Серафимович на кубани кратко

Обновлено: 05.07.2024

Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.

Родился 19 января в станице Нижне-Курмоярской области Войска Донского, в семье казачьего офицера, есаула 1 . Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь юноши, но гимназию он окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, он посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и изучает общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 году - первая ссылка.

Впечатления от ссылки нашли отражение в его рассказах - "На льдине" (1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), которые были отмечены Успенским 2 и Короленко 3 . В эти годы Серафимович работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край". В 1901 выходит первая книга А.С. Серафимовича "Очерки и рассказы", решившая судьбу писателя. Он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

А.С. Серафимович знакомится с М. Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 – 1908 гг. выпустило трехтомник его рассказов.

Во время Первой мировой войны 4 Серафимович оказался в составе санитарного отряда 5 , о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
С первых же дней Октябрьской революции 6 он активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий" 7 , был военным корреспондентом "Правды" 7 . И в этом качестве находился в Екатеринодаре 8 в 1918 году после победы красных над корниловской армией 9 .

Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".

На юге России, на Кавказе, на Черноморском побережье А. Серафимович бывал неоднократно, посещал эти места ещё до революции. В Екатеринодар А. Серафимович приезжал в 1892 году, а спустя 12 лет – летом 1904 года некоторое время проживал в Анапе 10 . В 1907 году, направляясь из Крыма в Пятигорск 11 , побывал в Новороссийске 12 и Екатеринодаре. В 1908 году Серафимович принимал участие в литературном вечере, который проводился в г. Екатеринодаре в женской гимназии (сейчас это СШ № 36), где читал свои неизданные рассказы. А с лекцией о современной литературе выступал его брат Вениамин Попов.

Уже после опубликования своего романа в сентябре 1928 года писатель ещё раз приезжает к морю в Геленджик.
В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.

Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.
Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.
Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.
Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.
Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 08 выпустило трехтомник его рассказов.
Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий", агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом "Правды".
Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".
В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.

Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.

Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.

Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 08 выпустило трехтомник его рассказов.

Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.

С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий", агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом "Правды".

Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".

В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.

Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Серафимович Александр (настоящее имя Александр Серафимович Попов) [7(19).1.1863, ст. Нижне-Курмоярская Обл. Войска Донского — 19.01.1949, Москва] — прозаик.

Это зерно замысла обнаружило огромную силу всхожести. События на Кубани весной 1918 несли в себе отголоски всеобщих событий, борьбы народа за землю, за волю часто в прямом, а не в лозунгово-метафорическом виде. Как делить землю на Кубани, если владеть землей уполномочены были — да еще со времен Екатерины II, после переселения на Тамань запорожцев,— только казачьи военные общины? А тысячи иногородних, батраков, сдельных работников, тоже вернувшихся с фронтов, из революционных городов? Они оказались в какой-то миг в кольце ненависти казачьих станиц, вынуждены были уходить, с боями, с остановками — ведь казаки резали семьи, роды иногородних — на соединение с главными силами Красной Армии.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.313-316.


Алек­сандр Серафимович

В совре­мен­ном лите­ра­тур­ном мире он не может быть моден. Ни одна Creative writing school не будет реко­мен­до­вать его ори­ен­ти­ром для начи­на­ю­щих авторов.

Сера­фи­мо­вич, выпу­стив­ший пер­вый сбор­ник рас­ска­зов и очер­ков в 38 лет, писал воз­му­ти­тель­но мед­лен­но для наших дней. В осно­ве его твор­че­ско­го мето­да лежа­ли чест­ность и досто­вер­ность. Что­бы лите­ра­то­ру быть чест­ным, утвер­ждал он, нуж­ны сме­лость и бес­по­щад­ность к себе. Досто­вер­ность и вовсе при­хо­дит с жиз­нен­ным опы­том. Раз­но­сто­рон­ним и, жела­тель­но, тра­ги­че­ским. Такие прин­ци­пы — обу­за и для лите­ра­тур­ных звёзд, и для тех, кто их зажигает.

… Пер­вым лите­ра­тур­ным про­из­ве­де­ни­ем его была листовка.

Сов­мест­но с груп­пой това­ри­щей 25-лет­ний Саша (тогда ещё Попов), сту­дент Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, пишет воз­зва­ние, объ­яс­ня­ю­щее при­чи­ны и смысл неудав­ше­го­ся поку­ше­ния на госу­да­ря-импе­ра­то­ра. Того само­го поку­ше­ния, кото­рое гото­вил в 1887 году стар­ший брат Улья­но­ва-Лени­на — Алек­сандр Ильич Ульянов.

Такое твор­че­ство вла­стям не понра­ви­лось. Сашу сосла­ли в Архан­гель­скую губер­нию. За это реше­ние он цар­ско­му режи­му остал­ся, что назы­ва­ет­ся, по гроб жиз­ни благодарен.

Това­ри­щей в какой-то момент охва­ты­ва­ют обос­но­ван­ные подо­зре­ния. Они осто­рож­но под­хо­дят к две­ри, дер­га­ют за ручку.

— Что с тобой, Сера­фи­мыч? Пьёшь ты там в оди­ноч­ку, что ли …

Спу­стя год (!) рас­сказ написан.

Саша сво­ра­чи­ва­ет бума­гу в тру­боч­ку и выхо­дит из сво­ей комор­ки к това­ри­щам. Вот-вот, он взо­рвёт­ся от эмо­ций. Недав­ний затвор­ник реша­ет рас­крыть перед кол­лек­ти­вом душу, поде­лить­ся тем, что не дава­ло жить спо­кой­но целый год.

Кол­лек­тив реа­ги­ру­ет вяло.

— Рас­сказ? — позё­вы­вая, пере­спра­ши­ва­ют това­ри­щи. — Ну, валяй, читай.

Саша слег­ка оша­ра­шен рав­но­ду­ши­ем. Но всё-таки он наби­ра­ет в грудь воз­ду­ха и читает:

— Мох­на­тые сизые тучи… точ­но раз­би­тая стая испу­ган­ных птиц… низ­ко несут­ся над морем…

Саша крас­не­ет. Голос его дро­жит. Он заи­ка­ет­ся и мыс­лен­но бичу­ет себя: как я мог напи­сать такую чепу­ху? Чте­ние пре­вра­ща­ет­ся в пытку.

И вот, к огром­ней­ше­му его удив­ле­нию, послед­ние сло­ва тонут в пото­ке вос­тор­жен­ных апло­дис­мен­тов и одоб­ри­тель­ных возгласов.

Один из това­ри­щей выре­за­ет нуж­ный кусок газе­ты и кле­ит на сте­ну. Саша подол­гу сто­ит у сте­ны и не может пове­рить в свою побе­ду. Кажет­ся, что на радо­стях он сой­дет с ума.

Спу­стя три десят­ка лет писа­тель признается:

… Ссыл­ка закан­чи­ва­ет­ся в 1890 году, и Сера­фи­мо­вич при­ез­жа­ет в ста­ни­цу Усть-Мед­ве­диц­кую. Там он про­дол­жа­ет писать, живя за счёт част­ных уроков.

Пишет же он по-преж­не­му мучи­тель­но и муторно.

Ско­рее, при­чи­на кры­лась в дру­гом. Что­бы инте­рес­но писать, ему сле­до­ва­ло инте­рес­но жить. Нуж­ны были новые впе­чат­ле­ния, кипя­щий котёл жиз­ни, новые зна­ния жиз­ни, а тихий ста­нич­ный уклад дать ему это­го не мог.


Сера­фи­мо­вич без­оши­боч­но точ­но уга­ды­ва­ет спо­соб про­ник­но­ве­ния в тол­щу све­жих впе­чат­ле­ний — жур­на­ли­сти­ка. Он пере­ез­жа­ет в Ново­чер­касск, где сотруд­ни­ча­ет с несколь­ки­ми изда­ни­я­ми. Ста­тьи и фелье­то­ны дают­ся ему куда про­ще. Они лако­нич­ны, дерз­ки, ост­ро-соци­аль­ны. Трид­ца­ти­лет­ний жур­на­лист, неко­гда спо­кой­ный, рых­лый моло­дой чело­век (так он гово­рил о себе сам) пре­вра­ща­ет­ся в медий­но­го каза­ка-раз­бой­ни­ка. Его мате­ри­а­лы бьют не в бровь, а в глаз, Алек­сандр под­вер­га­ет кри­ти­ке мест­ных воро­тил от капи­та­ла, бичу­ет нра­вы бур­жу­а­зии, реши­тель­но наез­жа­ет на зна­ме­ни­тость госу­дар­ствен­но­го мас­шта­ба — адво­ка­та Плевако.

Что же худо­же­ствен­ная про­за? Эта вред­ная деви­ца про­дол­жа­ет кокет­ни­чать, остав­ляя толь­ко роб­кую надеж­ду на про­дол­же­ние отно­ше­ний. Новые рас­ска­зы по-преж­не­му рож­да­ют­ся в муках.

Лишь к 1901 году он, уже муж и отец, полу­ча­ет новый пода­рок судь­бы — первую кни­гу сво­их очер­ков и рас­ска­зов. Она не ста­ла гром­ким лите­ра­тур­ным собы­ти­ем, нет, но её немно­го­слов­но хва­лит Вла­ди­мир Галак­ти­о­но­вич Коро­лен­ко. Этой ску­пой похва­лы доста­точ­но, что­бы на Сера­фи­мо­ви­ча обра­ти­ли внимание.

Сера­фи­мо­вич уже сме­ло может назвать­ся силь­ным писа­те­лем. Но тако­вым он себя опять не счи­та­ет. Кол­лег — да, себя — нет.

Из пись­ма Лео­ни­ду Андре­еву в 1904 году:


Потом насту­пит отно­си­тель­ное поли­ти­че­ское зати­шье и поко­ре­ние Петер­бур­га, шок от него: сто­ли­ца, в отли­чие от Моск­вы, хму­ра и непри­вет­ли­ва. Но Сера­фи­мо­вич уже не тот роб­кий степ­няк-про­вин­ци­ал. Он быст­ро пони­ма­ет лите­ра­тур­ные нра­вы Север­ной Пальмиры.

… Богем­ный отре­зок жиз­ни сме­нит­ся Пер­вой миро­вой. Сера­фи­мо­вич, кото­ро­му уже за пять­де­сят, будет про­сить­ся жур­на­ли­стом на пози­ции, но в шта­бах прес­су жалу­ют изби­ра­тель­но, и ему при­дёт­ся поехать туда фельд­ше­ром. Рас­ска­зов он при­ве­зёт с вой­ны немно­го, но это будут силь­ные рас­ска­зы, клей­мя­щие бес­смыс­лен­ность импе­ри­а­ли­сти­че­ской бойни.


В кни­ге опи­сы­ва­ет­ся поход Таман­ской армии под коман­до­ва­ни­ем Епи­фа­на Иови­ча Ковтю­ха (в романе автор назо­вет его Кожух) летом 1918 года, вдоль Чер­но­мор­ско­го побе­ре­жья. И здесь не так важ­но, о чём напи­са­на кни­га, важ­но совер­шен­но дру­гое — как она напи­са­на и как рож­да­лась идея.

Участ­ни­ки того похо­да, про­чи­тав её, были изум­ле­ны: до мель­чай­шей дета­ли всё похо­же, до само­го малень­ко­го уще­лья, до тра­вин­ки! А мы как похо­же даны! Несо­мнен­но, писа­тель был с нами!

А он, ока­зы­ва­ет­ся, не был.

Слу­чи­лось всё мно­го слож­нее и одно­вре­мен­но про­ще. Задол­го до Граж­дан­ской вой­ны Сера­фи­мо­вич побы­вал в тех местах со стар­шим сыном Ана­то­ли­ем. Путе­ше­ствуя, отец и сын про­сле­до­ва­ли чуть ли не тем же марш­ру­том, что и Ковтюх со сво­ей арми­ей деся­ти­ле­тие спустя.

Пей­заж надол­го вре­зал­ся в писа­тель­скую память. Он напо­ми­нал о себе регу­ляр­но, дол­гие годы, воз­ни­кая то в свер­ка­ю­щем Петер­бур­ге, то в серой, уже после­ре­во­лю­ци­он­ной Москве. Пей­заж тре­бо­вал лите­ра­тур­но­го воплощения.

И тут при­хо­дят на помощь изве­стия о Таман­ском походе.


На помощь при­хо­дят выез­ды в Первую и Вто­рую кон­ные армии. Там он тоже видел сол­дат в обо­рван­ном тря­пье, с откро­вен­но бан­дит­ски­ми рожами.

Мож­но ли ждать рево­лю­ци­он­ной созна­тель­но­сти от таких типов? — сомне­вал­ся писатель.

Он писал эту вещь так, как и про­чие, — точ­но в пер­вый раз.

В этот раз тако­го быть не должно.


Алек­сандр Сера­фи­мо­вич. Фото Вла­ди­ми­ра Савостьянова

… Теперь она лежит пере­до мной. Тон­кая, но креп­кая, в твёр­дой корич­не­вой облож­ке. А рядом сине­ют четы­ре тома очер­ков, ста­тей и рас­ска­зов, тоже — дале­ко не тол­стые и уве­си­стые тома.

Их про­да­ют мало в каких мага­зи­нах, раз­ве что на раз­ва­лах или в ста­рых буки­ни­сти­че­ских. Но в биб­лио­те­ках они есть.

Иди­те в биб­лио­те­ку! Возь­ми­те хотя бы одну, открой­те на любой стра­ни­це, и ста­рый доб­рый казак пока­жет вам насто­я­щую лите­ра­ту­ру и рас­ска­жет, как её делать.

С Днём рож­де­ния, Алек­сандр Серафимович!

Читайте также: