Шолом алейхем вклад в культуру россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этот человек стал полулегендарной личностью XX века, хотя застал только его начало. Он был и остается иконой писательского мастерства не только для своего народа, но и для литераторов всего мира. Речь идет о знаменитом еврейском писателе Шолом-Алейхеме.

Организаторы выставки разделили экспозицию на четыре раздела: литература, иллюстрации, театр и кино. Это помогает посетителям яснее представить, какой вклад внес писатель в каждую из этих областей искусства.

Так кто же он такой - Шолом-Алейхем? Все началось в украинском городке Переяслав, где в 1859 году в небогатой еврейской семье родился Шолом Рабинович. Его родители были сторонниками еврейского Просвещения, поэтому мальчик получил хорошее светское и духовное образование.

Литературные способности у юноши проявились рано. Он начинал со статей и эссе для газет, а в 1883 году опубликовал свои первые произведения. Псевдонимом Рабинович выбрал еврейское приветствие мир вам – Шолом-Алейхем. Его литературным языком был идиш, который Шолом старался популяризировать своим творчеством.

Шолом-Алейхем буквально притягивал к себе творческих людей. На выставке представлены иллюстрации к его книгам, выполненные еврейскими художниками Гершем Ингером, Натаном Альтманом, Анатолием Капланом и Меером Аксельродом. Что же касается декораций к его пьесам, то их создавали Исаак Рабинович и Марк Шагал.

Писатель был в рядах еврейского модерна, способствовал развитию современной культуры этого древнего народа. В его творчестве есть также несколько произведений для детей, что послужило причиной для сравнения Шолома с Марком Твеном, тем более что писатели были внешне похожи друг на друга.

Но любили Шолома-Алейхема в США, как впрочем, потом и в СССР, не за это. Он – личность легендарная. После его смерти (писатель умер в 1916 году в Нью-Йорке от туберкулёза) его книги неоднократно издавались в этих во многом непохожих странах, причем были одинаково востребованы и любимы читателями.

Возникает вопрос: как при всей неприязни советского правительства и населения к евреям Шолому удалось завоевать успех в Советском союзе, и за что его почитали за океаном? Об этом рассказал куратор выставки Григорий Казовский:

На выставке Шолом-Алейхема можно подробно познакомиться с биографией писателя и его творчеством. И если не читать, то, по крайней мере, знать о его произведениях должен каждый образованный человек. Более того, организаторы на примере замечательного писателя постарались по-новому представить еврейскую культуру. Так, Григорий Казовский поделился с нами:

Большой мастер коротких рассказов о жизни евреев в Российской империи и США. Это читать надо, батенька. В двух словах не скажешь.

Книги Шолом-Алейхема пользуются чрезвычайным успехом и переведены на множество языков. В их числе Тевье-молочник (Тевье дер мильхигер); пьеса Рассеянные и гонимые (Цезейт ун цершпрейт, пост. 1905); Потоп (Дер Мабл); Менахем-Мендл; роман из актерской жизни Железнодорожная история (2 тт., 1909); Кровавая шутка (Дер блутигер шпас) – рассказ, в основу которого положен судебный процесс в Киеве по делу М. Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве (1912–1913; театральная постановка 1914 Трудно быть евреем – Швер цу зайн а йид); Крупный выигрыш (Дос гройсе гевинс, 1915); автобиография С ярмарки (Фунем ярид).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬКО Д.И.

ОДНКНР, 5-а, б, в класс Дата__________ Урок №_03__

Тема: Жизнь и творчество Шолом-Алейхама.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;

дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве;

познакомить с известными деятелями науки и культуры.

Развивающие:

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты

Личностные : идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; различать основные нравственно-этические понятия; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Метапредметные : уметь самостоятельно определять цели урока, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора; Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Смысловое чтение; Формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

1. Приветствие учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Соломон Наумович Рабинович — таково настоящее имя писателя — родился 2 марта 1859 года в городе Переяславле (старое название города Переяслава-Хмельницкого). Детство будущего писателя прошло в селе Воронькове (ныне это Киевская область, Бориспольский район). Соломон рано потерял мать — мальчику едва исполнилось 13, когда она умерла.

Окончив школу, Соломон Рабинович сразу начал работать. Юноша занимался репетиторством, обучая детей обеспеченных родителей школьным дисциплинам. Одной из учениц Соломона оказалась Голдэ Лоева (в некоторых источниках девушку называют Ольгой).

Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.

После рассказа учителя о биографии писателя, учащиеся рассматривают фотографии на слайдах и делают выводы о творчестве, и вкладе в развитие российской культуры.

2. Иконописец – Андрей Рублев.

О жизни Рублёва известно немного. Он жил в XIV–XV вв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал. В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра — осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса…

5. Рефлексия.

-Что нового я узнал на уроке?

-Чему я научился на уроке?

-Что мне понравилось на уроке?

-Что осталось неясным?

- Я оцениваю свою работу на уроке от 0 до 10.

Домашнее задание: знакомство с творчеством писателя, в библиотеке взять книгу с обозначенным произведением, к следующему уроку прочитать. Ответить на вопросы:

Шолом –Алейхем (Шолом Нохумович Рабинович) родился 2 марта 1859, в Переяславе Полтавской губернии, Российской империи — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской. Писал также на иврите и русском языке.
Псевдоним Шолом-Алехем –это еврейское приветствие. В переводе на русский – мир вам.

После окончания школы в 1876 три года обучал дочь богатого еврейского предпринимателя Голдэ (Ольгу) Лоеву. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство. В тот момент богатый отец возлюбленной не был готов к такому социально неравному браку, и Шолом-Алейхем потерял работу в доме у Лоева. Только через шесть лет, в 1883 году, вопреки воле своего отца, она стала его женой, и родила ему шестерых детей. После смерти тестя Шолом-Алейхем стал наследником колоссального состояния, однако ему не удалось выгодно распорядиться этими деньгами вложить их в дело, дабы приумножить семейный капитал.

Шолом-Алейхем известен как человек, поменявший множество совершенно разноплановых профессий, начиная от странствующего репетитора и заканчивая игроком на бирже. Именно увлечение биржевыми спекуляциями, которому он предался в Одессе, подвело начинающего финансиста. Шолом-Алейхем спонсировал выпуск журналов, которые печатали художественные произведения на идише. Таким образом, вскоре грандиозное наследство было промотано окончательно и бесповоротно.

Однако к этому времени (начало XX века) он приобретает известность как автор стихотворных произведений и прозаических текстов на идише. Шолом-Алейхем обожал публичные выступления, постоянно организовывал их, без преувеличения, по всему миру, поэтому уже в скором времени он стяжал себе славу сложившегося писателя с мировым именем.

С 1883 года пишет почти исключительно на идише (за исключением нескольких рассказов и публикаций на русском и иврите). Своей целью ставит просвещение простого народа, иврит же знали немногие. Получив наследство после смерти тестя, он издаёт альманах Ди йидише фолкс-библиотек, Еврейская народная библиотека на идише, помогает молодым авторам, выплачивая им большие гонорары. Вскоре разоряется.

После 1891 писатель живёт в Одессе. После погромов в 1905 уезжает с семьёй в Швейцарию, затем в Германию. Считается, что Шолом-Алейхем пересёк океан четыре раза. Однако в первое десятилетие двадцатого века начала давать знать о себе неизлечимая в то время болезнь писателя — туберкулёз. Шолом-Алейхем выказывает несокрушимую энергию и неиссякаемую жажду творчества, постоянно устраивая творческие гастроли с публичными чтениями и устными выступлениями.

С началом Первой мировой войны в 1914 году, как российский подданный, был интернирован и выслан из Германии в нейтральную Данию. Перебирается в Нью-Йорк, где прожил последние годы жизни. Скончался от туберкулёза в 1916 году в Нью-Йорке, похоронен на Старом кладбище (Old Mount Carmel) в Куинсе. Внучка Шолом-Алейхема — американская писательница и педагог Бел Кауфман.

В 1997 в Киеве был открыт памятник писателю.

В 2001 установлен памятник писателю в Москве.

В честь Шолом-Алейхема назван кратер на Меркурии.

В центре города Киева (на углу ул. Красноармейской) с довоенных времен висела мемориальная доска, на которой было написано, что здесь жил великий еврейский писатель Шолом-Алейхем. Когда Киев был в гитлеровской оккупации, доску демонтировали. С окончанием войны доску опять повесили.

По указанию первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого доску поменяли на другую без упоминания еврейской принадлежности писателя[4]. После реставрации дома доску опять сняли.

Мемориальная доска из мрамора в Киеве по ул. Шолом-Алейхема № 15. (с 1959 г.) Архитектор И. Л. Шмульсон.

В начале 1930-х годов в Хмельницком существовала улица Шолом-Алейхема. В 1940 году улице было возвращено предыдущее название — Подкаменецкая, а в 1946 году она была переименована в переулок Карла Маркса.
В Киеве ныне действует Еврейский музыкально-драматический театр имени Шолом-Алейхема. Руководитель Авигдор Юрьевич Фрейдлис

Шолом-Алейхем — писатель, которого нередко называют светочем еврейской литературы. Именно ему удалось описать жизнь и традиции евреев, подчеркнув мудрость и чувство юмора этого народа. Шолом-Алейхем одним из первых решился писать на идише, пополнив культурную копилку этого языка детскими и взрослыми книгами, которые до сих пор любимы читателями любых наций и возрастов.

Детство и юность

Соломон Наумович Рабинович — таково настоящее имя писателя — родился 2 марта 1859 года в городе Переяславле (старое название города Переяслава-Хмельницкого). Детство будущего писателя прошло в селе Воронькове (ныне это Киевская область, Бориспольский район). Соломон рано потерял мать — мальчику едва исполнилось 13, когда она умерла.

Писатель Шолом-Алейхем

Писатель Шолом-Алейхем

Окончив школу, Соломон Рабинович сразу начал работать. Юноша занимался репетиторством, обучая детей обеспеченных родителей школьным дисциплинам. Одной из учениц Соломона оказалась Голдэ Лоева (в некоторых источниках девушку называют Ольгой).

Шолом-Алейхем в молодости

Шолом-Алейхем в молодости

Между наставником и ученицей возникло нежное романтическое чувство, однако отец девушки, предприниматель Лоев, выступил категорически против брака любимой дочери с нищим учителем. Так Шолом-Алейхем лишился этой работы и вынужденно возвратился в родной Переяславль.

Литература

Писатель Шолом-Алейхем

Писатель Шолом-Алейхем

Параллельно с писательством Шолом-Алейхем осваивал и публичную деятельность: Соломону Рабиновичу нравилось выступать на публике, зачитывая миниатюры и рассказы собственного сочинения. Постепенно имя Шолом-Алейхема стало узнаваемым, у писателя появились первые поклонники.

В начале 1880 годов в литературной биографии Шолом-Алейхема открылась новая страница: писатель начал писать исключительно на идише. Шолом-Алейхему хотелось сохранить и раскрыть богатую еврейскую культуру, и использование исконного языка казалось ему важным.

Шолом-Алейхем

Шолом-Алейхем

Писателю удалось ярко и образно описать нравы и внутреннюю атмосферу колоритных еврейских кварталов. Однако за самоиронией и самокритичностью легко угадывается любовь Солом-Алейхема к своему народу. Есть в творчестве литератора и рассказы, посвященные неравенству в обществе, проблемам, которые рождаются там, где бытует четкое разделение на богатых и бедных. Писатель не ограничивал себя четкими рамками рассказов или повестей. Среди произведений Шолом-Алейхема есть и юмористические фельетоны, и романы в письмах, и поэзия.

Книги Шолом-Алейхема

Книги Шолом-Алейхема

Памятник Шолом-Алейхему

Статуя Шолом-Алейхема в Нетании, Израиль. Скульптура Льва Сигала

Личная жизнь

Личная жизнь писателя сложилась счастливо: Голдэ Лоева, в которую Шолом-Алейхем влюбился в ранней юности, вышла за него замуж даже вопреки желанию отца. В этом браке родились шестеро детей.

Шолом-Алейхем с семьей

Шолом-Алейхем с семьей

Отец Голдэ оставил дочери серьезное наследство, которое Шолом-Алейхем быстро потратил на публикации молодых еврейских авторов, которым тогда помогал, а также на рискованные и сомнительные авантюры, которые должны были принести прибыль, но не принесли.

Смерть

Последние годы жизни писатель провел в Нью-Йорке. 13 мая 1916 года Шолом-Алейхема не стало. Литератора сгубил туберкулез, который много лет подтачивал его здоровье. Писателю было 57 лет. После смерти Шолом-Алейхем похоронен в Куинсе (Нью-Йорк).

Могила Шолом-Алейхема

Могила Шолом-Алейхема

На надгробии писателя вместо фото начертана эпитафия, которую Шолом-Алейхем написал сам. Она начинается словами:

Здесь погребен простой еврей.
Он был писатель из народа,
Всю жизнь писал он для людей
Простого звания и рода.

Читайте также: