Шпоры по русскому языку егэ 2021 кратко и ясно

Обновлено: 04.07.2024

ФИПИ для учащихся 11-х классов составил словарик паронимов для ЕГЭ, в котором указаны все слова для выполнения задания №5.

Полный словарь паронимов к 5 заданию ЕГЭ по русскому языку от ФИПИ:

Паронимы — это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению.

Алгоритм выполнения задания 5:

- Внимательно прочитайте все предложения и найти ошибку в использовании паронима;

- К каждому парониму нужно вспомнить его пару;

- Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре.

- За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.

- Укажите правильный ответ.

На онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ 2021 по русскому языку, которую провела провела член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку, кандидат педагогических наук Малышева Татьяна Николаевна, было отмечено, что на экзамене в заданиях 4, 5 будут использоваться только слова из приведенного словаря.

Хочешь получить максимум? Тогда точно обрати внимание на этот номер!

📌В чем же заключаются основные ошибки?

Зачастую ошибки совершаются ещё на первом этапе решения – определении части речи. Запомни! Правописание в данном номере различается в зависимости от части речи и значения слова!

❗Не забудь! Ответы в бланке пишутся без пробелов!❗

📌Итак, как же правильно решать этот номер?

1) Определи часть речи каждого выделенного слова

2) Вспомни правила

4) Выпиши искомые слова без пробелов

ЗАДАНИЕ № 16 В ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Пунктуация – одна из нелюбимых тем многих выпускников. Но не отчаивайся, сегодня мы поможем прояснить ситуацию! Внимательно читай материалы, и все встанет на свои места.

📌В чем же заключаются основные ошибки?

Зачастую при решении данного номера основной проблемой становится процесс анализа структуры предложения. Не забывай! Именно корректное выделение грамматической основы является залогом твоего успеха, так что обрати особое внимание на этот момент!

📌Итак, как же правильно решать этот номер?

1) Выдели грамматическую основу

2) Если предложение простое , то обратите внимание на однородные члены , которые присутствуют в предложении.

3) Если предложение сложное , применяем правило постановки запятой в ССП .

Задание 1 ЕГЭ 2017 года представляет собой проверку ваших умений анализировать текст и находить его главную мысль. С первого взгляда задание кажется очень легким, но нужно помнить, что за него вы получаете 2 балла. А это, безусловно, является доказательством того, что задание не из легких и что его нужно делать очень внимательно.

Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:

1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.

2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам: Причина — Следствие

Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот) Часть — Целое Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление. Факт — Вывод Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания. Например: В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. 3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства. 4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства 5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Задание 2 ЕГЭ

В этом задании важно уметь устанавливать логические связи между частями текста. Эти связи в тексте могут иметь следующий характер:

последовательность, связь мыслей;

способ оформления мыслей;

выражение чувств говорящего;

уверенность/неуверенность в чем-то; подтверждение;

Эти отношения выражают служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), а также местоимения, наречия, вводные слова и словосочетания. Важно знать эти части речи и их значения. Более подробно о частях речи поговорим в задании 23.

1. Внимательно прочитайте текст;

2. Определите характер отношений между предложениями;

3. Подставьте союз, наречие, местоимение или вводное слово, данное в ответе.

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку, теория и практика.

Теория. В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.

Рассмотрим на примере. (пример взят из пособия по подготовке к ЕГЭ под ред. Сениной) (1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТКАНЬ, -и, ж. 1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани . 2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей . 3.перен. Основа, содержание чего-н. (книжн .). Т. рассказа . 4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).

Не забывайте о методе исключения. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом. Чтобы проверить ответ, подставьте в текст определение, использованное в толковании. Также прочитайте примеры и попробуйте подставить их в один ряд со словосочетанием из текста.

Например: Шелковая ткань, льняные ткани, ткань текста.

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку, орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы в ЕГЭ 2018 - это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть и их нужно знать, чтобы говорить правильно и сдать ЕГЭ на 100 баллов) Некоторые хитрости для выполнения задания. Мы здесь рассматриваем закономерности и слова, которые встречаются в ЕГЭ и есть в официальном списке. Все закономерности касаются слов, встречающихся в ЕГЭ.

1) Глаголы прошедшего времени зачастую имеют ударение на том слоге, что и в инфинитиве. НО. в ЕГЭ в большинстве случаев встречаются глаголы, в которых ударение падает на ЛА: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать,лгать, лить, пить, рвать и др (Пример: бралА, былА и т.д.) А также встречаются исключения: красть, класть, слать, стлать послать пасть красться) Пример: клАла, послАла, постлАла, слАла крАлась, прислАла. Следует обратить внимание на глаголы на вЫ в прошедшем времени: вЫлила, вЫжила и т.д.

2) Причастия с Ё( включЁнный, решЁнный и т.д) составляют весомую часть всех слов. Посмотрите ниже и увидите, что этих слов в ЕГЭ много. Трудность состоит в том, что в формулировке задания пишется буква Е, а не Ё.

3) Другие части речи с Ё. Если в слове есть Ё, значит ударение будет падать на Ё.

4) Большинство глаголов, заканчивающихся на ИТ и ИТЬ имеют ударения на последнем слоге (ЩемИт защемИт). Кроме: плодонОсит полОжит кУтит принУдит опОшлить (опОшлит, оклЕит озлОбит освЕдомится. ) см. далее

5) Деепричастия на –яв, -ыв - ав (поднЯв, принЯв и т.д)

6) В большинстве глаголов будет ударение на Ировать. Но есть случаи, где ударение падает на овАть (список см. далее)

7) В заимствованных словах из французского, немецкого, английского языков ударение падает на последний слог: жалюзИ партЕр экспЕрт диспансЕр дефИс квартАл

8) В кратких прилагательных женского рода ударение падает на последний слог: вернА. ловкА и т.д

9) Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе,живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее,печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее

10) В существительных с окончанием на –лог ударение падает на последний слог: каталОг, диалОг, некролОг, монолОг, эпилОг. НО: анАлог.

11) В существительные с окончанием на -вод - ударение падает на последний слог: нефтепровОд, газопровОд, мусоропровОд.
СМОТРИ СЛОВАРИК УДАРЕНИЙ

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку посвящено умению правильно использовать паронимы. Паронимы -это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению.

Формулировка задания 5 в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2018 звучит так: "В одном из приведенных ниже предложении НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольной поле подошел врач. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер . Ответ: НЕСТЕРПИМОЙ

1) Внимательно прочитайте задание.Всегда необходимо найти ошибку в использовании паронима.

2) К каждому парониму нужно вспомнить его пару (или несколько паронимов).

3) Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: абонемент в театр - абонент недоступен. На основе таких примеров, вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.

4) За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Вспомните, какие типы паронимов существуют: корневые, суффиксальные, приставочные. Это часто помогает, когда не можете вспомнить точный пароним. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.

Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ

Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ 2022.

Задание 5 ОГЭ по русскому языку. Практика

Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова.

Орфоэпический словник для ЕГЭ 2021 от ФИПИ

В демоверсии ЕГЭ-2021 по русскому языку ФИПИ для учащихся 11-х классов представил орфоэпический минимум — орфоэпический словарик для ЕГЭ, в котором указаны все ударные гласные в сложных для запоминания словах.

Также приведены некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Словник необходим для выполнения задание № 4 — Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.).

В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Список слов с ударениями для ЕГЭ + комментарии

Перед вами список слов с ударениями для ЕГЭ 2022, который поможет в подготовке к экзамену. В словник ударений включены только те слова, которые встретятся в 4 задании ЕГЭ по русскому языку. Словник основан на материалах ФИПИ, но слова в нём разбиты на группы, имеющие закономерности в постановке ударения, даны пояснения, как лучше запоминать ударения в словах для успешной сдачи ЕГЭ.

После изучения списка рекомендуем пройти тест по ударениям на нашем сайте.

Список слов с ударениями для ЕГЭ: существительные

Чтобы запомнить произношение существительных, рифмуем их с другими словами или фиксируем неподвижное ударение.

экспЕрт (=десЕрт)

сирОты (= в рОте)

Фиксируем неподвижное ударение в следующих существительных:

Запомните, что в существительных французского происхождения ударение падает на последний слог:

В неодушевлённых существительных, оканчивающихся на -лог , ударение падает на последний слог (кроме анАлог ).

В существительных, оканчивающихся на -зыв , ударение падает на последний слог . Ударение в существительном ОтзЫв зависит от контекста.

В сложных существительных, имеющих второй корень -вод , ударение падает на последний слог (на корень -вОд) . Кроме электропрОвод.

ЕГЭ: ударение в прилагательных

В двусложных кратких прилагательных ж. р. ударение падает на окончание. Остальные рифмуем или фиксируем неподвижное ударение.

Список слов с ударениями для ЕГЭ: глаголы

В двусложных глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание -А. Место ударения сохраняется и при добавлении приставки и/или постфикса -СЬ.

  • бралА – бралАсь — добралА – убралА — добралАсь
  • былА – отбылА — прибылА
  • взялА — взялАсь
  • врала — наврала
  • гналА – гналАсь — обогналА
  • далА – отдалА
  • драла — ободралА
  • ждалА – дождалАсь
  • звалА — позвалА — отозвалА – отозвалАсь — назвалАсь
  • заперлА — заперлАсь
  • lilA — polilA — nalilA — perelilA — lilAs — vlilAs ‘- облилаС’
  • lgalA — слева
  • началА
  • рвалА – сорвалА — нарвалА — рвалАсь — ворвалАсь — надорвалАсь
  • создалА — воссоздалА
  • снялА — занялА — понялА — принялА —воспринялА – обнялАсь

НО

В глаголах будущего времени 2 и 3 лица ударение падает на последний слог, как в инфинитиве.

  • включИшь – включИт — включИть
  • вручИшь – вручИт — вручИть
  • наделИшь – наделИт — наделИть
  • накренИшь – накренИт — накренИть
  • насорИшь – насорИт — насорИть
  • облегчИшь – облегчИт — облегчИть
  • ободрИшь – ободрИт — ободрИть
  • обострИшь – обострИт — обострИть
  • одолжИшь – одолжИт — одолжИть
  • окружИшь – окружИт — окружИть
  • повторИшь – повторИт – повторИть сверлИшь – сверлИт – сверлИть
  • сорИшь – сорИт — сорИть
  • щемИшь – щемИт — щемИть
  • убыстрИшь – убыстрИт — убыстрИть
  • углубИшь – углубИт — углубИть
  • укрепИшь – укрепИт — укрепИть

В глаголах на -ировАть ударение падает на последний слог, кроме дозИровать.

В глаголах с корнем -звон- ударение падает на окончание: звон Им, звон Ишь, звон Ит, об звон Ит, пере звон Ит, до звон Ится, до звон Ятся, позвонИте.

Ударение неподвижное (не меняет место в разных формах) в следующих глаголах:

ЕГЭ по русскому 2021: как выполнять задание № 9 и получить максимальный балл за сочинение

Как готовиться к экзамену


Выполните пробный тест

Решите пробный вариант ЕГЭ, например, на нашей платформе, других сайтах или в центре тестирования. В первую очередь важно составить представление о том, что вас ждёт на экзамене, каково содержание заданий. Помимо этого тест поможет оценить ваш уровень подготовки в данный момент.



Поставьте реалистичную цель

Определите, на какой результат вы планируете сдать экзамен. Оцените разрыв между нынешним уровнем знаний и необходимыми для поступления баллами ЕГЭ. Поймите, сколько времени вы готовы посвятить подготовке в оставшееся время.


Распределите задания по сложности


Получите обратную связь по заданию № 27

Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.


Возможно, кому-то из выпускников будет достаточно решить большое количество тренировочных заданий. Однако понять, почему нужно писать так, а не иначе, проще всего из комментария учителя. Оптимальный вариант подготовки к выполнению задания № 27 — работа в группе под руководством преподавателя. Ошибки других обогащают ваши знания — поэтому лучше всего обсуждать сочинения с другими учениками.

Сложности и изменения в задании № 9

Что изменилось

Раньше было 5 рядов: в каждом по три слова с пропущенными буквами. В этом году пропусков в словах нет, все они написаны правильно. От выпускника требуется определить ряды слов, в которых содержится либо проверяемая, либо непроверяемая, либо чередующаяся гласная в корне. Если раньше пропущенная буква ясно указывала на корень, то теперь выпускнику нужно самостоятельно выполнить морфемный анализ.



Первая сложность

Основная сложность задания № 9 в том, что оно проверяет не сформированный навык грамотного письма, а только начальный этап: определение типа орфограммы. У большинства школьников за годы обучения в среднем и старшем звене написание слов дошло до автоматизма. В ЕГЭ нужно будет вернуться назад и вспомнить, какая в слове орфограмма: проверяемая, непроверяемая или чередующаяся гласная.

Вторая сложность

Третья сложность

В задании могут встретиться омонимичные корни с чередованием и без:

покосился — косо — с проверяемой гласной,

прикоснулся — прикасался — с чередующейся.

В русском языке таких примеров немало.

Четвёртая сложность

Новый критерий в задании № 27

Что изменилось

За сочинение сейчас можно получить до 25 первичных баллов. Максимальное количество баллов за содержательную часть дадут при условии выполнения всех требований:

  • в комментарий включены два примера-иллюстрации из прочитанного текста — 2 балла;
  • каждый пример сопровождается пояснениями — 2 балла;
  • указана смысловая связь между примерами — 1 балл;
  • за анализ смысловой связи (новое требование) — 1 балл.


Указанная смысловая связь и её анализ не будут засчитаны, если не засчитывается хотя бы один из примеров. Такое может быть из-за фактической ошибки или в случае, когда пример не соответствует сформулированной проблеме.

Как научиться анализировать смысловую связь

Определение смысловой связи хорошо знакомо выпускникам. Вспомните, как строится сложноподчинённое предложение в русском языке. Есть придаточное причины, цели, следствия — всё это мы можем увидеть и в связи примеров. В бессоюзном сложном предложении вторая часть либо поясняет первую, либо является следствием, либо части противопоставлены. Аналогичным образом можно определить отношения между примерами в комментарии.

Что делать, если сроки ЕГЭ перенесут

В 2020 году график экзаменов менялся, но мы настраивали ребят на положительный лад. Важно видеть в переносе сроков не ограничения и проблемы, а дополнительную возможность для подготовки. У нас в течение последнего месяца перед экзаменом проходили консультации и ускоренные курсы — суперинтенсивы. Если вместо пустого ожидания употребить время с пользой, оно пролетит незаметно, а качество знаний повысится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: