Школьные реформы первой половины 18 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основные периоды развития школы и педагогики в России в 18 веке

В качестве отличительной черты данного временного этапа можно назвать оказание влияния государства на педагогику и образование.

Анализ литературы позволяет выделить четыре этапа, характерные для развития образовательных учреждений в стране.

  • на первом этапе, с начала до первой четверти 18 века – создаются первые светские школы, Академия наук, и при ней университет и гимназия;
  • на втором этапе (с 1730 по 1765 год) возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения, формируется система дворянского образования;
  • на третьем этапе (с 1766 по 1782 года) осознаётся необходимость государственной системы народного образования;
  • на четвёртом этапе (с 1782 по 1786 года) проводится школьная реформа, направленная на создание государственной системы народного образования.

Изменение цели образования

В рассматриваемый исторический период произошли важные исторические события, повлиявшие на систему образования в России. Петром Великим были сделаны важные шаги в развитии страны:

  • налажены связи с Европой,
  • укреплено государственное устройство,
  • утверждена абсолютная монархия,
  • быстрыми темпами строятся заводы, фабрики, города, развивается промышленность, внутренняя и внешняя торговля,
  • усиливается армия и создаётся флот,
  • проводятся военные действия со Швецией и Турцией.

В связи с происходящими переменами в России возникает острая потребность в образованных специалистах, обществу требуются люди военных профессий - офицеры, моряки, артиллеристы, а также инженеры, врачи, учёные, государственные служащие, учителя.

Изменяется цель образования: обществу требуется образованный человек, которому присущ широкий взгляд на мир, в тоже время придерживающийся национальных традиций, готовый на подвиги ради Отечества. Происходит формирование нового идеала человека. Именно поэтому 18 век назван веком Просвещения.

Готовые работы на аналогичную тему

Открытие новых школ

1701 год ознаменован открытием новых школ – в Москве открываются школы, дающие светское образование – Пушкарская школа (артиллерийская) и Навигацкая. В задачи школ входило обучение чиновников для несения государевой службы.

В Навигацкой школе действовали подготовительные классы, в которых учили чтению, письму, счёту, арифметике. Далее ученикам преподавались основы математики, специальных мореходных наук. Для прохождения практики выпускников отправляли за границу. На добровольной основе в школу поступали учиться дети церковнослужителей, посадских, солдат. Дети дворян обучались в школе по принуждению, так как выпускники Навигацкой школы не могли занять впоследствии высокую должность, обязательным было продолжение обучения за границей. Поэтому к детям дворян применяли суровые наказания – отправляли на галерные работы, били батогами, вменяли денежные штрафы.

Обучение в школе осуществлялось на русском языке, использовались русские учебники. В качестве основного метода, используемого в процессе обучения, было заучивание наизусть учебников.

В 1715 году на базе Навигацкой школы была основана Морская академия, которая была затем переведена в Санкт-Петербург.

Детей всех сословий (за исключением крепостных крестьян) обучали в цифирных школах, созданных в 1714 году и действующих только во времена Петра 1. В задачу данных школ входило осуществление подготовки молодого поколения к государственной светской и военной службе (в качестве низших чинов), а также для работы на заводе, верфи. Детей учили грамоте, арифметике, геометрии.

Обучение осуществлялось также в профессиональных школах (горнозаводская, хирургическая). Изучались специальные науки и множество других учебных предметов. Для образования в школах данного вида была характерна энциклопедичность, но отсутствовала глубина в получении знаний и системность в преподавании, кроме того, школы характеризовались наличием жёсткой дисциплины, принудительным характером обучения, приобщением к культуре Западной Европы.

Самыми значительными событиями 18 века в области образования было: открытие Академии наук (1725 год), открытие первой учительской семинарии (в 1779 году).

После смерти Петра 1 ситуация в образовании меняется: происходит закрытие Петровских школ, появляется система дворянского обучения, осуществляемая в кадетских корпусах, пансионах, кроме того, детей дворян обучали гувернёры и домашние учителя.

Таким образом, школа и педагогика в России в 18 веке характеризуется появлением светских профессиональных школ, а также разработкой и внедрением уникальной системы дворянского воспитания. Создаются народные училища и учительские семинарии. Постепенно осознаётся необходимость в создании системы образования, которая будет общедоступна.

60. Школа и педагогика в России XVIII в

История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.

Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа – кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович – ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.

Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.

Теряет престиж славяно-греко-латинская академия, предлагающая классическое образование, и, поэтому, неактуальная в условиях рассматриваемого периода.

Московский университет в своей деятельности во многом опирался на потребности дворян в западноевропейском образовании и приобщении к культурным достижениям Европы. Тяга элиты общества к культуре и искусству подрывает механизм системного научного образования Московского и Петербургского университетов. Число учащихся резко сокращалось, профессора теряли интерес к преподаванию. Для возрождения университета и налаживания педагогического процесса в нем были приглашены иностранные и отечественные ученые. Ими создавались и переводились на русский язык пособия для обучения, учебники по многим предметам. В этот период важным становится гармоничное развитие личности, в которое входит физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.

Многие дворянские семьи отдавали своих детей на обучение в частные школы, высшее дворянство предпочитало воспитывать детей дома с привлечением воспитателей-гувернеров.

Екатерина в начале своего царствования живо интересовалась педагогическими достижениями различных государств, проводила активную политику развития и расширения образования в России. В 1763 году ее главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795). Бецкий создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений для мальчиков и девушек, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования – Смольный институт. Программа института отличалась от программы для мальчиков дополнительными курсами домоводства и политеса.

Существовали многочисленные попытки развития образования для низших сословий в сельских и городских местностях. Однако в связи с отсутствием средств они не увенчались успехом.

К концу жизни Екатерину больше стали заботить государственные политические вопросы, жертвами таких приоритетов стали выдающиеся русские просветители Николай Иванович Новиков (1744–1818) и Александр Николаевич Радищев (1749–1802). По этой же причине утратили свои позиции многие учебные заведения.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701). В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса ("русская школа" и "цифирная школа"), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

Единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оставалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской Академии.

К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. - в 42 городах.

Созданные как заведения для дворян и служилых людей, цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. Значительная часть возможных учеников из духовного сословия уходила в церковные архиерейские школы. В 1744 г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по "Букварю" Федора Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича "Юности честное зерцало" и "Первое поучение отрокам". Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярностью пользовалась "Арифметика" Л.Ф. Магницкого - учебник, который в России был главным учебным пособием по Математике до середины XVIII в.

Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестоко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания то, что новые гражданские учебные заведения брали на себя не только образование и воспитание.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.

Появились учебные заведения нового типа. В конце 1725 г. в Петербурге был создан важный научно-просветительский центр - Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати - Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. К 1762 г. в кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. Другим привилегированным дворянским учебным заведением явился основанный в 1759 г. при императрице Елизавете Пажеский корпус в Петербурге.

К середине XVIII в. наиболее приметным событием в развитии школьного дела стало открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.

Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, прежде всего крестьяне, оказались вне поля зрения правительства. Как уже отмечалось выше, представители дворянства тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение.

Тем не менее в Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения.

Первым из созданных при Петре I учебных заведений была учрежденная в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701). В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. До того как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли пройти два начальных класса ("русская школа" и "цифирная школа"), где учили читать, писать (на основе гражданского алфавита) и считать. По штату в школе могло обучаться до 500 человек. Возраст учащихся - от 12 до 20 лет. Выпускали из школы по мере завершения подготовки или по запросам ведомств. Готовили моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале была создана хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 г. при сибирских заводах стали создавать горные училища.

Единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оставалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.

Указами 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. Было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном (цифирные школы). В этих школах обучали арифметике и отчасти геометрии. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В качестве учителей в каждую губернию было послано по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской Академии.

К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. - в 42 городах.

Созданные как заведения для дворян и служилых людей, цифирные школы постепенно пришли в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели посылать туда своих сыновей. Детей забирали насильно. Значительная часть возможных учеников из духовного сословия уходила в церковные архиерейские школы. В 1744 г. некоторые цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам. Остальные слились с архиерейскими школами.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке. Использовались пособия зарубежных и отечественных авторов. Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по "Букварю" Федора Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича "Юности честное зерцало" и "Первое поучение отрокам". Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Популярностью пользовалась "Арифметика" Л.Ф. Магницкого - учебник, который в России был главным учебным пособием по Математике до середины XVIII в.

Петровские реформы образования и воспитания вызывали глухое и явное недовольство, которое подавлялось жестоко и беспощадно. Недовольных не устраивало, например, разрушение традиций домашнего семейного воспитания то, что новые гражданские учебные заведения брали на себя не только образование и воспитание.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ было важным этапом в организации национальной системы образования. В тот период был заложен фундамент для построения школьного дела на новых началах.

Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семинариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.

Появились учебные заведения нового типа. В конце 1725 г. в Петербурге был создан важный научно-просветительский центр - Академия наук. В ее состав входили университет и гимназия. В 1731 г. в Петербурге было учреждено первое среднее учебное заведение закрытого типа для знати - Корпус кадет. В нем готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников. К 1762 г. в кадетском корпусе насчитывалось до 600 учеников. Другим привилегированным дворянским учебным заведением явился основанный в 1759 г. при императрице Елизавете Пажеский корпус в Петербурге.

К середине XVIII в. наиболее приметным событием в развитии школьного дела стало открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.

Во второй четверти XVIII в. основной и едва ли не единственной заботой государства являлась организация обучения дворянства. Остальные сословия, прежде всего крестьяне, оказались вне поля зрения правительства. Как уже отмечалось выше, представители дворянства тяготились введенной Петром I повинностью отдавать своих сыновей в регулярные учебные заведения. В 1737 г. был издан закон, освободивший дворян от этой обязанности и предоставивший им право на домашнее обучение.

Тем не менее в Петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного регулярного воспитания и обучения.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

И. Никитин "Портрет Петра I"

Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Но некоторые историки отмечают, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением преобразований XVII века (В.О. Ключевский), а другие, наоборот, указывали на революционный характер петровских реформ (С. Соловьев).

Начальное и профессиональное образование

Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия.

Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы.

Таким образом, развитие светского образования началось в России в эпоху царствования Петра I. Сначала это были профессиональные школы: аптекарская, типографская, морская, строительная и др. В этих школах помимо профессиональных предметов ученики изучали родной язык, иностранный язык, арифметику, политику, философию и др. общеобразовательные предметы. По преимуществу школы создавались для дворянских детей, но сословный порядок часто нарушался. У молодого царя были амбициозные планы: он мечтал о выходе России к морям, в том числе к незамерзающим. Но чтобы достичь этой цели, нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр создал две военные школы: Бомбардирскую (школу артиллеристов) и Преображенскую (школу пехотинцев).

Школа математических и навигационных наук

Школа математических и навигацких наук (Сухарева башня)

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня)

Она была создана в Москве в 1701 году и располагалась в Сухаревой башне.

Директор школы — профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать.

В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 — 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы — штраф. За побег из школы — смертная казнь.

Л.Ф. Магницкий

В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На их базе была организована Морская академия, а Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. В Морской академии изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная.

Гимназии в XVIII веке

Гимназия Эрнста Глюка

Здание гимназии Э. Глюка

После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией или готовили домашнее задание.

Петр I на инспекции в гимназии

В 1710 г. в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин).

Глюк руководил гимназией до своей смерти в 1705 г. После него гимназия постепенно стала утрачивать свой общеобразовательный характер. Всего она просуществовала 14 лет и выпустила 250 учеников, которые в основном состояли на государственной службе: переводчиками, послами и др. служащими.

Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)

Академическая гимназия

В 1726 г. была основана Академическая гимназия. Первым ее инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность этой гимназии сопровождалась трудностями, в основном не хватало преподавателей, которые могли бы вести обучение на русском языке. Несмотря на то, что в гимназию принимали, кроме дворянского, детей среднего сословия и даже солдатских, платили стипендию, — в 1737 году в гимназии обучалось только 18 детей.

При княгине Е. Дашковой для гимназии был куплен особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназия была закрыта: не хватало учителей, не был окончательно определен устав учебного учреждения. Отсюда и недостаточно четкая система преподавания.

Университетская гимназия

В 1755 г. при Московском университете была основана гимназия (ее называли Университетской или также Академической). Ее целью была подготовка молодых людей для поступления в университет. Гимназия делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Каждое отделение делилось на 4 школы, а школы – на классы.

Первая школа (российская): грамматика, стихотворство и красноречие.

Вторая школа (латинская): грамматика, синтаксис латинского языка.

Третья школа (научная): арифметика, геометрия и география, философия. Четвёртая: европейские языки и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавали в гимназии с основном студенты университета.

В 1758 г. по образцу московской была основана гимназия в Казани, которая существует до настоящего времени.

Кадетский корпус

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус на основе Школы математических и навигацких наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев. 25 октября 1762 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера русской армии П.И.Шувалова в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус на основе артиллерийской и инженерной школы.

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса

Высшие учебные заведения XVIII века

В данной статье остановимся на истории создания Медико-хирургической академии.

Медико-хирургическая академия

Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

Петербургская медико-хирургическая академия

Петербургская медико-хирургическая академия

18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.

Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.

О выпускниках Академии

И. Олешкевич

И. Олешкевич "Портрет Н.Ф. Арендта"

Н.Ф. Арендт и А.С. Пушкин

Когда 27 января (8 февраля) 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом, Арендт руководил его лечением и навещал раненого по несколько раз в сутки. Лицейский друг Пушкина Данзас писал в своих воспоминаниях: «Приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

И. Репин

И. Репин "Портрет В.М. Бехтерева"

Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было основой воспитания человека и преодоление аномалий его поведения.

Читайте также: