Шаманизм в забайкалье кратко

Обновлено: 05.07.2024

ШАМАНИЗМ, древнее религиозное направление. На тер. Заб. его исповедовали коренные народы, прежде всего эвенки (тунгусы), буряты. В нач. ХХ в. предпринята попытка науч. изучения Ш. В мае 1917 распорядительный ком. Иркутского ГО командировал в Заб. обл. Хангалова – известного знатока Ш. для исследования шаманского культа и приобретения предметов шаманства. Вновь науч. интерес к Ш. усилился в кон. века, причем он носил междунар. характер. В 1999 в США по приглашению Колумбийского ун-та побывал потомственный шаман, житель с. Челутай, Б. Ринчинов. Шаманы имели наследственное происхождение – избранничество, проходили школу подготовки и обрядовые посвящения, подразделялись на белых и черных, высших и не высших, в зависимости от степени посвящения обладали определенной атрибутикой: костюмом, головным убором, бубнами, тростями. Они сочетали в себе функции служителя культа, астролога, врачевателя, поэта, артиста, знатока традиций и родословных, общественного деятеля. Наиболее значительными праздниками были тайлаганы. Они начинались молебном и жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочного вина и различными играми-состязаниями (борьба, стрельба из лука, конные скачки).

ШАМАНИЗМ, древнее религиозное направление, система мировоззрения. Классическим вариантом считается Ш. сиб. народов, характеризующийся развитой системой мифологии, ритуальной практики. Специфика Ш. агинск. бурят состоит в том, что он вобрал в себя элементы как чисто бур. Ш., поскольку роды агинск. бурят происходят от хоринских, так и элементы эвенк. Ш., в результате ассимиляции с эвенками. Ш. – понятие, включающее в себя и шаманство как таковое, и верующих-шаманистов. Шаманство – социальная организация шаманов, имеющая свои школы, традиции, статусы.

Согласно сущности бур. Ш., мир, в т.ч. человек, создан высшими существами или же по их велению. Вселенная делится на 3 мира – верх. (небесный), ср. (земной) и ниж. (подземный), каждый из к-рых наполнен своими божествами и духами. Любая местность, озеро, лес, река, гора, имеют своего духа – хозяина, а животное и человек – душу. В мире множество духов (тэнгри) с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни – рождение, болезни, смерть, войны, урожай, удачи и т.п. Во гл. всех духов стоит вечное синее небо (Хухэ мунхэ тэнгри), к-рое все видит, все знает. Человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, приязнь или неприязнь. Шаманы – посредники между божествами и людьми, они обладают особыми качествами, дарованными свыше.

По представлениям шаманистов, 3 мира вселенной расположены один над др. по вертикали и каждый из них управляется особыми богами. Вечно синее небо считается мужским началом, дарующим жизнь, олицетворяет разум, целесообразность и высшую справедливость. Высшие духи – эзэны, наиболее могущественные и почитаемые из них – эзэны солнца и луны, наделенные функцией справедливости и творческого начала. Звезды образуют особую часть верх. мира, где собираются высшие существа – небожители. Особо почитается Солбон (Венера) – покровитель коней, созвездия Бол. Медведицы и Ориона. Эзэн подземного царства Эрлик Хан представляет грозное божество, имеющее помощников (писарей, судей, надзирателей, посыльных и т.п.). Его функция – судить и карать людей за их проступки. Существуют эзэны, покровительствующие хоз-ву и ремеслам, военной и общественно-административной деятельности, искусству, учебе, играм и развлечениям, семейному быту и лечению болезней.

У каждого священного места – свой эзэн: 1) эзэн всей земли (газар дайдын) этуген; он дарует богатство и плодородие, определяет форму всему сущему; 2) эзэн тайги баян Хангай; в его ведении находится весь животный и растительный мир, он дарует удачу в охотничьем промысле; 3) эзэны воды уhан хана (цари вод); их 27, они олицетворяют физические свойства воды, считаются покровителями рыболовных снастей и рыболовного промысла, гл. из них – уhан лопсон хан; 4) эзэны крупных рек, озер, островов, гор (рр. Лена, Ангара, Селенга, Иркут, оз. Байкал, о. Ольхон, Саянские горы и т.д.). Широко известны в Бурятии и Агинск. окр., стоят на одной из верх. ступеней иерархии и имеют обычно титул нойон; 5) эзэны локальные. К ним относятся духи – хозяева всех местных рек, озер, гор, возвышенностей, рощ и т.д. степень их почитания ограничена тер. улуса, рода, общины; 6) эзэны небесных тел и воздушных явлений.

В понятиях раннего бур. Ш. у человека 3 души. Первая – хорошая душа – заяши, вторая – ср. душа – дух, третья – худая душа, постоянно пребывающая в теле. После смерти человека хорошая душа поднимается на небо, ср. душа делается духом и странствует по земле, а худая душа остается около тела, пока оно не истлеет, тогда она превращается в вихрь.

Акт посвящения (шанар) в шаманы был большим событием в жизни улусно-родовой общины и представлял собой сложный комплекс символических действий. Для обряда подготавливали 63 березы, ставя их в ряды по 9. Также устраивали помост, чум, юрту, сэргэ . Гл. действующие лица, старый шаман и посвящаемый, устанавливали связь с небом и совершали жертвоприношения. Им помогали и живые помощники, и духи-онгоны. Волшебными помощниками шамана являлись изображения различных зверей и птиц, пришитые к его костюму. Обряд длился от 3 до 9 дней. Прошедший шанар получал звание и право заниматься шаманством. Бур. шаманы в течение своей жизни могли пройти 9 посвящений, каждый раз поднимаясь на новую ступень иерархии, повышая свой статус в обществе и пополняя свою атрибутику новыми предметами: бубном, тростями, кортиками и т.д.

Степени посвящения агинск. шаманов: 1) шанартай боо – посвященный шаман; 2) едоото (жодоото) боо – шаман с пихтовой корой, т.е. посвященный, получивший пихтовую кору для отправления служб; 3) шэрээтэ боо – обладающий алтарем, т.е. правом посвящать др. в очередную степень жреческого ранга; 4) нойтлохон боо – принявший омовение; 5) hорьбито боо – имеющий трости; 6) оргойто боо – имеющий железную корону с рогами; 7) Хэсэтэ боо – имеющий один или несколько бубнов; 8) дуурэн боо – полный шаман, получивший все необходимые атрибуты в результате прохождения нескольких посвящений; 9) заарин боо – великий шаман.

У каждого шамана есть духи-помощники и духи-покровители, с к-рыми он общается во время камлания. Именно от их кол-ва зависит могущество шамана. Эти духи отличаются друг от друга, и от каждого он получает особые знания и возможности. Духи-помощники чаще всего имеют облик диких зверей, птиц, рыб. Духами-покровителями обычно становятся духи умерших предков шамана. Нередко обретение духов-помощников и духов-покровителей связано с феноменом оборотничества. У агинск. бурят существует поверье, что каждый шаман может превращаться в медведя. Наиболее распространенной формой призвания духа-помощника или духа-покровителя является произнесение его имени и подражание его природе; это особенно характерно для духов, предстающих в облике животных. Важное место отводится духам умерших предков-шаманов. В некоторых традициях они принимают непосредственное участие в судьбе будущего шамана: они не только избирают нового кандидата, но и дают ему посвящение.

Раньше бур. шаман являлся достоянием родовой общины, общественным деятелем определенного масштаба и направления. В нем нуждались все, независимо от социальной принадлежности. Вопрос о подготовке и посвящении шамана был делом всего услуса или рода, потому что обряд посвящения стоил дорого. Старейшины улуса старались строго отбирать кандидатуру, учитывая умственное и физ. состояние претендента, различные его способности.

Бубен — инструмент, сопровождающий шамана в его

"Речь идет не только о бурятских или эвенкийских поселениях, но и, скажем, о селах в окрестностях Читы, в которых преимущественно проживают русские", — рассказывает доктор философских наук, религиовед Артем Жуков, добавляя, что религиозные организации шаманов — "посредников" для общения с миром предков — есть и в самой Чите, и, например, на территории Агинского Бурятского округа.

"Шаманов в Забайкалье много, — согласен с Жуковым председатель религиозной организации "Хун шубуун" ("Лебедь") Нима Борокшонов. — Мой учитель говорил, что его учитель ему рассказывал о временах, когда в каждой семье, в каждом доме будет жить шаман. Это темное время, когда, чтобы уберечь своих потомков, духи предков назначат в нашем мире защитников для своих детей и внуков".

По данным забайкальского ученого, кандидата философских наук Алексея Янкова, только в селе Челутай Агинского Бурятского округа живут несколько десятков людей, занимающихся различными шаманскими практиками.

При этом, по оценке Артема Жукова, именно шаманистов, то есть тех, кто придерживается правил только этой веры, в крае немного, и зачастую это только сами шаманы. Большинство же забайкальцев придерживаются религиозного синкретизма: считая себя, например, православными, они в дороге останавливаются возле священных для буддизма или шаманизма мест, оставляют там монеты, привязывают к деревьям ленточки. Обычное для забайкальцев дело — в случае болезни обратиться за помощью к буддийским ламам или шаманам.

Во что верят

"У меня восемь предков (с духами которых идет общение — прим. ТАСС), это далекие предки — до девятого колена. Когда во время обряда камлания я впадаю в транс — это похоже на сон, какие-то обрывочные образы. Иногда и вовсе ничего не помню", — говорит Борокшонов. При этом участники ритуала в этот момент слышат, как шаман говорит чужим голосом, а специальный человек, "переводчик", разъясняет им, что говорит шаман. По мнению верующих, в этот момент в тело шамана входит дух одного из предков — онгон.

На обряд

Помимо наличия духов предков шаманы, как пишет Янков в "Энциклопедии Забайкалья", верят, что Вселенная делится на три мира — небесный, земной и подземный, каждый из которых наполнен божествами и духами. Любая местность, будь то озеро, лес, река или гора, имеют своего духа — хозяина, а животное и человек — душу. Во главе всех духов стоит вечное синее небо — Хухэ Мунхэ Тэнгри, которое, считают верующие, все видит и все знает. Люди, по убеждению шаманов, могут влиять на духов, принося им жертвы, обращаясь к ним с молитвами, соблюдая определенные правила.

"Конечно, настоящими шаманистами являются только сами шаманы, их близкие и родственники. Остальные люди, потребители, могут активно обращаться, но в связи с конкретными нуждами, зачастую из-за болезней. С излечением, как правило, все и заканчивается", — пояснил Жуков.

Как становятся шаманами

Все шаманы, рассказал Борокшонов, проходят через особые испытания: "шаманские болезни", которые, как правило, трудно диагностируются, обмороки, удары судьбы. "Чтобы понять боль другого человека, нужно самому пройти через испытания — взлеты, падения, болезни", — добавляет он.

Сам Борокшонов — пенсионер МВД. Он рассказал, что симптомы "шаманской болезни" появились у него еще в конце 1990-х: "Однажды, еще в 1998 году, у меня голова закружилась, упал, серьезно заболел. Диагноз до сих пор не поставили". Потом и братья заболели, родственники поехали к шаману, "делать обряд". Тогда и выяснилось, что милиционер — "человек отмеченный" и что он "должен это на себя взять".

Каждый элемент шаманского костюма имеет свое значение Евгений Епанчинцев/ТАСС

"Я же отказывался, не хотел этого. А потом, с 2010 на 2011 год, сильно заболел, в реанимации был. Тогда ко мне друг приехал — шаман из Бурятии. Решили, что от судьбы не уйдешь", — отметил он.

Обряд посвящения проходит на открытом воздухе. Специально для его проведения готовят березы, иногда устанавливают помост, коновязь — сэргэ, юрту. Главными действующими лицами становятся старый шаман и посвящаемый.

"В начале обряда мне стало плохо, голова закружилась, все заболело. Потом, когда вокруг дерева шел, меня как будто кувалдой по голове стукнули — провалился куда-то. Когда вышел из транса, почувствовал себя 20-летним, полным сил, здоровым, словно и не болел. А родственники вокруг смотрят на меня испуганно — оказывается, я все это время голосом бабушки говорил, она сильной шаманкой была. Вот тогда у меня сознание и перевернулось", — вспомнил Борокшонов.

Шаманы дают клятву, в которой в том числе обещают не жалеть себя ради других людей и не гнаться за деньгами.

Как проходят обряды

По словам Жукова, у шаманов есть ежегодный календарь обрядов, и он очень насыщенный. В феврале, с наступлением нового года по лунному календарю, проводятся праздничные обряды, которые, как считают верующие, приносят добро, счастье и благополучие.

Проводятся и ритуалы, посвященные "хозяевам местности". Один из самых массовых — обряд жертвоприношения (тайлаган), который ежегодно в конце мая или в начале июня проводят на Титовской сопке в Чите. В 2017 году в нем участвовали более 20 шаманов.

Обращаясь к

Титовская сопка — высочайшая точка в окрестностях Читы. Это место почитается и православными — на ней находятся часовня Святого Александра Невского и поклонный крест, и буддистами — здесь они проводят свои ритуалы, и шаманами, по мнению которых на сопке обитает покровительница города Айралжан Хатан Эжы.

"В XVII веке эти земли поразил мор. Гибли буряты, расселившиеся по реке Ингода, погибал их скот. Люди обратились за помощью к местной шаманке Айралжан Хатан Эжы. Она пришла на эту гору и молилась здесь три дня и три ночи. Боги остановили мор взамен на ее душу — шаманка умерла. Но перед смертью она повелела похоронить себя у подножия этой горы", — сказал верховный шаман религиозной организации "Хаан-Тэнгэри" Баир Цырендоржиев.

Призывая Айралжан Хатан Эжы и преподнося ей дары, шаманы бьют в бубны и молитвенно обращаются к богине. В дар ей преподносят чай, водку, молоко, печенье, конфеты, масло, а также разделанную тушу молодого барана.

Как борются с шарлатанами

В остальное время шаманы принимают людей. "Приходят с болезнями, которые являются следствием нарушения ауры, духовного состояния человека, его невидимой защиты. Это результат и сглазов, и грехов самого человека", — считает Борокшонов.

Есть, по его словам, и такие люди, "к которым бесы подселились". Такое "подселение", уверен шаман, приводит к психологическим расстройствам. "Причем таких людей становится все больше. Это из-за того, что мы стали чаще нарушать гармонию природы", — заявил он.

Деревья с десятками повязанных ленточек — один из главных символов шаманизма Евгений Епанчинцев/ТАСС

В последние годы, говорит Борокшонов, появилось много шарлатанов, лжешаманов. Такие люди, например, устанавливают тарифы на свои услуги, чего делать нельзя. "Если берешь, то столько, сколько дают. Никаких тарифов быть не должно. Так нельзя. Если человек болеет, ты ему хоть за спичку, а помочь должен", — уверен он.

Кроме того, шаман убежден, что обман горько аукнется тем, кто наживается на чужом горе. "Я по себе знаю, что если человек обратился, а я неправильный диагноз поставил, что-то не то сделал, получу очень жестко — сон пропадает, колет то здесь, то там, — добавляет Борокшонов. — Быть шаманом — большая ответственность"​.

Шаманы Забайкалья: заклятые места

Несмотря на мирное существование множества религиозных концессий в Забайкалье, наша земля хранит традиций и тайны, возникшие давным-давно. Неотъемлемым мистическим символом края и по сей день являются шаманы. Интерес к этой теме не ослабевает, а напротив – растет с каждым годом. После публикации стати о забайкальских шаманах в редакцию «Комментатора было много обращений с просьбой продолжить тему.

Черные силы Саханая. Свидетельства очевидцев

На поляне возле вершины, среди снегов – выжженная площадка в виде круга. Кто – то недавно был тут, и, судя по всему, совершал какие-то ритуалы.

— Тут черные шаманы собираются. Причем, не только наши, а со всей страны едут, — полушепотом комментирует наш проводник Дондок. Ему тут жутко и неуютно, и только обещанная оплата услуг не позволяет развернуться и броситься наутек вниз, в Дульдургу.

Пока Дондок рассказывает нам местные байки, мой коллега замечает чуть не над нашими головами странное темное пятно. Оно появляется на высоте около 30 метров и по размеру схоже с футбольным мячом. Затворы фотокамер работают беспрерывно но…увы! Вместо изображений на картах памяти остаются лишь белые квадраты – словно неумелый фотограф поставил значение светочувствительности на высшую отметку.

А читинский турист Игорь Раздобрев стал свидетелем странного случая на вершине Ело-Шабартуй – горы в системе Саханая.

— Прошлым летом мы, наконец, добрались до этих мест. Сперва отдыхали на речке Иля, а потом решили все-таки вскарабкаться на Саханай. Подъем нас вымотал – договорились ночевать тут же. Благо – запасы воды позволяли. Когда сидели у костра ночью, то увидели в небе, прямо над нами, нечто похожее на северное сияние. Только цвета были все в одной красно-оранжевой гамме. И еще нам всем одновременно слышалось, что как будто кто – то поет странным голосом. Словно, это поют не люди, а другие существа. И так же все одновременно почувствовали сильный страх, вплоть до панического ужаса. Еще бы немного, и мы кинулись бы по тропе вниз. Но там можно разбиться в темноте. Потому я заорал на всех и приказал лезть в палатку спать.

Могила на Ингоде

Участники экспедиции так описали свои наблюдения в этой аномальной зоне:

Мертвец казнил студентов

Ночью студенты проснулись из-за того, что снаружи палатки началась настоящая буря. Вдруг все услышали за этим шумом, что кто-то ходит вокруг палатки. Вскоре стало ещё хуже: кто-то стал со страшной силой долбить по палатке снаружи. Плотная ткань едва не расходилась под ударами. Девушки стали кричать. И тут мужской голос по-эвенкийски велел выйти из палатки двум студентам. Причем голос назвал их поименно. Именно эти двое старались отговорить друзей безобразничать на могиле.

Парни вышли, осмотрелись — ничего не видно, темно, ветер беснуется, травы и листья летают по воздуху. Постояли пару минут, продрогли и залезли обратно. А там… все их друзья и подруги лежали на своих местах — мёртвые, с искажёнными от ужаса лицами. От такого зрелища парни несколько тронулись умом, стали кричать и бегать кругами. Наконец, кое-как пришли в себя, сели в автомобиль и в деревню, где сообщили в сельсовет об инциденте.

Дальнейшая судьба этих двоих неизвестна. Известно лишь, что никакой бури в округе в ту ночь не было, и следствие изрядно потрепало парней, но в итоге их отпустили, так как выяснилось, что их друзья погибли от сердечного приступа.


Эта тема была закрытой для обсуждения в советские времена. Да и сейчас, учитывая наступательную политику официальных религий, информация об этом учении появляется только на специализированных сайтах и в таких же изданиях. Однако, для Забайкалья тема шаманизма — отнюдь не праздный интерес. Шаманизм – одна из основных религий коренного населения.

Шаман отворил уста

Молодая пара из Петербурга привезла в Агинский округ своего шестилетнего сына, надеясь только на чудо. Совершенно здоровый и нормальный по всем показателям ребенок не говорил с рождения. Не помогли профессора из именитых московских и питерских клиник и разные знахари – чудодеи. Неведомо как отец услышал о том, что в семи тысячах километрах живет шаман, который творит чудеса.

Когда они добрались до села Челутай, и попали на прием к легендарному врачевателю, он даже не стал слушать родителей – понял все с первого взгляда. Присел на корточки перед ребенком, в свой рот он взял обычный дверной ключ, другой его конец (который вставляют в замок) поднес ко рту ребенка. Сделал вращательное движение. И мальчик тут же заговорил. На радостях родители подарили шаману джип. На нем он ездит и по сей день.

Бросил пить и стал писать

26-летий житель Читы спивался на глазах у матери. После развода с женой он приходил домой, запирался в комнате и пил в одиночку. Утром мать выносила пустые бутылки. Наконец она поставила ультиматум – или лечить или… В общем, Сергей (имярек – прим. авт.) согласился.

Шаман Оюн после недолго беседы сказал – я тебе тут не нужен. Все находится в тебе – и сила и слабость. Но, если ты не можешь погубить тягу к вину, мне придется тебя изменить. Согласен?

Сергей утвердительно кивнул.

Труп нашла шаманка

Муж не вернулся домой с работы. Это было на него совсем не похоже. Жена бросилась в милицию. В райотделе по месту жительства ее просто послали подальше: заявления о пропаже принимаются только через трое суток, а ваш мужик просто загулял. На все утверждения, что он не такой, дежурный ей ответил: да все они не такие до поры до времени. После бессонной ночи несчастная женщина поехала в отдел милиции по месту работы. Там ее приняли участливо и завели дело. Один из оперов даже отложил свой отпуск.

— Крепитесь, ваш муж мертв.

Потом достала карту и указала, где лежит тело. Там оно и оказалось – в горном массиве у Молоковки. Позже опера нашли преступников: ими оказались два юноши и один несовершеннолетняя девушка. Накануне они проиграли в карты крупную сумму и решили угнать машину, что бы продать и погасить долг. Так и поступили – только газовый баллончик на крепкого мужика не подействовал. Тогда его истыкали самодельной заточкой.

Я тебя пометила!

Учительница бурятского языка до 50 лет ничем не болела. На 51-м году жизни случилось несчастье – банальная желтуха, которая обычно проходит за две-три недели, растянулась на месяцы. Многочисленные обследования не приносили результата, анализы терялись, рентгеновские снимки мистическим образом оказывались засвеченными.

Отчаявшиеся что-либо понять, врачи велели ей ложиться на операцию. Но в ночь перед операцией снится заслуженной учительнице сон, будто варит она самое себя в огромном котле, а те кусочки, что уже сварились, отламывает совершенно безболезненно и красиво выкладывает на большое белое блюдо. Она собрала вещички и прямо из больницы побежала к старой шаманке. Та, лишь бросив взгляд на пациентку, спросила, мол, нет ли у вас, такого-то родимого пятна на таком-то месте?

– Есть, – ответила учительница упавшим голосом.

– Это я тебя еще в утробе матери пометила! – говорит шаманка. – А болезнь твоя – не болезнь вовсе. Это духи твои тебя призывают. Быть тебе шаманкой!

Желтуха прошла, а учительница с тех пор служит людям за… кто сколько принесет. Вот уже 15 лет она ведет прием в своем доме, что стоит в самом центре поселка Агинское. Нехитрый шаманский реквизит изготовил муж – учитель географии. Лечит шаманка все – от фатального невезения в бизнесе, до алкогольной зависимости. От пациентов нет отбоя, люди к ней едут со всего Забайкалья, а некоторые даже из Москвы.

Читайте также: