Каковы жизненные корни и философский смысл проблемы бытия в античную эпоху кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. Бытие как исходная категория философского понимания мира. Жизненные корни проблемы бытия.

2. Развитие представлений о бытии в истории философии.

3. Многообразие и единство бытия. Проблема субстанции. Монизм и дуализм.

Введение.

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Бытие как исходная категория философского понимания мира.

Жизненные корни проблемы бытия.

Итак, философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть, наличествует в мире. И фиксируются данные связи, характеристики с помощью категории бытия, причем здесь применение этой категории не заканчивается, а только начинается.

Приведем в единство утверждения, которые теоретически суммируются с помощью категории бытия. С помощью этой категории интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование — выражение единства мира;

3) в силу объективной логики существования и развития мир (в различии форм его существования) образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При его осмыслении могут возникнуть трудности, вопросы и сомнения. О некоторых из них имеет смысл поговорить специально.

Философская картина мира включает в себя в качестве важнейшего компонента представление о бытии – той универсальной точки опоры, которая связывает, объединяет мир и человека, и благодаря которой человек может рассчитывать на познание истины, достижение поставленных на ее основе целей деятельности, верить в торжество добра и справедливости, преодолеть свою осиротелость и отчуждение. Поиски бытия – это поиски предельного, фундаментального основания для мира и человека в их единстве, что гарантирует миру и человеку устойчивое существование.

Проблема бытия (и сам термин) была поставлена античным философом Парменидом в V в. до н.э. Бытие у Парменида в его философском значении стало обозначать то, что имеется за миром чувственных вещей, что едино и неизменно, в чем заключается вся полнота совершенств, среди которых главными являются Истина, Добро, Благо. Оно не возникает и не уничтожается, оно вечно, нескончаемо во времени и ни в чем не нуждается, оно постижимо лишь разумом.

Русская религиозная философия и бытии

Спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладеет человеком. Если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Религиозному православному чувству не понятно разделение религиозной жизни на внутреннюю (субъективно-личностную) и внешнюю (объективно-надличностную). Именно бытие в Боге – суть русской религиозности, которая определила философское решение темы бытия. Религиозный онтологизм стал основанием философского онтологизма.

Русскому мироощущению и русской религиозной философии было чуждо представление об индиивдуально-личностной сфере как подлинном бытии. Духовное творчество русских мыслителей (как светских, так и религиозных) было направлено на уяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни. Религиозные философы осудили разрыв с Абсолютом, подвергли критике новоевропейского человека, который слишком пристрастился к себе самому, возгордился своей автономностью и возжелал быть богом на земле. Они считали такую мировоззренческую установку соблазном, грехом, ведущим в социальный, политический, нравственный тупик. Выход из него русские религиозные философы видели в укоренении такого мировоззрения. Которое признавало бы, что бытие дано изначально, до всяких форм человеческой деятельности: практической и теоретической. Нельзя, считали они, идти в познание к бытию, как к объективной и абсолютной истине. Напротив, нужно исходить из бытия как изначально данного нашему целостному сознанию, в котором нет еще деления на субъект и объект, а есть полнота слияния человека и Абсолюта. Знание – самораскрытие бытия, происходящее в недрах самого же бытия; познающий же субъект не должен брать на себя функцию главного члена в отношении субъекта – объект, не должен, следуя Канту, утверждать, что он конструирует мир явлений в опыте своего сознания: человеку необходимо смириться с тем, что его индивидуальное сознание есть лишь медиум (от лат. medius – средний), т.е. посредник между миром и Абсолютом.

Философская картина мира включает в себя в качестве важнейшего компонента представление о бытии – той универсальной точки опоры, которая связывает, объединяет мир и человека, и благодаря которой человек может рассчитывать на познание истины, достижение поставленных на ее основе целей деятельности, верить в торжество добра и справедливости, преодолеть свою осиротелость и отчуждение. Поиски бытия – это поиски предельного, фундаментального основания для мира и человека в их единстве, что гарантирует миру и человеку устойчивое существование.

Проблема бытия (и сам термин) была поставлена античным философом Парменидом в V в. до н.э. Бытие у Парменида в его философском значении стало обозначать то, что имеется за миром чувственных вещей, что едино и неизменно, в чем заключается вся полнота совершенств, среди которых главными являются Истина, Добро, Благо. Оно не возникает и не уничтожается, оно вечно, нескончаемо во времени и ни в чем не нуждается, оно постижимо лишь разумом.

7. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия.

8. ХХ век: Судьба проблемы Бытия

ВВЕДЕНИЕ

Если существование всего, что есть (в нас и в окружающем нас мире), разумеется не само собой, а имеет свои причины и возможно лишь при определенных условиях, то что это за условия и причины, а главное, что такое сама способность быть, существовать?

Поиски ответа на вопрос о происхождении, сущности и проявлениях бытия приводят к основам, познание которых позволяет человеку решать проблемы взаимоотношения с природой, обществом и самим собой, чувствуя себя необходимой частью мира, не менее существенной и необходимой, чем сам окружающий мир. В этом и заключается непреходящее жизненное значение проблемы бытия, решаемой наукой, искусством и религией.

Философский смысл проблем Бытия

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций (плюрализм), в иных – одно (монизм)

Плюрализм в философском смысле означает признание множество субстанций.Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими.

Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает "уплывать", становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и сталкиваются с угрозами своему существованию, что дает человеку повод для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

Подходы к проблеме Бытия

Понятие бытия связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные противоположные подходы, выявленные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. Мир существует как беспредельная и непреходящая целостность ИЛИ мир конечен, не самодостаточен и возникает в результате действия внешней ему причины?

2. Природное и Духовное начала одинаково существует, хотя и в разных формах, ИЛИодно из этих начал исключает другое или лежит в основе другого?

3. Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей ИЛИ миром правит судьба, высшая Воля или субъективный произвол?

4. Загадку бытия решает научное познание природы ИЛИсокровенный смысл бытия может быть прочувствован человеком, оказавшимся перед лицом смерти или преодолевшим все условности и уводящие в сторону обстоятельства своей повседневной жизни?

Основные формы Бытия

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека в мире

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:




- объективированное (интерсубъективное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на:

- Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

Реальное и кажущееся Бытие

Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого "поите поп"), вещь сама по себе, "действительное".

Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), "иллюзорное", или просто "явление". Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

Проблема Бытия в Античности

Впервые термин "бытие" в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Космос уже не казался прочной основой: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

План:

1. Философский смысл проблем Бытия

2. Содержание категории Бытие

3.Основные формы Бытия

4. Реальное и кажущееся Бытие

5. Проблема Бытия в Античности

6. Проблема бытия в Западноевропейской философии в Новое время

7. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия.

8. ХХ век: Судьба проблемы Бытия

ВВЕДЕНИЕ

Если существование всего, что есть (в нас и в окружающем нас мире), разумеется не само собой, а имеет свои причины и возможно лишь при определенных условиях, то что это за условия и причины, а главное, что такое сама способность быть, существовать?

Поиски ответа на вопрос о происхождении, сущности и проявлениях бытия приводят к основам, познание которых позволяет человеку решать проблемы взаимоотношения с природой, обществом и самим собой, чувствуя себя необходимой частью мира, не менее существенной и необходимой, чем сам окружающий мир. В этом и заключается непреходящее жизненное значение проблемы бытия, решаемой наукой, искусством и религией.

Философский смысл проблем Бытия

Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического основания действительности.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Категории Бытия объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы, процессы. Многие философские системы стремятся рассматривать мир как некую целостность. Для выражения единства бытия имеется особая категория субстанция. Субстанция означает внутреннее единство многообразие вещей, существующие через них и по средствам их. Субстанцией признавали то материальное, то идеальное. В одних учениях – много субстанций (плюрализм), в иных – одно (монизм)

Плюрализм в философском смысле означает признание множество субстанций.Дуализм – исходит из двух основ, двух субстанций, одна из которых материальная, другая – идеальная. Учение, признающее одну субстанцию, называются монистическими.

Философская категориям бытия связана с реальной жизнью отдельного человека и человечества. Жизнь каждого человека опираются на понятные основания. Мы их принимаем без сомнений и рассуждений. Самое главное, что мир есть, имеется. У каждого из нас возникает естественная потребность, чтобы этот мир существовал и впредь, как стабильное целое. Проблема Бытия остро возникает тогда, когда фундаментальные предпосылки жизни и сознание начинает "уплывать", становится предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно изменяются и сталкиваются с угрозами своему существованию, что дает человеку повод для сомнений в вечном и неизменном существовании мира.

Подходы к проблеме Бытия

Понятие бытия связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные противоположные подходы, выявленные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1. Мир существует как беспредельная и непреходящая целостность ИЛИ мир конечен, не самодостаточен и возникает в результате действия внешней ему причины?

2. Природное и Духовное начала одинаково существует, хотя и в разных формах, ИЛИодно из этих начал исключает другое или лежит в основе другого?

3. Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей ИЛИ миром правит судьба, высшая Воля или субъективный произвол?

4. Загадку бытия решает научное познание природы ИЛИсокровенный смысл бытия может быть прочувствован человеком, оказавшимся перед лицом смерти или преодолевшим все условности и уводящие в сторону обстоятельства своей повседневной жизни?

Основные формы Бытия

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека в мире

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на:

- объективированное (интерсубъективное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на:

- Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории)

Реальное и кажущееся Бытие

Реальное Бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен умопостигаемая сущность, от греческого "поите поп"), вещь сама по себе, "действительное".

Кажущееся Бытие, т.е. такое бытие в плане существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен – явление, данное в бытие), "иллюзорное", или просто "явление". Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относится к данным опыта.

Проблема Бытия в Античности

Впервые термин "бытие" в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Космос уже не казался прочной основой: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.

Читайте также: