Эпиктет философ биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Каким-то образом он очутился в Риме и здесь был куплен могущественным императорским вольноотпущенником и секретарем Нерона Эпафродитом.

Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа.

Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи вольноотпущенником, вместе с другими философами бил выслан из Рима по приказу императора Домициана.

Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственную философскую школу.

Вернувшись в Рим при императоре Траяне, быстро приобрел большую популярность.

Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан, автор истории походов Александра Македонского. Именно он и записал философские беседы Эпиктета, который обычно не вел никаких записей.

Умер Эпиктет в глубокой старости, успев завоевать и громкую славу, и покровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническому образу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и провел всю свою жизнь.

Близкая тема:
Изречения и цитаты Эпиктета

Эпиктет, (примерно 50–138), древнегреческий философ стоик В несчастье познается друг и изобличается враг. Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего. Все твои дела и предприятия начинай следующею молитвой: «Управляй мною, Зевс, и ты, необходимая Читать дальше…

Эпиктет По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикуреизм подробнее – философ-стоик из Древней Греции, был рабом в Риме, потом вольноотпущенником, им была основана философская школа в Никополе.

Эпиктет распространял идеи стоицизма: основной задачей философии, по его мнению, было научить людей различать то, что им по силам, а что нет. Человеку неподвластно все, что находится вне его, то есть телесное, окружающий мир. Счастливым или несчастным человека делают только его личные представления о вещах, то есть наше счастье, как и мысли и стремления подвластны нам.

Родился Эпиктет в Гиераполисе, во Фригии, в 50 г. до н.э. Его мать – рабыня, а его привезли в Рим как раба Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона.

Эпиктет не стыдился своего рабского положения, поэтому исполнял свой долг всегда расторопно и хорошо, не боясь наказаний. В Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кто освободил Эпиктета неизвестно, но в 94 году он уже был вольноотпущенником и вместе с другими философами его изгнал из Рима император Домициан.

Покинув Италию, Эпиктет обосновался в Никополе и создал там свою философскую школу, которая имела огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение к людям покоряли любого собеседника. Эпиктет вернулся в Рим при императоре Траяне, он стал знаменитым. Его приходили слушать знатные римляне, включая сенатора Флавия Арриана, позже ставшего его учеником, записывавшим все его философские изречения. Эпиктет следовал тем жизненным принципам, которые преподавал. Несмотря на свою славу и покровительство императора, он остался так же непритязателен в быту, как и ранее. Все имущество Эпиктета – соломенная подстилка, деревянная скамья и глиняная лампа. Строгость его морали и верность принципам вызывали глубокое уважение к нему и у современников, и у последующих поколений.

Готовые работы на аналогичную тему

Умер Эпиктет в глубокой старости в середине II века.

Философия Эпиктета

Эпиктет – член школы позднего стоицизма, которую он стремился очистить от эклектизма, основываясь на воззрениях его родоначальников, особенно Хриссипа. Вместе с этим, Эпиктет существенно отступал от своих учителей, его морали присуща религиозная окраска. В этике Эпиктета отсутствует стоическая суровость. В соответствии с Эпиктетом все люди – братья, дети одного и того же отца. Если люди поступают плохо, то это происходит в основном потому, что они не знают, что такое добро и зло. Эпиктет, обучал гуманному отношению к рабам. Эпиктет стал ярким выразителем стоического космополитизма, связанного с падением политического строя античных городов-государств. В соответствии с учением Эпиктета, каждый человек может считаться гражданином не какого-то конкретного города, а гражданином мира.

Вселенная по учению Эпиктета является наилучшей из возможных, она сочетает в себе два начала:

Логос ответственен за единство и порядок мироздания, результатом чего является разум и возможность познания природы, которая управляется определенными законами.

Бог, который создал мир и управляет им, обладает бесконечным благородством и мудростью. Лучи его благой мудрости отражены в человеческом разуме. Истинное назначение человека заключается в развитии внутри себя этого божественного начала – логоса, исполняющего волю бога, умножению его славы.

По Эпиктету, человеческий дух сродни божеству, а человек – сын Зевса, поэтому в его сознание вложена необходимость исполнять нравственный долг, мировое гражданство, братская любовь. Эпиктет резко разделят тело и дух: тело выстроено из грязи и праха, оно подвластно внешней необходимости; душа же свободна и подчиняется только Богу.

Добродетельная жизнь – это процесс совершенного осуществления природы человека. По природе совершенным является только то, что соответствует своему назначению. Нельзя ожидать, что вещи будут существовать иначе, надо, чтобы индивид обрел гармонию с Логосом вселенной. С позиции Эпиктета, главное, чтобы были здравые представления о жизни богов и их мудром правлении Вселенной.

В соответствии со взглядами Эпиктета, человечество – единственные существа в мире, у которых есть логос, которым и задается цель жизни, то есть обретается добродетель, согласная с разумом. В пределе своем именно такая модель существования и является жизнью философов. Понимание и здравые представления приходят одновременно с постижением истинной природы мира и истинной человеческой природы. Таким пониманием, по мнению Эпиктета, предполагаются постоянные упражнения для его обретения. Мудрым, как он считал, может быть назван человек только в том случае, если он не просто разумно рассуждает, но и на деле стремится поступать в соответствии со своими словами.

Главной задачей Эпиктета было обучение тому, как в любых обстоятельствах сохранить свой внутренний мир свободным. Основное, на чем следует базироваться – то, что богами человеку дана власть не внешнего (тела, имущества, близких, жизни), а только способность человека выносить на основании внешних впечатлений правильных суждений, дана свобода выбора и отказа, желания или отвращения. Используя данные способности, человек получает полную свободу, он не будет испытывать привязанности к чему-либо, и будет воспринимать все в качестве божественной воли. Подчиняться божьей воле и исполнять ее – вот что значит быть свободным по мнению Эпиктета.

Это одна из нашей серии статей о важнейших философах-стоиках: Марке Аврелии, Сенеке и Эпиктете. Здесь вы найдете краткую информацию об Эпиктете, рекомендуемые произведения философа, три полезных практики, а также подборку цитат Эпиктета . Вы также можете прочитать наше введение в стоицизм , если вы еще не знакомы с данной философией.

Вступление

Что делает стоицизм увлекательным для изучения, так это то, что трое из самых известных философов-стоиков кардинально различались по своему положению в обществе.

Марк Аврелий — император Римской империи, игравший одну из самых могущественных ролей в Древнем Мире.

Сенека — советник императора Нерона, известный драматург и один из богатейших патрициев Римской империи.

Эпиктет — полная их противоположность, рожденный рабом.

В этом и состоит мощь стоицизма — он предлагает вечные принципы , которые помогают нам как в хорошем, так и в плохом состоянии , независимо от нашего положения в жизни и роли в обществе.

Эпиктет родился около 2000 лет назад в Хиераполисе (современный Памуккале в Турции) рабом в богатой семье. Епафродит, его рабовладелец, дал ему разрешение заниматься гуманитарными науками, и именно так Эпиктет открыл для себя философию — через стоика Мусония Руфуса , который стал его учителем и наставником. Вскоре после смерти императора Нерона Эпиктет получил свободу и начал преподавать философию в Риме. Это продолжалось почти 25 лет — до тех пор, пока император Домициан в один прекрасный день не решил изгнать всех философов из Рима. Эпиктет бежал в Никополис в Грецию, где основал философскую школу в которой и преподавал до самой смерти.

Джеймс Стокдейл , 7 лет проведший в плену во Вьетнаме, благодарит Эпиктета за то, что тот помог переносить пытки, которым Джеймс подвергался. Закованный в кандалы, Стокдейл наверняка вспоминал, что Эпиктет был хромым калекой. И несмотря на это, Эпиктет говорил:

Альберт Эллис , психолог, основавший когнитивно-поведенческую терапию , также черпал вдохновение в трудах Эпиктета.

Удивительно что это влияние произошло благодаря чистой удаче. Эпиктет на самом деле никогда ничего не записывал . Лишь из записей его ученика Арриана мы имеем письменный отчет об уроках философа. И если все, от Императоров до героев войны, были благодарны за то, что нашли руководство, утешение и силу в уроках Эпиктета, то и каждому из нас они могут помочь. Но только если мы готовы к этому .

Известные работы и рекомендуемая литература

3 Практики от Эпиктета

1. Помни, что находится под твоим контролем

Энчиридион начинается с одного из самых важных принципов стоической философии . Важность различения вещей, которые находятся под нашим контролем, и того, что нам неподвластно. Это напоминание не сердиться и не расстраиваться из-за вещей, на которые мы не можем повлиять , таких как другие люди и внешние события, и фокусироваться только на себе и своем собственном поведении. И это слегка упрощает жизнь, не так ли? Весьма отрезвляющее напоминание о том, что многое из происходящего нам не подвластно — это учит отпускать и принимать вещи такими, какие они есть. И в то же время, это отличное напоминание о том, что наши действия и выбор полностью находятся под нашим собственным контролем. Как сказал Эпиктет,

2. Установи стандарт

Действия великих людей говорят лучше и красноречивее всяких слов. Вспомните кого-то кем вы восхищаетесь, сколько уроков вам удалось извлечь из их поступков и примеров поведения, которые они подали. Так же и мы сами должны сосредоточиться на том, как мы на самом деле живем и какой выбор мы делаем. Именно здесь наше время и энергия будут потрачены наилучшим образом. Как выразился Эпиктет,

3. Прокачивай свой характер

Эпиктет прекрасно понимал великую силу привычки и то, насколько люди инертны в своих поступках. Вот почему он наставлял своих учеников устанавливать чёткие принципы и стандарты, которым те должны были следовать, и не отклоняться от этих правил по мере возможности. Да это непросто. Но шаг за шагом, каждый день напоминая себе, в каком направлении мы желаем идти, мы сможем приблизиться к тому характеру, который хотим иметь. Как говорил Эпиктет,

Избранные цитаты Эпиктета

«Я не могу избежать смерти; но разве я не могу избежать страха смерти? Должен ли я умереть, дрожа и стеная?

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(Ἐπίκτητος) (ок. 50 – ок. 138) – рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусония Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом из Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: "Рассуждения Э." в 8 кн. (сохранились четыре), "Дружеские беседы Э." в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля.

Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего – проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств. законами. Высшая цель – сознат. подчинение божеств. закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости и является, по Э., истинной свободой. "Ты – актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело – хорошо исполнить свою роль; выбор роли – дело другого" (Encheirid, 17). Все люди, по Э., – братья, все равны перед богом, и человек – гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин – игрушка страстей – менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э. – Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах.

Соч.: в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений", СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1–4, М., 1904; Беседы Э. Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346–52 и др. по имен. указат.); Asmus R., Quaestiones Epicteteae, Friburgi, 1889; Oldfather W. Α., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ЭПИКТЕТ (Επίκτητος — букв. “прикупленный”, вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120) — крупный представитель Поздней Стой. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги “Бесед” (Διατριβαί), “Руководство” (Έγχειρίδιον) и фрагменты. Различные названия записей Арриана (Διατριβοα, Όμιλίαι, Διαλέξεις, Σχολαί, Υπομνήματα) относились, видимо, к одному сочинению — “Беседам” (первоначально в 8 или 12 книгах). “Руководство” скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).

Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в “чистом” виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает “возврат к истокам”, в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.

III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — “правильное пользование представлениями” (ορθή χρησις των φαντασιών — 120,14). Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (προαίρεσις — впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: “Это меня не затрагивает” (ουδέν προς έμέ — 129,7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, “то, что от нас зависит” (122,10; 24,5), “мое”: “Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично” (IV 13, 24). Προαίρεσις — первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать “из человека богом” (II 19,27), “терпи и воздерживайся” (άνέχου καΐ άπέχου — Gell. N. A. XVII 19), но выход всегда есть — “дверь тебе открыли” (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение “Руководства” для нужд монастырской жизни, приписываемое НилуАнкирскому; еще раньше “Руководство” использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику. Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte établi et trad. parJ. Souilhé avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Читайте также: