Шумлянский вклад в медицину кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первым русским профессором, медицинского факультета Московского I университета был Семен Герасимович I Зыбелин (1735—1802). В 1758 г. он закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете при Академии наук, которым руководил М. В. Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины.

В 1764 г. С. Г. Зыбелин успешно защитил докторскую диссертацию и, вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском (1768), а не на латинском, чем способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. Он читал самые разные медицинские предметы и был известен как один из самых красноречивых лекторов.

С Г. Зыбелин разрабатывал вопросы гигиены и общественной медицины (борьба с детской смертностью, эпидемиями и др.), которая в то время находилась на этапе своего становления. В 1784 г. он был избран в Петербургскую Академию наук. В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу.

избрание его почетным членом 12 зарубежных академий.

Максимович-Амбодик - основоположник отечественной школы акушерства и гинекологии.В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) —первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургом го университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека.

59. Загорский- основоположник отечественной анатомии.Крупную роль в развитии анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764—1846). В 1786 г. он окончил школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале, после чего в том же училище работал 'прозектором «а кафедре анатомии, физиоло­гии и хирургии. Проведя после этого 6 лет на практической врачебной военной и гражданской службе, П. А. Загорский в 1797 г. вновь стал ра­ботать в Петербурге в качестве адъюнкт-профессора, а в 1799 г. при преоб­разовании госпитальных училищ в Медико-хирургическую академию и отделении при этом от кафедры анатомии и физиологии вновь созданной специальной кафедры хирургии в Медико-хирургической академии П. А. Загорский возглавил кафедру анатомии и физиологии и руководил ею до 1833 г. '.

Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Он уделял много внимания педагогической работе. Им была составлена программа курса анатомии, разработана методика преподавания, проводилось обучение студентов на трупе, составлен учебник анатомии для студентов. П. А. Загорский в полном смысле слова явился основателем анатомической школы. Им были подготовлены помощники и ученики, впоследствии занявшие кафедры анатомии в Петербурге, Харь­кове и Казани, проводившие и развивавшие идеи учителя.

П. А. Загорский не ограничился простым наведением порядка в му­зее. Он занялся тератологией (изучением уродств), принципиально важным для времени вопросом, так как научный спор между пред­ставителями преформизма и сторонниками учения эпигенеза продол­жался.

П. А. Загорский стоял на позициях эпигенеза, признавал развитие и под углом зрения этой концепции рассматривал проблемы тератологии, под­крепляя свои взгляды анатомическим исследованием трупов людей-уродов. Он описал многочисленные аномалии и вариации. В своих исследованиях П. А. Загорский опроверг теорию преформизма, разработал критерии для понимания уродств, создал классификацию уродств и опроверг мистиче­ские представления об их происхождении. Ему были чужды натурфилософ­ские умозрения, распространенные в то время.

60 Буяльский. . Учетчиком, помощником и преемником по ка­федре П. А. Загорского в области анатомии и учеником И. Ф. Буша в области хирургии был Илья Ва­сильевич Буяльский (1789—1866), объединивший в одном лице анато­ма и хирурга. В 1814 г. И. В. Бу­яльский окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. Еще в студенческие годы он рабо­тал при кафедре анатомии у П. А. Загорского. С 1817 г. он был адъюнктом при кафедре хирургии у И. Ф. Буша. С 1825 по 1844 г. И. В. Буяльский преподавал ана­томию в Петербургской Медико-хирургической академии, сначала в качестве помощника П. А. За­горского, а после ухода П. А. За­горского в отставку (1833)—в ка­честве руководителя кафедры. Дли­тельное время (1831—1866) И. В. Буяльский преподавал ана­томию в Академии художеств.

И. В. Буяльский разделял эволюционные мысли своего учителя, стоял на позициях постепенного развития органического мира и высказал ряд прогрессивных мыслей о природе как едином целом, проводил сравнительно-анатомические па­раллели, часто обращался к данным эмбриологии, останавливаясь на возрастных различиях и признавая изменчивость человеческого тела в течение жизни. И. В. Буяльский провел исследования по анатомии со­судов, нервной системы и внутренних органов, сам изготовил многочислен­ные музейные препараты. Особенно прославился он изготовлением кор­розионных препаратов сосудов почек.

Одновременно с преподаванием анатомии в Медико-хирургической академии И. В. Буяльский не прекращал практической хирургической Деятельности и с 1831 по 1864 г. состоял консультантом большой больни­цы. Он произвел более 2000 больших операций. Анатомическая подготов­ка И. В. Буяльского помогла ему стать блестящим хирургом. Он в совер­шенстве владел техникой и оперировал очень быстро. Буяльский разраба­тывал важнейшие вопросы хирургии того времени: хирургию кровеносных сосудов и мочевых путей и пластическую хирургию. Он внес усовершен­ствования в оперативную технику, усовершенствовал и предложил не­сколько инструментов: турникет, лопаточку, акушерскую ложечку. Когда был предложен эфирный наркоз, И. В. Буяльский будучи уже немолодым, одним из первых русских хирургов стал применять его в практике.

И. В. Буяльский был первым русским хирургом, получившим боль­шую известность не только в нашей стране, но и за ее пределами. И. В. Буяльский борол­ся за русскую науку: все свои труды он печатал только на русском языке, что в то время было необычно. И. В. Буяльский был лучшим хирургом сво­его времени, главным образом практиком, отразившим передовые дости­жения науки.

61. Буш. Современником П. А. Загорского, работавшим в обла­сти анатомии и хирургии, был Иван Федорович Буш (1771 —1843). Он родился в Нарве, был сыном солдата ганноверской армии, переселивше­гося в Россию в 1740 г. В 1785—1788 г. И. Ф. Буш учился в Петербурге в Калинкмнском медико-хирургическом институте и в 1788 г. (в возрасте 17 лет) во время войны со Швецией был выпущен лекарем во флот.

Будучи единственным врачом на крупных по тому времени военных кораб­лях, И. Ф. Буш оказывал медицинскую помощь раненым во время морских сражений: во время одного из боев на руках молодого медика оказалось более 200 раненых. В 1790 г. стал прозектором и преподавате­лем госпитальной школы в Кронштадтском морском госпитале. С 1797 г. перешел преподавателем анатомии и физиологии в Калинкинский медико-хирургический институт, который при образовании Петербург­ской медико-хирургической академии был слит с Петербургским медико-хирургическим училищем. В Медико-хирургической академии с 1800 г. И. Ф. Буш занял выделенную специальную кафедру хирургии и до 1833 г. руководил ею.

Деятельность И. Ф. Буша имела огромное значение для преподавания хирургии, в том числе челюстно-лицевой. Многие операции, выполненные в хирургической клинике, руководимой им, относятся к области зубоврачевания.

Пирогов.

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) —выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии. Годы его учебы в Московском университете совпали с периодом революционного движения декабристов и последовавшей за ним политической реакцией в России. Именно тогда в Казанском университете по приказу попечителя М. Л. Магницкого были захоронены по церковному обряду все препараты анатомического театра. В Московском университете в то время также преобладало книжное преподавание.

Высоко ценил Б. Лангенбека , в клинике которого совершенствовал свои знания по анатомии и хирургии.

по современной терминологии) анатомии, изучающей взаимное расположение тканей, органов и частей тела. В 1841 г. Н. И. Пирогов был назначен в Петербургскую медико-хирургическую академию. Годы работы в академии (1841—1846) стали самым плодотворным периодом его научно-практической деятельности.

По настоянию Н. И. Пирогова при академии впервые была организована кафедра. госпитальной хирургии (1841). Вместе с профессорами Бэром и Зейдлицем он разработал проект Института практической анатомии, который был создан при академии в 1846 г.

Летом 1847 г. уехал на войну на Кавказ и впервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке на театре военных-действий в Дагестане. Так возникла анестезиология. В научно-практической деятельности Н. И. Пирогова многое было совершено впервые: от создания целых наук (топографическая анатомия и военно-полевая хирургия), первой операции под ректальным наркозом (1847) до первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854) и первой идеи о костной пластике (1854).

В Севастополе во время Крымской войны, впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы. Первую составляли безнадежно больные и смертельно раненные. Они поручались заботам сестер милосердия и священника. Ко второй категории относились тяжело раненные, требующие срочной операции, которая производилась прямо на перевязочном пункте в Доме Дворянского собрания. В третью труппу определялись раненые средней тяжести, которых можно было оперировать на следующий день. Четвертую группу составляли легко раненные. После оказания необходимой помощи они отправлялись обратно в часть.

Установил роль инфекции при поражении ими ран.. 1881г.- 5ый почетный житель Москвы. Кратко: топографический атлас, военно-полевая медицина; вклад в оперативную хирургию.. Вклад в стоматологию: треугольник Пирогова, ок. 130 операций на полости рта. ПО его эскизам делали хир. наборы, в т.ч. стоматологические. Ринопластика (71 за 20 лет) по др. Индийскому методу. Учеником можно считать Склифосовского.

Н. И. Пирогов великолепно владел техникой различных операций, в том числе, и в полости рта. За время работы в клинике госпитальной хирурги и С.-Петербургской медико-хирургической академии Н. И. Пирогов сделал более 130 челюстно-лицевых операций (не считая удалений зубов). Сюда вошло 36 резекций челюстей по поводу новообразований, 5 операций вырезывания опухолей подъязычной слюнной железы, 25 операций иссечения нижней губы по поводу рака, 7 операций по поводу заячьей губы, 1 операция по поводу кисты нижней челюсти, около 40 ринопластик, 20 хейлопластик и 1 пластическая операция на лице.

Филомафитский.

Служебные науки необходимы врачу. Действительно, ни один врач не может обойтись без знания языка, его законов, без логики. Всякий врач должен знать, и притом хорошо, ту страну, в которой он живет. Из области математики ему необходимо все то, что способствует усвоению физики и других наук.

Таким образом, для А. М. Шумлянского, автора изложенной выше теории медицинских знаний, основанной на медицинской практике главным образом отечественных ученых, кроме моральных высоких качеств врача, имеют первостепенное значение способы исследования больного организма с учетом особенностей окружающей среды. Врачи обязаны знать обычаи и привычки того народа, где они практикуют. Медицина, которую теоретически пытался обосновать А. М. Шумлянский, была наукой, прежде всего необходимой для широких народных масс.

Демократизм А. М. Шумлянского и подобных ему патриотически настроенных врачей встречал противодействие со стороны господствующего класса и врачей-иностранцев. Эта борьба чрезвычайно осложняла развитие передовой медицинской мысли как в XVIII веке, так и в дальнейшем. Чем отчетливее выявлялось материалистическое понимание болезни, тем настойчивее противники врачей-демократов использовали всякую подходящую, по их мнению, идеалистическую философскую теорию, чтобы дискредитировать достижения научной медицины. Обветшалые схоластические домыслы, модернизированный католицизм, кантиантство, мистическая философия Шеллинга - все это в той или иной степени использовалось реакционерами для того, чтобы заглушить родники живой творческой мысли. Где не удавалось этого сделать идеологически, там реакционеры добивались своего административным путем.

Акушерская клиника в Страсбурге в те времена считалась одной из самых образцовых в Европе. Один из курсов по акушерству А. Шумлянскому преподавал известный профессор-акушер Йоганн Георг Редерер.

Изумительная разгадка

Во второй части своей диссертации А. Шумлянский изложил результаты подробного исследования строения почки, проведенного с помощью микроскопа. До А. Шумлянского вопрос о природе мальпигиевых телец и об их взаимодейсвии с почечными канальцами оставался совершенно невыясненным. Итальянский биолог и врач М. Мальпиги, а также другие ученые того времени утверждали, что тельца представляют собой железы, функции которых заключаются в переработке крови в мочу. Этой ошибочной теории голландский анатом Ф. Рюиш противопоставил свою, оказавшуюся не менее ошибочной. Согласно его теории, артерии в тельцах заканчиваются открытыми устьями, непосредственно примыкающими к открытым устьям мочевых канальцев. Моча, вырабатываемая в секреторных железах, через эти открытые артерии и поступает прямо в экскреторные мочевые канальцы.

Итальянский биолог и врач М. Мальпиги, а также другие ученые того времени утверждали, что тельца представляют собой железы, функции которых заключаются в переработке крови в мочу

Вполне понятно, что в микроскоп того времени А. Шумлянский не в состоянии был разглядеть в подробностях ход капилляров внутри сосудистого клубочка и чашевидное расширение слепого конца мочевого канальца, охватывающее клубочек (капсулу Боумена). Это сделал спустя 60 лет известный английским гистолог Боумен, использовавший современный ахроматический микроскоп, который при увеличении в 300–350 раз позволил ему разглядеть то, чего не увидел с полной отчетливостью, но изумительно разгадал А. Шумлянский.

Честное служение медицинской науке

25 июня 1795 г. на 47-м году жизни остановилось сердце ученого, пережившего столько лишений, невзгод и несправедливости в честном служении медицинской науке.

Семён Герасимович Зыбелин (1735 -1802) — российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В Кенигсберге обучался философии, математике и физике анатомии и трупосечению, практической медицине, физиологии, патологии, ботанике и врачебному веществословию, клинической практике, химии, хирургии.

1764 году в Лейдене Зыбелин защитил диссертацию и был удостоен степени доктора. По возвращении в Россию был назначен профессором по кафедре теоретической медицины московского университета. За 36 лет работы Зыбелин читал студентам все части теоретической медицины, начиная с физиологии и патологии и кончая общей терапией, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию и был известен как один из самых красноречивых лекторов. Ведя преподавание на русском языке, Зыбелин способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. В 1771 году был одним из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. 21 марта 1784 года был избран членом Российской академии. В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу.

На его надгробии выбита эпитафия:

По сердцу и уму се истинный мудрец,

Он славы не искал, но был наук красою

Любовь ко ближнему была его душою,

Из тихих дней его она сплела венец

Для муз отечества, который не увянет

А. М. Шумлянский уделял много внимания проблеме подготовки врачей в России, принимал участие в разработке проекта преобразования госпитальных школ в медико-хирургические училища.




Семён Герасимович Зыбелин (1735 -1802) — российский медик, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете.

Первоначальное образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В Кенигсберге обучался философии, математике и физике анатомии и трупосечению, практической медицине, физиологии, патологии, ботанике и врачебному веществословию, клинической практике, химии, хирургии.

1764 году в Лейдене Зыбелин защитил диссертацию и был удостоен степени доктора. По возвращении в Россию был назначен профессором по кафедре теоретической медицины московского университета. За 36 лет работы Зыбелин читал студентам все части теоретической медицины, начиная с физиологии и патологии и кончая общей терапией, анатомию, хирургию, практическую медицину и химию и был известен как один из самых красноречивых лекторов. Ведя преподавание на русском языке, Зыбелин способствовал созданию правильного и точного языка для врачебной науки. Он ввёл на лекциях демонстрацию опытов. В 1771 году был одним из организаторов борьбы с эпидемией чумы в Москве. 21 марта 1784 года был избран членом Российской академии. В течение 15 лет он состоял бесплатным врачом при университетской больнице; завещал университету свою библиотеку, которая была передана Физико-медицинскому обществу.

На его надгробии выбита эпитафия:

По сердцу и уму се истинный мудрец,

Он славы не искал, но был наук красою

Любовь ко ближнему была его душою,

Из тихих дней его она сплела венец

Для муз отечества, который не увянет

А. М. Шумлянский уделял много внимания проблеме подготовки врачей в России, принимал участие в разработке проекта преобразования госпитальных школ в медико-хирургические училища.

Читайте также: