Культура киевской новгородской руси кратко

Обновлено: 03.07.2024

Культура Древней Руси вобрала в себя традиции восточных славян и достижения византийской культуры, соединила язычество и христианство.

Славянская письменность была создана монахами-просветителями, первые школы на Руси готовили именно священнослужителей, но люди долгое время продолжали верить и в языческих богов. Поэтому многие христианские праздники обрели собственные уникальные традиции празднования, а в народном творчестве переплелись мифологические и христианские мотивы.

Образование Древнерусского государства

В 882 году новгородский князь Олег выступил на Киев и хитростью захватил его. Притворившись купцом, он убил Аскольда и Дира, князей Киева и своих родственников. Так Олег объединил север и юг Руси, Новгород и Киев.

Формирование культуры

Благодаря своему географическому положению Киевская Русь испытывала влияние разных стран Запада и Востока. Особенно тесными были культурные контакты с Византией, на тот момент наиболее развитой и просвещенной цивилизацией.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Связь Византии и Руси усилилась после принятия славянами христианства. Но важно учитывать, что проникновение византийской культуры не было насильственным, ее традиции и достижения творчески перерабатывались славянами и вплетались в местные языческие культы, обретая национальное своеобразие.

Письменность, просвещение

Создание азбуки

Славянская письменность была создана в середине IX века греками братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием специально для нужд христианского богослужения. Они разработали славянскую азбуку и начали перевод Библии. Один из диалектов древнеболгарского языка стал официальным языком богослужений и славянской литературы.

Глаголица, кириллица

Филологи считают, что Кирилл создал именно глаголицу.

Позже один из последователей Мефодия составил другой алфавит, которым мы пользуемся сейчас, и спустя какое-то время именно этот алфавит стали называть кириллицей.

Литература

Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному божественному миру, к высшей религиозной мудрости. Ценности и интересы земной жизни почти не привлекали внимания книжников. Фольклорные лирические песни существовали издревле, но их не записывали.

Авторы

Древнерусские книжники редко указывали на рукописях свое имя. Они считали себя лишь исполнителями божественной воли, излагающими события с чьих-то слов или переписывающими чужие мудрые мысли. Как правило, авторы упоминали свои имена, только чтобы придать повествованию достоверность: например, составители житий часто рассказывали, что были очевидцами событий из жизни святого.

Сначала христианские тексты просто переводили, формирование собственной литературной традиции происходило очень медленно. При переписывании тексты перерабатывали: исключали или вставляли какие-то фразы или эпизоды, иногда идеи и оценки первоначального автора заменяли на противоположные. Варианты одного произведения, существенно отличающиеся друг от друга, исследователи называют списками или редакциями.

Произведения

Лишь немногие летописи сохранились до нашего времени. Известно, например, что в 1382 году в Москве сгорели тысячи книг, привезенных из монастырей.

Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди прочих народностей. В характеристиках князей и описании их походов заметно влияние дружинных песен, прославлявших героев.

Архитектура

Деревянное строительство

Каменное зодчество пришло на Русь только в конце X века, до этого храмы строили из дерева. Их формы нашли отражение в более поздних образцах каменной церковной архитектуры, некоторые храмы были перестроены в камне без существенных изменений. Ни одной деревянной церкви того периода до нашего времени не сохранилось.

Каменное зодчество

Крестово-купольную композицию храмов на Русь принесли византийские мастера. Над зданием сооружали центральный купол, вокруг которого возводили меньшие купола. Центральный купол поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре столба.

Здание имело форму креста, перекрестье которого приходилось на подкупольное пространство. Восточная стена, где располагался алтарь, выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Притвор, нартекс, был расположен с западной стороны.

Самый старый из сохранившихся в своем первоначальном облике древнерусских храмов находится в Чернигове. Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию князя Мстислава Владимировича в середине XI века. Одна из особенностей Спасо-Преображенского собора — тройные аркады в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами.

В конце 30-х — начале 50-х годов XI века по указанию великого князя киевского был возведен самый знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии. Огромный пятинефный собор имел тринадцать куполов, но позже его перестроили, и куполов стало меньше. Главный купол внутри и алтарь украшены мозаиками.

Живопись

Мозаика, фрески

Монументальная живопись в Киевской Руси появилась во времена расцвета, при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Сложенная из смальты, маленьких кусочков окрашенного стекла, мозаика менее подвержена воздействию времени, чем фреска, и не теряет яркости цветов. В технике мозаики, как наиболее дорогой и сложной, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке — фресками.

Иконопись

Иконы писали на досках: дерево было доступным и дешевым материалом. Его покрывали левкасом, меловым грунтом, затем наносили красочный слой. Сверху икону покрывали олифой, чтобы защитить от повреждений и влаги.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславовиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Святого Георгия из Новгорода. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза Святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия — копье, а в левой — меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти.

Фольклор

Термин ввел в научный обиход английский историк Вильям Томс в 1846 году.

Заучивать текст со слуха гораздо трудней, чем с помощью записей. Чтобы запомнить, а потом пересказать или спеть какое-то произведение, народ выработал специальные подсказки. Эти отшлифованные веками художественные приемы создали особый стиль, который отличает фольклор от литературных текстов.

Встречаются и другие самые разнообразные повторы: повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На троекратном повторении одинаковых ситуаций строятся и былины, и сказки, и песни. Другая распространенная композиция — эпизод повторяется дважды, но с существенным изменением, нередко даже с противоположным смыслом.

Обрядовая поэзия

Святки

Календарные обряды призваны были обеспечить урожайный год. Зимой, на Святки, ряженые исполняли для соседей ритуальные песни, называемые колядки. Ряженые изображали пpихoд душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки. Эти души играли роль посредников при общении человека с потусторонним миром и помогали своим живым родственникам обеспечить богатство и благополучие на год.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: первым желали в основном богатства, вторым — красоты, скорейшего брака, рождения детей. За исполнение любого обряда участникам полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола или давали немного денег. Если этого не делали, ряженые пели песни с угрозами. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались почти буквально, поэтому обидеть колядников боялись и крайне редко им отказывали.

Масленица

Второй за Святками большой праздник, во время которого также пелись песни — Масленица. Из соломы делали чучело, которое наряжали, провозили по селу, а затем сжигали или хоронили — разрывали на части на высоком месте за пределами деревни, при этом плача и причитая. Все эти действия сопровождались обрядовыми песнями.

В обрядовых песнях, призывающих весну, упоминаются сельскохозяйственные орудия. Существуют и песни-заклички, обращенные к жаворонкам и другим птицам, в этих песнях содержится призыв прилететь и принести весну. Пекли птиц из теста, с этой выпечкой выходили на улицу, иногда залезали на крыши домов и оттуда закликали весну, а затем печенье съедали.

Пасха

Мифологические сказания

Собственно мифов, историй о сотворении мира и возникновении человека, не сохранилось. Славянскую мифологию ученые смогли восстановить лишь фрагментарно, исследуя сказки, народные песни, заговоры, суеверия и приметы. Точно выяснено, что славяне верили в Перуна, Велеса и Сварога, насчет остальных богов есть сомнения, поскольку их названия на разных славянских диалектах могли быть не именами собственными, а, например, эпитетами уже известных божеств.

Больше информации сохранилось о низших мифологических существах: Бабе-Яге, Кощее, различной неантропоморфной нечисти. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т. е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц Месяцович, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. В лесу живут лешие, в воде — русалки, дома берегут домовые и т. д.

Былинный эпос

Былины — народные эпические песни. В них воспеваются богатыри, которые сражаются с чудовищами или вражеским войском, отправляются в загробный мир или иным способом проявляют героизм.

Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:

  1. Киевский цикл. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и т. д. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
  2. Новгородский цикл. Его герои — Садко и Василий Буслаевич — родились и жили в Новгороде.

Одежда и украшения

Основной одеждой славян была рубаха. Мужчины надевали под нее порты, узкие штаны, а женщины носили поверх рубахи юбку.

Верхняя одежда — свита или плащ. В холодное время носили меховые шубы, называвшиеся кожухи.

Обычной крестьянской обувью были лапти из лыка. Кожаные сапоги или поршни носили горожане и знать.

Женщины Древней Руси носили литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, бусы из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных камней, золота. К бусам крепились круглые или лунообразные подвески, так называемые лунницы. Но самыми популярными украшениями были литые височные кольца из серебра. Они вплетались в женскую прическу.

Излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых ученых, являлось хазарским наследием. Таким способом изображали фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ.

Чернь — сложный сплав свинца, меди, серебра и других составляющих. Ее наносили на металл с заранее выгравированным рисунком, после чего нагревали, и чернь сплавлялась с основой.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Новгородская земля – территория, расположенная на севере и северо-западе Руси по обоим сторонам Волхва и у озера Ильмень.

Скорее всего, Новгород возник в результате объединения нескольких деревень и начал строится с деревянного кремля – центрального сооружения все древнерусских городов.

Архитектура

Новгородская архитектура богата многочисленными шедеврами древнерусского зодчества. К сожалению, из гражданских построек домонгольского периода до нас почти ничего не дошло, поэтому о новгородской архитектуре мы можем судить только на основании храмового зодчества.

В 1045-1050 гг. в Новгороде был сооружен Софийский собор, ставший главным храмом города. Он представляет собой пятинефный крестово-купольный собор с пятью главами. Он был также богато украшен фресками и росписями.

В XI в. в Новгороде формируется собственная архитектурная школа, созданная на основе византийских традиций. Характерными чертами новгородского зодчества были монументальность и простота. Примерами такой архитектуры могут служить:

  • собор Рождества Богородицы;
  • церковь Спаса на Нередице;
  • Спасо-Преображенский собор;
  • церковь Спаса на Ильине улице.

Церкви строили не только по заказу князей, но и по заказу горожан, купцов, а также больших гильдий. Например, церковь Иоанна на Опоках была построена Ивановской общиной купцов-вощаников.

В второй половине XIII в. строительство в Новгороде почти прекращается, но затем возобновляется.

В основном, все здания были деревянными, каменными же строились лишь храмы, вследствие чего до нашего времени дошли только они. Улицы Новгорода имели мощение, также в городе существовал водопровод.

Новгород много торговал с европейскими странами, а отсюда архитектура испытала большое влияние западных традиций. Черты романского стиля можно найти в архитектуре церкви Федора Стратилата на Ручью, а Владычая палата имеет некоторые готические особенности. Кроме русских мастеров, здесь работали и иностранцы – например, знаменитый иконописец Феофан Грек расписывал церковь Спаса Преображения на Ильиной улице.

Готовые работы на аналогичную тему

Широко известен Новгородский Детинец, который был еще в деревянном виде заложен при Владимире, сыне Ярослава Мудрого. Перестройка деревянного Детинца в каменный произошла в XV в. Стены сооружены из камня и кирпича из известкового раствора, а их толщина в разных местах разная – от 3,6 до 6,5 м. Над воротами имеются небольшие церкви, что было характерной чертой того времени.

Кроме Детинца имелись другие оборонительные сооружения – до наших дней дошли вал Окольного города и Белая башня.

Живопись

Именно в Новгороде сохранились древнейшие иконы Руси. В Софийском соборе, имевшим множество росписей, находились иконы, среди которых:

  • "Спас Златая риза", изображающая Иисуса на троне в золотых одеждах (сейчас – в Успенском соборе в Москве);
  • икона с изображением апостолов Петра и Павла в полный рост (сейчас – в Новгородском музее);
  • двусторонняя икона с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (сейчас - в Успенском соборе в Москве).

Для данных икон характерен стиль аскетизм.

В иконописи XIII в. усиливается архаичность стиля: почти исчезает объемная проработка формы, яркие пятна сочетаются с жесткими линиями. Известна икона Николая Чудотворца из церкви Николы на Липне, датируемая 1290-и гг.

В XIV в. иконопись вновь подвергается сильному влиянию византийской традиции. В Новгороде работают артели византийских художников, которые воздействуют на стиль русских мастеров. Они же создают в 1341 г. праздничный чин для Софийского собора. Яркими примерами живописи того периода являются лик Георгия Победоносца и изображение Иисуса Христа в миниатюре Хлудовской Псалтири.

Литература

Широко известны новгородские берестяные грамоты, которых было найдено больше тысячи. В основном, они представлены деловыми письмами, также имеются черновики официальных актов, литературные и фольклорные произведения, записи учебного характера. Бытовой характер большинства грамот свидетельствует о широком распространении грамотности среди населения Новгорода.

Древнейшим памятником новгородского летописания является Новгородская первая летопись, которая была начала в XI в. и содержит описание событий по истории северо-западного края.

Во время монголо-татарского нашествия в Новгороде, как и во многих других центрах, литературная традиция прекращается на время. Развитие летописания и литературного творчества происходит позже. Например, в 1432 г. по поручению архиепископа новгородского создается Софийский временник, где центром русской истории считается Новгород. Летописи XV в. характеризуются включением в них историко-легендарного повествования.

Таким образом, Новгородское княжество обладало развитой культурой. За период XI-XV вв. новгородская культура достигла высокого уровня благодаря своему стремлению к прогрессу, восприятии иноземных традиций и сочетании их со своими.

Культура русских земель в 12-13 веках сложилась в нескольких центрах: в Великом Новгороде, Пскове, Владимире-на-Клязьме, Галиче. Не остался в стороне и потерявший свой статус главного центра Руси Киев, а также Чернигов. Именно в это время русская культура переживает подъем, приобретает национальную самобытность. Появляются удельные художественные школы, а вместе с ними – шедевры архитектуры, литературы и живописи.


Особенности культуры 12-13 веков

Особенности культуры Руси 12 века тесно связаны с процессами, которые происходят в это время в государстве. Рассмотрим некоторые характерные черты культуры данного периода:

  1. Развитие национальной самобытности культуры на Руси

В культуре Киевской Руси византийские произведения искусства использовались в качестве образцов, и самобытного, исконно русского в ней было немного. В период феодальной раздробленности происходит синтез византийской и русской культур. В отличие от времен Киевской Руси культура в период удельных княжеств приобретает национальную самобытность, но при этом не утрачивает связь с византийским наследием.

Ярче всего данная тенденция проявилась в архитектуре и живописи; в литературе специалисты отмечают общерусскую направленность.

  1. Сохранение культурного единства русских земель

Несмотря на раздробленность русских земель, в их духовной жизни сохранились общие черты и единые стили.

Литература

Зодчество

Зодчество 12-13 веков отличается от архитектуры более раннего периода менее масштабными зданиями, простотой, но то же время и красотой форм, простой отделкой. Наиболее известные архитектурные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская – привнесли существенный вклад в русскую культуру.

Архитектурные сооружения, относящиеся к Новгородской архитектурной школе, характеризуются строгостью форм и лаконизмом. Наиболее яркими примерами новгородского зодчества являются Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря.

Произведения Владимиро-Суздальской школы — это парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой. К ним относятся Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Живопись

Фрески (росписи по сырой штукатурке) получили распространение в Новгородских и Владимиро-Суздальских землях. Их можно наблюдать в церкви Спаса на Нередице, Дмитровском соборе.


Ремесла и научные знания

В ремесле наибольшую популярность получили такие техники, как скань, зернь, филигрань и чернь. Ювелирные мастера создавали украшения невероятной красоты из золотых, серебряных проволок и шариков.

После вторжения орды Батыя на Русь многие виды ремесла оказались утрачены.

Стремительно развивались научные знания. Переводились книг об устройстве мира и человека, появлялись научные знания по физике, математике, химии и географии и медицине.

Влияние золотоордынского ига

Монголо-татарское нашествие прервало развитие русской культуры на долгие годы:

  • Были разрушены церкви и монастыри;
  • Прекратилось строительство из камня;
  • Иконы и книги были сожжены;
  • Почти полностью прервалось летописание;
  • Лучшие мастера были увезены в рабство;
  • Прервались связи с Европой;
  • Утрачено искусство резьбы по камню;
  • Исчезли библиотеки и школы.

Культура Руси 12-13 века кратко описана в данной статье. Несмотря на политическую раздробленность, русская культура находилась на достаточно высоком уровне. Впоследствии ее развитию помешало ордынское иго, из которого Русь долго не могла выбраться.

Читайте также: