Особенности детского голоса в музыке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Об особенностях детского голоса

Особенности голоса младшего домутационного возраста

Младшим домутационным возрастом считается возраст от 7 до 10 лет.

Но мы говорим сегодня о характерных особенностях детского голоса каждого возрастного периода. Так вот, для младшего домутационного возраста 7 – 10 лет характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя.
Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро.

Особенности голоса старшего домутационного возраста

Старший домутационный возраст — это возраст от 10 до 13 лет.
В результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря развитию грудной клетки и углубленному дыханию и становится более собранным, насыщенным, компактным. Появляется тембровая окраска в голосе, полетность и звонкость. Голос становится более эластичным и подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В возрасте 10 – 13 лет в детских голосах различают регистры: головной, смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах).

Особенности голоса мутационного периода

Мутационный период – это возраст от 13 до 15 лет.

Приблизительно с 13 лет начинается бурное изменение детского организма – половое созревание. И это видно невооруженным взглядом: начинают меняться черты лица, дети быстро растут. Происходят резкие изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.

Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит. Меняется характер и поведение ребенка – он становится или замкнутым, или дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период – естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и формируется более интенсивно.

Время мутационного периода – начало и продолжительность — в каждом случае индивидуально. Оно может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Причем, если дети начали петь задолго до наступления мутации, то этот период протекает не так явно и проходит быстрее.
В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких звуков.

Особенности голоса послемутационного периода

Послемутационный период — это период от 16 до 18 лет.
При правильной работе в мутационный период 13 – 15 лет, к 16 годам начинают проявляться характерные черты взрослого голоса. Гортать в это время еще продолжает расти, но голос уже набирает силу и приближается по динамике к звучанию взрослого голоса. Продолжает развиваться дыхательный аппарат. Диапазон в этот период нужно развивать осторожно. Звук должен быть мягкий, без крика, так как связки после мутации еще не окрепшие и нежные.

Окончательно голосовой аппарат, как и человеческий организм, формируется лишь к 20 – 21 году.

Рассмотренные выше периоды – это стадии развития детского голоса. Нужно понимать, что каждый период, и каждый детский голос имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе над развитием детского голоса в классе вокала.

Библиотека

IMAGE

Мастер-класс преподавателя кафедры народных.
26.01.2022
18 января 2022 года в ДШИ № 1 им. П. А. Фролова состоялся мастер-класс старшего. Read More.

IMAGE

II Всероссийский конкурс-фестиваль имени В. С. Ходоша
28.12.2021
11-12 декабря 2021 года проходил II Всероссийский конкурс-фестиваль имени В. С. Ходоша. Read More.

IMAGE

Областном конкурсе инструментального.
27.12.2021
Поздравляем с успешным выступлением в Областном конкурсе инструментального. Read More.

Недавние фото

1 (4)

1 (3)

1 (2)

1 (1)

1 (8)

1 (7)

Популярное

IMAGE

Международный фестиваль искусства и творчества.
30.04.2016
В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль искусства и творчества. Read More.

IMAGE

Всероссийский хореографический конкурс «Танцующий.
30.04.2016
24 апреля 2016 года в городе Саратове состоялся Всероссийский хореографический. Read More.

Данная работа представляет собой методическую разработку. В ней даётся общая характкристика детского певческого голоса, особенности деского подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.

ВложениеРазмер
mr_detskie_golosa.doc 53.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Детские голоса и их характеристика

I. Общая характеристика.

II. Особенности детского подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.

1 Домутационный период

1) Период 6-7 лет

2) Период 9-11 лет

2 Мутационный период.

1) Период 12-13 лет. Основные признаки наступающей мутации.

2) Период 13-16 лет. Мутация человеческого голоса.

III. Методическое обеспечение.

Детские голоса и их характеристика

Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному. Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.

II.Особенности детского, подросткового и юношеского голоса в его возрастной динамике.

К началу обучения ребёнка в школе в 6-7 летнем возрасте гортань располагается выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.

С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории.

Вместе с тем известен опыт работы, педагог специально разрабатывает крайние звуки рабочего диапазона голоса детей младшего школьного возраста, всемерно развивая у них голосовую мышцу (Ф.Лысек, Г. Перельштейнас). В опытных руках подобная работа приносит вполне положительные результаты.

1) Период 12-13 лет. Наступление мутации это — младший подросток, в подавляющем большинстве обладающий с более или менее сформировавшейся голосовой мышцей , дополнительные возможности в исполнительской деятельности. Вместе с тем, и в этот период в голосе ребёнка при пении преобладает включение в основном краёв связок, что требует мягкой атаки звука, не напряжённого, негромкого звучания.

Основные признаки наступающей мутации:

  • сипота
  • покраснение голосовых связок; обнаруживающиеся при фониатрическом просмотре
  • желание откашляться.

По наблюдениям специалистов, у девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук. У мальчиков-подростков весьма заметна диспропорция в развитии отдельных частей организма. Фониотрические просмотры поющих детей, проведённых в лаборатории Научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР доктором В Алмазовым, показали, что дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростков. К примеру, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, оставаться прежними по ширине, т. к. гортань растёт больше в продольном направлении, нежели в поперечном, рост гортанных полостей отстаёт от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка (юноши) остаётся детским. И потому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата.

  1. Период 13-16 лет. 3 стадии мутации человеческого голоса.

Это - старший подростковый возраст. В данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация.

Такая неравномерность в развитии подростка создаёт для педагога определённые трудности, которые заключаются в том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений ребёнка. Следует петь в щадящем режиме — не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне Forte, особо бережно относиться к своему голосу.

Голоса мальчиков постепенно становятся мужскими, а голоса девочек — женскими.

3 стадии мутации человеческого голоса.

Диапазон голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы.

Высокие голоса девушек:

Юношеские голоса (по Д.П. Локшину):

  1. Послемутационный период.
  • Период 16-17 лет

В 16-17 лет ещё, по сути, нет взрослого голоса. Сила мышц лишь начинает приближаться к норме взрослого.

Детские голоса по своему звучанию отличаются от голосов взрослых. Основная их особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с развитием всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному у разных детей. Многое зависит от физического состояния организма, степени музыкальной одаренности ребенка, музыкальной среды и ряда других причин. С возрастными особенностями и вокальными возможностями детей тесно связана исполнительская характеристика детских хоров. Поэтому учет возраста школьников должен быть ведущим принципом организации школьного хорового кружка.

Хор младших классов

Голоса детей (7 – 10 лет) характеризуются особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца у них развита слабо. Грудное резонирование практически отсутствует. Рабочий диапазон колеблется между ре 1-й – ре 2-й октавы. Наиболее удобные (примарные) звуки ми 1-й – ля 1-й октавы. Задачи руководителя такого хора:

1. Выровнять звучание голоса на всех звуках диапазона.

2. Работа над унисоном.

3. Работа над дыханием.

4. Основной штрих исполнения legato.

5.Приучить к жесту дирижера.

Исполнительские возможности младшего хора довольно разнообразны в музыкально – выразительном плане. Искренность, открытость чувств, детская непосредственность, высокая степень отзывчивости на указания педагога – хормейстера – все это позволяет младшему хору исполнять разные по характеру сочинения, предназначенные специально для данного возраста. Желательно в репертуар такого хора включать одноголосные народные песни с сопровождением и без него, несложные песни или фрагменты из более крупных сочинений композиторов – классиков: Бетховена, Шуберта, Чайковского, Гречанинова и других. Разучивание и исполнение такого репертуара значительно обогащает музыкальные впечатления детей, поднимает на более высокую ступень развитие их певческих навыков, закладывает качественный фундамент для дальнейшего формирования музыкального вкуса школьников. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия. В целом звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. В этот коллектив учитель музыки отбирает детей с хорошими музыкальными и голосовыми данными, с учетом их желания заниматься пением в хоре.

Средняя группа хора

Основные задачи хора:

1. Развитие диапазона голоса.

2. Более яркое насыщенное звучание.

3. Развитое двухголосие.

4. Временное трехголосие – гармоническое и полифоническое.

Мутация

Все признаки мутации выявляются:

1. По изменениям в звучании голоса.

2. По субъективным ощущениям поющих детей.

3. При помощи врачебного осмотра (ларингоскопии).

Весь период мутации может быть разделен на три стадии:

Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребенка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые звуки, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой ) стадии (14 – 15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, т.к. разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Для третьей завершающей стадии (послемутационный период – 15 – 17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими звуками, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре малой – ре1-й октавы), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе, восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно определяется вид будущего взрослого голоса ( тенора или баритона ). Басы формируются из баритонов еще позже, в 17 – 19 лет. Их голоса обогащаются новыми тембровыми красками.

Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

В целях охраны детского голоса недопустимо:

1. Форсированное пение.

2. Несоблюдение возрастного диапазона и завышенный репертуар.

3. Неправильная техника пения, т.е. использование приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей.

4. Большая продолжительность занятий.

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений.

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях.

Занятия пением могут способствовать гармоническому развитию учащихся, их физическому здоровью, если они проводятся систематически с учетом возрастных анатомо -физиологических особенностей ребенка и охраны его голоса.

Хор старших классов

Возраст – 14 – 17 лет. Как уже говорилось, в возрасте 13 – 15 лет у детей проходит мутация. У детей, поющих до мутации, она протекает быстро и без резких изменений в голосе. В возрасте 16 – 17 лет учащиеся уже обладают элементами взрослого звучания голоса. В это время появляются определенные возможности в использовании грудного резонирования, что насыщает голос, делает его полнее, звучнее. Однако, только что сформировавшиеся юношеские голоса также нуждаются во внимательном к ним отношении и охране. Поэтому неразумно давать хору старшеклассников репертуар, требующий большой громкости звучания. Диапазон однородного хора старших классов:

Сопрано – до1-й – соль 2-й октавы, альтов – лямалой – ре2-й октавы. У отдельных участников этого хора может наблюдаться значительное разнообразие в диапазоне их голосов.

Исполнительские возможности старшего хора довольно разнообразны. Но они зависят от музыкальной грамотности участников, развитости их музыкального слуха, памяти, степени овладения вокально – хоровыми навыками. Если учащиеся к 5-му классу успешно освоили нотную грамоту, научились осознанно и чисто интонировать, то в старшем хоре они могут исполнять двух и трехголосные песни, хоровые сочинения с сопровождением и без сопровождения. Наиболее значительно в репертуаре этого хора должен быть представлен жанр современной музыки: хоровые циклы без сопровождения о природе, школе, о дружбе; отдельные хоры современных отечественных композиторов на стихи русских поэтов. В репертуар необходимо включить небольшое количество сочинений старых мастеров эпохи Возрождения и представителей стиля барокко, глубже представить творчество русских композиторов – классиков. Изучение такого сложного репертуара делает хоровые занятия интересным, ответственным, творческим делом для ребят.

Читайте также: