Сестринский диагноз это кратко

Обновлено: 02.07.2024

К причинам, породившим необходимость реформирования сестринского дела в России, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта. Поэтому реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях. Это сестринское образование; сестринская практика; научные исследования в сестринском деле; самоуправление и консолидация сестринской профессии; международное сотрудничество.

Во многих развивающихся странах медицинские сестры активно пытаются определить самостоятельность, уникальность и принципиальное отличие своей профессии от деятельности других специалистов в сфере здравоохранении. Сейчас в профессиональный лексикон вошло понятие "сестринский процесс",цель которого заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы и трудности, возникающие у пациента. На наш взгляд, это понятие, как никакое другое объединяет все направления реформирования сестринского дела. Став результатом научных исследований, через международное сотрудничество пришедший сначала в сестринское образование, а затем и в сестринскую практику, сестринский процесс является одновременно связующим звеном, индикатором и результатом реформ.

Сестринский процесс включает обследование пациента, диагностирование его состояния, планирование помощи, осуществление плана сестринских вмешательств, оценку полученных результатов. Центральное место в сестринском процессе занимает сестринская диагностика. Сестринский диагноз- состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

В медицинской практике существует международная классификация врачебных диагнозов. Каждый диагноз имеет свой код, название и дефиницию, которые универсальны. То же сейчас происходит и в сестринской практике.

Основные отличия диагнозов:

  • врачебный диагноз определяет болезнь, сестринский нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;
  • врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни; сестринский может меняться каждый день или даже в течение дня по мере изменений реакции организма на болезнь;
  • врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский - вмешательство сестры в пределах ее компетенции и практики;
  • врачебный диагноз, как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме; сестринский - с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

Впервые классификация из 86 сестринских диагнозов, расположенных в алфавитном порядке, была предложена в 1973 г. В 1982 г. была утверждена Североамериканская диагностическая ассоциация медсестер (NANDA), которая должна была проводить клинические испытания имеющихся сестринских диагнозов и поиски новых. На сегодняшний день классификация NANDA включает 155 сестринских диагнозов с таксономией, дефинициями, симптомами, факторами риска.

В 1989 г. Международный совет медсестер (МСМ) принял решение о проведении исследований по подготовке международной классификации сестринской практики с привлечением ведущих ученых, научных центров университетов и сестринских ассоциаций различных стран. В 1996 г. коллектив исследователей представил на широкое обсуждение первую версию Международного классификатора сестринской практики (МКСП), а в 1999 г. на юбилейной конференции, посвященной столетию МСМ, была представлена вторая редакция документа (International classification for Nursing Practice (ICNP).

В соответствии с принятыми МСМ положениями сестринскую практику описывают три основные компонента: сестринский феномен, сестринское действие (вмешательство), результат действия сестры. МКСП включает классификации по трем основным компонентам сестринской практики, определяет и стандартизирует структуру каждого компонента, устанавливает систему их кодирования, вводит четкие дефиниции для всех терминов и понятий.

Согласно МКСП, сестринский феномен состоит из составных элементов и в контексте МКСП означает явление, связанное со здоровьем или социальным процессом, на которое направлены профессиональные действия сестры. Под сестринским диагнозомв контексте МКСП понимают профессиональное суждение сестры о феномене, представляющем объект сестринских вмешательств.

Объектом деятельности медсестры могут быть все стороны жизни человека: его физиологическая сторонаи выполняемые им функции дыхания, кровообращения, питания, репродукции и т.д.; психологические свойстваи состояния его личности: сформированность знаний и умений, память, эмоции, работоспособность, убеждения, самооценка; действия, зависящие от человека, например, уход за собой, и взаимозависимые действия. Объектом деятельности медсестры может быть также группа людей: семья, коллектив, жители района, города. Медсестра может ставить диагноз окружающей физической среде: атмосфере, радиации, шуму; биологической окружающей среде: животным и растениям; искусственной окружающей среде: транспортным маршрутам, жилищному строительству, системам снабжения, землепользованию, услугам, нормам и отношениям, сложившимся в обществе и т.д.

Выбрав объект, медсестра описывает интенсивность его проявлений, частоту повторений в интервале времени, продолжительность, локализацию, топографию, вероятность возникновения и распространенность. В рамках МКСП сестринский диагноз будет выглядеть следующим образом:

  • очень высокий риск возникновения острой, периодически возникающей, значительной боли в грудной клетке слева;
  • хроническая постоянная недостаточная сформированность знаний о заболевании ребенка у родителей;
  • некоторый шанс значительного усовершенствования системы водоснабжения в микрорайоне.

Мы полагаем, что классификаторы сестринской практики могут стать документами, которые российские сестры используют в своей практической деятельности. Ведь это инструменты эффективного профессионального общения. Это престиж, успех и социальный статус сестринской профессии.

Термин "сестринский процесс" впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово "процесс" означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.

Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.

Этот метод включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц. В основе находится пациент как личность , требующая индивидуального подхода.

Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

  • создание базы информационных данных о пациенте;
  • выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
  • обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
  • составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
  • определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.

Значение сестринского процесса

Значение внедрения сестринского процесса в следующем:

  • обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
  • становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
  • создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
  • осуществляется эффективное использование времени и ресурсов;
  • демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
  • обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания;
  • самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом "манипуляционной техники". Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Этапы сестринского процесса

  1. Сестринское обследование – оценка состояния пациента.
  2. Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
  3. Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.
  4. Реализация составленного плана – выполнение сестринских вмешательств.
  5. Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.

Первый этап - сестринское обследование.

Цель этапа - сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы обеспечить качество жизни пациенту. Врачебная диагностика ставит целью постановку диагноза, выявления причины и механизма развития заболевания.

Источниками информации могут быть:

  • сам пациент – наилучший источник;
  • члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
  • врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
  • медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
  • специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).

Различают субъективное и объективное сестринское обследование.

Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.

Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).

Второй этап - сестринская диагностика.

  • определение проблем, возникающих у пациента;
  • установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
  • выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.

Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему "сестринским диагнозом". В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.

Сестринский диагноз – это профессиональное суждение медсестры о нынешнем или потенциальном состоянии здоровья пациента.

На втором этапе медсестра анализирует полученные в ходе обследования данные и формулирует сестринский диагноз. Диагностирование нужно, чтобы установить:

- существующие и потенциальные проблемы, возникающие у пациента в виде реакций организма на его состояние;

- факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем;

- личностные особенности пациента, способствующие предупреждению или разрешению этих проблем.

Выявив проблемы пациента, сестре предстоит решить, кто из профессиональных медицинских работников способен помочь пациенту.

Проблемы, которые медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить, называются сестринским диагнозом.

Сестре необходимо четко сформулировать диагноз, установить его приоритетность и значимость для пациента. Сестринский диагноз отличается от врачебного.

Основные отличия диагнозов:

врачебный диагноз определяет болезнь, сестринский – нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью;

врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни; сестринский –

может меняться каждый день или даже в течение дня по мере изменений реакции организма на болезнь;

врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский – вмешательство сестры в пределах ее компетенции и практики;

4) врачебный диагноз, как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме; сестринский – с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.

Впервые о сестринском диагнозе в профессиональной литературе писали в 50-х годах. В то время Американская национальная ассоциация медсестер эту идею не поддержала.

В 70-е годы мнение в пользу сестринских диагнозов усилилось. После многочисленных

Иными словами, это выявленные проблемы пациента, которые она может лечить. Например, боль, лихорадка, риск возникновения пролежней, страх, отказ от госпитализации и т.д.

Существует Международный классификатор сестринской практики (МКСП), который разрабатывает современную классификацию сестринских диагнозов. Пока можно пользоваться диагнозами, разработанными на уровне ЛПО или учебного заведения. Так чаще указывается проблема, связанная со здоровьем, причина (этиология) проблемы и совокупность признаков и симптомов. Диагноз может быть записан так: проблема, связанная с . (причина),

подтверждаемая (признаки и симптомы или определяющие характерные черты).

Пример формулировки сестринского диагноза: нарушение сна, вызванное состоянием тревоги

и подтверждаемое жалобами пациента на затрудненное засыпание и прерывистый сон.

Существует несколько классификаций сестринских диагнозов: физиологические, психоло-

гические, социальные сестринские диагнозы, а также настоящие (одышка, кашель, кровотечение) и потенциальные (риск возникновения пролежней) сестринские диагнозы.

Итак, на 2-ом этапе сестринского процесса сестра обдумывает информацию, полученную на первом, и ставит сестринские диагнозы. Поскольку их может быть несколько, сестра выделяет приоритеты – диагнозы, на которые надо будет реагировать в первую очередь. Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения сил, времени и ресурсов сестры. Приоритетов не должно быть много – не более 2-3.

Читайте также: