Сенсорные нарушения при дцп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее часто используемая классификация К. А. Семеновой, где выделено 5 форм ДЦП:

  1. Спастическая диплегия или болезнь Литтля. Одна из самых распространенных форм, при ней, на конечностях (чаще на ногах) присутствуют спастические парезы. Наблюдается позитивная динамика в психическом и физическом развитии ребенка
  2. Гемипаратический вид. Выражается спастическими парезами верхних или нижних конечностей по одной стороне тела. Признаки: непроизвольное движение конечностей, неправильная постановка ног. Психические функции (воображение, память, внимание и т.д.) и физическое развитие имеет положительный прогноз.
  3. Двойная гемиплегия. Сильнейшие поражения нижних конечностей и рук. Проявляется тотальным повреждением головного мозга. Одна из самых сложных форм. Наблюдается большие нарушения в высших психических функциях, а также в физическом развитии.
  4. Атаксическая форма или атонически-астатическая. Симптоматика — тонус мышц понижен, отсутствие чувства равновесия, полное нарушение координаций движения. Нарушений в психическом развитии не выражены. В физическом — возмещается с возрастом.
  5. Гиперкинетическая форма. Выражается в виде непроизвольных нарушений в движениях, имеют называние гиперкинезами и снижением мышечного тонуса. У детей наблюдается позитивная динамика в психическом развитии, моторика — нарушена.

Выражены такие расстройства высших психических функций, как:

  • Интеллектуальное недоразвитие;
  • Утомляемость;
  • Нарушение памяти;
  • Истощаемость переключения психических процессов;
  • Нарушение общей работоспособности;
  • Виды речевой деятельности
  • Эмоциональной сферы;
  • Неустойчивость внимания
  • Пространственное восприятие;
  • Ориентация в окружающей действительности;
  • Слуховое и зрительное не восприятие.

Помощь

Ребенку с данной болезнью нужен комплексный подход в мероприятиях лечебно-педагогического направления, которые направлены на лечение патологии, приобретение новых навыков, опыта, социализации. А это возможно только при общей работе таких специалистов — дефектолога, детского психиатра, логопеда, нейропсихолога, ЛФК, невролога и врача-ортопеда.

Первоначально церебральный паралич рассматривался как заболевание опорно-двигательного аппарата, и его лечением занимались ортопеды. Направляя свои усилия на коррекцию двигательного дефекта, они занимались разработкой хирургических методов ортопедической коррекции. Исследования невропатологов и психиатров, направленные на изучение расстройств церебрального происхождения, существенно изменили взгляд на церебральный паралич, который стали относить к дизонтогениям - отклонениям внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии этот термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать различные формы нарушений пренатального, натального онтогенеза.

Недоразвитие или поражение мозга на разных стадиях пренатального онтогенеза, по утверждению специалистов, могут активно развиваться и в постнатальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости и выражаться в виде вялотекущего энцефалита и других заболеваний.

В литературе представлено описание большой группы внутриутробных поражений мозга: травматических, инфекционных, токсических, Rh-факторной несовместимости крови матери и плода, являющихся причиной детского церебрального паралича. Изучение влияния внутриутробной инфекции на развитие плода доказало, что, попадая из крови матери через плаценту в систему кровоснабжения плода, она может являться причиной его патологии или гибели, т.к. у эмбриона отсутствует реакция на внедрение инфекции. Особое значение при этом приобретает время нарушения эмбриогенеза. Результаты исследований показали, что наиболее интенсивные изменения структуры головного мозга происходят на 3-4 месяцах внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток головного мозга.

Указания на особую значимость аномальных родов, недоношенности и асфиксии в этиологии церебральных параличей содержатся во многих литературных источниках. М.Б. Эйдиновой, Е.Н. Правдиной-Винарской эти причины классифицируются следующим образом:

1) преждевременные роды с выделением случаев асфиксии,

2) срочные патологические роды и их варианты: стремительные, стягивание шеи пуповиной, длительные сухие, роды двойней, наложение щипцов;

3) родовая асфиксия в раннем возрасте.

Особое значение придается наследственным факторам: психической отягощенности родителей, алкоголизму, различным заболеваниям нервной системы. Авторы приводят статистические данные, учитывающие возраст матери (моложе 20-23 лет и старше 30) и фактор первобеременности в этиологии заболевания. Имеются указания на синдром детского церебрального паралича, возникающий при ряде наследственных заболеваний. Исследования Е.М. Мастюковой, Л.Н. Самсоновой показали, что наиболее характерным является сочетание ряда экзогенных вредностей в анамнезе одного больного. Наиболее тяжелые формы церебрального паралича наблюдались ими в случаях, когда выраженная патология внутриутробного развития сочеталась с длительной асфиксией в родах.

Полиэтиология обусловливает разнообразную картину клинических форм детских церебральных параличей.

В литературе приводится более 20 классификаций детского церебрального паралича в зависимости от характера мышечного тонуса, распространенности двигательных нарушений, степени тяжести, функциональных возможностей, сочетанных неврологических расстройств, этиологии и т.д. Громоздкость подобных классификаций затрудняла их использование на практике. В течение многих лет в нашей стране использовалась классификация, основанная на топографическом принципе, выделялись тетрапарез, гемипарез, парапарез, монопарез, трипарез. При этом не учитывался характер двигательных нарушений, не указывались речевые и психические расстройства.

В настоящее время специалисты пользуются классификацией К.А. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, гемиплегическая форма. Разрабатывая методические рекомендации по этапному лечению детей с детским церебральным параличом, К.А. Семенова выделяет стадии заболевания в соответствии с его этиопатогенезом: раннюю, раннюю резидуальную, позднюю резидуальную, хронически резидуальную и конечную резидуальную. Главный признак, который, по мнению автора, позволяет различать патогенез каждой стадии, заключается в определении степеней возможности развития компенсаторных механизмов, процессе их формирования. На ранней и начальной хронически-резидуальной стадиях ведущим является синдром двигательных нарушений. На поздней резидуальной стадии отмечается относительная стабилизация патологического двигательного стереотипа.

Используя эволюционно-динамический подход к пониманию детского церебрального паралича, специалисты считают основными в структуре дефекта двигательные нарушения, которые представляют собой своеобразную аномалию формирования функциональной двигательной системы.

Проанализируем характер этих нарушений в соответствии с учением Н.А. Бернштейна, который рассматривал всякое произвольное движение как сложную функциональную систему, включающую в свой состав ряд условий. Он выделил наличие кинестетической афферентации, обеспеченной общечувствительными отделами постцентральной коры; синтез зрительно-пространственных афферентации с участием третичных теменно-затылочных отделов коры, куда стекаются импульсы от зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетических анализаторов; кинетическую организацию движений, намерения (постановка цели и реализация определенной двигательной задачи), формируемые посредством регулирующей речи при ближайшем участии лобных долей мозга. Таким образом, произвольное движение является сложнейшей функциональной системой, которая опирается на совместную работу целого комплекса зон мозговой коры и подкорковых образований.

Отмечаются трудности формирования следового образа, обусловленные нарушением памяти на клеточном уровне, т.е. страдает кинестетический отдел двигательного анализатора. Это приводит к нарушению движения. Движения характеризуются бедностью, недостаточной дифференцированностью. Снижается скорость реакции, сила, точность, амплитуда движения вплоть до апраксии, когда страдает план действия, т.е. составление непрерывной цепочки двигательных автоматизмов. Вследствие этого при попытках выполнить действие ребенок совершает много движений - ненужных или отдаленно напоминающих необходимое. Иногда наблюдаются персеверации - застревание на каком-либо движении. Каждое новое движение с большим трудом включается в двигательный стереотип. Этому также способствует слабая мотивация к деятельности. Нарушается координация: согласованность движений замещается патологическими синер гиями и сопровождается патологическими синкинезиями.

При детском церебральном параличе тактильные и проприоцептивные нарушения, низкий уровень кинестетических ощущений, недостаточность двигательно-кинестетической памяти задерживают развитие гностико-праксических функций - стереогноза, сомато-пространственного гнозиса, праксиса.

Исходя из современных представлений об интегрирующей роли двигательного анализатора в осуществлении межанализаторных связей, специалисты установили, что при церебральном параличе воспринимаемые одновременно с кинестезиями другие ощущения - зрительные, слуховые вестибулярные - подавляют их, так как под влиянием раздражений повышается тонус мышц, и «целенаправленное движение, если оно и было начато, становится невозможным

Изменение ролевых отношений в установлении межфункциональных связей является причиной нарушения зрительно-пространственных, и пространственно-временных представлений, формирование которых происходит за счет совместной работы зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Нарушается ритм как особая форма организации движения во времени и пространстве, в частности его компоненты - темп и метр.

Развитие произвольных движений задерживается также из-за проявления тонических рефлексов, рефлексов орального автоматизма, патологических синергии и синкинезий. Угасание тонических рефлексов, рефлексов орального автоматизма происходит в течение первого года жизни здорового ребенка. Их выраженность и сохраняющаяся активность в трехлетнем возрасте свидетельствует не только об активности стволовых структур, но и поражении полушарий мозга (среднего, промежуточного и большого), выражающемся в отсутствии или недостатке контроля над примитивными рефлексами ствола. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус (усиливается зависимость мышечного тонуса от положения головы в пространстве и по отношению к туловищу). При легких формах церебрального паралича наблюдаются только следы тонических реакций. При дистонических и гипотонических формах они возникают периодически (в моменты появления мышечного тонуса). При спастических формах степень их проявления напрямую зависит от степени спастичности и положения ребенка в пространстве.

В работах М.Б. Эйдиновой, Е.М Мастюковой и других отражено влияние тонических рефлексов на зрительное восприятие, следствием которого является нарушение зрительного представления о предметах. Нарушаются также функции, в основе которых лежит согласованная работа зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов: моторная координация, зрительно-пространственный гнозис, которые обеспечивают формирование пространственных представлений. На ранних этапах это может быть выпадение полей зрения, приводящее к нарушению зрительно-моторной координации, выпадение какой-либо части перцептивного поля, следствием чего является нарушение зрительно-пространственного гнозиса, недостаточность ориентировки ребенка в системе пространственных координат.

Специалисты придерживаются мнения о том, что орально-рефлекторная патология (рефлексы орального автоматизма: руко-ротовой рефлекс Бабкина, рефлекс Вюрпа, рефлекс Оппенгейма, ладонно-подбородочный и другие), нарушая тонус артикуляционных и мимических мышц, тормозит формирование орального праксиса и провоцирует появление псевдокомпенсаторных реакций, которые, в свою очередь, порождают синкинезии.

Патологические синкинезии делают невозможными изолированные движения мимических мышц. К ним относятся подергивания верхней губы при мигании, подтягивание кверху угла рта во время зажмуривания, поднятие брови одновременно с закрыванием глаза, подъем нижней челюсти или смыкание верхней и нижней при подъеме языка к верхней губе, к этому движению присоединяется иногда запрокидывание головы и т.д.

Н.К. Боголепов, К.А. Семенова утверждают, что патологический проприоцептивно-двигательный стереотип, определяющий двигательные возможности ребенка на каждом этапе заболевания, обусловлен не только моторным, но и сенсорным недоразвитием и патологией.

У детей с ДЦП наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное патологией зрения в виде снижения остроты зрения, косоглазия и атрофии дисков зрительного нерва и невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами]. Глазодвигательные расстройства, слабость ощупывающих движений рук, влияние тонических рефлексов приводят к тому, что ассоциативные связи между зрительным и двигательно-кинестетическим анализаторами не образуются, одновременное функционирование зрения и осязания затруднено. На это указывают многие авторы Е.Н. Правдина-Винарская, В.В. Кудряшов, Е.М. Мастюкова. У детей с гиперкинетической формой ДЦП отмечаются нарушения фиксации взора на предмете, его плавного переключения и прослеживания за движущимися предметами, т. е. затруднены ориентировочные зрительные реакции и зрительное внимание. У малышей с преимущественным поражением правых или левых конечностей наблюдается выпадение полей зрения. Они могут игнорировать правую или левую половину листа.

Нарушается также слуховое восприятие (локализация источника звука, его направленность и дифференциация). Часто отмечается снижение тонального слуха в виде нейросенсорной тугоухости. Изучая некоторые характеристики слуховой чувствительности у детей с церебральным параличом, Е.А. Радионова, Е.А. Огородникова установили высокие пороги слуховой чувствительности у детей с гиперкинезами и диплегией. Авторы высказывают предположение о вовлечении в патологический очаг высших слуховых центров. Избирательное снижение слуха на высокие тона, по утверждению Е.М. Мастюковой, даже при небольшой степени выраженности может приводить к нарушению понимания обращенной речи.

Общее нарушение развития анализаторных функций, трудности формирования комплексных ассоциаций из-за дефектности двигательно-кинестетического анализатора определяют трудности формирования целостного представления об окружающем мире, особенности организации речевой деятельности.

Детский церебральный паралич — прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся не только грубыми двигательными расстройствами (невозможность ходить, стоять, сидеть, выполнять движения конечностями), но и задержанным общим психическим развитием разной степени выраженности.

Причиной развития ДЦП чаще всего являются различного характера патологические воздействия на мозг ребенка в последние недели внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни.

Классификация

В настоящее время в нашей стране чаще других используется классификация ДЦП, предложенная К. А. Семеновой, согласно которой можно выделить 5 основных форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия (болезнь Литтля), характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях, при этом руки поражены значительно меньше, чем ноги.
  • Большинство детей имеет благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
  • Гемипаретическая форма, характеризуется спастическими парезами верхних и нижних конечностей на одной стороне тела (правой или левой), также имеет благоприятный прогноз развития высших психических функций (восприятия, речи, мышления и др.) и физического состояния.
  • Гиперкинетическая форма, основными симптомами которой являются снижение мышечного тонуса и гиперкинезы, то есть непроизвольные насильственные движения разных групп мышц в состоянии бодрствования ребенка. При этой форме ДЦП большая часть детей достаточно успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно — в моторном.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка, поэтому основные симптомы при данной форме течения ДЦП являются нарушение равновесия, координации движений, часто — сниженный мышечный тонус. Если данная форма ДЦП не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют значимых отклонений процесса развития психических функций, а двигательные симптомы зачастую компенсируются с возрастом.
  • Двойная гемиплегия — возникает при обширных поражениях головного мозга, представлена тетрапарезом, где грубо поражены и верхние и нижние конечности. Наиболее сложная для проведения абилитационных мероприятий форма ДЦП, отмечаются значительные нарушения и психического и физического развития.

Нарушения

В целом для детей, страдающими разными формами ДЦП в большей степени характерны следующие нарушения развития высших психических функций:

  • Во-первых, вследствие сенсорной депривации у детей отмечаются нарушения разных видов чувствительности — нарушения осязания, слухового восприятия, зрительного восприятия (в том числе из-за нарушений функций глазодвигательного аппарата), недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного гнозиса.
  • Во-вторых, для таких детей характерно снижение нейродинамики протекания психических процессов, что выражается в повышенной утомляемости, замедленности переключения психических процессов, низком уровне концентрации внимания, выраженных нарушениях различных видов памяти, низкой познавательной активности, снижении интеллектуальных функций.
  • Наконец, особой спецификой отличается развитие речевых функций таких детей, так как на развитие речи негативно влияет не только повреждения или недоразвитие определенных отделов коры головного мозга, регулирующих речевую деятельность, но и патологические тонические рефлексы, которые негативно влияют на способность ребенка к артикуляции звуков, голосовой активности, звукопроизношению.

Что делать?

Однако, даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.

Высоцкая Елена Павловна
МБОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100"
учитель


Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.

Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.

Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].

Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.

1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].

Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].

При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].

Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].

При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].

При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.

Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.

Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.

У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].

Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии

Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].

У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].

У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].

У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.

Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.

Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].

Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].

Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: