интеракционизм в социологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

О словосочетание "символический интеракционизм", конечно, можно сломать язык, но то, что за ним скрывается, не так страшно, как оно звучит. Так называется направление в социологии, которое возникло в 20-30-е годы ХХ века в США, а конкретно в Чикаго, где тогда был центр американской социологической мысли (Чикагская школа). Своего расцвета символический интеракционизм достиг в 70-80-е годы. Среди наиболее известных представителей этого направления можно назвать Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Парка и других.

При изучении общества эти социологи сосредотачивали свое внимание на социальном взаимодействии, рассматривая его прежде всего как обмен всевозможными символами. В данном случае под символом понимается то, что имеет значение для человека, что создано им и может быть передано другим людям как носитель определенного смысла. В своем учении Дж. Мид утверждал, что мир человека (то есть социальная реальность) — это совокупность различных ситуаций. В них-то и существует индивид, живет и действует. Его социальное Я находится в постоянном взаимодействии с "обобщенным Другим".

Мид использовал понятия “I” и “me”, где первое выражает то, что в нас составляет бессознательное, внутреннее, а второе — то, что возникает под влиянием социального окружения.

Мид и другие представители символического интеракционизма считали слова основным орудием объективации субъективного опыта человека.

Если бы не было слов, не могло бы быть и систематического социального взаимодействия. Это и понятно, ведь язык в целом — главный способ донести до других то, что ты хочешь донести. Понятно, что есть жесты, мимика, движения тела, различные действия, несущие информацию, но настоящее человеческое общение все же основано на языке. Без слов невозможно объяснить человеку мысли, нельзя делиться размышлениями.

Разумеется, слова могут быть как сказаны устно, так и написаны в тексте. В любом случае они представляют из себя символы.

Например, есть мир различных профессий — медиков, ученых, рабочих и т.д. В каждом из таких миров есть свои символические структуры, включающие идеологию, интерпретации, объяснения.

Исторически сложились разные версии символического интеракционизма. — Среди них в послевоенное время выделились две влиятельные школы:

· Чикагская школа: в ней была принята совершенно иная (качественная) стратегия. — Ее интеллектуальным лидером был Блумер. — Здесь очевидна ориентация на создание социологической теории (на основе социально-психологических идей Мида).

1925-1952 гг. — работа в Чикагском университете.

С 1952 г. — в Калифорнийском университете (Беркли).

На Блумера повлияли идеи У.А. Томаса, Ч.Х. Кули, социологов Чикагской школы.

Символический интеракционизм разрабатывался им как альтернатива, с одной стороны, макротеориям в духе Парсонса, с другой — сциентистски-ориентированной эмпирической социологии, в том числе айовской трактовке теоретических идей Мида.

(Расцвет этой теории пришелся на 1960-е годы.)

v Базовый понятийный аппарат Блумера:

— символический и несимволический уровень взаимодействия;

— переплетение (interlinkage) линий поведения;

— совместное действие (joint action);

— сети действия (социальные институты);




Общество существует лишь в деятельности людей — и более нигде.

Общество — это непрерывный процесс взаимодействия, в котором индивиды взаимно согласуют свои линии поведения. (Причем речь идет о конкретных взаимодействиях конкретных людей в конкретных местах, в конкретное время, по конкретным поводам, в конкретных обстоятельствах).

Реально есть люди, которые живут и действуют в мире; их поведение (в отличие от несимволического взаимодействия животных) опосредовано интерпретацией этого мира, т.е. объектов, включенных в текущую ситуацию, в том числе других людей; их деятельность меняется вместе с изменениями в объектном мире.

Объектами могут быть:

физические объекты (стулья, деревья, велосипеды и т.д.);

социальные объекты, в том числе другие люди, социальные категории и социальные институты (студенты, священник, мать, продавец, друг, школа, правительство и т.д.);

абстрактные объекты (нравственные принципы, идеи, справедливость, эксплуатация, свобода, игра и т.д.).

Каждый индивид придает значения текущим объектам и действует исходя из этих значений — т.е. исходя из своей интерпретации данных объектов.

В том числе: когда в ситуации присутствуют другие, индивид наделяет значением их предполагаемое будущее поведение (в ответ на его действия) и выстраивает свое поведение в соответствии с этим осмысленным ожиданием.

Формирование значений трактуется Блумером как центральный элемент в организации действия.

v Метатеоретические пресуппозиции символического интеракционизма:

(1) Люди действуют в отношении объектов на основе значений, которыми они для них обладают.

(2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.

(3) Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих объектов.

Интерпретация — не пассивный процесс. Блумер подчеркивает ее активный и творческий характер: объектам не приписываются уже готовые значения; а эти значения создаются (производятся) в самом процессе интерпретации. — Не то чтобы люди согласовывали свои действия благодаря уже готовым общим символам; эти общие символы именно создаются во взаимодействии, каждый раз заново. — Каждая ситуация, в которой оказываются взаимодействующие, не совпадает в точности с прошлыми схожими ситуациями, содержит в себе контингентные элементы, разные нюансы и обстоятельства, делающие применение готовых схем интерпретации более или менее проблематичным. Общие символы каждый раз создаются заново, каждый раз оказываясь немного другими, чем в иных подобных случаях.

Иначе говоря: нет готового символически обработанного объектного мира до взаимодействия; индивиды создают общие символы в процессе взаимодействия, а потом сами на них ориентируются — подтверждая, изменяя и переопределяя их своими действиями.

Большинство человеческих действий не подчиняется схеме отложенного (т.е. заблаговременно продуманного и только затем совершаемого) действия. — Процесс интерпретации и выработки общих символов вплавлен в процесс обмена действиями: взаимное приспособление линий поведения осуществляется непосредственно в самом взаимодействии: люди демонстрируют друг другу смысл своих действий посредством самих этих действий.

Иначе говоря: общий смысл социального взаимодействия (общее определение ситуации) создается непрерывно на протяжении всего взаимодействия. — Каждый участник производит свое определение ситуации и выражает это внешне, показывая другим, как он желает истолковать ситуацию; другие интерпретируют его поведение и учитывают его в своем определении ситуации, которое также выражают вовне своими действиями; (и так далее). — Это происходит (обычно) без ясного осознания.

Люди сами конструируют ту социальную среду, к которой приспосабливаются; и эти два процесса — конструирование социальной среды и приспособление к ней — имеют место одновременно.

v Отличие блумеровской концепции взаимодействия от других

В других концепциях социальное взаимодействие объясняется через нормы, ценности, санкции, роли и т.п. — С точки зрения Блумера, все эти вещи не предшествуют взаимодействию как его детерминанты, а являются по большей части его продуктами. — Процесс взаимодействия имеет в теоретическом плане самостоятельное значение.

Поведение человека определяется не биологическими потребностями и не ролевыми ожиданиями, а его текущей интерпретацией объектной среды (ситуации) — т.е. тем определением происходящего, которое на данный момент сконструировано им самим и другими участниками взаимодействия.

Во взаимодействии отдельные действия участников переплетаются (или сцепляются) друг с другом: каждое действие является реакцией на другие действия и условием для последующих действий. — Механизм сцепления обеспечивает возможность совместного действия (joint action). Блумер высказывает на этот счет три замечания:

(1) В сформировавшемся обществе подавляющее большинство социальных действий существует в форме повторяющихся схем взаимодействия. Иначе говоря, у людей обычно есть представление о том, чего следует ожидать в той или иной ситуации. — Такая взаимосвязь действий, однако, не означает, что правила создают совместное действие; наоборот, совместная жизнь людей производит, воспроизводит и изменяет такого рода правила.

v Теория коллективного поведения

Коллективное поведение — любая групповая деятельность, в которой индивиды действуют вместе определенным образом, между ними существует разделение труда и происходит взаимное приспособление их линий поведения.

= Такое поведение обычно держится на общих ожиданиях и общем понимании.

1) элементарные формы коллективного поведения: это коллективное поведение, не находящееся под влиянием каких-либо правил и ожиданий;

2) организованные формы коллективного поведения: групповое поведение, регулируемое правилами и ожиданиями.

В элементарном коллективном поведении объединение людей происходит не на базе общих представлений, а на базе разделенных чувств. — Такое поведение всегда возникает в условиях неопределенности, нестабильности, нарушения привычной рутины существования, т.е. в условиях, когда возникают проблемы, не разрешимые в рамках устоявшихся правил и культурных установлений. — Такое поведение развертывается на фоне утраты самосознания.

Исторически сложились разные версии символического интеракционизма. — Среди них в послевоенное время выделились две влиятельные школы:

· Чикагская школа: в ней была принята совершенно иная (качественная) стратегия. — Ее интеллектуальным лидером был Блумер. — Здесь очевидна ориентация на создание социологической теории (на основе социально-психологических идей Мида).

1925-1952 гг. — работа в Чикагском университете.

С 1952 г. — в Калифорнийском университете (Беркли).

На Блумера повлияли идеи У.А. Томаса, Ч.Х. Кули, социологов Чикагской школы.

Символический интеракционизм разрабатывался им как альтернатива, с одной стороны, макротеориям в духе Парсонса, с другой — сциентистски-ориентированной эмпирической социологии, в том числе айовской трактовке теоретических идей Мида.

(Расцвет этой теории пришелся на 1960-е годы.)

v Базовый понятийный аппарат Блумера:

— символический и несимволический уровень взаимодействия;

— переплетение (interlinkage) линий поведения;

— совместное действие (joint action);

— сети действия (социальные институты);

Общество существует лишь в деятельности людей — и более нигде.

Общество — это непрерывный процесс взаимодействия, в котором индивиды взаимно согласуют свои линии поведения. (Причем речь идет о конкретных взаимодействиях конкретных людей в конкретных местах, в конкретное время, по конкретным поводам, в конкретных обстоятельствах).

Реально есть люди, которые живут и действуют в мире; их поведение (в отличие от несимволического взаимодействия животных) опосредовано интерпретацией этого мира, т.е. объектов, включенных в текущую ситуацию, в том числе других людей; их деятельность меняется вместе с изменениями в объектном мире.

Объектами могут быть:

физические объекты (стулья, деревья, велосипеды и т.д.);

социальные объекты, в том числе другие люди, социальные категории и социальные институты (студенты, священник, мать, продавец, друг, школа, правительство и т.д.);

абстрактные объекты (нравственные принципы, идеи, справедливость, эксплуатация, свобода, игра и т.д.).

Каждый индивид придает значения текущим объектам и действует исходя из этих значений — т.е. исходя из своей интерпретации данных объектов.

В том числе: когда в ситуации присутствуют другие, индивид наделяет значением их предполагаемое будущее поведение (в ответ на его действия) и выстраивает свое поведение в соответствии с этим осмысленным ожиданием.

Формирование значений трактуется Блумером как центральный элемент в организации действия.

v Метатеоретические пресуппозиции символического интеракционизма:

(1) Люди действуют в отношении объектов на основе значений, которыми они для них обладают.

(2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.

(3) Эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих объектов.

Интерпретация — не пассивный процесс. Блумер подчеркивает ее активный и творческий характер: объектам не приписываются уже готовые значения; а эти значения создаются (производятся) в самом процессе интерпретации. — Не то чтобы люди согласовывали свои действия благодаря уже готовым общим символам; эти общие символы именно создаются во взаимодействии, каждый раз заново. — Каждая ситуация, в которой оказываются взаимодействующие, не совпадает в точности с прошлыми схожими ситуациями, содержит в себе контингентные элементы, разные нюансы и обстоятельства, делающие применение готовых схем интерпретации более или менее проблематичным. Общие символы каждый раз создаются заново, каждый раз оказываясь немного другими, чем в иных подобных случаях.

Иначе говоря: нет готового символически обработанного объектного мира до взаимодействия; индивиды создают общие символы в процессе взаимодействия, а потом сами на них ориентируются — подтверждая, изменяя и переопределяя их своими действиями.

Большинство человеческих действий не подчиняется схеме отложенного (т.е. заблаговременно продуманного и только затем совершаемого) действия. — Процесс интерпретации и выработки общих символов вплавлен в процесс обмена действиями: взаимное приспособление линий поведения осуществляется непосредственно в самом взаимодействии: люди демонстрируют друг другу смысл своих действий посредством самих этих действий.

Иначе говоря: общий смысл социального взаимодействия (общее определение ситуации) создается непрерывно на протяжении всего взаимодействия. — Каждый участник производит свое определение ситуации и выражает это внешне, показывая другим, как он желает истолковать ситуацию; другие интерпретируют его поведение и учитывают его в своем определении ситуации, которое также выражают вовне своими действиями; (и так далее). — Это происходит (обычно) без ясного осознания.

Люди сами конструируют ту социальную среду, к которой приспосабливаются; и эти два процесса — конструирование социальной среды и приспособление к ней — имеют место одновременно.

v Отличие блумеровской концепции взаимодействия от других

В других концепциях социальное взаимодействие объясняется через нормы, ценности, санкции, роли и т.п. — С точки зрения Блумера, все эти вещи не предшествуют взаимодействию как его детерминанты, а являются по большей части его продуктами. — Процесс взаимодействия имеет в теоретическом плане самостоятельное значение.

Поведение человека определяется не биологическими потребностями и не ролевыми ожиданиями, а его текущей интерпретацией объектной среды (ситуации) — т.е. тем определением происходящего, которое на данный момент сконструировано им самим и другими участниками взаимодействия.

Во взаимодействии отдельные действия участников переплетаются (или сцепляются) друг с другом: каждое действие является реакцией на другие действия и условием для последующих действий. — Механизм сцепления обеспечивает возможность совместного действия (joint action). Блумер высказывает на этот счет три замечания:

(1) В сформировавшемся обществе подавляющее большинство социальных действий существует в форме повторяющихся схем взаимодействия. Иначе говоря, у людей обычно есть представление о том, чего следует ожидать в той или иной ситуации. — Такая взаимосвязь действий, однако, не означает, что правила создают совместное действие; наоборот, совместная жизнь людей производит, воспроизводит и изменяет такого рода правила.

v Теория коллективного поведения

Коллективное поведение — любая групповая деятельность, в которой индивиды действуют вместе определенным образом, между ними существует разделение труда и происходит взаимное приспособление их линий поведения.

= Такое поведение обычно держится на общих ожиданиях и общем понимании.

1) элементарные формы коллективного поведения: это коллективное поведение, не находящееся под влиянием каких-либо правил и ожиданий;

2) организованные формы коллективного поведения: групповое поведение, регулируемое правилами и ожиданиями.

В элементарном коллективном поведении объединение людей происходит не на базе общих представлений, а на базе разделенных чувств. — Такое поведение всегда возникает в условиях неопределенности, нестабильности, нарушения привычной рутины существования, т.е. в условиях, когда возникают проблемы, не разрешимые в рамках устоявшихся правил и культурных установлений. — Такое поведение развертывается на фоне утраты самосознания.

Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:

  1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;
  2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;
  3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.

Символическое взаимодействие

По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.

Структура личности по Миду

Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов.

Готовые работы на аналогичную тему

Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости - способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог выделяет два аспекта формирования самости:

Самость в своем развитии проходит две стадии:

  1. стадию игры (play) - игра ребенком ролей, которые не являются его собственными (например роль отца или доктора);
  2. стадию соревнования (game) - участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников.

Интерсубъективность в символическом интеракционизме

В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:

Интеракционизм в социальной психологии

Данные идеи вторят основополагающим положениям такого социологического направления как интеракционизм. Эта парадигма зародилась в недрах социологии, но сегодня присутствует как в социальной психологии, так и в ряде других социальных направлений под названием интеракционистской ориентации. Берущий свое начало в конце девятнадцатого столетия, интеракционизм как теоретическое направление и социологический подход активно развивается, расширяется и обогащается его последователями и по сей день.

Давайте рассмотрим данное направление более детально и разберемся, что представляет собой интеракционизм. В настоящей статье мы познакомим вас с основными фигурами данной теоретической парадигмы, а также ее положениями и теоретическими предпосылками. Мы также раскроем важные аспекты, отличающие интеракционизм от других социологических подходов, и определим ключевые понятия этой области.

Суть интеракционизма

Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.

Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.

Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.

Символический интеракционизм и ключевые фигуры направления

Родоначальником символического интеракционизма, определившим ведущие принципы, понятия и теоретическую базу этой концепции, является Джордж Мид (1863-1931). Этот чикагский социолог разработал теорию, в которой показывал, что человек развивается и обретает свою человеческую природу лишь в социуме, в общении и взаимодействии с другими. При этом важна ориентация на собеседника или партнера по интеракции – для успешной коммуникации человек должен принять мнение другого, принять его роль, то есть, суметь воспринимать объект коммуникации из позиции другого.

Человеческое общение и интеракция представляют собой обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать, а также реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого способствует более эффективной интерпретации символов, вкладываемых значений и намерений другой стороны, а целью интеракции является достижение практических результатов в совместной деятельности.

Ранее мы рассмотрели примеры символов, которые используются людьми в процессе коммуникации и взаимодействия. Необходимо отметить, что язык является сам по себе важным символическим инструментом, а также первейшим и ведущим фактором человеческой интеракции.

Данный труд Мида является основополагающим для интеракционизма, в нем представлены ключевые положения концепции, которые были впоследствии расширены и развиты другими последователями символического интеракционизма. К примеру, Чарлз Хортон Кули (1864-1929) подчеркивал социальную природу человека, образующуюся в процессе взаимодействия с различными группами других людей, которые оказывают на индивида влияние. В результате формируется его социальная природа, включающая спектр социальных чувств, установок, правил и морально-этических норм, что объединяет человечество и имеет духовное измерение.

Блумер также определил три ведущих теоретических предпосылки символического интеракционизма, три центральные идеи данного подхода:

  1. Люди взаимодействуют друг с другом и оперируют объектами на основе значений, которыми они обладают для них или же которыми наделяются. Под объектами здесь нужно понимать все, с чем человек сталкивается и взаимодействует во внешнем мире, – это и другие индивиды, и группы людей, и социальные институты, а также неодушевленные и физические предметы, абстрактные понятия и идеалы (любовь, свобода, предательство и пр.), поступки других людей и различные ситуации.
  2. Значения, которыми обладают объекты, не являются установленными или фиксированными, а создаются, изменяются и развиваются в ходе социального взаимодействия, именно в рамках социальной интеракции. Таким образом, значения выступают как продукт интеракции и тесно связаны с ней и ее характером.
  3. Символические значения рождаются, используются и модифицируются в процессе интерпретации людьми объектов и ситуаций окружающего мира. Другими словами, значения – это результат интерпретации, которую мы осуществляем в ходе интеракции и взаимодействия с людьми и внешним миром.

Такое явление как символическая коммуникация, равно как и язык, отличает человека от животных и в то же время подразумевает, что все наше взаимодействие так или иначе пронизано различными символами и значениями.

Другие влиятельные фигуры и понятия интеракционизма

Если ключевые идеи символического интеракционизма были введены двумя главными его теоретиками – Джорджем Мидом и Гербертом Блумером, то в последующем эти идеи и положения были расширены и развиты большим числом социологов и ученых. Среди важных авторов можно называть Ирвинга Гофмана (Эрвина Гоффмана), Талкотта Парсонса, Эверета Хьюза, Ансельма Штрауса и Ральфа Тернера. Также нередко можно услышать имя Макса Вебера; в его работах была сформулирована суть интерактивного подхода к коммуникации.

Так, в модели Вебера, коммуникативное рождается из интеракции. Именно она позволяет социальному, общественному, и человеческому соединяться и взаимодополнять друг друга во взаимодействии людей. Социальное действие существует в рамках общества и опирается на установленные нормы, роли и ожидаемое поведение участников, и коммуникация возможна лишь при наличии интеракции. Таким образом, человеческое сообщество регулируется и организовано через интеракции, так же, как и социальные связи и социальные институты.

Как мы указали выше, два других направления помимо символического интеракционизма, которые выделяются в интеракционистской ориентации, – это ролевые теории и теории референтной группы. Давайте рассмотрим их суть вкратце.

Ролевые теории

Теории референтной группы

Теории референтной группы рассматривают вопрос принадлежности к определенным группам и то, как это определяет поведение и восприятие индивида. Под референтной группой понимается конкретная социальная группа, к которой человек себя причисляет и с правилами, ожиданиями и ценностями которой считается. Эта группа предоставляет человеку критерий оценки себя и других, а также служит цели формирования ценностных ожиданий и социальных установок человека. Тему референтных групп развивали Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р. Мертон и другие исследователи.

В данное время интеракционистская ориентация широко представлена и довольна разнородна. Методология интеракционизма также весьма разнотипна и объединяет множество групп методов и подходов. Существует и критика данной парадигмы, например, того, что интеракционизм рассматривает человеческое взаимодействие на микроуровне, оставляя за бортом общий социокультурный контекст. А также нарекания вызывают некоторая бесструктурность теоретических моделей и расплывчатость, неопределенность отдельных понятий интеракционизма.

Тем не менее, сегодня это важное социологическое направление и подход, который развивается и практикуется многими учеными и исследователями.

Заключение

Итак, подведем итог. Мы разобрали интеракционизм в социальной психологии и его основные понятия и положения, рассмотрели основные течения данного направления вместе с ведущими авторами, а также упомянули возможные поводы для критики интеракционизма.

Сегодня символический интеракционизм, как и вся интеракционистская ориентация в социальных науках, весьма разнородна и объединяет огромное число теоретических позиций и последователей. Интерес к человеческой интеракции и тому, как она определяет общество и социальные процессы, а также более современные интерпретации факторов, влияющих на человеческое взаимодействие и поведение, остаются в центре внимания социологов и социальных психологов.

Читайте также: