Вишнаизм кратко о религии

Обновлено: 05.07.2024

"Большинство людей испытывает определенный интерес к индийской религии. В действительности, нет религии индийской или американской, есть только религия души. Душа существует вечно, обладая
способностью мыслить, чувствовать и волить. Она исповедует религию служения Кришне, своему
Господу, служения, которое она оказывает на Духовном Плане. Там она находит полноту счастья,
божественного экстаза, красоты, очарования и Неземной Любви. Все, что мы, пребывая в обусловленном состоянии, ищем в этом материальном мире, находится вне его, в Духовном Царстве, где Божественная Любовь всегда ждет, чтобы заключить нас в свои сладостные объятия. Таково истинное положение души, и тот, кто способен это постичь, не может не поделиться этим даром с другим. Это сознание Кришны".
(Шрила Б.С.Говинда Махарадж)

Мы приводим избранные отрывки из беседы Шрилы Шридхара Махараджа с несколькими христианами из Америки. Эта беседа приведена в книге "Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности" Шрилы Шридхара Махараджа.

Христианин : Христианам очень дороги идеалы преданности, служения Богу, призыв все Ему отдать.

Шридхар Махарадж : Да, и это объединяет их с нами. Но кому они хотят предаться?

Христианин : Они говорят, что путь, указанный Иисусом, — единственный путь.

Шридхар Махарадж : Они очень похожи в основе своей. Мы согласны с тем, что нужно всем пожертвовать для Бога. Но кто Он? И кто я? Каковы наши взаимоотношения? Христианство дает нам лишь смутное понятие об этом.
По христианскому учению, когда Адам и Ева были преданы Богу, они не знали забот. Но затем они вкусили плод с древа познания, своекорыстия, пали и были вынуждены трудиться в поте лица своего. Здесь дано лишь общее представление о наших взаимоотношениях с Богом, но нам нужно получить более подробные сведения о Его свойствах и о том, в каком качестве мы сможем к Нему приблизиться. Христианство дает лишь смутное представление об этом.

Христианин : Если я правильно понял, душа, которая грешит, может родиться среди низших существ. Но какая польза душе от такого наказания, если впоследствии она не помнит о своих жизнях в телах животных?

Шридхар Махарадж : Иногда врачу необходимо привести пациента в бессознательное состояние. Иногда бандита сажают в тюрьму и заковывают в кандалы. Если на свободе он опасен для общества, его держат в заключении, в кандалах. Так и живое существо приходится иногда лишать независимости, свободы действий. Когда оно изживет прошлую карму, его выпускают на волю и снова наделяют свободой действий. Если по собственной воле душа совершила много грехов и получила тяжелую карму, становится необходимым временно лишить ее свободы действий. Ей дадут возможность отстрадать за прошлые грехи, а затем снова выпустят на свободу, чтобы она могла действовать должным образом, себе на благо. Когда пьяный становится опасным для окружающих, его берут под стражу. Когда же опьянение пройдет, его снова выпускают на волю.

Христианин: Есть одна книга, которая называется "Путь Паломника". Она рассказывает о христианине, который воспевал имя Иисуса на четках.

Шрила Шридхар Махарадж: Да. Католики так же молятся на четках. Некоторые христиане повторяют имя Христа.

Христианин: Благодаря повторению имени Иисуса сердце этого человека стало очень чутким, и он ощутил счастье, великую любовь к Иисусу.

Шрила Шридхар Махарадж: Тогда бы он мог достичь положения Иисуса, как максимум. Он мог достичь такого положения, пытаясь достичь совершенства, и его развитие закончилось бы там, в вечных атрибутах Иисуса. Он мог остаться там. Если он ощутил там полное удовлетворение, то его судьба -- быть там.

По воле Господа и Его возвышенного преданного даже душа, пребывающая в безличном Брахмане, может пробудиться ото сна, и постепенно прийти к преданному служению Господу. Обычно те, кто попал на имперсональный план бытия, довольно долгое время наслаждаются своим духовным достижением; однако, изходя из соображений бесконечного времени, нет ничего великого или грандиозного. Они могут пребывать в таком положении довольно долго -- может пройти множество циклов разрушения и созидания, но постоянно остается вероятность того, что их сон может в любой момент прерваться. Итак, некоторые души покидают даже бесконечное сияние Брахмана. Это вопрос бесконечности, поэтому положение Иисуса можно считать вечным, не исключено, что придет время, когда сам Иисус может принять Вайшнавизм. Такая возможность есть.

Иисус динамичен или статичен?

Христианин: Вы думаете, что Иисус принял Кришну как Всевышнего Господа?

Шрила Шридхар Махарадж: Я думаю, что если его внутреннее устремление сформировалось, то на пути к вечной жизни, есть вероятность, что он достиг Кришны.

Христианин: Я не понимаю.

Шрила Шридхар Махарадж: Развивается ли Иисус, или стоит на месте? Его достижения -- остаются ли они неизменными, или развиваются дальше?

Христианин: Христиане скажут, что он обладает полным знанием.

Шрила Шридхар Махарадж: То есть он не двигается вперед, он полностью неподвижен? Это и есть положение Иисуса? Разве епископы говорят, что его положение окончательно? Его жизнь прогрессивна? Или Иисус не способен двигаться еще выше? Он житель динамичного мира? Или неподвижного?

Такова природа Бесконечного. Будучи ограниченными, мы хотим повелевать бесконечным! Это наша нелепая фантазия.

Почему Кришна есть Абсолютная Истина? Это вы должны постигнуть научным путем, шаг за шагом. Вы должны каждое мгновение пытаться следовать динамическому развитию теизма.

Bверх

Вайшнавизм: от истоков до наших дней

Эта статья посвящена вайшнавизму – религии поклонения Господу Вишну, или Кришне, которая основана на древнейших священных писаниях на Земле, Ведах, записанных мудрецом Вьясадевой около пяти тысяч лет назад. В них рассказывается о переселении душ, карме, различных видах йоги и самом важном из них – бхакти-йоге, связи с Верховной Личностью Бога через преданное служение.

Цель вайшнавизма

Брахман – безличный аспект Абсолютной Истины.

Локализованная Параматма – Бог в сердце каждого живого существа.

Бхагаван – Верховная Личность Бога, высший объект поклонения.

Первый аспект дает лишь приблизительное понимание – как гора, находящаяся далеко, часто сливается с небом, и порой не видно четкой границы между ними.

Второй более подробно описывает Бога – мы как бы подошли к горе и отчетливо видим ее.

Третий описывает Его подробно – мы как бы поднимаемся по горе и видим все в мельчайших деталях: растительность, птиц, животных, живущих на ней.

Именно тот, кто постиг Брахман – первый, самый отдаленный аспект Господа, – получает освобождение. Однако вайшнавские писания предупреждают об опасности достижения этой цели.

Во-первых, слияние с безличным сиянием Господа не соответствует природе живых существ, которые не могут существовать без деятельности; поэтому достигшие этого положения через некоторое время вновь падают в материальный мир и получают в нем тела, чуждые духовной душе. Во-вторых, блаженство, которого можно достичь, осознав безличный Брахман, слишком мало и не идет ни в какое сравнение с тем, которое испытывает преданный, созерцая Личность Бога. Именно поэтому цель вайшнавизма – вечная жизнь в блаженстве (ананде) служения Верховной Личности Бога в духовном мире, находящемся за пределами материального мироздания.

Истоки вайшнавизма

Даже когда ягьи совершаются для отдельных полубогов, чтобы получить определенные блага (знания, богатство, хороших детей, урожай), в конечном счете они предназначаются именно для удовлетворения Вишну, и только Он награждает человека соответствующими результатам.

Духовные школы вайшнавизма

В вайшнавизме существуют четыре основных сампрадаи – цепи духовных учителей, по которым передается ведическое знание. Каждая из сампрадай имеет свою собственную философскую систему, в которой по разному рассматриваются взаимоотношения между Верховной Личностью Бога и индивидуальной душой (дживой). Основные сампрадаи и их основоположники:

Наиболее известна Брахма-сампрадая, потому что именно в ней появился Чайтанья Махапрабху – самое милостивое воплощение Кришны, раздающее любовь к Богу всем людям без ограничений, которого часто называют Гаура, или Гауранга (золотой).

Господь Чайтанья в окружении своих ближайших спутников и преданных воспевает Святые Имена

Гаудия-вайшнавизм

Век человека короток, Веды же велики по объему.

Гаудия-вайшнавизм в современном мире

На рубеже XIX-XX веков было начато представление Гаудия-вайшнавизма на Западе великим учителем сампрадаи Бхактивинодой Тхакуром, которое затем продолжилось его сыном – Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Бхактиведанта Свами Прабхупада, ученик Бхактисиддханты Сарасвати, начал широкое распространение Гаудия-вайшнавизма в западных странах с 1960-х годов. В 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН) – религиозную организацию, представляющую традицию Гаудия-вайшнавизма и получающее все большее признание со стороны всех современных людей, ищущих ответы на жизненно важные вопросы.

В. имеет особые культовые символы. Среди них - шалаграма, окаменелый аммонит или галька черного цвета, символизирующий боевую раковину Вишну, и кустарник тульси, для к-рого устраивают небольшой горшок-храм (гирлянды из листьев тульси непременно присутствуют на вишнуитском богослужении, из деревянных бусин тульси делают четки - акшамалу). Адептам в ходе богослужения наносят налобный знак - тилак, состоящий из триданди: 3 вертикальных полос (центральная - белая, обрамлена 2 красными). Божества вишнуитского пантеона имеют важное визуальное отличие в иконографии: на правой стороне груди изображается завиток или треугольник - шриватса, благодатный символ, место пребывания Шри (она же Лакшми, богиня счастья, супруга Вишну).

В В. широко распространено почитание священных мест, храмов, растений (священных деревьев), камней, переправ через реки - тиртх (напр., Вишала-Бадари). Крупные центры паломничеств вишнуитов -Айодхья (связан с легендарной историей Рамы), Бадринатх в предгорьях Гималаев и Матхура (шт. Уттар-Прадеш), Дварка (шт. Гуджарат), Пури (шт. Орисса), Рамешварам и Шри-Рангам (город-храм бога Вишну, шт. Тамилнад). Большинство культовых мест В. связаны с аватарами Вишну, с легендарными биографиями Кришны (и ассоциированных с ним божеств) и Рамы. В культовую систему В. были включены мн. местные культы, соединившие в себе религ. элементы различного происхождения (шиваизма, джайнизма, тантризма, местных анимистических верований). Наиболее знамениты из них культы Джаганнатха (г. Пури в Ориссе), Виттхаля (г. Пандхарпур в Махараштре), Венкатешвары (г. Тирупати в Андхра-Прадеш).

В рамках В. формировались различные религиозно-философские направления, интерпретирующие взаимоотношения индивидуальной души и Бога: вишишта-адвайта (Рамануджа, XI-XII вв.), двайта (Мадхва, XIII в.), двайта-адвайта (Нимбарка, XII в.), шуддха-адвайта (Валлабха, ок. 1479-1531/32), ачинтья-бхеда-абхеда (Чайтанья, ок. 1486-1533).

В своей жизни мне довелось искренне и глубоко практиковать вайшнавизм [1] — пройти путь от обычного бхакты-прихожанина [2] до брахмачари [3], а позднее и до брахмана [4], главы вайшнавской миссии в Одессе. В 2000 году Господь призвал меня оставить вайшнавизм и стать учеником Иисуса Христа, кому я следую и поныне. Имея за своими плечами опыт христианской жизни, по времени сопоставимый с опытом вайшнавским, я хочу представить читателю десятку самых существенных причин, почему я не вайшнав и им уже никогда не буду.

Причина 1. Я не вайшнав потому, что так хочет Бог. В свое время мой Господь четко и недвусмысленно явил мне свою волю, в соответствии с которой я должен был отвергнуть вайшнавизм и принять прибежище у стоп божественного Иисуса Христа. Выполнить желание Бога — самое важное в духовной жизни человека по учению любой монотеистической религии, поэтому я надеюсь этот мой мотив понятен даже тем, кто его не разделяет.

Причина 2. Я не вайшнав потому, что моим духовным учителем является Иисус Христос. Однажды последовав Его милостивому призыву, я принял Христа как Альфу и Омегу, как все и вся в своей жизни и, насколько было в моих силах, следовал Его наставлениям и руководству. Бог мне открыл, что другого способа прийти к Нему не существует, что только Иисус является истинным и единственным Спасителем человечества, и воля Бога Всевышнего в том, чтобы все люди всех национальностей, философий и религий приняли Иисуса Христа как своего Учителя и во всем следовали только Ему. Бог мне также показал исключительность пути Христа: нельзя разделять служение Ему со следованием другим религиям, ибо Господь это не приемлет. Быть учеником Иисуса Христа — значит быть учеником только Иисуса Христа. Наличие других гуру [5] в вашем сердце будет означать отказ от Иисуса. Христу нужно быть преданным на сто процентов.

Вайшнавы считают, что так как Личность Бога раскрыта в вайшнавским писаниях, она не раскрыта ни в одной религии, что только вайшнавизм дает наиболее полное представление о Всевышнем, Его мире, Его деяниях. На практике же, все ведические повествования остаются картинками, навязанными извне, сам же человек остается вне встречи с Богом, как бы он себе таковую ни воображал.

В вайшнавизме я воображал Бога, в христианстве я встретился с Ним.

Неудивительно, что на практике такое учение делает людей равнодушными, жестокосердными, непривязанными к ближним, чему следствие — частые разводы, семейные ссоры, уходы детей из дому и из религии вообще и просто даже прямые грехи против ближних (ложь, воровство, оскорбления, прелюбодеяния и т.д.). Подобные грехи встречаются и в среде христиан, но здесь есть существенное отличие: если христианин является практикующим верующим, т.е. регулярно участвует в богослужениях и пребывает в церковном общении, тяжелые грехи у него либо вообще не случаются, либо случаются крайне редко; христианин признает нелюбовь к ближнему грехом, тогда как вайшнавы в этом греха вообще не усматривают.

Причина 6. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим гуру. В вайшнавизме духовному учителю приписываются качества Самого Бога, к гуру взывают как к спасителю, ему молятся, доедают за ним пищу и как величайшую святыню почитают чаранамриту — воду, которой ему помыли ноги. Эту воду вайшнавы пьют и поклоняются ей.

Безусловно, духовный человек нуждается в наставниках, и нередко наставники играют ключевую роль в нашем спасении. Однако Бог постоянно напоминает нам о бренности и ограниченности человека, о том, что нет человека, свободного от недостатков и несовершенств и никто не является совершенным наставником, кроме единственного Богочеловека Иисуса Христа. Только Иисус из всех людей ни разу не согрешил — не потому что был трансцендентным, но потому, что не нарушил ни одной заповеди Господней — не солгал, не обманул, не ошибся. Все остальные люди, в том числе даже великие святые, оставались несовершенными ограниченными созданиями, не свободными от греха. А поэтому никто из людей не заслуживает нашей абсолютной преданности и обожания, никому нельзя целиком и полностью, слепо доверяться. Святые не являются для нас источниками Света, но только зеркалами, отражающими Свет Всевышнего.

Вайшнавы же обожествляют обыкновенных грешных людей, которые нередко не брезгуют махинациями, нарушением человеческих и божьих законов — обманом, ложью, исповедуют двойные стандарты — милостивы к богатым и требовательны к рядовым последователям. На личных банковских счетах многих вайшнавских гуру — миллионы долларов. Но даже если вайшнавский учитель и ведет строгую подвижническую жизнь, он все равно, как и все люди, не застрахован от ошибок, и обожествлять такого человека нельзя. Ошибившись сам, он и вас погубит. В христианстве же роль наставника не абсолютизируется, и все сознают, что в мире есть только один полностью совершенный человек — Бог воплотившийся, Иисус Христос.

Причина 7. Я не вайшнав потому, что не хочу быть обманутым своим Господом. Кришна воспевается в вайшнавской поэзии как вор, обманщик, даже развратник (лампатах [10]). В Ведах [11] он предписывает один путь спасения, в Упанишадах [12] другой, в Пуранах [13] третий, да и то во всех Пуранах по-разному. Причем многие из им самими же предписанных духовных практик он не стесняется потом называть ложными, а людей им следующих — тупицами (муддха). Таким образом, львиная доля ведической литературы самим же автором признается вводящей в заблуждение и приводящей к погибели (самсаре [14]). Но ведь солгавший в одном, вполне может обмануть и в другом, куда более важном. Доверять обманщику на сто процентов уже нельзя никогда. Кришна — мастер обмана и иллюзий, в то время как Христос никого никогда не обманывал. Христу я могу довериться, Кришне — нет.

Да и с датировкой самих шастр ситуация ничуть не лучше. Любой современный ученый-индолог скажет, что Бхагавад-гита в известной нам сегодня версии сложилась не ранее I века до н.э., а ключевое гаудия-вайшнавское писание Бхагавата Пурана датируется VIII-IX вв. нашей эры. Даже такой авторитетный вайшнавский учитель как Бхактивинода Тхакур признавал в этом вопросе правоту современных ученых. Проведя собственное исследование, он датировал Бхагавата Пурану X веком нашей эры, а Махабхарату не считал произведением одного автора, но многовековой компиляцией, завершенной к началу нашей эры, к созданию которой приложили руку самые разные писатели и поэты. Последующие за Бхактивинодой проповедники обо всем этом тактично умолчали, выдавая вайшнавские писания за самые древние и авторитетные священные книги мира.

Кроме того, многие ученые сходятся еще и на том, что сам по себе образ Кришны — собирательный, что в историях о нем слились воедино сказки и мифы разных времен и народов, причем героями этих мифов были на самом деле разные личности, как исторические, так и неисторические. К Средним векам образ Кришны принял уже более четкую форму, с которой, собственно, вайшнавы сегодня и знакомы. Можно ли в него безоговорочно верить? Я верил. Но теперь уже не верю. И поражаюсь своей былой слепоте и доверчивости.

Причина 9. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Церкви. В Церкви хранятся и живут все духовные богатства, которые были когда-либо переданы человечеству Богом. В Церкви присутствует Божественная Любовь в столь великой мере, что покрывает все наши пороки и несовершенства. Приобщаясь к Церкви, мы становимся частью Тела трансцендентного Бога, и нет на земле большего блаженства, чем переживание такого единения с любимым Господом. Таким образом, царство Божие, Его духовный мир, реализуется уже здесь, на земле, и человек — всегда слабый и несовершенный человек — приглашается и приобщается к божественной жизни уже здесь и сейчас. Церковь являет на земле Бога, будучи в некотором смысле Его всегда пребывающей с нами аватарой [17]. Тот, кто однажды вкусил нектар сопричастия Церкви, не променяет его ни на что другое. Я был найден Церковью, спасен и очищен. Здесь я вижу Христа.

Причина 10. Я не вайшнав потому, что в вайшнавизме нет Христа. В данном случае я имею ввиду не только личную привязанность к Нему как к моему Учителю. Безусловно, такая привязанность и личные отношения дорогого стоят. Но и в вайшнавизме люди часто преданны и послушны своим учителям. Здесь же я хочу сказать о Христе, как о милостивом и любящем Боге, который пришел на землю 2000 лет назад и поныне пребывает с нами.

Бог любит нас, и нигде и ни в ком любовь Господа так ни проявляется так полно, как в Иисусе Христе — Его ипостаси, сделавшейся воспринимаемой человеческими чувствами.

1. Вайшнавизм — течение в индуизме, почитающее верховным богом Вишну или Кришну.

2. Бхакта — то же, что верный; почитатель и поклонник того или иного божества.

3. Брахмачари — кришнаитский монах.

4. Брахман — индуистский священнослужитель, уполномоченный проповедовать, совершать жертвоприношения и служить в храмах.

5. Гуру — духовный учитель.

6. Харе Кришна мантра — основная молитва вайшнавов, состоящая из имен Кришны. Ее поют, повторяют на четках, на нее медитируют.

7. Мантра гайятри — особенная молитва, которую повторяют только мужчины-брахманы.

8. Шастры — санскритское название священных писаний.

9. Карма — последствия деятельности человека, определяющие его судьбу.

10. Термин встречается у Кришны Чайтаньи в Шикшаштаке.

11. Веды — наиболее древние писания индуизма, содержащие предписания поклонения различным богам, а также заклинания, магические ритуалы и славословия.

12. Упанишады — более поздние по сравнению с Ведами произведения. В них содержатся размышления о природе высшей Истины, о духовном мире и человеческой душе.

14. Самсара — круговорот повторяющихся рождений и смертей, в который, по учению вайшнавов, ввергаются непреданные Богу души.

15. Сампрадая — цепь преемственности, по которой от учителя к ученику передаются духовные знания и мантры.

16. Ачарья — букв. тот, кто учит собственным примером; авторитетный наставник в вайшнавизме.

17. Аватара — нисшествие Всевышнего на землю и воплощение в земном образе.

Вишну, возлежащий на змее Ананта-Шеше (большая фигура). Стоящий Вишну в окружении своих супруг Шри-деви и Бху-деви (три малые фигуры). Амма мандапа на берегу Кавери, Шрирангам (Тамилнад)

Вишнуизм включает такие аспекты, как ритуальное поклонение божеству (упасана); принятие прибежища в Вишну (шаранагати); приверженность ненасилию (ахимсе), вегетарианству и альтруизму [6] .

Вишнуизм породил богатую философско-религиозную литературу на санскрите и индийских языках, а также обогатил индийскую культуру в области музыки, танца, скульптуры и архитектуры.

Читайте также: