Триптих корина александр невский описание кратко

Обновлено: 04.07.2024

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей,

как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

В 1942-1943 годах, в самый разгар Великой Отечественной войны, потомственный иконописец, художник Павел Дмитриевич Корин создавал триптих "Александр Невский".

В центре находится князь Александр Ярославич. Этот образ знаком со школьных лет. Князь стоит в доспехах рядом со стягом на котором изображен Спас Ярое Око. Позади виднеется готовое к сражению войско, река Волхв и стены храма Великого Новгорода.

О существовании двух других частей мало кто из людей, далеких от искусства, знает. Часть слева называется "Северная баллада", часть справа – "Старинный сказ".

Заказ на картину сделал комитет по делам искусств. Вначале Корин засомневался, сказал, что без натуры не пишет. Но работа его так увлекла, что он закончил центральную часть с князем за 3 недели.

На Александре латы и кольчуга, которые в начале 13 веке русские воины не носили. По этому поводу Корнин говорил: "Конечно, я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но такой не вышиб бы Биргера из седла."

Невский получился настолько убедительным, что никто даже не подумал, что он выглядит как-то не так. Он был таким, каким нужно, чтобы вызывать гордость и воодушевлять на подвиг. Он получился настоящим защитником, героем. Не вызвала даже вопросов религиозная символика, бросающаяся в глаза (Спас, Икона Николая Чудотворца, храм с крестами).

Таким и задумывал князя Павел Корин, говоривший: "Искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа".

Когда в 1944 году Великий Новгород освободили от оккупантов, то написали копию Александра Невского и установили на щите на въезде в город.

Старинный сказ и Северная баллада

"Старинный сказ". Внизу фото сказителей Марии Кривополеновой и Федора Конашкова. Сбоку портрет иеромонаха Феодора.

"Старинный сказ". Внизу фото сказителей Марии Кривополеновой и Федора Конашкова. Сбоку портрет иеромонаха Феодора.

Для изображения молодого воина с кистенем в руке Павел Корин использовал этюды иеромонаха, преподобномученника Феодора (в миру Олег Богоявленский). Его он рисовал в 1932 году для своей легендарной картины "Реквием. Русь уходящая". Сам Феодор скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года.

Бабушка с клюкой - это сказительница из Архангельской губернии Мария Дмитриевна Кривополенова. В 1915-1916 годах она приезжала выступать в Москву, ездила и по другим городам России.

Дедушка с булавой (старый воин) списан со сказителя из Карелии Федора Андреевича Конашкова.

Во всех описаниях говорится, что на картине "Северная баллада" изображен воин, которого провожает в бой женщина (сестра или жена). А все три части символизирую объединение народа против врага.

Но, кажется, что в триптихе предстало прошлое, настоящее и будущее. Прошлое смотрит со стороны Старинного сказа, внем герои черпают вдохновение и силу. Настоящее – князь-воин, собравшийся защищать свою землю. Будущее – тот же воин в старости. Его подвиги воспевают в балладах, а он стоит со своей женой и вспоминает места сражений.

Художник

Павел Корин Был одним из лучших портретистов 20 века. Он родился в Палехе в 1892 году , с 11 лет учился в палеховской иконописной школе, после был принят в иконописную палату Донского монастыря. Однажды в монастырь пришел запрос от Великой княгини Елизаветы Федоровны на двух лучших иконописцев для создания копий фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Выбрали Корина. Нестерову он понравился. Мэтр предложил ему закончить роспись совместно и стал наставником и другом на долгие годы.

Благодаря Максиму Горькому Павел Корин с братом посетил Италию и получил свой первый большой заказ от советской власти - портрет писателя.

Всю свою жизнь Павел Дмитриевич собирал коллекцию икон. Он писал портреты знаменитостей, занимался после войны реставрацией произведений искусства. Создавал героическую мозаику для станций московского метро.

Как это не парадоксально, он получил Сталинскую и Ленинскую премию, и вместе с тем собрал одну из лучших в СССР частную коллекцию икон (123 древние иконы). Он говорил: "Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту."

Все свое имущество художник завещал жене, Прасковье Тихоновне, а в случае ее смерти - Третьяковской галереи. Там, в галереи, сейчас и выставлен триптих "Александр Невский".

Начало Великой Отечественной войны было тяжелым, немцы стремительно наступали, советские солдаты почти утратили веру в победу. В 1942 году Комитет искусств заказал художнику Павлу Корину написать триптих, поддерживающий боевой дух армии. В 1943 гигантское полотно было готово.

В левой и правой частях триптиха изображены женщины, провожающие воинов на фронт: молодая жена с младенцем и согбенная старушка-мать. Обе женщины решительны и спокойны, они понимают, что от них сейчас нужна поддержка и беззаветная вера в силы мужчин. С помощью этих сцен художник подчеркнул важность работы тех, кто остается в тылу. Ведь именно они обеспечивают армию продовольствием и боеприпасами.

На центральной, ключевой части произведения представлен портрет Александра Невского. Его образ в сердцах русских людей ассоциируется с исключительной смелостью, мужеством и непобедимостью. Именно он остановил немецких рыцарей на Чудском озере в XIII веке, а значит он может вдохновить солдат на подвиг и сейчас.

Воин стоит во весь рост, облаченный в доспехи. Красный плащ небрежно завязан у него на плечах, а в руках он держит огромный меч. На суровом лице полководца написано ожидание битвы. Он словно следит взглядом за приближением врагов, чтобы дать им достойный отпор. Даже небо над ним нахмурилось, готовое вот-вот разразиться молниями и громом.

За спиной Александра Невского развевается на ветру стяг с изображением Христа Спасителя и стоит армия, готовая пуститься в бой по первому приказу. А главное – за спиной остается родная земля, которую нужно защищать, с ее белокаменными городами, женами, детьми и матерями. Проиграть нельзя, иначе фашистские захватчики ворвутся и разорят поля, сожгут леса, разрушат города.

Картина заставляет с новой силой ощутить волю к победе, вселяет уверенность, укрепляет боевой дух.

Александр Невский — полководец, великий князь, который в тринадцатом веке не раз защищал Русь от многочисленных внешних врагов. Он является символом доблести и храбрости. Такой исторический деятель не случайно был выбран художником, чтобы достичь наиболее сильного воздействия на зрителей.

Александр Невский

Фигура Александра Невского занимает всё пространство картины. Могучий князь стоит, широко расставив ноги и сжав в руках меч. Он незыблем и непоколебим. Кажется, что никакие силы не способны его сломить. Лицо Александра словно высечено из камня: спокойное и твёрдое. Его взгляд — прямой и уверенный. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Художник изобразил Александра Невского в доспехах витязя. На его голове шлем, в руках меч, за спиной развевается красный плащ. Великий воин стоит на страже спокойствия и мира своей Родины, и никакие враги не смогут его одолеть.

Картина наполнена патриотизмом и гордостью художника за свою страну, её славное прошлое и героическое настоящее. Полотно вселяет уверенность в то, что русский народ сможет отстоять свою независимость и право на счастливое будущее на собственной земле.

Читайте также: