Белорусская свадьба обряды и традиции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пандемия 2020 года существенно повлияла на свадебный обряд и даже на какое-то время остановила его проведение.

Но, как бы, ни казались некоторые моменты фатальными, жизнь продолжается, и новые счастливые пары будут вступать в брак и создавать прекрасные семьи.

В какой форме это будет происходить решать молодоженам на основе каких-то многовековых традиций или же под влиянием тенденций начала XXI века, до глобального локдауна.

Про традиции и обряды белорусской свадьбы до обретения страной независимости можно прочитать в цикле статей здесь:

Этапы традиционной белорусской свадьбы

Белорусская свадьба – стародавняя славянская традиция

Белорусская свадьба: старинные обряды – ключевое ядро

Влияние разных исторических эпох на белорусские свадебные традиции

Типы белорусской свадьбы, схожесть ее с обрядами других народов, состояние в XX веке

Свадебное застолье - старинная белорусская свадебная традиция

Обязательные свадебные блюда в традиционном белорусском меню?

Белорусская свадьба: Свадебные игры

Старая традиция приглашать музыкантов на белорусскую свадьбу

Значение свадебных танцев в обрядовой белорусской свадьбе

Роль каждого из приглашенных при проведении обряда традиционной белорусской свадьбы

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Также как и раньше, весь свадебный процесс разделялся на досвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.

В досвадебном этапе происходит помолвка и знакомство родителей.

Причем, помолвка не носит какого-то сакраментального смысла для двоих, объединяющихся родов, а является, по сути, только предложением руки и сердца одного из партнеров другому. И если получен положительный ответ, то происходит дальнейшее планирование свадьбы и встречи родителей.

Правда, помолвочное кольцо как неотъемлемая часть со своим многовековым символизмом этого обряда присуще и на современной белорусской свадьбе.

В силу развитости информационного общества, демократичности, равноправия полов, как такого старого поиска невесты, сватовства, смотрин нет. Есть взаимная симпатия молодых, взаимная любовь, уважение и взаимное согласие на брак. При этом необязательно жених ищет невесту, может быть и наоборот, необязательно будущим супругам быть девственными до свадьбы, все эти нюансы неважны сегодня.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Во время знакомства родителей, собственно происходит знакомство и обсуждение будущей свадьбы: источники финансирования и вытекающие из этого количество гостей и общий формат торжества.

Все торжество планируется, конечно, с учетом пожеланий каждой из сторон, но все, же ключевым является то, кто платит тот и заказывает музыку.

Как правило, не обходится в досвадебный период без мальчишника и девичника.

Хоть сватовства в классическом понимании и не происходит, но вот сваты на свадьбе, повязанные ручником, как правило, присутствуют, скорей всего как дань уважения старой традиции.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

И если по ряду причин в Беларуси начала XXI века не соблюдается ряд многовековых свадебных традиций и обрядов, то это не значит, что торжество превратилось в простое празднование и чествование молодых.

Традиции и обряды на свадьбе в сегодняшней Беларуси соблюдаются молодыми, правда, большинство из них заимствованы из других культур.

Плохо это или нет?

Но такова действительная реальность.

На белорусском свадебном банкете в XXI веке не правит уже тамада, а для этой цели нанимают отдельного ведущего на свадьбу.

Для памятного сохранения свадебного дня невеста с женихом заказывают свадебного фотографа и видеооператора на свадьбу.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Традиция обмена обручальными кольцами сохранена и сейчас, так же как украшение и шумность, за счет гудения, свадебного кортежа.

Красивые свадебные наряды: свадебное платье невесты и костюм жениха, как же без них, хотя местами можно наблюдать молодых в совсем не свадебных нарядах.

Свадебное застолье, как правило, не проводят в доме, квартире, а выбирают для этого красиво оформленное кафе на свадьбу, ресторан, усадьбу, столовую или шатер.

Хоть и не специально, но благодаря доступности продуктов, соблюдается традиция подачи на стол курицы, яиц, только глубокого смысла в них не вкладывается, и на первую брачную ночь не собираются в собойку.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Да и первая брачная ночь это личное дело молодых, что и как делать, и никто никому ничего не должен доказывать, а гости и вовсе не должны скакать под окнами в ожидании чего-то.

Соответственно и роль музыканта на свадьбе утратила свой смысл. По возможности молодожены, конечно, заказывают кавер-группу, квартет или саксофониста, но для танцев это необязательно, так как у свадебного ведущего есть все необходимое для воспроизводства разной музыки записанной в электронном виде.

В добавок, к заявленной шоу-программе ведущим на свадьбе, молодые могут заказать артистов на свадьбу: шоу песчанных картин, баллерины, цыгане, фокусник и др.

Для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу невеста с женихом используют печатные пригласительные вручая их лично или рассылая почтой, или же записав электронное приглашение и отправив его на электронную почту или в соц. сети, или мессенджере гостю.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Закончив все свадебные приготовления, наступает тот самый день для будущих супругов.

Начинается со сборов невесты и жениха.

Как правило, невеста собирается у себя дома. К ней приходит свадебный парикмахер-стилист, приезжает свадебный фотограф.

Жених собирается у себя дома, к нему приезжает свадебный видеооператор.

После всех сборов к установленному времени жених вместе со своим свидетелем и друзьями отправляется на выкуп невесты.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Часто у жениха дома верующие родители провожают, накрыв стол легкими закусками и алкоголем, после которого обводят с иконой три раза вокруг стола по часовой стрелке и благословляют.

Приехав к невесте, молодого ждет обряд выкупа невесты. Сейчас обряд выкупа невесты имеет исключительно любовно шуточный смысл, и по содержанию и действию никак не связан с древними традициями. Да и невеста, уже дала свое согласие на брак.

После успешного выкупа происходит встреча невесты с женихом, первый поцелуй, жених дарит букет невесте, невеста прикрепляет жениху бутоньерку.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Всех приглашают за стол, во время которого родители молодой дают напутственные слова молодым перед отъездом в Загс и в конце этого короткого застолья, без гостей, верующие родители невесты взявши за руки молодых обводят их вокруг стола три раза по часовой стрелке и благословляют иконой.

А в это время подружки невесты занимаются украшением свадебных машин.

При выходе из дома, подъезда невеста бросает конфеты появившимся ниоткуда детям.

Далее, жених держит невесту неотрывно за руку, помогает сесть в машину, а сам после садится в свое первое авто кортежа.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

По пути на роспись во Дворец Бракосочетания, редко, но можно увидеть обряд с перекрыванием дороги молодым.

В ЗАГСе в торжественной (гимн, марши, красивый зал и речь регистратора, в дополнение зал шампанских вин с задорным ведущим) или нет обстановке, в присутствии или нет свидетелей, происходит роспись молодых и теперь они уже супруги.

На крыльце Загса гости могут устроить обсыпание молодых лепестками роз или просто под восторжественные крики встретить выходящих супругов по коридору свадебных букетов.

Общий групповой снимок молодых супругов с гостями, выпускание белоснежных голубей молодоженами в небо у Загса и все.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Молодожены отправляются на свадебную фотосессию с гостями или без них это уже как было запланировано заранее супругами.

Помимо собственно свадебной фотосессии, молодожены во время нее могут провести парочку обрядов, а свадебный фотограф с видеооператором на свадьбе все это заснять: обряд вешания замка, перенос невесты через реку по мосту.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Возвращаясь с одного из мест для свадебной фотосессии, молодоженов на крыльце кафе встречают родители с хлебом-солью, медом и водкой (или другой напиток).

После проводится обряд дарения и ответное вручение свадебных бонбоньерок. Редко, бывает, что обряд дарения совмещают с разделом свадебного каравая (свадебного торта), при этом в качестве благодарности за подарок молодожены взамен дают кусок каравая (торта). Но все- таки чаще, молодожены хотят быстрее освободить гостей от бремени ноши подарочного конверта и быстрее погрузить их в праздничное настроение.

Традиции белорусской свадьбы в начале XXI века

Заканчивается первое застолье первым танцем молодых. Затем может следовать свадебная фотосессия всех желающих с молодоженами.

Довольно часто можно встретить трогательную традицию давания свадебной клятвы молодоженами друг другу, которая может проходить на свадебном банкете или в ЗАГСе при свидетелях - гостях на свадьбе.

Во - втором застолье много разных конкурсов, проводимых ведущим на свадьбе, выступлением приглашенных артистов на свадьбу. И, конечно же, сбор денежных средств на мальчика и девочку.


Подготовка к свадьбе сопровождалась большим количеством самых разных примет и суеверий. Даже в разрешенное время свадьба или сватовство могли сорваться. Например, сваты могли вернуться домой, если черная кошка перебежала им дорогу. Такая суеверность объяснялась страхом за счастливое будущее молодых, родным и близким хотелось, чтоб молодая семья жила в благополучии и достатке.

Свадьба начиналась с выпечки каравая. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты. Пекли его замужние женщины, считалось хорошей приметой, если среди них была беременная. Печь каравай никогда не приглашали вдов и бездетных женщин. После выпечки молодые девушки украшали каравай. Обрезки от украшений высыпались во двор девушек и парней, которым уже пора было создавать семьи. Считалось, что это приносило удачу.

Когда жених готов был ехать за молодой, в центре дома ставился стол, накрытый белой льняной скатертью. Хлеб-соль, ведро с водой и громничная свечка были обязательными атрибутами этого обряда. Отец жениха перевязывал ему руки домотканым полотенцем и трижды обводил вокруг стола, а потом вел к порогу и давал ему небольшую икону. Мать в это время благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а свечку сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж. В обязанности свата входило также позаботиться о деньгах и угощениях, которые нужны были на выкупе невесты.

Родня невесты тоже не сидела сложа руки. Старшие женщины накрывали праздничный стол, а подружки невесты готовили виновницу торжества. По традиции невесту одевали не в своем доме. Выбирался дом по той же стороне улицы, где жила семья молодой – переводить невесту через дорогу считалось очень плохим знаком. Кроме того нельзя было наряжать молодую в доме вдовца или вдовы, разведенных, в доме, где умирали дети или был пожар.

Молодую наряжали со всей тщательностью: заплетали косу, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту домотканым красным поясом. Фату (вэлюм) одевали в самый последний момент.

Выкупать невесту положено было с шумом, гамом, шуточными перепалками – этакий театрализованный кирмаш, где одни пытаются продать подороже, а вторые купить подешевле. Чаще всего выкупом руководили братья невесты. После удачно проведенной сделки жених забирал невесту и вел в дом родителей. Далее следовало небольшое угощение, после которого свадебный кортеж отправлялся в храм.

Первым всегда ехал жених. Кортеж обычно состоял из семи повозок (потом машин). После того, как молодые рассаживались, отец невесты с иконой в руках обходил вокруг свадебного кортежа, делалось это по солнцу. За ним шла мать и обсыпала повозки зерном.

Войдя в храм, молодые становились на специальное полотенце – ручник. Под ручник клали красный пояс и два медных пятака. После венчания их забирали с собой. Обязательным было то, что невеста стояла слева от жениха (у сердца) и во время венчания, и во время регистрации брака. Сразу же после венчания молодые шли на кладбище – поклониться могилам предков. В советское время эта традиция трансформировалась: жених с невестой стали посещать мемориальные комплексы, памятники и братские могилы. Современные молодые тоже посещают памятные места.

Хорошей приметой считалось проехать семь мостов, через каждый жених должен был перенести невесту на руках. Соседи и односельчане молодых старались перегородить дорогу столом, на котором было ведро воды и хлеб-соль. Сваты должны были откупаться от них спиртным и угощениями. Возле дома молодой жених и невеста сидели в повозке до тех пор, пока ее родители не выходили их встречать. Мать невесты должна была быть в вывернутом кожухе и валенках и с хлебом-солью на руках. Первый шаг молодые должны были сделать не на голую землю, а на покрывало или вывернутый кожух.

Порог у наших предков считался зоной смерти, поэтому жених переносил невесту на руках, при этом гости осыпали молодых зерном. Чаще всего свадьба длилась три дня, показательно, что родня жениха и невесты гуляла отдельно. Заканчивался этот трехдневный обряд делением каравая. Сразу после этого проводился обряд снятия фаты. Мать жениха снимала с невестки фату и передавала ее старшей шаферке, чтобы та быстрее вышла замуж. Невесте же на голову повязывался платок, а также надевался фартук – символы женской доли.

Традиционный свадебный обряд сейчас уже почти не встречается в Беларуси, но многие традиции сохранились, пусть и немного изменились. До сих пор современные женихи вносят невест в дом на руках. Когда молодые выходят з ЗАГса, гости посыпают их зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Обязательный атрибут наряда невесты – фата – тоже сохранился. Когда жених и невеста подходят к дому или ресторану, где их ждут гости, то родители встречают их с караваем. Молодые выпивают немного шампанского и бьют бокалы. Битье посуды на свадьбе – к счастью. Дошел до наших времен и обряд выкупа невесты – это один из самых веселых и интересных отрезков свадьбы. В конце свадьбы невеста бросает букет – которая из девушек его поймает, та следующей выйдет замуж.






Культура и традиции белорусов более других восточноевропейских народов сохранила в себе следы языческих традиций и обычаев, невзирая на многовековое христианство и далеко не обособленное географическое положение. На этой земле сохранилось множество отголосков всевозможных древних обрядов и ритуалов. С другой стороны, традиции и обычаи белорусов тесно связаны с земледелием и в целом с сельским хозяйством, поскольку являются отражением быта простых людей. При этом они неповторимы и колориты, как и уникальный устный национальный фольклор.

Традиции белорусов

Традиционные ремесла и промыслы

Неземледельческие занятия, мелкое кустарное производство на основе индивидуального ручного труда на протяжении веков являлись дополнительным доходом и полезным занятием населения, помимо земледелия и скотоводства. В городах, в отличие от сельской местности, промысловые ремесла были подняты на более высокий профессиональный уровень, здесь производились не только всевозможные предметы домашнего обихода и кухонная утварь, но и сельскохозяйственный инвентарь, качественная обувь и даже транспортные средства.

Традиционными для белорусов являются такие ремесла, как ткачество, бондарное и гончарное дело, всевозможные изделия из дерева, из соломы, лозы и бересты, вышивка, валяние. До сих пор в деревнях еще можно встретить домашние ткацкие станки и прялки. Здесь живет трудолюбивый и рачительный народ, старшее поколение, как правило, предпочитает не покупать в магазине то, что можно сделать или вырастить своими руками.

Гончарное дело

Дожинки

Все это было раньше, но эта народная традиция белорусов оказалась настолько сильной, что ни советская власть, ни тяжелая война, ни распад СССР не смогли ее упразднить. И в 1996 году Дожинки официально были признаны общенациональным праздником. Более того, Дожинки превратились в ежегодный фестиваль-ярмарку, для которого каждый раз выбирается новый небольшой городок или поселок, поскольку это праздник тружеников села, и он никогда не проводится в областных центрах. Столь масштабно окончание уборочной поры не отмечается более нигде на постсоветском пространстве.

Дожинки

Купалье (Купалле)

Отмечается в православный праздник рождества Иоанна Крестителя, но на языческий манер. Если копнуть глубже, то уходит корнями в древнейшие традиции и обряды белорусов и других славянских народов.

День Ивана Купалы отмечается в стране, особенно вне больших городов, с большим размахом. Легенды гласят, что в ночь с шестого на седьмое июля происходят совершенно необычные вещи, которые не случаются никогда более. Разговаривают леечные звери, оживают растения, в ночь зацветает никогда не цветущий папоротник, а в реках и, особенно, в лесных озерах плавают в прозрачной воде и выходят на берег русалки. Купающихся в эту ночь они стараются утащить на дно. Про Иванов день у белорусов существует огромное количество преданий.

Купалье

По сей день сохранились национальные традиции белорусов разжигать в этот день костры, плести венки и пускать их по воде. Собирается в парках и у воды в основном молодежь, самые смелые купаются. Однако и сегодня крепко поверье, что именно в этот день на воде гибнет больше всего людей. Считается, что в эту ночь лучше совсем не ложиться спать.

Гуканье весны

Это одна из самых веселых и интересных традиций белорусов, перекликающихся с Масленицей, проводами зимы. Но в силу крепких языческих устоев он принимает особенные, уникальные национальные черты. В первую очередь, национальные проводы зимы примечательны своим символом, в роли которого выступает аист. Аистов в этот день делают из всего, из чего только можно — из бумаги, из картона, из фанеры, из теста и т.д. Обязательно вешают его фигурки, особенно съедобные, на деревья. Могут развешиваться и другие снадобья, привлекательные для пернатых. На них слетаются птицы со всей округи, которые, по древнему поверью, несут на крыльях весну. Считается, что дом, во дворе которого соберется больше всего птиц, будет в следующем году самым счастливым, а урожай на земле его хозяев — самым богатым. Все это сопровождается песнями, плясками и традиционными хороводами.

Гуканье весны

Зажинки

Если дожинки отмечаются в связи с последним скошенным снопом, то зажинки означают начало жатвы. С механизацией полевых работ они практически ушли в прошлое, а в недавнем прошлом были обязательными у тех, кто работал на земле и кормился с нее. Обычно начиналось все вечером в субботу. Поскольку прошлогодние запасы к этому времени практически заканчивались, все происходило гораздо скромнее по сравнению с дожинками. Хозяйка выпекала небольшой каравай. По семейной традиции белорусов, на стол его нес хозяин, он же ставил на него солонку с солью и закрывал рушником (вышитым полотенцем). Так испеченный хлеб лежал и на следующий день, во время которого хозяйке полагалось вымыть всю хату — стены, полы, деревянные лавки, окна. К вечеру, когда работа была завершена, она брала этот хлеб с солью и кусок сала, если он был в доме, и шла со свечкой в поле, где молилась Божьей Матери и кланялась полю. Первый сжатый сноп сохраняли в доме, добавляя зерна из него в посевной запас. К ночи все заканчивалось гуляньем и семейным застольем.

Колядки

Колядки известны многим христианским народам, как тесно связанные с Рождеством гулянья и традиции. Но в Беларуси они имеют свои, порой странные особенности. Так, в ночь перед Рождеством, в Сочельник, в деревнях принято снимать чужие калитки и закидывать их подальше, иногда даже на крышу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые предусмотрительные жители частных домов заблаговременно снимают с вечера свою калитку и заносят ее в сарай или в дом.

Колядки

Еще одна интересная рождественская традиция белорусов — хождение взрослых, а не детских, как обычно принято, компаний в сочельник по чужим домам с поздравлениями, песнями и танцами. За свои песни и пляски они не только ждут угощений, но и угощают сами, а также разбрасывают по полу пшено, желая дому счастья и благополучия.

Свадебные традиции белорусов

Время бракосочетания

Белорусы, даже весьма далекие от церкви и соблюдения постов, очень ревностно относятся к тому, чтобы не справлять свадьбы в дни православных постов. Также запрет на торжество распространяется на кануны больших праздников и поминальные недели. Очень нежелательными считаются свадьбы в мае месяцы, високосные года и после смерти близких родственников.

Свадьба

Покупка свадебных нарядов и связанные с этим традиции

Платье невесты должно быть закрытым, откровенные наряды здесь крайне редко можно встретить и в наше время. Лучшим днем для покупки платья считается среда, а для туфель — пятница. Ни в коем случае нельзя давать примерять платье и фату подругам и знакомым девушкам. Если платье белое, то исключением из этого правила могла стать только девственница. Для тех, кто выходит замуж, будучи в положении, если этот факт не является тщательно скрываемым, полагается красное платье. В потайные места нарядов прикалывают обереги, образки и маленькие иконки. Особым оберегом здесь считается рябина. Ее листья принято класть брачующимся в обувь, а ягоды — жениху в карман. Еще одним сильным оберегом считается четверговая соль. Раньше ее всегда насыпали в мешочек и прикалывали в потайное место.

Кольца

Обручальные кольца должны быть обязательно куплены в одном месте и быть совершенно гладкими без резьбы, камней и рисунков. Их нельзя передавать, переплавлять и надевать поверх перчаток, даже свадебных.

Обручальные кольца

При входе в дом будущего мужа невеста должна пригубить вино из бокала и выплеснуть его за спину, чтобы в доме никогда не было места пьянству. Также перед входом в дом она разбрасывает вокруг конфеты, которые с радостью собирает детвора.

Свадебный каравай

На белорусской свадьбе подарки не приято давать напрямую молодым. Для этого разыгрывается целое представление. Выпекается большой, обычно в несколько этажей, каравай, возле которого становится тамада (в Беларуси — дружко) с колотушкой. Громко стуча колотушкой о косяк, он вызывает по очереди каждого из гостей, громко и нарочито преувеличенно расписывая, кем работает и насколько богат этот человек. Вызванный подходит к молодым, говорит поздравление и кладет деньги на поднос (или отдает подарок). После этого для него отрезают кусок каравая и наливают стопку водки.

Свадебный каравай

Это очень веселый обряд, особенно, если в роли тамады выступает многоречивый и остроумный родственник. Чаще всего на его роль выбирается крестный. Каравай может устраиваться дважды — для гостей со стороны жениха и со стороны невесты.

Снятие фаты

Снятие фаты

До сих пор многие старшие родственники ревностно следят за тем, чтобы между женихом и невестой, когда они рядом, никто не прошел, чтобы между ними не оказалась ножка стола, была поставлена одинаковая посуда, а также за тем, чтобы за стол они заходили по направлению часовой стрелки, а выходили — в обратном.

Все свадебные, семейные и прочие культурные традиции белорусов сложно описать даже кратко. При этом в каждом регионе страны обряды и правила могут быть совершенно разными, как и язык, вплоть до того, что одни белорусы порой с трудом понимают других. Особенно это касается восточных и южных регионов.

Читайте также: