Шалва амонашвили биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Амонашвили Ш.А. – знаменитый российский педагог, психолог, ученый-новатор в сфере педагогической психологии. Он ведет педагогическую работу с детьми, основываясь на гуманно-личностном подходе, который является синтезом философии, педагогики сотрудничества и основ бытия. Его методика обучения и воспитания направлена на личностное развитие детей, построение доверительных и уважительных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

Шалва Александрович родился в $1931$ году в Грузии в городе Тбилиси. Амонашвили окончил Тбилисский университет и стал членом НИИ педагогики Грузии, где и проработал до $1991$ года.

В $1958$ году он закончил аспирантуру, а в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике, но от которой впоследствии отказался, так как она входила в противоречие с его новыми педагогическими взглядами. Именно в это период он занимался исследованием и обобщением религиозных первоисточников, педагогических трудов знаменитых педагогов и психологов. На базе этого им была создана новая гуманная педагогика.

В $1972$ году он получил степень доктора наук по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии и начал преподавать в московской школе, превратив ее из отстающих в процветающую всего за два года.

В $1980$ году Амонашвили стал профессором Московского педогогического университета. С $1987$ года по совместительству занимает должность гендиректора экспериментального НПО Министерства образования Грузии.

С $2001$ года Шалва Александрович возглавляет в Москве Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов. Деятельность этого ученого признана во многих странах мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманная педагогика Амонашвили

Амонашвили стал первым педагогом-новатором, провозгласившим педагогику сотрудничества, синтезировавшим педагогический опыт предшественников и современников. Педагогика Амонашвили не надламливает ребенка, не изменяет, а полностью принимает.

Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:

  • любовь к ребенку;
  • очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
  • проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.

В результате использования данных принципов педагог начинает чувствовать детей, а у детей рождается доверие к нему. Соответственно, педагогический процесс становится эффективным, так как ученики уверены, что всегда смогут получить ответ на заданный вопрос. Ответ педагога затрагивает глубинные чувства детей и стимулирует у них интерес к явлениям действительности. Это самый надежный путь к саморазвитию и многостороннему познанию ребенка.

Амонашвили полагает, что эффективность воспитания и обучения полностью зависит от личности педагога, который должен:

  • понимать детей и их позицию, быть снисходительным;
  • верить в результат и быть деятельным оптимистом;
  • обладать лучшими личностными качествами.

При выполнении этих условий ребенок превращается в соратника в процессе своего воспитания, а учитель является проводником между духовностью и ребенком.

Гуманность по отношению к детям, вера в них провоцируют детское саморазвитие. Дети вступают в сотрудничество с педагогом, а он в свою очередь их энергию направляет на эффективное познание.

Амонашвили придерживается мнения, что нет отстающих детей. Их надо просто любить, а воспитанием с ними заниматься в подходящей духовно-нравственной среде, создаваемой учителем.

В школах Шалвы ставятся следующие задачи:

В его школах отсутствует оценочная система, унижающая достоинство ребенка. Детские успехи не сравнивают. Ребенок соревнуется исключительно сам с собой и с собственными достижениями. В результате этого исчезает соперничество, которое заменяется взаимопомощью и взаимовыручкой. Дети учатся радоваться чужим успехам.

Учеников в таких школах привлекают к выстраиванию учебного процесса. Ребята сами составляют задания, пишут собственные учебники и организуют уроки. Познание проходит на добровольной основе и высочайшем духовном уровне. В процессе обучения педагог-гуманист не просто дает знания, а помогает в освоении моральных и духовных ценностей общества, в понимании целостности взрослой жизни и жизни ребенка.


Амонашвили Шалва Александрович – психолог и педагог, новатор в области педагогики, исследователь. Создатель собственной методики работы с детьми. Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии.

Детство и образование

Шалва Александрович родился в Тбилиси, что относится к Грузии, 8 марта 1931 года. Отец мальчика погиб в 1942 году в Крыму, на одном из оборонительных рубежей. Мать одна воспитывала двоих детей, Шалву и его сестру. На протяжении всей жизни, не смотря на все тяготы мама прививала брату с сестрой верность, чувство справедливости и сердечность.

После окончания школы, следующей ступенью в биографии стало поступление в государственный университет, что находился в Тбилиси. Выбор основного направления выпал на факультет востоковедения. Его педагогическая деятельность началась в 1952 году не в школе, а в обычном советском лагере, в роли пионервожатого, когда молодой человек только окончил второй курс. Позже была практика и в учебном заведении где юноша вел труды и историю. С 1955 года зачислен в штат сотрудников НИИ имени Гогебашвили в Грузии. В 1958 году с успехом защитился и окончил аспирантуру здесь же при НИИ педагогики. Спустя еще два года молодой человек защитил диссертацию по педагогике, получив звание кандидата наук. В НИИ Амонашвили проработал вплоть до 1991 года, при этом последние восемь лет он сам возглавлял институт.

Шалва Александрович Амонашвили

В последствии Шалва Александрович откажется от всех научных званий, так как по его убеждениям они будут противоречить новым его взглядам как педагога. В период работы в институте Шалва проявил себя в роли исследователя, раскрывая и обобщая все имеющиеся религиозные первоисточники и педагогические труды Выготского, Сухомлинского, Давыдова, Рерихова, Бердяева, Эльконина и Флоренского. Именно на основании своих собственных исследований Амонашвили за несколько лет создал свою собственную методику или как сам ее назвал – гуманную педагогику.

В 1972 году Амонашвили защищает докторскую степень в институте педагогической психологии в Москве. В тот же год наступила новая глава в его биографии, так как ученый и исследователь устроился работать в одну из школ. Всего за два года учебное заведение из отстающих переместилось на позиции лидеров.

В 1980 году исследователь занимает должность профессор, а с 1987 года, стал совмещать эту должность с работой в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. В этот сложный период его поддерживает жена и Давыдов. В тоже время новатора в методике преподавания постоянно грозят уволить и нещадно критикуют.

Гуманно-личностная педагогика

Исследования в области педагогики проводились учеными во все времена. Каждое такое исследование давало жизнь новому направлению или как в случае с Амонашвили целой идее, получившей название гуманно-личностная педагогика. Идея стала основой для образования, раскрывая психологические особенности ребенка. В основе лежат аксиомы и выводы о взаимодействие души и Высших Сил.

Шалва Александрович Амонашвили

Шалва Александрович стал учителем-первооткрывателем, который сказал, что педагогика сотрудничества должна идти вместе с опытом и современностью. Его методы не ломают ребенка, а делают его равным признавая все его сильные и слабые стороны. В работе у него основными принципами стали:

  • Любовь к детям;
  • Душевный комфорт для ребенка и равновесие;
  • В каждом из учеников прожить самого себя;

Если придерживаться данных принципов ребенок непременно откроется и будет доверять. При этом процесс познания принесет больше положительных результатов, так как ученики не будут бояться задавать вопросы и получать на них ответы. А это в свою очередь лучший способ к саморазвитию и познанию. При этом каждый учитель обязан обладать следующими качествами:

  • Умение понимать учеников, быть на их стороне;
  • Верить в результат и вселять уверенность;
  • Человеческие качества: сдержанность, улыбчивость, доброжелательность, интеллигентность, любовь;

Только при таких условиях будет положительный результат. При сотрудничестве учитель станет той силой, которая толкает и направляет в нужном направлении, в то время как сами дети полны энергии необходимой для обучения. Ученый утверждает, что не бывает слабых и отстающих учеников, просто необходимо создать для них благоприятную обстановку.

Шалва Александрович Амонашвили

Во всех школах, занимающихся по принципу Амонашвили стоят следующие задачи:

В школах Амонашвили не существует оценок, способных разделить учеников на лучших и отстающих. Каждый соревнуется с собственными возможностями. При этому у детей нет соперничества, а только взаимная поддержка и помощь. Ученики не только учатся, но и сами создают программы и организовывают свой учебный процесс. На практике доказано, что такой метод приносит положительные высокие результаты. Нужно отметить, что после нескольких лет экспериментального обучения, новая система Министерством образования РФ была рекомендована для применения в школах.



Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

Биография Шалвы Александровича Амонашвили

Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.

С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.

В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.

В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.

С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).

С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.

Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:

  • д-р психологических наук (1973)
  • профессор Московского педуниверситета (1980)
  • ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
  • д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
  • п. ч. РАО (1993 – 2001)
  • д. ч. РАО (2001)
  • иностранный ч. АПН Украины (2006)
  • почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
  • награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).

Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.

Теория гуманно-личностной педагогики

Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.

Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:

  • о реальности Высших Сил;
  • на бессмертности души;
  • о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.

На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.

На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:

  • это особое явление в земной жизни;
  • носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
  • в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.

Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили

Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

  • любить ребенка;
  • очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
  • проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.

Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:

  • уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
  • быть деятельным оптимистом, верить в результат;
  • обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.

Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.

При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:

В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.

Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.

Родители и учителя — последователи гуманной педагогики

Система воспитания и обучения по Амонашвили — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, "питание оси", оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.

При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:

  • стихийное — что будет, то будет;
  • традиционное — основано на традициях семьи;
  • идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
  • системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.

Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:

  • Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
  • Цель воспитания.
  • Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
  • Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
  • Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).

Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.

Слово в защиту гуманной педагогики

Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.

Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.

Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.

Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.

Популярность гуманной педагогики

Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире. В Москве работают экспериментальные школы №1715 и 200, в Санкт-Петербурге № 38, где научным руководителем является сам Шалва Амонашвили. Такие школы работают в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.

Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.

Контакты Ш.А. Амонашвили

Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве. Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.

Библиография Амонашвили

Амонашвили Ш.А.:

Учебно-образовательные книги:

1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.

2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.

3. Созидая человека. — М., 1982.

4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.

5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.

6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.

7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.

8. Культура педагогического общения. — М., 1990.

9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001

10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.

11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.

Философско-образовательные книги:

1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009

2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.

3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.

4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.

5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.

6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.

7. Истина Школы. — М., 2006.

8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.

9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.

10. Вера и любовь. — М., 2009.

11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.

12. Письма к дочери. — М., 2010.

Художественные книги:

1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.

2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.

3. Саломея. — М., 2010.

4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.

5. Свет во тьме. — М., 2010.

Педагогическая симфония (трилогия):

1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.

2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.

3. Единство цели. — М.,1987, 2002.

Краткое содержание некоторых книг:

1. Вера и любовь.

Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.

2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.

О пути учителя Света.

3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.

О раскрытии в ребенке его дара.

4. Баллада о воспитании.

Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.

5. "Улыбка моя, где ты?"

О взаимоотношении ученика и учителя.

6. Тайна Альбрехта Дюрера.

Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.

7. "Спешите, дети, будем учиться летать!"

Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.

8. "Почему не прожить нам жизнь героями духа?"

Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.

9. "Без сердца что поймем?"

О силе сердца для общества и образования.

10. Исповедь отца сыну.

Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.

11. Истина школы.

О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.

12. Рука водящая.

О судьбе учителя поневоле…

13. Свет во тьме.

О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.

14. Амон-Ра.

О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.

15. Как любить детей (Опыт самоанализа).

Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.

16. "Созидая, не разрушайте. "

Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.

17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).

Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.

18. Пути выращивания письменно - речевой деятельности.

Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.

Смотрите также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Шалва Александрович Амонашвили (1931) - советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.


Основные установки:

Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность

Основные методические подходы:

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Биография

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система "Школа Жизни" (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе "Школа Жизни" работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.

Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.

Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: "Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов".

Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.

В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.

Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную "Антологию гуманной педагогики". Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.

Философия Гуманной Педагогики.

Амонашвили предлагает три постулата:

Ребенок – это явление в нашей жизни . Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.

У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.

Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.

  • страсть к развитию
  • страсть к взрослению
  • страсть к свободе.

Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.


Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:

погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;

направим его взор на свой внутренний, духовный мир;

пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;

разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;

Структура уроков.

Амоношвили рекомендовал учителям также структурные схемы уроков. Схемы по тому или другому предмету имели свои особенности. Своеобразными были и уроки по обуче­нию грамоте, по чтению и письму. Однако все они включали в себя те компоненты, которые исходили из общего направ­ления экспериментального обучения на содержательно-оценочной основе. Такими общими компонентами были:

1) постановка перед учащимися учебно-познаватель­ных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока);

2) организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом);

3) содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуальный и коллективный характер и сопровождающая процесс разрешения учебно-познавательной задачи;

4) подведение итогов урока в соответствии с постав­ленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.

Таким образом, концепция А.Ш. Амонашвили, поднимая на щит высокие идеалы и любовь к ребёнку, является светочем для современных педагогов, в ней мы можем черпать вдохновение и свежие идеи для своей деятельности.

Шалва Амонашвили


Шалва Александрович Амонашвили – советский, грузинский и российский педагог, доктор психологических наук, академик АПН СССР.

Содержание

Шалва Амонашвили / Биография

Шалва Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Отец ушел на войну добровольцем и погиб в начале войны в Крыму. Воспитанием маленького Шалвы занимались мать, бабушка и дедушка. С детства он любил писать стихи, пьесы, философские эссе, ставить спектакли.

Как говорит сам Шалва Амонашвили, пройдя через руки своих учителей, педагогом он становиться не собирался. Его влекла журналистика, но так как в школе задержали выдачу аттестатов на несколько дней, он не успел подать свои документы на этот факультет: все места для медалистов были уже заняты. Для того, чтобы осуществить свою мечту, он подал документы на факультет востоковедения в группу иранской филологии. В школу Шалва Александрович попал совершенно случайно, желая помочь финансово своей семье, которая в тот момент едва сводила концы с концами. Ему, студенту второго курса Тбилисского университета, предлагают стать старшим пионервожатым в одной из школ, и он соглашается.

Сам Шалва Александрович говорит, что он не шел в школу для того, чтобы сделать ее смыслом своей жизни, но знал, что работать надо честно. В школе с его приходом закипела пионерская жизнь. Как старший пионервожатый, он ходил с учениками в походы, участвовал в общественной жизни, ставил с ними спектакли. И во всей этой круговерти школьной жизни Шалва Амонашвили был не над ребятами, а вместе с ними. Постепенно, работая в школе, он осознал себя не студентом-учеником, а начинающим молодым педагогом среди более опытных коллег. Как рассказывает он сам, его мысли о дипломатической службе и журналистской карьере в тот момент постепенно блекнут и он понимает, что пришел к детям в школу навсегда.

К постепенному изменению стиля своей педагогической деятельности его подвели сами ученики. Именно с ними он начинает изучать и обсуждать Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Якова Семеновича Гогебашвили, Константина Дмитриевича Ушинского и Антона Семеновича Макаренко. В это же время, ища для себя новое в педагогике и психологии, он перечитывает труды В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Л.С. Выготского и другие психологические и философские источники. На основании этого он начал осознавать и формировать принципы и основы новой гуманно-личностной педагогики.


Педагогические притчи / Ш.А. Амонашвили


Как живете, дети? Пособие для учителя / Шалва Амонашвили


Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Шалва Амонашвили


Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках / Шалва Амонашвили


Основы гуманной педагогики. Учитель. Книга 5. Учитель / Шалва Амонашвили

В 1972 году Ш.А. Амонашвили защищает докторскую диссертацию по психологии и в 40 лет и становится доктором наук. Статьи о Шалве Александровиче иногда появлялись на страницах периодических изданий. Но в это же время Министерство образования Грузии приостанавливает эксперимент в школах; мэтру педагогики туда ходить запрещено. В освободившееся от занятий время, отчасти от отчаяния, он начинает писать свою первую книгу.

В эти же годы С.Л. Соловейчик приглашает Ш. А. Амонашвили в одну из своих передач на центральное телевидение. Благодаря этому об опыте его работы узнает вся страна. Здесь же он знакомится с другими педагогами, которые привносят в существующую систему образования что-то новое и интересное. Тогда их называли педагогами-новаторами. В беседах и разговорах между ними рождаются основы педагогики сотрудничества, где главное – глубинная духовная взаимосвязь: учитель – ученик.

Среди этих томов есть и произведения самого Шалвы Александровича. Книги мэтра гуманно–личностной педагогики очень разные. Это и переиздание его первых книг, и размышления о современной педагогической культуре и известных педагогах современности, педагогические притчи, философские трактаты.

В начале XXI века под руководством Ш.А. Амонашвили образовался Международный Центр Гуманной Педагогики. Каждый год здесь проводятся Международные педагогические чтения, на которых собираются педагоги из разных стран. Международный центр имеет свой символ – лебедь на фоне сердца. Он обозначает единство любви и мудрости и присутствует на всех книгах, выпускаемых Издательским Домом Шалвы Амонашвили, как символ гуманно–личностной педагогики.

В настоящее время Ш.А Амонашвили возглавляет Академию Гуманной педагогики, которая реализует образовательные программы, как для родителей, так и для учителей. Здесь же проводятся встречи, семинары, фестивали для всех интересующихся гуманно–личностной педагогикой.

Кроме этого, Шалва Александрович Амонашвили руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете.

Читайте также: