Симеон полоцкий кратко 8 класс история россии

Обновлено: 07.07.2024

Симеон Полоцкий родился в Полоцке в 1629 году. Помимо него в семье было четверо детей.

Получил образование в Киево-Могилянской академии у Лазаря Барановича и в Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк в 1656 году, принял монашеский постриг в православии и стал дидаскалом полоцкой православной братской школы. Тогда же познакомился с царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) при посещении тем города.

В 1664 году Симеон уехал в Москву. Здесь по поручению царя в 1665 году он организовал школу при Заиконоспасском монастыре для обучения подьячих Приказа тайных дел, где был также преподавателем (в 1669 году его в этом сменил ученик Сильвестр Медведев).

Полоцкий выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка.

В 1680-х годах Симеон Полоцкий был одним из тех, кто стоял у истоков создания Славяно-греко-латинской академии. Ему приписывают авторство первоначального Устава академии, поданного царю Федору Алексеевичу на утверждение Сильвестром Медведевым в 1682 году.

Полоцкий также занимался переводами трудов епископа Иерусалимской церкви Паисия Лигарида.

Литератор и общественно-политический деятель

В своих сочинениях Симеон Полоцкий создал образ идеального монарха – мудрого, просвещенного, справедливого, стоящего на страже закона. Долг истинного монарха, как он полагал, – заботиться о просвещении своих подданных. Полоцкий считал, что распространение в русском обществе просвещения является основой процветания государства и нравственности его жителей.

Религиозный и культурный деятель допетровской эпохи Симеон Полоцкий прославился литературными и богословскими трудами. Активную светскую деятельность старец совмещал с монашеским званием и с одинаковым успехом писал церковные проповеди и сочинения от имени царя. Он был обласкан двором и занимался образованием подрастающих монархов. Будучи талантливым и разносторонне одаренным, стал заметной личностью своего времени.

Детство и юность

Мирское имя Симеона Полоцкого - Самуил Петровский-Ситнянович (встречаются разночтения фамилии). Он родился в 1629 году в городе Полоцке и по месту рождения получил свое прозвище, с которым остался в людской памяти. Белорусский Полоцк тогда входил в состав Речи Посполитой.

Самуил был одним из пятерых детей в семье. В то время серьезное образование в Восточной Европе можно было получить только в церковных учебных заведениях. Мальчик проявил интерес к наукам и в подростковом возрасте отправился в Киев, где стал учиться в Киево-Могилянской коллегии.

На тот момент это был старейший вуз православной церкви в Украине. Здесь давалось разностороннее образование: обучали языкам, арифметике, поэзии, музыке, философии и богословию. Наставником мальчика был Лазарь Баранович - епископ Черниговский.

Богослов Симеон Полоцкий

Богослов Симеон Полоцкий

Вышедший из стен коллегии Самуил представлял из себя ученого молодого человека, подкованного в диспутах, которые широко практиковались в учебном процессе.

Страсть к наукам привела его в Виленскую иезуитскую академию, куда юноша отправился в начале 1650-х. Существует версия, что там он стал членом униатского базилианского ордена. Историки упрекают Симеона в вероотступничестве, при этом отмечая, что юноша использовал орден как шанс получить приличное образование. Этим путем шли и другие современники, впоследствии ставшие видными иерархами православной церкви.

Деятельность и служение

Окончив обучение, молодой человек возвращается в Полоцк и там становится православным монахом. В 1656 году с новонареченным именем Симеон он поступает в Богоявленский монастырь, где исполняет послушание учителя при братской школе. К тому времени мужчина уже почти 10 лет пишет стихи, вирши и декламации.

Портрет Симеона Полоцкого

Портрет Симеона Полоцкого

Когда царь Алексей Михайлович проезжал Полоцк, монах Симеон собственноручно преподнес государю хвалебные стихи с приветствием. Монарх запомнил талантливого поэта. В 1660 году Симеон с учениками прибыл в Москву и выступал при дворе с декламациями, тогда же он дерзнул предложить царю свою службу. Разносторонняя одаренность, речистость и образованность выгодно отличали полоцкого инока.

С 1664-го он переселяется в Москву в услужение к царю, который находит для него массу дел и поручений. Постепенно Симеон становится просто незаменимым. Сначала он занялся обучением мелких чиновников и делопроизводителей для Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, позволявшей тому контролировать бояр и следить за преступлениями против государства. Школа, где мужчина преподавал подьячим латынь, находилась при Заиконоспасском монастыре, но просуществовала только 4 года.

В то же время монах-полиглот становится переводчиком. В 1665 году в Москве состоялся собор по делу патриарха Никона, и Симеон, владевший латинским, польским, украинским и русским языками, стал толмачом при Иерусалимском епископе Паисии. Полоцкий монах активно участвовал в низложении патриарха Никона и его реформ. Программный трактат “Жезл правления” вышел в 1667 году от лица всего Собора в пику предводителям церковного раскола.

Историки усматривают слабость аргументации и общую схоластичность текста, однако к моменту издания документ признавался авторитетным и значительным. С этого же времени Симеон Полоцкий становится придворным поэтом и литератором, беря на себя написание речей и торжественных объявлений от имени государя. Он собирает богатейшую библиотеку и ратует перед царем за повышение уровня образования на Руси.

Портрет Софьи Алексеевны. Художник Илья Репин

Портрет Софьи Алексеевны. Художник Илья Репин

В 1667 году правитель выбирает своего соратника на роль учителя подрастающих наследников. Влияние Симеона Полоцкого на детей Алексея Михайловича трудно переоценить. Первым учеником стал царевич Алексей. Вслед за ним последовали царевна Софья и Федор, ставший спустя 10 лет царем Федором III. Благодаря преподавателю дети свободно говорили на нескольких языках, разбирались в философии, богословии, риторике и даже проявляли способности к стихосложению.

По воспоминаниям современников, Симеон Полоцкий выполнял при дворе функцию астролога, наблюдая за звездами и занимаясь предсказаниями. Александр Пушкин упоминал, что старец предрек рождение Петра I и даже славную биографию великого императора.

Симеон Полоцкий и Феодор III проверяют знания Никиты Зотова, будущего учителя Петра I

Симеон Полоцкий и Феодор III проверяют знания Никиты Зотова, будущего учителя Петра I

Мужчина приобрел влияние при дворе, что давало ему свободу. И он сосредоточился на церковной проповеди, стремясь оживить традицию пастырского слова. Литератор говорит как о духовных вопросах, так и о злободневных проблемах общества, подчеркивая необходимость просвещения и образования для положительных изменений.

Незадолго до смерти старец открыл в Кремле типографию, где печатались “Букварь” и иллюстрированные книги, над которыми работали художники и граверы. Симеон Полоцкий заложил проект Славяно-греко-латинской академии, которая открылась в Москве в период правления его ученицы - царевны Софьи Алексеевны.

Идеи и творчество

Творчество Симеона Полоцкого - заметное явление в русской литературе. Он автор сотен стихотворений, проповедей, пьес и трактатов. Половину жизни поэт был приближен к государю и оставался верен ему творчеством и идеями. Его поэзия не только восхваляла царя, но и воспевала мощь и силу Русского государства. Поэтический портрет самодержца включал такие черты, как всемогущество и милосердие, непобедимость и великодушие.

Симеон Полоцкий читает царю Федору Алексеевичу приветствие в стихах

Симеон Полоцкий читает царю Федору Алексеевичу приветствие в стихах

Стихотворное наследие литератора включает много жанров: здесь панегирики и вирши, сатира и дидактика. Драмы Полоцкого написаны силлабическим стихом, среди них “Комедия притчи о блудном сыне”, где автор представляет современную трактовку проблемы отцов и детей. Поэт смело творит в жанрах, к тому времени слабо разработанных в русской литературе.

Писатель берется за поэтическое переложение Псалтири, издает собрание стихов “Рифмологион”. Стилистика поэзии сродни барокко: ей присущи вычурность и украшательство, любовь к сложным конструкциям и велеречивости.

Религиозное наследие Симеона Полоцкого сосредоточено на страницах “Венца веры” и сборников проповедей, которых на счету автора более 200. Эти произведения часто признаются сомнительными с точки зрения догматического богословия, однако пронизаны стремлением изменить мертвенное течение духовной и общественной жизни.

Для своих учеников воспитатель писал специальные произведения, среди которых переложение жизни Иисуса Христа и “Вертоград Многоцветный”. Этот проект представляет из себя тысячи текстов, расположенных по алфавиту славянской азбуки. Здесь собраны истории из Священного Писания и наблюдения из жизни. Книга стала пособием для чтения и обобщает нравственно-религиозные взгляды автора. Педагог стремился привить царским детям любовь к учению и труду, призывая к “люботрудной” жизни вне зависимости от статуса и положения в обществе.

Личная жизнь

Самуил Петровский-Ситнянович в 27 лет принял монашеский постриг с именем Симеон. В этот момент он принял обеты нестяжания и безбрачия, соответственно, у мужчины не было и не могло быть жены и детей. Вся личная жизнь монаха заключается в служении Богу и предстоянии перед ним. Случаются на этом пути прискорбные падения, но в отношении Симеона Полоцкого история не сохранила никаких фактов и даже слухов.

Смерть

Неизвестны интересные факты и подробности о последних днях жизни старца. О причине смерти летописцы тоже не пишут ничего конкретного. Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года в Москве. Богослов был погребен в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря Китай-города, где основал в свое время школу, ставшую прообразом Московской духовной академии. Сохранилась надгробная плита с могилы старца.

Надгробная плита Симеона Полоцкого

Надгробная плита Симеона Полоцкого

7 сентября 2003 года в Полоцке Симеону установили памятник работы белорусского скульптора Александра Финского. В городе работает музей-библиотека, где можно ознакомиться с рукописями и древнейшими изданиями писателя.


Симео́н По́лоцкий (в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович; Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря 1629 — 25 августа 1680) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Содержание

Значение

Биография

Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой.

Учился в Киево-Могилянской коллегии, где был учеником Лазаря Барановича (с 1657 года епископа Черниговского), с которым остался близок на всю жизнь.

В 1664 он отправился в Москву, чтобы забрать вещи умершего там архимандрита Игнатия (Иевлевича); однако, в родной Полоцк не вернулся. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Приказа тайных дел, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

Богословие и педагогика



Летом 1665 года, по указу Алексея Михайловича, в Спасском монастыре были сооружены деревянные хоромы, куда были направлены на учёбу к Симеону молодые подьячие Приказа тайных дел. Судя по официальным документам приказа, к маю 1668 года школа была уже закрыта. Видимо, школа выполнила узкую цель: обучить латинскому языку — тогда языку дипломатии — молодых государственных чиновников, в числе которых был Сильвестр (Медведев), во многом продолживший впоследствии богословскую и творческую линию учителя.

Проповеди



Поэзия

Память



  • В 1995 году была выпущена почтовая марка Белоруссии, посвященная Полоцкому.
  • В 2004 году в Полоцке был установлен памятник Симеону Полоцкому (скульпторА. Финский).

Симеон Полоцкий в литературе

Библиография

Современные издания

  • Вирши. Силлабическая поэзия XVII—XVIII веков — Л., 1935. — С. 89—119.
  • Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII ст. / Вступ. ст., подг. текста и примеч А. М. Панченко. — Ленинград : Советский писатель, 1970. — С. 164—173.
  • Симеон Полоцкий. Вирши / Симеон Полоцкий; сост., подг текстов, вступ. ст. и комм. В. К. Былинина, Л. У. Звонаревой. — Минск : Мастацкая літаратура, 1990. — 447 с. ISBN 5-340-00115-6
  • Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий; подготовка текста, статья и комм. И. П. Еремина. — Санкт-Петербург : Наука, 2004. — 280 с. ISBN 5-02-026993-X

См. также

Примечания

  1. ↑Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 75.
  2. ↑ Margarita Korzo, Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера, Studi Slavistici VI (2009), s. 59-84
  3. ↑История глазами одной книги
  4. ↑С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Том 13, Глава 2
  5. ↑ Рассолов, М. М. Симеон Полоцкий — М., 2008

Литература

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 декабря
  • Родившиеся в 1629 году
  • Родившиеся в Полоцке
  • Умершие 25 августа
  • Умершие в 1680 году
  • Умершие в Москве
  • Религиозные деятели Белоруссии
  • Религиозные деятели России
  • Поэты России
  • Драматурги России
  • Драматурги XVII века
  • Выпускники Киево-Могилянской академии
  • Писатели барокко

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Симеон Полоцкий" в других словарях:

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович (1629 1680) богослов, просветитель, мыслитель. Учился в Киево Могилянской академии и Виленском иезуитском коллегиуме, принял монашество в 27 лет. По приглашению царя Алексея Михайловича приезжает в … Философская энциклопедия

Симеон Полоцкий — Симеон Полоцкий. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру – Самуил Емельянович Петровский–Ситнианович) (1629 – 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с расколом… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситниа нович) (1629 80), общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола и оставившим патриаршество Никоном (трактат Жезл правления , 1667). Организовал в… … Русская история

Симеон Полоцкий — см. Полоцкий … Биографический словарь

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович) (1629 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель, писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с расколом (богословский трактат Жезл правления , 1667).… … Современная энциклопедия

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (в миру Самуил Емельянович Петровский Ситнианович) (1629 80) белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из … Большой Энциклопедический словарь

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ — (Самуил Гаврилович Петровский Ситниянович) (1629 1680) белорусско русский мыслитель, писатель, общественный деятель. Учился в Киево Могилян ской академии, позднее в Виленской иезуитской академии, где среди его учителей были Коялович, Лауксмин,… … Новейший философский словарь

Симеон Полоцкий — [в миру Самуил Емельянович (Гаврилович?) Петровский Ситнианович] (1629, Полоцк — 1680, Москва), белорусский и русский церковный деятель, писатель, просветитель. Окончив Киево Могилянскую академию, принял монашество в Полоцком Богоявленском… … Москва (энциклопедия)


Симеон Полоцкий – русский богослов, духовный писатель, стихотворец, деятель культуры середины 17-го века. Воспитывал детей царя Алексея Михайловича – Ивана, Софью, Федора и Петра.

Духовный деятель русской культуры Симеон Полоцкий одним из первых в России начал использовать силлабический слог, при котором строки имеют равное количество слогов с неритмичным ударением. Богослов был приближен ко двору: обучал государевых отпрысков, заинтересовал поэзией царевну Софью, Ивана V и Федора III, а для юного Петра создал его первый букварь.

Ранние годы

Мирское имя духовного писателя – Самуил Петровский-Ситнианович. Родился он 12 декабря 1629 года в Полоцке, отсюда и произошло топонимическое прозвище деятеля. Семья мальчика была далеко не бедной: у отца, Гавриила, имелись собственные торговые лавки, помимо этого он работал на государственной службе – в Полоцком магистрате. Мужчина умер в довольно молодом возрасте, и после его смерти мать Самуила вторично вышла замуж. Отчимом будущего богослова стал богатый вдовец Емельян Шеремет.

С семилетнего возраста Петровский-Ситнианович обучался в Полоцкой братской школе, где воспитанники изучали базовые науки, читали церковную литературу – Псалтырь и Часослов. Получив начальное образование, в 1640 году юноша отправился в Киев, где поступил в Киево-Могилянскую академию. В те годы это было очень престижное учебное заведение, куда отправляли детей состоятельных персон как из России, так и из восточной Европы. Здесь студенты обучались церковнославянскому, греческому и польскому языкам, причем все занятия проводились на латыни. Наставниками Самуила были известные тогда преподаватели – просветитель Лазарь Баранович и епископ Петр Могила.

Через два года студент окончил академию, став дипломированным дидаскалом – учителем монастырских школ. Решив продолжить образование, молодой человек отправился в Вильно (современный Вильнюс), где поступил в местную иезуитскую академию. Здесь абитуриент столкнулся с непростым выбором: иезуиты не брали православных, поэтому ему пришлось принять католичество.

Симеон Полоцкий

В начале 1656 года Петровский-Ситнианович успешно защитил диплом и вернулся в родной Полоцк. Летом того же года богослов вернулся в свою конфессию, приняв православное монашество с новым именем Симеон. Трудовая биография молодого человека началась в Полоцкой братской школе, куда он устроился преподавателем иностранных языков.

В этой школе Симеону удалось провести некоторые реформы: помимо греческого языка и латыни он стал обучать еще и белорусскому, позже увеличил число лекций по поэзии и риторике. Педагог придумал интересную систему обучения: чтобы подопечные лучше усваивали материал, сочинял для них короткие стихотворения.

Знакомство с государем и переезд в Москву

В первые годы русско-польской войны жители Полоцка были в относительной безопасности, так как бои проходили далеко, город мог спать спокойно. Однако летом 1656-го ситуация начала быстро меняться: выигрывая бои один за другим, русские войска быстро продвигались в западном направлении. В конце июня был взят Полоцк, и уже через пару недель туда намеревался приехать царь Алексей Михайлович. Симеон и настоятель Богоявленской обители взяли на себя организацию торжественной встречи государя.

Симеон Полоцкий

В 1660-х монах совершил поездку в Москву, куда его отправили за вещами скончавшегося там полоцкого архимандрита. Однако в родные края духовный писатель более не вернулся.

В тот год в Москве проходил Собор, на котором судили патриарха Никона за самовольное оставление поста. В диспутах Симеон Полоцкий участвовать не смог – к ним допускали лишь монахов высших священнических санов.

В январе 1660 года богослов вместе со своими воспитанниками побывал в Кремле, где представил вниманию Алексея Михайловича свои новые торжественные стихи.

В середине 1660-х государь провел реформы в Приказе тайных дел, одна из которых коснулась обучения подьячих. Полоцкому доверили должность преподавателя латыни и риторики. По личному указу Алексея Михайловича богослову выделили покои в Спасском монастыре и назначили приличное жалование.

Читайте также: