Швейцария глава государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Швейцария является федеративной республикой. Каждый кантон и полукантон имеет конституцию, парламент и правительство. Не следует думать, что Швейцария – Конфедерация, хотя именно это понятие входит в принятое в русской традиции официальное название страны. В чем тут дело?

Этот контент был опубликован 07 декабря 2015 года - 14:33 07 декабря 2015 года - 14:33

  • Deutsch (de) Politisches System
  • Español (es) Sistema político
  • Português (pt) Sistema político suíço
  • 中文 (zh) 瑞士的政治体制
  • عربي (ar) النظام السياسي السويسري
  • Français (fr) Le système politique
  • English (en) Swiss political system (Оригинал)
  • 日本語 (ja) スイスの政治システム
  • Italiano (it) Sistema politico

Швейцария не всегда была национальным государством в современном смысле, представляя собой свободный союз автономных кантонов, объединившихся лишь в 1848 году. Принятая в том же году Конституция превратила страну в единое федеративное государство.

Центральная власть развита относительно слабо (что не означает, что центральная власть неэффективна). Большое количество политических полномочий отдано кантонам. Прерогативой федерального центра являются только некоторые сферы, такие, как внешняя политика.

Официальную информацию по теме можно скачать на сайте аппарата правительства Швейцарии - Федеральной канцелярии.

Правительство

Коллективным главой государства и высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет (правительство), в состав которого входят семь федеральных советников (министров), раз в четыре года избираемых Федеральным собранием (двумя палатами парламента на совместном заседании).

Согласно Конституции, все семь федеральных советников равны в правах и принимают решения строго на коллегиальной основе. Каждый из них руководит одним из семи федеральных Департаментов (министерств) и в ходе официальных визитов за рубеж представляет Федеральный совет и Швейцарию в целом.

Федеральный совет формируется в настоящее время (по состоянию на конец 2012 года) пятью основными партиями. От членов кабинета требуется быть выше своих партий и работать, опираясь исключительно на интересы всей страны и общества.

Официальный путеводитель по федеральному правительству можно найти на сайте швейцарского Федерального Совета.

Парламент

Парламент состоит из двух палат – Национального совета, представляющего швейцарский народ, и Совета кантонов, представляющего кантоны. Называть палаты "верхняя" и "нижняя" - неверно. Правильно - "большая" и "малая "палаты.

200 депутатов Национального совета (большая палата) избираются от кантонов прямым тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на четыре года, при этом кантоны выступают в качестве избирательных округов. Совет кантонов (малая палата) состоит из 46 депутатов: по два от каждого кантона и по одному от каждого из полукантонов.

Депутаты в Совет кантонов (от полукантонов Базель-городской, Базель-сельский, Нидвальден, Обвальден, Аппенцель-внешний и Аппенцель-внутренний - по одному депутату, от остальных - по два) - избираются народом кантонов на основе мажоритарной системы (кроме кантона Юра).

Национальный совет и Совет кантонов утверждают федеральные законы и контролируют работу правительства – Федерального совета. Можно сказать, что политическая система Швейцарии на федеральном уровне построена с определенным "перекосом" в сторону парламента (законодательной власти).

Официальную информацию можно найти на сайте швейцарского парламента.

Законотворческая деятельность

Законотворчество в Швейцарии может длиться десятилетиями. Например, Федеральное постановление о необходимости введения оплачиваемого отпуска по материнству (на немецком языке - Mutterschaftversicherung) было принято в 1945 г., но соответствующий Закон вступил в силу только в 2005 г., через 60 лет. Каковы основные этапы, которые проходит закон?

Фаза 1. Инициатива. Может исходить от отдельных избирателей или групп интересов, от одного парламентария или группы депутатов и, наконец, - это случается чаще всего – со стороны правительства.

Фаза 2. Проектная фаза. Чаще всего тем или иным министерством разрабатывается предварительный проект. Создается комиссия экспертов, которая участвует в его разработке.

Фаза 3. Межведомственное согласование и общественное обсуждение (Vernehmlassung). Проект закона представляется кантонам, партиям, лоббистским группам и группам интересов, общественным объединениям для того, чтобы они могли высказать свое мнение. Как раз эта фаза может затянуться на долгие годы.

Фаза 4. Послание правительства. Переработанный на основе результатов предыдущего этапа законопроект отправляется в правительство, которое затем представляет закон в форме Послания на рассмотрение палат парламента. В Послании правительство обосновывает свои мотивы, приведшие к появлению закона, и формулирует свою рекомендацию.

Фаза 5. Парламентские комиссии. Обе палаты парламента назначают на тему закона по одной парламентской комиссии, в каждую из которых входят представители всех основных заинтересованных партий. Как правило, тему закона удается представить на рассмотрение одной из 12-ти постоянных парламентских комиссий.

Фаза 6. Каждая из палат дискутирует на тему того, следует ли вообще приниматься за рассмотрение этого законопроекта. В случае негативного решения законопроект отправляется либо обратно в правительство на переработку, либо принимается решение вообще отказаться от данного проекта.

Фаза 7. Консультации в палатах. При положительном решении, принятом в рамках предыдущей фазы, одна из палат начинает рассматривать закон в деталях. Какая из палат первой начинает работу выясняется случайным жребием. Обе палаты никогда не рассматривают один и тот же законопроект в рамках одной и той же парламентской сессии. В случае если палатам не удается прийти к единому мнению, начинается процедура устранения разногласий. Если найти компромисс все-таки не удается, то тогда созывается согласительная конференция.

Фаза 8. Вступление в силу. Прежде, чем закон вступает в силу, начинается отсчет ста дней, в ходе которых может быть назначен референдум по закону. Инициировать референдум могут минимум 50 тыс. человек, собрав свои подписи. Если сто дней проходят, а референдум не назначается, то тогда закон автоматически вступает в силу.

Фаза 9. Референдум. Если же необходимые 50 тыс. подписей удается собрать, то назначается референдум. В этом случае закон принимается тогда, когда за него проголосовало большинство из принявших участие в референдуме избирателей.

Прямая демократия

Швейцария предоставляет своим гражданам возможность непосредственно участвовать в процессе принятия политических решений.

Хотя прямая демократия не является только особенностью Швейцарии, здесь она, вероятно, более развита, чем в какой-либо иной стране. Швейцарские граждане могут либо сами предложить законопроект, либо отклонить уже одобренный парламентом закон.

Любой гражданин, группа граждан, любая партия и т.д. имеют право путём законодательной Инициативы предложить новый законопроект. Если такой группой собрано по меньшей мере 100 тыс. подписей в поддержку этого предложения, он будет (хотя отнюдь не сразу, порой через несколько лет) вынесен на всенародное голосование.

Референдум является всенародным голосованием, проводимым, кроме того, с целью поддержки или отклонения уже одобренного парламентом законодательного акта. Это – вторая форма современной прямой демократии в Швейцарии, наряду с инициативой.

Если группе, выступающей против нового закона, удастся собрать не менее 50 тыс. подписей в течение ста дней со дня официального опубликования принятого закона, он выносится на всенародное голосование. Иногда одна угроза провести референдум может привести к отзыву закона или к его переработке. Референдум всегда висит над швейцарским законодателем как "дамоклов меч", что заставляет его работать особенно тщательно (пусть и относительно медленно).

Некоторые законодательные акты (изменения в Конституции, международные договоры) должны выноситься на референдум в обязательном порядке (таким был договор о присоединении Швейцарии к Шенгенскому соглашению, референдум по которому прошел в 2005 г.).

Количество голосующих по инициативам или на референдумах составляет, как правило, квоту, которая редко превышает 40 % от общего числа избирателей. Это не очень высокий уровень. Большинство избирателей голосуют по почте.

Статья в этом материале

В соответствии со стандартами JTI

Федеральное правительство 2020

Официальное фото правительства Швейцарии на 2020 год. Фото: Bundeskanzlei

Президент Швейцарии — всего лишь первый среди равных

Юридический статус и полномочия

Его роль сводится к председательству на заседаниях Федерального совета и к выполнению официальных полномочий, носящих в большей степени церемониальный характер (например, открытие конференций, часто проводимых на территории Швейцарии — об этом читайте также ниже). Однако, совсем формальными полномочия Федерального президента назвать нельзя: в случае разделения голосов в Федеральном совете поровну, голос президента считается решающим.

Президент Швейцарии

Федеральный совет в 2014 году (слева направо): Йоханн Шнайдер-Амман (Johann N. Schneider-Ammann), Эвелине Видмер-Шлюмпф (Eveline Widmer-Schlumpf), Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), Дорис Лойтхард (Doris Leuthard), Ули Маурер (Ueli Maurer), Ален Берсе (Alain Berset). Федеральный канцлер Корина Казанова (Corina Casanova). Графика: Swiss Federal Council

официальное фото 2016

Официальное фото Федерального совета на 2016 год. Слева направо: Ален Берсе (Alain Berset), Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), Дорис Лойтхард (Doris Leuthard), президент Йоханн Шнайдер-Амман (Johann N. Schneider-Ammann), Ули Маурер (Ueli Maurer), Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), Ги Пармела (Guy Parmelin), федеральный канцлер Вальтер Турнхерр (Walter Thurnherr). Графика: аdmin.сh

Пожалуй, главная характеристика должности президента Федерального совета состоит в том, что он избирается всего на 1 год без права на переизбрание на ту же должность или даже на должность вице-президента. Статья 176(3) Конституции Швейцарии напрямую запрещает данные сценарии, что является одной из форм проявления швейцарской демократии, препятствующей концентрации власти в руках одного и того же лица.

Государственные функции

Политические функции

Перечень выступлений по случаю 1 августа

Список новогодних речей

Как избирается Президент Швейцарии?

Парламент определяет членов правительства и его главу

В декабре каждого года члены Объединённого Федерального собрания (обе палаты Парламента — Национальный совет и Совет кантонов — в рамках одной сессии) – всего 246 депутатов – выбирают из числа действующих членов Федерального совета (Правительства) президента, который вступает в свою должность 1 января и должен её освободить 31 декабря этого же календарного года.

Успешное функционирование названного негласного правила возможно только в рамках политического ландшафта Швейцарии, в которой нет явно выраженной постоянной оппозиции. Дело в том, что всё значимые политические силы участвуют в управлении государством. И в зависимости от вопроса, в каждом конкретном случае оппозицией оказываются то левые, то правые, реже – центристы. В качестве окончательного арбитра всегда выступает швейцарский народ, который решает судьбу какого-либо вопроса на референдуме.

Исторически (в XIX веке) правилу об поочерёдном избрании предшествовала практика, по которой президентом становился наиболее влиятельный член Федерального совета.

Президент Швейцарии 2014, Дидье Буркхальтер, Вице-президент Швейцарии, Конституция Швейцарии, Правительство Швейцарии, Didier Burkhalter, 2015

Президент Швейцарии избирается Федеральным собранием — совместным заседанием Национального совета и Совета кантонов. Графика: Swiss Federal Assembly

Как избирается вице-президент Швейцарии?

Список по годам

Ги Пармелин

Ги Пармелин. Графика: Bundeskanzlei

Симмонетта Соммаруга

Симмонетта Соммаруга. Графика: Bundeskanzlei

Уели Мауер

Уели Мауер. Фото: Bundeskanzlei

Ален Берсе

Ален Берсе. Фото: Bundeskanzlei

7 декабря 2016 года в качестве главы правительства Конфедерации 188 голосами была избрана Дорис Лойтхард. Её срок полномочий начнётся 1 января и закончится 31 декабря 2017 года. Ожидается, что представитель Христианской демократической народной партии от кантона Аргау после своего президентства покинет свой пост в правительстве.

Дорис Лойтхард

Дорис Лойтхард. Графика: Bundeskanzlei

С 1 января по 21 декабря 2016 года Йоханн-Шнайдер Амманн (Свободная демократическая партия, кантон Берн) выполняет функцию главы правительства Конфедерации.

Йоханн Шнайдер-Амманн выборы президента Швейцарии

Йоханн Шнайдер-Амманн. Графика: Bundeskanzlei

Симмонетта Соммаруга

Симонетта Соммаруга. Графика: Bundeskanzlei

Дидье Буркхальтер

Дидье Буркхальтер. Графика: Bundeskanzlei

Самый высокий пост Швейцарии

Пост президента Швейцарии считается самой высокой должностью в Конфедерации. За ней следует пост вице-президента (на 2м месте) и остальных членов Федерального совета (3 место). Такой порядок устанавливает Протокольный регламент Министерства иностранных дел Швейцарии.

Напротив, по неофициальному представлению (распространённому, прежде всего, в СМИ), самый высокий пост Швейцарии — президент Национального совета. За ним идёт президент Совета кантонов; и лишь за главами камер парламента следует Президент Швейцарии.

Особенности швейцарской политической системы

На особом статусе президента специфика политической системы Швейцарии не заканчивается. Так, например, для иностранцев остаётся трудно понимаемой мысль, что в Швейцарии нет официальной столицы.

Президент Швейцарской Конфедерации (нем. Bundespräsident , фр. Président de la Confédération , итал. Presidente della Confederazione , ромш. President da la Confederaziun ) является председательствующим членом Федерального совета (правительства Швейцарии). Президент Швейцарии не является главой государства, поскольку функции главы государства выполняют коллективно все члены Федерального совета. Однако его голос является решающим при обсуждении текущих дел на Федеральном совете. Как первый среди равных, президент не имеет полномочий руководить другими членами Совета и продолжает возглавлять свой департамент. Избирается на один год парламентом из числа членов Федерального совета, высшего органа исполнительной власти, и обладает по преимуществу, представительскими функциями.

Конституционные положения, касающиеся организации Федерального правительства и Федеральной администрации, изложены в разделе 1 главы 3 Швейцарской федеральной конституции [1] в статьях 174 до 179. Статья 176 специально посвящена президенту.

Содержание

Функции

В отличие от президента Австрии или Германии, президент Швейцарии не является ни главой государства, ни главой правительства. Все эти функции выполняются Федеральным советом коллегиально. При равенстве голосов в Совете (что случается не часто, так как число членов Совета является нечётным), голос президента становится решающим.

В дополнение к руководству своим собственным департаментом, президент осуществляет некоторые представительские обязанности главы государства. Президент проводит радио- и телевизионные выступления по случаю Нового года и Швейцарского национального праздника (1 августа). Совсем недавно президент стал ездить с зарубежными визитами. Однако, поскольку у швейцарцев нет единого главы государства, президент не осуществляет государственные визиты. При выезде за границу, он делает это только в качестве обычного главы департамента.

В случае визита иностранного главы государства, его принимают все семь членов Федерального совета совместно, а не президент Конфедерации. От имени всего Совета принимаются верительные грамоты, подписываются договоры и другие документы такого рода.

Выборы

Президент избирается на зимней сессии в начале декабря каждого года Федеральным собранием из членов Федерального совета сроком на один год.

В XIX веке, избрание в качестве федерального президента было наградой особо уважаемым членам Федерального совета. Менее влиятельные члены правительства игнорировались. Одним из таких примеров является Вильгельм Матиас Нефф, который входил в правительство двадцать семь лет, но федеральным президентом стал лишь однажды в 1853 году.

С двадцатого века выборы обычно обходятся без дискуссии. Существует неписаное правило, согласно которому член Федерального совета, который дольше всех не был президентом становится им. Поэтому очередь каждого члена Федерального совета приходит по крайней мере один раз в семь лет. Некоторую напряжённость даёт только то, сколько голосов получает человек, который должен быть избран президентом. Это рассматривается как испытание популярности. В 1970 и 1980 годах, 200 голосов (из 246 возможных) рассматривались как отличный результат, но в нынешнюю эпоху растущих партийно-политических конфликтов, результат в 180 голосов является хорошим.

До 1920 года для Федерального президента было обычным также возглавлять министерство иностранных дел. Поэтому каждый год происходило передвижение по должности, когда предыдущий президент возвращался в свой бывший департамент, а новый президент переезжал в министерство иностранных дел. Кроме того, было традиционным для федерального президента, как и министра иностранных дел, не покидать Швейцарию в течение года его пребывания в должности.

Примечания

См. также

Фуррер (1848,1849) • Друэ (1850) • Мунцингер (1851) • Фуррер (1852) • Нефф (1853) • Фрей-Эрозе (1854) • Фуррер (1855) • Я.Штемпфли (1856) • Форнеро (1857) • Фуррер (1858) • Я.Штемпфли (1859) • Фрей-Эрозе (1860) • Кнюзель (1861) • Я.Штемпфли (1862) • Форнеро (1863) • Дубс (1864) • Шенк (1865) • Кнюзель (1866) • Форнеро (1867) • Дубс (1868) • Вельти (1869) • Дубс (1870) • Шенк (1871) • Вельти (1872) • Серезоль (1873) • Шенк (1874) • Шерер (1875) • Вельти (1876) • Хеер (1877) • Шенк (1878) • Хаммер (1879) • Вельти (1880) • Дро (1881) • Бавье (1882) • Рюшонне (1883) • Вельти (1884) • Шенк (1885) • Дойхер (1886) • Дро (1887) • Хертенштейн (1888) • Хаммер (1888,1889) • Рюшонне (1890) • Вельти (1891) • Хаузер (1892) • Шенк (1893) • Фрей (1894) • Цемп (1895) • Лашеналь (1896) • Дойхер (1897) • Руффи (1898) • Мюллер (1899) • Хаузер (1900) • Бреннер (1901) • Цемп (1902) • Дойхер (1903) • Контеc (1904) • Руше (1905) • Форрер (1906) • Мюллер (1907) • Бреннер (1908) • Дойхер (1909) • Контеc (1910) • Руше (1911) • Форрер (1912) • Мюллер (1913) • Хоффман (1914) • Мотта (1915) • Декоппе (1916) • Шультес (1917) • Калондер (1918) • Адор (1919) • Мотта (1920) • Шультес (1921) • Хааб (1922) • Шёрер (1923) • Шуар (1924) • Мюзи (1925) • Хеберлин (1926) • Мотта (1927) • Шультес (1928) • Хааб (1929) • Мюзи (1930) • Хеберлин (1931) • Мотта (1932) • Шультес (1933) • Пиле-Гола (1934) • Мингер (1935) • Мейер (1936) • Мотта (1937) • Бауман (1938) • Эттер (1939) • Пиле-Гола (1940) • Веттер (1941) • Эттер (1942) • Э.Челио (1943) • В.Штампфли (1944) • фон Штейгер (1945) • Кобельт (1946) • Эттер (1947) • Э.Челио (1948) • Нобс (1949) • Птипьер (1950) • фон Штейгер (1951) • Кобельт (1952) • Эттер (1953) • Рюбаттель (1954) • Птипьер (1955) • Фельдман (1956) • Штройли (1957) • Холенштейн (1958) • Шоде (1959) • Птипьер (1960) • Вален (1961) • Шоде (1962) • Шпюлер (1963) • фон Моос (1964) • Чуди (1965) • Шафнер (1966) • Бонвен (1967) • Шпюлер (1968) • фон Моос (1969) • Чуди (1970) • Гнеги (1971) • Н.Челио (1972) • Бонвен (1973) • Бруггер (1974) • Грабер (1975) • Гнеги (1976) • Фурглер (1977) • Ричард (1978) • Хюрлиман (1979) • Шевалла (1980) • Фурглер (1981) • Хонеггер (1982) • Обер (1983) • Шлумпф (1984) • Фурглер (1985) • Эгли (1986) • Обер (1987) • Штих (1988) • Деламюра (1989) • Коллер (1990) • Котти (1991) • Фельбер (1992) • Оги (1993) • Штих (1994) • Филлигер (1995) • Деламюра (1996) • Коллер (1997) • Котти (1998) • Дрейфус (1999) • Оги (2000) • Лойенбергер (2001) • Филлигер (2002) • Кушпен (2003) • Дейс (2004) • Шмид (2005) • Лойенбергер (2006) • Кальми-Ре (2007) • Кушпен (2008) • Мерц (2009) • Лойтхард (2010) • Кальми-Ре (2011) • Видмер-Шлумпф (2012)

Официально это государство в Центральной Европе называется Швейцарская Конфедерация ( фр. Confederation suisse ). Но фактически государством с такой формой правления - конфедерация, был Швейцарский Союз , который существовал в 1291-1798 гг. и состоял из 13 кантонов (регионов). Что же такое конфедерация? Главными признаками являются:

  • отсутствие общей территории, границы
  • все участники такого союза полностью независимы, имеют свою армию, денежную единицу
  • нет общих органов исполнительной и законодательной власти
  • решение вместе только политических вопросов (обороны, внешние отношения), хотя исполнение для каждого необязательно
  • возможность свободного выхода любого государства из состава такого союза - конфедерации

Таким был и Швейцарский Союз, который состоял из 13 кантонов (к 16 веку) и других земель, которые по сути были самостоятельными государствами - Швиц, Люцерн, Цюрих, Берн и т.д.). Кстати название страны произошло от кантона Швиц , одно из трёх первых кантонов, которые объединились в союз.

В конце 18 века на волне Великой французской революции Швейцарский Союз был захвачен и Наполеоном Бонапартом здесь была впервые создано централизованное государство - Гельветическая республика (это место раньше населяли кельтские племена - гельветы).

С 1848 года это была уже прочное государство, союз кантонов, в котором всё больше проявлялись черты федерации - шла унификация единиц измерения, денежных единиц, между кантонами упрощались границы, таможенные правила, происходило объединение важных государственных учреждений -почты, телеграфа и т.д., церковные вопросы. Всё больше вопросов решал именно Союз, согласно Конституциям 1848 года и тем более 1874 года, появился общий совет, коллегиальный главный орган страны.

Сейчас Швейцария - федерация , федеративная демократическая республика, с децентрализованным управлением, хотя в официальном названии осталось "конфедерация". Швейцария состоит из 26 независимых кантонов, объединенных федеральным центров. Кантоны очень разнообразны по носителям языков: есть немецкоязычные, франкоязычные, италоязычные, или вообще представлены два или три из вышеперечисленных языков в одном кантоне. Вооруженные силы созданы по милицейской систему - призываются на случай войны, чрезвычайных ситуаций, постоянной армии практически нет. Но для поддержки граждан "в форме" каждый год организуются курсы переподготовки, а оружие у всех хранится дома, а вдруг война.

Главой государства является Федеральный совет Швейцарии , коллективный "президент" Швейцарии. Он состоит из 7 человек , на данный момент там 3 женщины. Соблюдается и относительное равенство по языкам - в совете трое говорят на немецком, и по два человека на французском и итальянском.

Каждый год парламентом Швейцарии (Федеральным собранием) избирается президент и вице-президент государства. В течении 7 лет каждый становится вице-президентом, а потом и президентом. Должность президента номинальна, это "первый среди равных" , он не глава государства, все решения принимаются совместно всем Федеральным советом. Но если планируется поездка заграницу для переговоров, то президент как представитель Швейцарии вылетает на такие встречи. В заседаниях совета принимает участие и руководитель аппарата Федерального Совета, федеральный канцлер , с заместителями, но права голоса они не имеют. Члены Федерального совета избираются двухпалатным парламентом Швейцарии на 4 года тайным голосованием. Не имеют своих резиденций, но получают зарплату почти 500 000 долларов (475 000 швейцарских франков) в год.

И немного о аббревиатурах. Швейцарский франк имеет международное обозначение, сокращение - CHF, первые две буквы никак ни похожи на сокращение от Suisse (фр.) , Schweiz (нем.) или Svizzera (ит.) . Дело в том, что швейцарский франк был введён в оборот во время Гельветической республики, созданной Наполеоном. К тому же историческое название страны на латинском языке - Confoederatio Helvetica (конфедерация гельветов). Поэтому официальное обозначение страны в почтовых кодах, на транспортных средствах и пр. - CH , CHE , ну а франка CHF . Наряду с этим, например в спортивных соревнованиях используется французское название Suisse, сокращенно SUI .

Читайте также: