Шахматы это кратко для кроссворда

Обновлено: 05.07.2024

Играется двумя игроками по шахматным правилам и турнирным правилам ФИДЕ [1] (игра по переписке, он-лайн, телефону и пр. регламентируется дополнительными правилами). По иным правилам играются варианты шахмат, включая национальные (сёги, сянци), отличительные от классических шахмат (шахматы Фишера, шахматные поддавки), гибридные (шашматы, шабел), с изменением геометрии доски (гексагональные шахматы) и пр. В шахматной композиции составитель может менять размеры доски, вводить новые фигуры, изменять правила хода и т. п. В науке изучаются различные аспекты шахматной игры (например, классическая Задача о ходе коня и Задача о восьми ферзях), в том числе производится компьютерное моделирование игры.

Содержание

Правила

Доска и начальная позиция

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Поля нумеруются по горизонтали латинскими буквами от a до h слева направо, по вертикали цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета, а поле а8 — белое.

Шахматные фигуры, слева направо: король, ладья, ферзь, пешка, конь, слон

У каждого из игроков (условно называемые белые и черные) в начале игры имеется одинаковый набор фигур, в который входят: ♔♕♖♗♘♙♚♛♜♝♞♟ (символы для белых и черных шахматных фигур в кодировке Юникод в диапазоне U+2654…U+265F)

  • 1 король
  • 1 ферзь (в просторечии — королева, хотя настоящее значение этого слова — министр)
  • 2 слона (в просторечии — офицеры)
  • 2 коня
  • 2 ладьи (в просторечии — туры или башни)
  • 8 пешек

Один игрок играет белыми фигурами, другой — чёрными. Белые фигуры окрашены в светлый цвет (белый, бежевый, жёлтый, красный), чёрные — в тёмный (чёрный, коричневый, тёмно-синий). В начале игры фигуры размещаются на фиксированных позициях, занимая ровно две горизонтали (1 и 2 белые, 7 и 8 черные). Порядок начального размещения фигур на горизонталях 1 и 8 (от a к h): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Горизонтали 2 и 7 занимают пешки.

Игроки совершают поочерёдные ходы. За один ход двигать можно только одну свою фигуру. Первыми ходят белые. Ни одна фигура, кроме коня, не может перепрыгивать через свои или чужие фигуры; конь может это делать. Нельзя делать ход на поле, занятое своей фигурой. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).

Фигуры ходят следующим образом:

  • ферзь — на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали;
  • ладья — на любое расстояние по вертикали или горизонтали;
  • слон — на любое расстояние по диагонали;
  • король — на одну клетку в любую сторону.



Кроме того, есть два специальных хода:

  • рокировка — если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура.

Дополнительные ограничения на возможные ходы:

  • Поле называется находящимся под ударом противника или битым, если при своём ходе противник мог бы взять находящуюся там фигуру (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле).
  • Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит дать шах королю противника (или объявить шах).
  • Запрещено делать ход, если после него свой король окажется под шахом. Если король находится под шахом, то запрещены любые ходы, кроме тех, после которых шаха своему королю больше не будет. Устранить шах можно тремя способами: взять фигуру, под боем которой находится король (невозможно, если шахуют две фигуры одновременно), закрыться от шаха собственной фигурой (невозможно, если шахует конь, либо шахуют две фигуры одновременно), отойти королём на не битое поле.
  • Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, такая ситуация называется мат.
  • Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.

Итог игры

Игра завершается выигрышем одной из сторон или ничьей.

Выигрыш фиксируется в следующих случаях:

Ничья фиксируется в следующих случаях:

Начисление очков

В зависимости от итога игрок получает следующее количество очков:

  • Выигрыш — 1 очко;
  • Ничья — ½ очка;
  • Проигрыш — 0 очков.

В турнирах, где все игроки (команды) играют равное число партий, победитель определяется по количеству набранных очков в партиях или микро-матчах (в случае равенства применяется различные коэффициенты).

Шахматы как спорт

Шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлению профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиеся на армию любителей игры.

Международная шахматная федерация

Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ (FIDE, фр. Fédération Internationale des Échecs ), организованная в 1924. Во многих странах мира существуют также национальные организации шахматистов.

ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная Шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Олимпиада 2008 прошла в Дрездене, ФРГ. Золотые медали у мужчин и женщин завоевали соответственно Армения и Грузия.

Профессиональная шахматная ассоциация

Международная федерация шахматной игры по переписке

В 1928 создан Международный союз игры в шахматы по переписке (с 1951 Международная федерация игры в шахматы по переписке, ИКЧФ). Проводятся официально признанные чемпионаты мира, национальные первенства, есть рейтинг, международные и национальные спортивные звания (гроссмейстер ИКЧФ, мастер спорта России по переписке и др.). В настоящее время пересылка ходов проводится не только обычной почтой, но и электронной.

Шахматные состязания

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку.


В течение двух последующих веков распространение шахмат привело к появлению национальных турниров в большинстве европейских стран. Выходят шахматные издания, сначала единичные и нерегулярные, но с течением времени приобретающие всё бо́льшую популярность.

В XIX веке начинают проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого).

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года. В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание. На конец 2009 или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов.

Заочные шахматы

До недавнего времени самой популярной формой проведения соревнований была игра по переписке, в наши дни — игра онлайн. Помимо них игры шли по телеграфу, телефону, радио

Игра по переписке

В 1928 создан Международный союз игры в шахматы по переписке (с 1951 Международная федерация игры в шахматы по переписке, ИКЧФ). Разыгрываются титулы чемпионов мира, проводится командная олимпиада. Все соревнования проводятся раздельно для каждого сектора ИКЧФ (Европа, Латинская Америка, Северная Америка/страны Тихого океана и Африка/Азия). Первый финал чемпионата мира по шахматам по переписке был проведён в 1950 году. С 1951 года по настоящее время был организован 21 финал чемпионата, из них 18 были успешно завершены. Чемпионаты мира по шахматам по переписке среди женщин проводятся с 1968 года, и на настоящий момент проведено 8 финалов соревнования. Олимпиады по шахматам по переписке проводятся с 1949 года. По настоящий момент проведено 17 олимпиад. В состав команды, представляющей каждую страну, входит 6 досок для мужчин и 4 доски для женщин.

Игра по телефону

С 1970-х гг. распространение получили состязания по телефону, состоялось несколько международных матчей. Наиболее массовые состязания по телефону также состоялись в СССР (1964) — матч на 100 досках между командами Москвы и Ленинграда. После окончания Второй мировой войны стали проводиться матчи по радио, самый знаменитый из которых был матч сборных команд СССР —США, 1945, закончившийся убедительной победой советских шахматистов (15,5:4,5). Бывали случаи, когда телефон заменял присутствие шахматиста на очном турнире. Например, в 1965 году Роберт Фишер заочно участвовал в международном турнире в Гаване, передавая свои ходы по телефону; из-за санкций, введённых США против Кубы, Фишеру запретили выезд в эту страну, и он, не желая отказываться от участия в турнире, играл по телефону.

Игра по телеграфу

В 1844 состоялась партия по телеграфу между клубами Вашингтона и Балтимора. 40 лет спустя подобные встречи проводились между шахматистами европейских столиц (Лондон — Вена, 1884; Петербург — Лондон, 1886—1887; Петербург — Париж, 1894—1895). В 20 столетии соревнования по телеграфу особенно были популярны в СССР, где только в первенстве России участвовало свыше 20 команд (с 1948).

Игра он-лайн

Системы для проведения шахматных турниров

Турнирные правила

Профессиональные требование к проведению состязаний привело к созданию турнирных правил, единых для всех игроков. Их принятие повлияло на основные правила игры (тронул-ходи, взятие на проходе и пр.)

Стандартизация шахматных фигур


В середине XIX, когда начали проводиться шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Одним из стилей был так называемый барлейкорн, получивший распространение в Англии в XIX веке. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге. Фигуры из бивня мамонта или дерева. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры [3] .

Контроль времени


С XIX века используется контроль времени, первоначально с помощью песочных часов, после того, как Вильсон сконструировал шахматные часы (1883 год).

В игре появились понятия цейтнот, проигрыш по времени, либо ничья в лучшей игровой ситуации, но с худшем временем, блиц.

Все официальные партии (и часть неофициальных) должны использовать контроль времени. Для этого используются специальные шахматные часы. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, останавливающую его часы и запускающую часы противника.

В определённый правилами турнира момент начала партии судья запускает часы игрока, играющего белыми фигурами, независимо от того, пришёл он или опаздывает. Кроме того, правила турнира могут определять дополнительный штраф для опоздавшего игрока. Обычной практикой является удвоение времени опоздания; если игрок не начал партию в течение половины основного лимита времени, ему засчитывается техническое поражение за неявку.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал и этот факт заметил судья, или заметил один из игроков и обратил внимание судьи. При этом игроку, у которого упал флажок, засчитывается поражение, кроме следующих случаев:

  • Если на доске стоит мат, поставивший его победил, независимо от того, чей флажок упал.
  • Если на доске пат или ничья в соответствии с правилом троекратного повторения позиции или правилом 50 ходов, ничья засчитывается.
  • Если флажки упали у обоих игроков, независимо от того, у кого первого истекло время, засчитывается ничья.
  • Если тот из игроков, у которого флажок не упал, не может поставить мат в принципе, даже при самой худшей игре его противника, засчитывается ничья.

Существуют позиции, заведомо проигрышные, в которых у проигрывающего формально достаточно материала, чтобы поставить мат (например, ферзь против слона и пешки — ферзь, за редкими исключениями, выигрывает). Если игрок с выигрышной позицией попал в жёсткий цейтнот (острую нехватку времени), проигрывающий может тянуть время, надеясь, что его противник физически не успеет сделать ходы или из-за цейтнота допустит грубую ошибку. Многие турниры имеют правила, запрещающие такое.

Наконец, есть дополнительные технические правила:

  • Кнопку надо нажимать той же рукой, которой делается ход. Без этого сложно ясно определить, что произошло раньше — ход или переключение часов.
  • Игрок, которому необходимо вмешательство судьи (например, регистрация ничьей из-за троекратного повторения позиции), останавливает часы. Если судья сочтёт, что претензия игрока явно необоснованна, он может оштрафовать игрока, уменьшив его время или добавив время его противнику.

Шахматы в культуре

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа, изобразительного искусства:

История шахмат

Индийские истоки

Арабские преобразования



Шахматы в Юго-Восточной Азии

Появившийся позже японский вариант — сёги, — считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9x9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален — фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги — взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой — игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Проникновение в Европу

В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

Христианская церковь против шахмат

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

Шахматы – настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

шахматы

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра – чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

шахматные фигуры

Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка – 8 шт.;
  • ладья – 2 шт.;
  • конь – 2 шт.;
  • слон – 2 шт.;
  • ферзь – 1 шт.;
  • король – 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Выигрыш в шахматах

Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

мат в шахматах

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

шахматные часы

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_64336cfc.jpg

По горизонтали:

3. Позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

6. Имя 6-го в истории шахмат и 1-го советского чемпиона мира, международного гроссмейстера и арбитра по шахматной композиции.

7. Вертикаль, открытая для маневров ладьи.

10. Известный индийский шахматист, гроссмейстер, чемпион мира ФИДЕ 2000-2002 гг., 15-й чемпион мира по шахматам.

12. Ужасающе плохая и безнадежная шахматная позиция.

13. Прибор в шахматах для измерения времени, в котором совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает их таким образом, что они идут от того, кто обдумывает ход.

15. Исчезновение светила под горизонтом.

18. Ничья в шахматах.

19. Государство на Ближнем Востоке.

21. Российская шахматистка, международный гроссмейстер среди женщин (2009 год). Гроссмейстер России (14 августа 2013 года).

22. Слабые пешки.

23. Ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют размен примерно равноценным материалом.

24. Гроссмейстер международного класса из Франции, рекордсмен по непрерывной игре в блиц-шахматы.

25. Столица государства, которое является родиной шахмат.

28. Гроссмейстер международного класса из Египта.

30. Шахматная тяжёлая фигура.

31. Болтовня во время блица.

34. Квадрат из 64 (восемь на восемь) одинаковых по размеру, попеременно расположенных светлых и темных клеток квадратной формы. Светлые клетки называют белыми полями, темные - черными.

38. Спасение в трудной позиции.

39. Система, принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой.

40. Река в Западной Сибири. Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни.

По вертикали:

1. Шахматная ладья.

2. Покидание какого-либо места; обслуживание, забота о ком-либо или о чём-либо.

3. Стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

4. Богато отделанное кресло на специальном возвышении как место монарха во время торжественных церемоний.

8. Горная система в Центральной Европе.

9. Ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).

11. Имеет два понятия. В тактическом обозначает прямое нападение на шахматные фигуры противника. В стратегическом подразумевает наступление на каком-либо участке шахматной доски или по всей доске по определенному плану.

14. Шах Ирана в 1736-1747 годах, основатель династии Афшаридов. Его завоевательные войны привели к созданию обширной империи.

15. Это такое стечение обстоятельств, при котором огромное количество работы надо выполнить в минимально короткое время.

17. Заключительная часть или встреча в шахматных соревнованиях.

20. Отдельная партия, а также место, куда в азартных играх кладется ставка.

26. В этом городе именем Тиграна Петросяна названы Центральный дом шахматиста Армении и улица.

27. Английский шахматист, гроссмейстер.

29. Государство в Южной Европе, в центре Средиземноморья.

33. Глянец, блестящий вид гладкой поверхности, изысканность, безукоризненность внешнего вида, манер и т. п.

35. В шахматах поощрительный балл, присуждаемый шахматисту или команде за выигрыш или демонстрацию преимущества над соперником.

36. Легкая шахматная фигура.

37. Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-нибудь или что-нибудь, резкий толчок.

41. Молниеносная игра в шахматы, при которой используется укороченный контроль времени обдумывания своих ходов, как правило, 5 минут каждому из соперников на всю партию, есть и по 3 минуты, а также по 1-й минуте.

Игрок, который просрочит время, получит мат, сделает невозможный ход, автоматически проигрывает.

По горизонтали: 3. Пат 6. Михаил 7. Рокада 10. Ананд 12. Гроб 13. Часы 15. Закат 18. Рыба 19. Ирак 21. Гиря 22. Дрова 23. Обмен 24. Ошар 25. Дели 28. Амин 30. Ладья 31. Звон 32. Поле 34. Доска 38. Соскок 39. Нокаут 40. Обь

По вертикали: 1. Тура 2. Уход 3. План 4. Трон 5. Таль 8. Карпаты 9. Засада 11. Атака 14. Надир 15. Завал 16. Табия 17. Финал 18. Ряд 20. Кон 26. Ереван 27. Адамс 29. Италия 33. Лоск 35. Очко 36. Конь 37. Удар 41. Блиц

Одним из методов закрепления знаний учеников шахматной школы является разгадывание кроссвордов.

Они составлены с учётом шахматной темы, содержат материалы только по пройденным урокам.

Все слова знакомы детям и особой трудности для тех, кто внимательно учился - не представляют.

В вопросы включаются названия фигур, некоторые шахматные слова - термины.

Шахматный кроссворд с логотипом

Кроссворд можно разгадывать всей группой или всей семьёй (если учитель папа, а ученик- сын или дочь).

Разгадывая слова, ученик укрепляет свою память, лучше запоминает названия фигур, учится размышлять, находить нужный ответ.

Читайте также: