Сетевая теория в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность работы. На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

Содержание

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы становления сетевого общества 8
1.1 Сетевой подход в социологии. 8
1.2 Сущность сетевого взаимодействия 14
2 Современные сетевые теории в социологии 24
2.1 Теория общества сетевых структур Мануэля Кастельса 24
2.2 Сетевые отношения, формируемые Интернетом и другими СМИ современного общества 36
Заключение 45
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по струк.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра социологии и социальной работы

Допускаю к защите

Тема: Теории сетевого общества в современной социологии

Выполнил студент группы СЦБ-11-1 И.Ю. Иванова

Проверил, к. философ. н., доцент Н.М. Струк

Нормоконтроль Н.М. Струк

Курсовая работа защищена с оценкой _____________________

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студенту группы СЦБ-11-1 Ивановой И.Ю.

Исходные данные: материалы монографий, периодических изданий справочной и учебной литературы, научные статьи, касающиеся теорий сетевого общества в современной социологии.

  1. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. - М.: Изд-ва Новосибирского ун-та, 1995. - С. 104-112.
  2. Зиммель Георг. Избранные работы. М.: Изд-во Ника-Центр, 2006. – С. 142 – 147.
  3. Кастельс М. Россия и сетевое общество / Кисилева Э. // Мир России. – 2000. - № 1. С. 44.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс; Пер. с англ. Под научн. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  5. Чураков А.Н. Анализ социальных сетей // Социологические исследования. - 2001. - № 1. - С. 109 - 121.

Руководитель курсовой работы Н.М. Струк

1 Теоретико-методологические основы становления сетевого общества 8

1.1 Сетевой подход в социологии. 8

1.2 Сущность сетевого взаимодействия 14

2 Современные сетевые теории в социологии 24

2.1 Теория общества сетевых структур Мануэля Кастельса 24

2.2 Сетевые отношения, формируемые Интернетом и другими СМИ современного общества 36

Список литературы 47

Актуальность работы. На рубеже 60-70 годов XX века в развитых странах становится очевидным, что информационные технологии и процессы начинают оказывать существенное влияние на развитие общества. Попытки осмыслить это влияние приводят к зарождению концепции информационного общества – общества, в котором главной ценностью и структурообразующей основой является информация, и в котором все процессы тесно связаны с информационными технологиями (прежде всего, электронными). Такое общество обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, как новая фаза общественного развития, при которой информационный сектор экономики начинает играть решающую роль в развитии отдельных стран и всего мирового сообщества.

Объектом курсовой работы является – феномен сетевого общества.

Предметом курсовой работы является – анализ теорий сетевого общества в современной социологии.

Цель работы – рассмотреть сетевое общество с точки зрения существующей современной социологической теории.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть становление сетевого общества.
  2. Проанализировать сетевой подход в социологии.
  3. Рассмотреть понятие и сущность информационного общества.
  4. Рассмотреть современные сетевые теории в социологии.

1. Ключевую роль в возрастании роли сетей в жизни общества сыграли информационные и еще более - коммуникационные технологии.

2. Основное преимущество сети - слабая структурированность либо отсутствие внутренней структуры, что дает преимущества сетевым формам организации для эффективного функционирования и быстрой реакции на изменения внешней среды.

Степень разработанности темы курсовой.

Для социальных теоретиков всегда было важным понять то, как индивиды связаны друг с другом, и как эти взаимные узы служат одновременно смазкой для выполнения необходимых действий и закрепляющим раствором, обеспечивающим порядок и придающим смысл социальной жизни.

В 1970-е гг. подобное внимание к сетям связей придало исследованиям социальной жизни столь необходимые им осязаемость и динамизм. В этом подходе сети оставляют место для анализа человеческого действия и в то же время подчеркивают значимость структуры и ограничений.

Несмотря на сравнительно недолгую историю изучения сетей в социальных науках, само становление социальной теории связано с проблематизацией структурных связей в классической социологической традиции.

В начальный период представления о сетях имели преимущественно метафорический и интуитивный характер, но впоследствии язык описания структурных феноменов стал более точным и инвариантным, что облегчило включение новых социологических понятий. В то же время за пределами рассмотрения нередко оставалась содержательная социологическая экспликация сетевых взаимодействий.

Теоретико-методологическая основой исследования являются: теории информационного, постиндустриального и сетевого общества (Д. Белл, А. Турен, А. Тофлер, М. Кастельс); теории социальных сетей (М. Грановеттер, К. Митчел); социального капитала (Дж. Коулмен, Г. Беккер); системная и структурно-функциональная теория (Р. Мертон, Н. Луман, Э. Гидденс), теория организационного поведения (Р. Берт). Данные концепции позволили представить сущность и основные компоненты информационализма и сетевого общества.

Методы исследования курсовой работы используются конкретно – исторические методы исследования – анализа, синтеза и сравнения. Данные методы дают возможность содержательно проанализировать отечественные и иностранные источники.

Практическая значимость. Выводы курсовой работы могут быть использованы при дальнейшем изучении сетевых структур современного общества. Результаты могут применяться, в частности, при принятии решений по широкому кругу проблем.

Наработки в области изучения сетевых структур современного общества могут быть использованы также в образовательном процессе при чтении общих и специальных дисциплин по социологии, и курсах лекций по политологии и экономике.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, 2 глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

1 Теоретико – методологические основы становления сетевого общества

Понятие структуры и системы в социологической теории. Структура достаточно неопределенное понятие в науке, которое и в социологии имеет несколько значений, хотя зачастую его напрямую связывают с социальной структурой общества, под которой подразумевается социальное разделение (стратификация, классификация) людей на классы/страты по различным, чаще всего экономическим критериям.

Структура отражает устойчивую картину взаимосвязей подразделений в социальной системе. Эти связи могут характеризоваться властью, статусом или другими параметрами. Структура может определяться различными показателями, такими, как степень формализации, централизации, делегирования прав и т. д. Структура присуща системе в той степени, в какой ее объекты обособлены друг от друга, дифференцированы. Э. Гидденс идет далее и вводит следующие взаимосвязанные определения [2]:

  • социальная система - это воспроизводимые отношения между актерами или коллективами, организованные как регулярные социальные практики;
  • структуры - правила, ресурсы или наборы отношений трансформации.

Говоря о структуре нельзя не коснуться системной теории, во многом противостоящей ей по своей идеологии и принципам функционирования. И именно для анализа социальных систем Гидденс и другие социологи долгое время использовали структурную логику.

К середине XX века системная теория Толкотта Парсонса, созданная на основе ОТС ~ и системного подхода, становится ведущей методологией в социологии. Такие понятия, как сохранение системы, и жесткая ориентация на общественно релевантные функции, согласно которым общество подразделяется на иерархически ступенчатые частные системы, начиная от общества в целом и заканчивая действующим индивидом, очевидным образом выражают стремление положить в основу общества порядок и стабильность.

К тому же теория систем представляла собой единственную социологическую альтернативу неомарксистской теории общества, сравнимой с ней по всеохватности. Парсонс вполне осознанно ориентировался на американское общество своей эпохи и наделил (капиталистическую) систему хозяйства центральной функцией в рамках общества в целом.

Одна из наиболее значительных социологических теорий XX в., связанная с теорией общества Толкотта Парсонса, это системная теория Никласа Лумана. Она тоже имеет притязания на универсальную значимость, т.е. стремится концептуально охватить и истолковать все социальное. Одно из существенных положений теории Лумана - различие между системой и окружающей средой. Все, что происходит в системе, является собственной конструктивной мощностью системы. По Луману, социальные системы состоят из коммуникаций и только из них. В соответствии с этим, люди, их мысли и намерения локализуются в окружающей среде социальных систем.

Лекция 3. Наиболее влиятельные концепции сетевой теории: концепция сетевого общества и интеллектуальных сетей

1. Лекция 3

Наиболее влиятельные концепции сетевой теории.

Основные положения данной концепции были сформулированы Кастельсом в ходе многолетних исследований фундаментальных цивилизационных процессов, происходящих в экономике, культуре и социальной жизни современных обществ (в США, Японии, Тайване, Южной Корее, Гонконге, Китае, Англии, Франции, России и др.). В конечном итоге, на основе систематизации национальных и международных статистических данных, а также вторичного анализа экономических и социологических исследований других ученых, Кастельсом была

осуществлена самая масштабная попытка осмысления сегодняшнего состояния и путей развития человеческой цивилизации.

По мнению Кастельса, в современном мире сетевые принципы общественного устройства постепенно сменяют иерархические: если ранее сеть, сетевая организация была отображением лишь внутренней структуры общества, ее подсистем и объединений, зачастую невидимой, либо трудно распознаваемой, то в новейшем

мироустройстве она играет ключевую роль и становится сознательно внедряемой внешней структурой общества, ее формой.

Профессор социологии университета Торонто Барри Уэлман в отличие от М. Кастельса считает, что в основе телекоммуникационных, компьютерных, производственных и других материальных сетей, по сути, находятся социальные сети. Их взаимовлияние, – выражающееся, например, в том, что за счет сети Интернет индивид или организация получили возможность значительно увеличить количество профессиональных, дружеских и родственных контактов – неизбежно отражается на структуре современного общества и характере групповых взаимоотношений в нем. В данном контексте Уэлман анализирует функционирование и развитие современных общностей (communities), основываясь на результатах масштабных эмпирических исследований эго-сетей жителей стран Латинской Америки, Канады, Европы и Азии, которые были проведены как самим Уэлманом, так и его коллегами.Уэлман пришел к выводу, что общность как форма социальных отношений не только не исчезает, но продолжает существовать и даже процветать, играя в жизни людей значимую роль, как средство материальной и духовной поддержки.

Концепция интеллектуальных сетей профессора социологии Пенсильванского университета Рэндалла Коллинза, благодаря высокому уровню теоретических обобщений, представляет собой одну из первых крупномасштабных попыток показать применимость сетевого подхода для анализа чисто теоретических понятий, таких как интеллектуальная деятельность, творчество. Значение ее для развития сетевой теории в том, что Р. Коллинз, ученик Г. Гарфинкеля и И. Гофмана, для объяснения фрагментов мировой истории философии использовал аналитические возможности и методологические принципы сетевого подхода, уделяя особое внимание структурным факторам, непосредственно влияющим на

интеллектуальную деятельность философов.

Коллинз утверждает, что в интеллектуальном пространстве именно через личные контакты всех уровней (вертикальные и горизонтальные) эффективнее всего осуществляются три взаимосвязанных процесса:

1) передача культурного опыта и интеллектуального капитала последующим поколениям, 2) передача эмоциональной энергии и ролевых моделей поведения, стимулирующих творческое вдохновение; 3) формирование чувства общности, группового единства представителей школы.

Во многом благодаря усилиям М. Кастельса, Б. Уэлмана, Р. Коллинза, концепции которых претендуют на выведение общемировых тенденций, сетевая теория получила признание и стала активно обсуждаться в академическом сообществе.

DOI: 10.7868/S0132162518040013
ID статьи на сайте журнала: 7135

Ссылка при цитировании:

Мальцева Д. В. Сетевой подход как феномен социологической теории // Социологические исследования. 2018. № 4. С. 3-14.
DOI: 10.7868/S0132162518040013


Текст статьи.

анализ социальных сетей; реляционная социология; акторно-сетевая теория; сетевой подход в социологии; современные социологические теории

Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Новый учебник, 2004.

Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2003. Коллинз Р. Четыре социологические традиции / Пер. В. Россмана. М.: Территория будущего, 2009.

Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник. М.: Экзамен, 2007.

Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2014.

Мальцева Д.В. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение. Новосибирск: НГТУ, 2017.

Мальцева Д.В. Реляционная социология: новый этап в развитии анализа социальных сетей или самостоятельное направление? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4(122). С. 3–14.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

Ромм М.В., Лучихина Л.Ф. Зарубежные традиции исследования социальных сетей // Идеи и идеалы. 2011. № 2(8). Т. 1. С. 77–90.

Социология вещей: сб. статей / Под ред. В.С. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006.

Boorman S.A., White H.C. Social Structure From Multiple Networks: Social Structure from Multiple Networks. II. Role Structures // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 81. No. 6. P. 1384–1446.

Cambrosio A., Keating P., Mogoutov A. Mapping Collaborative Work and Innovation in Biomedicine: A Computer-Assisted Analysis of Antibody Reagent Workshops //Social Studies of Science. 2004. Vol. 34. No. 3. P. 325–364.

Dеpelteaux F., Powell C. Applying Relational Sociology: Relations, Networks, and Society. New York: Palgrave, 2013.

Emirbayer M. Manifesto for a Relational Sociology // American Journal of Sociology. 1997. Vol. 103. No. 2. P. 281–317.

Erikson E. Formalist and Relationalist Theory in Social Network Analysis // Sociological Theory. 2013. Vol. 31. Iss. 3. P. 219–242.

Granovetter M. The strength of weak ties // American Journal of Sociology. 1973 Vol. 78. Iss.6. P. 1360–1380.

Latour B. The Pasteurization of France. Cambridge: Harvard University Press, 1988.

Leydesdorff L., Ahrweiler P. In Search of a Network Theory of Innovations: Relations, Positions, and Perspectives // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2014. Vol. 65. Iss. 11. P. 2359–2374.

Mische A. Relational Sociology, Culture and Agency // The SAGE Handbook of social network analysis / eds. J.G. Scott, P.J. Carrington. SAGE Publications, 2011. P. 80–98.

Mische A., Pattison P. Partisan Publics: Communication and Contention across Brazilian Youth Activist Networks. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2007.

Mutzel S. Networks as Culturally Constituted Processes: A Comparison of Relational Sociology and Actornetwork Theory // Current Sociology. 2009. Vol. 57. P. 871–887.

Связанные понятия

Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления.

Конструктиви́зм (от лат. constructio — построение) — одно из течений современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. По сути это эпистемологические подходы, в которых познание воспринимается как активное построение субъектом интерпретации (модели) мира, а не как простое его отражение.

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основной научной картиной мира, поскольку описывает законы его развития.

Социология знания (англ. Sociology of knowledge) — теоретическая область социологии, изучающая с различных теоретико-методологических позиций проблематику социальной природы знания. В сферу интересов социологии знания входит анализ социальной природы знания (социология знания в узком смысле); мышления, его исторического развития (социология мышления), когнитивных систем и познавательной деятельности общества (социология познания) и основания социологии (социология социологии).

Структу́рный функционали́зм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считается известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британского.

Постпозитиви́зм (англ. Postpositivism) — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин. К постпозитивизму близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и М. Фуко.

Функционали́зм — подход в психологии, сложившийся в конце XIX — начале XX века, прежде всего в американской экспериментальной психологии (Уильям Джемс, Джон Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, Герберт Спенсер). Согласно данному подходу, в психике можно выделить отдельные психические функции, представляющие собой относительно самостоятельные элементы. Функционализм восходит к представлениям конца XIX в., когда было принято считать, что каждый участок мозга имеет свою специализацию (см. Зона Брока, Зона.

Энактиви́зм (англ. Enactivism) — группа теорий сознания, возникшая в рамках когнитивной науки и противопоставляющая себя как классическому картезианскому дуализму, так и современной аналитической философии сознания.

Интегральный подход (интегральная теория) — подход к человеку, обществу и науке, затрагивающий все сферы человеческой деятельности, осуществляемый в рамках систематической холистической философии.

Эволюцио́нная эпистемоло́гия — теория познания, являющаяся разделом эпистемологии и рассматривающая рост знания как продукт биологической эволюции.

Функционали́зм – одна из ведущих теорий в современной философии сознания, которая возникла в качестве альтернативы теории идентичности и бихевиоризму. Функционализм берёт истоки из философии Аристотеля, Томаса Гоббса и Уильяма Джеймса, однако в качестве самостоятельной теории он оформился в последней трети XX столетия. Основная идея функционализма состоит в том, что психические состояния представляют собой не физиологические состояния и не феноменальные свойства, а функции, которые определяются в.

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Постгуманизм — мировоззрение, основанное на представлении, что эволюция человека не завершена и может быть продолжена в будущем. Эволюционное развитие должно привести к становлению постчеловека — гипотетической стадии эволюции человеческого вида, строение и возможности которого стали бы отличными от современных человеческих в результате активного использования передовых технологий преобразования человека. Постгуманизм признаёт неотъемлемыми правами совершенствование человеческих возможностей (физиологических.

Теория коммуникативного действия — это теория немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса, направленная на интегративное понимание социальной реальности. Согласно этой теории, коммуникативная модель нацелена на пересмотр и обновление классического понятия рациональности, а также на определение масштабов критической оценки социального устройства. Сочинение, согласно задумке автора, должно было явиться как основанием социальной теории широкого масштаба. Одноимённый труд увидел свет в 1981 году.

Интерсубъекти́вность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определённую совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Сильная программа или строгая социология — концепция в социологии научного знания, развиваемая Дэвидом Блуром (David Bloor), Барри Барнсом (S. Barry Barnes), Гарри Коллинзом (Harry Collins), Дональдом Маккензи (Donald A. MacKenzie) и Джоном Генри (John Henry). Сильная программа критически относится к предшествующей социологии науки и исследует не только ошибочные или ложные научные теории и технологии, не нашедшие дальнейшего применения, но и успешные теории и технологии симметричным образом. Базовые.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Социальное представление — категория, представляющая собой сеть понятий, утверждений, умозаключений, возникающих в повседневной жизни в ходе межличностного взаимодействия. Термин возник в рамках концепции социальных представлений французского социального психолога Сержа Московичи. С помощью социальных представлений человек как член социальной группы активным образом переосмысливает все происходящие в его социальном контексте явления и процессы.

Структура научных революций (англ. The Structure of Scientific Revolutions) (1962) — книга Томаса Куна, представляющая собой анализ истории науки. Её публикация стала значительным событием в социологии знаний, ввела в обиход термины парадигма и смена парадигм.

Интегральная психология — общий подход к психологии, который стремится объединять в себе наработки различных психологических теорий. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада и представляет собой важное направление в рамках неоинтегративных мировоззрений.

Аутопоэзис, также: аутопойезис, аутопоэз, автопоэзис (др.-греч. αὐτός ауто- — сам, ποίησις — сотворение, производство) — термин, введенный в начале 1970-х годов чилийскими учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Философия искусства — сегмент общей философии культуры, особенность которого составляет эстетика, являющая основу и суть философии искусства.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).

Трансдисциплина́рность — способ рассмотрения любого предмета вне рамок традиционных научных дисциплин как продукта специализации.

Объекти́вность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации. Фрейм — это.

Нейрофеноменология — нередуктивный холистический подход к исследованиям сознания, интегрирующий методы когнитивной нейронауки (исследования сознания от третьего лица) и методы феноменологии и восточных медитативных практик (исследования сознания от первого лица). Данный подход был предложен чилийским нейробиологом Франсиско Варелой.

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером.

Сетевая парадигма — философская концепция, разработанная британо-американским антропологом, кибернетиком Грегори Бейтсоном. Основу концепции составляет подход к миру как к открытой и децентрализованной системе взаимодействий, обладающей сетью обратных связей. Акцент ставится не на вещах, а на отношениях между ними.

Читайте также: