Шершеневич о чувстве законности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Политическая биография Шершеневича связана с деятельностью в Конституционно-демократической партии. В 1906 г. был избран на Втором Съезде партии в состав ее Центрального Комитета, участвовал в составлении программы партии и входил в ее казанское отделение.

Роль Шершеневича определялась его местом в законодательной работе кадетской партии. В условиях революции и последующих избирательных кампаний стал актуален блок социального законодательства, включавшего законопроекты о профсоюзах и стачках, ограничении рабочего времени, страховании рабочих и служащих. Часть этих вопросов разрабатывалась Шершеневичем. В 1906-07 гг. в Москве под председательством Шершеневича работала особая комиссия по вопросам о договоре найма и о нормировании рабочего времени служащих в торговых заведениях. Ею было разработано два законопроекта – о найме торговых служащих и о нормальном отдыхе торговых служащих.

Направления научной работы Шершеневича в принципе соответствуют его общественной деятельности. Его интересовали общие вопросы теории права и государства, русское гражданское право, земельное право, торговое право, конкурсное право, авторское право, кодификация гражданского права, в частности, актуальный вопрос о создании Гражданского уложения Российской империи.

Шершеневич настаивал на необходимости использовать кодификацию гражданского права как инструмент модернизации социальных отношений – их унификации (ликвидации сословного деления), рационализации (установления правового равенства всех членов общества), преобразований (путем разделения власти и собственности) и либерализации (разделения сферы частного и публичного права, создания институтов независимого судебного контроля над властными структурами).

31 августа 1912 года незадолго перед тем покинувший Московский Университет профессор юридического факультета Габриэль Феликсович Шершеневич скончался в полном расцвете духовных и творческих сил, подкошенный быстро развившимся наследственным недугом.

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права. Данное направление получило наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома.

Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против исследования не реального (действующего), а предполагаемого или желательного права. Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.

Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из естественно-правовой доктрины, делящей право на естественное и положительное. Единственное реальное право то, которое выражено в законе. Норма - начало и конец права, за пределами закона нет никакого другого права.

Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином позитивизм видел источник права в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический позитивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систематических.

Для правовой теории русского юридического позитивизма характерна чрезвычайная тесная связь с философским позитивизмом. Быть позитивистом в юриспруденции значило для представителей этого направления быть последователем позитивной философии. Видными представителями юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Е.В. Васьковский, Д.Д, Гримм, М.Н. Капустин, Н.И. Палиенко, С.В. Пахман, Н.К. Ренненкамф, А.А. Рождественский. Многие из них не довольствовались "чистым" позитивизмом и, пытаясь избежать его крайностей, стремились использовать в правовой теории также некоторые социологические идеи и принципы историзма. Все они рассматривали анализ, синтез, классификацию, юридическую конструкцию и создание определений как основные приёмы при разработке правового материала.

Русские юристы-позитивисты рассматривали право в полном отрыве от экономического базиса. Они объявили, что формальные признаки права, а не его постоянно изменяющееся содержание должны быть предметом изучения.

Чисто внешнее описание правового материала, искоренение в нём логических противоречий и его систематизация, создание комплекса правовых понятий составило ту "чисто юридическую область", в которой замкнулась теория юридического позитивизма.

Своё "второе дыхание" юридический позитивизм обрёл в трудах Г.Ф., Шершеневича - последнего выдающегося представителя этого направления в дореволюционной России. Ярко выражен он и в его труде "Общая теория права".

Государство, по Шершеневичу, единственный источник права, а право - произведение государства и его функция. При этом имело фактическое отождествление права с правовыми текстами, в роли которых выступали законы. Как последовательный позитивист, Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер. Стремясь выдержать этот принцип до конца, Шершеневич вынужден был исключить из сферы права целые правовые "миры", утверждая, например, что правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (нормы конституционного права), не могут иметь правового характера, т.к. государство не может принуждать самого себя к их исполнению. На этом же основании Шершеневич исключал из сферы права не только конституционного право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном). Само возникновение государства Шершеневич трактовал социологически, никак не связывая его с правом.

Элементами государства по Шершеневичу являются территория как предел действия государственной власти и соединение людей, в отношении которых эта власть действует. Но основу государства составляет государственная власть, т.е. способность властвующих делать свои веления фактором, определяющим поведение подчинённых. Инстинкт самосохранения, страх за своё благополучие и доверие к органам государства со стороны подданных составляют индивидуально - психологическую основу государственной власти. Передача этих чувств от одного поколения к другому образует её коллективно - психологическую основу.

Сущность права с точки зрения позитивизма не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. Право, по мнению К. Бергбома, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономических и классовых отношений.

Позитивное право вырастает из общественного правосознания, в том числе и из имеющихся в обществе правовых идей и представлений, тех или иных устоявшихся жизненных правил и обычаев, но это отнюдь не означает, что следует признавать действующим юридическим правом всё, что имеет правовое значение. Такое широкое понимание право под предлогом не сводимости права к закону вольно или невольно допускает отход от законности, ослабляет роль и авторитет закона в обществе.

Предмет философии права с точки зрения Г.Ф. Шершеневича.

Одной из центральных тем науки о праве Шершеневича было соотношение выявление предмета философии права, а также философии права и отраслевых юридических наук.

Философия права должна ставить своей задачей то же, что составляет предмет изучения отдельных юридических наук: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Таким образом, определяется двоякая задача философии права:

Теоретическая задача философии права заключается в исследовании всех тех главных понятий, которые лежат в основе юридических наук. Высшим и основным понятием следует, без сомнения, признать понятие о праве. Исследованию также подлежат вопросы об образовании права, о нарушении права, о применении права, о создаваемых правом отношениях. Философия права дает понятие о сущности права не для данного исторического периода или для данной страны. Она ищет постоянное в сменяющемся. Философия права не должна выдавать за право то, что, по ее мнению, должно бы быть правом. Задача философии права с теоретической стороны ограничивается установлением отличительных признаков таких явлений общественной жизни, которые носили и носят в разное время и у разных народов название права, государства, преступления и т.п.

Практическая задача философии права предполагает прежде всего точное проведение границы между теоретической и практической сторонами, потому что смешение их представляет слабое место современной философии. Необходимо строгое разграничение при изучении права, как оно есть, и права, как оно должно быть.

Таким образом, перед нами обнаружились две стороны философии права, теоретическая и практическая. Но к ним примыкает еще третья – историческая. Чтобы оценить значение приобретенных современным знанием теоретических понятий и поставленных современной жизнью практических целей, надо сопоставить их с понятиями и целями других эпох. Отсюда выясняется содержание современной научной философии права, которое состоит из следующих трех частей:

Читайте также: