Биография гельвеций клод адриан кратко

Обновлено: 04.07.2024

Клод Адриа́н Гельве́ций (Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления; идеолог французской буржуазии эпохи Просвещения.

Содержание

Биография

Учился в иезуитском коллеже Луи-ле-Гран, готовясь стать финансовым служащим. Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.

В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца.

Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе (поэзией увлекался еще в молодости).

Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 году.

Воззрения

Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей конца XVIII-начала XIX вв. В Великобритании его считали прямым предшественником утилитаристов — И.Бентама и Дж. Милля.

Цитаты

  • Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов [1]
  • Истину можно найти только в запрещенных книгах. Остальные- лгут. [2]

Сочинения

  • Счастье. Поэма. — М., 1936;
  • О человеке, его умственных способностях и его воспитании. — М., 1938.
  • Об уме. — М.: Мир книги, Литература, 2007.
  • Сочинения в двух томах (книжная серия Философское наследие). — М., 1973—1974 (ФН, тт.57 и 58))

Примечания

Литература

  • Радлов, Э. Л. К. Гельвеций и его влияние в России. — Пг., 1917.
  • Вороницын И. П. К. А. Гельвеций. — М., 1934.
  • Момджян Х. Н. Философия Гельвеция. — М., 1955.
  • Плеханов Г. В. Очерки по истории материализма, Избр. философские соч., т. 2. — М., 1956.
  • Силин М. А. К. А. Гельвеций — выдающийся французский философ-материалист XVIII в. — М., 1958.
  • Шишкин А. Ф. Из истории этических учений. — М., 1959, гл. 4.
  • Keim A. Helvétius, sa vie et son œuvre. — P., 1907.
  • Grossman M. The philosophy of Helvetius… — N. Y., 1926.
  • Horowitz I. L. Claude Helvetius… — N. Y., 1954.
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 31 января
  • Родившиеся в 1715 году
  • Умершие 26 декабря
  • Умершие в 1771 году
  • Философы по алфавиту
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие в Париже
  • Философы Франции
  • Писатели Франции
  • Философы XVIII века
  • Члены Французской академии наук
  • Гогетта

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гельвеций, Клод Адриан" в других словарях:

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН — (Helvetius, Claude Adrien) (1715–71) Мыслитель – утилитарист Французского просвещения (Enlightment French). Не оригинален и не основателен, хотя и оказал существенное влияние на Бентама (Bentam). Выражал общепринятые идеи в крайней форме.… … Политология. Словарь.

Гельвеций Клод Адриан — (Helvetius, Claude Adrien) (1715 71), франц. философ. Опубликованная им на свои ср ва книга О духе (1758) была осуждена церковью и парламентом, Верховным судом Французского королевства как аморальная и предана публичному сожжению. Ее гл. идея… … Всемирная история

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан — (Helvtius, Claude Adrien) КЛОД АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715 1771), философ просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи ле Гран … Энциклопедия Кольера

Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций (Helvétius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, ≈ 26.12.1771, там же), французский философ материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. До 1751 был генеральным… … Большая советская энциклопедия

Гельвеций, Клод Адриан — ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве. Считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гельвеций Клод Адриан — Гельвеций: ощущение как начало умственных способностей, а интерес начало морали Если сенсуализм Кондильяка был спиритуалистским, то сенсуализм Клода Адриана Гельвеция (1715 1771) решительно материалистическим. Он родился в Париже в семье… … Западная философия от истоков до наших дней

Гельвеций Клод Адриан — (17151771) видный французский философ. Его отец был придворным врачом в Париже и уготовил сыну карьеру финансиста, мечтая, чтобы тот стал чиновником налогового ведомства. Действительно, отец приобрел для него должность генерального откупщика… … Великие философы: учебный словарь-справочник

Гельвеций Клод Адриан — (1715 1771 гг.) французский философ материалист. Основу философии Гельвеция составило учение Локка. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, которую определял… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Гельвеций Клод Адриан — (Helvetius) французский философ (1715 1771), получил юридическое образование, служил при дворе королевы. Под влиянием Вольтера он задумал поэму Sur le bonheur , которую затем бросил и окончил лишь незадолго до своей смерти; увлекшись Esprit des… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гельвеций – один из выдающихся представителей французского Просвещения и материализма. Область его главных философских интересов – это проблемы общественной жизни, места человека в обществе, соотношения человека и государства, и, в конечном итоге, счастья человека. С этими проблемами Гельвеций связывал вопросы, позволяющие, по его мнению, понять сущность человека: вопросы воспитания, культуры, образования, преодоления невежества, соотношения ума и чувств, добра и зла, проблемы общественной пользы, социальных характеристик человека и др.

Наиболее известные произведения Гельвеция

Природа, движение, сознание, познание в истолковании Гельвеция

Так же, как другие известные представители французского Просвещения и материализма, Гельвеций исходил из идеи объективности природы, рассматривал природу как вечную и несотворенную, а человека как часть этой природы. Природа, по Гельвецию, – это и есть материя, а материя – совокупность природных тел. Материя, считал он, находится в состоянии вечного движения, движение является неотъемлемым свойством явлений природы и причиной всего существующего. Движение для Гельвеция – это механическое перемещение, что соответствовало естественно-научным представлениям того времени, времени господства механицизма.

Сознание рассматривалось Гельвецием как свойство материи.

Человек, как утверждал Гельвеций, способен достичь истины в своих суждениях, но человек может также и заблуждаться. При этом заблуждение не является неотъемлемым свойством человеческого ума. Заблуждение представляет собой лишь случайное отклонение от истины, случайность в процессе познания, и причиной его являются внешние, случайные по отношению к уму обстоятельства: либо пагубные страсти, либо неправильное употребление слов.

Вместе с тем, Гельвеций прекрасно осознавал трудности не только достижения, но и утверждения в обществе истинного знания, и, особенно, истинного социального знания.

Эти основополагающие теоретико-познавательные принципы стали для Гельвеция исходными в понимании человека, его назначения, формирования общественных взглядов и позиций людей.

Учение Гельвеция о человеке и обществе

Главные проблемы, которые Гельвеций связывал с пониманием человека, истолкованием роли человека в общественном развитии, – это проблемы образования, воспитания. Сенсуалистические познавательные принципы философ переносит в сферу социального познания и утверждает их в своей концепции воспитания и образования.

Для Гельвеция человек – продукт той среды, в которой он живет с первых дней своей жизни. Гельвеций отрицает не только врожденные идеи, но и любые наследственные наклонности в человеческом сознании. Эмоции, ум – все содержание сознания определяется исключительно социальными условиями жизни человека. Понятно поэтому, что, с точки зрения философа, для того, чтобы изменить взгляды людей, а, следовательно, и их поведение, поступки, необходимо изменить социальную среду.

Гельвеций, что важно отметить для адекватного истолкования его взглядов, не был сторонником революций и переворотов, и потому все социальные изменения связывал исключительно с реформами, причем постепенными реформами, основанными на совершенствовании общественного законодательства.

Гельвеций писал о том, что мера ответственности за состояние общества и успехи в совершенствовании законодательства лежит на власти, на государе. Он был убежден в том, что никакая деспотическая власть не может обеспечить успешного развития общества и утверждал, что рост социальных бедствий во всяком государстве соразмерен росту абсолютной власти.

Общество, построенное по этому плану, и есть, по Гельвецию, справедливое общество. Справедливость, считал он, – это соответствие действий частных лиц общественному благу. Такое общество готовится умами наиболее проницательных личностей, которые в конечном счете направляют людей к пониманию того, что счастье заключается в способности людей любить делать то, что они обязаны делать. Люди должны понять, что суждения и поступки, соответствующие общему интересу не только верны, но и полезны для них. Нравственность людей таким образом совпадает с пользой для них же, считал философ.

Итак, Гельвеций как философ, одухотворенный принципами эпохи Просвещения, выразил в своем творчестве целый ряд глубоких идей. Прежде всего, это идея необходимости для человека и общества ориентироваться в практических действиях на истинное знание, стремиться освободиться от заблуждений и невежества. Мысли Гельвеция о ценности истины, а потому науки, для развития общества не могут утратить своей актуальности.

Размышления философа о важности для человека познания самого себя и общества, его выводы о мотивах человеческих поступков, об интересе, личном и общественном, также вышли по своей значимости за пределы XVIII столетия.

Концепция Гельвеция о роли воспитания в развитии личности, и, выдвинутые на основе ее, идеи о значении для человека и общества разумного законодательства и способов его формирования также оказались интересными не только для его современников. Безусловно, в представлении философа о том, что миром правит разум, было немало рационального.

Вместе с тем, ряд глубоких идей в творчестве Гельвеция выступает в одностороннем, упрощенном виде. Реальные общественные процессы, сам человек, его воспитание, человеческое счастье – значительно сложнее, чем это представлял себе философ. Процесс познания и содержание сознания понимаются Гельвецием также достаточно упрощенно. Но все сказанное Гельвецием, несомненно, дало новый стимул познанию и содействовало дальнейшему развитию философского знания.

Гельвеций полагал, что он объяснил сущность человека и общества. И, действительно, он высказал ряд плодотворных идей относительно общественного развития.

Прежде всего, Гельвеций в соответствии с утвердившимися традициями в философии видел главную проблему для человека в достижении счастья в своей реальной жизни.

Для этого люди и общество в целом должны быть образованными и ориентироваться на знание, науку, в том числе науку о человеке. Вопрос о познании человеком самого себя был поставлен Гельвецием достаточно четко.

В понимании сущности человека Гельвеций выдвинул на первый план проблему человеческого интереса, которая на самом деле является достаточно важной проблемой.

Гельвеций не просто обратил внимание на важность воспитания в обществе, но разрабатывал целую систему обоснования этой важности для общества в целом, подчеркивая значимость общественного воспитания.

Гельвеций поставил и дал свое решение вопроса о соотношении общественного и личного интереса, блага общества и блага личности.

Вместе с тем, как показало дальнейшее развитие общества и философских представлений о нем, Гельвеций упрощенно и потому неадекватно истолковывал многие из исследуемых им проблем. Это прежде всего относится к ключевым проблемам, то есть проблемам понимания сущности человека, его блага, сущности общества, их соотношения. Потому и связанные с ними другие проблемы, например, проблема воспитания, выступала в достаточно примитивной форме. И, разумеется, вопрос о счастье человека и общества гораздо более сложен и многогранен по своему содержанию.

Тем не менее, поставленные им проблемы, предлагаемые им же решения этих проблем привлекли внимание философов и вошли в историю познания человечеством самого себя.

Краткая биография Клода А. Гельвеция (31 января 1715 - 26 декабря 1771).

Клод Адриан Гельвеций - французский писатель, философ, яркая фигура французского Просвещения, идеолог буржуазии - появился на свет в Париже 31 января 1715 г. Его отец, служивший при дворе врачом, мечтал, что сын станет финансистом, поэтому его отдали в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, где он приобрел соответствующие познания. После окончания колледжа Клод Адриан работал помощником сборщика налогов у собственного дяди. Будучи молодым человеком, Гельвеций испытывал большой интерес к поэзии, но позднее, к 1740 г., эта увлеченность пропала.

Тем не менее даже такая должность разочаровала Гельвеция, и в 1751 г. он сложил с себя полномочия, женившись на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур. Пара жила в столичном особняке на улице Сен-Анн, проводила много времени неподалеку от Ремалара в собственном замке. Покончив с карьерой государственного служащего, Гельвеций отдавал все силы литературному творчеству, философии и науке.

Насмотревшись на столичные салоны, Гельвеций решил открыть собственный, который стал бы излюбленным местом встреч для просвещенных людей, интеллектуалов. Мечта сбылась: именно его салон приобрел большую популярность в качестве места для выражения свободолюбивый идей; здесь вращались персоны, которые впоследствии основали знаменитое общество энциклопедистов. Знакомство в 1751 г. и сближение с Монтескье и Вольтером укрепило Гельвеция в намерении всего себя посвятить занятиям наукой.

ГЕЛЬВЕЦИЙ, КЛОД АДРИАН (Helvétius, Claude-Adrien) (1715–1771), философ-просветитель, один из идеологов Французской революции. Родился в Париже 26 января 1715 в семье главного врача королевы. В двенадцать лет поступил в иезуитский коллеж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение того времени, дававшее классическое образование. Окончив его, служил в Каене помощником своего дяди, сборщика налогов. Писал стихи, однако, если не считать аллегорическую поэму Счастье (Le Bonheur, издана посмертно в 1772), к которой он вернулся в последние месяцы жизни, оставил занятия поэзией к 1740.

После вынужденного ухода от дел Гельвеций в 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II – Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд О человеке (De l'Homme). Середина 18 в. была эпохой изобретателей и полемистов, и такие писатели, как Руссо, Монтескьё, Вольтер, Ламетри и Кондильяк, критически анализировали сложивший общественный порядок. К трактатам по философии и исследованиям механизма сознания Гельвеций добавил свой труд Об уме (De l'Esprit, 1758), который был запрещен Сорбонной; был отдан приказ о его публичном сожжении. Главные принципы этики Гельвеция: 1) единственным мотивом всех человеческих поступков является эгоистический интерес; 2) эгоизм выступает как первичный фактор даже в поступках чисто морального свойства; 3) критерием моральности поступка является его полезность для общества; 4) законодательство и воспитание служат приведению в гармонию, посредством вознаграждений и наказаний, индивидуального эгоизма и общественного блага. Хотя трактат Об уме был осужден папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, он оставался кодексом французской морали в течение 50 лет.

Труд О человеке, его умственных способностях и его воспитании (De l'Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation) был опубликован посмертно в 1772. Главную свою задачу Гельвеций видел в том, чтобы убедить законодателей и деятелей образования, что гений, добродетели и таланты (которым нации обязаны своим величием) зависят не просто от различий в органах чувств, но являются следствием образования, которое, в свою очередь, полностью зависит от характера законов и формы государственного правления. Поэтому счастье наций – в их собственных руках и зависит всецело от того, насколько серьезно они относятся к развитию образования.

Гельвеций страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771. Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей того времени. В Великобритании его считали прямым предшественником утилитаристов – И.Бентама и Дж.Милля.

Читайте также: