Школа жизни н и поповой кратко

Обновлено: 02.07.2024

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. ".

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)


Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".


Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".

Таким образом, проблемы воспитания являлись важным направлением коммунистического строительства, нуждающегося в коллективистах с активно-творческим мышлением, людях, способных к волевому усилию и практически-действенному выражению преданности идеалам коммунизма.

Новые подходы к воспитанию проходили проверку в опытно-показательных учреждениях Наркомпроса. В 1925 г. действовало 24 центральных опытно-показательных учреждения и более 100 местных. Опытно-показательным учреждением Украинского Наркомпроса в 1923 - 1926 гг. была Полтавская трудовая колония им. М.Горького (до ее переезда в Куряж, под Харьков - руководитель А.С.Макаренко).

На основе тесной связи с жизнью, социально-культурной практикой и общественно-полезной работой строились содержание и методика школьного обучения 20-х гг. Его воспитательная и развивающая функции, усиленные за счет повышения роли жизненного опыта учащихся, обеспечивали активность и критичность их ума, навыки коллективной учебной работы. При этом собственно обучающая функция, формирующая прочную систему научных знаний у учащихся, существенно недооценивалась. Это отрицательно сказалось на результативности всего обучения, игнорирующего устойчивые традиции классно-урочной системы.

Поэтому, несмотря на содействие школьному обучению и воспитанию социальной среды, наличие крепкой связи внеклассных и внешкольных мероприятий с практикой демократических и социалистических общественных преобразований, к концу 20-х гг. стало очевидным, что провозглашенный в 1918 г. курс на приоритет воспитания в школе оказался неэффективным. Он нанес ущерб учебно-образовательной работе и стал разрушать всю систему деятельности школы, вел к снижению в ней роли порядка и дисциплины, порождал неуважение к учителю и школьной администрации.

Не различение процессов обучения и воспитания, установка на их механическое слияние - главный недостаток педагогической теории и практики 20-х гг.

А.В.Луначарский, Н.К.Крупская считали правомерным расширение взгляда на педагогические явления и роль, функции школы в общественном развитии, если при этом сохраняется специфика школы, воспитания и самостоятельность педагогики как науки.

В это время снова встал вопрос о детском доме, его перспективах. В начале 1929 г. численность детей в детдомах по сравнению с началом 20-х гг. сократилась в 4 раза, являясь следствием успешного преодоления беспризорности. Судьба детдома стала связываться только с беспризорностью и детьми-сиротами.

В 1930 г. А.С.Макаренко сформулировал мысль: проблема заключается не в отношении теории к практике, а в самом единстве и качестве как теории, так и практики. Специфическая особенность педагогики, ее предмета и задач -практико-ориентированная направленность, выявление закономерностей во взаимодействии целей, средств и результатов воспитания и обучения.

Развитие теории и практики школьного воспитания в послевоенные годы во многом определялось принятыми ЦК ВКП (б) в 1946-1948 гг. постановлениями о задачах идеологической работы в новых, послевоенных условиях. Необходимо было усилить борьбу против буржуазной идеологии, отступлений в искусстве и литературе от принципов народности и социалистического реализма.

Педагогическая мысль и практика в 40-е - начале 50-х гг. развивалась в строгом соответствии с представлениями о ведущей роли сознания в воспитании. Как справедливо отмечает А.Н.Джуринский, советские ученые разрабатывали проблему единства воспитания и обучения в условиях, когда заметно приращивался объем научных знаний в дидактике. В итоге в педагогике закреплялась трактовка целостного педагогического процесса, в котором лишь декларировался приоритет воспитания. Реально же система педагогических средств обеспечивала ведущую роль обучения. И оно фактически определяло всю систему деятельности школы.

Всем пожалуй что известно, что до революции в российских школах и гимназиях обучение велось раздельно. Мальчики - налево, девочки - направо. Как бы чего не вышло, как бы психика детишек не отяготилась любопытством, не относящимся ни к греческому языку, ни к божьему закону, а к одной лишь анатомии. Однако же была в Москве одна-единственная школа, где этим опасением пренебрегали. Там и мальчики и девочки сидели в одних классах и без всяких задних мыслей постигали общеобразовательные дисциплины. Это была гимназия Кирпичниковой, и находилась она в маленьком особнячке на Знаменке, угол Крестовоздвиженского переулка. К счастью, дом тот сохранился. Более того, в нем в наши дни также располагается образовательное учреждение, но, правда, узкопрофильное, музыкальное

А старая гимназия Кирпичниковой пользовалась опасной славой самой либеральной в городе гимназии. Тут, сказать к примеру, обучались дети профессиональных революционеров - Скворцова-Степанова, Арманд, Малиновских, Смидовича. Неудивительно, что московские власти самым пристальным образом за ней наблюдали и время от времени даже порывались закрыть. Однако госпожа Кирпичникова была дамой ушлой и умела так изящно "обойти закон", что вызывала даже уважение у репрессивных органов царской России. Она, к примеру, перерегистрировала свое детище на подставное лицо, на одну из учительниц. Затем гимназия вообще официально перешла в ведение объединения родителей и почему-то стала называться "Гимназия общества гимназии П.Н. Поповой". Однако сути это не меняло. Ученики все также обсуждали полузапрещенные труды, гуляли на переменах (один из гимназистов вспоминал: "Перед фасадом был большой двор, частично обрамленный деревьями. На каждой перемене мы обязательно должны были выходить во двор: размяться, подышать воздухом"), учились ("Преподавание, в частности, обучение иностранным языкам было поставлено хорошо. Кроме французского и немецкого. в школе занимались латинским языком, а в четвертом классе - и древнецерковнославянским") и играли в театре. А театр был одним из лучших гимназических театров города Москвы. Неудивительно, ведь здесь, помимо революционных отпрысков, обучались дети Лужского, Качалова и Москвина. Владимир Шверубович (сын Качалова) писал в своих воспоминаниях: "Это была традиция - каждый год один из классов (а иногда и два класса) ставил какую-нибудь классическую пьесу. Играли "Недоросля", "Ревизора", "Горе от ума". Теперь был решен "Борис Годунов". Сам Владимир поначалу должен был играть эпизодические роли - Курбского и пристава в корчме. Но незадолго до генеральной репетиции актер, игравший Годунова, заболел, и роль решили передать качаловскому сыну. "Я умолял освободить меня, не идти на риск провала всего спектакля, но собрание было непреклонно, оно было уверено, что я просто ломаюсь, "как пьяница пред чаркою вина", и мне пришлось согласиться - не портить же двум классам праздник," - жаловался Шверубович в мемуарах. Но наступил 1917 год. Тот же Шверубович писал о событиях этой эпохи: "Начались занятия в гимназии, репетиции и спектакли в театре, все по внешнему виду обычно. И в гимназии, и в театре шли яростные споры. Спорили главным образом о том, как пойдет дальше жизнь страны. Что большевики пришли к власти навсегда, что они сумеют ее создать и осуществить, - в это в нашем кругу мало кто верил". Однако же расчеты гимназистов не были подтверждены историей. Оправдались прогнозы иных политических сил. Гимназия сделалась школой, притом школой самой обычной, ничем не выдающейся. А впоследствии она сменила статус и сделалась школой музыкальной. Лучшей в Москвы, имени сестер Гнесиных.

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

История школы № 20

Проходят годы… , но человеческое общество не может жить без памяти о своем прошлом. Чтобы донести потомкам память о событиях Великой Отечественной войны, о людях, внесших вклад в развитие нашего города, нашей школы, учащиеся занимаются поисковой работой. Собранные ими материалы легли в основу школьного музея, открывшегося в 50-е годы.

Долгое время у школьного музея не было отдельного помещения и поэтому стенды и экспонаты располагались в рекреации второго этажа,

Изначально музей был открыт на втором этаже в классе истории. Первые экспонаты об участниках Великой Отечественной войны, работниках завода РСМ. Энтузиасты в школе были – это директор школы Вдовцова З. Н., Попов Ф. Н. – преподаватель ИЗО, Нефедова Л. Ф.

Первым, кто оформлял музей был Попов Ф. Н. Он удачно расположил экспонаты: фотодокументы, письма, вещи, которые принесли школьники, ученики. Где – то в начале 80-х г. экспонаты были перенесены на 2-ой этаж, в новую пристройку. Потом уже оформляли музей Медведева И. А. и Барсуков В. П.

С использованием материалов школьного музея проводятся для учащихся уроки истории и литературы. Много внимания в работе музея уделяется встречам с ветеранами. Целью школьного музея является воспитание у учащихся необходимости знать историю родного края, людей, которые являются примером в жизни.
1. Наша поисковая работа ведется в различных направлениях:

Мы систематизируем имеющийся материал, собираем документы,

фотографии из истории школы.

Школа № 20 берет свое начало с августа 1921 года. Группа преподавателей из 5 человек вошла в культкомиссию при фабрике ДГТФ с предложением организовать школу специально для детей рабочих и служащих фабрики с тем, чтобы школа всецело содержалась за счет фабрики.

Таким образом было создано 6 групп со старшей 4-й, а в январе 1922 года пришлось открыть еще 4 группы для неграмотных детей.

К концу 1921-22 учебного года в ее составе было уже 10 групп и 350 учащихся. В следующем 1922-23 учебном году школа насчитывала 13 групп и именовалась № 20 I ступени.

При школе существовала 5-я группа на положении 1-ой группы II -ой ступени.

Коллектив педагогов посещал семьи рабочих, знакомился с условиями труда и в воспитательной работе использовали свои наблюдения.

Работала школа по программе Гусса, сущностью которой была активно-трудовая методика воспитания.

В школе работал Совет старост и заместителей дежурного дня, кружки хорового пения, драматический, гимнастический и кружок пластинки.

В каждой группе 2 часа уделялось физкультуре, урокам пения и рисования.

Врач школы проводил беседы о личной гигиене, чистоте и опрятности.

Истекший 1923-24 учебный год был третьим годом существования школы 20 I и II ступени с 16 группами – 617 человек…И была открыта 6-я группа, которая с 5-ой вместе составили школу II ступени. Росло и число преподавателей. В 1923 году их насчитывалось уже 23 человека.

Школа 20 находилась на углу Сенной 125А и Соборного переулка № 33. Зав. Школой был Левадный С.Г.

Число учащихся росло, а помещение занимали 2 школы: 20 и 24. Коллектив школы стал ходатайствовать о предоставлении нового просторного здания.

В 1933 году первые ученики вошли в эту прекрасную школу. В ней был чудесный спортзал, актовый зал. Директором школы 20 был назначен Петр Федорович Андреев. В 1938 году после смерти А.М.Горького, решением Учкома, школе было присвоено его имя.

С 1933 по 1939 г. директором был П.Ф.Андреев, а после его ухода на должность заведующего РОНО, директором стал Анисимов Константин Сергеевич, он же преподавал историю с 1939 по 1941 год.

Но не долго радовалась детвора. Началась война. Сначала в школе был размещен госпиталь, а потом в 1941 году фашисты школу взорвали.

Во 2 класс в 1935 году пришла в школу 20 Смирнова (Власова) Клавдия Васильевна и училась до 1941 года (бывшая учительница истории школы 20).

С 1942 г. по октябрь 1988 г. бессменным директором школы была Зоя Николаевна Вдовцова. Многие фамилии учителей и учащихся помогла восстановить делопроизводитель Абанкина.

Читайте также: