История возникновения тестов интеллекта кратко

Обновлено: 07.07.2024

Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.
Тест Бине — Симона (1905 год)

В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения. Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием

Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше

На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.

Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)

Армейские альфа- и бета-тесты (1917 год)





Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)

В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.

Тест оценки умственного развития

Определение 1
Тест Бине — Симона – это средство диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г.

Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.

В сотрудничестве с А. Симоном Бине провел целую серию экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления у детей разного возраста, начиная с 3-х лет. Экспериментальные задания проверялись по статистическим критериям и рассматривались как средство определения уровня интеллекта.

Первая серия тестов появилась в 1905 г и давала возможность оценивать умственное развитие детей. Тесты умственного развития были разработаны для каждого возраста. Решались они детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составлявшей 300 испытуемых.

Первоначально в тесте было 30 вербальных, перцептивных, манипулятивных задач. Критерием их расположения было повышение трудности в соответствующей возрастной когорте – каждую задачу должны были решать 75% детей этого возраста, если их интеллектуальное развитие было нормальным. Исходя из количества задач, решенных правильно, определялся умственный возраст ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Тест А. Бине — Т. Симона 470 руб.
  • Реферат Тест А. Бине — Т. Симона 220 руб.
  • Контрольная работа Тест А. Бине — Т. Симона 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Умственный возраст ребенка определялся по успешности выполненных тестовых заданий и мог расходиться с хронологическим возрастом.

Испытуемый первоначально получал тестовые задания, в соответствии со своим хронологическим возрастом, если справлялся, то получал задания старшей возрастной группы.Если выполнялись не все задания, то испытание прекращалось. Дети, не справлявшиеся с заданиями своей возрастной группы, получали задания для младшего возраста. Испытания продолжались, пока не выявлялся возраст, при котором все задания выполнялись.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

По результатам теста умственный возраст, который был ниже хронологического, считали умственной отсталостью, а если он был выше хронологического – относили к одаренности.

Умственная отсталость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Умственная отсталость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тест Бине-Симона был усовершенствован американским психологом Л. М. Терменом, который привел его к показателю интеллектуальности.

Интеллектуальный показатель Термена стал популярен при исследовании общих ментальных способностей человека.

Коэффициент интеллектуальности дает возможность уровень испытуемого соотнести со средним уровнем социальной, возрастной, профессиональной группы.

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей.

Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона её модификации.

Основной проблемой интеллекта в психодиагностике является вопрос о сущности интеллекта.

(англ. intelligence) Как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце XIX в. Находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, он считал решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, фактор наследственности. Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован, а роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной. Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого она прежде не имела.

На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности Интеллекта:

1) способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);

2) способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк, Дж. Петерсон);

3) способность адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Д. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж, Пиаже).

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона

появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путём исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

Вторая редакция шкалы Бине

послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьёзных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Так можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона её модификации.

Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона её модификации.

Первые диагностические шкалы для измерения интеллекта. Шкала Бине-Симона её модификации.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Литература

Практическая значимость

Эффективность методики определения интеллектуального потенциала была проверена при клинико-психологической и психолого-педагогической апробации, на здоровой и клинической выборках детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. Исследования показали, что тест может надежно определять нормативный уровень общего интеллектуального развития лиц этого возрастного контингента.

Он также успешно дифференцирует клиническую степень отклонения от нормативного уровня когнитивного развития. На основании стандартизованных возрастных показателей IQ и установленных клинических диапазонов их распределения возможна эффективная дифференциальная экспресс-диагностика некоторых форм нарушений психического развития.

Исследование параллельной валидности методики показало, что ее оценки IQ, а также их клинические диапазоны сопоставимы с оценочными интервалами традиционных тестов общего и невербального интеллекта, например, невербальными интеллектуальными тестами Равенна и Кэттелла. Это делает методику определения интеллектуального потенциала эффективным экспресс-диагностическим инструментом проведения сравнительных (в широком контексте) исследований, в том числе и этно- и транскультуральных.

Тест интеллектуального потенциала, в силу своей простоты и надежности, может быть эффективным дополнением различных исследовательских батарей, предназначенных для психологического скрининга детей и подростков в психогигиенических и психопрофилактических целях, особенно, при использовании компьютерного варианта теста.

Показанием к применению теста интеллектуального потенциала в разных областях клинико-психологической и психолого-педагогической практики является необходимость определения уровня интеллектуального развития у детей и подростков в связи с задачами диагностики и коррекции различных типов психического дизонтогенеза, а также связанных с ними эмоциональных расстройств и нарушений поведения.

Тест можно рекомендовать также для применения в сфере коррекционной психологии в целях абилитации когнитивного развития в детско-подростковом возрасте, для предотвращения возможных нарушений этого развития в условиях средовой депривации, неправильного воспитания или неэффективного обучения.

В связи с наличием двух эквивалентных форм тестового материала методика адекватна для проведения повторных обследований интеллектуального потенциала в процессе длительных наблюдений за динамикой интеллектуального развития детей и подростков, а также для контроля эффективности лечебно-коррекционных воздействий.

Тест отвечает требованиям проведения групповых и массовых скрининговых обследований, что важно для решения масштабных психопрофилактических задач, особенно при оценке влияния социально-средовых факторов.

Тест мало пригоден для исследования взрослых людей, старше 18 лет, а также детей младше 7 лет, поскольку теоретически не рассчитан на контингент этого возраста. Он не может выступать в качестве единственного и окончательного инструмента диагностики уровня интеллектуального развития индивидуумов, за исключением случаев предварительной экспресс-диагностики. Вместе с тем тест интеллектуального потенциала может ограниченно использоваться для нейропсихологической диагностики при выявлении дефицита или парциальных нарушений когнитивных функций при мозговой патологии, в частности, сопряженно с нейропсихологическими исследованиями, например в геронтологии и геронтопсихиатрии.

Противопоказанием к применению теста как невербального по типу заданий являются серьезные дефекты зрения и все формы нарушения сознания (по клиническим критериям).

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.





Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Monde de Psychologie

БИНЕ-СИМОНА ТЕСТ

Бине-Симона тест (англ. Binet—Simon Scale) — тест для измерения развития интеллекта, предложенный в 1905г. фр. психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет), недостаточно развитых для обучения в обычной школе. Первоначально тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастающей трудности. Задачи подбирались т. о., чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых можно было бы считать нормальным. Число правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка.
При личном участии Бине тест дорабатывался и публиковался в новых версиях (1908, 1911). Бине-Симона тест переводился, адаптировался и модифицировался в разных странах мира. Наиболее известная модификация была создана амер. психологом Л. Терменом (тест Стэнфорд-Бине). Однако во всех редакциях Бине-Симона тест направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения и воспитания. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что авторы его игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Бине тест (или БИНЕ-СИМОНА) — первый тест интеллектуальных способностей для школьников, изданный А. Бинэ и Т. Симоном во Франции в 1905г. и усовершенствованный ими сначала в 1908г., а затем в 1911г., когда он был дополнен возрастными нормами.

Тест Бине представляет интерес, потому что это был первый тест умственных способностей, в котором основное внимание уделялось высшим умственным функциям когнитивной способности, а не более примитивным операциям, отражающим сенсорные способности, время реакции, различения и т.д.

предметная область термина

назад в раздел

:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица

Издревле люди интересовались возможностью измерения умственных способностей. Так, первые тесты, с помощью которых определялся уровень интеллекта человека, появились еще в 7в. в Китае. История современной системы тестирования началась в 30-х годах XX века. Ее основоположником стал француз Альфред Бине. Его целью было выявление детей с низким уровнем развития, что могло вызывать трудности в их обучении.

Тесты, созданные Бине, были взяты на вооружение психологами из Англии и Америки. Именно они их усовершенствовали и ввели такое понятие как IQ (коэффициент интеллекта). А в 40-х прошлого века немецким профессором Гансом Айзенком была разработана система для определения IQ взрослого человека. Состояла она из некоторого количества заданий, которые нужно было выполнить на время. Все задачи были разные: на счет, комбинаторику, графические и т.д. В 50-е годы тест на IQ, разработанный немецким профессором, стал очень популярным, что принесло ему мировую славу.

Дело, начатое Айзенком, продолжил Джеймс Флинн, ученый из Новой Зеландии. Согласно его теории каждое новое поколение рождается умнее своих предшественников. Во всяком случае, сообразительнее, благодаря чему задания, входящие в психологические тесты, выполняет быстрее. Однако общего признания данная теория не получила.

Интересным фактом является то, что именно Флинну удалось доказать, что уровень IQ человека в большей степени зависит от окружающих его людей, чем от наследственности. Другими словами, если в вашем окружении люди, не отличающиеся выдающимися умственными способностями, то и у вас велики шансы деградировать вместе с ними.

Для развития интеллектуальных способностей существует всего три способа. И, как ни странно, это вовсе не изучение математических наук или чтение книг, а занятия спортом, медитация, обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте или занятие музыкой. Ученые провели ряд экспериментов, в ходе которых было доказано, что прямое влияние на работоспособность мозга оказывают физические нагрузки. Но самым лучшим способом развития интеллекта является правильная медитация, она позволяет улучшить концентрацию и внимательность, а также увеличить объем памяти.

Стоит отметить, что высокий балл, полученный при прохождении теста на IQ, вовсе не гарантирует успеха в жизни. Для достижения поставленных целей не обойтись без высокой мотивации и настойчивости. Ведь человек, лишенный этих качеств, рискует провести всю жизнь в ожидании своего звездного часа.

История тестов учебных достижений насчитывает, по мнению В.Кадневского, по крайней мере, несколько тысячелетий 5 . В.Аванесов указывает на факты, свидетельствующие о еще более древнем применении тестов 6 .

По мнению А.Н.Майорова 7 одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (Galton F.; 1882-1911).

Гальтон ввел в теорию тестирования три фундаментальных принципа, используемых и по сей день:

1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
2. Статистическая обработка результатов.
3. Выделение эталонов оценки.

Все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения теста как стандартизованного инструмента.

1. одинаковость условий для всех испытуемых;
2. ограничение времени тестирования приблизительно одним часом;
3. в лаборатории, где проводится эксперимент, не должно быть зрителей;
4. оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию;
5. одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;

6. результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.

Эти идеи, выдвинутые Дж.Кеттелом, составляют основу для современной тестологии. Одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми – фундаментальные принципы, положенные в основу стандартизации процедуры проведения тестирования; ограничение времени, в настоящее время, после дополнительных исследований, устанавливается в зависимости от возраста испытуемых и особенностей применяемого инструментария; идеи статистической обработки результатов реализованы в достаточно сложных методах статистического анализа и моделирования 7 .

Большой вклад в развитие тестов интеллекта внес французский психолог Альфред Бине (Binet A., 1857-1911). Совместно с Теодором Симоном (Simon T., 1873-1961) он разработал тест, позволяющий дифференцировать нормальных и умственно отсталых детей.

В 1911-1912 годах американские психологи Л.Термен и Х.Чальдс дополнили тест Бине - Симона четырьмя новыми 8 :

Задание теста формулировалось в графической форме (рис.1.1.1). Изображался круг, обозначавший поле, заросшее густой травой. Где-то в поле лежит мяч, увидеть который можно, только если подойти к нему не более чем на 10 шагов. Испытуемому нужно выбрать варианты таких траекторий передвижения, чтобы время поиска мяча было наименьшим.

Если первоначально развивалось психологическое тестирование, то в последующем, Маккол В.А. предложил различать тесты психологические - тесты умственного развития (Intelligence Test) и педагогические - тесты учебных достижений (Educational Test) 7 .

Основоположником педагогических измерений считается Эдуард Ли Торндайк. Именно Торндайком были созданы первые научно обоснованные педагогические тесты, снабженные нормами.

Большой вклад в развитие теории тестирования внесли Spearman C.E. 9 , Gulliksen H. 10 , Guttman L. 11 Lord F.M. & Novick M. 12 , Kuder G.F. & Richardson M.W. (теория надежности тестов) 13 , Crocker Linda & Algina James 14 (современная классическая теория тестов).

В настоящее время за рубежом и в нашей стране широкое применение находит современная теория тестирования - Item Response Theory (IRT). Однопараметрический вариант IRT предложен Георгом Рашем (G.Rasch) 15 . Развитие IRT основывалось на появлении двух и трехпараметрических моделей - Birnbaum A. 16 . Обширная деятельность по развитию IRT осуществляется Д.Эндричем (D.Andrich) 17 , Б.Райтом (B.Wright) 18


Отмечая справедливость его критики, следует все же признать, что развитие тестологии, дающей в руки педагоги качественный измерительный инструмент, явление нужное и прогрессивное. Правда, это должен быть не единственный измеритель, определяющий ход учебного процесса.

РАЗВИТИЕ ТЕСТОЛОГИИ В РОССИИ

В послевоенные годы, работы в области тестирования начали возрождаться, а в 70-80-х годах прошлого столетия педагогическое тестирование стало усиленно развиваться в рамках технологии программированного обучения.

Важную роль в становлении отечественной тестологии сыграли работы Беспалько В.П. 21, 22 и Талызиной Н.Ф. 23, 24, 25 Согласно В.П.Беспалько процесс обучения должен быть технологичным и диагностичным. Если нет достоверной диагностики, то нет и учебного процесса. Н.Ф.Талызина, рассматривая вопросы управления процессом учения, анализирует проблемы педагогической оправданности применения тестов различного типа.

Работы отечественных и зарубежных тестологов были в основном изолированы от друг от друга. В СССР фундаментальные труды зарубежных тестологов были практически неизвестны.

В этой связи следует отметить трудно переоценимую деятельность В.C.Аванесова по применению и развитию передовых идей и достижений зарубежной тестологии в отечественной теории и практике педагогического тестирования.

Под руководством В.C.Аванесова в 1985 году на базе Московского института стали и сплавов был организован Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. В этом центре началась планомерная переподготовка руководящих работников и преподавателей в системе высшего образования СССР. В Москву на краткосрочные (1 месяц) курсы съезжались преподаватели, доценты, профессора со всех регионов страны - от Дальнего Востока, до Прибалтики и Средней Азии. Именно этот период, видимо следует считать началом широкомасштабного применения современных научных методов в педагогическом тестировании.

Очень важные вопросы стандартизации педагогических тестовых материалов подняты в работе Б.У.Родионова, А.О.Татура 28 . Педагогический тест является измерительным инструментом и это должен быть качественный инструмент, позволяющий получать достоверные результаты. В создании качественных педагогических тестов чрезвычайно велика роль стандартов, которым должны соответствовать педагогические тестовые материалы.

Полный комплекс работ по составлению и использованию тестов школьных достижений представлен в работах А.Н.Майорова 7, 29 . В нашей стране остро стоит проблема подготовки кадров для системы тестирования. А.Н.Майоров отмечает, что существует «миф о том, что для составления тестового инструмента нет необходимости иметь специальные знаний. В последние годы, особенно в связи с введением ЕГЭ, появилось множество книг с описанием тестов по любым школьным предметам. Следует понимать, что это не тесты, а некоторые совокупности сырых заготовок, которые следует еще переработать в задания в тестовой форме, а затем, если удастся – в тестовые задания. Только после этого можно говорить, что создан тест для той или иной предметной области.

Информационные и телекоммуникационные технологии оказывают сильное воздействие, как на организационные формы, так и на обработку результатов тестирования. В работе В.И.Нардюжева и И.В.Нардюжева 33 рассмотрены вопросы построения системы компьютерного тестирования. Программные разработки этих авторов использовались для организации абитуриентского компьютерного тестирования Федеральным центром тестирования Минобразования РФ (ЦТ МО РФ). Прикладные программные средства Tester - для проведения тестирования, Operator - для конфиденциальной передачи результатов тестирования в ЦТ МО РФ, StatInfo - для статистической обработки результатов тестирования, показали себя как надежные и удобные программные продукты.

Применение модели G.Rasch (Раш) к изучению латентных переменных в образовании в социально-экономических системах развивается в работах А.А.Маслака 35 . Следует отметить вклад А.А.Маслака в разработку конструктов, содержащих индикаторные переменные для социально-экономических систем, анализ точности педагогических измерений на основе модели Раша. В качестве эффективного инструмента в исследованиях А.А.Маслака используется программное средство RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Model), разработанное под руководством профессора Д.Эндрича 17 .

В монографии В.Ю.Переверзева 36 рассматриваются характеристики критериально-ориентированных тестов и их сравнение с нормативно-ориентированными тестами, описываются методики определения оптимального количества заданий в тесте. В справочном руководстве 37 приводится обширный справочный материал по разработке тестовых заданий, как для бланкового, так и для компьютерного тестирования.

Проблемы использования IRT в учебном процессе вуза исследуются К.Т.Кузовлевой 42 в Дальрыбвтузе. В Тихоокеанском военно-морском институте В.В.Черненко проводит интересные исследования как в области технологии применения тестов достижений, так и в области интерпретации полученных результатов. Работы К.Г.Кречетникова 43, 44 посвящены вопросам организация контроля и корректировочных действий в информационной образовательной среде вуза.

Из приведенного, очень краткого и неполного обзора следует, что тестирование учебных достижений широко используется за рубежом и довольно высокими темпами развивается в России.

1.Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению.

В психологии существует восемь основных подходов к формированию интеллекта, для каждого из которых характерна определённая концептуальная линия в трактовке природы интеллекта.

  1. Феноменологический подход: интеллект рассматривается как особая форма содержания сознания (В. Келлер; К. Дункер; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).
  2. Генетический подход: интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром (У.Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).
  3. Социо-культурный подход: интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А.Р. Лурия; Л.С. Выготский и др.).
  4. Процессуально-деятельностный подход: интеллект как особая форма человеческой деятельности (С.Л. Рубенштейн; А.В. Брушлинский; Л.А. Венгер; К.А. Абульханская-Славская и др.).
  5. Образовательный подход: интеллект как продукт целенаправленного обучения (А. Стаатс; К. Фишер; Р. Фейерштейн и др.).
  6. Информационный подход: интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации (Г. Айзенк; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).
  7. Функционально-уровневый подход: интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев; Е.И. Степанова; Б.М. Величковский и др.).
  8. Регуляционный подход: интеллект как фактор саморегуляции психической активности (Л.Л. Терстоун и др.).

Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта.

Тесты - Инновационные формы и методы работы с трудными детьми

. ситуации успеха в ведущем виде деятельности 4) Организация благоприятного социально-психологического климата Тесты по психологии .Психосоматика - это 1. заболевания внутренних органов и систем . организма, проявляющаяся в непреодолимом желании взаимодействовать с людьми в любых организационных формах. 4. Это реакция организма, проявляющаяся в общем эмоциональном подъеме, желании .

Интеллект — это обобщенная способность к обучению.

Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению.

Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.

Действительно, во многих работах показано, что данные, полученные с помощью тестов интеллекта, значимо коррелируют с успешностью обучения. Но оценки успеваемости отражают не процесс обучения, а его результат, сами же корреляции объясняются тем, что большинство тестов интеллекта измеряют, насколько присущи индивиду интеллектуальные навыки, которыми овладевают в школе. Ни тесты интеллекта, ни школьные оценки не дают возможности предсказать, как человек будет справляться со многими жизненными ситуациями.

Наконец, обучаемость различным навыкам, операциям, действиям в немалой степени зависит от их специфичности, тогда как в нашем случае речь идет о вполне определенных, прежде всего мыслительных навыках. И по этой причине нельзя отождествлять интеллект с обобщенной способностью к обучению.

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного .

. подхода в обучении младших школьников Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: применение индивидуально -дифференцированного подхода в обучении . 1 Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного подхода в обучении школьников 1.1 Понятие "индивидуализация" обучения В настоящее время образование рассматривается .

Представление об интеллекте как способности к абстрактному мышлению, эффективному использованию схем и символов также сужает не только понятие интеллекта, но и сферу его проявлений. Наиболее отчетливо это выступает в когнитивной психологии, сосредоточившей свое внимание на процессуальных характеристиках интеллекта, сведенного к способности решения задач. Нетрудно представить, что если интеллект явно больше того, что измеряется интеллектуальными тестами, то тем более не исчерпывается способностями к концептуализации и абстрактному рассуждению.

Определение интеллекта через приспособительную деятельностьнаходит. Для Пиаже сущность интеллекта выступает в структурировании отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации. Вернон отмечает, что интеллект соответствует общему уровню сложности и гибкости в схемах поведения личности, последовательно сформировавшихся в течение ее жизни.

Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, способности к абстрактному мышлению и т. д.

3.Тестовый, социальный и практический и биологический интеллект

В настоящее время биологическим интеллектомназываютбиологические основы интеллектуального поведения; его изучение связано с анализом строения и деятельности мозга и нервной системы, часто осуществляемым на молекулярном, клеточном, генном уровнях.Изучение биологического интеллекта психологи проводят совместно с физиологами, биохимиками, генетиками.

Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

. практике. Объект: Эмоциональный интеллект. Предмет: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет более успешным, если . личности в будущем. Цель: Определить и изучить компоненты эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, разработать программу по его формированию, апробировать ее на .

Что касается интеллектуального тестирования, то на современном этапе психодиагносты сосредоточены в основном на решении двух теоретических проблем:уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического использования.

Вопрос о содержательной валидностивозник из-за того, что психодиагносты понимают ограниченность набора тестовых задач, зависимость интеллектуальных оценок от характера этих задач, а также от способов, использованных индивидом для их решения, от его мотивационных и других личностных характеристик. Поэтому психодиагносты стремятся четко ограничить ту область психического, которая диагностируется каждым интеллектуальным тестом.

4.История возникновения тестов интеллекта.

Кеттел предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891).

Вслед за Кеттелом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895 – 1896 гг. В США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

5.Шкалы Бине-Симона, их модификации

Новый шаг в развитии метода тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857—1911), создателем самой популярной серии тестов.

Практическое использование адаптированного теста интеллекта в .

В 1904 г. министерство образования поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет).

Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.

Первая шкала (серия тестов) Бине—Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет).

Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.).

Для каждого возраста свои определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80— 90%).

Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет — 6 заданий.

Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэндфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд—Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Психологическая характеристика заданий теста по сериям

. мышления, которые наиболее и наименее развиты у испытуемого. Психологическая характеристика заданий теста по сериям Серия А Испытуемый должен дополнить недостающую часть . отсталости, определения уровня актуального развития, выявления особенностей формирования познавательной деятельности ребенка, что, по сути, повышает дифференциально-диагностическую ценность методики. Модификация основана .

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэндфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд—Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (

Читайте также: