Театр графа каменского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Граф был верным государственным мужем в чине фельдмаршала, и с честью прошел череду русско-турецких войн.
Царица Екатерина назвала его, правда, "скучнейшим человеком на свете", но, собственно, то что от фельдмаршала и нужно, педантичность и верность службе, у него было, и его заслуги никто отрицать не мог.

Но необратимые изменения в сознании, войны над ним возымели - в своем родовом имении граф возвел настоящую крепость, на манер тех, на которые он в боях сполна насмотрелся.
Чудачества чудачествами, но крепость настоящая, по всем правилам фортификационной науки.

Разве что окна больше декоративные.

Да и еще граф выпендривался - каждая башня в своем индивидуальном стиле.

Сабурово - деревня, площадь которой меньше площади самой собственно крепости.

Горстка домов ютится сразу за развалинами.

Храм в вечных строительных лесах.

Настоятель храма живет рядом, славится своей любвеобильной болтливостью, оттого на глаза ему не рекомендуется попадаться - как в том анекдоте - "осторожно, во дворе добрая собака - залижет до смерти".

Храм был в деревне всегда, правда наследников графа, в частности унаследовавшего имение сына графа Сергея там яро не любили и в храм его не пускали - богохульник был редкий и спустить на длинногривых ряженых цепных псов было для него делом обыденным.

Еще при Каменском-старшем, Михаиле, в крепости был заложен крепостной театр, а при Каменском-младшем, Сергее, театр достиг наивысшего рассвета.
Именно этот театр отображен у русских классиков - у Лескова в "Тупейном художнике", у Герцена в "Сороке-воровке" - история там отображена по реальным событиям.

Это был один из лучших театров тогдашней России. Именно он дал начало современному театру Орла.
Но что представлял собой крепостной театр тех времен - похоже мало кто сейчас понимает.
Это театр-тюрьма.
Актеры жили в подвалах театра, прикованные цепями как дикие звери.
Малейшая провинность, малейшая промашка на сцене влекла собой страшное мордование.
Изможденные актеры выходили после страшных пыток на сцену и превращались в беззаботных графинь и светских франтов, чтобы после вновь уйти на цепи в подвал.

На каком статусе крепость находится сейчас - в дупель неясно.
Похоже никому она со всей своей уникальностью и исторической значимостью не нужна.

Хорошо хоть на кирпичи не растащили, да и то, наверное, только оттого, что вывозить отсюда сложно - Сабурово в 7 километрах от Орла, а строить что-либо тут незачем.

Кругом белое безмолвие, звенящая тишина.

Ощущения - полный сюр.
Некоторые пейзажи отчего-то родили странную мысль - как бы выглядели каменные развалины, трущобы где-нибудь в Египте , если бы там была снежная зима.

Театр, однако, не прекратил существования. Часть актеров осталась, и на протяжении всего 19 в. театр существовал при разных антрепренерах. В 1842 проездом в Харьков здесь выступил М.С.Щепкин, его партнершей была А.Кравченко, крепостная актриса графа, купленная им в шестилетнем возрасте. Каменский дал ей образование и воспитал актрису, отличавшуюся, по отзывам современников, большим талантом.

Расцвет Театра Каменского приходится на 1870-е годы, во времена антрепризы П.М.Медведева. В эти годы здесь блистали М.Г.Савина, П.А.Стрепетова, М.П.Писарев, В.Н.Давыдов. Это был уже городской театр, с которого началась история Орловского драматического театра, носящего ныне имя И.С.Тургенева. В 1990-е годы в верхнем фойе театра режиссером Б.Н.Голубицким был открыт Музейный театр графа С.М.Каменского – на маленькой сцене этого театра идут камерные спектакли из репертуара графа и произведения русской классики.

История Орловского государственного академического театра им. И.С.Тургенева восходит к 1815 году, когда граф С. М. Каменский учредил крепостной театр на Соборной площади. Это был один из первых общедоступных российских театров, прославившийся далеко за пределами родного города. После смерти графа, театр почти на 80 лет перешел в руки антрепренеров, многие из которых занимались развитием театрального искусства в Орле не ради наживы, а ради высоких моральных идеалов.

После революции, даже в годы голода и разрухи, театр продолжал свою деятельность. Еженедельный бесплатный показ спектаклей был призван знакомить рабочих и крестьян с произведениями мировой и русской драматургии. Конечно же, на сцене Орловского театра шел и тургеневский репертуар, даже в 1930-х годах, когда в других театрах Тургенев почти не ставился. В годы Великой Отечественной войны театральный коллектив был эвакуирован на Урал, в Златоуст, где и продолжил свою деятельность.

В 1944 году театр вернулся в родной город, где разместился в уцелевшем здании Дома Учителя. В 1949 году история Орловского театра пополнилась сразу двумя знаменательными событиями: во-первых, театру было присвоено имя И. С. Тургенева, а во-вторых, коллективу предоставили новое здание, построенное по проекту архитектора Б.Антипова. С той поры прошло немало лет, но и сделано за эти годы тоже было немало.

В 1993 году открыт уникальный музей истории Орловской сцены с воссозданным в миниатюре театром графа С.М. Каменского.

Сегодня театр им. И.С.Тургенева — это целая эпоха театрального искусства не только в Орле, но и в стране, и за рубежом.

Сергей_Ольховик все записи автора


История орловской сцены - счастливая, богатая памятными событиями и талантливыми людьми, вместила в себя почти весь 19-й век, затем 20-й и продолжается в новом, 21-м столетии, не прерываясь. Ее сегодняшнее поколение в 1987 г. объединилось вокруг животворной художественно-просветительской программы "Классика". И когда на рубеже веков мы принялись за увлекательное возведение театрального Дома Тургенева, то, прежде всего, испытали радостное желание приблизиться к истокам театра, к начальным его сезонам. Самое сильное орловское впечатление того времени - первое благословенное свидание с Сабуровской крепостью, уникальным архитектурным памятником 18 века в родовом поместье Каменских. Ее величественные руины, освещенные закатным солнцем, показались причудливой декорацией фантастического спектакля, выстроенной на века среди вольных горизонтов. Здесь когда-то основатель крепости фельдмаршал М.Ф.Каменский, прародитель орловского театра, открыл актерскую школу. Еще сохранились готические очертания постройки красного кирпича для домашних сценических затей.

Старший сын знаменитого полководца граф Сергей (1771-1835 гг.) - так его называли в семье, - после трагической гибели отца и преждевременной кончины брата Николая, тоже выдающегося военачальника, единственный наследник огромного фамильного состояния, возвратился сюда в 1813 году. Ему шел 43-й год. Генерал от инфантерии, с юных лет он служил Отечеству, отличился во многих походах и сражениях, удостоился высших боевых наград. В 1815 г. граф возвел на Каменской площади необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 26 сентября (8 октября по новому стилю) поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра.

Может быть, и потому, что на театре не бывает случайных сближений, меня, приехавшего в Орел в канун 172-летия орловской сцены и собственного 43-летия, занимала, притягивала личность С.М.Каменского, само его театральное начинание. Зачем ему это было нужно? Почему в зрелые свои годы он выбрал театр главным жизненным уделом и занятием праведным? Тогда в Сабурово через временное удаление я вдруг почувствовал его исключительно театральный характер. Его театр в Орле - не прихоть, не чудачество, но истинная любовь недюжинной натуры к сцене. У него, несомненно, был организаторский талант и природное чувство театра. Свое дело в Орле Каменский поставил уверенно и с размахом. Нарядный зал на 500 мест, два оркестра, труппы - драматическая, оперная и балетная. В театре граф Сергей был всем - владельцем, антрепренером, режиссером, иногда сам сочинял музыку и даже билеты умудрялся продавать.
Был осмотрителен в выборе репертуара, избегал повторения столичных афиш, не пропускал литературных новинок. Княжнин, Сумароков, Капнист, Грибоедов, Крылов, Фонвизин, Ал.Писарев, Коцебу, Шекспир, Шиллер - вот круг его авторов. С публикой был строг, своеволен. Продавая по утрам билеты в кассе, вглядывался в лица, пристрастно расспрашивал, мог отказать, а понравившемуся нередко вручал даровой билет. Издавал журнал "Друг Россиян", был почетным членом Общества Российской словесности, Харьковского университета, попечителем гимназии, щедро занимался благотворительностью. Так, в 1816 г. сыграл спектакль в пользу инвалидов Отечественной войны 1812 г. И, как точно подметил кто-то из его современников, себе в убыток доставлял великое удовольствие орловцам. Его театр любили, им хвалились. Примечательно тонкое наблюдение князя Дм.Долгорукого, относящееся к 1820 г.: "Весь город его (графа Каменского) осуждает, и, тем не менее, каждый идет смотреть любимый спектакль".

Задумьвая программу "Классика", мы в какой-то мере принимали театральное дело Каменского, ощущали себя его наследниками. От тех первых сезонов начиналась цепочка поколений, тянулся серебряный шнур благородных традиций - приверженности талантливой литературе, чуткости к духовному богатству родного края. Именно Каменский и дразнящий успех его удачливых театральных лет подтолкнули нас к постижению пушкинского завета - дорожить своей родословной, хранить гордость воспоминаний.

Сезоны Каменского подсказали и счастливую идею решения музея истории Орловской сцены. Живым пульсирующим сердцем его стала миниатюрная деревянная сцена, освещенная старинными закопченными лампами, крохотный зал, очерченный белыми полуколоннами, 39 зрительских кресел, а сороковым на всех спектаклях присутствует сам граф Сергей на портрете работы современного орловского художника В.А.Анохина. Так весной 1992 г. возник музейный театр графа С.М.Каменского, обаятельный памятник ему. В его афише - произведения знаменитых писателей-орловцев: И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, А.И.Писарева, Л.Н.Андреева, И.А.Бунина. Здесь зрителей окружает театральная история, они оказываются в гипнотическом кольце минувших лет. Вечера у Каменского - это не только старинные спектакли, но и искренние встречи современников-актеров и зрителей, талантов и их поклонников.

Ежегодно вместе с публикой театр отмечает свой День рождения. 8 октября 1994 г. празднование проходило необычно - в освещении занавеса музейного театра участвовали прямые потомки графа Сергея Каменского, действительные члены Российского Дворянского собрания. Первый приезд в Орел старейшины сегодняшнего рода, ветерана Великой Отечественной графа Николая Николаевича Каменского и его сыновей - Андрея, Алексея и Сергея, - стал сердечным событием. В тот вечер впервые раздвинулся занавес музейной сцены, сотворенный руками искусной мастерицы художницы Т.С.Блиновой. Он родился из драгоценной строчки, которую оставил в своих воспоминаниях о сезонах 1826-27 гг. юный гражданин кулис Гурий Эртаулов, о занавесе с изображением Парнаса, Аполлона и девяти муз. Из семейных преданий стало известно, что 26 сентября для открытия театра граф Сергей выбрал неслучайно, это был и день его именин. В июне 1995 г. в Сабуровской крепости и в театре имени И.С.Тургенева прошли Дни памяти русских полководцев Каменских. В результате проведенных раскопок найдены и перезахоронены останки фельдмаршала М.Ф.Каменского. В усадебной церкви Св.Архистратига Михаила восстановлено фамильное захоронение, варварски разграбленное в 20-х и 30-х годах прошлого века.

К 180-летию театра 8 октября 1995 г. в музее истории орловской сцены открыт бюст графа С.М.Каменского (скульптор В.П.Басарев), а площади, которую в 1815 г. украшало первое театральное здание, по просьбе театра возвращено историческое название - Каменская. На ней в начале 21-го столетия собираются создать Поле воинской славы. Надеемся, что не будут забыты воинские заслуги и ратные подвиги Каменских - фельдмаршала Михаила Федотовича и сыновей его - генералов от инфантерии Сергея и Николая, которые в общей сложности провели в боях и походах 64 года! О них, освободителях от турецкого владычества, с благодарностью помнят в болгарских городах - Разграде, Русе, Селистре, Шумене, где театру не раз доводилось бывать на гастролях.

В конце мая 1998 г. театр впервые пригласил орловцев на праздничное действо в Сабуровской крепости, посвященное 260-летию со дня рождения фельдмаршала Михаила Федотовича Каменского. Были представлены сюжеты из репертуара первых сезонов. Театрализованный праздник в крепости вызвал живой интерес. .

Увлечение театром у Каменских, пожалуй, родовая черта! И прямые потомки графа Сергея всегда в курсе наших театральных событий, с удовольствием участвуют в фестивалях, поездках. В 1996 г. учредили семейную премию и вручают ее в День рождения театра. Ее лауреатами названы народный артист России П.С.Воробьев, заслуженные артисты России Е.А.Карпова, Н.Е.Чупров, А.А.Магдалинин, артист С.Коленов, заслуженный работник культуры России завлит О.М.Нестерова. Контакты театра с Каменскими расширяются, становятся разнообразнее и плодотворнее.

Историки, краеведы, библиофилы, театроведы, журналисты с интересом участвуют в Чтениях, посвященных истории рода Каменских. Они проходили в 1995 и 2000 г. и значительно пополнили наши знания о самих Каменских и первых двадцати сезонах, познакомили с редкими архивными документами, находками и открытиями, помогли восстановить искаженный временем лик знатного российского рода, который, как и пушкинский, берет свое начало от легендарного Ратши (1146 г.).

Читайте также: