Символический интеракционизм гофман кратко

Обновлено: 02.07.2024

Символический интеракционизм основывается на следующих положениях:

  1. Люди, взаимодействуя друг с другом, руководствуются, прежде всего, символическими значениями, которыми они наделяют те или иные объекты;
  2. Символы сами по себе есть продукт социального взаимодействия (интеракций) между индивидами;
  3. Возникновение и изменение символических значений происходит через интерпретацию и переопределение символов.

Символическое взаимодействие

По мнению представителей интеракционизма, каждый индивид создает свои объекты с опорой на те значения, которые им придаются. Мид считал, что обретение людьми своей человеческой природы возможно только в ходе символического взаимодействия, важнейшей формой которого является общение посредством языковых символов.

Структура личности по Миду

Поведение человека во многом определяет структура его личности, его социальная роль. Важная заслуга Мида состоит в том, что он разработал ролевую теорию личности, в соответствие с которой сущность личности, все грани ее богатства и своеобразия проявляются ,в первую очередь, через выполняемые ею социальные роли, а сама социальная деятельность личности выступает совокупностью ее социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов.

Готовые работы на аналогичную тему

Через принятие ролей индивидами происходит развитие самости - способности людей к представлению себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Социолог выделяет два аспекта формирования самости:

Самость в своем развитии проходит две стадии:

  1. стадию игры (play) - игра ребенком ролей, которые не являются его собственными (например роль отца или доктора);
  2. стадию соревнования (game) - участвуя в соревнованиях (например, по футболу), дети видят себя глазами других участников.

Интерсубъективность в символическом интеракционизме

В социологии Дж. Мида интерсубъективность – это деятельность Другого, под влиянием которой формируется идентичность субъекта. А его предшественник Ч. Кули считает идентичность результатом работы субъекта по созданию своего образа в зеркале Другого. Под зеркальной самостью понимается представление субъекта о самом себе, включающее три элемента:

Исследование мира повседневной жизни людей




Для изучения повседневных действий и явлений социальной жизни, символов, с помощью которых они выражаются, смыслов и значений, кото­рые придают им индивиды, Гоффман часто прибегал к методам включенно­го наблюдения и анализа документов, притом не всяких, а возникающих ес­тественным образом (например, радиопередач или рекламных объявлений и изображений). В процессе такого изучения его интересовали общие и по­вторяющиеся особенности социальной жизни, которые находили отраже­ние в соответствующих социальных формах. Поэтому некоторые исследова­тели творчества Гоффмана считают, что проблема выявления социальных форм была для него одной из основных. С ней оказалась тесно связанной и проблема рамочного анализа.

Обратим внимание на то, что Гоффмана интересуют прежде всего че­ловек, индивид, восприятие им повседневного мира, включенность в не­го, накапливающийся социальный опыт личности. Главным для социоло­га здесь является исследование не самих реальных объектов и явлений, а тех смыслов и значений, которые придают им люди, тех интерпретаций социальных процессор с которыми они постоянно сталкиваются. По су­ществу, это следование традиции, идущей, с одной стороны, от М. Вебера, с другой — от У. Джемса и А. Шюца (о творчестве последнего подробно будет сказано в следующей главе). Отсюда понятно, что реальные соци­альные макроструктуры Гоффмана не волнуют, поскольку они не базиру­ются, по его мнению, на социальных взаимодействиях людей. В этом смысле они не могут стать объектом рамочного анализа.

Такой подход дал основание ряду социологов подвергнуть критике пози­цию Гоффмана за разрыв связей между микро- и макроанализом. Насколько справедлива данная критика, если учесть, что американский социолог изна­чально не ставил перед собой задачи преодоления рва между этими двумя вида-, ми анализа, остается специально выяснить. Видимо, к его творчеству следует относиться, исходя не из общих задач, стоящих перед всей наукой в целом, а тех проблем, которые он ставил перед собой. Они же, эти проблемы, имели достаточно конкретный характер и не выходили на уровень изучения социального макромира Гоффмана интересовало не общество в целом, а восприятие людь­ми повседневности еобетвеннот бытия, осуществляющегося в самых различ­ных формах. На изучение этой проблемы и был нацелен рамочный анализ.

Исследование мира повседневной жизни людей

Для изучения повседневных действий и явлений социальной жизни, символов, с помощью которых они выражаются, смыслов и значений, кото­рые придают им индивиды, Гоффман часто прибегал к методам включенно­го наблюдения и анализа документов, притом не всяких, а возникающих ес­тественным образом (например, радиопередач или рекламных объявлений и изображений). В процессе такого изучения его интересовали общие и по­вторяющиеся особенности социальной жизни, которые находили отраже­ние в соответствующих социальных формах. Поэтому некоторые исследова­тели творчества Гоффмана считают, что проблема выявления социальных форм была для него одной из основных. С ней оказалась тесно связанной и проблема рамочного анализа.

Обратим внимание на то, что Гоффмана интересуют прежде всего че­ловек, индивид, восприятие им повседневного мира, включенность в не­го, накапливающийся социальный опыт личности. Главным для социоло­га здесь является исследование не самих реальных объектов и явлений, а тех смыслов и значений, которые придают им люди, тех интерпретаций социальных процессор с которыми они постоянно сталкиваются. По су­ществу, это следование традиции, идущей, с одной стороны, от М. Вебера, с другой — от У. Джемса и А. Шюца (о творчестве последнего подробно будет сказано в следующей главе). Отсюда понятно, что реальные соци­альные макроструктуры Гоффмана не волнуют, поскольку они не базиру­ются, по его мнению, на социальных взаимодействиях людей. В этом смысле они не могут стать объектом рамочного анализа.

Такой подход дал основание ряду социологов подвергнуть критике пози­цию Гоффмана за разрыв связей между микро- и макроанализом. Насколько справедлива данная критика, если учесть, что американский социолог изна­чально не ставил перед собой задачи преодоления рва между этими двумя вида-, ми анализа, остается специально выяснить. Видимо, к его творчеству следует относиться, исходя не из общих задач, стоящих перед всей наукой в целом, а тех проблем, которые он ставил перед собой. Они же, эти проблемы, имели достаточно конкретный характер и не выходили на уровень изучения социального макромира Гоффмана интересовало не общество в целом, а восприятие людь­ми повседневности еобетвеннот бытия, осуществляющегося в самых различ­ных формах. На изучение этой проблемы и был нацелен рамочный анализ.

Всимволический интеракционизм это социологическая теория, которая также связана с социальной психологией и антропологией. Его основная цель - изучение общества на основе общения.

Этот ход мысли оказал большое влияние на изучение СМИ. Символический интеракционизм является частью течений интерпретативной парадигмы, которая стремится изучать социальные взаимодействия с точки зрения каждого из тех, кто в них участвует.

Символический интеракционизм впервые появился в Чикагской школе в 1920-х годах. Его появление было связано главным образом с развитием систем коммуникации, демократии и иммиграции европейского происхождения.

Его основными областями исследований были отношения человека с его сообществом, человеческая экология и важность интерпретации в человеческом общении.

Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру

Блумер суммировал свои идеи о символическом интеракционизме в единственной книге, в которой он говорил о трех основных предпосылках этого течения:

  • Люди ведут себя определенным образом по отношению к другим людям или объектам в зависимости от того, что они им придают. Эти значения полностью субъективны и не обязательно должны соответствовать социальным нормам.
  • Значения, которые наделяются объектами и людьми, возникают в результате взаимодействия каждого из нас с ними. Следовательно, эти значения не являются неотъемлемыми и могут быть изменены.
  • Смыслы конструируются и модифицируются в процессе интерпретации, который имеет место, когда человеку приходится взаимодействовать с тем, что обнаруживается.В этом процессе человек выбирает, трансформирует и упорядочивает значения, которые даются каждой вещи.

Блумер вывел эти идеи на новый уровень, заявив, что общество - это не что иное, как взаимодействие между людьми, которые его составляют. Следовательно, социальная реальность не является чем-то осязаемым, а существует только в человеческом опыте.

Эта идея вызвала у него много критики, поскольку некоторые социологи считают, что подход Блюмера носит чисто теоретический характер и не может быть применен в реальной жизни.

Предпосылки символического интеракционизма по Миду

Джордж Мид, еще один из пионеров теории символического интеракционизма, сосредоточился на том, как люди относятся к объектам вокруг нас и к другим людям. В своих трудах он выделил в основном два типа символических взаимодействий:

Общим для этих форм взаимодействия является то, что они основаны на символах, общих для всех участников процесса коммуникации; в противном случае обмен информацией между ними был бы невозможен.

Игра

Точно так же в процессе игры дети могут больше узнать об окружающих их предметах и ​​их полезности для них. Эти игры становятся все более сложными по мере того, как дети взрослеют и лучше понимают свое окружение.

Язык

Что касается языка, Мид описал его как общение с помощью значимых символов. Используя этот процесс, человек может усвоить отношение других к себе. Таким образом, этот социолог считал язык одной из самых основных опор общества.

По словам Мида, язык - это также основной способ, с помощью которого люди создают собственный образ. Это происходит в процессе символического взаимодействия при общении с другими людьми.

Предпосылки символического интеракционизма по Гоффману

Основополагающие принципы символического интеракционизма по Гоффману следующие:

  • Люди, в отличие от других живых существ, обладают способностью думать.
  • Эта способность думать зависит от социального взаимодействия.
  • Посредством социального взаимодействия люди узнают символы и значения, которые позволяют им использовать свою способность мыслить.
  • Люди способны изменять свои значения на основе их интерпретации каждой ситуации, которая влияет на их образ действий.
  • Люди способны вносить эти изменения, потому что они также способны взаимодействовать друг с другом. Это позволяет им рассматривать различные варианты действий, изучать их преимущества и недостатки и выбирать тот, который, по их мнению, даст им наилучший результат.
  • Набор действий и взаимодействий - это то, что формирует человеческие общества.

В дополнение к этому, Гоффман сделал символический интеракционизм более доступным для большинства населения, объясняя идею символов как роли, которые каждый из нас играет во время наших социальных взаимодействий.

Предпосылки символического интеракционизма по Веберу

Его основная идея по этой теме заключалась в том, что люди действуют, основываясь на своей интерпретации окружающего мира, того, что происходит с ними и с самими собой.

Следовательно, чтобы понять мотивацию человека, необходимо больше узнать о символах, с которыми он оперирует.

символический интеракционизм Это социологическая теория, которая также имеет отношение к социальной психологии и антропологии. Его основной целью является изучение общества на основе общения.

Этот поток мыслей оказал большое влияние на изучение средств массовой информации. Символический интеракционизм является частью течений интерпретативной парадигмы, которая стремится изучать социальные взаимодействия с точки зрения каждого из тех, кто в них участвует..


Символический интеракционизм первая возникла с Чикагской школы в 1920-е годы его появление было обусловлено главным образом ростом коммуникационных систем, демократии, иммиграции и европейского происхождения.

Его основными областями изучения были отношения человека с его сообществом, экология человека и важность интерпретации в человеческом общении..

  • 1 Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру
  • 2 предпосылки символического интеракционизма по Миду
    • 2.1 Игра
    • 2.2 Язык

    Предпосылки символического интеракционизма по Блюмеру

    Блюмер суммировал свои идеи о символическом интеракционизме в одной книге, в которой он рассказал о том, что для него было тремя основными предпосылками этого течения:

    • Люди ведут себя определенным образом по отношению к другим людям или объектам в зависимости от значений, которые они им дают. Эти значения абсолютно субъективны и не должны соответствовать социальным нормам.
    • Значения, которые даны объектам и людям, возникают из взаимодействия каждого из нас с ними. Следовательно, эти значения не являются неотъемлемыми и могут быть изменены.
    • Значения конструируются и изменяются посредством интерпретационного процесса, который происходит, когда человек должен взаимодействовать с тем, что обнаруживается. В этом процессе человек выбирает, трансформирует и организует значения, которые он дает каждой вещи.

    Блюмер поднял эти идеи на новый уровень, заявив, что общество - это не что иное, как взаимодействие между людьми, которые его формируют. Поэтому социальная реальность не является чем-то осязаемым, а существует только в человеческом опыте..

    Эта идея вызвала у него много критики, поскольку некоторые социологи считают, что подход Блюмера является только теоретическим и что его нельзя применять в реальной жизни..

    Предпосылки символического интеракционизма по Миду

    Джордж Мид, другой пионер теории символического взаимодействия, сосредоточена на том, каким образом люди связаны с объектами вокруг нас и других людей. В своих работах, в первую очередь он выделил два типа символических взаимодействий:

    Общим для этих форм взаимодействия является то, что они основаны на символах, которыми пользуются все участники процесса общения; в противном случае обмен информацией между ними был бы невозможен.

    игра

    Таким же образом, благодаря игре дети могут больше узнать об объектах, которые их окружают, и об их полезности. Эти игры становятся все более сложными, так как дети взрослеют и полнее понимают свое окружение.

    язык

    Что касается языка, Мид описал это как общение через символы со смыслом. Используя этот процесс, человек может усвоить отношение других к себе. Поэтому этот социолог считал, что язык является одним из самых основных столпов общества.

    По словам Мида, язык также является основным способом, которым мы строим образ себя. Это происходит в процессе символического взаимодействия при общении с другими.

    Предпосылки символического интеракционизма по Гоффману

    Основополагающими принципами символического интеракционизма по Гоффману являются следующие:

    • Люди, в отличие от других живых существ, обладают способностью мыслить.
    • Эта способность думать зависит от социальных взаимодействий.
    • Через социальные взаимодействия люди изучают символы и значения, которые позволяют им использовать свою способность мыслить.
    • Люди со способностью изменять свои значения в соответствии с их интерпретацией каждой ситуации, что влияет на их образ действий.
    • Люди способны делать эти модификации, потому что они также способны взаимодействовать с собой. Это позволяет им рассмотреть различные варианты действий, изучить их преимущества и недостатки и выбрать тот, который, по их мнению, принесет им наилучшие результаты..
    • Набор действий и взаимодействий - это то, что формирует человеческие общества.

    В дополнение к этому Гоффман сделал символический интеракционизм более доступным для большинства населения, объяснив идею символов как роли, которые каждый из нас играет во время их социальных взаимодействий..

    Предпосылки символического интеракционизма по Веберу

    Его основная идея на эту тему заключалась в том, что люди действуют согласно своей интерпретации окружающего мира, того, что с ними происходит, и самих себя..

    Поэтому, чтобы понять мотивацию человека, необходимо больше узнать о символах, с которыми он оперирует..

    Читайте также: