Сильванский композитор биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Концерт, мечта, сонатное аллегро,

Где дух и музыка сплелись навеки –

Мощно, цельно, крепко…

В музыкальной культуре одним из ярких композиторов, чье творчество соединяет в себе характерные черты национальной образности с принципами профессиональной русско-украинской школы, является Николай Сильванский. Его мироощущению свойственны светлые начала, а творчество вызывает у профессионалов и любителей музыки радость, положительные эмоции.

Композитор родился в г. Харькове. Музыкальное образование получил в Московской консерватории по классу фортепиано народного артиста СССР – профессора Я.В. Флиэра. Много лет выступал как солист-пианист Харьковской областной филармонии, преподавал в музыкальном училище, затем в Киевской специальной музыкальной школе им. Н.В. Лысенко, с 1955 г. – в столичной республиканской консерватории.

Начал Сильванский овладевать композиторской техникой с инструмента, который знал лучше всего и тайны звучания которого были им досконально изучены – с любимого фортепиано.

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы, пионеры, - дети рабочих,

Близится эра светлых годов,

Тембр инструмента, характер артикуляции, уровень громкости зафиксированы в нотном тексте композитором. Так, например, Сильванский указывает характер исполнения и звуковедения – Tempo di Marcia .

Что касается громкостных обозначений, то здесь обращает на себя внимание преимущественное использование контрастного диапазона звучания – два piano , затем два forte . Подобная ориентация ученика обнаруживает необходимый инструментальный механизм исполнения, который необходим для воспроизведения соответствующего речевого звучания.

Рассмотрим в первом фрагменте характерные приемы исполнения (т. т. 21-41). Даже в тех случаях, где композитор ставит фразировочные лиги, исполнять рекомендуем штрихом non troppo legato .

При этом важно сохранить ощущение единой линии гибкого и текучего движения в 25, 35-38 тактах, что, на наш взгляд, будет способствовать ритмической устойчивости фортепианной партии.

Следует обратить внимание на сочетание яркости внешнего воздействия (тема главной партии) с появлением патетики (тема побочной партии) и глубиной психологического проникновения (лирическая тема). Постоянно обогащаясь новыми впечатлениями под воздействием звучания тем, ученик должен понять преобладающую роль темы побочной партии. Однако, нужно объяснить, что это не означает безусловного подчинения ей остальных музыкальных линий, которым свойственна различная степень активности. Вместе они, дополняя друг друга, организуют единый поток развития музыкальной мысли.

В следующем эпизоде (т. т. 260-267, каденция) должна проявиться режиссерская воля ученика. Повышенное внимание исполнителя к материалу главной партии должно быть безусловным. Здесь тема в одном случае ведет основную динамическую линию устремленности, в другом – организует гибкие переходы, в третьем – дополняет звучание оркестра, в четвертом – служит фоном. Таким образом проявляется диалектический характер мышления композитора и постигнуть его в какой-то мере необходимо пианисту.

Несомненно следует обратить внимание ученика на заключительную тему (т. т. 135-146, 277-280, 294-302, 382-393), поскольку здесь значительно возрастает роль деталей фразировки, усиливается напряженность пауз, цезур. Объединение смешанных приемов артикуляции ( legato , non legato ), фразировки (по три звука, по-, полтора такта) и агогических нюансов (ремарки композитора) рождает ощущение непрерывной ритмической жизни.

В результате продолжительного, тщательного изучения произведения ученик под воздействием преподавателя может проникновенно истолковать образно-эмоциональное содержание концерта, овладеть темпово-ритмической экспрессией. Анализ сочинения Сильванского убеждает в наличии до мельчайших деталей продуманного замысла. Присущая произведению темповая активность (на протяжении 401 такта сонатного allegro происходит 14 смен темпа) находит отражение в партитуре концерта.

Впечатление осознанного постижения замысла может быть достигнуто учеником с помощью членения формы произведения на несколько крупных разделов, границы которых ясно обозначены, а различия в фактурной организации внутри каждого раздела предельно выявлены. Точное выполнение учеником авторских указаний будет направлено на достижение пластичности фразировки, объемности, разнообразия звучания, на выявление внутреннего, а не внешнего фактурного и динамического напряжения.

Список использованной литературы:

1. Союз композиторов… : Н. Сильванский : справочник [Текст]. – К. – 1984. – С. 204-206.

род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950—1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944—1953 солист Харьковской обл. филармонии, преподаватель Харьковского муз. училища, затем конс. Преподаватель Киевской средней спец. муз. школы-десятилетки им. Н. В. Лысенко (1953—1955), Киевской конс. (с 1955, с 1963 доцент).

Соч.: балеты — Иван — добрый молодец (1956), Необычайный день (1963), Мальчиш-Кибальчиш (1975); для солиста, ф-п., симф. орк. и чтеца — Музыканты солнца и луны (сл. Ю. Ярмыша, 1979); для ф-п., хора и струн. орк. — Концерт-фантазия (сл. Н. Орлова, 1980); для симф. орк. — Сюита (1963), сказка "Ивасик-Телесик" (с чтецом, cл.П. Тычины, 1965), Симфония (1966), поэма "Валерий Волков" (1967), сюита "Имя Ленина в сердце живет" (1968); для ф-п. и симф. орк. — концерты: I Пионерский (1956), II Легкий (1962), III (1965), IV (1971), V (памяти Н. В. Лысенко, 1972), Концертино (1974), концерт-сюита "Октябрь" (1976); для ба ян а и симф. орк. — Концерт (1975); для ф-п. трио и чтеца — муз. сказка "Кот-хвастун" (сл. Г. Бойко, 1965), Ежик и соловушка (сл. Ю. Ярмыша, 1975); для скр. и ф-п. — Сюита (1969), Соната (1978); для альта и ф-п. — Концертино (1965); для влч. и ф-п. — Поэма (1967); для трубы и ф-п. — Молодежный концерт (1967); для ф-п. — Украинское скерцо (1950), Украинская соната (1950), Пионерская сюита (1950), Три этюда-картины (1951), сонаты: I (1952), II (1960), III (1970), циклы: В родном городе (1953), Музыкальные зарисовки по поэме "Мертвые души" Н. Гоголя (1958), Приключения барона Мюнхаузена (1965), Музыкальные картинки по "Сказке о попе и о работнике его Балде" А. Пушкина (1969), 12 прелюдий: I тетрадь (1964), II тетрадь (1970), Сюита (1976), Четыре пьесы (1979), Баллада, посв. 1500-летию Киева (1979); для бандуры — пьесы; для голоса и ф-п. — циклы: Картинки русской природы (сл. С. Есенина, 1958), Восемь романсов на cл. Р. Бернса (1973); музыка к радиопостановкам; обр. нар. песен.

Николай Иосифович (р. 23 XII 1915 (5 I 1916), Харьков) - сов. Композитор, пианист и педагог. В 1944 окончил Моск. Консерваторию у Я. В. Флиера (фп.). Композиции обучался у В. А. Барабашова в Харькове. В 1944-54 солист Харьковской филармонии. С 1947 преподавал в Харьковской консерватории и муз. Уч-ще, с 1954 - в Киевской консерватории (с 1963 доцент). Автор балетов "Необычайный день" (1963, Киев), "Мальчиш-Кибальчиш" (1977, там же), симфонии (1966), 7 концертов для фп. С оркестром (1956-80. 5-й - "Украинский", 6-й - "Октябрь"), концертов для трубы (1967), для баяна (1975) с оркестром, разл. Камерно-инстр. Ансамблей (в т.ч. Струн. Квартета "Пастели", 1981), произв. Для фп. (3 сонаты, 24 прелюдии, циклы пьес), для голоса с фп. (вок. Циклы на сл.

С. А. Есенина, Р. Бёрнса..

Юрий Васильевич (р. 10 IV 1919, Краснодар) - сов. Дирижёр и композитор. Нар. Арт. СССР (1975). В 1940 окончил Моск. Консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского. С 1940 артист оркестра и дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД, с 1948 концертмейстер и ассистент дирижёра моск. Симф. Оркестров. С 1958 худ. Рук. И гл. Дирижёр Эстр.-симф. Оркестра Всесоюзного радио и центр. Телевидения. Активный пропагандист творчества сов. Композиторов. Как дирижёр постоянно участвует в междунар. Конкурсах песн..

(Sills) Беверли (наст. Имя и фам. - Белла Силвермен, Silverman) (p. 25 V 1929, Нью-Йорк) - амер. Певица (лирико-колоратурпое сопрано). Петь начала в раннем детстве, уже в возрасте 3 лет выступала по радио в детской программе. Училась у Э. Либлинг. Дебютировала на оперной сцене в 1947 в Филадельфии в партии Фраскиты ("Кармен"). Много гастролировала по США с разл. Оперными и опереточными труппами. С 1955 солистка "Нью-Йорк сити опера". В 1966 с большим успехом исполнила партию Клеопатры в опере "Ю..

Валентин Васильевич (р. 30 IX 1937, Киев) - сов. Композитор. В 1964 окончил Киевскую консерваторию у Б. Н. Лятошинского. Пр. Им. С. А. Кусевицкого (США, 1967) и Междунар. Конкурса молодых композиторов "Gaudeamus" (Нидерланды, 1970).Сочинения. Кантата для сопрано и камерного орк. (на сл. Ф. И. Тютчева и А. А. Блока, 1973). Для орк. - 4 симфонии (1963-76), Гимн (1967), Поэма памяти Б. Н. Лятошинского (1968), Спектры (для камерного орк., 1965), Серенада (для струн. Орк., 1977). Для инструмента с ор..


род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950—1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944—1953 солист Харьковской обл. филармонии, преподаватель Харьковского муз. училища, затем конс. Преподаватель Киевской средней спец. муз. школы-десятилетки им. Н. В. Лысенко (1953—1955), Киевской конс. (с 1955, с 1963 доцент).

Соч.: балеты — Иван — добрый молодец (1956), Необычайный день (1963), Мальчиш-Кибальчиш (1975); для солиста, ф-п., симф. орк. и чтеца — Музыканты солнца и луны (сл. Ю. Ярмыша, 1979); для ф-п., хора и струн. орк. — Концерт-фантазия (сл. Н. Орлова, 1980); для симф. орк. — Сюита (1963), сказка "Ивасик-Телесик" (с чтецом, cл. П. Тычины, 1965), Симфония (1966), поэма "Валерий Волков" (1967), сюита "Имя Ленина в сердце живет" (1968); для ф-п. и симф. орк. — концерты: I Пионерский (1956), II Легкий (1962), III (1965), IV (1971), V (памяти Н. В. Лысенко, 1972), Концертино (1974), концерт-сюита "Октябрь" (1976); для ба ян а и симф. орк. — Концерт (1975); для ф-п. трио и чтеца — муз. сказка "Кот-хвастун" (сл. Г. Бойко, 1965), Ежик и соловушка (сл. Ю. Ярмыша, 1975); для скр. и ф-п. — Сюита (1969), Соната (1978); для альта и ф-п. — Концертино (1965); для влч. и ф-п. — Поэма (1967); для трубы и ф-п. — Молодежный концерт (1967); для ф-п. — Украинское скерцо (1950), Украинская соната (1950), Пионерская сюита (1950), Три этюда-картины (1951), сонаты: I (1952), II (1960), III (1970), циклы: В родном городе (1953), Музыкальные зарисовки по поэме "Мертвые души" Н. Гоголя (1958), Приключения барона Мюнхаузена (1965), Музыкальные картинки по "Сказке о попе и о работнике его Балде" А. Пушкина (1969), 12 прелюдий: I тетрадь (1964), II тетрадь (1970), Сюита (1976), Четыре пьесы (1979), Баллада, посв. 1500-летию Киева (1979); для бандуры — пьесы; для голоса и ф-п. — циклы: Картинки русской природы (сл. С. Есенина, 1958), Восемь романсов на cл. Р. Бернса (1973); музыка к радиопостановкам; обр. нар. песен.

Читайте также: