Общественный строй россии в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Большой вклад в развитие общественного строя внесла Екатерина II, реформаторская деятельность которой охватила все области государственной, политической и социальной жизни России XVIII в. Она не оставила без внимания и такую важную область, как сословное устройство государства, которое являлось центром общественного уклада России.

Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством.

Секуляризация церковных имуществ, начатая при Петре I, была завершена Екатериной II Указом 1764 г. Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года. В процессе секуляризации были ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило численность черного духовенства.

Положение мещанства и крестьянства.

Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составляли большинство (от 70 % в начале века до 55 % в его конце) от общей массы крестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без земли. В 1767 г. последовало официальное разрешение на продажу крестьян без земли и даже с разлучением семей. Их имущество считалось принадлежащим помещику. Гражданско-правовые сделки эти крестьяне могли совершать тоже только с разрешения помещика. Они подлежали вотчинной юстиции помещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и законом не ограничивались. С 1760 г. помещики могли своим распоряжением отправлять своих крестьян на вечное поселение в Сибирь. Причем получали при этом рекрутские квитанции, т.е. сосланных засчитывали за рекрутов, сданных в армию, и плюс к тому получали денежную компенсацию. С 1765 г. помещики таким же распоряжением могли отправлять крестьян на каторжные работы. Указ 1767 г. запретил крестьянам подачу жалоб на помещиков. Жалобы теперь наказывались плетьми и отправкой на каторгу. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту помещикам в форме отработки или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина к концу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). И это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладению, ведь увеличение оброка не могло быть больше, чем могла дать доход переданная в надел крестьянину земля.

Следующая категория: посессионные крестьяне. Отсутствие рынка свободной рабочей силы вынудило правительство обеспечивать промышленность рабочей силой путем прикрепления целых деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину они отрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали “сессию”. Отсюда и название - посессионные. Их насчитывалось от 60 тыс. в 60-е годы до 100 тыс. приписных ревизских мужских душ в 80-е годы XVIII века.

Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало ее свободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Иными словами, сохранение и углубление феодально-крепостнических отношений не создавало рынка сбыта для промышленности, что в совокупности с отсутствием рынка свободной рабочей силы являлось серьезнейшим тормозом в развитии экономики и обуславливало кризис феодально-крепостнического строя.

Дворянство В период абсолютной монархии происходило расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. принят Указ о подушной переписи, Дворянство объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.
Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных 'крестьян.
Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., вотчиной и поместьем стали именоваться недвижимостью. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. Майоратный порядок действовал при наследовании по закону. Это положение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменен.

Произошла консалидация дворянства в единое сословие, в 1682 г. Актом об отмене местничества

Табель о рангах, изданный в 1722 г. Способствовал укреплению правового положения дворян
Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

С 1762 г. дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
Заключительным актом, консолидирующим дворянское сословие и закрепляющим его привилегированное положение, стала Жалованная грамота дворянству, принятая Екатериной II 21 апреля 1785 г

3. Крестьянство. Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных, удельных.
2. Большинство крестьян принадлежало светским и духовным феодалам (помещичьи крестьяне). В пользу хозяина они несли различные повинности: оброк, барщину и др.
Помещики в отношении своих крестьян обладали широкими правами: распоряжались их имуществом, осуществляли суд по мелким уголовным преступлениям, рассматривали гражданские иски между крепостными. Они могли распоряжаться крестьянами, как и имуществом.
3. Государственные крестьяне также являлись феодально-зависимым населением. Они несли повинности и платили оброк государству. Вместе с тем правовое положение государственных крестьян было несколько лучше:
они имели право переходить в другие сословия, менять место жительства, их не могли продать.
4. посессионные крестьяне В 1721 г. был принят указ, в соответствии с которым купцам предоставлялось право покупать населенные деревни и приписывать их к мануфактурам. Взамен несения государственных повинностей посессионные крестьяне должны были выполнять различные работы на производстве.
5. экономическими крестьянами. Они несли в пользу государства денежный оброк, не могли подвергаться произвольному переселению, могли быть отданы в рекруты.

6. Удельные (до 1797 г. — дворцовые) крестьяне проживали на удельных землях, принадлежали императорской фамилии

Государственный строй Российской Империи в XVIII в.

1. Император. 2. Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др. 3. Кабинет министров. Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). 4. Положение сената после смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел. 5. Система губернского и местного управления, сформированный при Петре I продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. 6. Полиция. Вначале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

Государственный строй Российской Империи в XVIII в.

1. Император. 2. Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др. 3. Кабинет министров. Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). 4. Положение сената после смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел. 5. Система губернского и местного управления, сформированный при Петре I продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. 6. Полиция. Вначале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

духовенство. белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду. но с 18 века церковь постепенно лишается своих привелегий.Петр I подчинил церковь государству, но секуляризация церковных земель все же произошла лишь при Екатерине II.В 1764 году церковь окончательно лишалась всех вотчин, было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Церковь превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. сословием.

Крестьяне..Помещичьи или частновладельческие крестьяне:Крепостных крестьян могли продавать и покупать, дарить, менять на другое имущество, закладывать, завещать.Помещичьи крестьяне отбывали барщину на господском поле, платили оброк,причем размер повинности законом не был ограничен и зависел от произвола помещика. Государственные крестьяне: было лучше, чем частновладельческих. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, но они жили общинами, сохранили общинное самоуправление, хотя и подчинялись государственной администрации. Администрация, , не вмешивалась в их личные дела. могли заключать гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.Дворцовые крестьяне принадлежали царю, жили на землях, принадлежавших императорской фамилии. Доходы, собираемые с этих крестьян, шли на содержание царского двора.Крестьяне посессионные жили в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами.Эти крестьяне не могли отчуждаться отдельно от предприятия и составляли как бы его неотьемлимую часть.

Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных групп внутри каждого сословия и стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из 4 сословий, имевшихся в то время в стране.

29 вопрос: Изменения в гос.устройстве в начале 19 века.Реформаторская деятельность Александра 1.

Развивающиеся капиталистические отношения настоятельно требовали изменения в государственном строе, приспособления его сообразно духу времени.

1 отделение - контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;

2 отделение –занималось кодификацией законов;

З отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.

4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.

5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

3) иностранных дел,

5) внутренних дел,

8) народного просвещения. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица .Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом.

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления.

30 вопрос: развитие права в россии в 1 половине 19 века.

духовенство. белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду. но с 18 века церковь постепенно лишается своих привелегий.Петр I подчинил церковь государству, но секуляризация церковных земель все же произошла лишь при Екатерине II.В 1764 году церковь окончательно лишалась всех вотчин, было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Церковь превратилась в отрасль государственного управления, финансировавшуюся из казны. сословием.

Крестьяне..Помещичьи или частновладельческие крестьяне:Крепостных крестьян могли продавать и покупать, дарить, менять на другое имущество, закладывать, завещать.Помещичьи крестьяне отбывали барщину на господском поле, платили оброк,причем размер повинности законом не был ограничен и зависел от произвола помещика. Государственные крестьяне: было лучше, чем частновладельческих. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, но они жили общинами, сохранили общинное самоуправление, хотя и подчинялись государственной администрации. Администрация, , не вмешивалась в их личные дела. могли заключать гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.Дворцовые крестьяне принадлежали царю, жили на землях, принадлежавших императорской фамилии. Доходы, собираемые с этих крестьян, шли на содержание царского двора.Крестьяне посессионные жили в селах, приписанных к заводам или купленных их владельцами.Эти крестьяне не могли отчуждаться отдельно от предприятия и составляли как бы его неотьемлимую часть.

Основная тенденция рассматриваемого периода – консолидация различных групп внутри каждого сословия и стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из 4 сословий, имевшихся в то время в стране.

29 вопрос: Изменения в гос.устройстве в начале 19 века.Реформаторская деятельность Александра 1.

Развивающиеся капиталистические отношения настоятельно требовали изменения в государственном строе, приспособления его сообразно духу времени.

1 отделение - контролировало деятельность министров, готовило законы, ведало назначением и увольнением высших чиновников;

2 отделение –занималось кодификацией законов;

З отделение – руководило полицией, вело борьбу с государственными преступлениями, с революционным движением.

4 отделение – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями.

5 отделение – подготовка проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

3) иностранных дел,

5) внутренних дел,

8) народного просвещения. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в управлении, в них усилилась персональная ответственность руководителей.

В 1812 году получил законодательное оформление Комитет министров. В его состав входили: министры, председатели департаментов Госсовета и др. лица .Сенат стал высшим судебным органом, другие его функции сошли на нет.

Синод, как и в XVIII веке, продолжал осуществлять руководство церковью от имени государства, т.е. он был государственным органом.

Местное управление. Реформы начала XIX века не коснулись органов местного управления.

30 вопрос: развитие права в россии в 1 половине 19 века.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Российская империя в XVIII в. имела следующую сословную структуру общества:

- дворянство (шляхетство) - титулованное (князья, графы, бароны), потомственное, личное;

- духовенство - черное (монашество), белое (священнослужители, церковнослужители);

- мещанство - настоящие городовые обыватели, купцы, ремесленники, именитые граждане, прочие посадские люди;

- крестьянство - государственные (платили подушную подать и выполняли различные повинности в пользу государства); однодворцы; дворцовые (принадлежали царской семье, с 1797 г.

удельные); экономические (проживали на землях, ранее принадлежащих монастырям и церквям); посессионные, приписные (были куплены и приписаны к мануфактурам); помещичьи.

После смерти Петра I и на всем протяжении XVIII в. правовое и социальное положения дворянства постоянно улучшалось.

В 1731 г., в царствование Анны Иоанновны, дворянству было возвращено право распоряжения вотчинами (ограниченное законом о единонаследии), снова разрешалось делить их имения между всеми детьми

Дворянство стремилось освободиться и от обязательной военной службы. В 1731 г. в Петербурге был создан шляхетский корпус для обучения дворянских детей в возрасте от 13 до 18 лет. Сыновья дворян после его окончания поступали в армию офицерами. В 1736 г. был принят закон, который существенно ограничил служебную повинность дворянства, установленную Петром I. Анна Иоанновна определила службу дворян 25 годами и начиналась она с 20 лет, впоследствии дворянам было предоставлено право записывать сыновей в полки с рождения. Петр III 18 февраля 1762 г. Манифестом о даровании вольности и свободы российскому дворянству отменил обязательную государственную службу и обязательное обучение, предоставил право свободного передвижения, в т.ч. за границу, превратив дворянство из служилого сословия в чисто привилегированное. Екатерина II еще больше расширила льготы и привилегии дворян. Жалованная грамота дворянству 1785 г. предоставила дворянам право собственности не только на землю, но и право владения фабриками и заводами в сельской местности; освободила дворян от податей и постоя; предусмотрела местную сословную организацию для решения проблем дворянского сословия; регламентировала процедуру лишения дворянского достоинства только судом и императором.

Таким образом, дворянин не платил личных податей; освобождался от телесных наказаний; без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имени; судить его мог только сословный суд; дворянские собрания имели право делать правительству представления о своих нуждах.

Для улучшения экономического состояния помещиков в 1754 г. был открыт государственный заемный банк, которому было предоставлено право выдавать ссуды под залог имений, исходя из льготной ставки 6% годовых.

роскоши, приобретаемые богатыми людьми.

Все льготы и привилегии превращали дворянство в замкнутое корпоративное сословие. Период царствования Екатерины II стал апогеем могущества дворянского сословия. Даже жалоба крестьянина на своего хозяина квалифицировалась как уголовное преступление. Своей волей помещики могли ссылать своих крестьян на каторжные работы.

Иным привилегированным сословием являлось духовенство. В XVIII в. духовное сословие было наследственным и замкнутым (выход из сословия был крайне проблематичен и сложен, а переход в духовенство из другого сословия был запрещен). Духовенству запрещалось заниматься торговлей, иметь земли и крепостных; по гражданским делам для него вводился светский суд; на духовенство, не имеющего прихода, налагались денежные сборы. Изъяв часть материальных ресурсов на государственные потребности, ликвидировав независимость церкви, духовенству были оставлены определенные привилегии: освобождение от телесных наказаний и рекрутской повинности.

3. Ремесленники, входившие в цехи.

4. Иногородние и иностранные гости.

Также городское население получило право участия в выборах органов городского управления.

Правовое положение городского населения было различным. Именитые граждане и купцы 1,2-й гильдии освобождались от телесных наказаний, за дополнительную плату - от рекрутских наборов. Купцы 1 -й гильдии имели право ездить в каретах с 3-мя лошадьми. Городские обыватели имели право заниматься торговлей и ремеслом. Ремесленники и остальные обыватели (мещане) платили подушную подать, несли различные повинности.

В течение XVIII в. число городских жителей Российской империи значительно выросло и к концу века насчитывало более 1 млн. человек. Но в общей массе населения это составляло лишь около 4%. Россия оставалась страной крестьянской.

Становление абсолютизма привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьянства, в отношении которого было установлено значительное количество повинностей и поборов (рекрутская, подводная, постойная, строительная, по рубке и доставке леса, по работе на заводах и др.). Личные права и свободы государственных крестьян в XVIII в. были значительно ограничены: в 1730 г. установлен запрет на приобретение недвижимости в городах и уездах; в 1731 г. - запрет на вступление в подряды и откупы; запрет на выступление поручителями в суде.

Законодательство Екатерины II ужесточило положение крепостных крестьян - помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь и на каторжные работы, заключать в работные дома. Крестьянам было запрещено жаловаться на своих хозяев, жалоба приравнивалась к ложному доносу. Крестьяне платили оброк и выполняли барщину, которые никем не регламентировались, несли рекрутскую и иные повинности. Выход из крепостного состояния был практически не возможен, только к концу XVIII

в. дворянам разрешили освобождать крестьян, но без земли. Положение помещичьих крестьян - самой бесправной и многочисленной группы сельского населения приравнивалось к положению холопов, рабов.

Читайте также: