Северные конвои 1941 1945 кратко

Обновлено: 02.07.2024

После начала Великой Отечественной войны СССР был включён в программу ленд-лиза, и в страну в скором времени двинулся поток помощи. Самым коротким путём доставки грузов в СССР был северный, через арктические воды в порты Мурманска и Архангельска. Этот же маршрут был и самым сложным — как по противодействию противника, так и по погодным условиям.

Проводка конвоя в условиях полярных широт представляла собой сложный комплекс мер, которые требовали слаженного взаимодействия разных родов войск. Ещё большие трудности вызывало проведение такой операции, если требовалось обеспечение взаимодействия между флотом, авиацией и разведкой не одной страны, а двух, которые значительно различались в традициях и методах войны на море и имели далеко не равноценный боевой опыт. По сути, проводка конвоев была полноценной боевой операцией, сравнимой с любой из многих сухопутных битв Второй мировой войны.

Советский Северный флот был малочисленным. Официально получивший статус флота лишь в 1937 году, он состоял из 8 эсминцев, 15 подводных лодок и других более мелких боевых единиц. В его состав также входила Беломорская военная флотилия, созданная 2 августа 1941 года для защиты коммуникаций Белого моря, юго-восточной части Баренцева моря, Новой Земли и Карского моря. Необходимость создания данного формирования также обусловливалась тем, что штаб Северного флота находился в Полярном, на большом удалении от восточной части Белого моря и Архангельска, что мешало оперативному реагированию и управлению. Флотилия на 90% состояла из переоборудованных гражданских судов, что, конечно, не способствовало высокому уровню боеспособности, но и не помешало выполнению поставленных задач.

Эти проблемы рассматривались им и командующим Северным флотом вице-адмиралом А. Г. Головко на переговорах в середине июля 1941 года. Также на этой встрече был решён важный вопрос, касавшийся разделения маршрута следования будущих конвоев на две оперативные зоны ответственности и другие задачи, касавшиеся бытовых и организационных моментов предстоящего сотрудничества.

Планы взаимодействия

Согласно договорённости, основная ответственность по проведению конвойных операций ложилась на плечи Британского Адмиралтейства. Оно занималось формированием конвоев и прокладкой маршрута. Корабли британского флота должны были сопровождать транспортные суда на всём протяжении более чем 2000-мильного маршрута из Англии и Исландии до Мурманска и Архангельска.

При достижении 20° восточной долготы (остров Медвежий) в дело вступал Северный флот, в меру своих возможностей обеспечивая встречу конвоя, усиливая корабельный эскорт, осуществляя прикрытие судов конвоя с воздуха и сопровождение его в порты. Зона ответственности Северного флота приходилась на наиболее приближенный к побережью Норвегии и немецким аэродромам — и потому самый опасный на всём пути следования конвоя — отрезок маршрута. Чем ближе к кромке льдов шёл караван, тем дальше он находился от аэродромов люфтваффе в Норвегии и Финляндии.

Немного забегая вперёд, можно добавить, что изменения в этом порядке произошли начиная с конвоя PQ-13, т.е. с марта 1942 года, когда для обеспечения проводки конвоев Северный флот стал проводить операции, в которых участвовали почти все силы флота и велось активное взаимодействие с британскими силами, как с эскортом, так и теми кораблями, что несли постоянную службу на Русском Севере.

Принципиальная схема встречи конвоя стала выглядеть следующим образом. Получив сигнал о выходе конвоя из фьордов Исландии, британская военно-морская миссия передавала информацию в штаб Северного флота. Сообщалось количество кораблей в конвое, примерный маршрут и состав эскорта. Также выражалась просьба уточнить место встречи, организовать поддержку с воздуха, протралить за 24 часа до прихода конвоя фарватер. Ещё одной просьбой было проинформировать британскую сторону о названиях и опознавательных знаках встречающих советских кораблей.

Военно-воздушные силы усиливали воздушную разведку с целью поиска немецких подводных лодок и надводных кораблей. Помимо разведданных, авиация собирала информацию гидрометеорологического характера, о состоянии погоды и границах льда на трассе. Затем эта информация передавалась через британскую военную миссию в Адмиралтейство, которое на основании этих сведений окончательно устанавливало маршрут движения конвоя. Далее силами ВВС осуществлялись бомбардировки аэродромов люфтваффе (Хебуктен, Лоустари и Хаммерфест). Примерно два раза в сутки проводилась разведка по пути следования конвоя, вплоть до острова Медвежий.

Помимо авиации, за 2–3 суток до подхода конвоя в операционной зоне Северного флота разворачивались подводные лодки. Действия английских и советских лодок координировались: советские подводники располагались ближе к побережью, британские на удалении от берегов Норвегии. Эти меры стали применяться с февраля 1942 года.

Северный флот обеспечивал не только прибытие конвоев в советские базы, но и их выход в обратном направлении. Это включало в себя практически тот же комплекс мер, за исключением бомбардировки аэродромов противника, так как противник пришёл бы к закономерному выводу о том, что в море вышел очередной обратный конвой.

Такая организация обеспечения конвойных операций действовала на протяжении всей войны в силу стабильности маршрута и эффективности данной схемы взаимодействия.

Военно-морские миссии

Следующим этапом налаживания сотрудничества стали британские военно-морские миссии, чьё развёртывание началось в СССР после заключения 12 июля 1941 года соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против фашистской Германии. Первой стала миссия в Москве, которая прибыла в столицу СССР уже 25 июня 1941 года в составе шести офицеров под командованием контр-адмирала Джеффри Майлса.

Затем миссии стали основываться в северных портах СССР. 20 июля англичане (15 офицеров и 13 матросов) под командованием кэптена Вайберда прибыли в Архангельск. 29 июля 1941 года основная британская военно-морская миссия была расквартирована в Полярном, главной базе Северного флота, под руководством тогда ещё кэптена, а впоследствии контр-адмирала сэра Ричарда Бевана. Он получил должность Старшего Британского Морского Офицера на Севере России (SBNO – Senior British Naval Officer). В ноябре 1941 года, в связи с наступлением холодов и ледостава на Северной Двине и последующей переориентацией конвоев на единственный незамерзающий порт в СССР Мурманск, туда прибыла ещё одна британская военно-морская миссия в количестве 5 офицеров и 6 матросов. Все эти миссии подчинялись находящемуся в Москве контр-адмиралу Майлсу.

Целью миссий была организация эффективного взаимодействия между вооружёнными силами СССР и Великобритании по обеспечению проводки конвоев, поддержание связи между союзниками и непосредственное командование силами британского военно-морского флота на Севере. Помимо боевых задач, перед британскими офицерами в миссиях стояли задачи урегулирования любых вопросов, возникавших при доставке грузов. Также в круг обязанностей входила задача не допустить в случае поражения СССР в войне с Германией захвата советского флота противником. Неясным остаётся механизм выполнения этой задачи, но данный факт лишь подчёркивает неуверенность Великобритании в стойкости своего союзника, которая была вполне оправданной в первые месяцы войны и улетучилась лишь после битвы за Москву.

С советской стороны вопросами взаимодействия с англичанами занимался сначала оперативный отдел Штаба флота, а затем, с 1942 года, Отделение Офицеров Связи Штаба Северного флота.

Начало боевого сотрудничества

Спустя некоторое время группировка усилилась за счёт нескольких английских тральщиков, предназначенных для траления фарватеров от новых немецких магнитных мин, которые вызвали трудности у советских минёров. Впоследствии они в количестве 5–6 кораблей составили 6-ю британскую флотилию тральщиков.

Основными задачами британских лётчиков были защита Мурманской морской базы и взаимодействие с советской авиацией в Мурманском районе. Англичане находились в оперативном подчинении командующего военно-воздушными силами Северного флота генерал-майора авиации Александра Алексеевича Кузнецова.

Ещё одной задачей являлось обучение советских лётчиков управлению английскими истребителями, которые предполагалось передать советским ВВС. Обучение и передача завершились в ноябре 1941 года, и 16 числа последние английские лётчики-истребители покинули Ваенгу.

Вновь британские лётчики появились на северных аэродромах лишь после разгрома конвоя PQ-17 летом 1942 года, когда британское командование решило усилить авиационное прикрытие следующего конвоя, не надеясь на советские ВВС, не оказавшие поддержки судам конвоя. Британские лётчики использовали советские аэродромы как постоянные пункты базирования, а не только как места дозаправки и запасные взлётно-посадочные полосы.

В 1941 году проводка конвоев прошла без каких-либо трудностей, что позволило приобрести необходимый опыт по взаимодействию в относительно спокойных условиях. В конце года советские войска отстояли Москву и перешли в наступление, что доказало беспочвенность опасений союзников о скором поражении СССР. Противник обратил внимание на другие театры военных действий, одним из которых была Норвегия. Союзников ждали тяжёлые испытания.

Северные (союзные) конвои 1941‑1945 гг. ‑ специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы 2‑й мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.

В соответствии с обязательствами, принятыми на Московской конференции 1941 г., поставками по ленд‑лизу и другими соглашениями, США и Великобритания поставляли в северные порты СССР вооружение, военную технику и другие грузы. Возвращались суда из СССР со стратегическим сырьём и другими материалами.

Конвои формировались на базе Лох‑Ю (Великобритания), в Рейкъявике и заливе Хваль‑фьорд (Исландия). Маршруты их переходов пролегали в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях севернее или южнее острова Медвежий (в Норвежском море).

Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно‑морскими и военно‑воздушными базами. Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей.

В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске.

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя "Дервиш". Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го.

Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей: ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 года в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолётами); мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30 ‑ 40 миль от каравана транспортов, задачей которой было отражение атак надводных кораблей противника; дальнего, действовавшего на расстоянии 150 ‑ 300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.

С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими.

Первый союзный конвой "Дервиш" (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика) прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты.

В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них.

В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из‑за рубежа шло именно через северные порты.

В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок. Немецкая авиация имела значительный перевес в воздухе, а маршруты конвоев в отдельных местах проходили всего в 10 минутах лета от аэродромов противника. В результате союзники начали нести потери. Сильным ударам с воздуха подвергались также Мурманск и Архангельск.

В июле 1942 года был разгромлен конвой PQ‑17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека.

Советское командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода нем. крупных надводных кораблей.

В связи с возросшей угрозой конвоям и началом подготовки вторжения союзников во Французскую Северную Африку (операция "Торч") правительства США и Великобритании летом 1942 года приостановили отправку конвоев.

С марта по октябрь 1943 года с наступлением полярного дня конвои через северные моря вообще не проводились, и союзники доставляли оружие и имущество в Россию через Иран.

После потопления английскими кораблями в декабре 1943 года немецкого линкора "Шарнхорст" в Баренцевом море, германское командование отказалось от привлечения крупных надводных кораблей для борьбы с конвоями. Активность немецкого флота в Северной Атлантике резко уменьшилась. Тем не менее, США и Великобритания прекратили отправку конвоев в весенне‑летний период 1944 года, что было связано с подготовкой и началом операции "Оверлорд".
Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северно флота для их защиты совершили 838 выходов в море.

Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы.

В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Союзные и советские надводные корабли и палубная авиация, входившие в состав конвоев и сил прикрытия, а также базовая авиация, наносившая удары по пунктам базирования нем. кораблей, потопили 17 ПЛ, 2 линкора и 3 эсминца.

Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд‑лизу.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. В 8 томах ‑2004 г.)

В период Второй мировой войны Военные поставки в СССР от союзников шли тремя путями: 1) из западных портов США через Тихий океан в порты Владивосток, Николаевск-на-Амуре и Петропавловск-на-Камчатке; 2) через два океана в Персидский залив и далее железнодорожным и автомобильным транспортом через Иран в СССР; 3) через Северную Атлантику в Мурманск и Архангельск. Последний маршрут был наиболее выгодным, ибо позволял доставлять грузы за 10-14 суток, но и самым опасным, так как подвергался интенсивному воздействию немецкой авиации и флота.

Незамерзающий Мурманский порт обеспечивал перевозки круглый год. За время войны по северным морским коммуникациям прошло 29% всех направлявшихся в СССР судов, которые перевезли около 24% общего количества поставок союзников.

Транспортные суда совершали переходы не в одиночку, а в составе конвоев. В конвой обычно включались 16-25, а иногда до 40 транспортов, каждый из которых имел тоннаж не менее 10 тысяч брт. Основным походным ордером конвоя был строй фронта нескольких кильватерных колонн.

В состав охранения обычно входили крейсер, 2-3 эсминца и до 15 сторожевых кораблей. В состав дальнего прикрытия конвоев входили линкоры и легкие авианосцы.

С конца ноября 1941 года по май 1942 года в СССР прибыло 8 конвоев (72 транспорта) и убыло обратно 10 (102 транспорта). За 5 месяцев потери составили 15 транспортов, крейсер, эскадренный миноносец. Два эскадренных миноносца повреждены.

Охранение союзных конвоев возлагалось на флоте Великобритании. Северный флот должен был создавать благоприятные условия плавания в своей операционной зоне – восточнее меридиана 20° (Тромсё) и усиливать здесь непосредственное охранение конвоев.

Чтобы обеспечить переход союзных конвоев (одного – идущего в СССР и другого — возвращающегося в это время в Исландию), Северный флот проводил операцию, в которой участвовали почти все его силы и приданная ему авиация.

Несмотря на все усилия союзников, морской путь севернее Нордкапа оставался крайне опасным. Это обстоятельство правящие круги Великобритании использовали в качестве повода для задержки поставки грузов в СССР.

26 апреля из Исландии вышел конвой «РО-15 состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены противником.

В течение 8 месяцев, с марта до ноября 1943 года, конвои в СССР не отправлялись. С ноября 1943 года по апрель 1944 года в пяти конвоях в Мурманск и Архангельск пришел 191 транспорт. В то же время из северных портов СССР было отправлено 201 транспортное судно. Германские подводные лодки потопили всего три судна. В борьбе за внешние коммуникации союзники одержали важную победу.

Северные конвои

Во время Великой Отечественной войны поставки грузов военного назначения по ленд-лизу из США, Великобритании и Канады осуществлялись по нескольким маршрутам.

Самым ранним, открытым уже в августе 1941 года, стал Северный маршрут: Англия (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий –Архангельск (или Мурманск). Переходы совершались за 10–14 суток.

Большая трагедия произошла в июле 1942 года, когда был уничтожен караван PQ-17. Из 35 судов конвоя до Мурманска и Архангельска дошли только 11. Было потоплено 22 судна и 2 судна вернулись в Исландию. Советские корабли спасли около 300 моряков. Вместе с судами утонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов.

30 мая 1942 года в воздушном бою, прикрывая караван судов PQ-16, погиб один из лучших летчиков-истребителей, командир 2-го гвардейского авиаполка, Борис Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза периода Великой Отечественной войны.

Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев, а в обратном направлении – 35 конвоев. Всего за годы Великой Отечественной войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.

Вклад Архангельска в достижение Великой Победы огромен. Архангельск был тыловой базой. Без труда горожан невозможно было противостоять фашистам на северном фланге советско-германского фронта.

На территории Архангельской области в годы Великой Отечественной войны было открыто несколько школ юнг: Северного морского пароходства, Архангельской гидробазы, тралового и технического флота. Обучение в школах прошли тысячи юношей. Свыше 40 000 подростков Архангельска было направлено в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, чтобы заменить отцов и братьев на промышленных предприятиях.

Читайте также: