Профессиональная деформация медицинских работников кратко

Обновлено: 02.07.2024

Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. О профессиональной деформации личности следует говорить в том случае, когда под воздействием профессиональной деятельности у личности проявляются девиантные отклонения как в её профессиональной реализации, так и в личной жизни.

Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Она влечет за собой профессиональное развитие работника, что обусловливает формирование профессионального типа личности. Положительное, воспитывающее влияние профессиональной деятельности проявляется в опыте, навыках и умениях, интересах и потребностях, в добросовестном отношении к труду, дисциплинированности и других положительных чертах характера. Негативное влияние профессиональной деятельности проявляется в отрицательных сторонах характера, установках и т.п. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. В психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности специалиста, отрицательно влияющие на его работу и жизнь.

Профессиональная деформация личности у представителей одних типов профессии отличается от других, и, в то же время, представители разных типов профессий имеют общие черты профессиональной деформации личности. Представители таких типов профессий, как: “человек - природа”, “человек - техника”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”, в большей мере подвержены физической профессиональной деформации, вследствие нарушения тех или иных физиологических функций организма. Профессиональной деформации наиболее подвержены представители такого типа профессии, как “человек-человек”. Это связано с тем, что эти профессии основываются на взаимоотношениях людей в процессе их совместной или односторонней профессиональной деятельности. К ним относятся профессии: учителя и воспитателя, врача и медсестры, библиотекаря и экскурсовода, юриста, милиционера и военнослужащего.




Специфика профессиональной деформации представителей типа профессии “человек-человек” состоит в следующем:

1. Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека. У представителей этих профессий, в отличие от других типов, профессиональная деформация наступает значительно быстрее, имеет более глубокие корни появления и яркие, специфические для данной группы, формы проявления.

2. То, на что обычно направляется профессиональная деятельность представителей данного типа профессии (искоренение отдельных проявлений отклоняющегося поведения: как душевного, так и физического), со временем, в процессе продолжительной профессиональной деятельности, становится их неотъемлемой чертой или личностным проявлением. Представители этих профессий нередко и не подозревают, что “заимствовали” некоторые элементы поведения своих подопечных. Так, учителя, прививая детям чувство ответственности и уважительного отношения к людям, впоследствии сами перестают следовать этим правилам и предстают перед подрастающим поколением полным антиподом прививаемых детям норм и правил. Доктор лечит больного от болезни, которой сам впоследствии будет страдать. В данном случае, по-видимому, проявляется профессиональная деформация, основанная на психосоматических механизмах. Представитель закона и порядка, призванный охранять права и свободы граждан через некоторый период времени, первый начинает их нарушать и попирать.

3. Профессиональная деформация личности проявляется в том случае, когда профессионально-ролевое поведение человека переносится на его личную жизнь.

4. Проявление профессиональной деформации может наблюдаться в огрублении личности специалиста (циничное и безразличное отношение врача к больному и пациентам; жестокость и агрессия учителя к учащимся и т.п.)

В наибольшей степени профессиональная деформация выражена у представителей тех профессий, чья работа связана с людьми, имеющими отклонения от нормы (физической, интеллектуальной, поведенческой). Профессиональные деформации появляются под влиянием стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений личности. Она может носить эпизодический или устойчивый характер, быть поверхностной или глубокой, проявляться в профессиональной деятельности или при личном общении. Профессиональная деформация может возникнуть на ранней стадии формирования профессионала, еще в процессе обучения, или позднее, в профессиональной деятельности. Она проявляется в манере поведения и речи, неадекватности восприятия людей и ситуаций, даже в физическом облике. Иногда говорят о профессиональном типе личности. Профессиональная деформация личности препятствует развитию и самосовершенствованию профессионала2.

Профессиональная деформация личности рано или поздно появляется у всех независимо от типа профессии. Её последствия зависят от того, насколько личность готова к таким испытаниям, как её профессиональное деформирование. Если человек знает, что такие явления происходят с каждым специалистом и что существуют специальные социально-психологические службы, связанные с преодолением проблем профессиональной деформации личности, то преодолеть этот временный недуг будет очень просто. Если такие знания отсутствуют, то первичная профессиональная деформация личности со временем может перерасти в тяжёлую форму девиантного поведения, что в дальнейшем потребует огромных усилий на восстановление тех ресурсов, которые были исчерпаны вследствие такого негативного воздействия.

Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. О профессиональной деформации личности следует говорить в том случае, когда под воздействием профессиональной деятельности у личности проявляются девиантные отклонения как в её профессиональной реализации, так и в личной жизни.

Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Она влечет за собой профессиональное развитие работника, что обусловливает формирование профессионального типа личности. Положительное, воспитывающее влияние профессиональной деятельности проявляется в опыте, навыках и умениях, интересах и потребностях, в добросовестном отношении к труду, дисциплинированности и других положительных чертах характера. Негативное влияние профессиональной деятельности проявляется в отрицательных сторонах характера, установках и т.п. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. В психологических исследованиях чаще рассматривают нежелательные изменения в личности специалиста, отрицательно влияющие на его работу и жизнь.

Профессиональная деформация личности у представителей одних типов профессии отличается от других, и, в то же время, представители разных типов профессий имеют общие черты профессиональной деформации личности. Представители таких типов профессий, как: “человек - природа”, “человек - техника”, “человек - знаковая система”, “человек - художественный образ”, в большей мере подвержены физической профессиональной деформации, вследствие нарушения тех или иных физиологических функций организма. Профессиональной деформации наиболее подвержены представители такого типа профессии, как “человек-человек”. Это связано с тем, что эти профессии основываются на взаимоотношениях людей в процессе их совместной или односторонней профессиональной деятельности. К ним относятся профессии: учителя и воспитателя, врача и медсестры, библиотекаря и экскурсовода, юриста, милиционера и военнослужащего.

Специфика профессиональной деформации представителей типа профессии “человек-человек” состоит в следующем:

1. Профессиональная деформация, как правило, начинает проявляться уже в первые дни профессиональной деятельности человека. У представителей этих профессий, в отличие от других типов, профессиональная деформация наступает значительно быстрее, имеет более глубокие корни появления и яркие, специфические для данной группы, формы проявления.

2. То, на что обычно направляется профессиональная деятельность представителей данного типа профессии (искоренение отдельных проявлений отклоняющегося поведения: как душевного, так и физического), со временем, в процессе продолжительной профессиональной деятельности, становится их неотъемлемой чертой или личностным проявлением. Представители этих профессий нередко и не подозревают, что “заимствовали” некоторые элементы поведения своих подопечных. Так, учителя, прививая детям чувство ответственности и уважительного отношения к людям, впоследствии сами перестают следовать этим правилам и предстают перед подрастающим поколением полным антиподом прививаемых детям норм и правил. Доктор лечит больного от болезни, которой сам впоследствии будет страдать. В данном случае, по-видимому, проявляется профессиональная деформация, основанная на психосоматических механизмах. Представитель закона и порядка, призванный охранять права и свободы граждан через некоторый период времени, первый начинает их нарушать и попирать.

3. Профессиональная деформация личности проявляется в том случае, когда профессионально-ролевое поведение человека переносится на его личную жизнь.

4. Проявление профессиональной деформации может наблюдаться в огрублении личности специалиста (циничное и безразличное отношение врача к больному и пациентам; жестокость и агрессия учителя к учащимся и т.п.)

В наибольшей степени профессиональная деформация выражена у представителей тех профессий, чья работа связана с людьми, имеющими отклонения от нормы (физической, интеллектуальной, поведенческой). Профессиональные деформации появляются под влиянием стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений личности. Она может носить эпизодический или устойчивый характер, быть поверхностной или глубокой, проявляться в профессиональной деятельности или при личном общении. Профессиональная деформация может возникнуть на ранней стадии формирования профессионала, еще в процессе обучения, или позднее, в профессиональной деятельности. Она проявляется в манере поведения и речи, неадекватности восприятия людей и ситуаций, даже в физическом облике. Иногда говорят о профессиональном типе личности. Профессиональная деформация личности препятствует развитию и самосовершенствованию профессионала2.

Профессиональная деформация личности рано или поздно появляется у всех независимо от типа профессии. Её последствия зависят от того, насколько личность готова к таким испытаниям, как её профессиональное деформирование. Если человек знает, что такие явления происходят с каждым специалистом и что существуют специальные социально-психологические службы, связанные с преодолением проблем профессиональной деформации личности, то преодолеть этот временный недуг будет очень просто. Если такие знания отсутствуют, то первичная профессиональная деформация личности со временем может перерасти в тяжёлую форму девиантного поведения, что в дальнейшем потребует огромных усилий на восстановление тех ресурсов, которые были исчерпаны вследствие такого негативного воздействия.

В последнее время термин профессиональной деформации стал довольно часто употребляться, особенно в связи с непростой работой врача. Это снижает эффективность работы и даже может поставить жизнь пациентов под угрозу. Врачу важно знать об этом явлении, вовремя заметить первые признаки и остановить его прогрессирование.

Что такое профессиональная деформация?

Что такое профессиональная деформация?

Профессиональная деформация – патологическое изменение личности вследствие тяжелых условий труда, выражающееся в потере интереса к работе и желания оставаться в профессии.

Это явление может случиться с любым специалистом, не только врачом. Например, когда говорят об офисных работниках, обычно называют это явление профессиональным выгоранием, которое вызвано чрезмерной нагрузкой и усталостью.

Термин стал широко употребим как раз в связи с ростом бизнес-активности – количество бизнесменов растет, они работают в постоянном стрессе, в условиях дедлайнов, что приводит к срывам и развитию патологий. Во многих странах это явление рассматривается как эпидемия.

Но если офисные работники – это относительно новое явление современного мира, врачи работали в тяжелых условиях всегда.

Чего ждут от врача окружающие?

Чего ждут от врача окружающие?

  • Не ставить диагнозы в нерабочее время.
  • Не назначать лечение в нерабочее время - можно дать дружеский совет, к кому и куда обратиться – можно даже посоветовать прийти на прием к самому себе в рабочие часы.
  • Не произносить вслух поспешных выводов, исходя из услышанного.
  • Не давать оценочных заключений в отношении действий другого врача.
  • Не стараться помочь каждому.

Если люди будут знать, что у врача есть твердые принципы, от этого их уважение будет только выше, а врач сможет общаться в нерабочее время с людьми в свое удовольствие, не опасаясь быть втянутым во внеурочную и неоплачиваемую работу.

Как не опускать руки в трудных случаях?

Как не опускать руки в трудных случаях?

Каждый пациент и каждый клинический случай имеют свои уникальные особенности, и если врач будет стараться найти оптимальное решение в каждом конкретном случае, он чаще будет достигать цели и получать удовлетворение от своей работы.

Зачем и чему учиться?

Зачем и чему учиться?

На самом деле, постоянное развитие – это одна из важных потребностей личности. Причем, получать новые знания не обязательно в своей области. Можно изучать темы смежных специальностей, а можно развиваться в направлении, не связанном с медициной. Это может быть не только интересно для себя, но и полезно для работы.

  • Изучение иностранного языка дает возможность читать зарубежные публикации, смотреть выступления иностранных коллег на конгрессах и поддерживать свою квалификацию на современном уровне;
  • Изучение психологии помогает построить более эффективное общение с пациентами;
  • Увлечение спортом может дать подсказку, какие упражнения порекомендовать своим пациентам при том или ином заболевании;
  • Знакомство с ораторскими навыками может пригодиться при подготовке выступления на конференции, где будет возможность расширить круг своего профессионального общения.

Любое вложение в развитие личности приносит плоды и в той или иной мере защищает от профессиональной деформации.

Диагноз или человек?

Диагноз или человек?

В условиях нескончаемого потока пациентов, когда на каждый прием отведено очень мало времени, непросто сохранять человеческий подход к каждому. С годами у некоторых врачей вырабатывается собственный алгоритм приема, который доводится до автоматизма. В результате одно общение с пациентом становится неотличимо от другого, сливаясь в массу безликих серых будней врача.

Заподозрить развитие деформации можно, когда врач в пациенте вместо человека начинает видеть:

Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет двух абсолютно идентичных пациентов. Важно помнить, что каждый - это уникальный человек. Это поможет врачу не забывать о главной цели своей работы – избавлять людей от дискомфорта и страданий, повышать качество их жизни.

Чем отличается адаптация от деформации?

Чем отличается адаптация от деформации?

На самом деле профессиональная деформация – это патологическое развитие адаптации к профессии врача. Профессиональная адаптация – это нормальная реакция человека на новые условия работы. Без этого невозможно комфортно чувствовать себя в профессии.

Как же отличить друг от друга эти два процесса? Полезно периодически проверять – не превратилась ли профессиональная адаптация в деформацию, задавая себе проверочные вопросы:

Такие упражнения полезно делать периодически даже очень опытным, давно работающим врачам. Это поможет вовремя выявить первые признаки деформации и не дать ей разрушить интерес к профессии.

Профессиональное выгорание медицинских работников: симптомы, лечение и профилактика


Грубость и невнимательность врачей – проблема, с которой постоянно сталкиваются посетители больницы. Медицинские работники часто страдают от эмоционального выгорания, результатом чего становится их профессиональная деформация. Рассмотрим, что такое профессиональное выгорание медицинских работников, какие существуют способы его профилактики.

К профессиональному эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией. В результате воздействия внешних и внутренних факторов человек становится безразличным к окружающим, больше не чувствует ценности жизни, его ничего не радует. Медик не только хуже выполняет свою работу, у него появляются проблемы с психическим и физическим здоровьем.

По данным статистических исследований, 64% врачей в России страдают от невротических нарушений или находятся в пограничном состоянии. У 68% медицинских работников обнаружен синдром эмоционального выгорания. Недовольны своей зарплатой 90% врачей. У 38% врачей обнаружена депрессия. Чаще всего от невротических нарушений страдают врачи скорой помощи, хирурги, онкологи, терапевты.

1. Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.

Можно выделить три типа поведенческих особенностей медсестер, которые наиболее подвержены профессиональному выгоранию:

1. Педантичные медсестры, которые стремятся к идеалу. Они всегда аккуратны и внимательны к пациентам. Качественно выполняют свою работу. Им важен результат.

2. Демонстративный тип поведения, при котором человеку важно признание других людей, первенство во всем. Такие медсестры тратят много энергии в процессе своей деятельности, так как пытаются добиться больших высот, чем остальные.

3. Эмотивный тип поведения характеризуется повышенной эмпатией по отношению к чужим переживаниям. Такие люди чужую трагедию воспринимают как собственную, из-за чего происходит быстрая трата личных эмоциональных ресурсов

Симптомы и лечение истощения нервной системы напрямую зависят от причин, его вызвавших. Разделить их можно на две группы:

1. Объективные причины, связанные с особенностями выполняемой деятельности (например, распорядком дня, объемами работы, количеством выходных дней).

2. Субъективные причины, связанные с отношением работника к собственной деятельности (например, отношения врача и его пациента, отношение к неудачам, взаимоотношения с коллегами).

Отсюда идет неэффективность приложенных усилий медика. Напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами.

Осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии

Больше всего профессиональному выгоранию подвержены медики, работающие с безнадежно больными и умирающими людьми. Смерть для них может выступать в трех формах: Реальная смерть пациентов, бесполезность лечения, тщетные усилия по спасению жизни.

Смерть фантомная, когда врач постоянно сталкивается со страхом смерти у пациента и его родственников.

1. Работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. Пока кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.

2. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.

3. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.

По степени обратимости можно выделить следующие стадии развития синдрома профессионального выгорания:

1. Невротическая реакция. Просматриваются черты неврастении. Повышается утомляемость и раздражительность. Падает работоспособность. Повышается конфликтность, человек срывается на окружающих. Снижается умственная и физическая активность. Наблюдается эмоциональное истощение.

2. Невротическое развитие. Человек чувствует отвращение к работе, выполняет ее спустя рукава, воздвигает вокруг себя стену, не желает ни с кем общаться.

3. Окончательное изменение личности. Происходит профессиональная деформация личности. Человек становится равнодушным, циничным или даже агрессивным. Он уже не способен радоваться жизни. Появляется депрессия, которая может длиться годами.

Существует прямая взаимосвязь между недостаточностью профессионального мотивирования медицинского работника и качеством выполняемых им обязанностей. От того, сколько получают врачи за свою работу, зависит их материальную независимость и обеспеченность. Низкая зарплата обесценивает старания человека в процессе его профессиональной деятельности. Требовательное начальство и постоянные конфликты приводят человека к ощущению бесполезности всех приложенных к работе усилий. Медик начинает отлынивать от работы, выполнять ее только в рамках нормативных актов, эмоционально отстраняться от пациентов.

Профессиональная деформация – это необратимые изменения личности, которые происходят вследствие выполнения человеком его профессиональных обязательств. В результате меняются личностные ценности, характер, манера общения с пациентами и близкими людьми. Деформация появляется вследствие профессионального выгорания. Защитные механизмы организма ослабевают, начинается разрушение личности. Личность меняется вследствие воздействия на нее профессиональных факторов

Профессиональная деформация часто наблюдается у медицинских работников. Они обладают определенной властью, ведь от них зависит здоровье и жизнь пациентов. В начале профессиональной деятельности врачи бурно и эмоционально реагируют на страдания людей. Вследствие воздействия механизма самозащиты, постепенно они отстраняются от чужих страданий. Профессионально деформированный врач может казаться пациенту безразличным и незаинтересованным в его выздоровлении, даже если сам медик этого не осознает. Не все будущие медики осознают грядущие трудности до того, как становятся врачами.

Существует еще одна крайность профессиональной деформации, когда работник неудовлетворенность собственной работой пытается компенсировать чрезмерным трудоголизмом. Человек не чувствует удовлетворения от своей работы, потому прилагает к ней все больше усилий, чтобы добиться устраивающих его результатов. Он уверен, что неудачи случаются лишь потому, что он не очень хороший врач. От этого часто страдает личная жизнь медика, ведь он ни на минуту не может забыть о работе.

Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Как становятся врачами? Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.

Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.

Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.

- принятие нового опыта, способность учиться на ошибках; отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;

Можно выделить следующие способы борьбы с профессиональным выгоранием медицинских работников со стороны администрации:

Не все медицинские работники способны вовремя опознать симптомы истощения нервной системы, и лечение ее может отложиться до того момента, когда с психикой человека произойдут необратимые изменения. В таком случае работнику необходимо предоставить помощь квалифицированного специалиста.

Таким образом, профессиональное и эмоциональное выгорание – это проблема, с которой сталкиваются практически все медицинские работники. Постоянные стрессы, неизлечимые болезни и смерть пациентов, высокая рабочая нагрузка запускают защитные механизмы в организме, под воздействием которых человек становится равнодушным и безынициативным. Постепенно происходит профессиональная деформация, при которой меняется характер и повадки человека в повседневной жизни. Мы перечислили способы профилактики профессионального выгорания медицинских работников, которые направлены на помощь в борьбе с рабочими стрессами и трудностями.


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

При планировании всегда больше внимания уделяется приобрете­нию диагностической и лечебной аппаратуры и лабораторного оборудо­вания, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требо­ваниями лечебно-охранительного режима, при котором необходимо по­мнить о том, что больной нуждается в создании хотя бы минимальных интимных условий. Больные в этом отношении стихийно, без злого умысла дискриминируются.

Ведущий практическое занятие доцент в присутствии больного, упо­требляя медицинскую, но для образованного и интеллигентного человека вполне понятную терминологию, описывает течение его безнадежно­го заболевания вплоть до смерти.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы подсознательная и бесконтрольно развивающаяся психическая деформация не стала одним из факторов ятрогенного поражения больных.

Читайте также: