Шура и ислами партия кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Образование Советов и органов Временного правительства в Казахстане в годы Февральской революции.

В феврале 1917 г. в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием.

В марте-апреле 1917 г. повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах (Уральск, Верный, Акмола, Семипалатинск, Аулие-Ата) появились киргизские (казахские) национальные комитеты. Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. В Казахстане, как и во всей стране, установилось двоевластие.

Действия Временного правительства

· 20 марта 1917 г. были отменены всякие ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию или национальности.

· Было принято решения о возвращении на Родину реквизированных для работ на фронте инородческих рабочих дружин

Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами.

2. Изменения в экономике Казахстана в 90-е годы.

Пишите сами по учебнику!

3. Объяснить: экономический кризис.

Нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.

Билет №3.

1. Политические партии и течения в период от Февраля до Октября 1917 года.

По­литизация в казахском крае шла по трем основным направлениям: религиозное, местное или географическое (идея Великого Турке­стана) и бур­жуазно-демократическое. Наиболее яркими представителями этих движений яв­лялись организации: "Шура-и Ислами", "Уш Жуз", "Алаш".

Партия. Лидер Дата образования

Цели и программные требования.

"Шура-и Ислами" или "Шуро-и Исламия"

14 марта 1917 г. в Ташкенте

Как надна­циональный представительный орган коренного населения, объединенного идеей му­сульман­ского единства. Ее философская доктрина основывалась на широкой активизации всех сторон общественной жизни Средней Азии, которая заклю­чалась в реформации собст­венно мусульманской теологии, в раскрепощении женщин, в образовательной реформе и подъеме культурного уровня простого народа.

Последняя попытка установления демократии в крае была предпринята "Шура-и-Ислами" в ноябре 1917 г. В ходе работы IV Чрезвычайного краевого мусульманского съезда было определено будущее политическое устройство края в виде Туркестанской (Кокандской) автономии в составе Фе­деративной Российской республики Автономисты во главе с "Шура-и-Ислами" были раз­громлены красногвардейцами в результате кровавой резни в городе Коканде в феврале 1918 г.

"Уш Жуз",. Лидер-Колбай Тогусов (1879-1919 гг.), сумевший со­брать вокруг себя та­ких соратников как Ту­рар Рыскулов, Сакен Сейфуллин, Шаймер­ден Алимжанов

(1917 г. ноябрь – 1918 г., март).

Программные установки партии представляли собой замыслова­тую смесь защиты национальных и классовых интересов простого народа, что затем вы­лилось в доктрину "национал-коммунизма"

Уш жуз выступал за широкие полномочия земских учреждений, равенство женщин, национальную терпи­мость и ликвидацию родовых привилегий казахских чингизидов.

. По­сле ареста Тогусова правительством Алаш-Орды и его казни, как приверженца Советской власти, многие члены Уш жуз перешли на сторону большевиков и партия распалась.

Партия Алаш наибо­лее влиятельная ка­захская политическая организация, пред­ставленная такими вы­дающимися лично­стями как Алихан Бу­кейханов , Ахмет Бай­турсынов, Мыржакып Дулатов, Халел и Жа­ханша Досму­хаме­довы, Мухамеджан Ты­нышпаев , Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жу­мабаев

(1917 г., июль - 1920 г., январь-март)

21-28 июля 1917 г. в Оренбурге на Первом Всекир­гизском (Всеказахском) съезде было решено создать пар­тию "Алаш". Ее программа включала в себя 10 конкрет­ных пунктов: создание федеративного государства Рос­сии, создание казахской автономии, демократические права и обязанности, отделение религии от государства, судо­производ­ство на основе обычаев и нравов народа, созда­ние национальных воинских формирова­ний, дифференци­рованное налогообложение, введение рабочего законода­тельства, всеоб­щее образование, выработка земельного законодательства.

Большевистский переворот в октябре 1917 г. нару­шил эти планы и вернул Казах­стан к состоянию анархии, поскольку со свержением Временного правитель­ства под во­просом оказался сам союз с Россией. Очеред­ной II съезд казахов (5-13 декабря 1917 г.), проходивший в Оренбурге, где были представлены все регионы, вынес по­становление, где подчеркивалось, что единственным про­тивопоставлением возрождающемуся хаосу может служить только создание собственно казахского правительства. Было единодушно ре­шено образовать Казахский автоном­ный регион, именуемый Алаш, со всеми правами су­верени­тета

Управлять им должен был народный Совет, со­стоя­щий из 25 членов, где 10 пред­ставителей защищали бы ин­тересы русского населения.

С началом гражданской войны белая армия выра­зила определенную заинтересо­ванность в сотрудничестве с Алашем, поскольку последняя контролировала почти все ка­захское население, и генералы не были заинтересованы в войне на два фронта: против Красной армии и против ка­захских автономистов. В результате Алаш Орда признала вре­менное правительство Сибири в качестве законного преемника Февральской революции 1917 г. Вооруженные отряды Алаш Орды сражались против красногвардейцев по всему периметру территории Казахстана от Семиречья до Тургая и Омска на стороне регулярной белой армии, ка­зачьих войск и чехословацкого корпуса. Тем не менее, это был временный союз, поскольку взгляды лидеров Алаш Орды не совпадали со стремлением белых генера­лов рес­таврировать в России старую систему управления, земле­пользования и собствен­ности на средства производства.

С приходом к власти в белом движении адмирала Колчака казахские автономисты потеряли всякую надежду на сохранение казахской независимости и начали искать пути для переговоров с побеждающей со­ветской властью. Со стороны нового режима была проявлена заинтересо­ванность в со­трудничестве с Алашем, которая контролиро­вала большинство казахского населения. 5 ноября 1919 г. Реввоенсовет за подписью командующего М. Фрунзе объявил амнистию Алаш Орде, освободив от ответст­венности всех бывших вооруженных противников. В 1920 г. Алаш Орда вошла в состав Киргизского (Казахского) рево­люционного правитель­ства с утратой всех своих ранее при­нятых законов, и, как таковая, партия закончила свое суще­ствование. Ее лидеры, хотя и были привлечены к ра­боте в советских органах, однако позже почти все были физически ликвидированы в сталинских застенках.

2. Кто такой Худенко и в чем суть его методики?

3. Объяснить: диктатура.

Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы.

1.Октябрьская революция и установление Советской власти в Казахстане.

Победа буржуазно – демократической революции в феврале 1917 года резко изменила расстановку политических сил в стране. Все политические силы условно можно было разделить на два больших лагеря: умеренный (кадеты, правые эсеры, меньшевики), II радикальный (большевики, левые эсеры, анархисты). Первый лагерь ориентировался на развитие страны по пути представительной демократии (диктатура буржуазии). Второй лагерь ориентировался на развитие страны по пути социалистической революции т. е требовал передачи всей власти в руки Советов либо мирным путем, либо путем вооруженного восстания, при этом большевики стояли на позициях установления диктатуры пролетариата.
Политическая ситуация в стране: война, разруха, продовольственные трудности, хаос и анархия делали неизбежным перерастание буржуазно – демократической революции в социалистическую.
25 октября 1917 года открылся II Всероссийский съезд Советов. Съезд принял, в ночь с 25 на 26 октября воззвание “Рабочим, солдатам и крестьянам!” и провозгласил установление Советской власти. Вечером 26 октября открылось второе заседание съезда. На этом заседании были приняты первые декреты Советской власти – “Декрет о мире”, “Декрет о земле”, и “Декрет о власти”.
Декрет о мире, предлагал воюющим сторонам заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. На II съезде Советов было создано первое советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Возглавил первое советское правительство В.И Ленин.
2 ноября 1917 года была опубликована “Декларация прав народов России”, провозглашавшая равенство и суверенитет народов России, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования отдельных государств, и также, провозглашалась отмена национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населявших Россию.
20 ноября 1917 года было опубликовано обращение Советского правительства “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”, в котором были опубликованы свободными и неприкосновенными национальные и культурные учреждения, обычаи и верования мусульман.
Весть о победе вооруженного восстания в Петрограде и утверждение там Советской власти достигла Казахстана, началось установление Советской власти в Казахстане.
В промежутке с конца октября 1917 года до марта 1918 года Советская власть была установлена главным образом в городах и других наиболее населенных пунктах Казахстана.
Процесс установления власти Советов в Казахстане по ряду причин затянулся. На большой части края, в особенности в районах, прилегающих к железным дорогам и крупным рабочим центрам, где контрреволюция не смогла организовать вооруженное сопротивление революции, Советская власть устанавливалась мирным путем. Там же, где контрреволюция имела реальную возможность для вооруженного сопротивления (главным образом в районах казачьих войск), Советская власть победила в результате разгрома сил контрреволюции. Первыми взяли власть в свои руки 30 октября 1917 года рабочие и солдаты Перовска (Кзыл-Орда), в то время крупной железнодорожной станции, где размещался сравнительно большой гарнизон. После победы вооруженного восстания 28 октября 1917 года в Ташкенте, возглавляемом большевиками (административный центр Туркестана) советская власть мирным путем утверждается в Аулие-Ате (г. Джанбул), Черняево (г. Чимкент), Казалинске, 22 ноября 1917 года свершился переход власти к Советам в Петропавловске, 27 декабря в Акмолинске.
В Уральске, Оренбурге, Верном с участием меньшевиков и эсеров были созданы “войсковые правительства”, взявшие курс на подготовку и развертывание борьбы с Советской властью. В Семипалатинске, Павлодаре и Усть-Каменогорске правили ставленники мелкобуржуазного “делегатского собрания”. Наряду с казачьими полками, дружинами, офицерско-юнкерскими отрядами реакция получила в этих краях (местах) активную поддержку от казахской интеллигенции. После того, как атаман А.И Дутов совершил 14 ноября в Оренбурге переворот и начал открытые военные действия против красногвардейских отрядов Поволжья и Приуралья, лидеры казахской интеллигенции 5–13 декабря 1917 года созвали в Оренбурге очередной (третий) съезд партии “Алаш”, который выработал программные установки; объявил об установлении автономии Алаш-Орды и создании правительства во главе с А.Букейхановым. Этот съезд наметил создание национальной вооруженной силы в форме милиции численностью 25 тысяч человек. Верхушки партии “Алаш” и правительства Алаш-Орды установили тесную связь с войсковыми правительствами Уральска, Верного и вошли в состав “делегатского собрания” в Семипалатинске. На борьбу с силами Дутова, которые отрезали Туркестан и южные районы Казахстана от центра, были направлены крупные соединения войск во главе с П.А Кобозевым, С.Д Павловым, В.А Блюхером, А.Т Джангильдиным. Вместе с красногвардейцами Ташкента, Казалинска, Перовска, Актюбинска они разгромили дутовцев, ликвидировали “оренбургскую пробку”. 25 декабря 1917 года была установлена Советская власть в Кустанае.
Разгром дутовщины, победа Советов в Западной Сибири и на севере Казахстана оказали большое влияние на положение дел в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Павлодаре. Эсеры и меньшевики быстро теряли там влияние на массы, особенно после того как население узнавало о декретах Советской власти. 19 января Павлодарский Совет взял власть в свои руки. В Семипалатинске 1 января 1918 года была создана самостоятельная большевистская организация и в результате 14 февраля(1 января) в 1918 году Семипалатинский Совет принял решение о переходе власти к Советам и 15 февраля 1918 года избрал “Временный комиссариат”, возложив на него руководство делами города и области.
В Семиречье, где контрреволюция долго сохраняла военное превосходство, борьба затянулась до весны 1918 года, Советская власть была установлена 3 марта 1918 года в Верном. Значительно сложней была обстановка в Уральской области. Получив поддержку от хлынувших в пределы области из центра представителей офицерства, юнкерства и сыграв на недовольстве казачества Брестским миром, войсковое правительство вскоре после завершения работы областного съезда Советов произвело переворот, казнив большую часть членов избранных на съезде исполкома. На полуострове Мангышлак, Советская власть была установлена еще в ноябре 1917 года. Борьба за установление власти Советов на обширной территории Казахстана продолжалась несколько месяцев, среди казахов выделились такие видные борцы за власть Советов, как А.Джангильдин, А.Иманов, С.Сейфуллин и другие. Установление Советской власти в Казахстане, начавшееся сразу после Октябрьской революции, завершилось в марте 1918 года.
2. Развитие НТР в Казахстане.

Пишите сами по учебнику!

3. Объяснить: национализация.

Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Социалистическая национализация ликвидировала частную собственность на средства производства, уничтожала эксплуататорские классы, создавала социалистический уклад в экономике. В 1917 - 1918 гг. Советская власть национализировала крупную промышленность, банки, транспорт, внешнюю торговлю.

Билет № 1

1. Национально-освободит е льная война 1916 года. Причины, характер и историческое значение.

Причины: Политика русификации, проводимая царским правительством, массовое переселенческое движение в Казахстан и связанное с этим изъятие земель, а также произвол местных властей привели к национально-освободительному движению 1916 года, охватившему Казахстан и всю Среднюю Азию.

От мобилизации освобождались те, кто состоял на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, учащиеся высших и средних учебных заведений, дворяне, почетные граждане. Это внесло некоторый раскол в общенациональное движение, так как вышеперечисленные привилегированные слои казахского общества стали проводниками мобилизации.Самой массовой, организованной в тактическом отношении и продолжитель­ной по времени была национально-освободительная война в Тургайской области, охватившая все уезды этого региона. Начавшееся, как и на всей территории Казахстана, движение в форме протестов, различных съездов, манифестаций, актов неповиновения, переросло в течение 15-20 дней в мощный очаг народной войны. К октябрю 1916 г. здесь насчитывалось 50 тыс. повстанцев.

По мере нарастания освобо-дительного движения ханом Тургайского очага восстания был избран Абдигапар Жанбосынов, потомок авторитетного в народе Нияз-бия. Главнокомандующим - сардарбеком повстанцев был назначен внук знаменитого батыра Имана - сподвижника Кенесары-хана Амангельды Иманов (1873-1919). Одним из руководителей восстания в данном регионе также был уроженец этих мест Алиби Джангильдин

Восстание в Тургайской области продолжалось до 1917 года и слилось с собы­тиями Февральской революции.

Причинами поражения были стихийность, слабая организация сопротивления, отсутствие технической оснащенности восставшего населения и консолидации между разрозненными повстанческими отрядами.

Характер: Народной войны в 1916 г: национально-освободительный, антиколо­ниальный, антиимпериалистический, антивоенный

Историческое значение национально-освободительной войны 1916 г. заключа­ется в пробуждении национального самосознания народа, попытках возрождения идеи этнической государственности, его решимости сражаться за свою свободу и не­зависимость.

2. Освоение целинных и залежных земель Казахстана, цели, последствия. Положительные и отрицательные стороны освоения целины.

После смерти И. Сталина (март 1953 г.) Первым секретарем ЦК Компартии Н. С. Хрущевым была предпринята попытка демократизации политической жизни. В феврале 1956 года прошел XX съезд партии, на котором был поднят вопрос о преодолении последствий культа личности. В целом же командно-административная система продолжала по-прежнему функционировать.

В 1954 году февральско-мартовский Пленум ЦК партии принял решение "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель". Это было обусловлено тем, что в СССР стал нарастать дефицит хлеба. Теоретически здесь было два выхода - интенсивный, за счет перехода к рыночным механизмам регулирования экономики, но это противоречило идеологии социализма. Если бы в СССР к урожайности уже имевшейся до поднятия целины пахотной земли сумели добавить 1 центнер на гектар, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Но руководство СССР решило пойти вторым, экстенсивным путем - ликвидировать дефицит хлеба за счет распашки новых земель. В 1954 году было распахано 13,4 млн га новых земель, в том числе в Казахстане 6,5 млн га, то есть почти 50 %. Началось массовое движение за освоение целинных земель. Только за год с марта 1954 по март 1955 года в Казахстане было организовано 337 совхозов.

В 1954-1955 годах по всей стране было поднято 29,7 млн га целинных и залежных земель, из них 18 млн га или 60,6% - в Казахстане. За счет целинных земель стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг, хотя, исходя из мировой практики, достаточно около 1 тыс. кг. К этому времени от должности первого секретаря ЦК КП Казахстана был освобожден Ж. Шаяхметов, на его место поставлен П. Пономаренко, вторым секретарем стал Л. Брежнев. Председателем Совета Министров назначен Д. Кунаев.

Освоение целины имело и негативные последствия. Уже в 1960 году в целинном регионе Казахстана ветровой эрозии подверглось 9 млн га почвы. Рост населения целинных районов на 61% осуществлялся за счет миграции из РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии. За период с 1954 по 1962 год на подъем целины в Казахстан из европейской части СССР прибыло около 2 млн человек. Доля казахов в населении республики снизилась до 30 %, возникла угроза функционированию национального языка, социальных институтов этноса. В 1962 году по инициативе Н. Хрущева северные области Казахстана были объединены в Целинный край, а город Акмолинск переименован в Целиноград.

3. Объяснить: милитаризм.

Политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений

Приоритетным в деятельности джадидов была защита политических, национальных и экономических интересов народов Средней Азии. Движение джадидов с самого начала носило не только ярко выраженный просветительский, но и освободительный характер. Джадиды хотели видеть свой народ просвещенным и свободным от рабства и духовного застоя. Так, например, в культурной программе джадидов в пункте обучения языкам стояла задача: дети должны знать тюркский - язык быта и семьи, фарси - язык поэзии и культуры, арабский - язык религии, русский для развития экономики и производственных отношений, и, наконец, чтобы выйти на международный уровень, нужен один из европейских языков: английский, французский или немецкий.

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шуро-и- Исламия" ("Совет сторонников ислама"), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и др.

Идеология "Шуро-и-Исламия" базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения.

По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был избран М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей — М. Шокай. В качестве главного вопроса на съезде рассматривался вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях.

Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации — Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай.

Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шуро-и-Исламия" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шуро-и-Исламия" на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов.

Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"). На ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того, как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шуро-и-Исламия" распалась.

Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" — партия национальной демократической интеллигенции, "Уш - Жуз" — партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и "Шура – и - Исламия" — организация исламизма и тюркизма.

Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шуро-и-Ислами первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого"Шуро-и-Улема".

Улемисты во главе со своим лидером адвокатом стояли на позициях "осуществления законных прав мусульман деление, построенных на чисто мусульманских принципах "

3. Создание партии "Уш - Жуз".

Эта партия сумела распространиться главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой революции 1905-1907 годов.

Кольбай Тогусов закончил Зайсанскую сельскохозяйственную школу. Затем Кольбай Туленгутов (такова его настоящая фамилия) трудился рассыльным, переводчиком, письмоводителем мирового судьи. Первое политической акции К.Тогусова встречается в связи с нашумевшими в Казахстане многолюдными митингом и демонстрацией в Каркаралинске, организованными силами революционной и демократической оппозиции обнародованием царского Манифеста от 17 октября 1905 года. За участие в демонстрации он был задержан и допрошен полицией. Пришлось вернуться в родной Зайсанский уезд, и уже там от имени жителей 16 волостей пишет ходатайство к правительству и царской администрации, претворении в жизнь объявленных в Манифесте свобод. В 1905-1906 годах свое мнение о том, что Манифест ничего не дал народу, Кольбай Тогусов излагает в газете "Семипалатинский листок".




В августе 1909 года, а затем в декабре 1910 года он подвергается аресту за связь с представителями революционно-демократических партий. Второй арест повлек за собой почти двухгодичное содержание в тюрьме. На свободу Кольбай вышел в августе 1912 года. Местом проживания на три года ему определили один из уездных центров Семиречья — город Капал. Кроме того, он был лишен права литературно-издательской деятельности. Однако последнее К. Тогусову удалось обойти, передав свои рукописи издателям Башкирии и Оренбурга. В Уфе выходит его пьеса "Жертва невежества", где острой критике подвергаются обычаи пренебрежительного отношения к женщине, применение знахарства при лечении людей.

Из Капала К. Тогусов устанавливает прочную связь с городом Троицком Оренбургской губернии, где благодаря Мухамеджану Сералину с января 1911 года начал издаваться двухнедельный общественно-политический журнал "Айқап". На страницах этого журнала К. Тогусов выступает по проблемам аграрных отношений, вопросам культуры, взаимоотношений казахского и русского крестьянства, положения казачества.

В середине 1916 года, когда завершился срок его административной ссылки, К.Тогусов перебирается в Ташкент. Там вместе с группой единомышленников он налаживает издание газеты "Алаш". Ее формальным редактором была жена Кольбая - Марьям.

"Алаш" стала выходить с декабря 1916 года. По содержанию она во многом продолжала традиции "Айқап", издание которого прекратилось в 1915 году. После Февральской революции, свергнувшей самодержавие, Кольбай Тогусов вместе с членами редколлегии газеты "Алаш" публикует серию статей, бичующих преступную политику самодержавия, колониальные порядки царизма.

Ранней весной 1917 года он сближается с лидерами "Шуро-и-Исламия", вступает в ее ряды и по заданию Сырдарьинского областного комитета выезжает в Чимкент, Туркестан, Казалинск, выступает на митингах сторонников новой организации с горячими призывами к объединению и защите жизненных интересов коренного населения Туркестана.

Политическая активность Кольбая была не только замечена, но и нашла признание, выразившееся в том, что он был избран делегатом двух Всероссийских съездов: мусульманского (проходил в Москве с 1 по 11 мая) и крестьянского (работал в Петрограде с 4 по 28 мая), на которых он вошел в состав их исполкомов. С мандатом члена исполкома этих двух важнейших организаций страны К.Тогусов вернулся в родные края.

В Зайсане он создает организацию "Қазақ ұраны" ("Трудовой казахский союз"). Этот союз ставит задачи развития здравоохранения, хлебопашества, внедрения агрономии и зоотехники в хозяйства кочевников и т.д. Съезд "Қазақ ұраны" избирает К. Тогусова депутатом Западносибирского и Омского областных Советов. С этого времени местом политической деятельности Кольбая становятся районы Западной Сибири и Северо-Восточного Казахстана.

В противовес "Алаш" Кольбай решает создать политическую партию социалистической ориентации. В ноябре 1917 года благодаря усилиям К. Тогусова и его единомышленников возникает Казахская социалистическая партия "Уш - Жуз".

Первая информация об этой партии появилась в газете "Революционная мысль" (Омск) 17 ноября 1917 года. В ней сообщалось: "Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии "Алаш", организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию "Уш - Жуз", цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики. Партия выставляет свой особый список в Учредительное собрание".

Начало 1918 года в жизни К. Тогусова ознаменовалось выдвижением его на целый ряд административных постов: комиссара управления земледедия и государственных имуществ Западной Сибири, члена Омского областного комиссариата юстиции, заместителя руководителя следственной комиссии. Тогда же его ввели в состав Петропавловского Совета. В ходе борьбы с верхами "Алаш" К. Тогусов смог добиться лишь частичного успеха. Комитеты партии " Уш - Жуз " устранили своих соперников в Омске, Петропавловске, Акмолинске, но позиции "Алаш" в Семипалатинске оказались прочнее, чем они предполагали.

В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидеров, партия " Уш - Жуз " прекратила свое существование.

14 марта 1917 года на юге Казахстана была создана организация "Шуро-и- Исламия" ("Совет сторонников ислама"), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и др.

Идеология "Шуро-и-Исламия" базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижения ими национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения.

По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был избран М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей — М. Шокай. В качестве главного вопроса на съезде рассматривался вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях.

Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации — Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 года такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай.

Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами национально-демократического характера, в частности, ее члены сотрудничали с партией "Алаш". Вместе с тем "Шуро-и-Исламия" 2 ноября 1917 года приняла решение о непризнании советской власти. Вследствие усилий "Шуро-и-Исламия" на IV Чрезвычайном краевом мусульманском съезде в ноябре 1917 года была создана Кокандская автономия. Таким образом, данная организация выступала за национально-религиозную автономию тюрко-мусульманских народов.

Она имела свой одноименный печатный орган, который в июле заменила газета "Кенгаш" ("Совет"). На ее страницах пропагандировалась идея тюркской федерации. После того, как в начале 1918 года пала Кокандская автономия, организация "Шуро-и-Исламия" распалась.

Фактически после Февральской революции в Казахстане возникли следующие политические силы, отражавшие интересы коренного населения: "Алаш" — партия национальной демократической интеллигенции, "Уш - Жуз" — партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и "Шура – и - Исламия" — организация исламизма и тюркизма.

Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шуро-и-Ислами первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого"Шуро-и-Улема".

Улемисты во главе со своим лидером адвокатом стояли на позициях "осуществления законных прав мусульман деление, построенных на чисто мусульманских принципах "

3. Создание партии "Уш - Жуз".

Эта партия сумела распространиться главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность связана, прежде всего, с именем Кольбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой революции 1905-1907 годов.

Кольбай Тогусов закончил Зайсанскую сельскохозяйственную школу. Затем Кольбай Туленгутов (такова его настоящая фамилия) трудился рассыльным, переводчиком, письмоводителем мирового судьи. Первое политической акции К.Тогусова встречается в связи с нашумевшими в Казахстане многолюдными митингом и демонстрацией в Каркаралинске, организованными силами революционной и демократической оппозиции обнародованием царского Манифеста от 17 октября 1905 года. За участие в демонстрации он был задержан и допрошен полицией. Пришлось вернуться в родной Зайсанский уезд, и уже там от имени жителей 16 волостей пишет ходатайство к правительству и царской администрации, претворении в жизнь объявленных в Манифесте свобод. В 1905-1906 годах свое мнение о том, что Манифест ничего не дал народу, Кольбай Тогусов излагает в газете "Семипалатинский листок".

В августе 1909 года, а затем в декабре 1910 года он подвергается аресту за связь с представителями революционно-демократических партий. Второй арест повлек за собой почти двухгодичное содержание в тюрьме. На свободу Кольбай вышел в августе 1912 года. Местом проживания на три года ему определили один из уездных центров Семиречья — город Капал. Кроме того, он был лишен права литературно-издательской деятельности. Однако последнее К. Тогусову удалось обойти, передав свои рукописи издателям Башкирии и Оренбурга. В Уфе выходит его пьеса "Жертва невежества", где острой критике подвергаются обычаи пренебрежительного отношения к женщине, применение знахарства при лечении людей.

Из Капала К. Тогусов устанавливает прочную связь с городом Троицком Оренбургской губернии, где благодаря Мухамеджану Сералину с января 1911 года начал издаваться двухнедельный общественно-политический журнал "Айқап". На страницах этого журнала К. Тогусов выступает по проблемам аграрных отношений, вопросам культуры, взаимоотношений казахского и русского крестьянства, положения казачества.

В середине 1916 года, когда завершился срок его административной ссылки, К.Тогусов перебирается в Ташкент. Там вместе с группой единомышленников он налаживает издание газеты "Алаш". Ее формальным редактором была жена Кольбая - Марьям.

"Алаш" стала выходить с декабря 1916 года. По содержанию она во многом продолжала традиции "Айқап", издание которого прекратилось в 1915 году. После Февральской революции, свергнувшей самодержавие, Кольбай Тогусов вместе с членами редколлегии газеты "Алаш" публикует серию статей, бичующих преступную политику самодержавия, колониальные порядки царизма.

Ранней весной 1917 года он сближается с лидерами "Шуро-и-Исламия", вступает в ее ряды и по заданию Сырдарьинского областного комитета выезжает в Чимкент, Туркестан, Казалинск, выступает на митингах сторонников новой организации с горячими призывами к объединению и защите жизненных интересов коренного населения Туркестана.

Политическая активность Кольбая была не только замечена, но и нашла признание, выразившееся в том, что он был избран делегатом двух Всероссийских съездов: мусульманского (проходил в Москве с 1 по 11 мая) и крестьянского (работал в Петрограде с 4 по 28 мая), на которых он вошел в состав их исполкомов. С мандатом члена исполкома этих двух важнейших организаций страны К.Тогусов вернулся в родные края.

В Зайсане он создает организацию "Қазақ ұраны" ("Трудовой казахский союз"). Этот союз ставит задачи развития здравоохранения, хлебопашества, внедрения агрономии и зоотехники в хозяйства кочевников и т.д. Съезд "Қазақ ұраны" избирает К. Тогусова депутатом Западносибирского и Омского областных Советов. С этого времени местом политической деятельности Кольбая становятся районы Западной Сибири и Северо-Восточного Казахстана.

В противовес "Алаш" Кольбай решает создать политическую партию социалистической ориентации. В ноябре 1917 года благодаря усилиям К. Тогусова и его единомышленников возникает Казахская социалистическая партия "Уш - Жуз".

Первая информация об этой партии появилась в газете "Революционная мысль" (Омск) 17 ноября 1917 года. В ней сообщалось: "Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии "Алаш", организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию "Уш - Жуз", цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики. Партия выставляет свой особый список в Учредительное собрание".

Начало 1918 года в жизни К. Тогусова ознаменовалось выдвижением его на целый ряд административных постов: комиссара управления земледедия и государственных имуществ Западной Сибири, члена Омского областного комиссариата юстиции, заместителя руководителя следственной комиссии. Тогда же его ввели в состав Петропавловского Совета. В ходе борьбы с верхами "Алаш" К. Тогусов смог добиться лишь частичного успеха. Комитеты партии " Уш - Жуз " устранили своих соперников в Омске, Петропавловске, Акмолинске, но позиции "Алаш" в Семипалатинске оказались прочнее, чем они предполагали.

В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидеров, партия " Уш - Жуз " прекратила свое существование.

Одним из главных политических требований организации было создание национально-религиозной автономии Туркестана в составе России. Организация выступала за сохранение частной собственности, в том числе на землю.

С момента создания организации в ней выделилось два основных крыла джадидов и улемистов. Первые выступали за проведение буржуазно-демократических реформ, вторые были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер. В июне 1917 улемисты вышли из Шура-и-Ислам и образовали свою организацию Шура-и-Улема.

Связанные понятия

Бухарская народная советская республика (БНСР; узб. Buxoro Xalq Sho'ro Jumhuriyati, тадж. Ҷумҳурии Халқии Шӯравии Бухоро, перс. جمهوری خلقی شوروی بخارا‎) — государство, возникшее после ликвидации Бухарского эмирата 2 сентября 1920 года.

Буха́рская Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика, сокращенно Буха́рская ССР или БССР — государство-преемник Бухарской Народной Советской Республики (БНСР), существовавшая всего 40 дней. Столицей и крупнейшим городом государства являлась Бухара, откуда и произошло название самой республики. Остальные крупнейшие города республики: Карши, Термез, Чарджуй, Куляб, Душанбе и Шахрисабз.

Ишан (перс. ایشان‎‎ , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.

Суфизм в Казахстане (каз. сопылық) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны.

Пантюрки́зм — культурное и политическое течение, распространённое в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму, изначально стремившихся объединиться c тюрками Османской империи.

Ахунд (азерб. Axund; перс. آخوند‎), ахун — в Азербайджане, Иране и Российской империи звание мусульманского учёного высшего разряда, аналог арабского кади. До 1788 года ахунды являлись главами духовенства даруг (областей) и городских общин и именно через них царские власти взаимодействовали с имамами. Три первых муфтия ОМДС также ранее были ахундами. Должность ахундов зачастую была связана с конкретным родом и (или) регионом. Так, первый приход Уфы и должность ахунда города были традиционно связаны.

Хоре́змская Социалисти́ческая Сове́тская Респу́блика, сокращенно Хоре́змская ССР или ХССР — государство-преемник Хорезмской Народной Советской Республики (ХНСР). Существовал практически один год. Столицей являлся город Хива. Название республики произошло от историко-географического древнего региона Хорезм. Крупнейшими городами помимо столицы являлись Ташауз, Ургенч, Куня-Ургенч, Турткуль, Нукус и Ходжейли.

Всеросси́йский съезд мусульма́н состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов. Инициатором проведения съезда.

Закаспийское временное правительство (или Временный исполнительный комитет Закаспийской области) — эсеро-меньшевистское правительство, созданное в результате антибольшевистского восстания рабочих в Асхабаде 11—12 июля 1918 во главе с эсером Ф. А. Фунтиковым. В состав правительства входили эсеры, меньшевики, туркменские ханы, дашнаки, представители дореволюционной администрации. К 21 июля почти на всей территории Закаспийской области установлена власть повстанцев, сосредоточенная в руках стачечных.

Росси́йское импера́торское полити́ческое аге́нтство или Росси́йское полити́ческое аге́нтство — учреждение Министерства иностранных дел Российской Империи в городах Бухара (1886—1891) и Новая Бухара (1892—1917) Бухарского эмирата. Образовано 12 ноября 1885 года и представляло политические и экономические интересы Российской империи в Бухарском эмирате.

Мулла́ (араб. مُلَّا‎ от араб. مَوْلَى‎ — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.

Национа́л-уклони́зм, националисти́ческий укло́н — термин, который был введён И. В. Сталиным для обозначения различных проявлений стремления руководящих партийных работников союзных и автономных республик к самостоятельности в проведении национальной политики.

Колесовский поход (1918) — неудачная попытка захвата власти в Бухарском эмирате русскими большевиками и младобухарцами во время Гражданской войны в России (март 1918 года).

Шакирд — студент медресе или аналогичного мусульманского учебного заведения.Шакирды обычно изучают основы ислама и арабскую графику, религиозно-схоластические дисциплины и каллиграфию. Нередко, в их учебную программу входят и светские дисциплины, такие, как иностранные языки, арифметика, география, история и т. д.

Исламский социализм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства.

Буха́рский эмира́т (перс. امارت بخارا‎ Amārāt-i Bukhārā; узб. Buxoro Amirligi) — узбекское государство, существовавшее с 1753 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркмении. В его состав также временно входили территории северного Афганистана и округа Туркистана в южном Казахстане. Правопреемник Бухарского ханства и часто назывался так же. Официальное название государства было Бухарское государство. Термин эмират используется в академической.

Ходжа́, Кожа́ (от туркм. Hoja, перс. خواجه‎; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo'ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!

Бадахшанское ханство (перс. هانیگاریا بدخشان‎) — государство, существовавшее в Южном Туркестане в XVIII—XIX веках, которое затем было присоединено к Эмирату Афганистан. Последним правителем был Джандар-шах.

Мангыты (узбеки) - тюрко-монгольское племя, упоминаемое как узбекское начиная с XV века. В 1756-1920 годы узбекская династия мангытов правила в Бухарском эмирате.

Таджикская литература (тадж. Адабиёти тоҷик) — литература на таджикском языке. Таджикскую литературу можно считать продолжением классической персидской литературы. Прежде всего и в основном это связано с культурной и исторической близостью таджикского народа с персами и другими ираноязычными народами Ирана, а также языковой близостью таджикского и персидского языков. Таджикская литература — пример видоизменения классической персидской традиции в новых исторических условиях.

Хан Бухарского ханства (Бухарский хан) (узб. Buxoro xoni) — высшая государственная должность в Бухарском ханстве в 1500—1785 годы.

Кокандское ханство (узб. Qo'qon xonligi; перс. خانات خوقند‎) — узбекское государство со столицей Коканд, существовавшее с 1709 по 1876 на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района (Восточного Туркестана). В период наибольшего расцвета занимало около 820 тыс. км². Кокандское ханство наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Хивинском ханством является одним из трёх узбекских ханств.

Пир (перс. (پیر‎ — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.

Ми́нги, средневековое племя, образованное вначале как военная единица (минг - тысяча), с XVI века упоминаемое на территории Мавераннахра как узбекское племя. В 1709-1876 гг. правящая узбекская династия в Кокандском ханстве.

Хати́б (араб. خطيب‎ — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).

Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется.

Казахские восстания — события и акции в истории Казахстана, при которых казахский народ оказывал гражданское неповиновение или вооружённое сопротивление государственной власти. Народные восстания казахов XVIII—XIX веков среди историков Казахстана принято называть национально-освободительными.

Хиви́нское ха́нство (узб. Xorazm, حارذم , Xiva Xonligi) — принятое в русской исторической традиции название Хорезмского государства в период его существования (1512—1920). Само государство всегда именовало себя как Хорезм, а Хивинским ханством стало называться у российских историков в честь своей столицы — Хивы. Хивинское ханство, наряду с Бухарским ханством (Бухарским эмиратом) и Кокандским ханством, было одним из трёх узбекских ханств.

Аксака́л (букв. белобородый: от тюрк. ак — белый и сакал — борода) — глава рода, старейшина, почтенный пожилой мужчина у тюркских народов в Средней Азии и на Кавказе.

Объединённая таджикская оппозиция (ОТО) — союз демократических, либеральных и исламистских мятежников, которые с 1993 по 1997 гг. сражались против правительственных войск в гражданской войне. Хотя большинство членов ОТО остановили борьбу с правительством в 1997 году, небольшая группа продолжала борьбу с правительством Таджикистана как Исламское движение Узбекистана.

Научная ассоциация востоковедов (Всесоюзная научная ассоциация востоковедения при ЦИК СССР, ВНАВ) — государственная научная организация СССР, созданная для объединения востоковедов страны и организации их исследовательской работе в русле идеологии марксизма. Особое внимание уделялось также исследованию национально-освободительных движений государств востока.

Одним из главных политических требований организации было создание национально-религиозной автономии Туркестана в составе России. Организация выступала за сохранение частной собственности, в том числе на землю.

С момента создания организации в ней выделилось два основных крыла джадидов и улемистов. Первые выступали за проведение буржуазно-демократических реформ, вторые были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер. В июне 1917 улемисты вышли из Шура-и-Ислам и образовали свою организацию Шура-и-Улема.

Члены организации негативно встретили Октябрьскую революцию в России и Вооруженное восстание в Ташкенте в октябре 1917 года. В ответ на провозглашение в Ташкенте Туркестанской советской республики члены организации приняли участие в создании национального правительства в Коканде (См. Кокандская автономия). После разгрома правительства в Коканде, члены организации участвовали в движении басмачей против Советской власти в Туркестане.

Читайте также: