Историография древней греции кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Вещественные (археологические источники): руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и др. Сюда относятся арх. материалы раскопок греческих городов – Тиринф, Микены, Пилос. Раскопки портовых сооружений: на о. Делос был самый крупный город работорговли; порт Пирей. Раскопки на о. Крит. Изучение царских дворцов – Кносса, Феста. В Кноссе был знаменитый лабиринт. В г. Феста – загадочный диск, покрытый по кругу письменами (минойская письменность). Арх. раскопки Трои. Изначально Троя не была греческим городом, затем греки заселили город и назвали его Илион.

2. Письменные (документальные): ист. Труды, произведения художественной и научной лит-ры, публицистика, речи ораторов, юридические документы, письма и др. Документальные источники делятся на группы по времени происхождения, по смыслу содержащейся информации и по месту происхождения.

1. Аутентичные – создавались в момент происхождения, к ним относятся: законодательные памятники, голосовательные черепки, декреты властей;

Научные тексты: а) аутентичные – Пифагор, Аристотель; б) неаутентичные – Платон, Сократ.

· По месту создания

2. Странные. Во 2м в. до н.э. Политий (римский историк) писал всемирную историю, писал также и о Греции. Много внимания уделял колонизации, войнам, походам. Труды участников похода А. Македонского н восток: Ариан (3 в.), Ктесий Книдский (конец 4в.). Диадор Сицилийский (I в. до н.э.) жил при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, жил на о. Сицилия в Италии, но писал о Греции.

3.Крито-микенский период в истории Др. Греции.




5.Греческая колонизация: причины, основные направления, результаты, историческое значение

ВГК – ист. процесс заселения и хозяйственно-культурного освоения др. греками прибрежных райнов Средиземного и Черного морей (конец 9-5 вв. до н.э.).

Причины:
1. Демографический фактор. Др. Греция в связи с внедрением железных орудий труда испытала хозяйственный прогресс, как в земледелии, так и в области транспорта и торговли, но это привело к чрезмерному росту населения. Одним из путей решения демографической проблемы стало вынужденное переселение части жителей греч. полисов в др. страны. Избыток трудоспособного населения был в др. страны. Демография Греции пришла в стабилизационную норму. Живя в др. стране, греки продолжали называть себя эллинами, они чувствовали свою связь с родиной. Греки отдавали свою жизнь за свою родину. Рабы не могли выезжать в колонии;
2. Экономическая причина. Интенсификация греческой экономики, развитие ремесел и торговли в рождающихся полисах требовали расширения поля деятельности: нужны были новые земли для теряющих свои наделы граждан, нужны были источники сырья, рынки сбыта для продукции ремесленных мастерских — и все это можно было найти в колониях, основанных в удобных и богатых областях Средиземноморья и Причерноморья, в окружающих их территориях, занятых местными племенами;
3. Соц. напряженность. Усиливается эксплуатация человека человеком. Форма бегства от соц. угнетения. Греки боялись судьбы, даже у Богов были судьбы. Фатализм психологии имеет житейское объяснение: люди боялись страха быть обращенными в рабство. Уклонялись даже те, кто был рабовладельцем. Были долговые камни. Потерявшие свою землю бедняки, попавшие в цепкие лапы ростовщиков, закабаляемые знатью сородичи, потерпевшие поражение в социальной борьбе представители разных борющихся группировок искали удачи и благосостояния на чужбине, во вновь основанных колониях. Аристократия не мешала такому переселению, ведь в колонию уходили недовольные, опасные для господства знати элементы, политические противники.
4. Политический фактор. В Греции в этот период велась жесткая внутриполитическая борьба между гражданами данной страны. Подвергались и политики, и члены их семей, и рабы.

Последствия ВГК:
1. Распространение греческой культуры и цивилизации по всем средиземноморским странам: от Франции (Галлии) на западе (о. Корсика, Прованс) до Грузии (Колхиды) на востоке (колонии Пасис (Сухуми)) и Диоскуриада (ныне Абхазия), Никопса – стык России и Азии, где был казнен Прометей. Этот процесс имел большое значение не только для Греции, но и для тех народов, на чьи земли приходили греч. колонисты. Они учились у греков тому, что не умели. Например, письменности. Заимствовались религиозные культы. Не все представления, а элементы. Др. заимствования касались хозяйства и быта: виноделие, добыча оливкового масла. Страны западной Европы перенимали все это. Все ремесленные и с/х навыки перенимались, следовательно, стимулировали эти процессы в др. странах. Больше всех восприняли галлы и латиники, племена Сахары – берберы, не восприняли их культуру (Ливия).
2. Распространение греч. колоний привело к расширению знаний греков об окр. мире. Особого расцвета достигают история, география. Произошла философская революция. На этом этапе философия впервые отделяется от мифологии, и она приобретает статус науки. Философия – новое познание мира. Философос – король всех наук.

Начало систематического изучения истории древней Греции относится к эпохе Возрождения. Главный интерес проявлялся в то время к памятникам литературы и искусства. С исключительной энергией отыскивались рукописи античных авторов. Тогда же появляются и первые исследования, которые направлены были на разрешение второстепенных вопросов, таких как, например, генеалогия богов, но появляются и исследования, сыгравшие впоследствии немалую роль в изучении греческой истории. Учёный XVI в. Скалигер был основателем научной хронологии. Философ конца XVII и начала XVIII в. Джанбаттиста Вико высказал предположение, что Гомера нельзя считать реальной личностью, это символ, собирательное имя для обозначения народного творчества.

В XVII и XVIII вв. литературные произведения античных авторов, так же как и произведения античного искусства, канонизировались. Подражание античным образцам было характерной чертой поэзии, драматургии, изобразительных искусств и архитектуры. Национальная литература и национальное искусство начинаются во многих странах с подражания античным памятникам. История Греции не выделилась вначале в самостоятельную научную дисциплину. Она составляла часть греческой филологии, под которой разумелась та область научных знаний, которая ставит своей целью изучение далёкого греческого прошлого: языка, литературы, обычаев, исторических событий.

начало так называемому гомеровскому вопросу, а вместе с тем и вообще критическому изучению древних памятников народного творчества.

Разработка и изучение греческой истории определялись различными факторами. История Греции, как и другие общественные науки, развивалась в тесной связи с политической и социальной историей. Это отразилось на трактовке событий, на характеристиках греческих деятелей, на оценке различных общественных групп. Следует вместе с тем учитывать, что в процессе изучения истории . совершенствовались и развивались самые методы и приёмы исторического исследования. На работах по греческой истории сказывались успехи смежных дисциплин (истории Рима, истории средних веков и нового времени, истории первобытного общества, политической экономии и т. д.). Ставились новые вопросы, уточнялись общие исторические понятия. Исключительно важное значение имело расширение круга исторических источников, открытие новых памятников, успехи вспомогательных дисциплин.

Деятели и публицисты времён французской буржуазной революции стремились в греческом прошлом найти оправдание своих политических и общественных идеалов. Греческие республики рассматривались как образцы идеального политического строя; ставились в пример любовь к свободе, мужество и патриотизм греков. Буржуазная историография начинается, таким образом, с идеализации древней Греции.

Англия последовательно вела борьбу с революционной Францией. Английских! консервативный мыслитель, автор реакционной политической теории Бёрк доказывал, что попытка французов переделать политический строй не может быть успешной. Как растение вырастает на определённой почве и нельзя его переделать по своему произволу, так же и государство, формы которого определяются историческими условиями и традициями, не может быть изменено по простому произволу.

Труд Бёка знакомил не только с афинским финансовым управлением, но и со многими другими сторонами экономической истории. Бёк писал о ценах на предметы первой необходимости, о количестве населения, о государственном аппарате во всех его деталях. Но тем не менее это не была экономическая история в подлинном смысле этого слова. Исследуя вопросы экономики, Бёк оставался на идеалистических позициях и дух народа считал движущей силой истории.

Будучи практическим деятелем и опытным политиком, Грот иначе представил историю Греции, чем предшествующие ему историки. Лучше их сумел он понять и осветить политическую жизнь Греции, но на оценку и понимание событий греческой истории оказали влияние политические взгляды самого Грота. В противоположность консерватору Митфорду Грот, бывший радикалом по своим политическим убеждениям, высоко ставил афинскую демократию.

Идея собственности, рано возникшая в древности, основывалась, по Фюстель-де-Куланжу, на религии. Считалось, что семейные боги принимают поклонение только от определённой семьи. Семья как бы прикреплена к очагу и к участку, на котором она живёт. Так возникает собственность. Патриотизм древних греков и римлян вытекает из священной обязанности защищать семейные божества. Изгнание для древних равносильно смертной казни, так как они, покидая родину, отрывались от родных очагов.

Концепция Фюстель-де-Куланжа в основе своей идеалистическая; нельзя признать также правильным полное отождествление греческого и римского развития; но работа Фюстель-де-Куланжа имела большое значение, поскольку одним из первых, он выступил против модернизма; имеет значение также попытка его связать религию с другими сторонами общественной жизни. Кроме того, в его работе рассматриваются вопросы, касающиеся развития греческого рода.

Для знакомства широкой русской аудитории с греческой историей сыграла большую роль деятельность Ф. Г. Мищенко, профессора сначала Киевского, а потом Казанского университета, давшего полные переводы Геродота, Фукидида, Полибия и Страбона, к которым он написал обширные вводные статьи исследовательского характера.

На изучение истории Греции в конце XIX в. большое влияние оказали труды Маркса и Энгельса, положившие начало подлинно научному изучению истории.

Новые археологические открытия, знакомство с новыми надписями и папирусами, совершенствование самых методов исследования, влияние (прямое и косвенное) передовых социальных теорий и прежде всего учения Маркса и Энгельса позволили поставить новые вопросы и дать новые обобщения.

буржуазной историографии в сторону реакции.

Особенностью построений Белоха является также гиперкритицизм. Он отрицает достоверность многих сведений, касающихся ранней греческой истории, в частности переселения дорян, законодательства Драконта и пр.

Периодизация:3 этапа

1) раннеклассовый ( крито - микенский) - 2 тыс до н.э.

А)хронология минойского периода

1. ранеминойский период = 30-23 в до н.э.(родовые отношения)

2. среднеминойский 22-18вв (период старых дворцов)

3) позднеминойский 17 -12 (период новых дворцов)

Б) хронология материковойГреции

1) ранеэладский 30-21вв

2)среднеэлладский 20-17вв (распад родоплемен отношений)

3) позднеэлладский 16-12

2) Полисный (формир. И расцвет полисов) 11-4 вв до н.э.

А) гомеровский 11-9 (родоплемен отношения в Греции)

В) Классический 15-4 (расцвет древней греческой цивилизации и кризис развития греческого полиса)

3) Элинистический кон 4 – нач 1 вв до н.э (завоевание греками пер державы образов эллинистич государств)

А) Восточ походы А.Македонского и образ системы эллинист гос (30 ые 4 в – 80 ые 3в)

Б) дальнейшее развитие полисов(80 е 3 – сер 2в)

В) кризис эллинист системы и завоевание Римом (сер 2 в – 1 век до н.э)

Источники и историография по истории Древней Греции

Источники: В распоряжении современных исследователей имеются многочисленные источники самых разных категорий. Это прежде всего письменные материалы (исторические труды, произведения художественной и научной литературы, публицистика, речи ораторов, юридические документы, письма, деловые документы и мн. др.), памятники материальной культуры, в основном добываемые при археологических раскопках (руины городов, остатки крепостных сооружений, общественных зданий, жилых домов, гробниц, храмов, орудия труда, оружие, предметы повседневного обихода и т. п.), материал этнографических наблюдений (изучение древних обычаев, учреждений, обрядов), большое количество разнообразных надписей, монеты. Сведения о далеком прошлом можно почерпнуть с помощью анализа структуры словарного запаса древнегреческого языка и преданий устного народного творчества (записанных фольклорных материалов).

Источники по истории Крита и Ахейской Греции II тысячелетия до н. э.Немногочисленные источники этого времени подразделяются на три основные категории: письменные памятники, написанные слоговым письмом Б, данные археологических раскопок городов и поселений и сведения по истории II тысячелетия до н. э., сохранившиеся в произведениях греческих авторов более позднего времени.

Источники по истории архаической и классической Греции. Общее количество и разнообразие источников для изучения истории Греции VIII—-TV вв. до н. э. резко возрастает. С особой полнотой представлены письменные источники самых различных жанров.

Для изучения социально-политической борьбы, развернувшейся в греческом обществе VII—VI вв. до н. э., важны данные, которые приводятся в политических элегиях греческих поэтов — Архилоха с Пароса, Солона из Афин, Феогнида из Мегар.

Одним из важнейших источников являются сочинения древнегреческих историков. Первыми греческими историками были так называемые логографы, из них наиболее известны Гекатей из Милета (540—478 гг. до н. э.) и Гелланик из Митилены (480—400 гг. до н. э.). Логографы описывали древнейшую историю родных городов. Сочинения логографов дошли лишь в небольших отрывках.

Другим выдающимся произведением греческой исторической мысли был труд афинского историка Фукидида (около 460—396 гг. до н. э.), посвященный событиям Пелопоннесской войны (431— 404 гг. до н. э.). Труд Фукидида состоит из 8 книг, в них излагаются события Пелопоннесской войны с 431 по 411 г. до н. э.

Множество сведений разнообразного характера содержится в дошедших до нашего времени многочисленных речах афинских ораторов IV в. до н. э. — Лисия, Исократа, Демосфена, Эсхина, Гиперида и др. Наиболее ранние из них речи Лисия относятся к концу V — началу IV в. до н. э., наиболее поздние принадлежат Гипериду и Динарху (20-е годы IV в. до н. э.).

Богатую информацию о внутреннем и внешнем положении Афин во время Пелопоннесской войны и в начале IV в. до н. э. дают многочисленные комедии (сохранилось 11 комедий) Аристофана (450—388 гг. до н. э.).

В комплексе исторических источников по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические источники. Это надписи на камне (каменных плитах, стенах зданий, стелах, статуях и т. п.), керамике, металлических пластинках. Надписи были разные — от нескольких букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков строк) немного, основная часть эпиграфического материала содержит текст в несколько строк.

Огромный и возрастающий год от года материал археологических раскопок является важнейшим источником знаний о самых различных сторонах жизни греческого общества.

Источники по истории Греции эллинистического периода. Количество источников, относящихся к этому времени, возрастает по сравнению с предшествующим периодом, появляются новые категории источников, например документы, написанные на папирусах, которые были обнаружены при раскопках в Египте.

Большую ценность для раннеэллинистической истории представляют собой сочинения Плутарха, особенно его биографии крупнейших греческих и римских политических деятелей III—I вв. до н. э.

Аппиан, римский историк II в. н. э., написал историю государства Селевкидов, Македонии Понтийского царства.

Многочисленны эпиграфические, нумизматические, археологические источники по истории эллинизма. Найдены десятки тысяч самых различных надписей практически из всех областей греческого мира самого разнообразного содержания — от законодательных актов до ученических упражнений.

Новой категорией источников для изучения эллинистической истории, особенно Египетского царства Птолемеев, являются многочисленные тексты на папирусах. К настоящему времени известно свыше 250 тыс. различных папирусных находок

Зарубежная историография Древней Греции XX в.

Политическая история Греции исследуется по нескольким направлениям. Прежде всего это изучение различных аспектов афинской демократии (П. Клоше, К. Моссе, А. Джоунз, Р. Мейгз и др. Увеличилось количество работ по истории Спарты (X. Митчел, Дж. Хаксли, В. Форрест).

Из работ общего характера, вышедших в последние годы, можно отметить серию монографий ведущих специалистов по разным временным периодам, которые в совокупности дают современное представление об истории Греции с конца микенской цивилизации до конца эллинистической эпохи (О. Меррей. Ранняя Греция, 1993; Дж. Девис. Демократия и классическая Греция, 1993; Ф. Уолбенк. Эллинистический мир, 1992), изданные в рамках единой серии под общей редакцией Освина Меррея.

Первооснову составляли мифы, героический эпос, генеалогии предков, списки царей и выборных магистратов-эпонимов.

У греческих свободных полноправных граждан был простор
для полит. и культ. активности. Ионийская философия от-
вергла светские и религиозные авторитеты и объявила чел. разум главным критерием познания окружающего мира. „

Логографы ввели в ист. лит-ру геогра­фические и этнографические экскурсы. Гелланик из Митилены разработал метод хро­нологической фиксации события с помощью генеалогии и синхро­низмов (приблизительной датировки факта путем указания его отношения во времени к другому, более известному факту). 1

Признак расцвета историографии. - моно­графий по истории культуры, по вопросам хронологии географии и этнографии (знаменитый труд Страбона).

Полибий .там, где он не в силах найти рациональное объяснение, на помощь при­зывается понятие Тихи — судьбы, рока как силы, произвольно вторгающейся в причинные естественные связи. 32

Римская историография

Римская историография, испытывая на себе влияние греческой, имеет некоторые особенности. Среди литературных жанров историография в Древнем Риме пользовалась наибольшим авторитетом. Ее представители принадлежали к господствующим слоям общества, в качестве политических деятелей они энергично вмешивались в историю, а впоследствии посвящали себя историографии (исключение — Ливий), видя в ней возможность проводить свою политику другими средствами. Поэтому римская историография служила прежде всего целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Древнего Рима.

Историография занималась преимущественно историей Рима, история Италии и провинций отражалась в меньшей степени. Сознание исторической непрерывности основывалось на истории достижений своих предков, поэтому римская история излагалась от основания Рима как история правящих династий.

В греческой историографии сильнее, чем в римской, проявились черты морально-воспитательных поучений (греческая история представлялась как образцовая). Римская историография, особенно в начальном периоде развития, испытывала сильное влияние (как по форме, так и по содержанию) составлявшихся Великим понтификом ежегодных таблиц (анналов).

Наиболее ранние римские исторические труды были написаны на греческом языке, они преследовали цель оправдать внешнюю политику Рима в грекоязычном мире. В условиях, когда отсутствовала латинская проза, римская историография заменяла литературу.

Никто из них никогда не обратился снова к задаче, поставленной Ливием. После него историки либо просто переписывали его, либо ограничивались простым повествованием о событиях недавнего прошлого. С точки зрения метода, Тацит – это уже упадок.

Тацит однако внес громадный вклад в историческую литературу, но вполне уместно поставить вопрос, был ли он историком вообще. История событий, происшедших в самом Риме, полностью владеет его мыслью, он пренебрегает историей Римской империи либо рассматривает ее с позиций римлянина-домоседа. Да и его взгляд на чисто римские дела крайне узок. На самом деле Тацит плох прежде всего потому, что никогда не задумывался над основными проблемами того дела, за которое взялся. Его отношение к философским принципам истории легкомысленно, он просто подхватывает распространенную прагматическую оценку ее целей в духе, скорее, ритора, чем серьезного мыслителя.

Эта установка приводит Тацита к искажению истории, к тому, что он изображает ее в сущности как столкновение личностей, утрированно хороших с утрированно плохими. Тацит рассматривает свои персонажи не изнутри, а извне, без симпатии и понимания, как простое олицетворение пороков и добродетелей.

Последующие историки эпохи Римской империи не только не преодолели трудностей, с которыми тщетно боролись Ливии и Тацит, но никогда и не достигли их уровня. Эти историки все более ограничивали себя решением жалкой задачи компиляции, некритически нагромождая в своих работах все то, что они находили в сочинениях раннего времени.

Византийская историография

Сплав античного наследия и христианства – вероятно, наиболее характерная особенность византийской общественной и исторической мысли. Это наблюдалось и в жанрах, и в охвате материала. В частности, от античности перешла любовь к историям, события которых наблюдали сами историки, от христианства – к жанру всемирной истории. В Византии, за исключением самого раннего периода, встречается мало писателей, которые так или иначе не соприкасались бы с богословием.

Орозий проповедовал возможность единения светской власти и церкви в отличие от Августина, резко противопоставлявшего государство и церковь в теории двух градов. Особенность: сильная приверженность античной традиции сочеталась со слабым заимствованием достижений других культур (Это происходило также от чувства культурного превосходства).

В VII–XII вв. основным жанром становится всемирноисторическая хроника, которая основывалась на библейской версии человеческой истории от сотворения мира. Но уровень критического метода источников были низким, хронисты широко использовали всевозможные легенды и баснословные рассказы, не отделяя их от достоверных сведений.

Завершением византийской историографии стало создание ряда сочинений, посвященных истории завоевания Константинополя турками и падению империи

Читайте также: