Хозяйство кирсанова отцы и дети кратко

Обновлено: 06.07.2024

Анализ идеологического конфликта в романе (гл. 10)

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Диалог этой главы и большинства других является характерной осо­бенностью композиции романа. Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Нали­чие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобла­дание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоми­нающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот по­этому роман много раз инсценировался.

Основные линии спора:

1. об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

2. о принципе деятельности нигилистов;

3. об отношении к народу;

4. о взглядах на искусство и природу.)

I. Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах.

И тог этого спора.

II . Вторая линия спора.

Но можно заметить недостатки во взглядах Базарова. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.

Есть ли в романе единомышленники Базарова? В главе 13 читатель знакомится с новыми героями: Ситниковым и Кукшиной, которые себя считают нигилистами.

В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебре­жительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей они фальшивы. Кукшина — карикатура I тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть на­стоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.

III . Третья линия.

Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиля­ется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь.

Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали! мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слово (эфто), использует много иностранных слов.)

IV . Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осме­ливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Природу Базаров не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле че­ловеческой деятельности.

У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме вопросов.

Как решается эта линия спора? В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают царствование вечной красоты. Так решается последняя линия спора

Контрольные вопросы

Задание. Устно ответить на вопросы.

Анализ идеологического конфликта в романе (гл. 10)

В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

Диалог этой главы и большинства других является характерной осо­бенностью композиции романа. Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Нали­чие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобла­дание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоми­нающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот по­этому роман много раз инсценировался.

Основные линии спора:

1. об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

2. о принципе деятельности нигилистов;

3. об отношении к народу;

4. о взглядах на искусство и природу.)

I. Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах.

И тог этого спора.

II . Вторая линия спора.

Но можно заметить недостатки во взглядах Базарова. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.

Есть ли в романе единомышленники Базарова? В главе 13 читатель знакомится с новыми героями: Ситниковым и Кукшиной, которые себя считают нигилистами.

В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебре­жительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей они фальшивы. Кукшина — карикатура I тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть на­стоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.

III . Третья линия.

Третья линия спора о русском народе.

Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиля­ется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь.

Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали! мы эту песню много раз. ; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слово (эфто), использует много иностранных слов.)

IV . Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осме­ливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Природу Базаров не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле че­ловеческой деятельности.

У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме вопросов.

Как решается эта линия спора? В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают царствование вечной красоты. Так решается последняя линия спора

Контрольные вопросы

Задание. Устно ответить на вопросы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: