Тони бьюзен 10 видов интеллекта кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сколько типов интеллекта у человека? Кто-то называет 2 —
логический и гуманитарный, кто-то 4, 8 и даже 10 разных его видов.

Начиная с самого юного возраста и до глубокой старости, надо развивать все типы интеллекта. В том числе, не очевидные. Это позволит задействовать максимально все участки мозга, даст мощный импульс для роста таланта в молодости и поможет предотвратить старение разума.

12 типов интеллекта по Бьюзену

  1. Представление о максимальных продажах (достижениях).
  2. Планирование.
  3. Настойчивость.
  4. Умение учиться на ошибках.
  5. Вера в себя, в фирму, в продукцию (дело, которым занимаешься).
  6. Профессионализм.
  7. Обязательность.
  8. Желание.
  9. Группа поддержки.
  10. Правдивость и честность.
  11. Воображение.
  12. Энергичность.

Предполагается развивать эти качества поэтапно, сосредоточившись на четырех в месяц, каждый день уделяя внимание тренировке только одного типа.

Вот 12 типов интеллекта по Бьюзену:

  • сенсорный,
  • интуитивный,
  • логический,
  • вербальный,
  • пространственный,
  • личностный,
  • музыкальный,
  • психофизический,
  • социальный,
  • технический,
  • визуальный,
  • творческий.

Сюда можно было бы добавить те типы, которые не назвал Тони, но они упоминаются другими авторами — природный, физический, эзотерический (те, которые необходимы именно вам), и развивать их наравне с другими. А можно ограничиться только теми, которые предлагает Бьюзен. Для достижения успеха в жизни этого достаточно.

Интеллект и способности

Напомню, что интеллект и способности к чему-либо, — не одно и то же. Так, наличие музыкальных способностей не всегда означает, что человек хорошо разбирается в музыке, умеет играть на каком-то инструменте или обучен вокалу. Интеллект всегда предполагает умение применять свои навыки в той или иной сфере деятельности. А их для начала надо выработать, приобрести.

Что же произойдет, если тренировать одновременно все типы интеллекта? Следствием таких занятий будет развитие самых разных участков мозга, что помогает достигать высоких результатов в любой сфере человеческой деятельности. Примерно таких взглядов придерживался (и применял в жизни) Леонардо да Винчи. Его наследие изучают до сих пор.

Упражнения для тренировки разных типов интеллекта

В сегодняшней и следующих публикациях я буду предлагать вашему вниманию такие упражнения. Как вы их будете применять, в какой последовательности и как долго, зависит только от ваших личных предпочтений. Но то, что для достижения наилучших результатов в жизни, необходимо развивать все типы интеллекта, я уверена. Это поможет вам полностью раскрыть свой потенциал, как личности в выбранной вами отрасли.

Если эта информация для вас полезна и актуальна, то начните действовать уже сегодня. Выберите упражнение и сделайте его. Запланируйте, когда (с точностью до минут) будете выполнять его на следующей неделе, в этом месяце и т.д.

Личностный интеллект

Личностный интеллект отражает ваше умение понимать себя, владеть собой, быть для себя лучшим другом, помогает позитивно мыслить.

Упражнения для развития личностного интеллекта.

1. Внутренние враги

2. Зачистка

Отделив себя от своих негативных мыслей, вы готовы к конструктивным действиям по их преодолению. Решите, каким способом вы это сделаете, запланируйте ежедневные действия и приступайте к выполнению.

3. Время для себя

Найдите время для себя (в идеале 1-2 дня), когда вы будете делать только то, что хочется и проведете его там, где вам хорошо. Запланируйте заранее: когда, где и сколько времени вы сможете уделить себе. Обязательно оставьте время на игру или творчество. Размышляйте над своими ценностями, целями и результатами.

4. Доработка

Вспомните о своих ошибках. Что теперь, исходя из опыта, вы бы сделали иначе? Какие уроки на будущее смогли бы извлечь из этих неудач? Запишите урок. Мысленно или письменно поблагодарите свой опыт и переходите к следующей ситуации.

5. Открой себя заново

Создайте образ идеального себя, профессионала в выбранной вами сфере. Определите качества и навыки, которыми хотели бы обладать и меры по их выработке (курсы, консультации, изменение манеры поведения, диета, лечение, психотерапия, спорт, фитнес и т. д.). Составьте список необходимых вам качеств, запишите его и то, как вы будете их приобретать, и приступайте к реализации.

6. Амнезия

Хороший способ ускорить свои достижения — избавиться от всех обид на кого бы то ни было. Чувство обиды связывает и блокирует энергию, необходимую для работы.

Может быть, позвонить адресату. Решать вам. Действие и результат запишите. Повторяйте до тех пор, пока не закончатся ваши обиды. Потом сравните свои ощущения до и после выполнения этого упражнения.

7. Запомни клиента

Запоминать можно не только клиентов, но и других людей, с которыми вы контактируете по роду своей деятельности. В течение недели сознательно старайтесь запоминать новых людей, с которыми сталкиваетесь лично или говорите по телефону. Вечером записывайте максимум информации о каждом, как можно подробнее.

8. Круг общения

Нарисуйте 4 концентрических окружности. Во внутреннем круге запишите свое имя. В прилегающем к нему — всех своих близких друзей и родных (к кому вы обратитесь за помощью в трудную минуту).

В следующем круге запишите имена знакомых и приятелей, с кем вы регулярно видитесь, но они не являются близкими друзьями. Во внешнем кольце запишите имена тех, кого вы видите изредка или случайно. Подумайте, как вы можете с ними связаться.

9. Достижения

Составьте список своих реальных достижений, которыми вы можете по праву гордиться. Какие качества или черты характера вы при этом проявили? Запишите. Время от времени перечитывайте.

10. Фактор перемен

Вспомните все радикальные перемены, которые произошли с вами в жизни и их предполагаемые негативные последствия. Какие из них произошли на самом деле? Сделайте выводы. Запишите.

Самое главное на пути к успеху в чем бы то ни было — начать действовать уже сегодня. Выберите упражнение, сделайте его и поделитесь своим результатом в комментариях. Это и будет вашей заявкой на успех. Удачи!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Одним из гуру специалистов, занимающихся развитием детей, является наш современник — американский ученый и психолог Тони Бьюзен. Его исследования возможностей мозга оказали влияние не только на сферу образования, но и на бизнес-сообщество, потому что многие открытия ученого помогают развивать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни и применять их в работе.


Бьюзен первым придумал теорию интеллект-карт для развития памяти и мышления и установил рекорд в запоминании больших объемов информации. Он автор многих книг-бестселлеров, которые опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков. Благодаря исследованиям Бьюзена мы теперь обладаем более широким пониманием интеллекта. Его теория основана на выделении 10 видов интеллекта, которые есть у каждого человека с рождения. К сожалению, большинство из нас привыкло признавать себя искусным лишь в некоторых областях, а другие считать для себя недостижимыми, сознательно отказываясь от погружения в них. Тем временем, по-Бьюзену, любой вид интеллекта можно и даже необходимо развивать на протяжении всей жизни. И тогда даже в тех областях, в которых наш талант не проявился сразу, мы можем достичь значимых результатов и стать действительно гармонично развитой личностью.

Именно в этом ключе важно подходить и к развитию нашего младшего поколения. Если еще в самом начале жизненного пути развивать все сферы человеческих возможностей, то, повзрослев, ребенок сможет более точно понимать свои таланты и быть при этом всесторонне развитым человеком. Эти знания помогают родителям и педагогам системно подходить к вопросу интеллектуального развития детей. И, конечно, всем известно, что дети лучше всего познают окружающий мир в игре. Поэтому расскажем обо всех видах интеллекта и предложим несколько игр на развитие каждого из них.

Творческий интеллект

Для развития творческого интеллекта подходят игры в ассоциации, в слова и каламбуры, которые помогают создавать в сознании оригинальные и неповторимые связи и образы. И здесь главное — не результат, а сам мыслительный процесс. Игры должны стимулировать развитие детского воображения и не лишать инициативы.


Личностный интеллект


Социальный интеллект

Развитие социального интеллекта — это развитие умения получать удовольствие от общения с окружающими людьми, понимать и сопереживать им, а также умение отстаивать свою точку зрения. Дети важно учить слушать других и выступать перед публикой, учить находить решения в конфликтных ситуациях. При этом круг общения ребенка должен состоять как из сверстников, так и из людей разного возраста, пола и профессий.


Превратите в игру и выступления ребенка перед публикой. Устраивайте вместе домашние концерты, где малыш рассказывает для всех стихотворения, поет песни и танцует. Рекомендуем также записывать их на камеру, чтобы потом вместе с ребенком пересмотреть выступление и предложить ему самому оценить свою речь, найти удачные моменты и то, что хотелось бы улучшить. Такая работа помогает нам вместе с детьми работать над развитием своего социального интеллекта.

Духовный интеллект

Основы духовного интеллекта тоже закладываются в раннем возрасте. Это умение воспринимать себя как часть огромной вселенной и всего живого на Земле.

Духовный интеллект развивается естественным и последовательным образом из личного интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к социальному интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом. Фактически умение входить в контакт с природой, понимать и ценить ее является главным признаком развития духовного интеллекта.


Многими этот интеллект рассматривается как наиболее важный из всех, причем он обладает таким могуществом, что способен полностью преобразовать жизнь каждого человека как индивида, человеческую цивилизацию, всю нашу планету и повлиять на ход истории.

Этот вид интеллекта можно назвать интеллектом зрелости. Но, как ни странно, именно дети являются естественными носителями духовного интеллекта. Они уже обладают свойственными ему качествами: безусловная любовь, радость и веселье, открытость и доверие, правдивость, великодушие, умение удивляться чуду и другими. К сожалению, с возрастом многие из этих качеств утрачиваются. Поэтому так важно уделять им внимание с детства и способствовать их развитию.

Познавайте с детьми безграничность космоса, красоту и таинственность природы, знакомьтесь с различными предметами и явлениями — с праздниками других стран, с религиями.


Купите карту Солнечной системы и книги о ней, пусть малыш знает о том, какая она большая. Если у вас есть возможность купить хотя бы несложный телескоп — сделайте это. Он поможет по-настоящему изучать небеса, понять всю необъятность Вселенной. Вместе с ребенком смотрите на звезды поздним вечером или ночью, научитесь узнавать разные созвездия.

Духовное озарение часто проявляется посредством музыки и поэзии, и многие гении искусства и литературы часто воспринимают природу как свою музу. Бетховен, Моцарт и другие великие композиторы использовали природу в качестве источника вдохновения, включая в свои композиции пение птиц, звуки ветра и воды, крики животных. Все части симфонии № 6 (Пасторальной) Бетховена основываются на прогулке по сельской местности!

Одним из главных свойств духовного интеллекта является чувство юмора. Он несет с собой массу полезного, включая снижение уровня стресса, общее укрепление здоровья, а также большее количество более счастливых друзей. Читайте вместе с детьми истории и книжки, которые заставляют смеяться. Совместно тренируйтесь в умении рассказывать анекдоты, смешно подражать другим людям и вообще действовать, как завзятые комики. Учите ребенка смеяться над самим собой — рассказывайте ему смешные истории о себе.

Физический интеллект

Это жизненно важный для растущего ребенка вид интеллекта. Чем гармоничнее и крепче в физическом отношении тело, тем совершеннее в умственном и духовном отношении становится мозг.


С того момента, как ребенок начал ползать, ему необходима полная свобода движения. Подвижные игры, упражнения на координацию, тренировка умения контролировать свои движения, чередование работы и отдыха, постоянная смена деятельности. С развитием в ребенке силы и ловкости, как правило, ни у кого из родителей вопросов не возникает. Любые подвижные игры развивают тело физически. Вспомните любые игры с мячом, игры на координацию движений, ползание по-пластунски, бег и плавание на перегонки.

Или вот еще примеры.

  • Зеркальные движения: ведущий, стоя лицом к детям, выполняет движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют его движения, но зеркально; метание малых мячей не только правой (сильной у правшей), но и левой (слабой) рукой.
  • Выполнение простейших комбинаций без предварительной подготовки: комбинация из упражнений вначале показывается, а затем дети должны всю комбинацию воспроизвести на память (руки вперед, вверх, в стороны, приседание, встать, руки на пояс, наклоны вправо и влево, руки вниз, ходьба на месте).
  • Мяч по кругу: все стоят друг от друга на расстоянии 3 метров. Задача — быстро передавать и ловить мяч, не сходя с места.

Сенсорный интеллект

Этот интеллект охватывает пять основных органов чувств и шестое — интуицию. Что способствует его развитию? Прослушивание музыкальных произведений или звуков природы, изображение своих чувств от музыки на бумаге или выражение их словами, исследование и угадывание запахов и вкусов, описание своих ассоциаций.



Цифровой интеллект

Цифровой интеллект можно назвать традиционным интеллектом. Когда мы рассуждаем об умственных способностях человека, умение легко ориентироваться в цифровом мире считается одним из важнейших показателей. Тони Бьюзен к традиционным интеллектам относит еще вербальный и пространственный, а именно те разновидности, которые можно проверить с помощью тестирования. Как правило, на оценке этих способностей строятся IQ-тесты.


Еще Лев Толстой говорил, что счет до 100 — это основа математики. Детям нужно научиться ориентироваться в цифровом мире, считать, измерять, например, свой рост и вес, рассчитывать время и даже деньги на свои покупки.

Совмещая знакомство с цифрами с любыми подвижными играми, мы помогаем детям познавать основы математики легко и с интересом.

Пространственный интеллект

Этот вид интеллекта помогает нам не только ощущать связь предметов в пространстве, но и осознавать свое место в обществе — в семье, среди друзей и близких.



Вот еще примеры игр:

Вербальный интеллект

Вербальный, или речевой, интеллект представляет собой лингвистические навыки человека, его способность оперировать языком. Вербальный интеллект мы используем практически во всех сферах жизнедеятельности. Речь, письмо, чтение — все эти способности находятся в его власти. Самое интенсивное развитие этого интеллекта происходит в раннем возрасте, когда начинается процесс познания окружающего мира.

С ребенком необходимо разговаривать с самого рождения, вовлекать в беседы и обсуждения, помогать находить взаимосвязь между словами и предметами. Нужно учить детей четко и образно выражать свои мысли, читать тексты, понимать их значение и придумывать собственные рассказы.


Просто перечислим лишь некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию речи. Это скороговорки, артикуляционные гимнастики, разучивание стихов и разгадывание кроссвордов, придумывание рифм и изучение состава слов, а также сочинение рассказов по картинке. А еще:

Чувственный интеллект

Для мозга необходим кислород, пища, информация и любовь. Это залог жизненной активности и здоровья человека. Детям с самого раннего возраста важно чувствовать физический контакт с другими людьми и видеть проявления их отношения. Кроме этого, важно научиться осознавать себя мальчиком или девочкой, знать об анатомических особенностях своего тела и общаться друг с другом, также учитывая свою половую принадлежность. Ведь каждый человек рождается с определенным психосексуальным потенциалом, который реализуется и обогащается в процессе жизненного опыта. И опыт этот начинается уже с детства. Следует помнить, что на протяжении жизни мы проходим ряд этапов психосексуального развития, нарушение которых может резко деформировать не только сексуальность, но даже психику. Наша задача сделать так, чтобы почва для развития была благоприятной. Очень важно, чтобы у ребенка сформировалось правильное отношение к близости между мужчиной и женщиной. Чтобы, став взрослым, он умел выражать свои чувства и не испытывал неприязнь или чувство неловкости.


Помогая детям развивать все интеллектуальные возможности, мы создаем общество будущего. Дети учатся свободно мыслить, получают удовольствие от жизни и находят дело себе по душе.

Виды интеллекта по Гарднеру и Бьюзену

Мозг

Х. Дж. Айзенк описывает интеллектуальное поведение следующими особенностями:

  • хорошая ориентация, обращение с мысленным материалом;
  • неплохая восприимчивость, память;
  • сосредоточенность на течении когнитивных процессов.

Типы интеллекта по Гарднеру

Коэффициент интеллекта лишь на 20% влияет на успех в жизни. Более важным является психический аспект – искусство общения, умение угадывать мысли других, распознавать собственные чувства и мотивы действий.

Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:

  • языково-вербальный (лингвистический);
  • логико-математический;
  • звуко-музыкальный;
  • телесно-двигательный;
  • визуально-пространственный;
  • внутренний (внутриличностный);
  • социальный (межличностный);
  • природный.

Языково-вербальный (лингвистический)

Этот вид определяет изучение языков, владение письменной речью, использование слов. Люди с этим передовым интеллектом свободно владеют как вербальными, так и невербальными навыками общения, легко изучают иностранные языки. Способность использовать речь должна развиваться, поддерживаться на практике, потому что человеку свойственная способность забывать.

Книга

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • разговор;
  • обсуждение;
  • тренировка с применением фактов, имен, названий, характеристик;
  • анализ различных мнений, заключений;
  • написание диктантов;
  • аргументация по конкретной теме.

Примеры деятельностей, в которых можно достичь успеха:

  • писатель;
  • переводчик;
  • политик;
  • журналист.

Логико-математический

Математический и логический интеллект обеспечивают возможность работать с числами, решать математические задачи, оценивать ситуации, делать выводы в любой сфере деятельности. Этот вид находится под контролем двух зон мозга.

  • 1-я зона контролирует чувство количества, позволяет выполнять математические операции, такие как сложение, вычитание;
  • 2-я зона отвечает за различение чисел и других математических символов, преобразование их в слова. С помощью этой зоны человек использует более сложные операции, такие как деление, процентные вычисления, схемы, частично основанные на словах.

Высокий разум этого вида помогает быстро оценить выгоду, сосчитать, какая политическая партия имеет наибольшие шансы на победу на выборах. Люди, наделенные этим интеллектом, успешны в профессиях, требующих знаний математики, физики, химии (т.е. преуспевают в научно-технических дисциплинах). Они часто занимаются логическими играми (например, шахматами), требующими вычислительных и комбинаторных навыков.

Формулы

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • логические задачи;
  • подсчет;
  • использование расчетов с практической целью (расчет денег, необходимых для покупки какого-либо оборудования, проведения праздника, определение, сколько обоев потребуется для поклейки всей комнаты и т.д.).

В какой деятельности человека ожидает успех:

  • деятельности, связанные с применением математических навыков;
  • программист;
  • детектив;
  • врач.

Звуко-музыкальный

Это также творческий интеллект, отвечающий за умение создавать, воспринимать, интерпретировать музыку. Музыкально талантливые люди успешны в сочинении, пении, игре, дирижировании, танцах. Музыка – это важная часть их жизни, необходимый фон для повседневной деятельности. Этот интеллект исходит из нескольких мозговых центров:

  • 1-й – регулирует музыкальное творение;
  • 2-й – интерпретацию;
  • 3-й – различение мелодий, тонов;
  • 4-й – отвечает за чувство ритма.

Наиболее подходящая форма развития творческого интеллекта:

  • занятия в музыкальной школе, консерватории (возможно, в форме домашнего обучения);
  • участие в школьных концертах;
  • сольные выступления;
  • создание собственной музыкальной группы.

Музыка

В какой деятельности можно добиться успеха:

  • музыкант;
  • композитор;
  • виртуоз на сольном инструменте;
  • дирижер;
  • ди-джей;
  • звукорежиссер;
  • музыкальный критик;
  • диктор на радио;
  • музыкальный редактор.

Телесно-двигательный (кинестетический)

Этот вид обеспечивает человеку возможность выполнять сложные или требовательные физические упражнения. Развитый интеллект этого типа предопределяет его отношение к спорту, танцам, актерству, пантомиме; важен для успеха в хирургии, тонкой механике и других профессиях, требующих идеальной координации движений. Помимо скорости, гибкости, балансировки, силы, телесно-двигательный интеллект также включает координацию глаз и конечностей вместе с пространственной ориентацией. Его нарушение влияет на все указанные свойства, т.е. препятствует нормальному функционированию организма человека.

Дети

Наиболее подходящие действия для формирования и развития:

  • спортивные мероприятия;
  • танцы;
  • музыкальный, хореографический, драматический кружок.

Детям, имеющим потенциал к этому виду интеллекта, нужна сцена, возможность участвовать в школьных мероприятия, ​​дебатах.

Сферы, в которых можно добиться успеха:

  • актерская и цирковая области;
  • спорт;
  • хирургия;
  • механика;
  • модельная сфера.

Визуально-пространственный

Он определяет умение воспринимать и различать цвета, формы, размеры, расстояния между предметами. Люди с доминирующим визуально-пространственным (также художественным, изобретательным) интеллектом способны распознавать и запоминать изображения, имеют трехмерное воображение, хорошо ориентируются в пространстве.

Наиболее подходящая форма тренировки:

Скульптор

Деятельности, в которых можно преуспеть:

  • дизайнерская и художественная сфера;
  • инженерская деятельность.

Внутренний (внутриличностный)

Служит для понимания самих себя. С его помощью человек определяет, какие ситуации, действия вызывают у него определенные эмоции, что побуждает к действию. Высокоразвитый внутренний интеллект позволяет управлять болезненными эмоциями, быстро справляться со стрессом.

Наиболее подходящая форма развития:

  • возможность интерпретировать свои мысли и высказать детали своего мнения;
  • общение;
  • возможность предложить собственные теории, прогнозы;
  • способность планирования своих задач;
  • возможность проявления разных эмоций.

Улыбка

Человек с развитым личностным интеллектом может преуспеть в следующих профессиях:

  • психолог;
  • психиатр;
  • педагог;
  • философ;
  • духовный наставник;
  • политик.

Социальный (межличностный)

Этот тип определяет социальную интеграцию, общение с людьми. Он включает распознавание чужих эмоций, мотивов, намерений, способность адаптироваться к состоянию других, побуждать других к адаптации к собственному настроению. Высокий социальный интеллект позволяет людям легко вписываться в общество, привлекать окружающих на свою сторону, убеждать их в правильности своих требований, действий. Такой человек способен очаровывать, управлять своим окружением.

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • чтение;
  • оценочные дискуссии;
  • написание личных работ;
  • школьное (студенческое) самоуправление;
  • различные конкурсы.

Сферы, предполагающие успешность:

  • политик;
  • учитель;
  • спикер;
  • переговорщик, посредник;
  • менеджер;
  • начальник;
  • бизнес-тренер.

Природный

Гарднер добавил этот тип интеллекта к изначальной структуре через 10 лет после создания теории множественных разумов. Примеры интеллекта: сортирование отходов, мусора, покупка натуральных или искусственных меховых изделий и т.д.

Лицо

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • забота о животных, имеющихся дома;
  • дизайн журналов на тему природы;
  • создание собственной библиотеки с научными книгами;
  • экскурсии на природу;
  • выращивание растений.

Области, в которых можно добиться успеха:

  • природоведческая деятельность;
  • ветеринарная сфера;
  • археология, генетика;
  • фермерская деятельность.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Некоторые думают, что к старости они превратятся в выживших из ума сумасшедших, которые с трудом могут вспомнить свое имя, и повлиять на это, увы, невозможно. Но это неправда. К счастью, наш интеллект – это очень пластичный материал, который может расти и развиваться на протяжение всей жизни. Но для этого ему нужны тренировки…


Виды интеллекта

Интеллект – это способность или умение применять память, навыки, мышление и воображение согласно текущей деятельности. (крат. определение)
Оказывается мы можем быть очень умны в одном, и совершенно бездарны в другом. Хотя нет – не оказывается, мы это и так знали, не так ли? Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области!
Никакие правильные правила или формулы успеха нам не помогут, без достаточного ума их применять.
Почему так происходит, что одни люди могут легко решить сложнейшую задачу по тригонометрии, а напеть мотив полюбившейся мелодии не в силах, а другие рисуют прекрасные пейзажи, а сложить вместе несколько трехзначных чисел для них порою сложная задача? За способности человека к той или иной деятельности отвечает интеллект.
Интеллект – не единое для всех понятие, в психологии он подразделяется на десять основных типов. Такое разделение оправдано, ведь обладая знаниями о типе интеллектуальных способностей, человеку легче повернуть свой жизненный путь в нужное русло. Выбор профессии, любимого дела или хобби часто мотивируется, основываясь на тип интеллекта человека. Поговорим о каждом типе в отдельности.

1. Природный интеллект.


Человек, которому присущи способности данного типа, способен проникновенно ощущать все подробности существования представителей флоры и фауны. В прошлом такие способности считались магическим даром свыше, самые одаренные первобытные люди становились великими охотниками и собирателями трав, грибов, злаков и других растений.

Сегодня такие люди находят свое призвании в области ботаники, животноводства, агрономии. Данный тип все более отходит на второй план, в связи с техническим прогрессом, охватившим многие сферы человеческой деятельности.

2. Логико-математический тип


Им обладают люди, нашедшие себя в математике, логистике или информатике. Обладающие таким интеллектом легко решают сложнейшие задачи, производят вычисления, оперируют логическими данными. Люди с такой интеллектуальной направленность становятся не только математиками, а и, к примеру, детективами.

Человеку с логическим мышлением чуждо общение, социальные контакты, ведь их разум занят цифрами, экспериментальными вычислениями и решением задач и уравнений.

3. Музыкальный интеллект


А вот если личность обладает не только хорошим слухом, но и математическими способностями, то такое совмещение может создать прекрасного барабанщика – ведь таким людям нужно не просто слышать, но и считать с большой скоростью.

4. Особый тип интеллекта – межличностный.


Почувствовать настроение собеседника, определить характер или тип темперамента для человека, с межличностным типом интеллекта – раз плюнуть. Молодые люди часто занимают лидирующую позицию среди сверстников, потому что они прекрасно понимают окружающих, могут оказать им помощь и поддержку. Таким людям рекомендуются выбирать педагогическую, сценическую, социальную или политическую сферу деятельности.

5. Экзистенциальный интеллект


Один из наиболее сложных типов, людям с таким типом присуща борьба с глубочайшими вопросами, касающимися человеческой сущности. Философские мысли могут помочь экзистенциальному мышлению выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, окунуться в корень бытия человеческой расы или предположить новую гипотезу о возникновении вселенной.

Кресло профессора философии идеально подойдет личности с экзистенциальным мышлением, неплохо также заниматься политической и агитационной деятельностью, ведь такие умы могут вершить судьбу цивилизаций.

6. Телесно-кинестетический тип интеллекта.


Если, рассмотреть данный тип мышления с точки зрения физики, то люди, наделенные кинестетическими способностями способны прекрасно манипулировать различными предметами.

Их физиологические навыки достигают совершенства, а чувство пространства и временных отрезков чрезвычайно высокое. Такой тип интеллекта должен быть присущ спортсменам, хореографам и танцорам, а также врачам-хирургам, от движения рук которых зависит человеческая жизнь.

7. Лингвистический тип.


Лингвистическое мышление помогает людям четко мыслить, преобразовывать сложные словесные конструкции в доступные каждому слова. Литераторы, журналисты и деятели общественности должны обладать именно таким типом мыслительной деятельности.

Еще в подростковом возрасте определить такую интеллектуальную склонность достаточно легко – подростки с упоением читают и пишут, разгадывают анаграммы, кроссворды или другие словесные головоломки, с восторгом рассказывают сверстникам и близким интересные истории.

8. Интеллект пространственный


Выражает способность человека оперировать мыслительными процессами в трех измерениях. Ориентировка на местности, четкое запоминание окружающей обстановки присуще людям, одаренных пространственной интеллектуальной деятельностью мозговых центров.

Ребенок с детства любит собирать паззлы и испытывает тягу к лабиринтам – наверняка они обладают пространственным мышлением и воображением. Хорошо развитый интеллект пространственного типа присущ архитекторам, водителям, морякам и летчикам, деятелям кисти и краски, а также скульпторам.

9. Личностный интеллект.


Человек с личностным интеллектом всегда ощущает свою депрессию, стресс или напротив – эмоциональный подъем. Такие люди могут быть замечательными психологами, но часто ярко выраженная застенчивость мешает выбору карьеры психолога-консультанта.

10. Творческий интеллект


Включает в себя создание чего-то нового, оригинальность, способность генерировать идеи. Для его развития подойдет любая творческая деятельность: участие в любительских спектаклях, рисование, танец, пение, кулинария, садоводство и т.д.

Существует масса видов деятельности, которые помогают развивать несколько типов интеллекта одновременно. Постоянно работая над собой, вы сможете:

четко и ясно излагать свои мысли;
грамотно составлять тексты;
легко и уверенно вести дискуссии;
иметь отличную память;
замечать то, чего не замечают другие;
находить решения для проблем, в какой бы сфере вы с ними не столкнулись;
легко распознавать обман и попытки манипулировать вами;
опережать конкурентов;
безошибочно отличать блестящие идеи от бесперспективных;
быстро обучаться новым навыкам;
добиваться хороших результатов, прилагая минимум усилия;
чувствовать других людей;
контролировать ваши эмоции и многое другое.

Очень важно учитывать интеллектуальную склонность при выборе профессиональной деятельности. Не обязательно может доминировать один тип интеллекта – в личности могут гармонично сочетаться и несколько типов.

С помощью специальных тестов для определения типа интеллекта, можно легко определить склонность к тому или иному типу мышления.

Читайте также: