Интегрированный характер предмета окружающий мир кратко

Обновлено: 04.07.2024

Методы обучения — это способы организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей.

В методике преподавания естествознания выделяют три группы методов обучения:

Словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах.(рассказ, беседа, лекция, объяснение)

Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. Деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.(демонстрация)

Практические, источником знаний в которых является :самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя.(наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент, моделирование)

Словесные методы обучения.

1 Рассказ – это последовательное, описательное изложение учебного материала.

Требования к рассказу:

1)Продолжительность от 1 мин. До 5-7 мин. К концу 4 класса.

2)Речь учителя должна быть чёткой, доступной, живой и образной.

3)При необходимости рассказ иллюстрировать наглядными пособиями.

4)Обязательна связь с изученным.

5)В рассказ учителя может включаться рассказ учащихся и отрывки из художественных произведений и других источников.

2.Объяснение – это последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений, с формированием вывода.

Разновидностью объяснения является инструктаж.

3.Беседа- это метод обучения, с помощью которого учитель путём целенаправленно постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.

Основным структурным компонентом беседы является вопрос.

Наглядные методы обучения.

Этапы применения наглядных методов:

1)присутствие объекта изучения;

2)определение вида деятельности ребёнка с данным объектом;

3)наличие определённой продолжительности этапа самостоятельных исследований и оформление их виде выводов.

4)обсуждение частных выводов и формулировка обобщённого результата.

Практические методы обучения.

1.Наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств.

Предварительная подготовка учителя к наблюдению:

3)разрабатываются задания и производится ознакомление учащихся с этими заданиями;

4)подбирается необходимое оборудование;

5)необходимо познакомить детей с приёмами проведения наблюдения и формой фиксации результатов.

2.Метод распознания и определения признаков.

Действие данного метода основано на анализе морфологических особенностей предметов и явлений. Он применяется при работе с раздаточным материалом на основеиспользования инструктажа.

3.Эксперимент или опыт.

Эксперимент применяется, когда в обычных условиях изучить объект или явление невозможно и требуется специальные условия.

Эксперименты бывают длительные и кратковременные.

При проведении эксперимента обязательно должны быть объект экспериментальный и объект контрольный.

Все наблюдения, измерения и подсчеты необходимо фиксировать в специальных тетрадях, на основе их будут выводы.

4. Моделирование – это метод обучения, в ходе которого осуществляется создание продуктов, процесс познания.

Модель – это наглядное пособие, средство обучения, уже готовый, созданный кем-то продукт.

1)первоначальное ознакомление с объектом или процессом;

2)анализ полученных восприятий и представлений, выделение существенных признаков;

3)построение каждым учеником мысленной модели и коллективное обсуждение вариантов;

4)выбор формы представления модели;

5)самостоятельное моделирование объекта, процесса, явления;

6)контроль, взаимо- и самоконтроль, соответствия созданной модели оригиналу;

7)использование созданной модели в учебном процессе.

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглаша­ет повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мыс­ленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Большинство педагогов-естественников придерживается классических взглядов на теорию формирования и развития понятий.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мыш­ления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при ус­ловии правильной организации мыслительной деятельности детей.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосред­ственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Но отдельных, изолированных от предмета свойств в ма­териальном мире не существует. Поэтому на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбу­ждения в зонах различных анализаторов образуются времен­ные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отра­жения в коре головного мозга предмета в целом при непосред­ственном контакте с ним.

На этом этапе познания ученик воспринимает уже сово­купность свойств предмета. Известняк, например, воспри­нимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

Третьим этапом познания является образование представ­ления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хра­нимого в памяти человека. Физиологической основой пред­ставлений является сохранение связей между очагами воз­буждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логи­ческим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опус­каться.

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пус­тыни. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Младшие школьники мыслят образами, поэтому форми­рование представлений — важнейшая задача учителя .

Понятиеформа мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в ос­новном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.

Гришина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ№17, г.о. Коломна.

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период.

Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы. Разрабатываются новые подходы к отражению содержания образования, посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области.

Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

Понятие интеграция происходит от лат. Integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае – пространства школьных предметов. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.

Во – первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).

В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить учащихся к восприятию новых природоведческих и обществоведческих понятий, закрепить ранее изученное. Дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи. Что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию творческого мышления.

Схема, приведённая ниже, показывает возможности для формирования основных природоведческих и обществоведческих понятий содержанием и средствами других предметов начальной школы.

Интегрированный курс отвечает психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста, который характеризуется синкретизмом (слитностью, нерасчлененностью) восприятия мира, низким уровнем анализа. Следовательно, данный курс направлен на выполнение заказа новой информационной эпохи, а также реализацию фундаментального постулата системы общего развития школьников (представление широкой целостной картины мира), предупредив перегрузку, вызванную множеством изучаемых предметов. Синкретизм мышления ребенка, который мог бы стать препятствием для обучения, станет исходным продуктивным качеством.

В пользу интегрированного курса свидетельствует и то, что в нашем современном мышлении, которое было воспитано при познании отдельных, не связанных между собой сторон действительности, разорваны естественно-научное познание Земли и общественное развитие человечества. Итогом подобного разрыва становится надвигающаяся угроза экологической катастрофы на Земле, когда темпы роста производства превышают способность Земли бороться с их отрицательными последствиями. Однако человечество все еще игнорирует эту угрозу.

Таким образом, одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутрипредметные связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далекими (как нам раньше казалось) естественными и гуманитарными знаниями.

13.Общедидактические принципы отбора материала по начальному естествознанию.

В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. однако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы.

1. Естественнонаучное образование в начальной школа наиболее целесообразно строить по принципу интеграциисведений из разных наук. Этот принцип был заложен В. Ф. Зуевым, затем поддержан и обоснован А. Я. Гердом

2. Содержание и структура начального естествознания должны отвечать принципу научности, т. е. современному уровню развития наук о природе. Даже самое минимальное содержание учебного материала должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы в ней нашли отражение целостное содержание и структура какой-либо теории. но и быть направленным на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющихся знаний.

3. Необходим учет дидактических принципов,которые должны быть руководящими при трансформации научного знания в учебный предмет.

4. Важным принципом отбора и конструирования содержания естествознания является принцип практической направленности. наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.

5. Необходимым условием отбора содержания является принцип генерализации знаний. Реализация его требует решения проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.

6. Содержание начального естественнонаучного образования должно отвечать общественным целям воспитания и развития подрастающего поколения.

15. Воспитание в процессе изучения природоведения. В системе воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с этим — воспитанием бережного отношения к ней.

16. Экологическое воспитание на уроках природоведения. Его сущность, цели и задачи. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экол.воспит. понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения. Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

17. Содержание экологических знаний и умений на уроках природоведения в начальных классах, его компоненты. Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Основная идея первого класса – взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом – планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле

При смешанной модели все учебные предметы сохраняют свои учебно-воспитательные цели, а объединяет, координирует всю работу по экологическому образованию интегрированный курс экологической направленности. В настоящее время естественнонаучное начальное образование представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе и реализовано в соответствующих учебниках. Одцако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития. Содержание современного курса природоведения подчинено принципам систематичности и последовательности в раскрытии сущности понятий. Природоведческий материал в программе располагается в определенной системе

Третья ступень развития понятия характеризуется самой высокой степенью обобщенности, отвлеченности, когда понятие приобретает статус закона, закономерности или теории. Степень его удаленности от чувственного опыта настолько велика, что создается впечатление его непричастности к этому опыту и нередко рассматривается, как результат чистой абстракции.

20. Классификация природоведческих понятий, пути их формирования и развития. Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические (полезные ископаемые, горизонт). Географические понятия делятся на единичные и общие. Единичные географические понятия — это Минск, Свислочь. Общие географические понятия — город, река.

Общие понятия выражаются терминами, а единичные — названиями или собственными именами. Биологическиепонятия делятся на видовые и родовые. Родовые — общие, видовые — частные. Видовые биологические понятия: заяц, ель, василек. Родовые биологические понятия — животное, хвойное растение, цветковое растение. Все существенные черты родового (биологического) или общего (географического) понятия свойственны и каждому отдельному объекту, т. е. единичному или видовому понятию. Однако, кроме существенных родовых и общих признаков, каждый объект имеет и свои индивидуальные черты, которые делают его единичным (или видовым) понятием.

В процессе работы необходимо обращать внимание детей на связь единичного географического понятия с общим; видового (биологического) — с родовым (медведь — животное).

Терминологическая работа должна осуществляться по опре­деленной системе, включающей следующие приемы: проговаривание терминов вслух, работа над усвоением "орфографии но­вых терминов, выяснение этимологии термина и его семантики, запись термина на доске, тренировочные упражнения в соотне­сении термина с понятием, морфологический и фонетический анализ терминов в различных учебных ситуациях и др.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.

В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.

(СЛАЙД 3) Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Интеграциия – это межлредметная связь

(СЛАЙД 5) Интеграция выполняет ряд функций в обучении:

Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.

(СЛАЙД 6) Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.

Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.

Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает разные предметы. Поэтому учителю начальных классов просто необходимо использовать различные инновационные технологии.

Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. В современной педагогике имеется более 40 определений

Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышения эффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности в частности. Проблема реализации интегрированных уроков в начальной школе достаточно актуальна.

В последнее время в начальных классах уделяется особое внимание интегрированному обучению. На начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник целостно воспринимает окружающий мир, и для него, по сути, нет границ между предметами. Поэтому, интегрированный подход в обучении младших школьников это актуальная потребность современного образования и одно из требований стандарта начального образования.

СЛАЙД Интегрированный урок создает оптимальные условия для развития мышления (способности к абстракции, умению выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставлять, обобщать), тем самым способствует развитию системного мировоззрения.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Такие уроки строятся с опорой на имеющийся опыт и знания детей, которые проявляются в детских работах и дополняются новой информацией.

СЛАЙД Различают три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и внутри отдельных учебных дисциплин

межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования

В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы скрепляются между собой различным образом. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные). При этом фактические межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления.

СЛАЙД механизм Интегрированный урок как раз и отличается от традиционного использованием межпредметных связей. В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Механизмом интеграции в системе начального обучения является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности.

В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, метафоры, сравнения, ритм); в природе – объект (понятие, форма, причинно – следственные отношения в природе); в изо – рисунок (форма, величины, цвет, композиция); в технологии - изделие (лепка, аппликация, объём пропорции); в музыке – мелодия (ритм, гармония, динамика, интонация).

СЛАЙД УСЛОВИЯ

Интеграция возможна при выполнении определенных условий :

- объекты исследования совпадают, либо достаточно близки

- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования

- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях

Исходя из этого, наилучшим сочетанием интеграции являются такие предметы как:

- чтение – изо – музыка

- окружающий мир – изо – труд

Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом. Структура интегрированного урока отличается: компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью, учебного материала на каждом уроке.

Классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, является окружающий мир. Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка.

Установлению связей в содержании учебных предметов чтения и окружающего мира помогает общая тематика ряда уроков.

На уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. А на уроках чтения - окружающий мир ребенок видит в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе.

У детей появляется желание самим увидеть явления природы, понаблюдать их в естественных условиях. Таким образом, реализация связей окружающего мира и чтения позволяют интересно построить урок, сделать его более интересным и запоминающимся. Знания окружающего мира позволяют ученику глубже понять художественное произведение, делают речь ребенка более образной и эмоциональной.

Уроки окружающего мира - это лучшее средство для развития речи учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют интеграции различных областей науки, развивают познавательные интересы обучающихся, создают положительный эмоциональный фон обучения.

Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения – формирование целостного мировоззрения ребенка.


Результаты ученических достижений

- Учащиеся справляются с базовым уровнем усвоения знаний, умений и навыков.

- Учащиеся 1 класса успешнее адаптируются к школе, т.к. интегрированные уроки основаны на сюжетно-ролевых играх, на сказках.

- Подтверждают уровень подготовленности к обучению в основной школе при переходе из начальной школы.

- В классе преобладают позитивные мотивы учения, каждый ученик может проявить свои способности. У учащихся наблюдается повышение обученности и воспитанности.

- У учащихся развивается устная и письменная речь. Формируется монологическая речь.

-Учащиеся владеют умением работать с дополнительной литературой.

- Проводят исследования, с которыми выступают на уроках, участвуют в школьных научных чтениях, в городской научно-практической конференции.

- У учащихся формируются способы творческой деятельности. Каждый ученик имеет возможность проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы.

II . Трансформация содержания изучаемого материала. Для конструирования интегрированных уроков необходимо проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам, выявить одинаковые темы, объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.

III .В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала происходит пересмотр методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности учащихся, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.

-Многие писатели, поэты и художники изображали это явление природы в своих произведениях. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака и ответьте на вопросы: какие чувства вызывают эти строки? В стихотворении поэт говорит о начале ледохода или о том времени когда лёд идёт в полную силу?

1. Выразительное чтение.

- Каким настроением проникнуты строки стихотворения? Как их нужно читать? Поучимся этому. Следите за интонацией и темпом.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

3. выразительное чтение вслух

- Какие изменения предшествуют ледоходу? (под действием солнечного тепла лёд на водоёмах подтаивает, меняется его цвет, он темнеет, потом на льду появляются трещины, и лёд раскалывается.)

- Какое чувство испытывали ребята, которые увидели ледоход? (Радость, волнение)

4. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок и выберете ту картину ледохода, которая показалась необычной, поразила вас.

- Представьте, что вы вместе с героями рассказа и автором стоите на мосту. Что бы вы услышали? Что бы вы увидели? Как проплывал лёд? Какой момент мог показаться вам страшным? Что происходит, когда лёд тает? Как называется это явление? (Половодье).

Признаки неживой природы весны, включенные в литературное произведение, приобретают для учащихся личностную значимость. Следует отметить, что работа с любым художественным текстом происходит так, как если бы он анализировался отдельно на уроке чтения. При этом большое значение имеет стиль произведения, использование автором художественных средств и приёмов, отражающих динамику и многоплановость изучаемых явлений и процессов.

Таким образом, систематическое проведение интегрированных уроков окружающего мира обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытие закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Одновременно происходит формирование умения устанавливать связи между предметами, явлениями, и процессами окружающего мира, а также положительного отношения к учебному предмету.

Список использованной литературы:

Архипова О. Е. Два в одном: интегрированный урок. Из опыта работы. . – Новокузнецк МОУ ДПО ИПК, 2003. – С. 70

Колесникова И. А. Педагогические проблемы интеграции в образовании. – 1994 г. – С. 5-9

Кравченко С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика. – Начальная школа, 2002. - №9. – С. 42-48

Пичугин С. С. Интеграция учебно-познавательного процесса в начальных классах. – М.; Наука, 1992

Светловская Н. С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении. – Начальная школа, 1990. - №5. – С. 57-60


Полный текст материала Интегрированное обучение на уроках окружающего мира как условие развития познания младших школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: