Сен жерменский эдикт кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этот день 460 лет назад вышел Сен-Жерментский эдикт - документ, устанавливавший правовое положение протестантов в исповедавшей католичество Франции. Документ, который должен был примирить приверженцев двух религий, имел обратное действие. Однако его можно считать первой попыткой установить веротерпимость. После раскола католической церкви протестантизм получил широкое распространение во Франции. Местные власти поначалу отнеслись к новой религии вполне терпимо, но в основном по политическим причинам, рассчитывая, что это поможет противостоять распространению влияния Испании. Однако сами протестанты - или гугеноты, как их здесь называли, - начали требовать политического переустройства, что грозило расколом в стране. Резко изменилось отношение французских правителей после так называемого дела "дела о листовках", которые ругали католические ритуалы и священников. По легенде, одну из таких листовок король Франциск I нашел прямо у дверей собственной спальни. В ответ была проведена показательная казнь нескольких гугенотов и был издан указ о запрете "еретического учения". Репрессии усилились во время правления Франциска II, котрый был женат на родственнице лидера радикальной католической партии Франсуа де Гиза. В это время был издан Экуанский эдикт, объявивший гугенотов вне закона. Для их преследования в каждой французской провинции была организована "Огненная палата". Попытка изменить ситуацию была предпринята после восхождения на престол Карла XI. Власть в то время фактически переходит к его матери, Екатерине Медичи, которая рассчитывала достичь внутриполитической стабильности, примирив католиков и гугенотов. Эдикт, обсуждение которого проходило в городе Сен-Жермен, разрешал гугенотам проводить богослужения вне городских стен и не в дни католических праздников, а также собираться в частных домах. Те же должны были оставить захваченные храмы и поклясться соблюдать условия эдикта. О принятии эдикта было объявлено 17 января 1562 года. Но посреки ожиданиям после принятия документа противоречия лишь обострились. Против него выступали именитые деятели, причем с обеих сторон, гугеноты отказывались проводить богослужения вне городских стен. Весной 1562 года де Гиз, собиравшийся посетить мессу в городке Васси, через который проезжал, обнаружил собравшихся на службу по соседству с церковью, что было нарушением эдикта. Он отдал приказ их разогнать. Это событие вошло в историю как "резня в Васси" и стало началом Первой религиозной войны во Франции, завершившейся подтверждением Сен-Жерменского эдикта Этот документ стал первой предпринятой попыткой заложить основы веротерпимости, пишет "ГлагоL". Он действовал вплоть до конца XVI века, когда его сменил Нанткий эдикт, уровнявший католиков и протестантов-гугенотов в правах.

Эдикт Сен-Жермен , также известный как эдикт января , был знаменательным указ толерантности обнародован регента Франции , Екатерина Медичи , в январе 1562 акт является кульминацией нескольких лет медленно либерализации указами , которые началось с 1560 года Амбуазского эдикта. Указ предусматривал ограниченную терпимость к протестантским гугенотам в Римско-католической церкви. царство, хотя и с уравновешивающими ограничениями на их поведение. Через два месяца Парижский парламент будет вынужден зарегистрировать его из-за стремительно ухудшающейся ситуации в столице. Непосредственное исполнение воздействие эдикта будет весьма ограничено последующим вспыхивают из первых французских религиозных войн , но было бы сформировать основу для последующих Терпимость эдиктов в качестве первого в Указе Амбуаз , а затем более лихо с Нантского эдикта в 1598.

Титульный лист Сен-Жерменского эдикта с плавными французскими буквами.

Во время правления короля Генриха II протестантизм подвергался преследованиям во Франции в соответствии с эдиктами Шатобриана, Экуена и Компьенским эдиктом . [1] [2] Этот закон направлен на исправление того, что, по мнению Генри, было слабым исполнением прежних законов о ереси местными судами, путем восстановления Chambre Ardente и отправки специальных уполномоченных для рассмотрения дел в местных судах. . [3] С внезапной ранней смертью Генриха II во время рыцарского турнира в 1559 году эта новая программа преследований была приостановлена, так как сначала болезненный Франциск II, а затем Карл IX стал королем. [4] Уже во время правления Франциска II новый подход начал формироваться с Амбуазского эдикта 1560 года, который помиловал осужденных за религиозные преступления при условии, что они продолжали жить хорошей католической жизнью. [5] Дальнейшее законодательство, принятое в майском эдикте Ромарантина, передало рассмотрение дел о ереси в компетенцию церковных судов, которые не имели полномочий выносить смертные приговоры. [5] Во время правления его брата Карла IX за этим последовал июльский эдикт в июле 1561 года, который подтвердил передачу ереси ромарантинцев в церковные суды и отменил наказание в виде телесных наказаний за ересь, наряду с запретом проведения расследования в соседних домах. найти еретические услуги. [6] [7]

После заговора Амбуаза необходимость религиозного мира усугубилась, именно с этой целью Кардинал Лотарингский объявил о планах создания национального религиозного совета для примирения двух религий. [8] Позднее в том же году в собрании нотаблей в Фонтенбло Moyenneur фракции целью выдвинуть программу Gallican реформ , чтобы подавить злоупотреблений католической церкви , что вызвало недовольство протестантов, позволяя вер воссоединиться. [8] Эта попытка оказалась наивной, поскольку протестант Луи, принц Конде выступил с встречным предложением о существовании двух религий бок о бок, что привело к беспорядку на собрании. [9] Однако собрание смогло одобрить планы создания национального совета для решения религиозного вопроса, одобренные королевским указом от 31 августа 1560 года. [10] 12 июня 1561 года было принято решение о созыве национального совета 20 июля. . [11] Однако встреча будет отложена и откроется не раньше 9 сентября. [12] Встреча, которая стала известна как Коллоквиум Пуасси, будет провальной, так как кальвинисты под руководством Теодора Безы не захотят подписаться под Аугсбургским исповеданием, предложенным Лоррейн. . [13] Разочарованная неудачей беседы, Екатерина вместо этого обратилась к Риму с просьбой о доктринальных уступках в отношении совершения Евхаристии в обоих видах. [14] Это тоже сошло на нет.

Не обеспокоенная всей этой неудачей, Екатерина организовала для тщательно отобранных умеренных депутатов из различных парламентов Франции конференцию в Сен-Жермен-ан-Ле, где они составят знаменитый указ 17 января 1562 года. [14] Вместе с двумя либералами. Были приглашены представители каждого Парламента, члены Consuil Privé и Ордена Святого Михаила. [15] Парижский парламент прислал известного либерала де Ту и пожилого священнослужителя Виоле. [15] Пока Гизы и Констебль бойкотировали мероприятие, на нем присутствовали кардинал Бурбон и Турнон , а также Франсуа де Монморанси и триумвир Сен-Андре . [15] Судебным разбирательством руководил Мишель де л'Опиталь, который вместе с собранием занялся вопросом религии, в отличие от прежних законов, в которых подчеркивалось понятие общественного порядка. [15]

Указ написан, он будет доставлен в Парижский парламент 23 января [16].

Парижский парламент

Парижский парламент сопротивлялся регистрации указа, необходимого для того, чтобы он стал законом, и выступал против короны. [21] Их неодобрение поддержали городской совет, духовенство и Сорбонна. [21] Они были поддержаны в своем несогласии с указом тем фактом, что у них была задолженность по заработной плате, что они считали полезным рычагом против регистрации. [16]

Эдикт изучил

Указ был зачитан перед собравшимся парламентом 24 января в присутствии маршала Монморанси и Антуана Наваррского . [16] С подразумеваемой угрозой, что Парламент должен зарегистрировать это немедленно. [16] Однако даже умеренные парламентарии не поверили этому, и и ультра-Ле Местр, и умеренный де Харлей потребовали копии указа, чтобы они могли тщательно изучить его. [16] Монморанси курировал печать копий на выходных, и к понедельнику несколько экземпляров уже были в руках парламентариев . [16] Корона, стремящаяся ускорить эти слушания, каждые пару дней отправляла в парламент своих представителей, чтобы поддерживать давление. [16] 7 февраля парламент объявил, что не может проверить или опубликовать указ, и направит протест короне. [22] Чтобы объяснить это, де Ту и Виоле были отправлены обратно в корону. [22] Протест был составлен 12 февраля и подписан Ле Местром и Гайаном. [22] В своем возражении они утверждали, что решением проблемы беспорядков было изгнание всех протестантских пасторов, отвергая мнение, что протестанты были достаточно значительным меньшинством, чтобы требовать управления. [22] 14 февраля де Ту и Виоле были оскорблены королем, который объяснил, что суд не понимает ситуацию в стране, как корона, однако он заверил, что всегда будет оставаться католиком, и разъяснил спорную ситуацию. принятие законопроекта, касающегося официального посещения протестантских служб, поскольку это только вопрос полиции. [22]

Умеренный дефект

Это в руке де Ты вернулся 16 февраля в парламент, объявив, что теперь он чувствует себя комфортно, регистрируя указ, другие умеренные, де Харли и Байе согласились. [23] Однако даже с умеренными на стороне им не хватило большинства в суде, и 18 февраля законопроект был снова отклонен. [23] Кэтрин прибыла в Париж 20 февраля и вызвала Виоле, которая объяснила членам суда. были предложения по альтернативному предложению. [23] На 23 февраля была назначена встреча, чтобы обсудить это, хотя присутствовало всего 69 членов, и они были в основном на консервативной стороне суда. [24]

Встречное предложение

Они предложили запретить все протестантские службы, изгнать пасторов, запретить все некатолические операции с собственностью и заставить всех королевских чиновников подписать исповедание веры. [24] Екатерина получила это 25 февраля и подготовила свой ответ, который должен быть доставлен Чарльзом, принцем Ла-Рош-сюр-Йон. [24] В этом они утверждали, что предложение суда было просто непрактичным в текущей ситуации, и что парламент ухудшал ситуацию в стране, подталкивая протестантов к вооружению. [24] Более того, Чарльз подчеркнул, что другие парламенты уже зарегистрировали указ и в результате наблюдали падение беспорядка. [24] 4 марта студенты устроили бунт во Дворце правосудия, требуя зарегистрировать законопроект и угрожая захватить храмы, если им не выдадут его. [24]

Все это в конце концов подтолкнуло парламент к капитуляции, и avocat du roi du Mesnil, который руководил оппозицией, пересек проход, чтобы поддержать его вместе с gens du roi . [25] 5 марта было решено зарегистрировать указ на следующий день, 5 членов не приняли участие в окончательной регистрации, включая Ле Местра и Сен-Андре, которые возглавляли ультра-крыло судов. [25] Решение суда было отклонено в секретном реестре парламента. [25]

Другие парламенты

Парламент Руана оказался более податливым и зарегистрировал указ 16 февраля. [26] Парламент Дижона отказался зарегистрировать указ, и его не принуждали до начала гражданской войны, которая сделала его мертвой буквой. [27] Парламент Экс-ан-Прованса окажется особенно сопротивляющимся регистрации указа, и после их продолжающегося сопротивления после Амбуаза наиболее непокорные члены будут уволены из Парламента. [28]

Большинство князей королевства выступили против указа, за исключением принца Конде, Антуана III де Круа и Карла, принца Ла-Рош-сюр-Йон . [29] Антуан Наваррский, который был генерал-лейтенантом Королевства, проголосовал против указа на совете и призвал Гиза вернуться в Париж, чтобы помочь своей оппозиции. [29]

В конце 1561 года несколько уполномоченных были отправлены в регионы Гайенн , Лангедок и Прованс в надежде успокоить беспорядки, охватившие провинции в течение предыдущего года. [30] Для достижения этой цели им были предоставлены широкие полномочия, а с принятием Сен-Жерменского эдикта им было поручено обеспечить его регистрацию и исполнение в соответствующих областях. [30] [31] Им была оказана помощь лейтенант-губернаторами их соответствующих провинций, чтобы они предлагали силу, наряду с возможностью передавать дела в суд, если окажется, что их сложно определить. [32]

Прованс

В Провансе комиссары Фюме и Понна столкнулись с мятежным первым консулом Флассаном, который взял в руки оружие и терроризировал протестантов в регионах. [28] Он отказался встретиться с комиссарами или разоружиться. [28] С властями Экс, отказавшими во въезде комиссарам, они обосновались в Мариньяне и вызвали офицеров на встречу с ними, из муниципальных чиновников отказал только Флассан. [33] Духовенство капитулировало и встретилось с ними 5 февраля. [33] Это позволило им попасть в город, и они приступили к выполнению своего поручения. [33] После поражения Флассанов на поле боя было решено не преследовать его последователей. [33] Тем временем они приступили к замене непокорных членов консульства в апреле, хотя к сентябрю все они были возвращены в политическую лоно, включая флассанцев. [33] Таковы были трудности с обеспечением соблюдения указа, согласно которому Прованс будет освобожден от действия Амбуазского эдикта относительно протестантских церквей. [33]

Лангедок

В Лангедоке ситуация изменилась, и задачей уполномоченных было восстановить католическое духовенство на своих должностях и удалить протестантов из церквей, которые они занимали в городах. [34] Гугеноты Нима и Монпелье обратились к уполномоченным с просьбой разрешить им продолжать частное богослужение в городах, которые они занимали. [34] В этой задаче комиссары в основном не преуспели. [34]

Guyenne

В Гайенне комиссары Компэнг и Жирар задержались с прибытием, и поэтому де Монтлюк и де Бюри наблюдали за назначением двух заменяющих членов комиссии вместо них, которым не хватало широких полномочий, присущих членам королевской семьи. [35] Парламент Бордо попытался вмешаться, утверждая, что у него есть местные знания, чтобы лучше и с меньшими затратами обеспечить правосудие в регионе, несмотря на то, что именно этого члены комиссии пытались избежать. [35] Когда наконец прибыли Компаинг и Жирар, они быстро стали непопулярны среди местной знати и Монлюка, которые восприняли их решения как все в пользу протестантской партии. [35] Бури и Монтлюк выступили против своей интерпретации Сен-Жерменского эдикта, заявив, что он не должен вводить министров гугенотов в те области, в которых они раньше не бывали. [35] Кардинал Арманьяк присоединился к этим нападкам на комиссаров, утверждая, что они удовлетворяли запросы служителей, не консультируясь с местным духовенством (что не было условием Амбуаза). [35] Со всеми этими нападками они были наконец уволены из своих офисов. . [35]

Будучи вызванным в Париж Наваррой, Франциск, герцог де Гиз 1 марта остановился по пути в городе Васси, который стал оплотом протестантов в преимущественно католической сельской местности Шампани. [36] Разгневанный звуком протестантского колокола в городе, он и его группа джентльменов решили войти под предлогом слушания мессы. [37] В городе он был еще больше разгневан, обнаружив, что протестанты собирались в замковом районе, который находился на его территории. [38] Он послал впереди джентльмена, который вступил в драку у дверей сарая, где поклонялись протестанты, последовало насилие, и когда компания Гиза устремилась вперед, началась резня, в которой погибло 50 прихожан. [38] Продолжая движение в Париж, несмотря на приказ Екатерины, чтобы он пришел к ней и объяснился, он вошел в город, чтобы встретить героя. [39] В городе присутствовали Конде и его люди, и, таким образом, потенциальная пороховая бочка, если он и Гиз пересекутся, Кэтрин, осознав это, приказала обоим покинуть город, но только Конде подчинился, направившись в Орлеан, где он поднял знамя восстание 2 апреля, начало первых французских религиозных войн . [39] [40]

Споры по поводу резни в Васси возникнут относительно того, была ли распущенная Гизом служба незаконной или нет, хотя это произошло после издания Сен-Жерменского эдикта, это произошло до того, как Парижский парламент был вынужден зарегистрируйте это. [41]



Та самая резня в Васси, с которой начались Гугенотские войны

Удивительно, как порой благие цели приводят к совершенно противоположному результату. Вот, к примеру, Религиозные войны во Франции начались с того, что молодой король Карл IX (не сам, конечно, он тогда был еще слишком молод, а по совету умных и не очень помощников) 17 января 1562 года издал Сен-Жерменский эдикт о веротерпимости во Франции.



В результате гугенотам разрешили: собираться для своих служб в частных домах, а также проводить богослужения вне городских стен и не в дни католических праздников. Взамен гугеноты обязались оставить те католические храмы, которые они захватили и присягнуть в том, что будут соблюдать эдикт.

И все было так хорошо на словах. Но в итоге получилось следующее.

Эдикт отказался регистрировать Парижский парламент. То есть католический город Париж просто не стал исполнять свою чисто бюрократическую функцию – регистрацию королевского документа. А уже через полтора месяца герцог Франсуа де Гиз ехал через один городок Васси, возвращаясь домой, погостив у матери. В городке он решил отстоять мессу, как правоверный католик, а потом ехать дальше.


Франсуа де Гиз. Именно он так "удачно" заехал в Васси, что во Франции началась большая война. Жить после событий в Васси ему осталось меньше года, гугеноты уже готовили ему пулю в спину.

Но оказалось, что в Васси, прямо рядом с церковью, в риге собрались гугеноты. Дальше, в зависимости от того, чью сторону поддерживал рассказчик, одни рассказывали, что вооруженные люди герцога сразу бросились на безобидных гугенотов со шпагами наголо. И вообще, специально приехали в Васси, чтобы устроить там погром.

Другие рассказывали прямо противоположное: что гугеноты распевали псалмы так, что их было слышно в церкви, а когда де Гиз призвал гугенотов соблюдать Сен-Жерменский эдикт, в его людей полетели камни. Один из них попал в щеку Гиза, у раненого герцога пошла кровь. Этого его люди стерпеть не могли и в результате было перебито несколько десятков гугенотов.

Вообще говоря, формально в этой истории прав был Гиз, потому что по эдикту собираться рядом с церковью гугеноты не могли. Недаром его после этого встречали как героя. Но пропаганда у протестантов вообще и у гугенотов в частности работала лучше. Поэтому виноватым во всем объявили Гиза. Не станут же гугеноты признавать, что они так капитально огребли по делу.

Поэтому обе стороны начали срочно собирать армии и вместо мира между католиками и протестантами в отдельно взятом королевстве, началась Первая Гугенотская война, главным событием которой стала битва при Дрё. Франция стремительно начала сваливаться в полный хаос.

MILHISTORY|ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

MILHISTORY|ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

MILHISTORY|ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ запись закреплена

Религиозные войны во Франции . Часть 1

Серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Французское государство при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков — королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи — королева Англии Елизавета Тюдор поддерживала гугенотов, а король Испании Филипп Габсбург — католиков. Войны закончились восшествием перешедшего в католицизм Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсиском де Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые увеличили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами.

В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал некий перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Людовик Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II от болезни 5 декабря 1560. Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка.

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX Валуа, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Король Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561).

Первая война 1562—1563

1 марта 1562 герцог де Гиз напал вместе со своими людьми на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в Шампани. Было убито несколько десятков человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и королеву-мать в Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижник Франсуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз с Англией, где в то время правила королева Елизавета I, оказывавшая активную поддержку протестантам всей Европы, и с германскими протестантскими князьями.

Триумвиры взяли Руан (май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Наваррский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 при Дрё принц Конде был разбит католиками и попал в плен; но протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Гаспар Колиньи вернулся в Орлеан. Франсуа де Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. Ослабленные потерей своих лидеров, каждый из которых (Монморанси и Конде) находился в плену у противника, обе партии начали искать мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина, после смерти Франциска II доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве королевы подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

Читайте также: