Сети 1 фараон кратко

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Девять загадок царя Сети.

Если характерной чертой правления Рамсеса были монументальность и почти беспрецедентное обожествление имени царя, то время Сети I – это успешная внешняя политика без постыдных компромиссов, сложнейшая работа по преодолению раздробленности в египетском обществе и памятники высочайшего уровня, ставшие классикой древнеегипетского искусства.

Колосс Сети I из Карнака. Алебастр. Луксор, Музей египетского искусства. (с) фото - Виктор Солкин

Фрагмент батальной сцены Сети I из Карнака. (с) фото - Виктор Солкин

Войны первых лет правления Сети были необходимы не только для утверждения престижа Египта на международной арене: образ успешного воителя всегда был важной частью парадигмы власти фараонов. Преуспев на севере, в Сирии, а также, судя по нескольким стелам, обнаруженным в Судане, и на юге, Сети по сути, доказал свое право на престол. Военная страница царствования – успешная и недолговременная, была перевернута и, судя по всему, быстро забыта. Великие дела ждали Сети не на поле брани, а на родине, в Египте.

Абидос. Фасад храма Сети I. (с) фото - Виктор Солкин.

Абидос. Рельефы святилища Осириса в храме Сети I. (с) фото - Виктор Солкин.

Абидос. Интерьер внутреннего святилища Осириса в храме Сети I. (с) фото - Виктор Солкин

Абидос. Центральный зал Осирийона, затопленный водой. (с) фото - Виктор Солкин

Абидос. Тайная камера Осирийона. (с) фото - Виктор Солкин.

Вода Осирийона питается местными источниками и подземным каналом, связывающим Осирийон с Нилом. Подземная гробница Осириса была частью грандиозной и невероятной религиозной идеи, которую царь-мистик, пытавшийся возродить религиозные доктрины своей страны, воплотил в Абидосе. Скорее всего, это сооружение не уникально: разведка, проведенная в 2008 году египетскими археологами близ расположенного неподалеку заупокойного храма Рамсеса II, показала, что за ним также находится массивная подземная структура с гигантскими монолитными столбами. Учитывая, как часто Рамсес копировал деяния и стиль памятников своего великого отца, - неудивительно.

Капители колонн центрального нефа гипостиля Карнакского храма. (с) фото - Виктор Солкин

Сети I, обожествленный в облике Осириса, в сонме божеств: Амона и Мут (слева), Птаха и Сехмет (справа). Рельеф из заупокойного храма царя в Курне. (с) фото - Виктор Солкин.

Абидос, Карнак, храм в Курне, отдельные фрагменты многих других святилищ в долине Нила, грандиозные обелиски в Гелиополе, самый внушительный из которых, высотой чуть более 23 метров, украшает ныне площадь Piazza del Popolo в Риме, роскошный летний дворец в восточной Дельте Нила, - и все это за десять лет! Мы вряд ли узнаем, по какой причине Сети I скончался в самом расцвете сил: эту тайну он унес с собой в невероятную по свой роскоши, хотя и незавершенную гробницу в Долине царей, которая считается самой красивой усыпальницей фиванского некрополя. Медицинские исследования прекрасно сохранившейся мумии фараона так и не установили причину его смерти. Мумия царя Сети, одна из самых сохранных в залах царских мумий Египетского музея в Каире, поражает благородством облика и почти полностью сохранившимися чертами лица, так близко напоминающими лучшие его скульптурные портреты из Абидоса.

Голова мумии Сети I. Каир, Египетскйи музей (с) фото - SCA

Погребальная камера гробницы Сети I в Долине царей. (с) фото - SCA

Царскую гробницу обнаружил 16 октября 1817 года Джованни Батиста Бельцони – итальянский авантюрист и искатель древностей, поставлявший находки британскому консулу в Египте Генри Солту. Все стены этой протяженной гробницы, самой впечатляющей в Долине царей, покрыты объемными полихромными рельефами, художественный уровень которых сложно переоценить. Коридор за коридором, стены камер, лестничных пролетов и проходов повествуют о потустороннем плавании солнечного божества и его спутников, среди которых – сам Сети, сквозь Дуат, изображают царя подносящим богам бесчисленные приношения и получающим от них вечную жизнь, процветание, трансформацию и победу над смертью. Пространство потолка погребальной камеры гробницы, покрытого насыщенным синим пигментом, занято изображениями важнейших созвездий северной части неба, среди которых особенно выделяется Исида Хесамут – грозная бегемотица, воплощающая собой Тубан – полярную звезду древнего мира. Здесь же представлено шествие духов звезд – бессмертных предков царя, вместе с которыми плывут по небесам в своих золотых ладьях Сах – Орион и Сепедет – Сириус – гаранты победы души царя Сети над смертью.

Увы, гробница, которую Бельцони нашел в почти первозданном облике, сильно пострадала от рук первооткрывателя: для того, чтобы сделать выставку, посвященную находке в Лондоне, в выставочном зале на Пиккадилли, он снял слепки с наиболее красивых рельефов с помощью пластов горячего парафина. Значительная часть яркого минерального по своему составу пигмента сошла со стен гробницы и осталась в матрицах.

Богиня Нут. Рельеф на дне алебастрового саркофага Сети I. (с) фото - Лондон, Музей Джона Соуна.

Супругой Сети I ещё задолго до прихода на трон стала Туйа, происходившая, как и сам царь, из среды военных: её отец Райа был "командиром колесничих войск". Сети и Туйа имели, по крайней мере, двоих детей: дочь по имени Тиа и сына, будущего фараона Рамсеса II. Из окружения фараона следует выделить одного из самых известных людей этой эпохи - везира Пасера, вступившего в должность при Сети I, сменив на посту своего предшественника Небамона. Хорошо известны его великолепные скульптурные портреты и роскошная гробница. Свои функции этот вельможа продолжал выполнять и позже, собственными руками коронуя Рамсеса II. Огромное количество памятников сохранилось и от Хормина, управителя царского гарема в Мемфисе. При Сети I были назначены специальные управители землями оазисов. Так, хорошо известна гробница Аменхотепа - управителя оазиса Бахария.

С правления Сети I начинается новый блестящий период Египта: памятники начинают опять рассказывать о победах фараона и воспевать славу его царствования.

Уже в 1-й год своего правления он взялся за решение трудной задачи: вернуть азиатские владения Египта, утраченные фараоном Эхнатоном. Рельефы на наружной стороне северной стены большого гипостильного зала храма Амона в Карнаке сохранили до наших дней уникальную информацию о войнах Сети I. Шесть картин сражений дают представление о главнейших событиях этой войны, а сохранившийся "топографический список" содержит сведения о покорённых землях.

Предшествующий период слабости Египта дал смелость бедуинам шасу перейти восточную границу в сторону Дельты. Сети I собрал войско и сам возглавил его. Им была захвачена дорога вдоль северного побережья Синайского полуострова, вдоль которой были приведены в надлежащее состояние колодцы, с военными постами для их охраны. Многие из этих постов были названы именем Сети I. Сражения происходили на большой территории, начиная от пограничной крепости Джару, как в пустыне, так и в гористых, поросших лесом местностях Палестины. Война осложнилась тем, что кочевники заняли господствующие над долинами высоты. Тем не менее египтянами был взят ряд крепостей неприятеля, в том числе Рафия. Сети I завладел всей землёй шасу до восточных ее границ. Последним пала взятая приступом горная твердыня - "Город ханаанский", в битве под которой были уничтожены главные силы противника.

Усмирив бедуинов шасу, Сети I решил восстановить спокойствие и на севере Палестины. Крепость Мегиддо не оказала сопротивления продвижению египетских войск. Были проведены успешные военные действия против городов Хамата, Бейт-Шеана и Иеноама, победа над которым была сочтена достойной изображения на храмовых стенах в Карнаке.

О том, что египтяне побывали на восточном берегу Иордана свидетельствуют две стелы исторического содержания, найденные в городке Бейт-Шеане в 20 км южнее Геннисаретского озера. По-видимому, во время этого похода египтяне захватили и морские порты Акка и Тир, о чем сообщается в перечне захваченных местностей на сфинксе из Курна.

В продолжение своего победоносного похода через землю ханаанскую египетские войска дошли до крепости Кадеш, расположенной на лесистой горе, игравшей важную роль еще при Тутмосе III. Для жителей Кадеша появление египетского войска было совершенно неожиданным, и город со всеми его жителями был взят приступом с боя.

Замирение Палестины и Южной Финикии не означало еще воссоздания "мировой" державы времен XVIII династии. Мешало сильное противодействие Хеттского царства и зависившего от него царства Амурру. Известий о новой схватке между великими державами: египетской и анатолийской сохранилось очень мало. Изображения в Карнакском храме прославляют победу над "жалкою землею Хатти, которую его величество превратило в большую груду трупов". Война с хеттами была для Сети I одновременно борьбой с зависевшими от него сирийскими княжествами и была успешной для египтян. Фивы видели толпы анатолийских и сирийских пленных, доставленных фараоном в дар Амону вместе со всякого рода ценностями. Из хеттских клинописных памятников известно об отпадении царства Амурру в Сирии и возвращении его под владычество Египта. На некоторое время в состав египетской державы вошёл Кадеш на Оронте, так как там была найдена плита с изображением Сети I перед египетскими и сирийскими божествами.

Однако победа Сети I не была решающей, потому что не нанесла существенного ущерба Хеттской державе, и к концу своего правления он потерял почти все свои северные завоевания. Конечным результатом войн, которые вёл Сети I, было установление в Азии северной границы египетского влияния, которая проходила приблизительно от устья реки Эль-Литани на восток, оставляя в руках египтян города Тир, Мегиддо, Бейт-Шеан и другие. После чего фараоном был заключен мирный договор с хеттским царём Муваталли. Все походы Сети I сопровождались крайней жестокостью, с которой из египетских фараонов мог сравниться лишь Аменхотеп II. Так, на одной из сцен Карнакского храма изображён Сети I, приносящий в жертву пленных, что было абсолютно не свойственно египетской традиции.

Сети I вёл войны не только на востоке, но и на западе, против ливийских народов: мармаридов. В этот поход по гористой и изобилующей пещерами стране Сети I взял своего сына и наследника Рамсеса II. Цари мармаридов были разбиты наголову. На изображениях Сети I рисуется стоящим на боевой колеснице, парная упряжь которой носит имя "Победоносен Амон".

Правление Сети I стала значительной вехой в истории египетской сакральной архитектуры. Повсеместно восстанавливались храмы предков, сооружались новые святилища. Особое внимание Сети I уделял двум великим египетским городам: Абидосу и Фивам.

Гипостильная зала Карнака, насколько она была окончена при Сети I, и храм Осириса в Абидосе - художественные произведения первой степени, красота которых более всего заключается в непомерном богатстве и многочисленности скульптур, доведённых до совершенства. Знаменитая гробница Сети I также принадлежит к замечательнейшим произведениям фиванского искусства, не только по скульптурам, но и по красоте и живописи красок, покрывающих картины и иероглифы.

При Сети I было восстановлено огромное количество памятников религиозного искусства, уничтоженных или повреждённых при Эхнатоне. Большие реставрационные работы были проведены в храме Аменхотепа III в Луксоре. В Карнаке Сети I также перестроил небольшой киоск Аменхотепа II в поминальный храм этого царя. При этом имена властителей XVIII династии в некоторых святилищах, например в храме Хатшепсут в Спеос Артемидос, были заменены титулатурой и изображениями Сети I.

Фараон Сети I

Фараон Сети I — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1290 — 1279 годах до н. э., из XIX династии. Сын Рамсеса I и царицы Сатра. С Сети I начинается новый блестящий период Египта; памятники начинают опять рассказывать о победах фараона и воспевать славу его царствования.

Вступление на престол

Точная дата вступления Сети I на престол не известна, считается что это произошло в период между 29 числом IV месяца сезона Перет (т. е. появление суши) и 17 числом I месяца сезона Шему (т. е. засухи). Египтологи предполагают, что Сети был увенчан короной во время торжеств праздника Амона-Ра, которые начинались с новолуния первого месяца сезона Шему, в марте. Он занял престол уже зрелым человеком. Манефон неправильно называет Сети основателем XIX династии, пропуская его отца Рамсеса I.

Разгром кочевников шасу

Фараон сам, по-видимому, упивался битвой, ибо надпись гласит:

Продвижение на север

Жители Кадеша не ожидали видеть неприятеля: под деревьями, которые окружают город, пасли ещё стада скота их пастухи, когда фараон явился под городом на своей боевой колеснице. Все спасаются бегством, быки бегут в одном направлении с пастухами; воины, стремящиеся из города на помощь, пронзаются стрелами Сети и падают с колесниц своих. В это время войска египетские идут на приступ и берут с боя город и всех его жителей.

Посещение гор Ливана и рубка леса

Триумфальное возвращение египетского войска

Поход в землю Хетского царства

Война с государством Хатти и его союзниками была успешна для египтян, и Фивы видели толпы анатолийских и сирийских пленных, доставленных царем в дар Амону вместе со всякого рода ценностями. Как далеко на север продвинул Сети границу египетских владений, установить точно невозможно. В списках побежденных им народов и захваченных городов наряду с палестинскими и южнофиникийскими значатся среднесирийские Кадеш, Катна, Уллаза, Нахрима, Туниб. Перечни стран, побежденных Сети, можно считать в общем надежными источниками (за исключением, конечно, желаемого, но мнимого подчинения Ассирии и Вавилонии), так как они опускают ряд важных сиро-палестинских городов, а многие названия среди известных нам списков подобного рода упомянуты впервые и неоднократно подтверждаются изображениями в Карнаке и надписью из Бейт-Шеана. Если можно сомневаться даже во временном захвате египтянами севера Сирии, то подчинение Сети южной и средней её частей очевидно. Из хеттских клинописных памятников стало известно об отпадении царства Амурру в Сирии и возвращении его под владычество Египта. Справедливо отмечено также отсутствие его в числе союзников Хеттского царства, перечисленных в египетских источниках, даже на 5-м году правления преемника Сети Рамсеса II. На некоторое время в состав египетской державы вошёл, наверное, и Кадеш на Оронте, так как там была найдена плита с изображением Сети перед египетскими и сирийскими божествами. Сколько походов понадобилось Сети I для достижения столь крупных успехов, неизвестно, как не знаем мы и того, в какие годы его царствования они происходили; исключение – поход 1-го года.

Однако победа Сети не была решающей. Она не нанесла существенного ущерба Хеттской державе. Видимо, к концу своего правления Сети потерял почти все свои северные завоевания. Конечным результатом войн, которые вёл Сети, было установление в Азии северной границы египетского влияния, которая проходила приблизительно от устья реки Эль-Литани на восток, оставляя в руках египтян города Тир, Мегиддо, Бейт-Шеан и другие. Выполнив максимум осуществимого, Сети заключил мирный договор с хеттским царём Муваталли. Все походы Сети I сопровождались крайней жестокостью, с которой из египетских фараонов мог сравниться лишь Аменхотеп II. В частности, на одной из сцен храма в Карнаке изображён Сети, приносящий в жертву пленных, что было абсолютно не свойственно египетской традиции.

Поход против ливийцев

Соправительство Сети I и Рамсеса II

Возможно, что на 9-м году Сети, который, видимо, считал своё положение на престоле недостаточно надёжным, решил провозгласить своего сына и наследника Рамсеса своим соправителем. В великой исторической надписи Абидоса Рамсес II так рассказывает об этом событии:

Однако из-за того, что все надписи о соправительстве относятся уже к царствованию Рамсеса, сам факт одновременного правления Сети и Рамсеса принимается не всеми историками.

Строительная деятельность Сети I

Царствование Сети принадлежит к тем периодам истории страны, в которых, с одной стороны, искусство покровительствуется монархом, а с другой, оно творением истинно мастерских произведений оказывается вполне достойным этого покровительства. Эпоха Сети I посвятившего всю свою жизнь делу восстановления религиозной культуры своей родины, стала значительной вехой в истории египетской сакральной архитектуры. Повсеместно восстанавливались храмы предков, сооружались новые святилища. Однако особое внимание Сети уделял двум великим египетским городам — Абидосу и Фивам.

Гипостильная зала Карнака, насколько она была окончена при Сети I, и храм Осириса в Абидосе суть художественные произведения первой степени, красота которых более всего заключается в непомерном богатстве и многочисленности скульптур, доведённых до совершенства даже в резке иероглифов. Точно так же знаменитая гробница Сети принадлежит к замечательнейшим произведениям фиванского искусства, не только по скульптурам, но и по красоте и живописи красок, покрывающих картины и иероглифы.

До завершения строительства Сети не дожил; храм был закончен его сыном Рамсесом. Прекрасно сохранившийся, храм и в наши дни потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, прекрасно сохранившими свой исконный цвет. Из Абидоса происходит большинство статуй Сети I, отличающихся превосходным качеством. Сети I придавал огромное значение абидосскому храму: это подтверждается знаменитым декретом царя, высеченном на стеле в Наури, и надписями маленького храма Канаис в Вади Мийа, где упомянуты привилегии храма в Абидосе, а также копи, снабжавшие храм золотом.

К западной стене храма Сети I в Абидосе примыкает еще одно здание, которое
называют Осирион. Уже в глубокой древности существовала легенда, что именно в этом храме была захоронена голова Осириса (отсюда название). Осирион был обнаружен известным египтологом Ф. Петри в 1903 году, но только в 1914-м постройку полностью расчистили от песка. Дело в том, что уровень пола Осириона расположен примерно на 8 метров ниже уровня храма Сети. Профессор Нэвилл из Исследовательского фонда Египта, расчистивший этот комплекс, считал, что Осирион является одной из самых древних построек Египта. Но после того как в 20-е годы прошлого века на его стенах обнаружили несколько надписей от имени Сети I, это здание было объявлено постройкой данного фараона.

В Фивах в Карнаке он продолжил строить грандиозный гипостильный зал между третьим пилоном эпохи Аменхотепа III и вторым, возведённым при Хоремхебе. Начало строительству было положено ещё при Рамсесе I, однако краткость его правления помещала воплотить в жизнь колоссальный проект. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок не распустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были отделаны листами золота и покрыты великолепными рельефами общей площадью 24 282 м?. Имена зодчих строивших этот храм нам известны — это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени — Дидиа. Окончательная декорировка и отделка гипостиля была завершена лишь при Рамсесе II.

Поминальный храм Сети I в Курна

Другие постройки Сети

Сети начал строить пещерный храм в Абу-Симбеле, но не успел его закончить. Он был довершён его сыном Рамсесом II.

При Сети I было восстановлено огромное количество памятников религиозного искусства, уничтоженных или повреждённых при Эхнатоне. Большие реставрационные работы были проведены в храме Аменхотепа III в Луксоре. В Карнаке Сети I также перестроил небольшой киоск Аменхотепа II в поминальный храм этого царя. При этом имена властителей XVIII династии в некоторых святилищах, например в храме Хатшепсут в Спеос Артемидос, были, в свою очередь, заменены титулатурой и изображениями Сети I.

Нижний Египет также не был обойдён вниманием царя. В Мемфисе сохранилось уникальное святилище Сети I, на стене которого царь изображён как мальчик, сидящий на коленях двух богинь. Вероятно, ещё другой храм был построен в Гелиополе, откуда происходит обелиск царя, в настоящее время находящийся в Риме.

Работы в золотоносных рудниках

Кажется, что богатые подати и дани, стекавшиеся ежегодно в таких огромных количествах из всех побеждённых стран в Египет при Тутмосе III, стали поступать в гораздо меньшем количестве при Сети I, между тем как царские нужды, подлежащие удолетворению, оставались теми же, а возведение дорогих построек требовало больших затрат. Следовало изыскивать новые источники доходов; и потому стали обращать при Сети особое внимание на правильную разработку существовавших уже в Египте и Нубии золотых рудников, и кроме того, в помощь этому промыслу заботится о закладке колодцев в лишённых воды горных местностях, где производились горные работы. К таковым местностям принадлежала и пустынная местность на восточной стороне Нила, простиравшаяся напротив Эдфу. В этой пустыне сохранились остатки древнеегипетского скального храма: он положением своим обозначает одно из мест остановки по большому торговому пути, который в древности шёл от Нила к Красному морю. Надписи храма все относятся ко времени Сети: они не только подтверждают существование золотоносных пластов в глубине гор, но и указывают на закладку колодца по повелению царя. Они говорят, что в 9-й год, 20 числа I месяца сезона Шему царь Сети предпринял путешествие в пустынные горные местности, желая осмотреть лично работы на золотоносных рудниках.

Попытка добыть воду также и на рудниках в Вади-Алаки окончилась неудачно. Там был выкопан колодец более 60 м (120 египетских локтей) глубины, но до воды он не достал.

Семья и окружение

Затем изображено шествие шестнадцати мужчин, по четыре в группе, подходящих к Хору. Это четыре расы людей, египтяне, семиты, чернокожие негры и белокожие ливийцы. Последние в длинных одеждах и перьях на голове.

Ниже первого зала на четыре ступени лежит другая палата 8,1 м в длинну и 7,2 м в ширину. В зале две колонны; здесь стенные картины не окончены: видны абрисы фигур, набросанные мастерской и смелой рукой. Первые абрисы учеников начертаны красной краской; исправления художника сделаны чёрным карандашом. Здесь особенно замечателен портрет Сети I. За этим залом в глубь горы нет продолжения гробницы; но из предыдущего зала с четырьмя колонами, в левой стороне от входа, открывается лестница в 18 ступеней, ведущая вниз, которая приводит к коридору в 11 метров длины, также понемногу понижающемуся. В этом проходе также великолепно раскрашенные картины, относящиеся к культу мертвых и загробным мифам.

Коридор заканчивается вратами; на пилястрах этих врат изображён царь в пышной военной одежде и вооружении, сидящим на золотом троне. От ворот опять шесть ступеней спускаются в маленькую аванзалу, в которой царь изображён стоящим перед Хатор, Хором, Анубисом, Исидой, Осирисом и Птахом.

Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году.

Значимость личности самого Сети I была, во многом, скрыта последующим царствованием его знаменитого сына — Рамсеса II, длительность и обилие памятников которого общеизвестны. Однако значение царствования и деятельности Сети I заключалось, прежде всего, в том, что египетская традиционная цивилизация, потрясённая амарнской реформой, при нём частично возродилась. Во многом, это возрождение оказалось искусственным и условным, однако Сети удалось временно приостановить грядущий упадок и создать предпосылки для дальнейшего расцвета страны.

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Рельеф в гробнице Сети I наряду с храмом, который фараон Древнего Египта построил в Абидосе, являются лучшими архитектурными строениями за все время существования египетской истории и величайшим произведением искусства в мире. Любопытно, что культура древней цивилизации пережила подъем при правлении отличающегося своими военными достижениями царя, и имела тенденцию к снижению с приходом к власти сына Рамзеса II.

Наукой установлено, что фрески по периметру гробницы были выполнены художниками, работающими в группах. Их имена остались неизвестны. Возможно, украшение места захоронения производилось по проекту одного мастера с высокой квалификацией, а другие лишь занимались выполнением поручений. Или предположительно, в его роли выступал сам фараон древнего Египта Сети, который поощрял к труду и вдохновлял своими идеями подчиненных. Все они ожидали,что их искусство останется незыблемым на стенах гробницы в течение веков, и им это в некоторой степени удалось. Сегодня, спустя более чем 3000 лет спустя нам доступны картины, изображающие царя Сети I и его окружение, хоть и в отреставрированном виде.

Находка гробницы Сети I

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Джованни Баттиста Бенцони опубликовал свои впечатления от проведении раскопок в Долине Мертвых в 1820 году:

Я решил исследовать небольшой участок земли у подножия крутого холма. На то самое место во время дождя стекало большое количество воды и мы принялись копать.

Раскопки в гробнице Сети I, день первый

Никто не мог себе представить, что древние египтяне могли сделать вход там, куда просто стекала вода, но у меня были основания полагать, что могила фараона Египта существует именно в этом месте, и я не ошибся в своих стремлениях. Наемные феллахи, которые привыкли исполнять подобного рода поручения, были уверены, что в этом месте ничего не будет обнаружено. Но ситуация с этой гробницей отличалась от любой другой. Я продолжил работы и на следующий день 17 числа вечером мы расчистили часть скалы и нашли вход.

Раскопки в гробнице Сети I, день второй

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

18–го утром рабта была возобновлена, и нам удалось достичь туннеля, ведущего к гробнице, который составлял около 20 футов под уровнем земли. Исследования показали, что мы были первыми гостями со времени захоронения. Феллахи расширили проход и стали уговаривать меня остановить раскопки, поскольку на дне ничего не видно. Однако я обнаружил проем, который был сильно забит большими камнями. Спустился, осмотрел местность и указал им, где они должны копать. Примерно через час был выбит проход и стал виден первый коридор. Взглянув в камеру, я сразу понял по живописи на потолке и египетским иероглифам, что мы обнаружили вход в большую и великолепную могилу.

В конце коридора я увидел лестницу длиной около 30 футов, ведущую вниз. Спускаясь по ней я пришел к другому коридору, вход в который был украшен изображениями египетских иероглифов и скульптур.

Чем больше я находил в подземных ходах, тем больше стремился увидеть,такова природа человека. В конце концов я дошел до большого углубления, которое составило ключевой момент при открытии гробницы фараона древней цивилизации Сети I. Оно представляло собой яму около 40 футов глубиной и примерно 14 на 16 футов в ширину. Верхняя ее часть была украшена фигурами. Проходы от входа уходили под наклоном примерно в 18 градусов вниз.

На противоположной стороне ямы перед входом я увидел небольшое отверстие шириной с пять на десять сантиметров, а в нижней части стены кучу мусора и кусок дерева, который был прикреплен к веревке. Это приспособление, по-видимому, служило своего рода дверью и было использовано при спуске древних египтян в яму. Тут мы начали ясно понимать, что вода бежала потоками в это углубление и поэтому при прикосновении к веревке она рассыпалась в пыль. На дне было найдено несколько кусков дерева, которые применялись, по-видимому, в качестве подъемника для людей.

Раскопки в гробнице Сети I, день третий

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Вторая веревка, которая была прикреплена к внутренней стене полностью сохранила свой вид, видимо, вода не касалась ее. Я заметил некоторые полости в нижней части скважины, на основании чего экспедицией был сделан вывод, что это углубление в горе использовалось для получения воды после дождя.

После того как мы размуровали эту стену, мы оказались в красивом зале площадью 27 на 25 футов, крыша которого держалась на трех-метровых квадратных столпах. В фронтовой части первой камеры находилась одна из лучших экспозиций искусства древнего Египта за всю историю существования цивилизации. Посредине зала находились четыре прекрасные статуи: Осирис, сидящий на престоле, на голове которого парил ястреб. За его троном находилась женская фигура. Все статуи были заключены в надписи на египетских иероглифах и богато украшены символическими фигурами. Крылатый ястреб с распростертыми крыльями на потолке завершал эту восхитительную картину. Изображения и надписи находились в отличном состоянии и давали яркое представление о времени, когда был упокоен царь древней цивилизации. В конце этой комнаты, которую я назвал прихожей, находилась большая дверь, через которую открывался вход в камеру с двумя колоннами. Ее площадь составляла 28 на 25 футов. Я дал ей имя гостиной, поскольку она была разрисована красивейшими цветными фигурами, которые, казалось, были нанесены еще вчера.

Возвращаясь в прихожую, мы увидели слева от отверстия большую лестницу, которая спустилась вниз в красивый коридор. По мере нашего продвижения дальше в глубь, картины становились все более совершенными. Они сохранили свой блеск, лак, нанесенный в форме цветов, почти не утратил насыщенности красок. Цифры с какими-то обозначениями были нанесены на белом фоне.

Камера священной Исиды

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

Гробница фараона Сети I, Долина Царей

В конце этого зала мы нашли большую пристройку с арочной крышей и потолком, который находился от Зала столбов в одном шаре, поэтому рассматривались как единая комната. Ее размер составил 31 на 27 футов.

Справа от него находилась небольшая и грубо вырезанная в камне камера, строительство которой, видимо, было незавершено. Стены ее были пустыными, без рисунков и украшений. Слева от нее мы вошли в камеру с двумя квадратными колоннами шириной 25 на 20 футов. Он назвал это место буфет, поскольку этот зал имел круглую форму, в которую, возможно, помещались предметы, необходимые для траурной церемонии по древним обычаям Египта.

Саркофаг фараона Сети I

Саркофаг Сети I, Долина Царей

Саркофаг Сети I, Долина Царей

Описание того, что мы нашли в центре камеры, заслуживает особого внимание. По красоте искусство древнего Египта в этом зале в Долине Мертвых превосходит все увиденные мной шедевры. Саркофаг, выполненный из лучшего восточного алебастра, 9 футов 5 дюймов в длину и три фута в ширину. Его высота составляла всего 2 фута и он был прозрачен, словно свет был помещен внутри его. Вокруг него были помещены сотни фигур, которые не превосходили по размеру 2 дюймов. Предположительно, их назначение было связано с обычаем проведения похоронной процессии и церемоний древнего Египта, связанных с упокоением. Рассказать об этом великолепном артефакте и бесценном фрагменте искусства цивилизации, обнаруженном в гробнице Сети I, невозможно. Я побывал во многих музеях Европы, но могу точно сказать, что ни один экспонат ни идет в сравнением с этим наследием древности.

Крышки на саркофаге не было, видимо, она была разбита на несколько частей, которые мы нашли в яме возле первого входа.

Я измерил расстояние от начала туннелей и оказалось, что проход находится примерно на середине горы в верхней части Долины Царей.

При содействии господина Ричии, я сделал зарисовки всех цифр, иероглифов, эмблем и орнаментов, которые были изображены в гробнице царя Сети I. Я решил запечатлеть изображения найденных фигур в воске. На это у меня ушло около года. На сделанных мной чертежах указаны все основные туннели и камеры. По своему проекту она напоминала большинство богатых усыпальниц, построенных в древних Фивах Египта .

Бенцони создал в Лондоне макет двух комнат гробницы Сети I. Алебастровый саркофаг фараона Древнего Египта был изъят из коллекции музея Англии и продан коллекционеру. В настоящее время он выставлен для обозрения в частном музее.

Читайте также: