Особенности невербальной коммуникации кратко

Обновлено: 08.07.2024

Речевое общение, как показывают исследования, является основным видом человеческой коммуникации. Современный человек произносит за день около 30 тысячи слов. Эффективность коммуникации зависит не только от произнесенных слов, но и от невербальных средств, таких, как жесты, мимика, взгляд, телодвижения, темп речи собеседника.

Человек применял жесты и мимику на протяжении своей эволюции, понимая и оценивая состояние собеседников по телодвижениям. Невербальный язык частично универсален, например, младенцы одинаково плачут, смеются. Жесты имеют культурную природу, передаются из поколения в поколение. Универсальные жесты считаются свидетельством эволюционного родства человека с обезьянами, например, улыбка, смех, удивление т.д.

В основе невербальной коммуникации лежат биологический и социальный, врожденный и приобретенный источники, полученные в ходе социализации человека.

Учеными установлено, что при выражении эмоций у приматов и людей мимика, жесты и некоторые телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Элементы невербальной коммуникации не поддаются сознательному контролю, к ним относятся, например, покраснение лица, расширение зрачков, побледнение и т.д.

Выделяют 3 типа невербальных средств на основе признаков намеренности/ненамеренности:

  1. Собственно коммуникативные – знаки, передающие информацию об объекте, состоянии или каком-либо событии, предмете.
  2. Поведенческие – знаки, обусловленные физиологией человека, например, дрожь от холода, побледнение и т.д.
  3. Ненамеренные – знаки, связанные с привычками человека, например, покусывание губ, качание ногой и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, использование невербальных средств в общении происходит спонтанно, в некоторых случаях средства не поддаются контролю.

Как правило, в естественных условиях люди сами успешно усваивают невербальные средства общения через наблюдение, копирование.

Специфика невербальной коммуникации

Успешное межличностное взаимодействие с людьми других национальностей зависит от того, насколько верно и грамотно выстроена система используемых вербальных и невербальных средств. Каждый день люди пользуются десятками жестов, не задумываясь об их смысле и не понимания, что они способны передать гораздо больше информации, чем слова.

В практике различных межкультурных контактов наиболее распространены следующие универсальные жесты:

Специфика межнациональной невербальной коммуникации

Вступая в контакт с представителем другой национальности, страны необходимо учитывать, что в каждой стране наряду с универсальными средствами есть такие, которые в их культуре интерпретируются по-своему. Часто один и тот же жест у разных народов имеет не только разное, но и прямо противоположное значение.

Например, в Голландии жест кручения указательным пальцем у виска означает, что кто-то произнес остроумную фразу.

Говоря о себе, японец указывает на нос, европеец же – на грудь.

В Турции и Греции нельзя показывать официанту два пальца, указывая на две порции, поскольку в этих странах этот жест интерпретируется как жесткое оскорбление.

Во Франции или Италии, если какую-либо идею считают глупой, стучат по своей голове, в Германии шлепают себя ладонью по лбу, а в Испании этот жест показывает, что человек доволен собой.

Жесты во Франции обладают особой экспрессией. Если француз чем-либо восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и посылает в воздух воздушный поцелуй. Если же он хочет предупредить о чем-либо, то потирает указательным пальцем основание носа.

В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой, так как правая рука делает то, что надо, а левая – то, что хочет. Считается, если человек (правша) активно жестикулирует левой рукой, то это свидетельствует о том, что он говорит не то, что хочет или негативно относится к происходящему.

У различных национальностей существуют разные представления о расстоянии (дистанции) между собеседниками. Например, немцы обычно ведут разговор на расстоянии 60 см, а для арабских стран это расстояние для общения слишком большое.

При общении с человеком из другой страны необходимо аккуратно относиться к юмору и русским пословицам. Как правило, русский юмор неадекватно воспринимается японцами, даже если переведен корректно.

Итак, в каждой стране существует свое представление о нормах и правилах вербального и невербального общения. Знание этих особенностей позволяет произвести благоприятное впечатление на собеседника и установить с ним межличностный контакт

Взгляд друг другу в глаза

Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.

Способы невербального общения

Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:

Важность невербальной коммуникации

Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:

Ошибки в невербальном общении

Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:

Как развить навыки невербального общения?

Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.

Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.

Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.

В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное. Существуют различные способы установления контакта с другими людьми, различные виды межличностной коммуникации, осуществляемые по различным каналам.

Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы:язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения[32].

Как и в мире животных, в человеческом обществе позы, точнее их семиотическая интерпретация, не являются на сто процентов врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными. Таким образом, можно заключить, что можно учиться создавать заданный определенными параметрами личностный образ коммуникатора, переучиваться самому и переучивать других, то есть создавать образ (имидж) другого человека, например, политика, телеведущего, спортсмена и т.д.

Язык тела включает пять составляющих

· Жесты – способ знакового использования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца комнаты, привлекая внимание, а можно показывать рост рукой от пола или размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается пристойным в приличном обществе. Но если это делается в контексте некоего профессионального дискурса, то это вполне уместно и даже необходимо: футбольные арбитры указывают на центр поля или в сторону ворот, а глухонемые общаются между собой.

· Мимика– способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку в глаза, которые, как известно, являются зеркалом души. Инструментом мимики является и рот. Читать эмоции по губам несложно. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Скривленный на одну сторону рот свидетельствует о скепсисе или насмешке, а усиленная мимика и закусывание губ говорят о беспокойстве. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу.

· Положение тела.Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза индивида способна рассказать об истинных переживаниях коммуниканта. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с потенциально опасным человеком и даже преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику. Семиотика тела весьма важна при первой встрече, поскольку собственно человеческие черты личности еще не успели каким-либо образом обнаружиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть собеседнику в глаза, но не очень настойчиво. На самом деле, противостояние, конфронтация между коммуникантами начинается с определенного взгляда на собеседника и с положения тела с глазу на глаз. В дальнейшем противостояние проявляется и более открыто. Например, закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов свидетельствует об агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе. С другой стороны, частая смена поз, ерзанье на стуле говорит о внутреннем беспокойстве, напряженности. Есть различия и в культурах: например, американцы предпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас же это считается неуважительным.




· Тактильная коммуникация– это осуществление общения при помощи различных прикосновений, похлопываний. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени близости между коммуникантами. К тактильной коммуникации относятся, например, хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. [32; 57]

Стоит помнить, что при передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), около 30% выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией, тембром) и более 60% идет по перечисленным нами невербальным каналам [57, с. 131].

В.Б. Кашкин отмечает, что фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений похожи. Однако для первого расчленение его на фонемы произошло не только на имплицитном уровне наивного пользователя, но и на исследовательском уровне. Членение же телодвижений на кинемы пока достаточно условно [32].

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика) говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, социальный статус коммуниканта, социальной роли, работе. Не случайно героев мыльных опер одевают символично, чтобы зрителю сразу было ясно, кто злодей, а кто жертва, кто положительный герой, а кто отрицательный. В современной и не только реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой. Так, в некоторых советских кинокартинах отрицательные герои, не желающие, к примеру, ставить рекорды на производстве, и одеты соответственно – темные очки, узкий галстук, короткие брюки – стиляги. Внешний вид человека отражает свойства определенной социальной группы. Одежда и ее элементы могут быть не столь вольно интерпретированы в определенных ситуациях. Например, военные ориентируются в иерархии и субординации по такому формальному признаку, как погоны. Для неискушенного человека погоны подполковника (два просвета, две звезды) не намного будут отличаться от погон генерал-лейтенанта (две звезды); между тем, между подполковником и генералом существует довольно ощутимая разница.

Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации, ролью человека: политик или уборщик.

В процессе изучения вербальной коммуникации мы можем еще раз убедиться, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Посредством целой системы сопутствующих вербальному общению знаков мы передаем собеседнику большее количество информации. Для корректного их декодирования вкупе с речью адресанта, требуется обладать рядом коммуникативных навыков.

В межличностной коммуникации переплетаются два вида общения: вербальное и невербальное. Существуют различные способы установления контакта с другими людьми, различные виды межличностной коммуникации, осуществляемые по различным каналам.

Из двух видов межличностной коммуникации – вербальной (речь) и невербальной – невербальная коммуникация является более древней, вербальная коммуникация – наиболее универсальной.

Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы:язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения[32].

Как и в мире животных, в человеческом обществе позы, точнее их семиотическая интерпретация, не являются на сто процентов врожденными: они усваиваются в процессе общения с себе подобными. Таким образом, можно заключить, что можно учиться создавать заданный определенными параметрами личностный образ коммуникатора, переучиваться самому и переучивать других, то есть создавать образ (имидж) другого человека, например, политика, телеведущего, спортсмена и т.д.

Язык тела включает пять составляющих

· Жесты – способ знакового использования рук. Можно, например, махать рукой из другого конца комнаты, привлекая внимание, а можно показывать рост рукой от пола или размер пойманной рыбы. Можно указывать пальцем на предмет, хотя это и не считается пристойным в приличном обществе. Но если это делается в контексте некоего профессионального дискурса, то это вполне уместно и даже необходимо: футбольные арбитры указывают на центр поля или в сторону ворот, а глухонемые общаются между собой.

· Мимика– способ использования выражения лица. В первую очередь мы смотрим человеку в глаза, которые, как известно, являются зеркалом души. Инструментом мимики является и рот. Читать эмоции по губам несложно. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Скривленный на одну сторону рот свидетельствует о скепсисе или насмешке, а усиленная мимика и закусывание губ говорят о беспокойстве. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель. Считается, что можно распознать характер человека по лицу.

· Положение тела.Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела восходит к природным инстинктам. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза индивида способна рассказать об истинных переживаниях коммуниканта. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с потенциально опасным человеком и даже преступником) напоминает поведение животного по отношению к хищнику. Семиотика тела весьма важна при первой встрече, поскольку собственно человеческие черты личности еще не успели каким-либо образом обнаружиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуют сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть собеседнику в глаза, но не очень настойчиво. На самом деле, противостояние, конфронтация между коммуникантами начинается с определенного взгляда на собеседника и с положения тела с глазу на глаз. В дальнейшем противостояние проявляется и более открыто. Например, закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов свидетельствует об агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе. С другой стороны, частая смена поз, ерзанье на стуле говорит о внутреннем беспокойстве, напряженности. Есть различия и в культурах: например, американцы предпочитают стоять боком друг к другу во время обычного разговора, у нас же это считается неуважительным.

· Тактильная коммуникация– это осуществление общения при помощи различных прикосновений, похлопываний. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени близости между коммуникантами. К тактильной коммуникации относятся, например, хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. [32; 57]

Стоит помнить, что при передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), около 30% выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией, тембром) и более 60% идет по перечисленным нами невербальным каналам [57, с. 131].

В.Б. Кашкин отмечает, что фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений похожи. Однако для первого расчленение его на фонемы произошло не только на имплицитном уровне наивного пользователя, но и на исследовательском уровне. Членение же телодвижений на кинемы пока достаточно условно [32].

Одежда и внешний вид (прическа, украшения, косметика) говорит о более стабильных вещах, таких как личность коммуниканта, социальный статус коммуниканта, социальной роли, работе. Не случайно героев мыльных опер одевают символично, чтобы зрителю сразу было ясно, кто злодей, а кто жертва, кто положительный герой, а кто отрицательный. В современной и не только реальности вырабатываются определенные стереотипы, характеризующиеся именно одеждой. Так, в некоторых советских кинокартинах отрицательные герои, не желающие, к примеру, ставить рекорды на производстве, и одеты соответственно – темные очки, узкий галстук, короткие брюки – стиляги. Внешний вид человека отражает свойства определенной социальной группы. Одежда и ее элементы могут быть не столь вольно интерпретированы в определенных ситуациях. Например, военные ориентируются в иерархии и субординации по такому формальному признаку, как погоны. Для неискушенного человека погоны подполковника (два просвета, две звезды) не намного будут отличаться от погон генерал-лейтенанта (две звезды); между тем, между подполковником и генералом существует довольно ощутимая разница.

Характер человека отражается и в цветовых предпочтениях. Считается, что экстраверт предпочитает более яркие цвета. Но цвет может быть связан и с контекстом общения: свадьба или похороны, лекция или защита диссертации, ролью человека: политик или уборщик.

В процессе изучения вербальной коммуникации мы можем еще раз убедиться, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Посредством целой системы сопутствующих вербальному общению знаков мы передаем собеседнику большее количество информации. Для корректного их декодирования вкупе с речью адресанта, требуется обладать рядом коммуникативных навыков.

В статье рассматриваются особенности невербальной коммуникации в процессе общения. Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида.

Ключевые слова

Текст научной работы

Общение – одна из составляющих нашей жизни. Человек постоянно общается с друзьями, коллегами, членами семьи, любимыми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений, культурой речи, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль [1].

К основным невербальным средствам общения относятся:

Кинестика – рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: жестика, мимика, пантомимика.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180. Интенсивность может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные); модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия); описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания [6].

Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего – означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты [8].

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием – многоговорящий жест, известный с древних времен. Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз); покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх); равноправное.

Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения: интимная зона (15-45 см) – в нее человек допускает только близких себе людей; личная (персональная) зона (45 - 120 см) – зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный – зрительный контакт; социальная зона (120 - 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед; публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д. [9].

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли. Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербального. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% от услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации [10].

Список литературы

Цитировать

Читайте также: