Шлегер луиза карловна вклад в дошкольную педагогику кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детский сад, которым руководила Л.К . Шлегер , представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

“Материалы для бесед с маленькими детьми”. Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается . Выделяют различные типы бесед о природе : беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных

Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции . 1. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях. 2. И ндивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях. 3. В нимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии. 4. П оиски новых форм педагогического воздействия на детей, -развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь. 5. П остоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми. В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения .

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей Ритмические движения под музыку П одвижные игры Ручной труд Деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

Заключение Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер , представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер , этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители.

Педагогические идеи Л.К.Шлегер

Презентацию составила Кынтоярова Айталина Константиновна

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители .

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном

Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля. К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

К октябрю 1917 года в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.

К октябрю 1917 года в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 - платные.

, Биография Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительни ц.

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, С 1918 года Шлегер работала в Московском отделенми народного образования и одновременно - консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе. В 1919-1932 годах заведующая дошкольным отделом Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1930-х занималась преимущественно исследовательской работой в области начального обучения.

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, С 1918 года Шлегер работала в Московском отделенми народного образования и одновременно - консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе. В 1919-1932 годах заведующая дошкольным отделом Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР. В 1930-х занималась преимущественно исследовательской работой в области начального обучения.

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников .

В1905 г. Л.К. Шлегер возглавила первый в Москве народный детский сад, который в основном посещали дети рабочих и ремесленников, но были и выходцы из других сословий.

В1905 г. Л.К. Шлегер возглавила первый в Москве народный детский сад, который в основном посещали дети рабочих и ремесленников, но были и выходцы из других сословий.

Придавая большое значение применению кукол в воспитательной работе народного детского сада, Шлегер утверждала, что кукла живое существо для ребенка. Игра в куклы формирует жизнечувствие детей, а также дает педагогу богатый материал для наблюдения за их развитием. Вместе с куклами дети проживают свою жизнь, в процессе игры куклы исполняют роли людей: домашнее бытие, работа родителей, жизнь самих детей –все становится театральным действием. В 1907 г. Шлегер вместе с Е.Я. Фортунатовой создала экспериментальную начальную школу совместного обучения мальчиков и девочек.

Придавая большое значение применению кукол в воспитательной работе народного детского сада, Шлегер утверждала, что кукла живое существо для ребенка. Игра в куклы формирует жизнечувствие детей, а также дает педагогу богатый материал для наблюдения за их развитием. Вместе с куклами дети проживают свою жизнь, в процессе игры куклы исполняют роли людей: домашнее бытие, работа родителей, жизнь самих детей –все становится театральным действием. В 1907 г. Шлегер вместе с Е.Я. Фортунатовой создала экспериментальную начальную школу совместного обучения мальчиков и девочек.

ekolog

То, о чём пишет Луиза Карловна Шлегер (1863 — 1942 гг.), известный деятель дошкольного воспитания дореволюционного периода и в первые годы советской власти, — в точности соответствует образовательному подходу в вальдорфской дошкольной педагогике.

Детский сад, который находился под руководством Луизы Карловны, был представлен в виде определенной педагогической лаборатории, в которой производилось формирование новой методики воспитания дошкольников, основанной на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

Зачастую соответствующие экскурсии, замечает Луиза Карловна Шлегер, устраиваются в отсутствии абсолютно любого заранее намеченного плана, с целью предоставить детям возможность получить самые разные впечатления, и затем в беседах или изобразительных работах проверяется их наблюдательность и заинтересованность. Как правило, экскурсии требуется проводить по заранее намеченному плану, а затем при помощи бесед подвести итог экскурсии. Это способствует приучению дошкольников к возможности концентрации внимания.

В виде главной заслуги Луизы Карловны выступает то, что она разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. Беседы оказывают большую помощь ребенку разобраться в том материале, который у него уже накоплен.

Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они оказывают благоприятное влияние на возможность обозначить при помощи вспоминания и воображения те факты из своей памяти, которые наделены связью с предметом разговора, и сконцентрировать на нем свое внимание.

Дети, по мнению Луизы Карловны Шлегер испытывают чувство любви ко всему живому, им необходимо предоставить возможность наблюдать жизнь животных, желательно, чтобы их окружали самые разные представители зверей, птиц и рыб.

Информация, полученная ребенком из своих наблюдений и бесед, наделена как интеллектуальной ценностью, так и моральной. В детях развивается не только интерес к жизни животных, но и чувство симпатии, признание права абсолютно любого живого существа на бережное к нему отношение.

Наилучший результат в данном случае получается главным образом в общении детей с животными и уходом за ними. Проявляя заботу о них, дети познают их характер, привычки, потребности, проникаются пониманием и сочувствием к их радостям и горестям. Уход за животными развивает терпение и заботливость о другом живом существе.

Малыши заботятся и ухаживают за животными, познают азы любви к ним и осторожно обращаться с ними. Конечно, в начатой игре уход за ними не под силу ребятам. В связи с этим им рассказываются сказки, прочитываются рассказы, где в лице героев представлены животные и обозначен их характер.

В условиях города вызывает некие трудности процесс расширения круга общения детей с животным миром, в связи с этим приходится довольствоваться немногими самыми близкими животными (кошкой, собакой, птицами в клетках, рыбами в аквариуме), на других животных обращается внимание детей на улице, экскурсиях.

При помощи бесед направляется внимание детей, вызываются в памяти знакомые представления, вырабатывается привычка к наблюдению, а показателем того, что дети восприняли из этих бесед и наблюдений, являются и их рассказы, и изобразительные работы.

Таким образом, Луиза Карловна Шлегер предлагает, например, по завершению беседы о лошади, вылепить, нарисовать и вырезать лошадь во всевозможных положениях: лошадь извозчичью, верховую, лошадь с тележкой, обоз с дровами, со снегом, лошадь во время полевых работ. На основании этого для предстоящего разговора берется любая из тем и затем происходит ее расширение путем вкрапления в нее азов практической деятельности. Но прошедшие темы не остаются забытыми, к ним приходится постоянно возвращаться, постепенно расширяя при этом область наблюдений ребенка, удовлетворяя его любознательность.

Все сказки и рассказы не читаются детям, а рассказываются им.

В связи с этим, проблема экологического образования, зародившаяся в теории и практике прогрессивных зарубежных и русских педагогов и просветителей, была центральным вопросом воспитания, в которой большим значением наделялось природа как одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.

ПЕДАГОГИКА|Схемы,таблицы,опорные конспекты

ПЕДАГОГИКА|Схемы,таблицы,опорные конспекты

ПЕДАГОГИКА|Схемы,таблицы,опорные конспекты запись закреплена

Великие педагоги| Луиза Карловна Шлегер ( 1863-1942)

Луиза Карловна Шлегер- педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. Окончила педагогический класс при Саратовской женской гимназии (1882 г.), затем училась на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов (1884-1887 гг.), педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц (1887-1889 гг.). В 1882-1903 гг. работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-1918 гг. руководила созданным при обществе первым народным детским садом в Москве. С 1907 г. работала в организованной ею совместно с Е. Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Университете Шанявского. С 1918 г. в Московском отделе народного образования: одновременно консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для детских садов и т. п. В 1930-х гг. занималась главным образом исследовательской работой в области начального обучения.
Педагогическая система Шлегер сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Шлегер, призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Шлегер на начальном этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного педагогического руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в детском саду. На практике в детском саду Шлегер осуществлялась систематическая воспитательная работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности детского сада, был разработан занимательный и близкий к практическим нуждам детей дидактический материал. Стремясь к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова предложили и использовали в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения, которые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма, счёта.
С 1918 г. Шлегер работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания, содержания и методов работы дошкольных учреждений. Многие принципы, обоснованные Шлегер, - единство семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучение психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в методических письмах Наркомпроса, материалах Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Большое внимание Шлегер уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 г. школьное обучение начиналось с 8 лет, в детские сады принимались дети до 6 лет). В методических работах по обучению грамоте Шлегер предложила использовать в качестве основного учебного пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для начального чтения.

Читайте также: