Спорт в жизни студента кратко

Обновлено: 30.06.2024

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта.

2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время, в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри - и вне вузовских соревнований по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Как правило, в вузе, обучающем 3500—5000 студентов практикуется 25-30 видов спорта и занятий различными системами физических упражнений.

В зависимости от климатических условий, месторасположения вуза, возможностей его материально-технической базы, особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, а также контингента тренерско-преподавательского состава меняются количество, содержание форм и видов спортивного совершенствования.

Понятно, что перечисленными выше причинами не исчерпываются пути развития, становления того или иного вида спорта: национальные традиции, новаторская инициатива спортивной общественности, наконец, мотивация студенческой молодежи могут быть не менее решающими.

Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта: акватлон, акробатический рок-н-ролл, армрестлинг, бейсбол, болдринг, гидроаэробика, дайвинг, каратэ, йога, пауэрлифтинг, ушу, перетягивание каната, сквош, сумо, триатлон, фитнес-аэробика, фристайл, шейпинг, шорт-трек и другие.

РССС тесно сотрудничает с Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ), призванной руководить международным студенческим движением. ФИСУ была основана в 1949 г. Наша страна вступила в эту организацию в 1959 г. (В.Д. Чепик, 1995).




Организованно студенты занимаются спортом в спортивных секциях своего учебного заведения, в спортивных школах разных типов, в специализированных спортивных клубах, спортивно-оздоровительных лагерях; самодеятельным образом — при стадионах, спортивных комплексах по месту жительства, в местах проведения своего каникулярного времени.

В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта.

2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время, в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри - и вне вузовских соревнований по избранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Как правило, в вузе, обучающем 3500—5000 студентов практикуется 25-30 видов спорта и занятий различными системами физических упражнений.

В зависимости от климатических условий, месторасположения вуза, возможностей его материально-технической базы, особенностей будущей профессиональной деятельности выпускников, а также контингента тренерско-преподавательского состава меняются количество, содержание форм и видов спортивного совершенствования.

Понятно, что перечисленными выше причинами не исчерпываются пути развития, становления того или иного вида спорта: национальные традиции, новаторская инициатива спортивной общественности, наконец, мотивация студенческой молодежи могут быть не менее решающими.

Нетрадиционные виды физических упражнений и спорта: акватлон, акробатический рок-н-ролл, армрестлинг, бейсбол, болдринг, гидроаэробика, дайвинг, каратэ, йога, пауэрлифтинг, ушу, перетягивание каната, сквош, сумо, триатлон, фитнес-аэробика, фристайл, шейпинг, шорт-трек и другие.

РССС тесно сотрудничает с Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ), призванной руководить международным студенческим движением. ФИСУ была основана в 1949 г. Наша страна вступила в эту организацию в 1959 г. (В.Д. Чепик, 1995).

Организованно студенты занимаются спортом в спортивных секциях своего учебного заведения, в спортивных школах разных типов, в специализированных спортивных клубах, спортивно-оздоровительных лагерях; самодеятельным образом — при стадионах, спортивных комплексах по месту жительства, в местах проведения своего каникулярного времени.

В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Одной из основ обеспечения здорового образа жизни студентов выступает увеличение роли и эффективности занятий физкультурой в высших учебных заведениях. Это очень важно, так как в последнее время наблюдаются быстро меняющиеся условия нашей жизни: психологические, физические, экологические и прочие.

Студенческий спорт - основа здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выступает главным условием, которое оказывает влияние на крепления здоровья. К категории ЗОЖ принято относить: достаточное количество часов сна, поддержание на одном и том же уровне массы тела, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятии спортом, правильные завтраки, поддержание разработанного режима питания. Здесь необходимо исключить переедание, перекусы нездоровой пищей.

Стоит отметить, что в понятии ЗОЖ находится важнейший фактор – физическая активность. И это объяснимо. Дело в том, что такая активность человека является залогом поддержания на должном уровне двигательной активности, которая обеспечивает нормальное функционирование всех органов человека. Также она влияет на скорость адаптации человека к постоянно меняющимся негативным факторам внешней среды, которые воздействуют на человека.

На практике четко можно проследить за тесной связью здорового образа жизни и тем, насколько человек удовлетворен состоянием своего здоровья. Кроме этого, можно проследить за сложившимся социальным статусом молодежи среди студентов. Помогло это рассмотреть то, что произошло деление студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом, и тех, кто относится к специальной медицинской группе. Также прослеживается тот факт, что далеко не все студенты из специальной медицинской группы занимаются физической культурой за пределами университета.

ЗОЖ

Таким образом, степень удовлетворенности состоянием своего здоровья среди активных студентов-спортсменов намного выше, что способствует повышению самооценки и социального статуса. Это очень важно для молодых людей. Можно отметить, что в данном случае молодость выступает некоторым фундаментом, который способствует определению основ формирования взрослого человека в будущем.

Следовательно, физическая культура приносит пользу, если ею занимаются студенты, находясь на обучении в образовательном учреждении. Это приводит к тому, что они с легкостью достигают некоторого уровня своего физического развития, укрепляют общее здоровье. Это оказывает влияние на общий уровень подготовки студента.

Физическая культура

Важно отметить, что физическая культура способствует изучению личносто-ценностной ориентации. Когда студент четко знает о личностных идеалах, то это помогает ему обеспечить процесс профессионального саморазвития и личностного совершенствования.

Когда происходит объединение молодежи в организации, клубы, коллективы и союзы, то в этот момент осуществляется формирование интегративно-организационной функции. Именно она дает возможность познать и в дальнейшем развить уже имеющиеся навыки сотрудничества и работы в команде. Такая командная работа дает возможность выявить у каждого человека имеющийся личный, творческий потенциал. Он является основой всестороннего развития личности. Кроме того, коллективная работа помогает развивать коммуникативно-регулятивную функцию, суть которой заключается в отражении процесса общения, взаимодействия и поведения участников в физкультурно-спортивной деятельности.

В общем, физкультура является главной составной составляющей процесса организации досуга студентов. Она действует таким образом, что не только удовлетворяет их естественные личностные потребности, но и оказывает помощь в снятии психологического и эмоционального напряжения. Для того, чтобы снизить заболеваемость среди студентов и одновременно укрепить их здоровье, необходимо, в первую очередь, расширить пропаганду здорового образа жизни. Сюда входит улучшение спортивной и оздоровительной работы, и организация активного отдыха. В данной работе первое место принадлежит в физкультуре и спорту.

Физическая культура

Ценности студенческого спорта

Меньше чем 25% студентов занимаются регулярно спортивной и физкультурной деятельностью на своем досуге. В связи с этим, можно наблюдать недостаточный уровень эффективности проводимой пропаганды здорового образа жизни преподавателями данной дисциплины и медиками. Студентами определены факторы риска для здоровья. Больше всего они считают вредным употребление алкогольных напитков. Это составляет 75,6%. Затем употребление табачных изделий — 73,5. Эти данные позволяют выявить один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаточный уровень двигательной активности имеет 39,9% оценок студентов, загрязнение окружающей среды — 29,3% оценок респондентов, конфликты с окружающими – 2,1%, перезагруженность профессиональными, учебными и домашними обязанностями 7,9 %.

К самым важным направлениям профилактики проявления негативных социальных явлений, в частности пропаганды здорового образа жизни, относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, развитие нравственного экологического, физического и духовного аспектов, а также создание образовательного пространства, укрепление здоровья и развитие физических способностей. Именно данные аспекты помогают принести положительный эффект. Но это возможно только в случае их системности, периодического повторения и методической обеспеченности.

Ценности студенческого спорта

СГУ им. Питирима Сорокина

На основе выполняемой функции физической культурой в высшем учебном заведении можно сделать вывод о ее пользе для студентов. На этих занятиях они могут достичь определенного уровня физического развития, а также укрепить собственное здоровье. В комплексе это все оказывает влияние на общую подготовку студента.

По итогу физическая культура выступает одной из главных составляющих процесса организации студенческого досуга. Она позволяет удовлетворить не только естественные личностные потребности, но и снять, как психологическое, так и эмоциональное напряжение.

Ведение здорового образа жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении выступает важным социальным фактором, который проходит все существующие уровни современного социума, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Стоит отметить, что на сегодняшний день это является главным социальным фактором, ограждающим от негативных последствий в процессе перехода от молодости к взрослой жизни.

Вывод

Подводя итог, можно отметить, что физическая культура для студента является одним из важных компонентов его обычной жизни. Именно в таком направлении должно происходит формирование отношения студентов к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Физкультура — это не только один из основополагающих компонентов в студенческой жизни, но и является основой формирования всестороннего развития и совершенствования личности. Занятия физкультурой и спортом в процессе обучения в высшем учебном заведении помогает студенту в правильном направлении оценить собственные способности и в дальнейшем их развить, тем самым укрепляя собственное здоровье. Вообще существует большое количество проблем, которые связаны с отношением студентов к физкультуре. К таким относятся период оценки собственных возможностей либо отсутствие мотивации к занятиям спортом. Именно с целью решения этих и других проблем происходит преподавание физической культуры в учебном заведении.

физическая культура, ее цель и назначение. Роль физической культуры в жизни студентов. Социально биологические основы физической культуры. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. Положительное влияние умеренных физических нагрузок на организм. Отношение студентов к физической культуре, на примере студентов Казанского Государственного Энергетического Университета.

Физическая культура и спорт


Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, появилось 80— 8 тыс. лет назад. О возникновении физических упражнений как таковых можно говорить только тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они ориентированы на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в большой степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и негативным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из главных причин того, что наши дальние предки пришли к пониманию следующего: улучшая свои двигательные возможности, можно не только продуктивнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство послужило большим толчком к возникновению физической культуры.

На практике видно, что образ жизни студента (если он целенаправленно и систематически не занимается физической культурой) относится к малоподвижному. Это означает, что все негативные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, обязательно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. Во избежание неблагоприятных последствий малоподвижного образа жизни студентов и развития их физических качеств, в ВУЗах существует физическая культура как учебный предмет. Результатом регулярной физической тренировки является увеличение физической мощности в сочетании с увеличением митохондрий и энергетического потенциала скелетных мышц. Такие же позитивные морфофункциональные сдвиги происходят в механизмах нервной и гуморальной регуляции, а также в системах кровообращения, дыхания, выделения. Все это повышает адаптационные возможности организма в целом и укрепляет здоровье.

Считается, что физические упражнения являются одним из лучших "лекарств" от утомления и для повышения работоспособности. Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов. Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринными железами, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной работе мышц быстро улучшается кровообращение, а с ним - дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Социально-биологические основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Углубленное и всестороннее изучение какого-либо феномена, в том числе физической культуры, невозможно без привлечения знаний из других смежных дисциплин, позволяющих создать целостное представление об этом предмете.
При организации процесса физического воспитания большую роль играют знания комплекса медико-биологических, социально-психологических, педагогических (анатомия, физиология, биология, гигиена, педагогика, психология, социология) и многих других наук. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности, невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни, физической и спортивной подготовки.
При изучении органов и функциональных систем организма исходят из принципов целостности и единства организма с внешней окружающей и социальной средой. Целостность организма, находящегося во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивается нервной системой и её ведущим органом — корой головного мозга. Кора головного мозга весьма тонко улавливает изменения внешней среды, а также внутреннего состояния организма и своей деятельностью обеспечивает приспособление организма к окружающей среде и его активное воздействие на окружающую среду.

физические упражнения в умеренных дозах способствуют восстановлению механизмов саморегуляции всех жизненных процессов организма при выздоровлении, таким образом




Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры. Способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности.

Я считаю, что на сегодняшний день большинство студентов высших учебных заведений заинтересованы в том, чтобы получить хорошую физическую подготовку. Физическая подготовленность является важным компонентом здоровья учащейся молодежи.


В данной статье рассматривается значимость физической культуры для студентов в современном мире. Основные заболевания, которые присутствуют у современного студента, а также образ жизни и приоритет занятий физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, опрос, студенты, современный мир.

This article discusses the importance of physical culture for students in the modern world. The main diseases which are present in contemporary student, and the way of life and the priority of physical culture.

Keywords: physical culture, survey, students, the modern world.

Ведь как известно, организм представляет из себя целостную структуру, следовательно, малая подвижность влечет за собой ослабление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, иммунитета и многих других важных структур организма. В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой. Многие студенты ведут малоподвижный образ жизни, что приводит к дефициту двигательной активности. Те двигательные действия, которые они выполняют в течение дня, восполняют лишь незначительную долю двигательной активности, а ведь от уровня двигательной активности напрямую зависит состояние кардиореспираторной системы, опорно-двигательного аппарата, физического развития и физической подготовленности.

Двигательная активность оказывает воздействие на все системы организма, совершенствуя их функции и повышая адаптационные возможности, как отдельных систем, так и всего организма в целом.

Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Занятия физической культурой необходимы всем во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения [2].

Важно знать, что при малой активности, даже у молодого организма могут развиваться серьезные заболевания, например, как ожирение, остеохондроз, бессонница, диабет. Ожирение или по-другому еще называют это заболевание избыточный вес, возникает чаще всего из-за малой подвижности, это происходит из-за того, что калории поступающие с пищей, не могут полноценно расходоваться и преобразовываться в энергию, а, следовательно, происходит накопление в виде жировых отложений.

Вторым по распространенности, но самым серьезным заболеванием является нарушение работы сердечно-сосудистой системы, что может приводить к проблемам самого сердца, например, как ишемия, или же повышенному артериальному давлению.

Не менее серьёзным заболевание является диабет. Диабет возникает в большей степени из-за малой подвижности, сахар не так активно расщепляться и остается в крови, что оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, и соответственно на гормоны, такие как инсулин.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение [2].

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием [1].

Чтобы выяснить важность физической культуры для студентов в современном мире, было решено провести анкетирование. Для его проведения была собрана группа из 140 человек факультета биологии и составлена анкета с вопросами. Вопросы были поставлены так, чтобы выяснить на сколько студенты загружены учебой, как часто они занимаются физической нагрузкой, посещают ли они какие-либо секции, или же ведут активный образ жизни самостоятельно. Также помимо анкетирования, был проведен сбор данных среди студентов о состояние их здоровья. По результатам анкетирования была составлена следующая диаграмма:


Как видно из диаграммы:

– 61 % студентов — ведут малоподвижный образ жизни (не включая физическую культуру), это связанно с отсутствием времени, либо же сильной усталость в завершении рабочего дня, и ряда других причин, стоит отметить, что некоторые из опрошенных студентов имеют медицинские противопоказания в физических нагрузках, вследствии чего и ведут не столь активный образ жизни;

– 23 % студентов — посещают различные секции, такие как бадминтон, волейбол, настольный теннис, плавание, либо же тренажёрный зал;

– 16 % студентов — помимо физической культуры в университете, в личное проводят вечерние пробежки, упражнения на турниках или утреннюю зарядку, для поддержания своего здоровья.

Среди студентов имеющие проблемы со здоровьем, было проведено исследование, по выявлению конкретных заболеваний. Вследствие чего были получены следующие результаты:


– заболевания сердечно-сосудистой системы (36,3 %),

– опорно-двигательного аппарата (13 %),

– пищеварительной системы (17,7 %),

– офтальмологические заболевания (18,0 %),

– органов дыхания (8,7 %),

Данные о состоянии здоровья были собранный по той причине, что все эти особенности необходимо учитывать, при индивидуальном занятии, ведь если соблюдать правила и учитывать особенные нагрузки из-за болезни, можно вести активный образ жизни. Физическая культура является главным компонентом в здоровье человека. Необходимо придерживаться активного образа жизни для развития выносливости, иммунитета, и поддержания многих систем жизнедеятельности. Но в современном мире темп жизни на столько ускорился, что не остается времени на спорт, если бы физической культуры как дисциплины не было в университетах, то здоровье студентов было бы на очень низком уровне, даже сейчас по последним данным весьма увеличился процент студентов с подготовительной или специальной медицинской группой, а ведь по мимо тела, она позволяет перевести дух и мозговой активности.

Для большего привлечения студентов к активной жизни необходимо развивать больше секций по интересам, возможно подбирать ряд упражнений для людей с противопоказаниями, внедрение оздоровительных методик таких как пилатес, йога тогда здоровье студентов будет наиболее крепким.

  1. Аршавский И. А. К теории индивидуального развития (Биофизические аспекты) // Биофизика. — 1991. — 36 с.
  2. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, -304 с.
  3. Зыкун Ж. А., Конон А. И. Внедрение гимнастики пилатес на занятиях по физическому воспитанию со студентами группы ЛФК при заболевании сколиоз // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 200–205.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, двигательная активность, студент, активный образ жизни, современный мир, заболевание, здоровый образ жизни, малая подвижность, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система.

Читайте также: