Подъемно транспортное оборудование производственных зданий кратко

Обновлено: 28.06.2024

Одноэтажные промышленные здания оборудуются внутрицеховыми подъемно-транспортными средствами, с помощью которых грузы и изделия транспортируются в подвешенном состоянии. Основными типами подъемно-транспортного оборудования являются мостовые краны, кран-балки, консольные краны, монорельсы.

Наиболее распространенным видом внутрицехового транспорта в одноэтажных промышленных зданиях (рис. 83) являются мостовые краны — однобалочные и двухбалочные. Они позволяют перемещать тяжелые грузы по длине, ширине и высоте цеха.

Основной частью мостового крана является мост, образуемый фермами или балками. Опоры ферм или балок соединены между собой поперечными стальными балками, опирающимися на колеса (катки). По верхнему поясу балок или ферм крана по рельсам передвигается тележка, которая несет на себе механизм передвижения и подъема. Механизм передвижения перемещает мостовой кран вдоль цеха по рельсам, уложенным на подкрановые балки, которые в свою очередь опираются на консоли колонн каркаса цеха. Управление краном производится из кабины крановщика, подвешенной к мосту крана.

Питание электромоторов крана током осуществляется по троллейным проводам, подвешенным к подкрановым балкам.

Грузоподъемность мостовых кранов достигает 350 тс. Краны такой грузоподъемности применяются в прокатных, литерных и мартеновских цехах металлургических заводов. При малых пролетах зданий и при весе поднимаемых грузов до 5 т применяют однобалочные мостовые краны или кран-балки.


Рис. 83. Подъемно-транспортное оборудование. а — мостовой кран с одной тележкой; 1 — мост; 2 — горизонтальны связи; 3 — катки; 4 — тележка с лебедками; 5 — крюк; 6 — будка крановщика; 7 — стальные решетчатые фермы, образующие мост крана; б — кран-балка подвесная; 7 — то же, на подкрановых балках.

Кран-балка состоит из двутавровой стальной балки, снабженной на концах катками, которые опираются на подкрановые рельсы, уложенные на подкрановые балки (см. рис. 83). По нижней полке кран-балки передвигается на роликах электроталь. Кран-балки могут быть и подвесными. Они передвигаются на катках по нижним полкам стальных направляющих балок, которые подвешиваются к несущим конструкциям покрытия.

Для перемещения грузов на ограниченной площади цеха применяют консольные краны, прикрепляемые к стойкам несущего каркаса.

При обслуживании узкой полосы цеха применяют монорельс, т. е. двутавровую, укрепленную к несущим конструкциям покрытия стальную балку, по нижней полке которой на катках передвигается электроталь.

В качестве напольного транспорта употребляются различного вида безрельсовые самоходные тележки и вагонетки, автокары и электрокары.

2. Связи в стальном каркасе.

Конструктивные элементы (связи), установленные между стро­пильными фермами и колоннами, обеспечивают пространственную жесткость каркаса

Вертикальные связи:

между стальными колоннами разделяют на основные и верхние. Основные располагают по высоте подкрановой части колонны в середине температурного блока в каждом ряду колонн. Верхние вертикальные связи (в надкрановой части колонн) располагают по границе температурного блока и в местах расположения вер­тикальных связей между фермами покрытия;

между стропильными фермами закрепляют вертикальные крес­товые связи или фермочки с параллельными поясами. Их распо­лагают между опорами ферм по краям и в середине пролета.

Горизонтальные связи:

горизонтальные связи по нижним поясам ферм располагают поперек и вдоль пролетов, поперечные — у торцов и температурных швов. Если температурный блок 120—150 м и краны боль­шой грузоподъемности, то промежуточные связевые фермы, устраивают через 60 м. Продольные горизонтальные связи устраивают по крайним панелям нижних поясов стропильных ферм. В однопролетных — вдоль обоих рядов колонн, в много- пролетных — вдоль крайних и через ряд вдоль средних. Если примыкают два пролета, разных по высоте, продольные связи располагают с обеих сторон колонн;

• горизонтальные связи по верхнему поясу ферм устанавливают в торцах и у температурного шва. Если длина блоков больше 96 м, то через 42—60 м ставят промежуточные связевые фермы. Распорки устанавливают на участках покрытия под фонарями в коньковых узлах ферм.

3. Светоаэрационные фонари.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонари с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари шириной 6 и 12 м с одним ярусом переплетов высотой 1 8 м либо с двумя ярусами переплетов высотой 2Х 1 2 м ( только для ширины 12 м) предназначены для проветривания помещений с избыточным тепловыделением и для освещения средних пролетов. Они располагаются по оси пролетов и своими торцами не доходят на один шаг до торца и поперечного деформационного шва здания. Разрыв фонаря, устраиваемый при необходимости в пределах температурного отсека здания, также равен шагу ферм.

Светоаэрационные фонари обеспечивают верхнее естественное освещение и вентилирование здания.

Светоаэрационные фонари имеют размеры в плане 6X12 м и высоту переплетов 1750 мм.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонари с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари должны быть незадуваемыми с вертикальным остеклением, снабженными ветрозащитными панелями. Наклонное остекление допускается лишь при наличии технико-экрномических обоснований. В многопролетных зданиях ширина световых и светоаэрационных фонарей должна составлять не менее 30 % ширины пролета. Расстояние между соседними остекленными поверхностями параллельно расположенных на одном уровне фонарей - следует принимать не менее полуторной суммы высот соседних фонарей. Для фонарей с наклонным остеклением это расстояние может быть уменьшено до суммы высот соседних фонарей. Фонари с ветрозащитными панелями следует проектировать со съемными поперечными перегородками между фонарем и ветрозащитной панелью, установленными через каждые 100 м по длине фонаря - и у торцов фонаря. Открывание и закрывание переплетов светоаэрационных фонарей и установление их в требуемом поло жении должно производиться с пола или с рабочих площадок. Для облегчения поворота переплетов их следует снабжать механизмами с дистанционным управлением из помещения.

Светоаэрационные фонари должны быть незадуваемыми при любых направлениях ветра.

Светоаэрационные фонари следует, как правило, проектировать с вертикальным остеклением. Фонарн с наклонным остеклением допускается проектировать при наличии технико-экономических обоснований.

Светоаэрационные фонари ( см. рис. IX.10, е) при направлении ветра вдоль фонарей незадуваемы. Эти фонари защищают друг друга от задувания, если: они расположены в одном уровне, расстояние между ними не превышает пяти высот фонаря, ветер направлен под углом 90 к продольной оси фонаря. При направлении ветра под углом 30 и 60 к оси фонаря задуваемыми оказываются участки фонарных проемов, примыкающие к торцам. Эти участки по данным наблюдений задуваются примерно в течение 20 % времени, поэтому их можно не защищать от задувания. Если же под этими участками расположено оборудование, выделяющее вредности, то проемы эти делают глухими или в межфонарном пространстве, в торце ставят ветрозащитные панели. Торцевые переплеты и крайние пролеты крайних фонарей делают глухими.

Светоаэрационные фонари должны быть оборудованы приспособлениями для дистанционного открывания фрамуг и рам с пола или специальной площадки в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари должны иметь приспособления для дистанционного открывания фрамуг и рам с пунктов управления в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари должны быть оборудованы приспособлениями для дистанционного открывания фрамуг и рам с пола или специальной площадки в помещении цеха.

Светоаэрационные фонари в многопролетных зданиях должны быть по возможности одинаковой высоты во всех пролетах. Водоотвод с фонарей, как и с покрытий, может быть наружный при малой ширине фонаря и внутренний при широких фонарях.

Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий служит для перемещения обрабатываемых изделий и материалов, а также производственного оборудования при его монтаже, демонтаже.

Выбор вида и типа подъёмно-транспортного оборудования следует производить в соответствии с технологическими процессами и средствами механизации проектируемого предприятия соответствующей отрасли промышленности, а также в зависимости от количества и рода перемещаемых грузов, характера производимых транспортно-подъёмных операций и применяемых механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов.

В одноэтажном промышленном здании к числу наиболее распространенных видов подъемно-транспортного оборудования относятся:

  • Электротали (грузоподъемность до 10 тонн) – обслуживают узкую зону в помещении цеха. Состоят из грузовой лебедки, перемещающейся по монорельсу.
  • Консольно-поворотный кран (грузоподъемность до 5 тонн) –служит для передачи груза из одного пролета в другой.
  • Подвесные краны(грузоподъемность до 5 тонн) – кран-балки обслуживают всю площадь цеха. Состоит из двутавровой балки с электроталью. Управление может быть с пола.
  • Мостовые краны обслуживают всю площадь цеха. Кран состоит из фермы (моста) передвигающегося по рельсам на подкрановых балках; тележка с грузоподъемным механизмом перемещается по верху моста крана. Управление крана из кабины.
  • Безрельсовый транспорт – автокары, тележки, автопогрузчики.
  • Рельсовый транспорт – железнодорожные козловые краны
  • Непрерывный транспорт – транспортеры, конвейеры, лифты, трубопроводы.

Наибольшее влияние на объёмно-планировочные и конструктивные решения оказывают подвесные и мостовые краны.






Рис. 3. Напольное оборудование промышленных зданий а — автопогрузчик; б — автокар; в — ленточный транспортер; г — козловый кран; д ■ рольганг; I — трубопровод

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные виды подъёмно-транспортного оборудования промзданий.
  2. Влияние вида оборудования на строительные конструкции промзданий.

Тема 4.3.Одноэтажные промышленные здания

1.Железобетонный каркас одноэтажного промышленного здания:

а) фундаменты, фундаментные балки;

б) колонны;

в) фермы, балки;

г) ограждающие конструкции.

Фахверк, его элементы.

1.Ж/б каркас одноэтажного промышленного здания – несущий остов, представляет пространственную систему, состоящую из колонн, заделанных в фундамент, ферм или балок, плит покрытия и стеновых панелей.

В статическом отношении каркасы представляют собой совокупность поперечных и продольных рам.

Поперечные рамы воспринимают нагрузку от покрытия, снега, кранов и от собственной массы.

Продольные рамы обеспечивают устойчивость поперечных рам и воспринимают ветровые нагрузки и динамические от действия усилия при торможении крана.

Сопряжение элементов в узлах каркасов может быть:

  • жестким (колонны в фундаменте);
  • шарнирным (соединение анкерными болтами или сваркой).

Устойчивость и пространственная жесткость каркасов обеспечивается совместной работой поперечных рам, связанных между собой продольными связями, подкрановыми балками, фундаментными балками и элементами покрытия.

а) Фундаменты в промышленном здании каркасного типа - столбчатые, стаканного типа.

Фундаменты могут быть монолитные и сборные, сборные могут быть – одноблочные и составные.

Стены промышленного здания опираются на фундаментные балки, имеющие сечение трапеции или тавра.

Фундаментные балки опираются на бетонные столбики подколонников или на выпуски закладных деталей фундаментов. Поверх фундаментных балок устраивается гидроизоляция, под балками – шлаковая подсыпка.

б) Колонны – вертикальные, несущие элементы каркаса. По расположение – крайние и средние. По сечению – сплошные и двухветвевые. Их изготовляют из бетона класса В-15…В-40 , минимальное сечение колонн 400х400 мм.

Нижние концы колонн заделывают в стакан фундамента на глубину 0,85 – 1,2 м. Для сопряжения с другими конструктивными элементами предусмотрены закладные детали.

в)Подкрановые балки повышают пространственную жесткость каркаса, служат для устройства подкранового пути в зданиях с мостовыми кранами грузоподъёмностью 10, 20 и 30 тонн.

Высота балок – 800, 1000 мм таврового сечения и 1400мм – двутаврового сечения. Их укладывают на консоли или выпуски колонн.

г) В покрытиях несущими элементами служат стропильные балки и фермы, а также подстропильные фермы, укладываемые поперёк или вдоль здания.

По характеру укладки балки и фермы бывают: стропильные, если они перекрывают пролёт, поддерживают опёртые на них конструкции покрытия, и подстропильные, если перекрывают 12-18 метровые шаги колонн продольного ряда и служат опорой для стропильных конструкций.

Фермы могут быть с параллельными поясами или безраскосные для плоских и скатных кровель.

Стропильные балки могут быть сплошного сечения и решетчатого. Название балок зависит от очертания верхнего пояса.


Рис. 15. Одноэтажные промышленные зда­ния


Рис. 28. Основные конструктивные элементы од­ноэтажного промышленного здания / — столбчатые фундаменты; 2 — фундаментные балки; 3— колонны; 4 — подкрановые балки; 5 — фермы; 6— плиты покрытия; 7 — фонарь; 8—ок­но; 9 — стена; 10—стальные связи

2.Фахверк– каркас, установленный в плоскости торцовых и продольных стен. Он состоит из стоек и ригелей и обеспечивает устойчивость протяжённых или высоких стен промышленных зданий. В торцовых стенах зданий вследствие больших размеров пролёта всегда устраивается фахверк. Фахверк устраивают в стенах: из асбестоцементных, металлических листов; из металлических панелей; при шаге колонн 12м и длине наружных панелей 6м, а также при любой конструкции стен, если их высота более 30 м.

В крупнопанельных стенах он состоит из железобетонных или стальных колонн на самостоятельных фундаментах. Стойки и ригели металлического фахверка устанавливают с учётом местонахождения оконных проёмов и ворот. При шаге колонн каркаса 6м фахверк состоит из горизонтальных ригелей. При шаге колонн более 6м фахверк дополняют стойки, опирающиеся на отдельный фундамент. Сопряжения ригелей и стоек осуществляется на болтах и сварке.



Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные элементы каркаса промышленных зданий.
  2. Конструктивные решения железобетонных колонн.
  3. Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.

4. Необходимые случаи устройства фахверка в промышленных зданиях

Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий служит для перемещения обрабатываемых изделий и материалов, а также производственного оборудования при его монтаже, демонтаже.

Выбор вида и типа подъёмно-транспортного оборудования следует производить в соответствии с технологическими процессами и средствами механизации проектируемого предприятия соответствующей отрасли промышленности, а также в зависимости от количества и рода перемещаемых грузов, характера производимых транспортно-подъёмных операций и применяемых механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов.

В одноэтажном промышленном здании к числу наиболее распространенных видов подъемно-транспортного оборудования относятся:

  • Электротали (грузоподъемность до 10 тонн) – обслуживают узкую зону в помещении цеха. Состоят из грузовой лебедки, перемещающейся по монорельсу.
  • Консольно-поворотный кран (грузоподъемность до 5 тонн) –служит для передачи груза из одного пролета в другой.
  • Подвесные краны(грузоподъемность до 5 тонн) – кран-балки обслуживают всю площадь цеха. Состоит из двутавровой балки с электроталью. Управление может быть с пола.
  • Мостовые краны обслуживают всю площадь цеха. Кран состоит из фермы (моста) передвигающегося по рельсам на подкрановых балках; тележка с грузоподъемным механизмом перемещается по верху моста крана. Управление крана из кабины.
  • Безрельсовый транспорт – автокары, тележки, автопогрузчики.
  • Рельсовый транспорт – железнодорожные козловые краны
  • Непрерывный транспорт – транспортеры, конвейеры, лифты, трубопроводы.

Наибольшее влияние на объёмно-планировочные и конструктивные решения оказывают подвесные и мостовые краны.






Рис. 3. Напольное оборудование промышленных зданий а — автопогрузчик; б — автокар; в — ленточный транспортер; г — козловый кран; д ■ рольганг; I — трубопровод

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные виды подъёмно-транспортного оборудования промзданий.
  2. Влияние вида оборудования на строительные конструкции промзданий.

Тема 4.3.Одноэтажные промышленные здания

1.Железобетонный каркас одноэтажного промышленного здания:

а) фундаменты, фундаментные балки;

б) колонны;

в) фермы, балки;

г) ограждающие конструкции.

Фахверк, его элементы.

1.Ж/б каркас одноэтажного промышленного здания – несущий остов, представляет пространственную систему, состоящую из колонн, заделанных в фундамент, ферм или балок, плит покрытия и стеновых панелей.

В статическом отношении каркасы представляют собой совокупность поперечных и продольных рам.

Поперечные рамы воспринимают нагрузку от покрытия, снега, кранов и от собственной массы.

Продольные рамы обеспечивают устойчивость поперечных рам и воспринимают ветровые нагрузки и динамические от действия усилия при торможении крана.

Сопряжение элементов в узлах каркасов может быть:

  • жестким (колонны в фундаменте);
  • шарнирным (соединение анкерными болтами или сваркой).

Устойчивость и пространственная жесткость каркасов обеспечивается совместной работой поперечных рам, связанных между собой продольными связями, подкрановыми балками, фундаментными балками и элементами покрытия.

а) Фундаменты в промышленном здании каркасного типа - столбчатые, стаканного типа.

Фундаменты могут быть монолитные и сборные, сборные могут быть – одноблочные и составные.

Стены промышленного здания опираются на фундаментные балки, имеющие сечение трапеции или тавра.

Фундаментные балки опираются на бетонные столбики подколонников или на выпуски закладных деталей фундаментов. Поверх фундаментных балок устраивается гидроизоляция, под балками – шлаковая подсыпка.

б) Колонны – вертикальные, несущие элементы каркаса. По расположение – крайние и средние. По сечению – сплошные и двухветвевые. Их изготовляют из бетона класса В-15…В-40 , минимальное сечение колонн 400х400 мм.

Нижние концы колонн заделывают в стакан фундамента на глубину 0,85 – 1,2 м. Для сопряжения с другими конструктивными элементами предусмотрены закладные детали.

в)Подкрановые балки повышают пространственную жесткость каркаса, служат для устройства подкранового пути в зданиях с мостовыми кранами грузоподъёмностью 10, 20 и 30 тонн.

Высота балок – 800, 1000 мм таврового сечения и 1400мм – двутаврового сечения. Их укладывают на консоли или выпуски колонн.

г) В покрытиях несущими элементами служат стропильные балки и фермы, а также подстропильные фермы, укладываемые поперёк или вдоль здания.

По характеру укладки балки и фермы бывают: стропильные, если они перекрывают пролёт, поддерживают опёртые на них конструкции покрытия, и подстропильные, если перекрывают 12-18 метровые шаги колонн продольного ряда и служат опорой для стропильных конструкций.

Фермы могут быть с параллельными поясами или безраскосные для плоских и скатных кровель.

Стропильные балки могут быть сплошного сечения и решетчатого. Название балок зависит от очертания верхнего пояса.


Рис. 15. Одноэтажные промышленные зда­ния


Рис. 28. Основные конструктивные элементы од­ноэтажного промышленного здания / — столбчатые фундаменты; 2 — фундаментные балки; 3— колонны; 4 — подкрановые балки; 5 — фермы; 6— плиты покрытия; 7 — фонарь; 8—ок­но; 9 — стена; 10—стальные связи

2.Фахверк– каркас, установленный в плоскости торцовых и продольных стен. Он состоит из стоек и ригелей и обеспечивает устойчивость протяжённых или высоких стен промышленных зданий. В торцовых стенах зданий вследствие больших размеров пролёта всегда устраивается фахверк. Фахверк устраивают в стенах: из асбестоцементных, металлических листов; из металлических панелей; при шаге колонн 12м и длине наружных панелей 6м, а также при любой конструкции стен, если их высота более 30 м.

В крупнопанельных стенах он состоит из железобетонных или стальных колонн на самостоятельных фундаментах. Стойки и ригели металлического фахверка устанавливают с учётом местонахождения оконных проёмов и ворот. При шаге колонн каркаса 6м фахверк состоит из горизонтальных ригелей. При шаге колонн более 6м фахверк дополняют стойки, опирающиеся на отдельный фундамент. Сопряжения ригелей и стоек осуществляется на болтах и сварке.

Для перемещения внутри зданий сырья, полуфабрикатов и готовой продукции их оборудуют подъёмно-транспортными средствами, необходимыми также для монтажа и демонтажа технологических установок.

Внутрицеховое подъёмно-транспортное оборудование подразделяют на 2 группы: периодического и непрерывного действия. К первой группе относится подвесной транспорт (тали, кошки, тележки, подвесные краны), мостовые краны и напольный транспорт; ко второй – конвейеры (ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые), нории, рольганги и шнеки.

Подвесные краны имеют грузоподъёмность от0,25 до 5 т. Кран состоит из лёгкого моста или несущей балки, двух- или четырёхкатковых механизмов передвижения и электротали. По количеству путей подвесные краны могут быть 1-,2- и многопролётными.


Мостовые краны грузоподъёмность от 1 до 500т и более. Состоит из несущего моста, механизмов передвижения и передвигающейся вдоль моста тележки с механизмом подъёма. По концам моста устанавливают механизмы передвижения по подкрановым путям, уложенным по консолям колонн цеха. По верху моста укладываются рельсы, по которым перемещается тележка с механизмом подъёма. Управляют мостовым краном из подвешенной к мосту кабины или с пола цеха вручную. В зависимости от продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны подразделяют на краны весьма тяжёлого и тяжёлого режима работы.

В промышленных зданиях устанавливают также специальные мостовые краны: литейные, консольно-поворотные, колодцевые и тд. Вид кранов выбирают в зависимости от характера и массы грузов, интенсивности тех.процесса, ширины пролётов и с учётом будущей модернизации производства.

Напольный транспорт – вагонетки, электрокары, конвейеры, автомобильные краны, различного рода погрузчики и тп. В крупно- и большепролётных зданиях целесообразно предусматривать козловые краны, передвигающиеся по рельсам, уложенным в уровне пола цеха.

Для перемещения внутри зданий сырья, полуфабрикатов и готовой продукции их оборудуют подъёмно-транспортными средствами, необходимыми также для монтажа и демонтажа технологических установок.

Внутрицеховое подъёмно-транспортное оборудование подразделяют на 2 группы: периодического и непрерывного действия. К первой группе относится подвесной транспорт (тали, кошки, тележки, подвесные краны), мостовые краны и напольный транспорт; ко второй – конвейеры (ленточные, пластинчатые, скребковые, ковшовые), нории, рольганги и шнеки.

Подвесные краны имеют грузоподъёмность от0,25 до 5 т. Кран состоит из лёгкого моста или несущей балки, двух- или четырёхкатковых механизмов передвижения и электротали. По количеству путей подвесные краны могут быть 1-,2- и многопролётными.


Мостовые краны грузоподъёмность от 1 до 500т и более. Состоит из несущего моста, механизмов передвижения и передвигающейся вдоль моста тележки с механизмом подъёма. По концам моста устанавливают механизмы передвижения по подкрановым путям, уложенным по консолям колонн цеха. По верху моста укладываются рельсы, по которым перемещается тележка с механизмом подъёма. Управляют мостовым краном из подвешенной к мосту кабины или с пола цеха вручную. В зависимости от продолжительности работы в единицу времени эксплуатации цеха мостовые краны подразделяют на краны весьма тяжёлого и тяжёлого режима работы.

В промышленных зданиях устанавливают также специальные мостовые краны: литейные, консольно-поворотные, колодцевые и тд. Вид кранов выбирают в зависимости от характера и массы грузов, интенсивности тех.процесса, ширины пролётов и с учётом будущей модернизации производства.

Напольный транспорт – вагонетки, электрокары, конвейеры, автомобильные краны, различного рода погрузчики и тп. В крупно- и большепролётных зданиях целесообразно предусматривать козловые краны, передвигающиеся по рельсам, уложенным в уровне пола цеха.


Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий


Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий

В зданиях с малыми пролетами и при небольшом весе транспортируемых грузов применяются подвесные подъемно-транспортные устройства: кошки (тали), тельферы и кран-балки.

Кошки и тельферы допускают транспортировку грузов по узкой полосе, соответствующей расположению монорельса.

В случае необходимости перемещения грузов в пределах всей площади цеха применяются кран-балки грузоподъемностью до 5 т и мостовые краны грузоподъемностью от 5 до 350 т.

Кран-балки состоят из двутавровой стальной балки, снабженной катками, катящимися по нижней полке стальных балок, подвешенных к перекрытию, или по рельсам, уложенным на балки, опирающиеся на пилястры в стенах или на стойки.

Наибольшее распространение имеют мостовые катучие краны, состоящие из моста и тележки с лебедкой, снабженной захватывающими грузы устройствами.

Вдоль стен или вдоль ряда колонн могут быть устроены консольные краны. Краны, перемещающиеся по трем подкрановым рельсам; эти краны имеют грузоподъемность до 10 т при вылете стрелы до 10 м.

Габариты кранов принимаются по ГОСТ 524—59.

В связи с тем, что наличие кранового оборудования значительно загромождает цехи и увеличивает их габариты, в настоящее время мостовые и подвесные краны по возможности заменяются напольным транспортом (рельсовым и безрельсовым) как более рентабельным и могущим обслужить значительно большие территории.

Грузоподъемность самоходных тележек (автокары и электрокары) — до 5 т. Для облегчения погрузки и разгрузки их снабжают подъемными платформами; в управлении они несложны, бесшумны и экономичны.

Конвейеры предназначаются для транспортирования однородных массовых грузов.


Рис. 1. Подъемно-транспортные устройства
а — схема расположения монорельса; б — схемы расположения подвесных кран-балок; в – тельфер с электроприводом и кабиной для крановщика; г — кран-балка с электроприводом и тельфером; 0 — мостовой катучий кран; 1 — тельфер; 2 — подвесная и опорная кран-балка; 3 — крановые пути; 4 — мотор; 5 — балка- 6 — кнопочный выключатель; 7 — барабан; 8 — кабина крановщика; 9 — двурогий крюк; 10 — мост; 11 – горизонтальные связи; 12 — катки; 13 — тележка с лебедками; 14 — однорогий крюк; 15 — расположение троллей вверху; 16 — расположение троллей вдоль подкрановой балки; 17 — стальные решетчатые фермы, образующие мост крана; 18 — подвеска электромагнита; 19 — грейфер

Элеваторы служат для подъема грузов по вертикали или с большим наклоном. Различаются ковшевые элеваторы для транспортирования сыпучих грузов, люлечные и полочные для штучных грузов. Элеваторы обеспечивают подъем грузов на высоту до 50 м.

Подъемно-транспортное оборудование

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для транспортировки грузов до места их эксплуатации или хранения, а также для механизации этих процессов.

Подъемно-транспортное оборудование: применение

Применение в промышленности даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует облегчению тяжелых и трудоемких работ по перемещению грузов, повышению производительности труда. Развитие промышленного предприятия может иметь место только при условии повышения эффективности труда сотрудников, которой во многом способствует его механизация.

Виды подъемно-транспортного оборудования

К подъёмно-транспортному оборудованию относятся:

  • автогрейдеры, катки, автокары
  • крановое оборудование (мостовые краны, краны с поворотной стрелой, козловые, портальные, башенные, консольные, подвесные, специальные краны)
  • грузовые тележки
  • конвейеры, лифты, траволаторы, эскалаторы, экскаваторы и элеваторы
  • подъёмники, подъёмные столы, автоподъёмники, платформы
  • погрузчики (автопогрузчики, электропогрузчики, вилочные погрузчики, штабелёры), погрузочные эстакады
  • транспортеры (подвижные и переносные), промышленные тягачи
  • механические стеллажи, штабелеры, полки и карусели
  • самосвалы, тракторы
  • буровые установки
  • тали
  • трубоукладчики

Классификация подъемно-транспортного оборудования

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по ряду признаков: функциональному назначению (грузоподъемное, транспортирующее, погрузочно-разгрузочное оборудование); направлению перемещения груза (горизонтальное, вертикальное, под углом); рабочему циклу (периодического действия, непрерывного действия); виду привода (ручное, электромеханическое); типам конструкций (стационарные, передвижные); а также по различным техническим параметрам.

Подъемно-транспортное оборудование должно соответствовать своему назначению, обладать необходимой подвижностью, прочностью и устойчивостью, обеспечивать безопасность и удобство труда, занимать небольшие площади для маневрирования и обслуживаться малым числом работников.

Читайте также: