Семья в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поздняя российская империя оставалась конфессиональным государством. Его православным подданным было непросто получить развод — нужен был свидетель измены или доказательство физической немощи супруга. Человек, признанный виновным в разводе, на несколько лет лишался возможности вступать в брак. Физическое насилие в семье не считалось поводом для развода.

Вне церкви разрешение на отдельное проживание можно было получить в специальной императорской комиссии. Однако для этого нужен был паспорт, который женщина могла получить только от отца или мужа. При побеге без паспорта женщина не могла устроиться на работу, ее объявляли в розыск.

Также российская империя представляла собой сословное общество. Среди крестьян жена воспринималась в качестве рабочей силы. У купцов женщина имела схожое значение, но также рассматривалась в качестве инвестиции (возможности получить приданое). Идея романтической любви — необходимости эмоциональной близости и взаимной симпатии между супругами — была относительно новой. Многие образованные люди осуждали патриархальный уклад общества. Среди молодежи были распространены фиктивные браки для получения женщинами паспортов.

В 1918 году большевиками был принят кодекс законов об актах гражданского состояния. Провозглашалось равенство между полами, были разрешены разводы, установлены равные права на алименты. Процедуры развода, брака, регистрации детей были секуляризированы. В 1926 году совместное проживание при свидетелях было законодательно приравнены к браку, развод можно было получить по почте.

При этом в советском обществе на женщину накладывалась двойная нагрузка — семейная и мобилизационно-производственная.

В 1936 году Иосиф Сталин провел масштабные консервативные изменения. Был выпущен запрет на аборты. При этом вводились пособия для одиноких матерей, увеличились выплаты за детей, был запрещен развод по почте, усилен контроль за выплатой алиментов. После принятия сталинской конституции считалось, что социализм в Советском союзе уже восторжествовал — в такой ситуации не оставалось поводов отказываться от деторождения. Также предыдущие радикальные реформы способствовали значительному увеличению количества разводов. Избежать выплаты алиментов для мужчин тогда не представляло труда. Брошенные и разведенные женщины часто оказывались обречены на бедность. Мужчины и сами в большинстве своем были бедны и не могли одновременно содержать две семьи. Все это создавало впечатление хаоса от которого страдали в первую очередь женщины.

Во время войны оказались сильны пронаталистские тенденции. Был введен налог на холостяков, усложнен развод. Аборты были разрешены только в 1955 году из-за слишком большого количества жертв криминальных абортов. Параллельно с этим государство начало широкомасштабную кампанию против прерывания беременности. Деторождение начали трактовать как биологическую потребность пары, важную как для мужчины, так и для женщины.

При Михаиле Горбачеве политика по отношении к семье вновь изменилась. Было признано, что партия перестаралась в своих реформах, и женщину нужно вернуть в естественную для нее среду — то есть в лоно семьи. В ходе перестройки будущий министр труда Геннадий Меликьян публично сомневался в целесообразности трудоустройства женщин при наличии безработных мужчин.

Современная семейная политика политика находится в дискуссии с советским прошлым. Наиболее распространенная позиция на сегодняшний день такова: основная роль женщины — материнская, но и ее желание работать также считается социально приемлемым. В бывших социалистических странах количество женщин на руководящих должностях больше, чем в среднем в мире. Также важно отметить, что сейчас семейная политика зациклена на рождении детей — пронаталистских трендах, а не на гармонизации отношений между партнерами.


Советская семья / Фото: news-mt.ru

И, как часто это бывает, стираются из памяти браки, созданные по расчету, отсутствие возможностей, а также регулярное вмешательство в семейные дела государства. И хотя очень много тех, кто считает, что в СССР все было радужным, на самом деле это не совсем так.

1. Жена обязана работать

Понятия домохозяйка в СССР не существовало / Фото: yandex.by

2. В семье нет детей – платите налог

Бездетные пары платили дополнительный налог / Фото: naurok.com.ua

Как ни странно, но в Советском Союзе существовал особый налог, который накладывался на бездетность. Если у мужчин 20-50 лет и женщин 20-45 лет не было детей, они обязаны были со своей зарплаты выплачивать каждый месяц шесть процентов. Тем, кто учился, предоставлялись льготы, но на практике вычет был у всех.
Чтобы этот вычет отменили, нужно было или родить, или усыновить ребенка. В наше время с этим вопросом попроще. Налога не существует, и люди могут сами решить, когда им рожать детей или брать на усыновление.

Споры между супругами выносились на коллективное рассмотрение / Фото: kakprosto.ru

4. Браки, заключенные по расчету

Браки по расчету в СССР - распространенное явление / Фото: uk.adviceinn.com

Этот вид браков в СССР был намного популярнее, чем сегодня. Проблема заключалась в самой системе, которая вносила ограничения в развитие граждан и в их реализацию. Именно семейным парам быстрее давалась жилплощадь, очередь на автомобиль тоже сдвигалась в их пользу, да и сделать карьеру семейному человеку было намного проще. Незамужние девушки и неженатые парни таких привилегий были лишены, в их сторону бросались косые взгляды. Холостая жизнь в почете в СССР не была.

Семейные люди в СССР имели больше возможностей, чем холостые / Фото:yandex.by

Каждый сам вправе решать, что хорошо, а что плохо - положительные и отрицательные стороны есть у любого временного промежутка. Одно можно сказать точно, что нашим современникам многое в таком подходе непонятно и чуждо. Читайте, какие принципы советского воспитания могут сломать жизнь современному ребенку .

Институт семьи и брака в СССР

Институт семьи и брака в СССР

Однако жизнь жестоко посмеялась над сторонницей теории свободной любви. Ее героический возлюбленный, моряк Балтики Павел Дыбенко был арестован за участие в антибольшевистском выступлении и ему по законам революционного времени грозил расстрел.

Институт семьи и брака в СССР

Сразу же после создания РКСМ, для знакомства с новой организацией в столицу были посланы инициаторы с мест. По их возвращении во всех школах, на заводах и фабриках городов проходят митинги по созданию комсомольских ячеек. Губкомы, проводя в жизнь политику новой организации, выдавали постановления о том, что каждый комсомолец или рабфаковец имеет право реализовать свое половое влечение, а комсомолка или рабфаковка должна его удовлетворить по первому же требованию, - в противном случае она лишалась звания комсомолки и пролетарской студентки.

Институт семьи и брака в СССР

В результате, когда все без исключения комсомольцы и коммунисты были уверены, что у них есть права на удовлетворение мужской физиологической потребности, в Стране Советов назрела новая проблема: что делать с детьми, рожденными от блуда свободной любви, которых матери не могли прокормить. Они пополняли детские дома, становились беспризорниками. Зачатые в жутких условиях, - не в процессе любви, а в процессе бездушия и насилия, - никогда не знавшие материнского тепла, они росли и вливались в ряды преступного мира.

Институт семьи и брака в СССР

В.И. Ленин, выступая перед молодежью на III съезде комсомола и призывая учиться коммунизму, ни слова не сказал об отношениях между юношами и девушками, любви и семье. Задачу воспитания детей он отдает комсомолу: «Надо, чтобы Коммунистический союз молодёжи воспитывал всех с двенадцати лет в сознательном и дисциплинированном труде 8 . Веселенькое будущее готовил он российской молодежи - труд с двенадцати лет под контролем комсомола. Нужно отметить, что многие вожди советской власти, такие как С.М. Киров или злополучный Л.П. Берия не отличались аскетизмом, были и другие любители балерин и актрис, и им все сходило с рук до определенного времени.

Однако практика строительства советского государства показала, что безответственное и нигилистическое отношение к семье не просто вредно, но и преступно, так как расшатывает основы самого государства. Сталин и другие вожди большевиков начинают прозревать и понимать, что залогом прочного и стабильного государства является такая же стабильная и прочная семья.

Институт семьи и брака в СССР

Институт семьи и брака в СССР

"Подлинный коммунист, советский человек, - говорят они, - должен остерегаться парного брака и стремиться удовлетворить свои потребности путем свободой взаимоотношений мужей, жен, отцов, детей, так что не разберешь, кто к кому и как точно относится. Луначарский уточняет, что отрицательным, абсолютно неприемлемым в буржуазном парном браке является неравенство мужчины и женщины, насилие мужчин над женами.

Институт семьи и брака в СССР

В советском обществе единственно правильной формой семьи является длительная парная семья. Он указывают на ужасающее положение детей: «Наши детские дома и сейчас экономически и педагогически неудовлетворительны, - a y нас сотни тысяч детей, столько же, сколько мы приютили, бегают еще по улицам в качестве беспризорных полуживотных, и мы не можем, мы не имеем средств их поймать, приручить и сделать их нормальными государственными детьми. Только родители в ближайшие годы смогут вынести тяжесть по воспитанию.

Институт семьи и брака в СССР

Институт семьи и брака в СССР

Воздержание для молодежи ничуть не вредно. Чем позже юноша или девушка вступает в брачную жизнь, тем свежее, сильнее, полнее сохраняется он для настоящего брачного счастья, для настоящей подлинной любви и общественной деятельности. Но мы не лицемеры. Мы говорим, что в некоторых случаях аборт необходим, но предупреждаем, что это вредно, что это опасно, что это - риск: повторные аборты почти всегда гибельны, поэтому прежде, чем решиться на это, обдумайте, взвесьте, серьезно рассмотрите этот вопрос. Мы не должны отрицать влюбленность, ухаживание, эротически окрашенное общение между мужчиной и женщиной. Тут молодые мужчины и девушки выбирают друг друга, подбираются так, чтобы потом, после длительного знакомства, решиться на парный длительный брак. Но решение должно быть серьезно, чтобы, по возможности, избежать абортов.

Рождение советского государства было связано с самой настоящей сексуальной революцией, когда к семейным ценностям относились более, чем либерально. Но уже в 1930-х всё изменилось: создавалось новое брачное законодательство, семья признавалась ячейкой общества, а государство оставляло за собой право на регулирование личной жизни граждан.

Мнение Советская семья в качестве основного социальная единица в обществе эволюционировал от революционного к консервативному; правительство Советский союз сначала попытался ослабить семья а затем укрепить его.

Содержание

Женщина-большевик в советском доме


Роль женщины-большевика вызвала много споров, особенно в начале послереволюционной российской эры. До этой революции роль женщины-большевика заключалась в том, чтобы вести домашнее хозяйство. Обеспечить воспитание детей традиционным советским образом жизни было крайне важно в семье среднего большевика. Средняя женщина готовила еду, состоящую из хлеба, овощей и бульона; и сыр для более обеспеченных семей, и источник белка. В большевистском фольклоре мать играла важную роль в воспитании детей в домашнем хозяйстве; особенно о домашнем хозяйстве, ценностях и культуре, которые будут представлены среди членов семьи. Успех и подъем большевистского режима и падение Царь Николай II и, по сути, вся его семья, впоследствии оставит уникальную возможность для женщин России. Революционная война, и большое количество солдат, необходимых для адекватной защиты, оставило пустоту в промышленных секторах рабочей силы, и эта пустота была заполнена сотнями тысяч женщин, которые должны были взять на себя роль, оставленную отцами-солдатами. В качестве платформы большевизм выступал за эволюцию традиционных гендерных ролей; вместо этого предлагая возможности для женщин внутри партии, когда в 1919 году было создано Управление по работе среди женщин. Несмотря на это сильное стремление к переменам со стороны Женотдел, чрезвычайно патриархальное общество, существовавшее сотни лет назад, вытеснит эти усилия. [1]

Большевистское видение семьи

Кодекс о браке, семье и опеке 1918 г.

Семейный кодекс 1926 года

Только в 1921 году семь миллионов сирот были перемещены, скитаясь по городам и сельской местности. [5] У государственных органов просто не было ресурсов для ухода за детьми. За усыновленным ребенком могла ухаживать семья практически бесплатно для государства. Кодекс 1926 года восстановит усыновление как решение проблемы детской беспризорности.

Семейный кодекс 1936 года

Кодекс 1936 года возник вместе с взрывом пропаганды в защиту семьи. [7] Кодекс впервые ввел ограничения на аборты и наложил штрафы и тюремное заключение для всех, кто получал или выполнял услугу. Кодекс также ввел в действие ряд законов, направленных на поощрение беременности и рождения ребенка. Страховые стипендии, отпуск по беременности и родам, гарантия работы, легкая пошлина, услуги по уходу за детьми и выплаты многодетным семьям Другим решительным шагом стало то, что кодекс усложнил получение развода. Согласно кодексу, обе стороны должны будут присутствовать при разводе и заплатить штраф. Могут быть суровые штрафы для тех, кто не платит алименты и алименты. [1]

Семейный указ 1944 г.

Семейный указ 1944 года станет продолжением консервативной тенденции кодекса 1936 года. Ссылаясь на тяжелые потери рабочей силы и социальные разрушения после Второй мировой войны, Президиум Верховного Совета принял законы, которые будут способствовать дальнейшему вступлению в брак и деторождению.

Указ также стремился сохранить семейную ячейку, сделав развод еще более трудным. Штрафы были увеличены, и сторонам часто приказывали попытаться примирения. Развод тоже стал публичным делом. Разведенные должны были явиться в общественный суд, и их намерения были опубликованы в местной газете. [9]

Эволюция советской семьи

Рано Советское государство стремился переделать семью, полагая, что, хотя экономическая эмансипация рабочих лишит семьи их экономической функции, это не разрушит институт, а скорее основывает семейные отношения исключительно на взаимной привязанности. Большевики заменили религиозные брак с гражданским браком, развод стало легко получить, и незамужние матери получили особую защиту. Все дети, законные или незаконнорожденные, имели равные права перед законом, женщины получили половое равенство в соответствии с законом о браке, наследование собственности было отменено, и аборт был легализован. [10]

Однако в начале 1920-х годов ослабление семейных уз в сочетании с опустошением и беспорядками, вызванными Гражданская война в России (1918–21), в результате осталось почти 7 миллионов бездомных детей. Эта ситуация подтолкнула высших должностных лиц большевистской партии к выводу, что государству нужна более стабильная семейная жизнь, чтобы восстановить экономику страны и разрушить социальную структуру. К 1922 году правительство разрешило некоторые формы наследования, а после 1926 года были восстановлены полные права наследования. К концу 1920-х годов взрослые стали более ответственными за заботу о своих детях, и гражданскому браку был предоставлен равный правовой статус с гражданским браком. [10]


После смерти Сталина в 1953 году правительство двинулось в более ревизионистском направлении и отменило некоторые из своих наталист законодательство. В 1955 году он объявил аборты по медицинским показаниям законными, а в 1968 году он объявил все аборты законными. Западноевропейский политика. В середине 1960-х государство также либерализовало процедуру развода, но в 1968 году ввело новые ограничения. [10]

В 1974 году правительство начало субсидировать более бедные семьи, средний доход на душу населения которых не превышал 50. рубли в месяц (позже повысили до 75 рублей в месяц в некоторых северных и восточных регионах). Размер субсидии составил 12 рублей в месяц на каждого ребенка до восьми лет. Было оценено [ кем? ] что в 1974 г. эту субсидию получали около 3,5 млн семей (14 млн человек, или около 5% всего населения). Однако с увеличением дохода на душу населения количество детей, нуждающихся в такой помощи, уменьшилось. В 1985 году правительство повысило возрастной ценз для получения помощи до двенадцати лет и младше. В 1981 году субсидия незамужней матери с ребенком увеличена до 20 рублей в месяц; По оценкам, в начале 1987 года такую ​​помощь получали 1,5 миллиона незамужних матерей, что в два раза больше, чем в конце 1970-х годов. [10]

Семейный размер

Семейный размер и состав зависел в основном от места жительства - городское или сельское - и этнической принадлежности. На размер и состав таких семей также влияют жилищные ограничения и ограничения доходов, пенсии и занятость женщин вне дома. Типичная городская семья состоит из супружеской пары, двух детей и примерно в 20% случаев одной из бабушек, чья помощь в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства была важна в подавляющем большинстве семей с двумя наемными работниками. В сельских семьях обычно было больше детей, чем в городских, и зачастую под одной крышей содержалось три поколения. Семьи в Центральная Азия и Кавказ обычно имели больше детей, чем семьи в других странах Советского Союза, и в состав семьи входили бабушки и дедушки. В целом, средний размер семьи соответствует аналогичному показателю в других промышленно развитых странах, где в семьях с более высоким доходом меньше детей и ниже уровень младенческой смертности. С начала 1960-х до конца 1980-х годов количество семей с более чем одним ребенком уменьшилось примерно на 50% и в 1988 году составило 1,9 миллиона. Около 75% семей с более чем одним ребенком проживают в южных регионах страны, половина из них - в Средней Азии. в русский, украинец, Белорусский, Молдавский, эстонский, Латышский, и Литовский республики, семьи с одним и двумя детьми составляли более 90% всех семей, тогда как в Средней Азии семьи с тремя и более детьми колебались от 14% в Кыргызская Республика до 31% в Таджикский. Опросы показали, что у большинства родителей было бы больше детей, если бы у них было больше жилой площади. [10]

Начиная с середины 1980-х годов правительство продвигало планирование семьи чтобы замедлить рост коренного населения Центральной Азии. Местная оппозиция этой политике особенно заметна в Узбекский и Таджикский республики. В целом, однако, правительство продолжало публично чествовать многодетных матерей. Женщины получили медаль материнства второй степени за пятое живорождение и Мать-героиня медаль за свою десятую. Большая часть этих наград досталась женщинам из Средней Азии и Кавказа. [10]

Репродукция и планирование семьи

Основной формой контрацепции в раннем СССР была прерванный половой акт. Из-за нехватки резины презервативы и диафрагмы стали недоступны, а противозачаточные средства редко обсуждались политическими деятелями. [1]

Семейные и родственные структуры

Расширенная семья была более распространена в Центральной Азии и на Кавказе, чем в других частях страны, и, как правило, в сельской местности больше, чем в городах. Уважение к пожеланиям родителей в отношении брака было особенно сильным в этих регионах, даже среди проживающих там русских. [10]

Расширенные семьи помогли сохранить традиционный образ жизни. Патриархальные ценности, которые сопровождают этот образ жизни, повлияли на такие вопросы, как контрацепция, распределение власти в семье и роли отдельных лиц в браке и семье. Например, традиционные узбеки придают большее значение своим родительским обязанностям, чем собственному счастью как супругов или отдельных лиц. Однако более молодые и образованные узбеки и работающие женщины с большей вероятностью вели себя и думали так же, как их сверстницы в европейских регионах Советского Союза, которые были склонны делать упор на индивидуальной карьере. [10]

В городах большие семьи не были распространены. Пары жили с родителями в первые годы брака только из-за экономических проблем или нехватки жилья. Когда рождались дети, пара обычно приобретала отдельную квартиру. [10]

Функция семьи


Правительство взяло на себя многие функции досоветской семьи. Например, различные государственные учреждения взяли на себя ответственность за поддержку людей в периоды болезни, потери трудоспособности, старости, материнства и производственных травм. Государственные детские сады, дошкольные учреждения, школы, клубы и молодежные организации взяли на себя большую часть роли семьи в социализации детей. Однако их роль в социализации была ограничена, потому что дошкольные учреждения имели места только для половины всех советских детей до семи лет. Несмотря на то, что правительство взяло на себя многие обязанности, супруги по-прежнему несли ответственность за материальную поддержку друг друга, несовершеннолетних детей и взрослых детей-инвалидов. [10]

Преобразование патриархального сельского домохозяйства из трех поколений в современную городскую семью из двух взрослых и двух детей свидетельствует о тех великих изменениях, которые пережило советское общество с 1917 года. Эта трансформация не привела к первоначально предполагаемому эгалитаризму, но навсегда изменил природу того, что когда-то было Российская империя. [10]

Диета и питание советской семьи

История рациона Советского Союза до Второй мировой войны охватывает разные периоды, которые по-разному влияли на производство и доступность продуктов питания. Периоды низкой урожайности и ограниченного распределения продуктов питания в начале 1920-х и снова в начале 1930-х годов привели к великому голоду и страданиям в Советском Союзе. [13] Сельское хозяйство было одним из основных направлений производства продуктов питания и было центром развития советского коммунизма. Когда урожай был неурожайным или страдали от низкого урожая, советские крестьяне сильно страдали от недоедания. Традиционные продукты питания, которые использовались в Советском Союзе, состояли из различных зерен для хлеба и выпечки, молочных продуктов, таких как сыр и йогурт, и различных видов мяса, таких как свинина, рыба, говядина и курица. [14] Овощей было меньше, чем других продуктов питания, из-за нехватки ресурсов и плохой урожайности. Картофель был очень важным продуктом питания советских семей. [15] Картофель легко выращивать и собирать в самых разных средах, и он обычно был надежным источником пищи. Недоедание было важным фактором плохого состояния здоровья и индивидуального роста в этот период в Советском Союзе. [16] Подобно западной традиции трех основных приемов пищи в день, советская еда состояла из завтрака (Завтрак), обед (подчиняться), и ужин (ужин). Супы и бульоны из мяса и овощей, когда они были доступны, были обычным блюдом советской крестьянской семьи.

Читайте также: