Серафимович на кубани кратко
Обновлено: 05.07.2024
Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.
Родился 19 января в станице Нижне-Курмоярской области Войска Донского, в семье казачьего офицера, есаула 1 . Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.
Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь юноши, но гимназию он окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, он посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и изучает общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 году - первая ссылка.
Впечатления от ссылки нашли отражение в его рассказах - "На льдине" (1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), которые были отмечены Успенским 2 и Короленко 3 . В эти годы Серафимович работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край". В 1901 выходит первая книга А.С. Серафимовича "Очерки и рассказы", решившая судьбу писателя. Он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
А.С. Серафимович знакомится с М. Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 – 1908 гг. выпустило трехтомник его рассказов.
Во время Первой мировой войны 4 Серафимович оказался в составе санитарного отряда 5 , о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
С первых же дней Октябрьской революции 6 он активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий" 7 , был военным корреспондентом "Правды" 7 . И в этом качестве находился в Екатеринодаре 8 в 1918 году после победы красных над корниловской армией 9 .
Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".
На юге России, на Кавказе, на Черноморском побережье А. Серафимович бывал неоднократно, посещал эти места ещё до революции. В Екатеринодар А. Серафимович приезжал в 1892 году, а спустя 12 лет – летом 1904 года некоторое время проживал в Анапе 10 . В 1907 году, направляясь из Крыма в Пятигорск 11 , побывал в Новороссийске 12 и Екатеринодаре. В 1908 году Серафимович принимал участие в литературном вечере, который проводился в г. Екатеринодаре в женской гимназии (сейчас это СШ № 36), где читал свои неизданные рассказы. А с лекцией о современной литературе выступал его брат Вениамин Попов.
Уже после опубликования своего романа в сентябре 1928 года писатель ещё раз приезжает к морю в Геленджик.
В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.
Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.
Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.
Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.
Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.
Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 08 выпустило трехтомник его рассказов.
Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий", агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом "Правды".
Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".
В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.
Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.
Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.
Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.
Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 08 выпустило трехтомник его рассказов.
Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий", агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом "Правды".
Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду ". не фотографическую, а . синтетическую, обобщенную".
В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Серафимович Александр (настоящее имя Александр Серафимович Попов) [7(19).1.1863, ст. Нижне-Курмоярская Обл. Войска Донского — 19.01.1949, Москва] — прозаик.
Это зерно замысла обнаружило огромную силу всхожести. События на Кубани весной 1918 несли в себе отголоски всеобщих событий, борьбы народа за землю, за волю часто в прямом, а не в лозунгово-метафорическом виде. Как делить землю на Кубани, если владеть землей уполномочены были — да еще со времен Екатерины II, после переселения на Тамань запорожцев,— только казачьи военные общины? А тысячи иногородних, батраков, сдельных работников, тоже вернувшихся с фронтов, из революционных городов? Они оказались в какой-то миг в кольце ненависти казачьих станиц, вынуждены были уходить, с боями, с остановками — ведь казаки резали семьи, роды иногородних — на соединение с главными силами Красной Армии.
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.313-316.
Александр Серафимович
В современном литературном мире он не может быть моден. Ни одна Creative writing school не будет рекомендовать его ориентиром для начинающих авторов.
Серафимович, выпустивший первый сборник рассказов и очерков в 38 лет, писал возмутительно медленно для наших дней. В основе его творческого метода лежали честность и достоверность. Чтобы литератору быть честным, утверждал он, нужны смелость и беспощадность к себе. Достоверность и вовсе приходит с жизненным опытом. Разносторонним и, желательно, трагическим. Такие принципы — обуза и для литературных звёзд, и для тех, кто их зажигает.
… Первым литературным произведением его была листовка.
Совместно с группой товарищей 25-летний Саша (тогда ещё Попов), студент Петербургского университета, пишет воззвание, объясняющее причины и смысл неудавшегося покушения на государя-императора. Того самого покушения, которое готовил в 1887 году старший брат Ульянова-Ленина — Александр Ильич Ульянов.
Такое творчество властям не понравилось. Сашу сослали в Архангельскую губернию. За это решение он царскому режиму остался, что называется, по гроб жизни благодарен.
Товарищей в какой-то момент охватывают обоснованные подозрения. Они осторожно подходят к двери, дергают за ручку.
— Что с тобой, Серафимыч? Пьёшь ты там в одиночку, что ли …
Спустя год (!) рассказ написан.
Саша сворачивает бумагу в трубочку и выходит из своей коморки к товарищам. Вот-вот, он взорвётся от эмоций. Недавний затворник решает раскрыть перед коллективом душу, поделиться тем, что не давало жить спокойно целый год.
Коллектив реагирует вяло.
— Рассказ? — позёвывая, переспрашивают товарищи. — Ну, валяй, читай.
Саша слегка ошарашен равнодушием. Но всё-таки он набирает в грудь воздуха и читает:
— Мохнатые сизые тучи… точно разбитая стая испуганных птиц… низко несутся над морем…
Саша краснеет. Голос его дрожит. Он заикается и мысленно бичует себя: как я мог написать такую чепуху? Чтение превращается в пытку.
И вот, к огромнейшему его удивлению, последние слова тонут в потоке восторженных аплодисментов и одобрительных возгласов.
Один из товарищей вырезает нужный кусок газеты и клеит на стену. Саша подолгу стоит у стены и не может поверить в свою победу. Кажется, что на радостях он сойдет с ума.
Спустя три десятка лет писатель признается:
… Ссылка заканчивается в 1890 году, и Серафимович приезжает в станицу Усть-Медведицкую. Там он продолжает писать, живя за счёт частных уроков.
Пишет же он по-прежнему мучительно и муторно.
Скорее, причина крылась в другом. Чтобы интересно писать, ему следовало интересно жить. Нужны были новые впечатления, кипящий котёл жизни, новые знания жизни, а тихий станичный уклад дать ему этого не мог.
Серафимович безошибочно точно угадывает способ проникновения в толщу свежих впечатлений — журналистика. Он переезжает в Новочеркасск, где сотрудничает с несколькими изданиями. Статьи и фельетоны даются ему куда проще. Они лаконичны, дерзки, остро-социальны. Тридцатилетний журналист, некогда спокойный, рыхлый молодой человек (так он говорил о себе сам) превращается в медийного казака-разбойника. Его материалы бьют не в бровь, а в глаз, Александр подвергает критике местных воротил от капитала, бичует нравы буржуазии, решительно наезжает на знаменитость государственного масштаба — адвоката Плевако.
Что же художественная проза? Эта вредная девица продолжает кокетничать, оставляя только робкую надежду на продолжение отношений. Новые рассказы по-прежнему рождаются в муках.
Лишь к 1901 году он, уже муж и отец, получает новый подарок судьбы — первую книгу своих очерков и рассказов. Она не стала громким литературным событием, нет, но её немногословно хвалит Владимир Галактионович Короленко. Этой скупой похвалы достаточно, чтобы на Серафимовича обратили внимание.
Серафимович уже смело может назваться сильным писателем. Но таковым он себя опять не считает. Коллег — да, себя — нет.
Из письма Леониду Андрееву в 1904 году:
Потом наступит относительное политическое затишье и покорение Петербурга, шок от него: столица, в отличие от Москвы, хмура и неприветлива. Но Серафимович уже не тот робкий степняк-провинциал. Он быстро понимает литературные нравы Северной Пальмиры.
… Богемный отрезок жизни сменится Первой мировой. Серафимович, которому уже за пятьдесят, будет проситься журналистом на позиции, но в штабах прессу жалуют избирательно, и ему придётся поехать туда фельдшером. Рассказов он привезёт с войны немного, но это будут сильные рассказы, клеймящие бессмысленность империалистической бойни.
В книге описывается поход Таманской армии под командованием Епифана Иовича Ковтюха (в романе автор назовет его Кожух) летом 1918 года, вдоль Черноморского побережья. И здесь не так важно, о чём написана книга, важно совершенно другое — как она написана и как рождалась идея.
Участники того похода, прочитав её, были изумлены: до мельчайшей детали всё похоже, до самого маленького ущелья, до травинки! А мы как похоже даны! Несомненно, писатель был с нами!
А он, оказывается, не был.
Случилось всё много сложнее и одновременно проще. Задолго до Гражданской войны Серафимович побывал в тех местах со старшим сыном Анатолием. Путешествуя, отец и сын проследовали чуть ли не тем же маршрутом, что и Ковтюх со своей армией десятилетие спустя.
Пейзаж надолго врезался в писательскую память. Он напоминал о себе регулярно, долгие годы, возникая то в сверкающем Петербурге, то в серой, уже послереволюционной Москве. Пейзаж требовал литературного воплощения.
И тут приходят на помощь известия о Таманском походе.
На помощь приходят выезды в Первую и Вторую конные армии. Там он тоже видел солдат в оборванном тряпье, с откровенно бандитскими рожами.
Можно ли ждать революционной сознательности от таких типов? — сомневался писатель.
Он писал эту вещь так, как и прочие, — точно в первый раз.
В этот раз такого быть не должно.
Александр Серафимович. Фото Владимира Савостьянова
… Теперь она лежит передо мной. Тонкая, но крепкая, в твёрдой коричневой обложке. А рядом синеют четыре тома очерков, статей и рассказов, тоже — далеко не толстые и увесистые тома.
Их продают мало в каких магазинах, разве что на развалах или в старых букинистических. Но в библиотеках они есть.
Идите в библиотеку! Возьмите хотя бы одну, откройте на любой странице, и старый добрый казак покажет вам настоящую литературу и расскажет, как её делать.
С Днём рождения, Александр Серафимович!
Читайте также: